Реферат по предмету "Государство и право"


Особенности судебного контроля

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Административное право»
по теме
Особенностисудебного контроля

Судебный контроль всфере исполнительной власти
Основной функцией всейсистемы судебных органов является реализация задач правосудия. Онаосуществляется субъектами судебной власти в процессе конституционного,гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118Конституции РФ).
Осуществляя правосудие,суды обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, предприятий,учреждений, организаций, государственных и общественных интересов, тем самым,способствуя укреплению законности.
Отправление правосудияявляется основной, но не единственной функцией судов. В процессе своейдеятельности они осуществляют и другую функцию, в частности — функцию судебногоконтроля законности издаваемых актов и совершаемых действий органовисполнительной власти, их должностных лиц.
В современных условияхсудебный контроль в сфере исполнительной власти является одним из важнейшихспособов обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан. Этот контроль,естественно, осуществляется в специфических формах, диктуемых спецификойвзаимоотношения двух самостоятельных ветвей власти. Однако именно суд выступаетв качестве универсального средства защиты прав и свобод граждан, не будучизависим ни от одной ветви власти и обладая конституционными гарантиями этойнезависимости. В качестве инструментария, который приводит в действие институтсудебного контроля, служит жалоба гражданина на незаконное действие или решениеоргана исполнительной власти. Кроме того, защищая законные интересы гражданина,в суд вправе обратиться прокурор.
Основное содержаниесудебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит вего правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, ихдолжностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересовграждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, ихпорождающих, принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законныхинтересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.
Субъектами судебногоконтроля являются Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражныесуды.
Важная роль в обеспечениизаконности в сфере управления принадлежит Конституционному Суду РФ. Егоправовой статус определен Конституцией РФ (ст. 125), Законом РФ от 24 июня 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» с изменениями и дополнениями,внесенными Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 г.
Конституционный Суд РФ, являясь судебным органомконституционного контроля, разрешает в пределах своей компетенции исключительновопросы права. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральныхзаконов, нормативных актов Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания,Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иныхнормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведениюорганов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственнойвласти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров междуорганами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектовРФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ и др. Он такжеразрешает споры о компетенции между федеральными органами государственнойвласти, органами государственной власти РФ и органами государственной властисубъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ. Поводом крассмотрению и разрешению указанных дел в Конституционном Суде РФ являетсяобращение (ходатайство или запрос) в Конституционный Суд РФ Президента РФ,обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации илидепутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, ВысшегоАрбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектовРФ. Основанием же к рассмотрению дела является выявленная неопределенность ввопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт и т.п. Конституционный Суд РФ рассматривает также дела, связанные с индивидуальнымиили коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свободвследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. Прирассмотрении таких дел он проверяет соответствие такого закона Конституции РФ. Впроцессе рассмотрения всех категорий дел Конституционный Суд РФ вправетребовать от органов, организаций и лиц предоставления текстов нормативных ииных правовых актов, документов, сведений и других материалов; проведениепроверок, экспертиз; дачу консультаций и т. п. Эти требования обязательны длятех, кому они адресованы.
Если решением КонституционногоСуда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью иличастично либо из решения вытекает необходимость устранения пробела в правовомрегулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшее этот нормативныйакт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, либо о внесениинеобходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанныйнеконституционным в отдельной его части. Признание несоответствующимКонституции РФ федерального закона, нормативного акта Президента РФ,нормативного акта Правительства РФ, договора или отдельных их положенийявляется основанием для отмены в установленном порядке положений другихнормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционнымиполностью или частично нормативных актов либо договоров, либо воспроизводящихих или содержащих таковые положения, какие были признаны неконституционными.
Признаниенеконституционными нормативного акта, договора субъекта РФ служит основаниемдля отмены в установленном порядке органами государственной власти другихсубъектов РФ положений принятых ими нормативных актов либо заключенныхдоговоров, содержащих такие же положения, какие были признанынеконституционными. Если при рассмотрении жалоб граждан, связанных с нарушениемих конституционных прав и свобод, он признает не соответствующим Конституции РФпримененный в конкретном деле закон, то его решение является основанием дляобязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстановлениянарушенного права. Разрешая дела в пределах своей компетенции, принимаярешения, которые обязательны на всей территории РФ для всех органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений,Конституционный Суд РФ выполняет тем самым свою конституционную обязанность —обеспечение законности в РФ. Суды общей юрисдикции осуществляютсудопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам. В порядкегражданского судопроизводства суды рассматривают дела, по которым они обязаныдавать правовую оценку действиям органов исполнительной власти, их должностнымлицам, а также издаваемым ими управленческим актам. К таким делам относятся,например, споры о признании недействительным ордера на жилую площадь, об отказев разрешении на обмен жилой площади, о восстановлении на работе, о нарушенииавторских прав, о неправомерных действиях нотариусов, о неправильной записи вкниге актов гражданского состояния, о допущенных неточностях в спискахизбирателей и т. п. При рассмотрении названных и других дел суд, решая вопроспо существу, изучает с позиций закона правомерность действий органовисполнительной власти, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов,осуществляет тем самым контроль за их деятельностью. При этом он выноситрешение о восстановлении нарушенных прав граждан.
