Содержание
Введение
Характеристика и понятие государства
Элементы и формы государства
Форма правления
Форма государственного устройства
Политический режим
Заключение
Список литературы
/>Введение
Государство — явление многоликое. В самых разных значениях употребляетсяи термин «государство». В обыденном словоупотреблении нередко речь идето географическом понятии — стране, да и она иногда обозначается неточно (например,республику США называют Америкой).
Между тем, на территории одной страны может быть несколько государств.В их границах существовали разные общества с неодинаковым политическим строем.
Неотделима от деятельности государства политическая система общества.Государство принимает меры по обеспечению реальной многопартийности, разрешает деятельностьуказанных в законе партий. Государство устанавливает законами основы организациии деятельности других общественных объединений (деятельно их организация и деятельностьрегулируются собственными уставами), с методами деятельности органов государстванеразрывно связан существующий в стране политический и тем более государственныйрежим.
Особенности в способах организации государственной власти, ееэффективности не могут служить основанием для отрицания самого явления государственности.Высшие и местные органы власти, административное управление, деление территориистраны могут быть построены по-разному, децентрализованная система управления отнюдьне исключает качеств государственности. Все государства обладают суверенитетом независимоот размеров территории, численности населения и других факторов.
/>Характеристика и понятиегосударства
Определить и объяснить основные характеристики государства, тоесть указать его главные признаки и, тем самым, раскрыть природу государства, сформироватьего понимание (понятие), — одна из основных задач теории государства. Познать природугосударства — значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии,в его социальной ценности и назначении. Это значит понять государство в единствевсех многообразных и противоречивых свойств, сторон и форм, как самостоятельныйи целостный социальный институт. Рассматривается характеристика государства какполитической организация раннеклассового общества, т.е. рассматривалось это свойствона этапе возникновения и становления государства. Раскрытие природы государствана этапе его существования, функционирования и развития требует дальнейшего теоретическогопродвижения в этом направлении, предполагает анализ государства как политическойорганизации зрелого, сформировавшегося классового общества. Таким образом, современнаятеория государства рассматривает два тесно взаимосвязанных, протяженных во временипроцесса в государственной организации человечества — процесс происхождения государстваи процесс его существования, функционирования и развития.
Само понятие «сущность государства» стало широко использоватьсяна предыдущем этапе отечественной теории государства и права. Под сущностью государствапонимались его классовая природа, использование государства для утверждения властигосподствующего класса. Государство понималось как машина, орудие для насилия одногокласса над другим, для обеспечения эксплуатации. Утверждалось, что открытие классовойприроды государства и тем самым его сущности — это великая научная заслуга марксистскойтеории государства и права, а характеристики формы государства, его функций — этохотя и важное, но все же вторичное для познания государства обозначение. Эти характеристикиопределяются сущностью государства.
При таком теоретическом понимании сущности государства становятсяпонятными и те практические следствия, выводы, которые были положены в основу деятельностивластей на социалистическом этапе российской государственности. Это и использованиегосударственного принуждения, насилия для ликвидации предыдущего общественного строя,в том числе его персонофицированных приверженцев, и насильственные формы социалистическихпреобразований. Да и вся устрашающая механическая система представлений о государстве- машина, орудие, механизм — работа исключительно на господство, власть одной партии,а затем и ее лидеров — генеральных секретарей.
В свое время Ф. Энгельс правильно заметил: «К государствустихийно в дальнейшем, однако, в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина господствоваладругая концепция генезиса государства. В соответствии с ней государство не можетзародиться на почве, свободной от классов и классовых антагонизмов, государство- продукт и главное орудие классовой борьбы. И это была ошибочная концепция, сформированнаяна предыдущем уровне исторических знаний в условиях острой политической борьбы.Например, подчеркивая, что в классовом обществе политическая власть, как и государство,имеет не просто волевую, а классово-волевую природу, основоположники марксизма иих последователи гипертрофировали классово-насильственную природу политической власти,утверждали, что политическая власть в собственном смысле слова — это организованноенасилие одного класса для подавления другого. Отсюда и марксистское определениегосударства как средства, орудия, инструмента и даже машины в руках господствующегокласса для подавления сопротивления угнетенных классов. А В. Ленин писал, что государствоесть машина для угнетении одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновенииодному классу прочие, подчиненные классы. В этом марксизм видел сущность государства.
