Введение.
Тема моей курсовой работы– «Основные черты Конституции Российской Федерации».
Данную тему я выбрал,потому что она мне показалась наиболее интересной. Это связано с тем, чтоКонституция является основой основ права любого государства.
Целью моей работы является изучение основных черт Конституции РФ.
Актуальность этой темыподчёркивается тем, что Конституция как основной закон государства занимаетосновное, центральное место в Российском законодательстве. Значение конституцииогромное в жизни всякого общества, её принципиально особое место во всейправовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изученияконституции как самостоятельного объекта научного познания. Под конституцией(от лат. constitutio — установление) понимают основной закон государства,имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципыгосударственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека игражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной властии управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функцийгосударства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Конституция- прежде всего юридический документ, основа государственности, законности иправопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет наукиконституционного права. Но в то же время — это политический документ, ибо она,безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения вобществе.
Я считаю, что основныечерты наиболее чётко охарактеризуют Конституцию как Основной закон РоссийскойФедерации.
Основной задачей, которуюя поставил пред собой в этой работе это наиболее полно раскрыть сущностьосновных черт конституции.
Для реализациипоставленных передо мной задач и достижения цели я буду использовать мнениятаких авторов как Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, Конституцией РоссийскойФедерации, а так же нормативными актами и федеральными законами.
I. История развития конституций.
В истории РоссийскойФедерации насчитывается пять конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 годов идействующая ныне 1993 года.
Принятие каждой из нихзнаменовали существенные события в жизни общества, подводило итогпредшествующему развитию, определяло качественно новый этап в развитиигосударства, отражало утверждение новой концепции или углубление исовершенствование прежних.
Все конституциисоветского периода были в значительной степени фиктивны. Они провозглашалипринципы, которые фактически не предварялись в жизнь. Это касается, например,принципа принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративногоустройства России, использования гражданами закреплённых в конституцияхполитических прав и свобод.
Теперь опишем особенностикаждой из конституций, начиная с самой первой:
Конституция РСФСР 1918года. Она была принята вскоре после октябрьского переворота и имела своиособенности. Во-первых, она как первая конституция не опиралась на принцип преемственностиконституционного развития и определяла основы устройства общества на конституционномуровне впервые, во-вторых, была в наибольшей степени идеолигизирована и имелаклассовый характер. В конституции прямо закреплялось установление диктатурыпролетариата, в третьих, она отличалась от последующих конституций значительнымчислом программных положений и наконец, она включает установления,ориентированных на всё мировое сообщество при этом чисто политическогохарактера.
Замена конституции 1918года была заменена по причине объединения РСФСР с другими независимымиреспубликами. Конституция 1925 года не включала в свой текст Декларацию правтрудящихся и эксплуатируемого народа, однако записала, что придерживаетсяосновных её положений.
Вторая конституцияхарактеризуется следующими особенностями, во-первых, в ней закреплён фактвхождения РСФСР в Союз ССР, во-вторых, в связи с появлением субъектов РСФСР вконституцию были включены положения, определяющие статус и полномочия Федерациив отношении их.
Принятие КонституцииРСФСР 1937 года было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года.[1]Основными отличительными особенностями было то, что она, во-первых, в неёвпервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. Например,право на труд. Во-вторых, конституция этого этапа по своей юридической формеприобрела более совершенный вид. В ней чётко выделены государственно-правовыеинституты. В третьих, в конституции 1937 года впервые был закреплено правовыхода из Союза ССР.
Конституция 1978 года навсём протяжении своего срока действия претерпевала значительные изменения. Всвязи с этим данная конституция на последних этапах своего существования, вотличие от прежних, была самой нестабильной и характеризуется следующимиособенностями, во-первых, в ней впервые введено понятии «народ» и именно он былобъявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.
Во-вторых, конституция1978 года носила классовый характер. Это подчёркивалось тем, что она ещё болееоткровенно и прямо отражала роль коммунистической партии, которая является«руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политическойсистемы, государственных и общественных организаций»[2].
В-третьих, в отличие отконституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы, т.е.она стала более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм попредметному признаку.
В-четвёртых, она впервыев прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.
РеформированиеКонституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии постепенного изменения преждевсего её существенных черт.
Процесс начавшейсядемократизации, перестройки всех сторон жизни общества в правовой форме виден взаконах РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятых в 1989 г.
