Реферат по предмету "Государство и право"


Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия

САРАТОВСКИЙВОЕННЫЙ КРАСНОЗНАМЁННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ
кафедра УП и К
Предмет: уголовный процессКУРСОВАЯ РАБОТА
« ОСОБЕННОСТЬ ДОЗНАНИЯ ПО ДЕЛАМ, ПО КОТОРЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНОПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ

           ВВЕДЕНИЕ                                                                                            3
 
1.        ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ДОЗНАНИЯ КАК ОДНОЙ
ИЗ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕНЛЬНОГОРАССЛЕДОВАНИЯ             4   
 
2.        Дознаниепо делам, по которым
обязательно производствопредварительного                             следствия                                                                                         11
2.1.Дознание в Российской милиции                                                  13
2.2.Дознание в армии и военно-морском флоте                                15
          2.3. Дознание в органах государственной безопасности                          17
          2.4. Дознание в исправительно-трудовых учреждениях                           18
2.5.Дознание в органах государственного пожарного надзора                18
2.6.Дознание в органах пограничной охраны                                           22
2.7.Дознание на морских судах, находящихся в дальнем
 плавании                                                                                                23
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                        26
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                             27


ВВЕДЕНИЕ
Слово«дознание» происходит от широко в прошлом распространенных русских слов«дознать», «дознаться», т. е. точно разузнать, удостовериться в чем-нибудь. Вкачестве юридического понятия это слово обозначает особую форму расследованияуголовных дел, осуществляемого управомоченными на это государственнымиорганами.
Дознание,–этодеятель­ность некоторых административных органов государства, вы­текающая иззадачи предупреждения, пресечения и обеспече­ния раскрытия преступлений,выполнение которой для одних из этих органов обусловливается непосредственно ихназна­чением, а для других–особыми условиями, в которых они на­ходятся, нзаключающаяся в проверке по полученным сообще­ниям и заявлениям наличия событийпреступлений н в выявле­нии обстоятельств, препятствующих возникновениюуголовного дела, путем проведения уголовно-процессуальных иоперативно-розыскных мероприятий, а также в обеспечении успешного ведения поуголовному делу предварительного следствия пу­тем производства неотложныхследственных действий[1].
Ведьдознание–это одна из форм предварительного расследования. А процесс рас­следования,в соответствии с законом, начинается только с мо­мента возбуждения уголовногодела, которому предшествует, да и то не всегда, истребование необходимыхматериалов и по­лучение объяснений в порядке ст. 109 УПК РСФСР.
Указанныечерты дознания, разумеется, могут включаться в его определение, но только приусловии, что они не будут превалировать над признаками, характеризующимисобствен­но деятельность по дознанию. Это тем более необходимо, чтоуголовно-процессуальный закон при всей своей лаконичности характеризует процессдознания довольно подробно. «Деятель­ность органов дознания,–говорится в ст.118 УПК РСФСР,– различается в зависимости от того, действуют ли они по де­лам,по которым производство предварительного следствия обя­зательно, или же поделам, по которым производство предва­рительного следствия не обязательно».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАДОЗНАНИЯ КАК ОДНОЙ
ИЗ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕНЛЬНОГОРАССЛЕДОВАНИЯ
Вцелях укреп­ления законности в деятельности соответствующих дол­жностных лиц дознаниепризнано одним из видов пред­варительного расследования, четко определеныусловия, формы и порядок его производства, и тем самым исклю­чена возможностьсовершения органами дознания про­извольных действий, не предусмотренных взаконе и могущих ущемлять права граждан. Поэтому как пред­варительноеследствие, так и дознание нами всегда рас­сматривались в качествепроцессуальной деятельности, проводились в строгом соответствии с законом и ихма­териалы имели одинаковое доказательственное значе­ние. В этом была и естьпринципиальная общность между этими двумя видами предварительного расследо­ванияв советском уголовном процессе[2].
Советскийуголовный процесс различает две формы дознания. Первая из них проводится поделам, хотя и требующим производства предварительного следствия, но ввидунеотложности начатым органами дознания. В этом смысле дознание представляетсобой процес­суальную деятельность по производству только неотложных,первоначальных, не терпящих отлагательства след­ственных действий поустановлению и закреплению сле­дов преступления. Оно проводится до вступления вдело следователя, предшествует предварительному следствию и вместе с нимобразует единую стадию предваритель­ного расследования по конкретному делу. Помере по­степенного расширения круга дел, по которым обяза­тельнопредварительное следствие, систематически рас­ширялась и сфера примененияданной формы дознания в уголовном процессе. Сейчас она возможна по любомууголовному делу, если конкретные жизненные обстоя­тельства требуют немедленновозбудить это дело и пред­принять по нему не терпящие отлагательства следствен­ныедействия до того, как им займется сам следователь. При этом не имеетпринципиального значения, кому такое дело подследственно–следователям прокурату­ры,Министерства охраны общественного порядка или Комитета государственнойбезопасности. Не меняют по­ложения также признаки территориальнойподследственности: рассматриваемая форма дознания может проводиться и по делу,которое впоследствии подлежит направлению следователю другого района (города).Существование данной формы дознания обусловлено необходимостью наилучшегоиспользования возможно­стей некоторых государственных органов и должност­ныхлиц, связанных с охраной или обеспечением совет­ского правопорядка, в целяхдостижения максимально быстрого, оперативного пресечения совершаемого пре­ступленияи немедленного закрепления его следов, что вполне соответствует интересамдальнейшего усиления борьбы с преступностью, хотя в прошлом теорией и практикойдопускались в этом отношении некоторые перегибы, повлекшие за собой ненужноедублирование в работе органов дознания и предварительного след­ствия.
Втораяформа дознания имеет место по делам, но которым производство предварительногоследствия не считается обязательным. Перечень этих дел законодате­лемнеоднократно менялся, имея общую тенденцию к последовательному сокращению.Данная форма дозна­ния фактически всегда проводилась органами милиции иприменялась самостоятельно: наряду с предваритель­ным следствием. Онапредставляет собой процессуальную деятельность по расследованию возбужденногоуго­ловного дела в полном объеме, производится с соблюде­нием всех процессуальныхгарантии установления объективной истины и по существу приближается кпредварительному следствию. По этой причине целе­сообразность сохранения такойформы дознания в на­шей юридическом литературе порою подвергалась со­мнению.
Однако,имеются срав­нительно простые, менее опасные преступные деяния, раскрытиекоторых не требует сложной следственной деятельности. С точки зрениярационального и эконом­ного расходования государственных средств представ­ляетсянеоправданным расследование таких дел спе­циальными следователями, ибо этоведет к перегрузке следственного аппарата и предполагает увеличение егочисленного состава. Эти дела могут успешно расследо­ваться некоторымидолжностными лицами милиции без ущерба их основной деятельности. Поэтомузаконодатель с полным основанием сохранил дознание во второй   его форме длянебольшого круга дел. Если еще в первые два с половиной года действия УПК РСФСР1960 года такое дознание проводилось по делам о преступлениях, предусмотренных56 статьями уголовного кодекса, то в настоящее время оно применяется только по17 составам преступлений, в том числе по мелким хищениям без отягчающихобстоятельств, по присвоению чужого иму­щества, по незаконному изготовлению,сбыту и хранению спиртных напитков, по занятию запрещенным промыс­лом приотсутствии квалифицирующих признаков, по незаконному занятию рыбным и другимиводными добы­вающими промыслами, по незаконной охоте, по умыш­ленной потравепосевов, незаконной порубке леса, нару­шению паспортных правил, самоуправству,некоторым формам хулиганства и другим. Причем в Указе Прези­диума ВерховногоСовета РСФСР от 15 апреля 1963 г. «О внесении изменений вУголовно-процессуальный кодекс РСФСР» подчеркивается, что по этим делам вместодознания может проводиться предварительное следствие, если это признаетнеобходимым суд или про­курор.