Природа государства как политической организации особенно яркопроявляется в его сопоставлении с гражданским обществом. Понятие „гражданскоеобщество“ — одно из основных в теоретическом наследии классиков государственно-правовоймысли — было долгое время забыто в отечественной юридической науке и практическисведено к понятию „производственные отношения“. На самом же деле»гражданское общество" — категория гораздо более широкая, чем эти отношения.И она будет рассмотрена в специальной главе. Здесь же важно подчеркнуть, что онавключает в себя все богатство общественных отношений за пределами политическогогосударства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные,культурные, семейные и др. Именно гражданское общество составляет реальную основугосударства.
Более того, характеризуя государство как политическую организациюобщества, необходимо во многом пересмотреть такие постулаты марксистской теории,как «класс — основная единица общества и главный субъект истории».
И в этой связи в познавательном отношении ценным является положениео том, что государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания,в котором форма представлена политическим государством, а содержание гражданскимобществом. Как политическая форма, политическая оболочка общества государство рассматриваетсяв трудах, например, Гегеля, считавшего, что политическое устройство общества«есть организация государства и процесс его органической жизни в соотношениис самим собой».
Так, не менее важная характеристика государства состоит в том,что оно представляет собой особую структурную организацию.
Как отмечалось, до возникновения государства люди объединялисьне столько на основе проживания, на определенной территории, сколько по признакуродства. Однако со временем связь членов общин с определенной территорией усиливалась,а при переходе к земледелию стала основной. Исходным пунктом организации обществастало территориальное деление, и гражданам предоставили осуществлять свои общественныеправа и обязанности там, где они поселялись, уже, как правило, безотносительно кродственным отношениям. Организация населения месту жительства стала основной вовсех государствах.
С характеристикой государства как особой организации политическойвласти, как структурной и территориальной организации тесно связан и целый ряд другихпринципиально важных специфических черт государства, которые коренным образом отличаютего от других элементов политической системы общества. Важнейшими среди них являются:
монополия на принудительную власть в отношении населения. Никакаяиная организация общества не имеет права на применение силы, во всяком случае, безсанкции государства;
суверенитет государственной власти, т.е. ее верховенство и независимостьот какой-либо иной власти, право и возможность осуществлять внутреннюю и внешнююполитику от имени всего общества внутри и вне страны;
издание законов и правил, обязательных для всего населения, длявсех, без изъятия, граждан данного государства;
взимание налогов и сборов с населения данной территории для содержаниягосударственного аппарата, формирования общенационального бюджета.
Государство — это союз, объединение людей для обеспечения ихблагоденствия, защиты и т.п. Основа этого союза, объединения может иметь разныеформы правовые, нравственные, организационно-трудовые и т.д. С философским обоснованиемтакой позиции выступал еще И. Кант. «Государство, — писал он, — это объединениемножества людей, подчиненных правовым законам». Благо государства, сточки зренияИ. Канта, заключается в согласованности государственного устройства с правовымипринципами объединяющими людей общей мерой их свободы с помощью категорическогоимператива.
Государство — это определенная коллективность, ассоциация, создаваемаяпублично-властными отношениями и институтами. Так, в трактовке Гегеля, государствокак нравственное целое выступало не в качестве агрегата атомизированных индивидовс их обособленными правами, не мертвого механизма власти, а живого общественногоорганизма. Поэтому Гегель предполагает единство свободы, с одной стороны, индивида,гражданина, а с другой — государства, не противостояние их автономных и независимыхправ и свобод, а органическую целостную свободу — свободу государственно организованногонарода (нации), включающую в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.Иная позиция определяет государство как аппарат, особый слой людей, призванных управлятьдругими людьми.
/>Элементы и формы государства
Любое государство помимо его сущностии социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, всовокупности образующими его форму. Под формой государства понимается то, какорганизованы государство и его органы и каким образом осуществляется государственнаявласть. Для того чтобы получить наиболее полное представление о форме какого-либоконкретного государства, надо посмотреть на его устройство с трех сторон (традиционноих называют элементами формы государства):
1) следует выяснить, кому принадлежитверховная власть, как формируются высшие органы государственной власти, каковa их структура и объем властных полномочий,как они взаимодействуют с народом и друг с другом. Этот элемент формы государстваназывается формой правления. Различают две основные формы правления: монархиюи республику, которые в свою очередь подразделяются на виды. Их подробная характеристикабудет дана ниже;
2) необходимо установить, как организованатерритория государства, на какие части она делится, каковы отношения государствав целом с его составными территориальными единицами, т.е. как функционирует властьпо вертикали. Этот элемент формы государства называется формой территориальногогосударственного устройства. Различают две основные формы государственного устройства:унитарное и федеративное государство.
