Реферат по предмету "Государство и право"


Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова

План.Введение.
1.   Понятие и историческое развитиеинститута прав и свобод личности.
2.   Понятие и сущность правового статусачеловека и гражданина.
3.   Классификация прав и свобод человекаи гражданина:
а) Личные права исвободы;
б) Политические права исвободы;в) Социально-экономическиеправа и свободы.
4.  Основные права, свободы иобязанности человека и гражданина в Республике Молдова. Гарантии и ограниченияправ и свобод.
5.   Правовое положение иностранныхграждан и лиц без гражданства в Республике Молдова.
Заключение.
Библиография.
Введение.
 
Настоящаяработа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституциилюбого демократического государства – «основные права и свободы человека игражданина» и гарантии по защите этих прав и свобод Конституцией РеспубликиМолдова. Основной закон государства – Конституция, в первом разделе «Основныепринципы» декларирует положение о том, что «Республика Молдова –демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его праваи свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость иполитический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются».[1]Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РМ.Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основаконституционного строя в правовом государстве.
Демократическоеправовое государство – это идеал, к которому человечество стремилось веками.Представления человека о государстве как организации, функционирующей на основесправедливого закона, начали формироваться уже на ранних этапах развитиячеловеческой цивилизации. Важным признаком правового государства являетсяреальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека – это квинтэссенцияправового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитыйсофист Протагор вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Меравсех вещей – человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантиейправ человека может быть закон, который призван охранять важнейшие интересы личности,облеченные в форму права.[2]Подлинно демократическое правовое государство наделяет своих граждан не толькоправами и свободами, но  и налагает на них определенные обязанности. Оченьважно, чтобы права и свободы граждан были соответствующим образомгарантированы, в противном случае они из блага превращаются в пустые лозунги,не представляющие никакой ценности. И, наконец, в правовом государстве должнагосподствовать взаимная ответственность государства и личности. Определяя  взаконах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себяв собственных решениях и действиях, и наоборот, правомерные решения и действиягосударственных органов в определенных случаях могут ограничивать свободуличности. 
Такимобразом, институт прав и свобод личности является фундаментальным институтомКонституционного права всякого государства, декларируемого в качествеправового. Анализ теории и практики его применения позволяет наглядно продемонстрироватьсоотношение принципов правового государства, продиктованных теорией, ифактического положения, которое имеет место в реальной жизни того или иногогосударства. Правовое положение личности – важнейший индикатор законности иправопорядка в обществе.
1.        Понятие иисторическое развитие института прав и свобод личности.
Институт прав и свободчеловека и гражданина является основой конституционализма во всякомгосударстве, декларирующем себя правовым. Идея о том, что люди от рождениясвободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемыхправ, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходебуржуазных революций XVII – XVIII вв. 
Институт прав и свободличности содержит в себе два самостоятельных подинститута – институт прав иинститут свобод. Юридическое различие между правом и свободой провести довольнотрудно.  Субъективное право – это мера возможного поведения лицапризнаваемая и гарантируемая государством. Многие считают, что данноеопределение подходит и к свободе (свобода совести, свободавероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д.). Так, например, ч. 1 ст.11 германского Основного закона гласит: «все немцы пользуются свободой  передвиженияв пределах федеральной территории», а ч. 2 той же статьи: «это право можетограничиваться лишь законом».[3]Все же когда идет речь о субъективном праве, предполагается наличие более илименее определенного субъекта, на котором лежит обязанность, соответствующаяэтому праву. Например, если провозглашается право на охрану здоровья (ст. 36Конституции РМ), обязанным субъектом по природе вещей должны выступатьгосударственные  учреждения здравоохранения. Когда же говорится о свободе,имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное кнеопределенному кругу лиц, обязанных уважать эту свободу. Так, еслипровозглашена свобода слова (ст.32 Конституции РМ), человек вправе требовать угосударства защиты от любого субъекта, препятствующего ему ею пользоваться.Интересно характеризует соотношение права и свободы профессор М.В. Баглай:«Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление правнеобходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ниодин набор прав не исчерпывает содержания свободы».[4]
Возникновение понятия«права человека» неразрывно связано с появлением и распространениемидей естественного права. Уже в V–IV вв. до н.э. древнегреческие философы(Ликофрон, Антифон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, Папиниан, Ульпиан и др.)утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованныеприродой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частнуюсобственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любвик самому себе.