В процессе рассмотренияуголовных дел, в особенности тех, которые связаны с должностнымипреступлениями, суд с позиций законности исследует и дает правовую оценкудействиям должностных лиц как работникам управленческого аппарата. Если прирассмотрении гражданских и уголовных дел суд усмотрит нарушения законности,дисциплины в работе соответствующего органа, предприятия, учреждения,организации, выявив при этом условия и причины нарушений, он вправе вынести частноеопределение в адрес руководителя органа, предприятия, учреждения, организациилибо в вышестоящие инстанции, которые должны в течение месяца рассмотреть его исообщить суду о принятых мерах. Частное определение является правовой формойреагирования суда на нарушение законности. В необходимых случаях суд принимаетмеры к привлечению виновных лиц к ответственности. Суд рассматривает такжежалобы лиц (физических и юридических) на постановления органов и должностныхлиц о наложении административного взыскания. Граждане также могут обратиться всуд с жалобой на действия (решения) органов исполнительной власти, должностныхлиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствияосуществлению гражданином его прав и свобод; на него незаконно возложенакакая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.Установив обоснованность перечисленных выше жалоб, суд признает обжалуемоедействие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование граждан,отменяет примененные к нему меры ответственности. Таким образом, в процессерассмотрения жалоб граждан и принятия по ним решений суд осуществляет контрольза деятельностью соответствующих органов исполнительной власти и должностныхлиц в области, например, производства по делам об административныхправонарушениях; за законностью издаваемых ими актов, тем самым обеспечиваязаконность, защиту прав и интересов граждан, предприятий, учреждений,организаций.
Судебный контроль в сфереуправления осуществляют арбитражные суды. В соответствии со ст. 127 КонституцииРФ, Законом РФ от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в РоссийскойФедерации»1, Арбитражным процессуальным кодексом РФ2,принятым 27 июля 2002 г., арбитражные суды осуществляют судебную власть приразрешении дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских,административных и иных правоотношений. Разрешая дела, арбитражный суд выполняетважные задачи по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересовпредприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской ииной экономической деятельности, содействуя тем самым укреплению законности ипредупреждению правонарушений в указанной сфере. К делам по экономическимспорам, возникающим из административных правоотношений и подведомственнымарбитражному суду, относятся: о признании недействительными (полностью иличастично) ненормативных актов государственных органов, органов местногосамоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативнымправовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; обобжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственнойрегистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях,когда такая регистрация предусмотрена законом; о взыскании с организаций играждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления ииными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным закономне предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; о возврате из бюджета денежныхсредств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорномпорядке с нарушением требований закона или иного нормативного акта, и др. Разрешаяперечисленные споры, арбитражные суды вправе истребовать у соответствующихорганов и должностных лиц необходимые документы, в том числе и правовые акты,для их изучения и проведения экспертизы, поскольку они могут быть письменнымидоказательствами при разрешении спора. Тем самым они контролируют правомерностьи законность актов и действий органов исполнительной власти, их должностныхлиц, то есть ответчиков. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственногооргана, органа местного самоуправления, иного органа закону, либо издание его спревышением полномочий, арбитражный суд принимает решение в соответствии сзаконом. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда являетсяобязательным для всех государственных органов, органов местного самоуправления,иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению навсей территории Российской Федерации. Немедленному исполнению подлежат решенияарбитражного суда о признании недействительными актов государственных органов,органов местного самоуправления и иных органов. Принудительное исполнениерешения, вступившего в законную силу, осуществляется на основанииисполнительного листа, выдаваемого соответствующим арбитражным судом. Если врезультате разрешения спора будут выявлены нарушения закона и иных нормативныхправовых актов со стороны органа исполнительной власти, должностного лица,арбитражный суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующихорганов, должностных лиц. Таким образом, содержанием контроля арбитражных судовявляется проверка ими при разрешении экономических споров, вытекающих изадминистративных правоотношений, соответствия актов и действий органовисполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятие мерпо устранению обнаруженных правонарушений. Закон РФ от 23 октября 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» закрепил единую судебную систему, вкоторую, кроме ныне действующих судов, входят специализированные федеральныесуды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.Специализированные федеральные суды рассматривают гражданские иадминистративные дела, а мировые судьи, кроме этого, и уголовные дела.
Конституционный (уставный)суд субъекта РФ создается для рассмотрения вопросов соответствия законовсубъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектаРФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъектаРФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.
Несомненно, деятельностьназванных судов и мировых судей послужит укреплению законности во всех сферахгосударственной и общественной жизни, в том числе в сфере управления.
2.Классификация правовых актов исполнительной власти в Российской Федерации
Правовые актыисполнительной власти, особый вид подзаконных, официальных юридических актов,принимаемых субъектами исполнительной власти в процессеисполнительно-распорядительной деятельности, оформленных в соответствии с нормамиправа, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридическиепоследствия.
Кроме того, это основнаяпродукция государственной администрации и самая большая по объему иразнообразию разновидность юридических актов.
/> /> /> /> /> /> />
Акты государственной администрации;   /> /> /> /> />