Этими законами менялисьсистема органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшегооргана государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, которыйизбирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно действующийзаконодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые завсю историю конституционного развития России ее Верховный Совет сталдвухпалатным органом.
В новом избирательномзаконе хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов, но создаваласьвозможность ее реализации, что и было приведено в жизнь на первых свободныхвыборах.
Дальнейшее реформированиеКонституции России осуществлял Съезд народных депутатов.
В этом процессе могутбыть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции;признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всегонарода. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:
а) отказ отхарактеристики государства как социалистического и советского, определение егокак суверенного федеративного; отказ и от таких определений, как«социалистическая собственность», «социалистическая демократия»,«социалистическая законность», и т. п.; исключение положений о строительствекоммунизма как цели общества;
б) устранение из Конституцииположений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренноеизменение содержания ст. 6, означающее конституционное признаниемногопартийности;
в) признание приоритетаправ человека и гражданина;
г) признание частнойсобственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности;отказ от признания государственной собственности в качестве основной;допущение свободы экономической деятельности;
д) постепенноевидоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переходна парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введениеинститута Президента; установление местного самоуправления.[3]
С распадом Союза ССРКонституция РСФСР приобрела новое свойство — это была уже не Конституциясубъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.
Созрела необходимостьреформации союзной Федерации. Это происходило в остром противоречии союзных иреспубликанских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларациио своем собственном государственном суверенитете.
В российской Декларациивпервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основепровозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей назаконодательную, исполнительную и судебную.
Была образованаКонституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая и занялась этойпроблемой.
Однако разногласия всоставе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новойКонституции.
В основном процесс пошелпо пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР,которая приобретала в результате противоречивый характер. Одни ее нормыпротиворечили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояниеи противоборство законодательной и исполнительной властей, результатом которойи стали события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженногостолкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета.Налицо был не только политический, но и конституционный кризис,
В таких условиях принятиеновой Конституции должно было явиться основой, способствующей установлениюстабильности в обществе и государстве.
Проектов новойКонституции было подготовлено много. Главными из них являлись проектКонституционной комиссии, образованной Съездом народных депутатов, и проект,подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ.Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проектаКонституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработкеКонституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различныхфракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и былвынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основеПоложения о всенародном голосовании по проекту Конституции РоссийскойФедерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно ПоложениюКонституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовалобольшинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, чтоучастие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированныхизбирателей.
Новая Конституция былапринята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.
II. Основы конституционного строяРоссийской федерации.
1. Политическиеосновы конституционного строя РФ:
Демократическоегосударство.
В соответствии сКонституцией РФ Российская Федерация, «демократическое государство»[4].Демократизм находит выражение, прежде всего:
1. в народовластии;
2. в разделениивластей на законодательную, волнительную и судебную;
3. в политическоммногообразии;
4. в местном самоуправлении.
1) В КонституцииРФ указывается, что «носителем суверенитета и единственным источником власти вРоссийской Федерации является ее многонациональный народ»[5].Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, иначеговоря, демократическим государством (греч. Demokratia.буквально – народовластие, от demos – народ и kratos — власть). С юридической точки зрения понятие «народ»отождествляется понятием «граждане» и определяется как принадлежность даннойсовокупности людей к государству.
Следует сказать, что вгоды советской власти под народом понималась историческая общность людей,которая изменяется в зависимости от задач, решаемых обществом в данный период. Сообразнос этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и тесоциальные слои, которые, не относясь по своему начальному положению к трудящимся,тем не менее, объективно участвовали в решении задач прогрессивного развитиястраны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарнымгосударством широкие возможности для применения дискриминационных мер кмиллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.[6]
Власть есть возможностьраспоряжаться или управлять кем-либо чем-либо, подчинять своей воле других. Власть- это определенная совокупность средств организации социального пространства.Социальное пространство существует везде, где есть совместная деятельность; оно- необходимый атрибут общественный отношений, суть которого заключается впереводе материальных и духовных сил в совместное действие. Власть — явлениесоциальное.
Она возникает вместе свозникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое обществотребует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая ипринуждение.
Государственную властьхарактеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве,единстве и независимости.
Государственная власть несовпадает непосредственно с населением и осуществляется особым, государственнымаппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений,посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат включаетв себя все государственные органы, а также армию, разведку, принудительныеучреждения.
Государственная властьобладает силой государственного принуждения, осуществляемого специальноприспособленным для этой цели аппаратом принуждения.