 В период феодализма многиеестественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Правовое положениечеловека в обществе и государстве определялось его принадлежностью копределенному сословию, божественными законами. По сей день теологические идеио правовом статусе личности остаются неизменными. Папа Римский пишет, что«права человека были предначертаны Создателем при сотворении мира и неверноговорить, что их «даруют» какие-либо институты – государства или международныеорганизации. Эти структуры лишь осуществляют предначертание Господне –написанный в сердцах закон»[5].
Начиная с И.Канта(1724-1804), просвещенная европейская мысль культивировала начала автономности,абсолютной самоценности, самозаконности личности в трудах Локка, Монтескье,Руссо, Бентама и других мыслителей. Правовой статус личности начинаетассоциироваться с системой неотъемлемых прав человека. С развитиемимущественных отношений права человека постепенно переходили в реальнуюдействительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовыхдокументах.
Однимиз первых юридических документов, отражающих права человека всистематизированном виде, была Верджинская декларация (1776г.), положенная воснову Билля о правах Конституции США (1791г.). Немаловажное значение имеетфранцузская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающиеправа человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность,личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор неутратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получилиотражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной АссамблеейООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществленияправ и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политическихправах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституцияхи законодательных актах большинства государств, являющихся членами ОрганизацииОбъединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объемеучитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено впринятии Конституции Республики Молдова (раздел 2 «Основные права, свободы иобязанности»).
 Висторическом развитии прав и свобод исследователи выделяют три волны или трипоколения:
Перваяволнавосходит к истокам конституционализма. В первыхконституционных актах фиксировались как правило две группы прав и свобод,обусловленные дуализмом гражданского и политического общества. Это гражданскиеили личные (хабеас корпус, неприкосновенность жилища и др.) и политические(избирательное право, свобода слова и др.)
 Втораяволна,  проявившаяся в первой половине-середине XXв. характеризуется признанием социально-экономических и социально-культурныхправ и свобод.
Третьяволна обусловлена обострением во второй пол. XX в.глобальных проблем, среди которых на одно из первых мест выходит экологическая,и вступлением мира в эпоху информатизации. Отсюда такие права, как право наздоровую окружающую среду, право на информацию и др.[6]
2.        Понятие исущность правового статуса человека и гражданина.
Правовое положениеличности в каждом обществе определяется не только правовыми нормами, но идругими видами социальных норм (моральными, религиозными и др.) Положениеличности называется общественным или общесоциальным статусомличности, который в качестве своей составляющей включает наряду с другими(социальным, семейным, профессиональным, политическим, экономическим и т.п.) и правовойстатус личности. Правовым он называется потому, что положение личности вобществе определяется юридическими нормами, которые опосредуют многообразныесвязи человека  с социальной средой.
В широком смысле подправовым статусом личности понимается юридически закрепленное положениечеловека в обществе, его права и свободы, обязанности, ответственность,установленные законодательством и гарантируемые государством. В узком смыслекатегория правовой статус характеризует объем прав и свобод, которыми обладаетсубъект права. [7]
Правовой статусгражданина прослеживается как многоплановое политико-правовое явление сприоритетным конституционным выражением и закреплением, без чего невозможнообеспечить полное и четкое урегулирование правового положения личности вразличных сферах общественной жизни. В Конституции РМ, законе «о гражданствеРМ» (№1024-XIV  от  02.06.2000 Официальный Монитор Молдовы N 98-101 от10.08.2000), законе «о правовом положении иностранных граждан и лиц безгражданства в РМ» от 10.11.1994 г., других нормативных актахконституционно-правовой статус личности содержит наиболее существенные исходныеначала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы ихвзаимоотношений.
Виды правового статуса личности:
1.        Общий (конституционно-правовой) –определяется Конституцией РМ и является единым, одинаковым для всех.