Такимобразом, в уголовном процессе в настоящее время успешно сочетаются как первая,так и вторая формы дознания. Они обе предпринимаются после воз­бужденияуголовного дела, являются полнокровной про­цессуальной деятельностью, ифактические данные, до­бытые в ходе их осуществления, признаются судебнымидоказательствами. С этой точки зрения нет принци­пиального, коренного различиямежду дознанием и предварительным следствием. Но в то же время нельзя отождествлятьэти виды предварительного расследова­ния. Объединенные общностью задач,регламентируе­мые единым процессуальным законодательством и урав­ненные поюридической значимости добываемых ими доказательств, дознание и предварительноеследствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков. Такоеразграничение идет по нескольким направлениям.
Поорганам. Предварительное следствиеведется следователями, т. е. должностными лицами специаль­ного назначения,имеющими своей основной задачей расследование наиболее серьезных и сложныхпреступ­лений, вскрытие конкретных условий и причин, способ­ствующих ихсовершению, и развертывание на основе обобщения следственной практики системыпрофилакти­ческих мероприятий по предупреждению и искоренению общественноопасных деяний. Все они вне зависимости от их ведомственной принадлежностизанимаются толь­ко расследованием (а частично также возбуждением) уголовныхдел. Следователи ни прокуратуры, ни Коми­тета государственной безопасности, ниМинистерства охраны общественного порядка каких-либо других функ­ций не имеют.Для производства же дознания каких-либо особых органов не существует. Онопроводится органа­ми милиции, военным командованием, оперативными работникамиКомитета государственной безопасности, начальниками исправительно-трудовыхучреждений, ор­ганами государственного пожарного надзора, органами пограничнойохраны, а также капитанами морских су­дов, находящихся в дальнем плавании, иначальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зи­мовкой. Всеони–администра­тивные учреждения и лица, для которых ведение дозна­ния являетсятолько одной из стоящих перед ними задач. Эти учреждения и лица имеют ряддругих функ­ций, предназначены главным образом для управления или обеспеченияпорядка в тех или иных сферах соци­альной жизни. В то же время они, выполняясвои основ­ные обязанности, должны блюсти дисциплину и поря­док, предупреждать,препятствовать и просекать их нарушение и оказывать содействие борьбе собществен­но опасными деяниями. Поэтому закон возлагает на них и ведениедознания, однако, всегда лишь в той мере, в какой это вытекает из основногонаправления деятель­ности перечисленных органов и лиц и не мешает нор­мальномуее осуществлению.
Дажеприменительно к органам милиции, на долю которых падает фактически основнаячасть работы по дознанию, закон не предусматривает разграничение ихподразделений, служб и должностных лиц на админи­стративные и занимающиесярасследованием преступле­ний. Такое разделение мешало бы наиболее рациональ­номуиспользованию сил и средств этих органов и пре­пятствовало бы успешномувыполнению возложенных на них задач по производству процессуальных действий вслучаях неотложной необходимости, нанося тем самым вред делу борьбы спреступностью.
Пометодам работы. Органы следствия входе вы­полнения возложенных на них задач пользуются только процессуальнымисредствами. Хотя при определенных условиях они могут предпринять розыскные ипровероч­ные действия, но это не всегда характерно для них. Деятельностьследователя сводится преимущественно к аналитической, тщательной и вдумчивойследственной работе, к полному и всестороннему исследованию фак­тов путемпроверки, анализа и оценки доказательств. Для него далеко не достаточныловкость, находчивость, умение разведывать и разыскивать. От следователя,помимо того, требуется высокая юридическая квалифи­кация, точное соблюдениевсех процессуальных форм, письменное закрепление обнаруженных им фактических мданных и т. д. Между тем органы дознания всегда сочетают процессуальные иоперативно-розыскные меры. Закон прямо возлагает на них «принятиеоперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальнымзаконодательством мер в целях обнаружения преступления и лиц, их совершивших».Таким образом, органы дознания в ходе своей деятельности предпринимают, с однойстороны, следственные действия, с другой–оперативно-розыскные мероприятия.Причем названные средства раскрытияпреступления принципиальноотличаются друг от другапо непосредственным целям, по форме, содержаниюкомногим другим признакам.
Оперативно-розыскнаядеятельность находится вне процесса и представляет собой основанную на законе иподзаконных актах систему мероприятий, связанных с использованием специальныхтактических и технических методов и средств с целью предупреждения, пресече­ния,раскрытия преступления и розыска совершивших его лиц. Многие из подобного родамероприятий требу­ют специальных познаний и подготовки, особых такти­ческихприемов и средств, потому они составляют иск­лючительную компетенцию органовмилиции и комите­та государственной безопасности.
Оперативно-розыскнаяработа, преобладающая  в деятельности органов милиции и некоторых других ор­гановдознания, часто основывается на личном наблю­дении, па беседах с отдельнымигражданами и долж­ностными липами, па слухах и на поведении подозре­ваемых впреступлении лип. Ее результаты сами по себе без подтверждения их в ходеследственных действий доказательственного значения не имеют, в письменномоформлении обычно не нуждаются. Они носят ориенти­рующий, информационный характер.Чтобы на их базе получить доказательства, необходимо или самим же органамдознания, или следователю предпринять следст­венные действия, наиболеецелесообразные в каждом конкретном случае. Потому принятие оперативно-розыскныхмер не может заменить производства следст­венных действий.
Вотличие от процессуальных действий оперативно-розыскные мероприятия не имеютзаранее установлен­ной формы и в деталях нормами права не регламенти­руются.Чем в этой работе больше простоты, тем скорее достигаются ее цели. В настоящеевремя эта работа мо­жет и должна быть значительно усилена, тем более что объемдознавательской деятельности органов милиции по делам о преступлениях, покоторым производство следствия не обязательно, ныне сократился примерно в трираза.
Нои те, и другие направлены на раскрытие пре­ступления, обнаружение виновного исобирание дока­зательств. Они удачно дополняют друг друга, посколькуоперативно-розыскные мероприятия позволяют выявить следы преступления и другиедоказательства по делу, а процессуальные действия–их закрепить, проверить иправильно оценить. Поэтому как в теоретическом, так и в практическом отношенияхнадо не только уметь от­личать эти меры друг от друга, но уяснить формы и ме­тодыих сочетания, имея в виду то обстоятельство, что отрыв следственных иоперативных действий друг от друга нередко является основной причинойнекачествен­ного расследования дела или даже приостановления его за нерозыскомобвиняемого и за необнаружением лица, совершившего преступление.
Похарактеру подследственных дел.Указанные различия между дознанием и предварительным следствием обусловливаютеще один признак, важный при разграничении этих видов предварительного рассле­дования.Поскольку эти виды расследования проводят­ся различными органами и их деятельностьосущест­вляется неодинаковыми способами, постольку диффе­ренцируются породовому признаку и сами дела, им подследственные. По закону дознаниепроизводится по тем категориям общественно опасных деяний, которые по своемухарактеру таковы, что они чаще всего учиня­ются в сфере управления иобщественного порядка. Эти деяния являются менее опасными, вскрываются чащевсего при осуществлении административных функций и обеспечении общественнойбезопасности. С точки зрения расследования они сравнительно простые, раскрывают­сябыстро, в основном оперативно-розыскным путем, тогда как дела, по которымпроводится предваритель­ное следствие, представляют большую общественнуюопасность, более сложны и в меньшей степени связаны с административнойдеятельностью тех или иных орга­нов. Для раскрытия этих преступлений, хотяподчас тоже требуется значительная оперативно-розыскная работа, они всегдапредполагают большой объем следственных мероприятий.