Государственная власть —не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа являетсяместное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в системуорганов государственной власти.
Признание народаверховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета.Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть,осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальныхсил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народныйсуверенитет неделим, имеет только одного субъекта — народ.
Конституция РФ закрепляетмногонациональность народа России на всю власть, его полновластие. Этоозначает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме негосамого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто неможет присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоениевластных полномочий преследуются по федеральному закону».[7]
Таким образом,народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществлениенародом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и интересами.
Народовластие как формагосударства и способ правления превращается, таким образом, в организационныйпринцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любыхгосударственных задач или реализация властных полномочий нуждаются влегитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народекак исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым впонимании демократии.[8]
«Народ РоссийскойФедерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органыгосударственной власти и органы местного самоуправления».[9]В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная инепосредственная демократия.
Представительнаядемократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей,которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весьнарод, население, проживающее на той или иной территории.
Выборноепредставительство — важнейшее средство, обеспечивающее подлинноенародовластие. Выборное представительство образуют избираемые народомгосударственные органы и органы местного самоуправления.
Непосредственнаядемократия — форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либогрупп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа являютсяреферендум и свободные выборы»[10].
Согласно Федеральномуконституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» референдум — это всенародное голосование граждан России по вопросамгосударственного значения.
Референдум проводится наоснове всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РоссийскойФедерации при тайном голосовании.
Граждане РоссийскойФедерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы,национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также от других обстоятельств.
Граждане РоссийскойФедерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участникреферендума обладает равным числом голосов.
Гражданин РоссийскойФедерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы)или против него (них) непосредственно.
Участие гражданинаРоссийской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто невправе оказывать воздействие. На гражданина с целью принудить его к участию илинеучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, вподготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободномуволеизъявлению.[11]
Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречитьКонституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права исвободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прави свобод. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключаласьвозможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать толькооднозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствийпринятого на референдуме решения.
Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить длявынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.
Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственныморганом решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум,не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данномувопросу.
Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственныморганом решения по существу вопроса, который в соответствии с международнымдоговором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум,не допускается.
Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которыепредусмотрены Конституцией РФ, международным договором Российской Федерации,является обязательным.
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»(ст. 7) предусматривает ряд обстоятельств, исключающих назначение и проведениереферендума.
Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута иреферендум не может назначаться и проводиться в условиях военного иличрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации приобстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционнымзаконом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного иличрезвычайного положения.
Референдум не назначается, а проведение назначенного референдумаоткладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерациивоенного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке,предусмотренных Федеральным конституционным законом. Референдум, инициативапроведения которого была выдвинута в установленном Федеральным конституционнымзаконом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено,проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайногоположения.
Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации,имеющим право на участие в референдуме, — при условии, что на территорииодного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории РоссийскойФедерации находится место жительства не более 50 тыс. из них;
2) Конституционному Собранию — в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135Конституции РФ;
3) федеральным органам государственной власти — в случаях,предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральнымконституционным законом.
Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданамРоссийской Федерации, не может быть выдвинута в период избирательной кампании,проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основаниирешения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведениереферендума приходится на последний год полномочий Президента РФ,Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
При принятии Конституционным Собранием решения о вынесении навсенародное голосование проекта новой Конституции РФ, назначение, подготовка ипроведение всенародного голосования осуществляются в порядке, установленномфедеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135Конституции РФ.
Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации,имеющим право на участие в референдуме, — при условии, что на территорииодного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории РоссийскойФедерации находится место жительства не более 50 тыс. из них;
2) Конституционному Собранию — в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135Конституции РФ;
3) федеральным органам государственной власти — в случаях,предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральнымконституционным законом.
Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские(республик в составе Федерации), региональные и местные референдумы по наиболееважным вопросам жизни республики, региона и т. д.
Под выборами понимается участие граждан в осуществлениивласти народа посредством выделения из своей среды путем голосованияпредставителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправленияпринадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей иинтересами граждан, выраженными на выборах[12].
Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданамипринадлежащей им власти и осуществляют прямое волеизъявление, выдвигают изсвоей среды представителей для осуществления народовластия.
Этому в полной мере соответствует правило, согласно которомуправо на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивноеизбирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т. е.лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — это право гражданина, ане просто человека.