2.        Индивидуальный– это статусконкретного индивида, отражающий совокупность только ему принадлежащих прав иобязанностей (в зависимости от гражданства, семейного положения, возраста, полаи т.д.).
3.        Специальный – это статус лица, принадлежащего кконкретной категории граждан (сотрудники органов внутренних дел,военнослужащие, государственные служащие), который позволяет осуществлятьвозложенные на них специальные функции.
Структуру правовогостатуса образуют:
·          Гражданство какполитико-правовая основа статуса личности;
·          Единство прав,свобод и обязанностей;
·          Юридическиегарантии реализации прав и свобод.[8]
Правовойстатус уравнивает людей в их правовых возможностях путем установления общих длявсех пределов возможного и должного, что отнюдь не нарушается наличием внутриправового статуса норм, рассчитанных на определенные социальные группы.
Правовойстатус характеризуется не только юридическим, но и политическим аспектом.  Вэтом смысле в конституциях многих стран мира проводятся различия между статусомчеловека и статусом гражданина. В юридической литературе часто,имея в виду права человека, пишут о правах личности. Слово «личность»употребляют при этом в качестве синонима таких понятий, как «человек» или«индивид». Права человека признаются за каждым человеческим существом.
Как членгражданского общества человек равноправен со всеми другими, а как членполитического, то есть государственно образованного общества, он равноправенлишь с теми, кто как и он, принадлежит к данному государству. В мировойпрактике различие между правами человека и гражданина проводится вформулировках самих статей конституций. Для обозначения субъекта прав человекаобычно употребляются формулы: «каждый»,  «все», «никто» или безличные формулытипа «признается право», «гарантируется свобода» и т.п. Так, ст. 26 п. 2Конституции РМ гласит: «каждый человек имеет право самостоятельно реагироватьзаконными способами на нарушение своих прав и свобод». Применительно же кправам гражданина указывается: «граждане имеют право», «гражданин может» ит.д.  Так, п.1 ст. 18 Конституции РМ закрепляет положение: «граждане РМ немогут быть выданы другому государству или высланы из страны». Иногда вместоэтого указывается на принадлежность к нации (например, «все испанцы»), при этомследует иметь в виду, что в западных странах термин «нация» означает неэтническую, а политико-правовую общность.  
Внастоящее время в РМ правовой статус личности строится  исходя из следующих принципов:
·   Принцип признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащимичеловеку от рождения.
·   Принцип соответствия основ правового статуса человека игражданина РМ общепризнанным принципам и нормам международного права.
Ст. 4Конституции РМ гласит, что конституционные положения о правах и свободахчеловека толкуются и применяются в соответствии со Всеобщей декларацией правчеловека, пактами и другими договорами, одной из сторон которых является РМ.
·    Принцип равенства прав, свобод и обязанностей граждан.
Ст. 16Конституции закрепила положение о равенстве всех граждан перед законом ивластями, независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка,религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положенияили социального происхождения.
·    Принцип единства прав и обязанностей РМ, который выражается втом, что многие права воплощают в себе и обязанности, одни в правовом аспекте,другие – в форме общественного долга.
Так,п. 5 ст. 46 Конституции гласит, что право частной собственности обязывает ксоблюдению требований защиты окружающей среды и обеспечению добрососедства, атак же к соблюдению других требований, которые согласно закону возлагаются насобственника.
·    Принцип обеспечения прав и свобод надежными гарантиями( огарантиях речь пойдет ниже).

3.Классификация прав и свобод человека игражданина.
Каждыйчеловек обладает огромным количеством различных прав и несет определенныеобязанности.  В  своей совокупности они направляют поведение человека,юридически закрепляют за ним различные социальные блага, материальные,духовные, политические, личные. Обобщая практику, наука сводит все права иобязанности каждого человека в единую систему субъективных прав и обязанностей.В этой системе выделяют две главные части:
1.     Конституционные права и обязанности.