Попроцессуальному режиму. В этомотношении разграничение предварительного следствия и дознания проводится подвум моментам: по процессуальным сро­кам и по процессуальным формам, связаннымс участи­ем в предварительном расследовании  потерпевшего, гражданского истца,гражданского ответчика, их пред­ставителей и защитника обвиняемого. Для ведениядо­знания устанавливается максимум месячный срок, для предварительногоследствия–двухмесячный. При оп­ределенных условиях продлить срок дознаниявправе прокурор района или города, а на продление сроков следствия уполномоченылишь вышестоящие прокуро­ры (ст. ст. 121, 133 УПК РСФСР). В предварительномследствии участвует защитник, а при проведении дозна­ния в его любой форме–нет(ст. 47 УПК РСФСР). При окончании предварительного следствия могут озна­комитьсяс материалами дела и заявлять соответствую­щие ходатайства защитникобвиняемого, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их пред­ставители,при окончании же дознания им такое право не предоставляется: потерпевший,гражданский истец, гражданский ответчик и их представители органом до­знанияизвещаются только об окончании дознания и на­правлении дела прокурору, поматериалы дела для озна­комления им не предъявляются (ст. ст. 120, 200–204 УПКРСФСР).
Законотверг имевшие в литературе место предложения о том, чтобы дознание было ещебольше упрощено и сведено по не­которым делам (хулиганство, кража и др.) ксоставле­нию протокола о происшествии, подлежащего немед­ленному направлению всуд. Принятие этих рекоменда­ции могло нанести ущерб интересам установления объ­ективнойистины по делу, ослабить гарантии права об­виняемого на защиту.
Постепени процессуальной  самостоятельности.С этой точки зренияуголовно-процессуальное законо­дательство предоставляет следователям большесамо­стоятельности, нежели органам дознания.
Впрошлом, как известно, по степени процессуаль­ной самостоятельности органыследствия и дознания почти ничем не отличались друг от друга. Все указанияпрокурора, без всякого исключения, были одинаково обязательны для них.Следователь не наделялся пра­вом давать органам дознания поручения и указания опроизводстве следственных и розыскных действий. Прак­тически он и сам непринимал почти ни одного процес­суального решения: на составленных имдокументах зна­чилось «утверждаю» или «согласен» – «прокурор». Та­кое положениесковывало инициативу следователей, принижало их роль в борьбе с преступностью.Оно, кро­ме того, мешало действенной координации работы ор­ганов следствия идознания, а также не способствовало установлению нормальных, правильных про­цессуальныхотношений между прокурором и следова­телем.
Новоеуголовно-процессуальное законодательство из­менило это положение. Онозначительно расширило предоставляемые следователям полномочия, повысилопроцессуальную самостоятельность следователя в отно­шении и прокурора, иорганов дознания и усилило их ответственность за качество и результативностьпредва­рительного расследования уголовных дел. В законе пре­дусматривается, что«при производстве предварительно­го следствия все решения о направленииследствия и производстве следственных действий следователь при­нимаетсамостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получениесанкции от прокуро­ра, и несет полную ответственность за их законное исвоевременное проведение.
Вслучае несогласия следователя с указаниями про­курора о привлечении в качествеобвиняемого, о квали­фикации преступления и объеме обвинения, о направ­лениидела для предания обвиняемого суду или о пре­кращении дела следователь вправепредставить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своихвозражении. В этом случае прокурор или отме­няет указание нижестоящегопрокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следо­вателю»(ст. 127 УПК РСФСР).
Этанорма закрепляет процессуальную самостоятель­ность следователя, расширяет егоправа, повышает его роль и ответственность в дальнейшем усилении закон­ности впредварительном расследовании уголовных дел. Она распространяется на всехследователей, в том числе на следователей Министерства охраны общественногопорядка. Но органы дознания по-прежнему обязаны выполнять все указания про­курорапо делу, а при своем несогласии с этими указа­ниями могут лишь обжаловать ихвышестоящему про­курору, не приостанавливая исполнения. Такое поло­жениеобъясняется не только разницей в квалификации следователей и работников органовдознания, но и спе­цификой их деятельности и возможностью дифференци­рованногоподхода к определению форм и методов прокурорского надзора за предварительнымследствием и дознанием.
Процессуальнаясамостоятельность следователя вы­ражается теперь также в его праве даватьорганам до­знания самостоятельно (не через прокурора) поручения и указания опроизводстве следственных и розыскных мероприятий, а равно требовать от нихсодействия при совершении тех или иных следственных действий. Орга­ны жедознания не уполномочиваются на дачу каких-либо указаний и порученийследователю. Это в равной степени относится и к следователям органов охраны об­щественногопорядка. В Положении об организации и деятельности следственного аппарата МООПпрямо под­черкивается, что следователи в процессуальном отно­шении вполнесамостоятельны, что начальники органов милиции не вправе давать им те или иныепроцессуаль­ные указания.
Все перечисленные обстоятельства тесно переплета­ются между собой и всвоей совокупности позволяют четко разграничить предварительное следствие идозна­ние, как два относительно самостоятельных вида рас­следования уголовныхдел в советском уголовном про­цессе. Но при рассмотрении соотношения дознания ипредварительного следствия задача заключается не толь­ко в выявлении этихотличительных их признаков. Не менее важно уяснение тех путей, средств и форм,по­средством которых достигается надлежащее взаимодей­ствие между органамиследствия и дознания. В этом от­ношении процессуальное законодательствонамечает ряд важнейших мер, правильное понимание и применение которых являетсяодним из необходимых условий даль­нейшего повышения качества предварительногорассле­дования уголовных дел и обеспечения полного раскрытия каждого совершенногопреступления.

2. Дознание по делам, покоторым обязательно производство предварительного следствия
Органамидознания являются[3]:
1)милиция;
2)командиры воинских частей,  соединений и начальники  военных учреждений — поделам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими,  атакже военнообязанными  во время  прохождения ими  сборов;  по  делам  о преступлениях,  совершенных  рабочими  и служащими Вооруженных  Сил  СССР, в связи  с исполнением  служебных обязанностей или в расположении части,соединения, учреждения;
 3) органы   федеральной  службы   безопасности   -  по   делам, отнесенным законом к  их  ведению (пункт  в  редакции, введенной  в действие с 18  декабря1995 года Федеральным  законом от 17  декабря 1995 года N 200-ФЗ);
 4)начальники   исправительных   учреждений   и    следственных изоляторов — поделам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи сисполнением ими служебных обязанностей, а равно по  делам  о  преступлениях,совершенных  в  расположении  указанных учреждений (пункт в  редакции,введенной в действие  с 29 июля  1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998года N 117-ФЗ);
 5) органы  государственного  пожарного  надзора -  по  делам  о пожарах и онарушении противопожарных правил;
 6) органы пограничной службы Российской Федерации — по делам  о нарушении режима  Государственной  границы  Российской   Федерации, пограничного  режима   и   режима   в   пунктах   пропуска    через Государственную границу Российской Федерации,  а также  по делам  о преступлениях,  совершенных  на континентальном  шельфе  Российской Федерации (пункт в редакции, введенной  вдействие с 18 апреля  1996 года Федеральным законом от 13 апреля 1996 года N30-ФЗ);
7)капитаны морских  судов, находящихся в  дальнем плавании,  и начальники зимовок  в  период  отсутствия  транспортных  связей   с зимовкой;
8)федеральные органы налоговой полиции — по делам,  отнесенным законом к их ведению (пункт в редакции,  введенной в действие с  18 декабря 1995  года Федеральным законом от  17 декабря  1995 года  N 200-ФЗ);
9)таможенные   органы    -   по    делам   о    преступлениях, предусмотренныхстатьями 188, 189, 190, 193 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (пункт в  редакции, введенной в  действие с  1 января 1997  года  Федеральнымзаконом  от 21  декабря  1996 года  N 160-ФЗ).