Выборы государственных органов и органов местного самоуправления,предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основевсеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2). Одним из основополагающих принципов демократическойорганизации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечениясвободного развития человека является принцип разделения властей.
В своем классическом виде теория разделения властей была сформулированаанглийским философом Д. Локком (1631—1704) и французским просветителем Ш.Монтескье (1689—1755). Её смысл заключается в том, что для обеспечения свободыграждан различные функции государственной власти — законодательная,исполнительная и судебная — должны осуществляться различными органами, независимымидруг от друга и сдерживающими друг друга.
Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточноодного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, чтобы онинаходились во взаимном равновесии и ни один из органов не мог получитьпреобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательствна его самостоятельность другого органа.
В результате различные власти не подчинены друг другу, однаконаходятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничегоне может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственнаядеятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то«силою вещей, — считал Ш. Монтескье, — власти будут принуждены действовать инеобходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом». Результатомэтого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу.
Теория разделения властей привилась конституциями многих стран, хотяформы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно в своей изначальнойтрактовке теория разделения властей реализована в Конституции США 1787 г., в которой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и британскихконституционных идей начала XVIII в.
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые былпровозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось«важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». Вапреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из незыблемыхоснов конституционного строя России.
Разделение властей — один из основных принципов действующейКонституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны.[13]Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для нихКонституцией РФ и законом.
Таким образом, согласно Конституции разделение властейозначает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но идействительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна изтрех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действоватьв условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.[14]
3). Демократия вРоссийской Федерации осуществляется на основе принципа политическогомногообразия.
Принцип плюрализма представляет собой совокупность социальныхобъединенных групп людей, образуемых по различным основаниям – возраст,профессия, место жительства, круг интересов. Каждый человек обладает частичкойгосударственной власти, участвует в управлении государством через политическиеорганизации, которые оказывают давление на органы государства и направляютгосударственную политику в рамках Конституции.[15]
Политический плюрализм способствует повышению эффективностинародовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения,легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия дляпреодоления апатии народа порожденных годами тоталитаризма.
Одно из наиболее важных мест в основе политического плюрализма занимаютполитические партии, Партии являются важнейшим элементом политической системылюбого демократического государства. Без них сегодня практически невозможносамо осуществление государственной власти. В Российской Федерации общественныеотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение вполитические партии регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями).
Согласно этому Закону «политическая партия — это общественноеобъединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации вполитической жизни общества посредством формирования и выражения ихполитической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах иреферендумах, а также в целях представления интересов граждан в органахгосударственной власти и органах местного самоуправления»[16]
4). Демократизм Российской Федерации означает наличие вней местного самоуправления. «В Российской Федерации признается и гарантируетсяместное самоуправление».[17]
Местное самоуправление связано с демократией, так как в основе демократиикак формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствиис которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не толькона отдельного человека или на весь народ, но и на другие сообщества граждан.
«В современных условиях в РФ по местным самоуправлением понимается правои способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках законапод свою ответственность и в собственных интересах значительной частьюобщественных дел».[18]
Человек, его права исвободы как высшая ценность.
Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы,как высшую ценность.[19]
Установленные Конституцией положения, связанные с отношениемгосударства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблемправового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации.Следовательно, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью являетсяфундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующейоснову не только конституционно организованного общества, но и правовой защитыэтого общества от попыток подавления личности, ущемления ее прав,игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностьюдолжен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав исвобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократическогогосударства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство вусловиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить заустанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.
Правовоегосударство
В соответствии с Конституцией Российская Федерация являетсяправовым государством.[20]
Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнямив античное общество. Философская основа теории правового государства быласформулирована немецким философом И. Кантом (1724-1804).
«Сущность идеи правового государства — его последовательныйдемократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинениегосударства обществу. Правовым является такое государство, которое признает вкачестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей,независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушенияих прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичнымучреждением. Главное в идее правового государства — связанность государства правом,гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинениегосударства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и егоорганов».[21]
Правовое государство характеризуется прежде всего тем, чтооно само ограничивает себя действующими в нем законами и нормами, которымобязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностныелица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом являетсяверховенство права.
Верховенство закона означает утверждение его господства, т. е. такогоположения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бынепоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключенияподчинялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы местногосамоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдатьКонституцию Российской Федерации и законы»[22]
Федеративноегосударство
Территория каждого государства делится на части, которые определяют еговнутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориальногоустройства государства складываются система территориальных единиц, на которыеделится государство, система государственных связей между государством в целоми его территориальными единицами, характер которых зависит от правового статусакак государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.