Онизанимают ведущее место, наиболее важны для личности и общества, выражаютдемократическую сущность государства, обеспечивают его жизнедеятельность вполитической, экономической, духовной сфере. Эти права носят изначальный, а непроизводный характер, неотчуждаемы и принадлежат всем в равной мере с рождения.Они составляют ядро правового статуса личности, основу всех других прав,закрепляемых другими отраслями права. Только конституционные права и свободыимеют такой всеобъемлющий адрес – как каждый человек и гражданин, или каждыйгражданин.[9]
2.     Отраслевые права и обязанности детализируют конституционные,иногда выполняя гарантийную функцию.
Второйраздел Конституции, закрепляющий основные права, свободы и обязанности человекаи гражданина, включает 44 статьи, большая часть которых обращена к конкретнымправам и свободам. В своей совокупности они представляют определенную логическипостроенную систему, отражающую с одной стороны особенности самих прав исвобод, с другой – регулируемые ими сферы жизнедеятельности. В соответствии сэтими признаками конституционные права и свободы подразделяются на три группы:
· Личные;
· Политические;
· Социально-экономические.
Вданном аспекте Конституция РМ соответствует Всеобщей Декларации прав человека1948 г., в структуре которой основные права и свободы изложены в аналогичнойпоследовательности. Подобное деление имеет и историческое обоснование.Известно, что впервые о правах человека стали говорить еще в ходе раннихбуржуазных революций XVIII века. Тогда закреплялись лишьполитические и личные права человека. В последствии общество пришло к пониманиюнеобходимости конституционной защиты и экономических прав и свобод.
Конституционныеправа и свободы особо значимы для человека и общества, они являются основными,неотчуждаемыми, принадлежат каждому от рождения. Они составляют ядро правовогостатуса личности, основу всех других прав, закрепляемых в различных отрасляхправа.
Основываясьна концепции приоритета прав и свобод человека и гражданина во всех сферахжизни, выделяют также права и свободы:
·      В сфере личной безопасности и частной жизни (право на жизнь,право на личную неприкосновенность и др.);
·      В области государственной и общественно-политической жизни(избирательные права, свобода слова и др.);
·      В области экономической и социально-культурной деятельности(право на труд, право на образование и др.).[10]
Взависимости от статуса субъектов выделяют права и свободы:
·       Человека — признаются за каждым человеческим существом;
·       Гражданина — как члена политического, то есть государственнообразованного общества.
Так жев зависимости от гражданства принято выделять права и свободы,гарантируемые гражданам, лицам без гражданства и иностранным гражданам.
Взависимости от количества субъектов права и свободы бывают:
·       индивидуальные (право на жизнь, право на физическую и психическуюнеприкосновенность и др.);
·       коллективные (право на забастовку, право на митинги,демонстрации).
Так жепроводится разделение прав и свобод человека и гражданина по целевомуназначению:
·       Права и свободы, предназначенные для пользования определеннымиблагами, как в личных, так и в общественных целях;
·       Права и свободы, направленные на защиту первой группы (например:право на защиту, право на подачу петиций).
Взависимости от соподчиненности одних прав и свобод другим, от которыхони являются производными выделяют:
·       Основные (например, право участвовать в управлении обществом);
·       Дополнительные (например, избирательное право).
В зависимости от ролигосударства в их осуществлении выделяют:
·       Негативные –которые гарантируют воздержание государства по отношению к индивиду (право нафизическую неприкосновенность);
·       Позитивные –государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать вреализации им своих прав (право на охрану здоровья).
Можно приводить и иныеоснования для классификации, перечень которых практически неисчерпаем. Мыограничимся вышесказанным, так как считаем, что данные классификационныеоснования достаточны для выявления основных характерных черт исследуемого намисоциально-правового явления.
4.Основные права, свободы иобязанности человека и гражданина в Республике Молдова. Гарантии и ограниченияправ и свобод.
Раздел II Конституции РМ  содержит в себе перечень основныхправ, свобод и обязанностей личности в нашем государстве. Законодателемвключена в текст Конституции научная классификация прав и свобод на личные,политические и социально-экономические. Именно в соответствии с таким делениерассмотрим данный институт в свете его правового регулирования национальнымзаконодательством, а так же законодательством некоторых других стран.
1. Личные праваи свободы граждан.