   
 Наорганы    дознания    возлагается    принятие    необходимыхоперативно-розыскных и иных предусмотренных  уголовно-процессуальным закономмер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших[4].
 Наорганы дознания возлагается также обязанность принятия  всех мер, необходимыхдля предупреждения и пресечения преступления.
 Деятельность органов  дознания  различается  в  зависимости  от того, действуют   ли  они   по  делам,   по  которым   производство предварительногоследствия обязательно, или же по делам, по  которым производствопредварительного следствия не обязательно.
 Приналичии  признаков  преступления, по  которым  производство предварительногоследствия  обязательно,  орган дознания  возбуждает уголовное дело и,руководствуясь правилами  уголовно-процессуального закона, производитнеотложные следственные действия по  установлению и   закреплению   следов преступления:   осмотр,   обыск,   выемку, освидетельствование,  задержание  и допрос  подозреваемых,   допрос потерпевших и свидетелей[5].
Обобнаруженном преступлении и начатом дознании орган  дознания немедленноуведомляет прокурора.
Повыполнении неотложных следственных действий орган  дознания, не ожидая указаний  прокурора и  окончания срока,  предусмотренного частью первой статьи 121 настоящего  Кодекса, обязан передать  дело следователю.  В  случае,  если данное  преступление  подследственно разным  органам   предварительного  следствия,  дело   направляется прокурору   для   определения  органа,   который  будет   проводить предварительное следствие  (часть  дополнена с  1  января1997  года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).
Послепередачи   дела   следователю   орган   дознания    может производить по  нему следственные и  розыскные  действия только  по поручению  следователя.  В случае  передачи  следователю  дела,  по которому  не представилось  возможным обнаружить лицо,  совершившее преступление,      орган     дознания     продолжает      принимать оперативно-розыскные меры  для  установленияпреступника,  уведомляя следователя о результатах.
    По делам, по  которым  производство предварительного  следствия обязательно,дознание должно быть закончено не позднее десяти  суток со дня возбуждения дела[6].
 
2.1. Дознание в Российской милиции
Органымилиции можно назвать универсальными органами дознания. Не случайноуголовно-процессуальное законода­тельство не ограничивает круг дел, по которыммилиция мо­жет производить дознание. Это объясняется тем, что милиция посравнению не только с другими органами дознания, но и с органамипредварительного следствия имеет более раз­ветвленный аппарат. Милиция ближевсего стоит к населе­нию, ее сотрудники, как правило, ранее других узнают о го­товящихсяили совершенных преступлениях, эффективнее мо­гут осуществить неотложныедействия по установлению и за­креплению следов преступления[7].
Недостаточночеткое раз­граничение функций милиции как органа дознания и функций органовпредварительного следствия нередко приводило к дуб­лированию их работы, врезультате чего страдало качество расследования уголовных дел. На 2-й сессии Vсо­зыва Верховного Совета СССР указывалось, что «для слажен­ной работы этихорганов (милиции и предварительного следст­вия) необходимо прежде всегочетко разграничить их полномочия и вместе с тем установить надлежащий контакт вих деятельности».
Вслучаях, когда производство предварительного следст­вия обязательно, милициявозбуждает уголовное дело и, ру­ководствуясь правиламиуголовно-процессуального  закона. производит неотложные следственные действияпо установле­нию и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, вы­емку,освидетельствование, задержание, допрос подозревае­мых, допрос потерпевших исвидетелей. В зависимости от ха­рактера дела используются те или иныетехнические средства, тактические приемы и методические рекомендации, разрабо­танныесоветской криминалистикой. Самостоятельная процес­суальная деятельность милициипрекращается в любом из следующих трех случаев: после того, как будут выполненынеобходимые неотложные следственные действия до истечения предельного10-суточного срока; по истечении указанного срока независимо от того, выполненыили не выполнены необходи­мые неотложные действия; по указанию прокурора, такжевне зависимости от проведения неотложных действий, но в преде­лах 10-суточногосрока.
Послетого как дело переходит в органы предварительного следствия, милиция можетпроизводить по нему следственные и розыскные действия не иначе как по поручениюследовате­ля. Это ограничение не распространяется на оперативно-ро­зыскныемеры, производимые с целью установления преступ­ника.
Поделам, возбуждаемым самими органами предваритель­ного следствия, всеследственные действия, включая и дейст­вия неотложные, производятся органом,возбудившим дело. Органы милиции в этих случаях могут производить их не иначекак по поручению следователя.
Производстводознании стало одной из функций сотрудни­ков аппаратов уголовного розыска, БХСС,других лиц опера­тивного состава милиции и участковых инспекторов милиции.Оперативные работники наделены в настоящее время правом возбуждения уголовныхдел и производства по ним следст­венных действий в пределах, установленныхпроцессуальным законом.
Сложившаясяпрактика, однако, требует, чтобы постанов­ления, выносимые оперативнымиработниками милиции о воз­буждении уголовных дел, представлялись на утверждениена­чальника отдела (отделения) милиции.
Постановлениео возбуждении уголовного дела служит правовой основой для всей последующейпроцессуальной дея­тельности лица, производящего дознание. Без этого постанов­ленияне могут быть осуществлены никакие следственные дей­ствия, за исключениемосмотра места происшествия, проведе­ние которого в случаях, не терпящихотлагательства, согласно ч. II ст. 178 УПК РСФСР допускается до возбуждения уго­ловногодела.
Уголовноедело может быть возбуждено милицией по по­водам, указанным в ст. 108 УПК РСФСР.Согласно ст. 109 УПК РСФСР органы милиции обязаны принимать заявления исообщения о любом совершенном или готовящемся преступ­лении. Заявления исообщения могут быть как устными, так и письменными. В срок не более 3 суток поним должны быть приняты решения о возбуждении уголовного дела, об отказе ввозбуждении уголовного дела или о передаче по подследственности илиподсудности, если они относятся к делам част­ного обвинения.
Какпоказывает опыт, качество расследования выше, если неотложные следственныедействия органы дознания проводят с участием и под руководством следователя. Всвязи с этим работа следственных подразделении МВД должна строиться так, чтобыдела о преступлениях, отнесенных к компетенции следователей органов внутреннихдел, возбуждались в основ­ном ими. Соответственно милиция при обнаружениипреступ­ления, по которому обязательно предварительное следствие, должнанемедленно уведомить об этом начальника следствен­ного подразделения, чтобыосмотр места происшествия, воз­буждение уголовного дела и другие неотложныеследственные действия производились следователем. Лишь при отсутствии такойвозможности все эти действия совершаются работни­ками милиции, производящимидознание. Закон предоставляет органу дознания, а значит и милиции, право навозбуждение уголовного дела и производство неотложных следствен­ных действий. Вслучае необходимости это право должно быть реализовано, и это нельзярассматривать ни как нарушение закона, ни как брак в работе органа дознания.