Такое устройство территории государства принято называть государственнымустройством. Можно сказать, что государственное устройство — этотерриториальная организация государства, характеризующаяся определенной формойправовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с ихправовым статусом.
Федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новоегосударство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложноегосударство, в состав которого входят другие государства.
Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих натерритории Российской. Федерации. Суверенитет нации означает ее верховенство инезависимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений сдругими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своейнациональной государственности. Так же одна из гарантий государственнойцелостности РФ – это единство государственной власти. Одновременно это единствовыступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета РоссийскойФедерации.
Территориальная автономия в Российской Федерации — это самостоятельноеосуществление государственной власти находящимися в ее составенационально-государственными образованиями в пределах компетенции,устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участиисоответствующей автономной единицы.
Равноправие субъектов Российский Федерации во взаимоотношенияхс федеральными органами государственной власти означает, что все субъектыФедерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральнымиорганами государственной власти, что в составе Федерации не может бытьсубъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнениюс другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиесяв составе Российской Федерации, равноправны.
Суверенноегосударство.
Суверенитет государства — это свойствогосударства самостоятельно и независимо от власти других государствосуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, вмеждународном общении.[23]
Суверенитет государства проявляется вверховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. Вбуквальном смысле слово «суверенитет», происходящее от латинского слова supraneitas (от supra—выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, т. е.ее верховенство.
Верховенство государственной власти выражаетсяв том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве,устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственныхорганов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
Единство государственной властивыражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих всовокупности высшую государственную власть.
Важным свойством сувереннойгосударственной власти является ее независимость. Независимость государственнойвласти означает самостоятельность государства в отношениях с другимигосударствами.
Защита Российской Федерации и еесуверенитета осуществляется в различных формах: это и в военной — ВооруженнымиСилами РФ, они защищают ее государственные интересы и территориальнуюцелостность; дипломатической — Президентом и Правительством России, а такжезащищается государственными органами, которые руководят различными отраслямиуправления. Одна из важных ролей в охране государственного суверенитетавозложена на правоохранительные органы. Одно из значимых средств защитыгосударственного суверенитета Российской Федерации — законодательная и другаянормотворческая деятельность ее государственных органов.
Республиканскаяформа правления
Являясь суверенным государством,Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, которая иопределяет организацию органов государственной власти и порядок ихдеятельности.
В Конституции РФ установлено что«Российская Федерация – есть… правовое государство с республиканской формойправления»[24].Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этареспубликанская форма правления отличается от монархии, которой присущенаследование статуса главы государства.
«Конституция РФ закрепила следующие признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого идлительного обладания государственной властью; ориентация государственногостроя РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычнок тоталитаризму; создание государственных органов на основе согласованияинтересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод;формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченныйсрок»[25].
В настоящее время в Российской Федерацииимеет место, как её иногда называют в юридической литературе«полупрезидентскую» республиканскую форму правления. Это связано с тем, что,во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием(в этом отличие её отпарламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами,позволяющими ему действовать независимо от Правительства и министры, образующиеПравительство, в определённой степени ответственное перед парламентом (в этомотличие от президентской формы). Именно названные выше признаки ихарактеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.
2. Экономическаяи социальная основы конституционного строя Российской Федерации.
1.1 Экономическаяоснова.
Экономической основойконституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадиистановления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство ираспределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночныхотношений. Субъектами таких отношений являются частные субъекты хозяйствования,которые конкурируют между собой. Российская Федерация поддерживает конкуренцию,а также предотвращает монополию и осуществляет соответствующий контроль.
«В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещениетоваров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободаэкономической деятельности».[26]
В Российской Федерации действует Законот 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».[27]Этот закон определяет организационные и правовые основы предупреждения ипресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции натоварных рынках РФ.
Для экономической системы РоссийскойФедерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношенийсобственности осуществляется посредством различных правовых норм, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам — основе всегоправового регулирования отношений собственности.
Конституционное регулирование отношенийсобственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачейявляется юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.
Конституция РФ исходит из того, чтоэкономической системе России присущи различные формы собственности: «ВРоссийской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,государственная и иные формы собственности»[28].