Личныеконституционно-правовые права являются наиболее важными, социально значимыми.Объектом личных прав являются такие блага, которые нераздельно связаны сличностью. Исходная концепция Конституции РМ – приоритет прав личности надинтересами общества и государства. Ст. 1 Конституции  провозглашает, чточеловек, его права и свободы являются высшей ценностью и гарантируются. В конституции  Испании1978 года (п. 1 ст. 10) закреплена общая фило­софская концепция прав исвобод: «Достоинство личности, неот­чуждаемость ее прав, ее свободноеразвитие, уважение закона и прав других людей является основой политическогопорядка и социального мира».
 К личным правам и свободам граждан в РМ относятся:
-    право на жизнь, физическую ипсихическую неприкосновенность (ст. 24);
-    право на свободу и личнуюнеприкосновенность (ст.25);
-    право на свободу передвижения(ст. 27);
-    право на выбор места пребыванияи жительства (ст.27);
-    право на неприкосновенностьчастной жизни (ст.28);
-    право на неприкосновенностьжилища (ст.29);
-    тайна переписки, телефонныхпереговоров, почтовых и телеграфных и иных сообщений (ст.30);
-    свобода совести (ст.31);
-    свобода мысли, мнений ивыражений (ст.32);
-    свобода художественного инаучного творчества (ст.33);
-    право на благоприятнуюокружающую среду (ст.37);
-    право на пользование роднымязыком и на выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества (ст. ст.10,13).
Государство гарантирует человеку его физическую ипсихическую неприкосновенность. Игнорирование этого представляет барьеры напути развития личности, формирования его творческих, интеллектуальныхспособностей, что в конечном итоге отрицательно сказывается на всем обществе.
Ст. 24 Конституции устанавливает, что никто не можетподвергаться пыткам, жестокому и бесчеловечному либо унижающему его достоинствонаказанию и обращению. Даже применяемые меры наказания не должны сопровождатьсяунижением достоинства человека. Это право свойственно каждому цивилизованномуобществу.
 Право на жизнь являетсяестественным неотъемлемым правом человека. Никто не может быть произвольнолишен жизни. Обязанность государства защищать жизнь человека. Каждый такжеимеет право защищать свою жизнь, здоровье, жизнь и здоровье других лиц (т.н.необходимая оборона и крайняя необходимость) от противоправных посягательств. Впрактическом отношении право на жизнь призвано активизировать действия всехгосударственных структур, общества и отдельных граждан на обеспечениебезопасной социальной и природной среды обитания, жизненных условий. Наобеспечение данного права должна быть направлена политика государства об отказеот войны, эффективная борьба с преступлениями против личности, отказ отприменения смертной казни. Ст. 15Конституции Испании 1978г. гласит: « Все имеют право на жизнь, на физическую иморальную неприкосновенность и ни в коем случае не могут подвергаться пыткамили негуманным или унизительным на­казаниям. Смертная казнь отменяется, заисключением случа­ев, предусмотренных военно-уголовными законами, действу­ющимиво время войны».
Конституционное право на жизнь часто используется вкачестве аргумента сторонниками запрещения абортов. Так, в Конституции Словакиипровозглашается: «Жизнь достойна охраны уже до рождения». В РМ абортыразрешены, и жизнь в соответствии с предписаниями законодательства охраняется спервого крика ребенка, который свидетельствует о первом вздохе.
С правом на жизнь существует так же проблемаэвтаназии – причинения легкой смерти безнадежно больному по его просьбе  сцелью избавления от мучений. В мире все больше находится сторонников эвтаназии,считающих подобное причинение смерти гуманным, однако в РМ ст.148 УК от 2002г.устанавливает уголовную ответственность за подобные деяния в виде лишениясвободы сроком от 3 до 7 лет.[11]
В обеспечение права на жизнь ст. 34 Конституцииустанавливает право на информацию об общественных делах и по вопросам личногохарактера. Ст. 37 гарантирует право на свободный доступ к информации оприродной среде, продуктах питания и быта, условиях жизни и труда. Связанным справом на жизнь является и право на благоприятную, чистую и экологическибезопасную окружающую среду.