Производстводознаний в милиции не может рассматриваться как изолированная, оторванная отвсех других видов ее работы деятельность. Она тесно связана не только спроизводством предварительного следствия, но и с оперативно — разыскной, атакже с административной деятельностью милиции. Эффективность результатовдознавательной работы милиции бывает тем выше, чем теснее указаннаявзаимосвязь. При этом необходимо стро­жайшим образом соблюдать социалистическуюзаконность, каж­дое дознание производить в строгих рамках уголовно-процессуальногозакона.[8]
 
2.2. Дознание в армии и военно-морском флоте
 
Органомдознания в Российской Армии и Военно-Морском Флоте согласно ст. 117 УПК РСФСРявляются командиры во­инских частей, соединений и начальники военныхучреждений. Наделение командира части правами органа дознания являет­ся однимиз средств укрепления дисциплины, воспитания воен­нослужащих в духе точноговыполнения законов, присяги, ус­тавов и приказов начальников. Непосредственноерасследова­ние преступлений ведут дознаватели, назначаемые приказом командирачасти сроком на два года из числа наиболее под­готовленных для этого офицеров.Один из дознавателей, имею­щий опыт и навыки производства дознания, назначаетсястар­шим дознавателем. Ему поручается расследование наиболее сложных дел.
Назначениедознавателей не лишает командира части пра­ва в случае, когда он признает этонеобходимым, поручить производство дознания по конкретному делу любому из офи­церовчасти. На время производства дознания дознаватель ос­вобождается от выполненияпрямых служебных обязанностей.
Командирчасти как орган дознания на основании ст. 117 УПК РСФСР имеет право возбуждатьдознание по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными емувоеннослужа­щими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебныхсборов; по делам о преступлениях, совершенных рабо­чими и служащими ВооруженныхСил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части,соедине­ния, учреждения.
Получивсообщение о совершенном преступлении, командир части:
1) выносит постановление о возбуждении дознания и по­ручаетпроизводство последнего конкретному дознавателю;
2) немедленно сообщает о возбужденном дознании военномупрокурору. Дознаватель, которому поручено расследование, вы­носит постановлениео принятии дознания к своему производ­ству. Не имея распоряжения командирачасти и не приняв дознание к своему производству, дознаватель не может при­ступитьк расследованию дела.
Наорганы дознания возлагается обязанность принятия всех необходимых мер,предусмотренных уголовно-процессуальным законом, направленных на раскрытиепреступления и установ­ление лица, его совершившего. Особо подчеркивается, чтодо­знание должно проводиться полно и объективно.
Припроизводстве дознания должны быть выявлены при­чины и условия, способствовавшиесовершению преступления, и своевременно приняты меры по их устранению, а такжепо предупреждению преступлений.
Вслучае совершения преступления, по которому обязательно производствопредварительного след­ствия, командир части обязан поступить в соответствии сост. 119 УПК РСФСР, т. е. обеспечить производство неотложных следственныхдействий по установлению и закреплению сле­дов преступления.
Уголовноедело должно быть возбуждено в день обнаруже­ния преступления. Установленные вУПК сроки производства исчисляются со дня подписания командиром части постанов­ленияо возбуждении дела. Для дел о преступлениях, по кото­рым обязательнопроизводство предварительного следствия, срок производства дознания не можетпревышать 10 суток со дня возбуждения дела.
Дознавательне может производить дознание и подлежит отводу при наличии оснований,указанных в ст. 59 УПК РСФСР. К «иным обстоятельствам», дающим основание котводу дознавателя, относятся следующие мотивы: а) когда дознаватель яв­ляетсяначальником по службе или подчиненным лица, в от­ношении которого назначенодознание; б) когда будут уста­новлены обстоятельства, указывающие нанеобъективное веде­ние им дознания.
Руководстводознанием осуществляет командир части. На­значив дознавателя, он обязан датьему указание о том, что именно подлежит выяснению и в каком объеме; какие след­ственныедействия необходимо провести и когда должно быть закончено дознание.
Надзорза точным исполнением законов при производстве дознания осуществляет военныйпрокурор, курирующий дан­ную часть. Его указания для органа дознания являютсяобя­зательными. Если возникает несогласие, эти указания могут быть обжалованывышестоящему прокурору, но согласно ст. 212  УПК  обжалование неприостанавливает их испол­нения.
Прокурорумогут приноситься жалобы на действия органов дознания и дознавателя, но подачаих не приостанавливает ис­полнения обжалуемых действий впредь до разрешенияжало­бы. Орган дознания или дознаватель могут приостановить свои действия сами,если признают это необходимым.
Дознавательобязан:
– составить план расследования и производить дознание встрогом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона республики,на территории которой производится дознание;
– руководствоваться Уголовным кодексом республики, натерритории которой совершено преступление;
— при производстве дознания принимать все предусмотренные законом меры длявсестороннего, полного и объектив­ного исследования обстоятельств дела;
– не разглашать материалы дознания;
– докладывать командиру части о всех выявленных в про­цесседознания нарушениях законов, уставов, приказов, поста­новлений, а также другихнарушениях в организации службы, способствовавших совершению преступления иличрезвычайно­го происшествия, для принятия мер по их устранению;
– принимать активное участие в работе по предупрежде­ниюнарушений среди военнослужащих, разъяснять личному составу советские законы.
Дознавательпри производстве дознания имеет право:
– производить допросы военнослужащих (кроме команди­рачасти), а также рабочих и служащих и других граждан, яв­ляющихся свидетелямиили потерпевшими по делу;
– производить в расположении части осмотр необходимыхдокументов и получать подлинники или копии их для приобще­ния к дознанию;
– по делам, по которым предварительное следствие необя­зательно,самостоятельно принимать решения об объеме и по­следовательности производства необходимых следственных действий, за исключением случаев, когда закономпредусмотре­но получение санкции от прокурора, и нести полную ответст­венностьза их законное и своевременное проведение;
– докладывать непосредственно командиру части вопросы,связанные с производством дознания.[9]
2.3.  Дознание в органах государственной безопасности
Согласноп. 3 ст. 117 УПК РСФСР органы государствен­ной, безопасности наделены правами иобязанностями органа  дознания по делам, отнесенным законом к их ведению.
Ст.126  УПК РСФСР, устанавливающая обязательность предварительного следствия иподслсдственность, относит к ведению органов государственной безопасностирасследование следующих категорий уголовных дел: уголовные дела о государ­ственныхпреступлениях, предусмотренные, ст. ст. 64–70 (из­мена Родине, шпионаж,террористический акт, террористиче­ский акт против представителя иностранногогосударства, ди­версия, вредительство, антисоветская агитация и пропаганда),ст. 72 (организационная деятельность, направленная па совер­шение особо опасныхгосударственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации), ст.73 (особо опасные государственные преступления, совершенные против другого го­сударстватрудящихся), ст. 75 (разглашение государственной тайны), ст. 76 (утратадокументов, содержащих государствен­ную тайну), ст. 78 (контрабанда), ст. 79(массовые беспоряд­ки), ст. 83 (незаконный выезд за границу и незаконный въездв СССР), ст. 84 (нарушение правил международных полетов) и ст. 259 пп. «а», «б»и «в» (разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военнуютайну).