Так же в Конституции установлено, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться вчастной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Онииспользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни идеятельности народов, проживающих на соответствующей территории»[29]
В Конституции предусмотрено что«граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсамиосуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущербаокружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землейопределяются на основе федерального закона».[30]
Конституция РФ установила(ст. 35), что в России «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть,пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другимилицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может бытьпроизведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».[31]
В России отношения собственности, непредусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и инымифедеральными законодательными актами, а также законодательными актами республикв составе Российской Федерации, краев, областей, городов федеральногозначения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах ихполномочий.
1.2 Социальноегосударство.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РоссийскаяФедерация является социальным государством. Главная задача социальногогосударства — достижение такого общественного развития, которое основываетсяна закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарностии взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым,влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости,чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.
Следует отметить, что вусловиях демократии социальное государство предоставляет широкий простор любымобщественным силам, которые желают оказывать помощь социально необеспеченным.Например, в Конституции РФ указывается, что в стране поощряются «созданиедополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»[32].
Главной задачей социальнойполитики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека иобщества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развитияличности. Эта задача социальной политики Российского государства должнарешаться в тесном единстве с его экономической политикой[33].
Главная задача социального развитияроссийского общества определяет основные направления социальной политики,реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементовсоциального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана трудаи здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплатытруда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства идетства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальногообслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантийсоциальной защиты:
1. Охрана труда и здоровьялюдей. Труд — основа жизни любого общества и в любом государстве, решающаясфера применения человеческих сил и способностей. В демократическом обществетруд не может быть принудительным. Гражданин сам вправе распоряжается своимиспособностями к труду самостоятельно или на основе заключённого им договора.
2. Установление гарантированного минимальногоразмера оплаты труда. Одной из характерных черт социального государстваявляется его ответственность за предоставление каждому гражданину достойногочеловека прожиточного минимума[34].Социальное государство должно руководствоваться прежде всего тем, что каждыйвзрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать насебя и на содержание своей семьи. Ответственность государства за предоставлениегражданину прожиточного минимума может наступать лишь в том случае, когда он,работая, не может себя обеспечить.
Одним из средств удовлетворения этойпотребности является установление гарантированного минимального размера оплатытруда. Такой размер зависит от многих факторов. Прежде всего он зависит отэкономических возможностей общества в данный период, и не всегда соответствуеттой цели, для достижения которой он установлен.
3. Обеспечениегосударственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов ипожилых граждан. В Российской Федерации семья, материнство, отцовство, детствонаходятся под защитой общества и государства.
Исходя из того, что демократическоегосударство призвано защищать гражданские права людей, отношения междукоторыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включаяравноправие женщины и мужчины. В Российской Федерации брак основывается надобровольном согласии и равноправии супругов. Так же в Российской Федерации народителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей досовершеннолетия. Государство должно проявлять заботу об инвалидах и пожилых гражданах.
4. Развитие системы социальногообслуживания. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями идополнениями).[35]Социальным обслуживание является деятельность социальных служб по социальнойподдержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических,социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальнойадаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Установление государственных пенсий,пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной системысоциального обеспечения является важной социальной гарантией реализации конституционногоправа граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, вслучае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иныхслучаях, установленных законом. Государство в законодательном порядкеопределяет систему государственных пенсий и социальных пособий.
Российская Федерация ставит перед собойцель построения социального государства. Но в настоящее время она находитсятолько в самом начале пути к достижению этой цели.
3. Духовныеосновы конституционного строя Российской Федерации.
1.1 Идеологическоемногообразие.
Идеология являетсясложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическуюоснову, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных,философских взглядов на социальную действительность, общество и отношениялюдей между собой, а также вытекающие из этой системы программы действий имеханизмы распространения идеологических установок среди населения.[36]
Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологическогомногообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принциппрежде всего не допускает возможность существования в России государственнойили обязательной идеологии. «Никакая идеология не может устанавливаться вкачестве государственной или обязательной»[37]. Таким образом вРоссийской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие,признанное государством.
Идеологическое многообразие предполагает свободное существование вобществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическоемногообразие является закономерным следствием таких конституционных прав исвобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др.Наиболее важные гарантии данного рассматриваемого принципа является отменацензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания,реализация принципа политического многообразия и т. д.