Ст. 25 Конституциизакрепляет право на свободу и личную неприкосновенность. Неприкосновенностьчеловека – это его личная воля распоряжаться в рамках закона своими действиямии поступками, пользоваться свободой передвижения. Ограничения допустимы лишь всвязи с совершением наказуемых противоправных деяний или изолированием отобщества в случае заболевания, представляющего опасность для окружающих. Никтоне может быть подвергнут аресту, заключению под стражу, принудительным мераммедицинского характера кроме как на основании решения суда, вынесенного встрогом соответствии с предусмотренной уголовно-процессуальным законодательствомпроцедурой.     Аналогичные предписания мы встречаем в ст. 17испанской конституции: «Каждый человек имеет право на свободу и безопасность.Никто не может быть лишен своей свободы ина­че, как в соответствии сположениями настоящей статьи и в случаях и форме, предусмотренных законом».
Ст. 27 провозглашаетправо на свободу передвижения. В соответствии с этим правом каждый, ктонаходится на территории РМ может свободно передвигаться по территории, выбыватьза пределы республики, эмигрировать из нее, беспрепятственно возвращаться.Тесно связанным с этим правом является право на  выбор места пребывания и местажительства. Особую значимость это право приобретает в современных условиях,когда жизненные условия, усилившаяся миграция требуют мобильности, оперативногои свободного передвижения. Ограничения могут быть связаны лишь с объективнымипричинами (например, запрет въезда в зоны экологического бедствия, территории,на которых введено чрезвычайное положение, зоны эпидемий, пограничные зоны,закрытые военные городки). Это  право гарантировано и ст.19 КонституцииИспании, которая закрепляет дополнительные гарантии: «Это право не может быть ограничено по политическим или идеоло­гическиммотивам».
Ст. ст. 28-30 устанавливают неприкосновенностьчастной жизни. В обеспечение этого права устанавливается ответственность заразглашение тайны усыновления, вкладов, коммерческой тайны, за клевету и т.д.Сбор, хранение и распространение сведений о лице без его ведома и согласиязапрещается. В продолжение этого права устанавливается право на сохранениеконфиденциальности переговоров, почты. Законодательство регламентируетобязанность некоторых лиц, которым по роду их занятий стали известны какие-либосведения хранить их в тайне. Так, процессуальное законодательство освобождаетот обязанности выступать в качестве свидетелей близких родственниковподозреваемого и обвиняемого, адвоката, врача, духовника. Неприкосновенностьчастной жизни означает и неприкосновенность жилища. Никто не может проникать инаходиться в жилище лица без его ведома и согласия за исключение случаевисполнения ордера на арест и решения суда, крайней необходимости ипредотвращения распространения эпидемий. Подобные действия допускаетсяосуществлять только в соответствии с предписаниями закона. Ст. 18 КонституцияИспании интегрирует все эти права: «1. Гарантируется право на честь, личную и се­мейнуюинтимность и на собственное имя. 2. Жилище неприкосновенно. Вторжение в жилищеили обыск не могут производиться без разрешения его хозяина или без предварительной санкции суда, за исключением случаевза­держания на месте преступления. 3. Гарантируется тайна сообщений, и, вчастности, почто­вых, телеграфных и телефонных сообщений, кроме случаев,предусмотренных судебным решением. 4. Закон ограничивает использованиеинформации в целях гарантии охраны чести, личной и семейной интимности граж­дани полного осуществления ими своих прав».
Важной сферой личных прав и свобод является свободасовести, свобода мнений и выражения, свобода творчества (ст. ст. 31-33).Свобода совести предполагает терпимость ко всевозможным видам религии, выборувероисповедания, отправлению религиозных культов. Государство отделяет себя отрелигии, оставляя данную сферу за пределами своей власти и возможности применениягосударственных мер принуждения в связи с религиозными или атеистическимивоззрениями людей. Какая-либо дискриминация в связи с отношением к религии, атакже разжигание религиозной вражды караются по закону. Свобода мысли – это,прежде всего свобода от любого идеологического контроля, когда человек самрешает, о чем и как ему думать, каких духовных ценностей придерживаться.Каждому гарантируется свобода публичного выражения своих мыслей и мненийпосредством слова, изображения, другими способами. Тесно связанным с этимипредписаниями  является и свобода творчества. Творчество не подвергаетсяцензуре. Государство способствует охране результатов творческой деятельностичеловека, сохранению, развитию и распространению достижений мировой инациональной культуры. Эта норма воспроизведена и в ст.16 Конституции Испании,ст.37-38 Конституции Болгарии.