Посколькувсе названные дела отнесены к ведению органов государственной безопасности, поним (в соответствии с зако­ном) могут производиться дознания. Их производствоосуще­ствляют офицеры органов государственной безопасности. При производстведознания полностью соблюдаются положения уголовно-процессуального закона. Таккак по всем названным вы­ше делам обязательно производство предварительногоследст­вия, дознание по ним ограничивается 10-суточным сроком со днявозбуждения уголовного дела. В течение этого срока долж­ны быть проведенынеотложные следственные действия по ус­тановлению и закреплению следовпреступления.
Оначатом дознании орган государственной безопасности немедленно уведомляетпрокурора. При выполнении необходи­мых неотложных следственных действий, неожидая истечения 10-суточного срока, возбужденное дело передастся следовате­люорганов государственной безопасности.
2.4. Дознание в исправительно-трудовых учреждениях
Ст.117 УПК РСФСР устанавливает, что начальники исправительно-трудовыхучрежденийимеют права органов дознания. Однако их деятельность в этом качествеограничивается двумя категориями дел: 1) о преступлениях против установленно­гопорядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений; 2) опреступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудовых учреждении.Производство дознаний осуществляют офицеры исправительно-трудовых учреждении пораспоряжению начальника соответствующего учреждения.
Срокпроизводства дознания зависит от того, обязательно ли но возбужденному делупредварительное следствие. Если производство предварительного следствияобязательно, осуще­ствляются лишь неотложные следственные действия, перечис­ленныев ст. 119 УПК РСФСР. Дознание в этом случае не может превысить 10-суточногосрока. Если же предварительное следствие по делу не является обязательным,дознание ведется в соответствии со ст. 120 УПК РСФСР, т. е. орган дознания принимаетвсе предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всехобстоятельств, подлежащих доказыванию по возбужденному уголовному делу.
Оначатом дознании обязательно уведомляется прокурор. Производство дознаний висправительно-трудовыхучреж­дениях ведется с соблюдением всехтребований уголовно-процессуального закона.
2.5. Дознание в органах государственного пожарногонадзора
Органыгосударственного пожарного надзора согласно ст. 117 УПК РСФСР являются органамидознания по делам о по­жарах и нарушении противопожарных правил. Производстводознаний не является для этих органов единственной и основ­ной их функцией.
Нарушенияпротивопожарных правил в зависимости от их последствий, объекта, на котором онипроизошли, и формы ви­ны квалифицируются в большинстве случаев по статьям УКРСФСР, по которым производство предварительного следствия являетсяобязательным. В соответствии с этим и согласно ст. 119 УПК РСФСР органыгосударственного пожарного надзора могут возбуждать уголовные дела и, руководствуясьправила­ми уголовно-процессуального закона, производить лишь неот­ложныеследственные действия по установлению и закрепле­нию следов преступления:осмотры, обыски, выемки, освиде­тельствование, задержание и допросыподозреваемых, допросы потерпевших и свидетелей.
Возбуждениюуголовного дела может предшествовать пред­варительная проверка обстоятельствпожара, производимая ор­ганами государственного пожарного надзора, всоответствии с положениями, содержащимися в ст. 109 УПК РСФСР. Выяв­ление наличияили отсутствия признаков преступления проис­ходит путем получения объяснений,заключений ведомственных комиссий и специалистов о причине пожара. По окончаниипроверки выносится либо постановление о возбуждении дела, либо мотивированноепостановление об отказе в его возбуж­дении.
Поводомк возбуждению дела чаще всего служит непосред­ственное обнаружение на местепожара признаков преступле­ния. Основаниями же для возбуждения дела о пожареявляют­ся данные, свидетельствующие о том, что: 1) пожар произо­шел врезультате умышленного поджога или неосторожного об­ращения с огнем; 2)сопровождался человеческими жертвами;  3) им причинен крупный материальныйущерб.
Втех случаях, когда пожар повлек человеческие жертвы или иные тяжкие последствия(крупный материальный ущерб, гибель скота и т. д), дело подлежит возбуждениюнезависимо от того, установлена ли причина пожара к моменту его воз­буждения.Дело квалифицируется в таких случаях в зависи­мости от известных к этомувремени обстоятельств с последу­ющим уточнением.
Составоперативной или следственно-оперативной группы, выезжающей на место пожара,формируется из следующих лиц: следователь или оперативный работник, которомупоруча­ется дознание; инспектор уголовного розыска; инспектор служ­бы БХСС (припожарах в местах хранения товарно-материаль­ных ценностей); участковыйинспектор; инспектор государст­венного пожарного надзора; эксперт-криминалист;инспектор — кинолог со служебной собакой. В случаях гибели при пожаре людей всостав группы включается судебно-медицинский экс­перт, а в случае гибелиживотных–ветеринарный врач.
Руководствогруппой осуществляет следователь, а при его отсутствии оперативный работник,которому поручено произ­водство дознания. Функции остальных участников группыза­ключаются в следующем: инспектор уголовного розыска по при­бытии на местопожара принимает все необходимые оперативно-розыскные меры по выявлению егопричин, установлению и за­держанию виновных лиц.
ИнспекторБХСС устанавливает время проведения послед­ней ревизии или инвентаризациитоварно-материальных ценно­стей, хранившихся на объекте пожара, принимает мерык об­наружению бухгалтерской документации, относящейся к хра­нившимсяматериальным ценностям или денежным средствам, организует работу по учетуостатков сохранившихся матери­альных ценностей, проводит мероприятия поустановлению причин пожара и выявлению виновных в этом лиц.
Участковыйинспектор осуществляет меры по охране места происшествия, выявляет свидетелей иочевидцев пожара, соби­рает информацию, которая может иметь значение дляустанов­ления причин пожара и виновных лиц.
Инспекторгосударственного пожарного надзора руководит силами и средствами тушенияпожара, оказывает следователю или работнику дознания помощь в осмотре местапожара, в ус­тановлении причин, времени и места возникновения пожара, по­могаетотыскать следы горючих материалов и изъять их. Он же составляет акт о пожаре иучаствует в работе комиссии по установлению размера убытков, причиненныхпожаром.
Эксперт-криминалист,выполняя при осмотре функции спе­циалиста, помогает следователю или дознавателюб обнаруже­нии, фиксации, изъятиии упаковке различных следов и веще­ственных доказательств.
Инспектор-кинологприменяет служебно-розыскную собаку для преследования преступника или жепроизводит отбор проб воздуха со следами запахов, оставленных преступником.
Успехв работе группы на месте пожара во многом зависит от технического ее оснащения.Помимо следственного портфе­ля или следственного чемодана в ее распоряжениидолжны находиться диктофон, магнитофон, магнитный подъемник, металлоискатель,фотографическая и осветительная аппаратура, специальное устройство дляограждения места пожара, набор жирорастворимых красителей для выявления следовгорючих жидкостей. Отсутствие технических средств существенным об­разом снижаетэффективность работы группы.
Осмотрместа пожара является не только неотложным, но и обязательным следственнымдействием, без производства ко­торого трудно, а чаще всего невозможноустановить причины пожара и виновных в нем лиц.
Всоответствии со ст. 178 УПК РСФСР, в случаях, не тер­пящих отлагательства,осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.Именно такие случаи характерны для расследования дел о пожарах.
Еслина место пожара выехал следователь, руководство ос­мотром осуществляет он. Еслиже следователь по тем или иным причинам на место происшествия не прибыл, егофункции вы­полняет дознаватель.