3) следует уточнить, какие способы и средстваиспользует государство для осуществления своей власти, а также степень участия вней народа и положение личности в государстве. Этот элемент формы государства называютгосударственным (политическим) режимом. Все государственные (политические)режимы принято делить на демократические и антидемократические.
Форма каждого конкретногогосударства как совокупность указанных элементов (формы правления, формы государственногоустройства и государственного режима) складывается исторически под влиянием целогоряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития,достигнутый обществом, и отношения между основными политическими силами в нем. Поэтомув разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большейстепени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политическихсил в стране. Этим объясняется то, что в средние века, например, наиболее распространеннойформой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторыхстранах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либобыла заменена республиканской (тоже разных видов).
Такое разнообразие объясняется тем,что помимо указанных выше факторов на форму государства могут оказывать влияниетакже иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции,присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурногоразвития и национального сознания народа, степень его политической активности.
/>Форма правления
Государство, в котором монарх ни с кемне делит верховную власть: сам издает законы, назначает чиновников на все высшиедолжности, вершит высший суд и управляет государством по собственному усмотрению,а если привлекает советников, то их советы для него не обязательны — называетсянеограниченной или абсолютной монархией. В абсолютных монархиях власть монархаобожествляется, признается естественным неравенство людей, но при этом все считаютсяподданными монарха и обязаны ему повиноваться. Там провозглашаются всеобщая любовьи преданность монарху, безграничное доверие к нему. Народ никакого участия в управлениигосударством не принимает. Власть держится на жесткой дисциплине, принуждении ижелании сохранять существующие традиции. Абсолютные монархии существовали и в эпохурабовладения (например, античная Римская империя), однако наиболее часто встречающейсяформой правления монархия была в эпоху средневековья. Для периода феодальной раздробленностибыла характерна раннефеодальная монархия, когда в каждом отдельном княжествеили графстве был свой единичный правитель, являющийся носителем верховной властина своей территории, С преодолением феодальной раздробленности и централизациейгосударства появляется такая форма правления как сословно-представительная монархия,где наряду с монархом существуют органы из представителей разных сословий, скоторыми монарх вынужден считаться при решении важнейших вопросов (например, в Россиив XVII в. Земский собор при царе).Эта монархия уже является частично ограниченной.
В эпоху позднего средневековья при определенныхусловиях (равновесии сил двух господствующих классов) возникают и абсолютные монархии.Например, в России при Петре I, который в начале XVIII в. был провозглашен первым русскимимператором — самодержцем, началась эпоха самодержавия, закончившаяся в первой четвертиXX в.
После буржуазных революций в ряде странна смену абсолютным монархиям пришли ограниченные конституционные монархии, гденаряду с главой государства (монархом) существует другой высший орган (например,парламент). Среди ограниченных монархий различают дуалистическую и парламентскуюмонархии. Дуалистической называют монархию, в которой существует двойственность(дуализм) верховной власти: монарх, представляющий интересы феодалов, сохраняетвсю полноту исполнительной власти (он формирует правительство, т.е. назначает исмещает министров по своему усмотрению и они несут перед ним ответственность). Приэтом законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народомпредставителей (депутатов), который выражает интересы буржуазии и других слоев населения.В современном мире эта монархия почти не встречается (примером могут служить Марокко,Иордания).
Парламентской называется монархия,при которой монарх как глава исполнительной власти в правах ограничен и это юридическизакреплено в Основном Законе (Конституции). Даже если монарх назначает министров,то они несут ответственность перед парламентом и зависят от его вотума доверия.Таких монархий много в современном мире: это Япония, Швеция, Бельгия, Великобританияи др. В Великобритании нет писаной Конституции как единого правового акта, но действуютиные законы, ограничивающие власть королевы, почему и говорят, что «королеваАнглии царствует, но не правит». При такой форме правления монарх являетсяглавой государства, символом единства нации, народа, государства, обеспечивая стабильностьобщества, выполняет представительские функции.