2. Политическиеправа и свободы.
Национальный суверенитетРМ принадлежит народу РМ, осуществляющему его непосредственно или через своипредставительные органы (ст.2 п.1). Данное конституционное положение определяетприроду политических прав граждан. Политические права граждан дают их носителямвозможность беспрепятственно участвовать в политической жизни страны, активноотстаивать свои убеждения, бороться против злоупотреблений должностными лицамивластью. Особенностью политических прав и свобод является то, что онипринадлежат только гражданам государства. К конституционно закрепленнымполитическим правам и свободам в РМ относят:
-    право избирать ибыть избранным (ст.38);
-    право науправление (ст.39);
-    свобода собраний(ст.40);
-    право наобъединение (ст.41);
-    свобода партий идругих общественно-политических объединений (ст.41);
-    право на подачупетиций (ст.52);
-    право лица,ущемленного властью на возмещение причиненного вреда (ст.53);
-    свобода слова,печати, информации (ст. 32, ст. 34).
Ст. 38 провозглашаетактивное (право избирать) и пассивное (быть избранным) право граждан,обеспечивающих гражданам возможность участия в формировании выборных органовгосударства, а также участия в процедурах непосредственной демократии (народнаяинициатива — ст.141 ч.1 п.1; референдум — ст.75)
Наиболее общим,интегрирующим все другие политические права и свободы является правоучаствовать в управлении делами государства (ст.39). Оно  может осуществлятьсянепосредственно(путем участия в референдуме, путем реализации своего права надоступ к государственной службе), так и через своих представителей (в этихцелях путем свободных проводимых периодически выборов на основе всеобщего равногопрямого и свободного голосования формируются специальные органы).
Свобода партий и другихобщественно-политических организаций, право на объединение для защиты своихинтересов (ст.41) дает гражданам возможность более тесно приобщиться куправлению государственными делами, решая разного рода задачи коллективнымиусилиями. Запрещается создание объединений цели и деятельность которыхпротиворечат закону, публичному порядку и морали и нравственности.
Ст. 40 провозглашаетсвободу собраний и манифестаций (ст.43-44 Конституции Болгарии). Означают формувыражения своих взглядов, убеждений, намерений по общественно значимымвопросам. Митинги, демонстрации, манифестации, шествия или любые другиесобрания в закрытых или открытых помещениях могут организовываться и проводитьсятолько мирно, без насилия, призывов к национальной, расовой, религиозной илииной вражде и розни.
Ст.52 устанавливает правона обращение к властям с письменным требованием, жалобой, предложением виндивидуальном или коллективном порядке – право на петиции (ст.45 КонституцииБолгарии). В развитие данного положения установлено конституционное право лицаущемленного властью или не добившегося удовлетворения своих требований наобращение в административный суд с целью отмены противоправного акта илирешения государственного органа или должностного лица и возмещения причиненногоущерба(ст.53).
Важной гарантиейполитических прав и свобод является свобода информации (ст34). Право лица надоступ к информации по поводу общественных и личных дел не может бытьограничено  и должно обеспечиваться соответствующими ответственнымигосударственными органами и должностными лицами. Государство гарантирует такжесвободу печати, запрет цензуры, возможность создавать печатные органы, издаватьи распространять печатную продукцию в установленном законом порядке.Аналогичные предписания закона находим и в ст. ст. 39-41 Конституции Болгарии.
3.Социально-экономические права и свободы:
Данная категория праврассматривалась как основополагающая уже первыми конституционными актами. Так,ст. 17 французской Декларации прав человека и гражданина определяетсобственность как право неприкосновенное и священное. Именночеловек-собственник в наибольшей степени волен распоряжаться собой, свободновыбирать род занятий, всесторонне развивать свою личность. Ксоциально-экономическим правам и свободам в РМ относят:
-  право на частную собственность(ст.46);
-  право на образование (ст.35);
-  свобода творчества (ст.33);
-  право на охрану здоровья (ст.36);
-  право создавать профессиональные союзыи вступать в них (ст.42);
-  право на труд и защиту труда(ст.ст.43-44);
-  право на забастовку (ст.45);
-  право на социальную защиту(ст.ст.47-51).