Основныеособенности осмотра места происшествия пожара состоят в следующем. С цельюориентации в обстановке проис­шествия на месте пожара выявляются и краткоопрашиваются лица, являющиеся очевидцами возникновения пожара, а также лица,последними уходившие из помещения, в котором прои­зошел пожар. Если к моментуприбытия на место пожараон полностью не потушен, это не может служитьпрепятствием к осмотру. В таких случаях в первую очередь осматриваетсяприлегающая местность с целью обнаружения оставленных преступником следов иброшенных им предметов.
Лицо,производящее осмотр (следователь или дознаватель), должно учитывать, чтозначительные изменения в обстановку места происшествия вносятся при тушениипожара. Они мо­гут быть умышленно внесены преступником с целью скрыть следыпреступления и направить расследование по ложному пути. Вследствие этогоцелесообразно опросить (а при необхо­димости в последующем и допросить)пожарных, производив­ших тушение, и свидетелей, которым известны изменения, вне­сенныев обстановку как в момент тушения пожара, так и поз­же. Без учета полученныхтаким путем данных могут быть сде­ланы ошибочные выводы, которые позднее невсегда удается исправить.
Осмотрпроизводится как статическим, так и динамическим методом, однако уже пристатическом осмотре нередко удает­ся определить причину пожара. Тем не менееосмотр не пре­кращается. При динамическом осмотре продолжаются выявле­ние ификсация доказательств, подтверждающих установлен­ную причину. Если же пристатическом осмотре причина воз­никновения пожара остается неясной иливозникает несколько версий, динамический осмотр приобретает особенно важное значение.Установить причину пожара в этих случаях можно путем разборки и раскопкиостатков пожара. И то и другое рекомендуется делать в местах предполагаемыхочагов по­жара.
Приналичии человеческих жертв осмотр должен произво­диться следователемпрокуратуры, который немедленно в этих случаях вызывается на место происшествиявместе с судебно-медицинским экспертом.
Данныеосмотра места пожара если и не позволяют непос­редственно установить причинупожара, то всегда дают мате­риал для построения версий. При этом учитываютсяследую­щие факторы: количество выявленных очагов пожара, их рас­положение;наличие признаков взлома и других следов; тех­ническое состояние приборов,находившихся на объекте пожа­ра; особенности возникновения и развития пожара;время, про­шедшее с момента окончания работ на объекте до возникнове­ния пожараи др.
Кчислу признаков, позволяющих выдвинуть версию о под­жоге, относятся:множественность очагов пожара; наличие взломов и проломов; обнаружение средствподжога; наличие запахов пли остатков легковоспламеняющихся веществ; обнару­жениепредметов, оставленных преступником на месте пожара; установление данных,указывающих на умышленное создание условий, благоприятствующих распространениюогня; предна­меренное выведение из строя предметов тушения пожара, средствсвязи и т. д.; данные, указывающие на то, что пожар явился средством сокрытиядругого преступления (например, убийства, кражи и т. д.).
Правозадержания подозреваемого принадлежит органу дознания, в данном случае органугосударственного пожар­ного надзора, а не дознавателю, ведущему расследование.Следовательно, ответственность за соблюдение процессуаль­ных условий задержаниялежит на начальнике органа до­знания.
Припроизводстве по делам о пожарах могут допраши­ваться подозреваемые, потерпевшие,свидетели, сообщившие о пожаре, пожарные работники, принимавшие участие в ту­шениипожара, очевидцы, представители администрации уч­реждений и предприятий, накоторых произошел пожар, лица, ответственные за противопожарное состояниеобъекта. Могут быть допрошены и другие лица, которые хорошо знакомы с объектомпожара.
Несуществует единой для всех случаев схемы допроса.
Выявивпричины и условия, способствовавшие возникнове­нию пожара, органыгосударственного пожарного надзора вносят в соответствующие организациипредставления с пред­ложением о срочном их устранении.
Проведянеотложные следственные действия, органы госу­дарственного пожарного надзора непозднее чем через 10 су­ток передают дело по подследственности соответствующемуследственному органу. После передачи дела следователю ор­ганы государственногопожарного надзора, как и иные орга­ны дознания, могут производить следственныеи розыскные действия только по поручению следователя.
2.6. Дознание в органах пограничной охраны
Закон Союза Советских Социалистических Республик о государственной границе СССР,принятый Верховным Со­ветом СССР 24 ноября 1982 г.,[10]перечисляя в ст. 29 основные права пограничных войск, устанавливает их правовести до­знание по делам о нарушениях государственной границы СССР–предприниматьнеобходимые оперативно-розыскные меры, производить задержания, осмотры, обыски,допросы и другие необходимые следственные действия в соответствии суголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик.
Вбольшинстве уголовно-процессуальных кодексов союзных республик указывается, чтоорганами дознания по делам о на­рушениях государственной границы являютсяорганы погра­ничной охраны.
Приобнаружении нарушения границы и задержании на­рушителя пограничным нарядомвыполняются следующие дей­ствия: принимаются меры к сохранению следов;составляется акт о нарушении (попытке нарушения) границы; вычерчива­ется схемаместа задержания нарушителя и осмотренной местности; осуществляется личныйдосмотр нарушителя в при­сутствии лиц, его задержавших; производится изъятиедоку­ментов и предметов, оказавшихся у задержанного или обна­руженных вблизиместа задержания; составляется опись изъ­ятых документов и предметов; у нарушителяберутся пись­менные объяснения; составляются письменные докладные записки обобстоятельствах задержания военнослужащими– участниками наряда и гражданскимилицами, принимавшими участие в задержании; на имя начальника пограничного от­рядаоформляется рапорт о задержании.
Законпредусмат­ривает право приглашать в подразделения пограничных войск гражданскихи иных лиц для выяснения обстоятельств нару­шения государственной границы СССР,се режима, погранич­ного режима или режима в пунктах пропуска через государ­ственнуюграницу СССР. В необходимых случаях выяснение обстоятельств указанных нарушенийможет осуществляться и в иных местах (п. 6 ст. 29 Закона).
Дознаниепо поводу нарушения или попытки нарушения государственной границы могут вестиофицеры пограничных застав, отрядов, отдельных контрольно-пропускных пунктов идругих подразделений пограничных войск. При производстве дознания онируководствуются УПК России и той союзной республики, на территории которойсовершено нарушение государственной границы.
 
2.7. Дознание на морских судах, находящихся в дальнемплавании
 
Органамидознания на морских судах, находящихся в даль­нем плавании, являются ка­питанысудов.ю
Привыполнении функций органа дознания капитан обязан руководствоваться уголовным иуголовно-процессуальным за­конодательством, положениями Кодекса торговогомореплава­ния Союза ССР и инструкцией «О выполнении функций ор­ганов дознанияна морских судах, находящихся в плавании».[11]
Преступленияна борту судна могут быть совершены во время пребывания судна в порту СССР, виностранном порту и в дальнем плавании. Порядок производства дознания в каж­домиз этих случаев имеет свои особенности.
Еслипреступление, предусмотренное уголовным законода­тельством России или другойреспублики, на территории которой расположен порт, совершено во времяпребывания судна в порту, капитан судна на основании ст. 59 Кодекса торговогомореплавания Союза ССР обязан передать лицо, совершившее преступление, местнымвластям. По их требова­нию им же должны быть переданы орудия преступления, ве­щественныедоказательства, документы, а также представлены свидетели из числа членовэкипажа и данные, необходимые для расследования уголовного дела.
Вовремя пребывания судна в иностранном порту все на­ходящиеся на судне членыэкипажа и пассажиры полностью подпадают под действия уголовных законов тогогосударства, в котором расположен порт стоянки судна. Компетентные ор­ганыэтого государства вправе применять в этих случаях свою юрисдикцию.