Второй основной формой правления являетсяреспублика (от латинского геs рublicа — общественное дело). Республикой называется форма правления,при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенныйсрок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за своидействия по управлению обществом. В республиках, в отличие от монархий, государственнаявласть не обожествляется, в них господствует идея формального равенства всех граждани их объединения в государстве, обеспечивающем компромиссы между различными интересамии порядок. Теоретически в республике на любые должности может быть выдвинут любойгражданин из тех, кто не ограничен в своих правах по закону (например, отбываетуголовное наказание за преступление). В древние века существовали античные рабовладельческиереспублики двух видов: демократическая (Древняя Греция), где все граждане(рабы таковыми не являлись) допускались к участию в выборах представительных органовгосударственной власти и аристократическая (Древний Рим), особенность которойзаключалась в том, что в выборах принимало участие только привилегированное меньшинство.
В средние века республики встречалисьредко и лишь в виде свободных городов-республик (например, на Руси Новгород и Псков).
Наибольшее распространение республиканскаяформа правления получила после буржуазных революций. В современном мире существуетдве основные разновидности республики: президентская и парламентская. Для президентскойреспублики (например, США) характерно, что президент, избираемый коллегией выборщиков(или непосредственно народом) на определенный срок, является главой государстваи главой исполнительной власти. Он возглавляет правительство, которое сам же и формирует,т.е. назначает и смещает министров по собственному усмотрению. Правительство несетответственность перед президентом. Парламент не осуществляет контроля за деятельностьюправительства. Президент обладает также рядом других властных полномочий, например,является верховным главнокомандующим. Законодательная власть в президентской республикеосуществляется коллегиальным органом — парламентом, избираемым населением на определенныйсрок. Президент не вправе распустить парламент. А парламент может досрочно отстранитьпрезидента от должности (процедура отстранения называется импичментом), только еслион нарушит Конституцию или совершит преступление.
Парламентская (парламентарная) республика(например, Германия, Италия) характеризуется тем, что президент, избираемый,как правило, парламентом, а не населением, является только главой государства ине обладает большими властными полномочиями. Правительство возглавляется другимдолжностным лицом — премьер-министром и формируется парламентом из представителейтех партий, которые на выборах получили большинство голосов избирателей и следовательно,большинство мест в парламенте. Ответственность правительство несет перед парламентом,имеющим право выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой уход правительствав отставку. В парламентской республике президент может досрочно распустить парламенти назначить новые выборы.
Встречаются также смешанные республиканскиеформы правления, сочетающие в себе черты и президентской, и парламентской республики.К таким относится, например, Франция. Конституция Российской Федерации также устанавливаетсмешанную президентско-парламентскую форму правления в России.
/>Форма государственного устройства
Иногда, понятие «государственноеустройство» употребляется в широком смысле, им пытаются охарактеризовать государственныйстрой той или иной страны в целом, связать с политическим устройством государственнойвласти, для чего используется термин «политико-территориальное устройство государства».
Говоря о государственном устройстве,мы выясняем вопрос, о том, как организована территория государства, какова внутренняяструктура государства, т.е. из каких частей состоит государство, каким образом оноосуществлено внутреннее территориальное деление государства, какова система отношениймежду центральной и региональной властью государстве.
С юридической точки зрения государственноеустройство (национально-государственное, национально-территориальное) нередко используетсядля характеристики политико-территориальной и административно-территориальной организациигосударства, определения соотношения государства в целом с его составными частями(штатами, административно-территориальными единицами, автономными образованиями).
Государственное (национально-государственное,территориально-государственное) устройство включает в себя: нормы, правовую и политическуюпрактику, определяющие территорию и границы государства; нормы, правовую и политическуюпрактику, устанавливающие способ государственного (национально-государственного,территориально-государственного) устройства (унитаризм, федерализм, автономию, видыадминистративно-территориальных единиц); нормы, правовую и политическую практику,связанные с размежеванием компетенции между государством и его составными частями(между федерацией и штатами, между унитарным государством и автономными образованиями,между унитарным государством и административно-территориальными единицами); нормы,правовую и политическую практику о порядке взаимоотношений государства и его составныхчастей.
Нельзя не учитывать то обстоятельство,что при наличии одной и той же сущности государства ему может быть свойственна различнаяформа государственного устройства. Так, в США федеративная организация государственнойвласти, а во Франции — унитарная. Но по своей сущности они фактически одинаковы.Постигнуть сущность государственного устройства — это значит понять ту форму общественныхотношений, которая непосредственно определяет его. Причем сущность государства исущность его устройства — категории далеко не совпадающие, разные.