Установление в Конституции принципа идеологического многообразияявляется одним из важнейших демократических завоеваний народов России.Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, а так же группамлюдей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения,распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств,активно способствовать их осуществлению путем разработки программныхдокументов, законопроектов и т. д.
Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает,что органы государственной власти действуют независимо от каких-либоидеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе.Именно возможность с помощью государственного аппарата проводитьидеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных группнаселения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различныеорганы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всегопутем активного участия в избирательных кампаниях.
1.2 Светское государство.
Статья 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация являетсясветским государством.
Светским считается такое государство, в котором не существуетофициальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признаетсяобязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, а так же ееканоны и догматы, действующие в ней, не вправе оказывать влияния нагосударственный строй, на деятельность государственных органов и их должностныхлиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельностигосударства. «Светский характер государства обеспечивается, как правило,отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светскимхарактером государственного образования (отделением школы от церкви). Такаяформа взаимоотношений государства и церкви с той или иной степеньюпоследовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.)».[38]
Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что вней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия «неможет устанавливаться в качестве государственной или обязательной».[39]Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»[40](с изменениями и дополнениями), где сказано, что религиозные объединения равныперед законом.
Отделение религиозных объединений от государства означает, чтогосударство не вмешивается в определение гражданином своего отношения крелигии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами,их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенкана свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает нарелигиозные объединения выполнение функций государственных органов,государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается вдеятельность данных религиозных объединений, если эта деятельность непротиворечит законодательству; обеспечивает светский характер образования вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях. Так же деятельностьорганов государственной власти и органов местного самоуправления не можетсопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лицаорганов государственной власти, других государственных органов и органовместного самоуправления, в том числе военнослужащие не вправе использоватьсвое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
III. Основные черты конституции.
На основании всего вышесказанного, я теперь могу приступить к рассмотрению вопроса темы моей курсовойработы.
Рассматривая КонституциюРФ, как нормативно правовой акт, занимающий особое место в правовой системесовременного демократического государства такие авторы как Е.И. Козлова, О.Е.Кутафин выделяют следующие основные, по их мнению, черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от именикоторого она принимается, так как конституция в современном значении этогопонятия является актом, который принимается народом или от имени народа.Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей вконституционной теории и практике. Не случайно конституции большинствадемократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ… принимаем(провозглашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию».
2) учредительный, первичный характер конституционныхустановлений. Особенностьсубъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную чертуконституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическомгосударстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, толькоон обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержание последнейвкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать теосновы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себяданный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самымрадикальным образом, основы устройства общества и государства.
Именно на признании учредительной природы конституции основываютсяособый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системегосударства, непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, втом числе для законодательной.
Учредительная сущность конституции проявляется в том, что еепредписания выступают в качестве первоосновы и являются первичными. Врезультате чего для установления положений конституции не существует никакихправовых ограничений. Не может существовать такой правовой нормы, которая немогла бы быть включена в конституцию по признаку не соответствия какому-либоправовому акту данного государства. Так, например, законы в РоссийскойФедерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должныпротиворечить Конституции и федеральным законам, постановления Правительстване могут противоречить Конституции, федеральным законам, указам Президента. УКонституции РФ нет такого юридического «потолка»[41].
3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т. е. техсфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
Одной из важных черт, характеризующей конституцию, является особыйпредмет конституционного регулирования, т. е. специфика тех общественныхотношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чегоне имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает всесферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную идругие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественныхотношений.
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическаясила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.
Конституцию отличают особые юридические свойства.
Они производны отперечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:
1. в верховенствеконституции;
2. в ее высшейюридической силе;
3. в ее роли как ядраправовой системы государства и системы права;
4. в особой охранеконституции;
5. в особом порядкепринятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.
Эти юридические свойствапоследовательно отражены в Конституции РФ 1993 года.
1. в верховенствеконституции.
В ней впервые в историистраны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ.
Установление в ч. 2 ст. 4Конституции 1993 года принципа ее верховенства на всей территории Россииозначает, прежде всего, утверждение в нашей стране конституционного строя,стремление народа к созданию правового государства.
В принципе верховенстваКонституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства.Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, втом числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципеверховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституцийреспублик, уставов других субъектов Федерации, Конституции России.
2. в ее высшейюридической силе.
В ст. 15 Конституции РФзакрепляется, что «Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории России…»[42]. Это юридическоесвойство Конституции имеет иное содержание, нежели принцип ее верховенства.