Втех случаях, когда между Россией и иностранным государ­ством заключеносоглашение, предусматривающее неприменение при определенных правонарушениях,совершенных на борту судна, юрисдикции данного государства, расследование такихправонарушений производится в порядке, определенном инструкцией о выполнениифункций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании.
Практиканекоторых прибрежных государств в определен­ных случаях исключает применениеюрисдикции этих госу­дарств и при отсутствии специальных соглашений по этомуповоду. Соответствующие сведения о существующей в данное время практике капитансудна или лицо, им уполномоченное, могут получить у консула России.
Припроизводстве дознания в связи с преступлением, со­вершенным во время пребываниясудна в иностранном порту, могут потребоваться показания иностранных граждан.Произ­водство допросов граждан иностранного государства и другие действия спривлечением последних к расследованию могут иметь место не иначе как сразрешения компетентных иност­ранных властей. Данное правило, однако, нераспространя­ется на случаи приобщения к материалам дознания заявлений исобственноручных объяснений иностранных граждан, а так­же писем и всякого родадокументов, имеющих отношение к расследуемому делу.
Вслучаях, когда в ходе расследования возникает необходимость обратиться засодействием к иностранным властям по месту нахождения судна, капитан вступает всношение с ними через посредство ближайшего консула СССР. Указания последнегоявляются в этих случаях для капитана обяза­тельными.
Документы,составленные при участии иностранных властей или исходящие от них, подлежатконсульской легализации. Приобщение их к делу при отсутствии такой легализациидо­пускается лишь в случаях, когда она по каким-либо причинам не могла иметьместа.
Еслипреступление совершено на борту судна во время пла­вания в открытом морс,дознание производит лично капитан судна или по его поручению лицо командногосостава судна.
Согласноинструкции капитан или лицо, им уполномочен­ное, обязано: а) принятьпредусмотренные законом меры в це­лях обнаружения преступления и лиц, егосовершивших; б) принять меры к предупреждению и пресечению преступ­ления.
Припроизводстве дознания должны быть установлены сле­дующие обстоятельства: а)действительно ли совершено пре­ступление и какое именно; б) когда совершенопреступление; в) место на судне, где преступление совершено и где находи­лосьсудно в момент совершения преступления; г) при каких обстоятельствах, какимспособом, с применением каких орудий и средств совершено преступление; д) ктосовершил пре­ступление, сведения, характеризующие лицо, совершившеепреступление; е) какие причины и условия способствовали со­вершению  преступления; ж)  последствия   преступления; з) другие обстоятельства, имеющие значение длядела.
Изприведенного перечня следует, что в его основе лежат обстоятельства, подлежащиедоказывайте согласно ст. 15 Ос­нов уголовного судопроизводства Союза ССР исоюзных рес­публик с некоторой детализацией, вытекающей из спецификирасследования, производимого на судне, находящемся в пла­вании.
Сцелью установления указанных обстоятельств капитан или лицо, выполняющее по егопоручению функции дознавателя, обязано произвести неотложные следственныедействия по установлению и закреплению следов преступления. К числу этихдействий инструкция относит: осмотр, обыск, выемку, ос­видетельствование,задержание и допрос подозреваемых, до­прос потерпевших и свидетелей, а такжедругие действия, ко­торые в условиях плавания судна могут иметь значение не­отложных.
Руководстводознанием осуществляет прокурор по месту приписки судна. О происшедшем событиипреступления ему сообщается в течение суток теми средствами связи, какие имеютсяв распоряжении капитана судна.
Осуществляянадзор за точным исполнением законов при производстве дознания, прокурор можетпользоваться любы­ми средствами связи, применяемыми на морском флоте.
Юрисдикцияоргана дознания в лице капитана, в момент нахождения судна в плавании,распространяется на всех чле­нов экипажа, пассажиров и на всех другихнаходящихся на судне лиц, за исключением лиц, пользующихся дипломатиче­скимиммунитетом.
Инструкцияо выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании,регламентирует пра­ва и обязанности лица, осуществляющего дознание, В ней ука­зывается,что капитан или другое лицо, осуществляющее функ­ции органов дознания, обязано:а) строго руководствоваться требованиями уголовного, уголовно-процессуальногозакона; б) принимать все предусмотренные законом меры для всесто­роннего,полного и объективного исследования обстоятельств дела; в) не разглашатьматериалы дознания.
Материалыдознания передаются капитаном судна прокуро­ру в первом порту России по путиследования судна или пере­сылаются, как было указано выше, с капитаномпопутного судна в ближайший советский порт. Прокурор при согласии с материаламидознания направляет их по подследственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Взаимодействием между органами предварительного следствия и дозна­ния подразумеваетсяоснованная на законе согласован­ная деятельность должностных лиц этихгосударствен­ных учреждений, направленная на раскрытие преступ­ления иизобличение виновных, пресечение и предупреж­дение чьей-либо преступнойдеятельности и возмещение причиненного материального ущерба путем наиболеерационального сочетания методов, применяемых этими органами. Целью такоговзаимодействия служит макси­мальное объединение сил и средств органов следствияи дознания в борьбе с преступностью за счет правиль­ного использования в ходерасследования уголовных дел процессуальных, административных и оперативно-ро­зыскныхфункций, получение таким путем наиболее эф­фективных результатов восуществлении задач советско­го уголовного судопроизводства.
Посколькууспешное раскрытие многих преступле­ний зависит от разумного сочетанияследственных и опе­ративно-розыскных мероприятий, надо всегда стремить­ся кустановлению самого тесного контакта между ор­ганами следствия и дознания ичеткого их взаимодей­ствия. Вопросы такого взаимодействия должны найтиотражение в планах расследования дел, при составле­нии которых следователямцелесообразно учитывать соображения и предложения работников органов дознания,обладающих широкой ориентировкой в оператив­ной обстановке.
Взаимодействиепредполагает взаимную помощь ор­ганов следствия и дознания друг другу напротяжении всего предварительного расследования конкретного де­ла, взаимнуюинформацию о ходе и результатах прово­димых ими мероприятии и совместную ответственностьза раскрытие преступления и изобличение виновных. Формы и методы взаимодействиязависят от специфики расследуемого дела.
Вопрос о взаимодействии между органами следст­вия и дознания касаетсяглавным образом уголовных дел, по которым по закону обязательно предваритель­ноеследствие. По остальным делам он практически не возникает, ибо они полностьюрасследуются только ор­ганами дознания и здесь роль следователей может вы­ражатьсялишь в оказании помощи органам дознания в повышении их профессиональногомастерства и дело­вой квалификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.  Бажанов М.И., Каган А. Д.Производство дознания в органах милиции. — М.: «Юридическая литература», 1965.
2.  Ведомости Верховного Совета СССР,1982, № 48.
3.  Жогин НВ., Фаткуллин Ф.Н. Предварительноеследствие в советском уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1965.
4.  Крылов И.Ф., Бастыркин А.И.Розыск, дознание, следствие.- Л.: Изд. Ленинградского университета, 1984.
5.  Ларин А.М. Расследование поуголовному делу: процессуальные функции.- М.: «Юридическая литература», 1986.
6.  О дознании в Вооруженных Силахсм.: Основы советского военно­го законодательства. — М., 1972.
7.  Руководство для следователей / Подред. Жогина Н.В. — М.: «Юридическая литература», 1971.
8.  УПК  РСФСР (с изменениями на 10апреля 2000 года). // Компьютерная информационно-правовая база«Гарант»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.