При рассмотрении государства как системына первый план выступают вопросы построения, компетенции и процедуры деятельностиорганов государства (аппарата), разделения власти; юридического оформления порядкаработы составных частей «правительственной машины», контроля обществанад нею и т.п. Рассматривая государство как территориальную систему, мы неизбежносталкиваемся с необходимостью применения методов политической и правовой системотехники,в том числе при моделировании организации территории, при рассмотрении самой территориикак системы.
Территориальная организация государстваможет пониматься в двух значениях. Во-первых, под территориальной организацией понимаетсясамо государство как одна из организаций общества, в которой связь между населениеми властью осуществляется по территориальному принципу.
Во-вторых, под территориальной организациейгосударства понимается организация его территории, определение его составных частейи система взаимоотношений между ними.
Форма государственного устройства — категория качественно-самостоятельная, она во многом определяется конкретно-историческимиособенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формахправления могут быть различные формы государственного устройства. Государства среспубликанской формой правления могут быть как (унитарными, так и федеративными).
По форме устройства все государстваделятся на унитарные, федеративные и конфедерации.
Унитарное государство — наиболее распространеннаяформа устройства современных государств. Термин «унитарное» имеет латинскоепроисхождение от слова «унус» — единый, один. Поэтому унитарное государство- это единое, (цельное государство, не имеющее внутри себя каких либо государственныхобразований, обладающих элементами суверенности, самостоятельности. Унитарные государстваорганизованы по административно-территориальному принципу.
В унитарных государствах действует единаясистема центральных и местных органов власти, поэтому в них существует единый центрвласти.
На территории унитарного государствадействует единая конституция и соответственно существует единая система законодательства.У них единая судебная система, одно гражданство, единая денежная и налоговая система.
Форма унитарного государства дает возможностьболее полной концентрации властных, экономических, финансовых и др. ресурсов в рукахцентральных органов власти. Она более Удобна для управления, поскольку административно-территориальныеединицы не обладают самостоятельностью и подчинены непосредственно центру. Решенияцентральных органов Власти действуют напрямую, минуя федеративный барьер, виде субъектафедерации.
В настоящее время в мире существуютдовольно разнообразные унитарные государства: централизованные и децентрализованные,простые и сложные.
В централизованных государствах местноесамоуправление в правах существенно ограничено или они вообще отсутствуют.
В децентрализованных органы местногосамоуправления не входят в систему органов государственной власти, они функционируютсамостоятельно (избираются непосредственно населением, имеют свой бюджет, принимаютсамостоятельные решения по вопросам своей компетенции и т.д.).
Простые унитарные государства состояттолько из административно-территориальных единиц (районов, городов), а сложные имеютв своем составе так называемые административные автономии. Например, Дания имеетв своем составе Фарерские острова, Гренландию, которые пользуются правами, близкимик правам субъектов федерации, но, тем не менее, Дания — это унитарное государство.
Федеративное государство — это всегдасложное государство, состоящее из нескольких государственных образований (не государств,а именно государственных образований).
Федерация — это союз, объединение (лат.),части которых обладают элементами государственности, определенной политической самостоятельностью.Мировая практика знает договорные, конституционные, договорно-конституционные моделифедераций, а исторический опыт показывает, что существование федераций, появлениефедеративных государств объясняется необходимостью совершенствования в основномвнутригосударственных отношений, вызывается потребностями повышения эффективностигосударственного управления.
При создании федеративных государстввсегда решается вопрос о передаче федеральному центру определенных экономических,политических, управленческих полномочий и в первую очередь тех, которые федеральнаявласть сможет решать более успешно, чем это делали бы субъекты федерации каждыйв отдельности. Одновременно решается и вопрос о том, какие полномочия сохранитьза субъектами федерации, а какие им рациональнее решать совместно с центром.
Федерации обладают рядом присущих имобщих признаков:
субъекты, входящие в федерацию, обладаютэлементами государственности, в частности имеют собственную конституцию, законодательные,исполнительные и судебные органы власти, государственные символы и т.д.;
федеральный центримеет высшие (общефедеральные) властные органы (парламент, правительство, высшиесудебные органы), решения которых по предметам их ведения имеют общеобязательноезначение для субъектов федерации;
территориальноеделение федерации проводится с учетом интересов субъектов федерации, т.е. территорияфедерации — это территория ее субъектов;
может быть двойное гражданство (общефедеральноеи гражданство какого-либо из субъектов федерации);
федеральный парламентимеет две палаты, одна из которых должна представлять интересы субъектов федерации;
имеется два видазаконов — законы общефедеральные и законы субъектов федерации;
существует двойная система налоговыхпотоков (федеральному центру и субъектам федерации).