Высшая юридическая силаКонституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты,принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить КонституцииРоссии, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления,должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию.
Следовательно, высшаяюридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативныхправовых актов, действующих в Российской Федерации.
3. в ее роли как ядраправовой системы государства и системы права.
Конституция РФ 1993 годаявляется ядром правовой системы государства. Принципы и положения Конституциииграют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.[43]
Непосредственно Конституцияопределяет сам процесс правотворчества. Она устанавливает, какие основные актыпринимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок ипроцедуру принятия законов.
В самой Конституцииназвано множество федеральных конституционных законов и федеральных законов,которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституциивызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.
4. в особой охранеконституции.
К ещё одним юридическимсвойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействованався система органов государственной власти, которая осуществляет эту охрану вразличных формах.
В Конституции закреплено,что «Президент России является гарантом Конституции Российской Федерации,…»[44].В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию (ст. 82). Вслучае противоречия Конституции Президент может отменить постановления ираспоряжения Правительства РФ, приостановить действие актов органовисполнительной власти субъектов Федерации. Президент, Совет Федерации иГосударственная Дума Федерального собрания могут инициировать процедуруразрешения дел в Конституционном Суде РФ о соответствии Конституции нормативныхактов, указанных в ст. 125 Конституции.
Так же важную роль вохране Конституции играет Конституционный Суд РФ. Он рассматривает дела осоответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, как федеральныхорганов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или ихотдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а несоответствующий Конституции Российской Федерации международный договор неподлежит введению в действие и применению.
5. в особом порядкепринятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.
Конституцию РоссийскойФедерации отличает особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в неепоправок. Конституция отличается от федеральных законов тем, что онаединственный акт с таким особым наименованием; порядок ее принятия иной,нежели федеральных законов; она в отличие от последних не требует подписанияПрезидентом РФ. Лишь образно Конституцию называют основным законом. Она во всехслучаях говорит о «Конституции и федеральных законах» (ст. 4, 15), т. е. не отождествляетэти термины.
Рассмотрев основные чертыконституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый,обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредствомкоторого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства,определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления,закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека игражданина[45].
Заключение.
Моя работа состоит изследующих трёх основных глав.
В первой главе япостарался осветить историю развития Конституции Российской Федерации, выяснитьхарактерные черты каждой из существовавших в России Конституций. Первые СоветскиеКонституции 1918, 1925, 1937, 1978 года имели схожие черты. Все они в той илииной степени были фиктивны, провозглашали принципы, которые фактически неосуществлялись в жизнь. Конституции этого периода были сильно идеализированы иимели классовый характер.
Наряду с общими чертами уКонституций Советского периода были и существенные различия. По моему мнению,это было связано с новыми потребностями, с историческим развитием общества игосударства в целом.
Вторую главу я посветилосновам конституционного строя Российской Федерации. Я считаю, что без основнельзя понять и важные черты Конституции.
В данной главе япостарался осветить все основы: это и политические, и экономические, исоциальные, а так же духовные.
Основываясь на всём выше сказанном,я приступил к основной задаче своей курсовой – выяснению основных чертКонституции РФ.
Руководствуясь мнениемтаких авторов как Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, я пришёл к выводу, что основныечерты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающуюмощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированнымполитическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституциярегулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это находит своевоплощение в ее характерных чертах. Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Онаотражает переходный характер российского общества, противоречивы способ егосуществования. В ней нашло воплощение то, что достигнуто и отстаиваетсямногонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция,свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм,признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство,основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статусместною самоуправления и т. д.
К характерной чертеКонституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Онасодержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащиеправовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержаниюони предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного вобщественных отношениях.
Характерной чертойКонституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы ненуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительнуювысшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Наконец, для КонституцииРоссийской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свободчеловека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что«признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что«человек, его права и свободы являются высшей ценностью». ВКонституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданинав соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права(статья 17). Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ.
Список используемойлитературы:
1. Конституция РФ;
2. №5-ФКЗ от 28июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»
3. СЗ РФ. 2001. №29. Ст. 2950.
4. ВСНД РСФСР и ВСРСФСР. 1991. № 16.
5. Федеральный законот 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (сизменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1997. № 33.
6. СЗ РФ. 1997. №39.
7. Е.И. Козлова,О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.
8. А.Н.Головистикова, Ю.А. Дмитриев «Теория государства и права » М.,2005.