3.Задача №1:
Угражданки Петровой при заводе на длительное свидание к мужу, содержащемуся вколонии общего режима, был изъят запрещенный предмет – 100 рублей однойкупюрой. Администрация колонии взыскала эту сумму в доход государства,направила протокол об административном правонарушении в суд. Судья спустя тримесяца подтвердил законность действий администрации колонии, и принял решениедополнительно о предупреждении гражданки Петровой.
Соблюдены ли в данномслучае требования закона?
Ответ
Администрация колониивзыскивая с г. Петровой 100 рублей в доход государства неправомерно, т.к. п.1Статьи 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административногоправонарушения. КоАП РФ гласит о том, что конфискация может назначаться толькосудьей.
Кроме того, всоответствии со ст. 29.6 Дело об административном правонарушениирассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом,должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола обадминистративном правонарушении и других материалов дела. Судья установленныезаконом сроки пропустил, поэтому его решение о предупреждении гражданкиПетровой было вынесено с нарушением норм процессуального права.
Задача№ 2
ГражданеИванов и Сидоров, находясь в состоянии алкогольного опьянения, высказывались воскорбительной форме в адрес гражданки Савельевой, ожидающей автобус наостановке общественного транспорта. Муж гражданки Савельевой сделал имзамечание. В ответ на это граждане Иванов и Сидоров нанесли супругам побои,отнесенные экспертизой к числу легких телесных повреждений без кратковременногорасстройства здоровья.
Судьяквалифицировал действия граждан Иванова и Сидорова как мелкое хулиганство иназначил им наказание в виде административного ареста сроком на 15 суток.
Правомерноли решение судьи?
Ответ
Решение судьи неправомерно,поскольку данные действия должны быть квалифицированы не как мелкое хулиганство(ст. 20.1 КоАП РФ), а как побои, совершенные из хулиганских побуждений (ст. 116п.2 УК РФ) и, соответственно, мера наказания также избрана неверно.

Список использованнойлитературы
1.   Конституция РФ.
2.   Кодекс РФ об административныхправонарушениях.
3.   Алехин А.П., Кармолицкий А.А., КозловЮ.М. Административное право РФ. Учебник для юридических ВУЗов и факультетов.М., 2001.
4.   Административное право. Учебник дляюридических ВУЗов и факультетов (под ред. проф. Ю.М. Козлова и проф. Л.Л.Попова). М., 2001.
5.   Постатейный комментарий к КоАП РФ/Под ред. А.Б. Агапова. М., 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The MyersBriggs Indicator Essay Research Paper The
Реферат Дополнительный ежегодный отпуск
Реферат Реклама в маркетинговой деятельности
Реферат Классификация сыров и их технологические особенности
Реферат Языковые особенности романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
Реферат Анализ рентабельности предприятия трикотажной фирмы Виктория и ее влияние на конкурентноспособность 5
Реферат Dave Pelzer Trilogy Of Survival Essay Research
Реферат Допрос свидетеля
Реферат «Алгоритмы»
Реферат Расчет усилителя на дискретных элементах
Реферат Коммерческий банк. Виды банковских операций
Реферат «Oracle снг» и «Борлас» строят кис магнитогорского металлургического комбината
Реферат Взаимосвязь систем управленческого и финансового учета производственной деятельности предприяти
Реферат Зарождение феодализма и феодальных отношений на территории римской империи. Колонат
Реферат «Прогнозирование развития здравоохранения на примере муниципального образования Наро-Фоминского муниципального района Московской области»