Практика федеративного строительства(создания и функционирования федераций) выработала следующие основные способы распределенияполномочий (интересов) центра и субъектов федерации:
определяется исключительная компетенцияфедеральной власти;
устанавливается исключительная компетенциясубъектов федерации;
определяются вопросы, относящиеся ксовместному ведению (совместная компетенция) центра и субъектов федерации.
Федеративное государство — это союзноегосударство, составные части которого обладают определенной политической самостоятельностью.Образуются федерации несколькими путями. Это может происходить путем объединениянезависимых государств в результате договора о создании объединения. Или же в результатеприсоединения каких-либо новых территорий к государству с наделением или сохранениемза ними признаков самостоятельной государственности. Еще союзное государство можетвозникнуть из унитарного государства в том случае, если автономные или административно-территориальныеединицы в результате повышения их статуса стали обладателями определенной политическойсамостоятельности.
Федерации строятся либо по национальному(СССР), либо по территориальному (США) признакам. А, к примеру, в составе РФ присутствуюти субъекты, образованные по национальному признаку (республики, автономные округа,автономная область), и субъекты, образованные по административно-территориальномупризнаку (края, области, города федерального подчинения).
/>Политический режим
Политический режим — это «правила и цели политического взаимодействия»,совокупность основных приемов, средств и способов осуществления политической власти.Это система характерных для определенного типа государств политических отношений,господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состоянияполитической культуры.
Политический режим соотносится с понятием «политическаясистема общества». Политические партии определяют для себя цели, тактику, стратегию,решают, с какой из партий вступить в союз для формирования правительства, когдаего поддержать, когда нет — это относится к политическому режиму, политической системе.
Политический режим, как уже отмечалось, теснейшим образом связанс политической системой. Он характеризует весь комплекс институтов, участвующихв политической жизни общества и осуществлении политической власти. Исходя из политическогорежима, судят о реальной картине политического устройства общества, о характереполитических взаимоотношений между субъектами.
Субъектами политической власти выступают, в частности, органыместного самоуправления, которые согласно ст.3 п.2 ст.12 Конституции РФ являютсясамостоятельными и не входят в систему органов государственной власти.
Понятие «политический режим» включает следующие качественныепризнаки:
степень участия народа в формировании политической власти, атакже сами способы такого формирования;
соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
гарантированность прав и свобод личности;
характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;
степень реализации политической власти непосредственно народом;
положение средств массовой информации, степень гласности в обществеи прозрачности деятельности государственного аппарата;
место и роль негосударственных структур в политической системеобщества;
учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
доминирование определенных методов (убеждения, принуждения ит.п.) при осуществлении политической власти;
мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;
существование реальных механизмов привлечения к политическойи юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
/>Заключение
Государства существуют и функционируют в различных условиях.Отмеченное многообразие государственности связано не только с различными социальнымсодержанием государства, особенностями национального состава, быта, общественнойпсихологией, традициями и другими факторами самобытности народов. Оно обусловленотакже поисками таких моделей, которые обеспечивают более совершенное государственноеруководство обществом, достижение лучших результатов с меньшей затратой «управленческойэнергии», оно вызвано необходимостью полнее учесть в формах государственностиособенности народов, их бытия.
Новые государственные формы возникают на базе неизвестного раннееявления — интеграции государств. Она обусловлена различными причинами, в том числезадачами полнее использовать требования научно — технической революции для повышенияблагосостояния человечества, выравнивания условий жизни, требованием вместе идтипо пути социального прогресса, необходимостью поднять оставшиеся народы до болеевысокого уровня развития. Она протекает еще в выборочном порядке, многие народыне хотят поступаться своим благополучием, но интеграция развивается в самых различныхформах. На этой основе возникают государственные формы, неизвестные ранее: союзы,содружества, сообщества государств.
/>Список литературы
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов.- М.: Юриспруденция, 1999.
2. Радько Т.Н. Теория государства и права, — Москва, ПРОСПЕКТ 2010
3. Четвернин В.А. Понятие права и государства. Введение в курс теорииправа и государства. — М.: Дело, 1997. — 120 с.
4. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. — М.: Юристъ, 1999. — 398с.
5. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения: Учебный курс.- М.: Артикул, 1997. — 352 с.