Право частной собственности – этосовокупность правомочий по владению, пользованию и распоряжению объектами,находящимися в свободном гражданском обороте, иногда ограниченными в обороте всоответствии с законодательством. Ст. 46 Конституции гарантируетнеприкосновенность законно добытого имущества и право наследования частнойсобственности, так же реализацию права собственности во всех законных формах исправедливое и предварительное возмещение в случае экспроприации дляобщественно полезных целей. Экономика Республики Болгария основана на свободнойхозяйственной инициативе (ст. 19). Конституция предусматривает две формысобственности — частную и общественную. Частная собственность неприкосновенна.Право собственности и наследования гарантируется и защищается законом (ст. 17).
Одним из наиболеесущественных прав человека является право на образование (ст.35). Это правообеспечивается обязательным общим образованием, лицейским и профессиональным,высшим и другими формами обучения и повышения квалификации. Бесплатным являетсяобязательное общее образование. На основании оценки способностейпрофессиональное и высшее образование может быть так же получено на бесплатнойоснове или с предоставлением соответствующих стипендий. Право выбирать сферуобучения и язык принадлежит родителям. Государственное образование носитсветский характер, но государство гарантирует свободу религиозного образования(ст.53 Конституции Болгарии).
Ст.33 конституциинаделяет человека свободой художественного и научного творчества. Каксоциально-экономическая категория свобода творчества должна рассматриваться какпредпосылка права на интеллектуальную собственность, гарантирующего создателямпроизведений науки, литературы, искусства и техники получения соответствующихимущественных и неимущественных благ (ст.54 Конституции Болгарии).
Ст.36 гарантирует правона охрану здоровья. Минимальный уровень медицинских услуг является бесплатным.Государственная система здравоохранения действует наряду с частной. Снастоящего года в РМ вводится система страховой медицины. Ст. 50 регламентируетпредоставление медицинской помощи и ухода больным детям или лицам с физическимии психическими отклонениями (ст.51-52 Конституции Болгарии).
Право на труд и связанныес ним социальные права длительное время выступали как антипод правусобственности и свободе экономической деятельности. С тех пор, как рабочийкласс оформился политически, право на труд стало одним из важнейших лозунгов вего борьбе. Социалистические конституции открывали этим правом разделы и главыо правах граждан. Оно выдвигалось как мощный аргумент в защиту социалистическойсистемы, освободившей якобы  человека от кризисов безработицы иперепроизводства. Ст. 43 Конституции РМ провозгласила право на труд, свободныйвыбор работы, справедливые и удовлетворительные условия труда, а так же правона защиту от безработицы и на защиту самого труда, на максимальнуюпродолжительность рабочей недели. Право на труд не может быть ограничено.Человек может работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью,свободными профессиями либо не работать вообще в соответствии со своимипотребностями и интересами. Наемные работники имеют право на  социальную защитутруда. Меры по защите касаются гигиены и техники безопасности, режима трудаженщин и молодежи, отдыха, санитарно-эпидемиологических условий труда,  размераминимальной заработной платы. Ст. 50 устанавливает особые гарантии в отношениитруда несовершеннолетних – запрет эксплуатации труда несовершеннолетних наработах, наносящих вред здоровью или нравственности.  Все люди без какой-либодискриминации должны получать равный заработок за равноценный труд при прочихравных условиях. Ст.43 гарантирует право на коллективные переговоры собъединениями работодателей по вопросам труда. Ст.42 провозглашает правоработников создавать и объединяться в профессиональные союзы для защиты своихинтересов. Ст. 45 признает право на забастовку с целью защиты экономических исоциальных профессиональных интересов работников. Ст.44 запрещаетпринудительный труд, за исключением труда в процессе прохождения военной  илиальтернативной службы, труда осужденных и труда, осуществляемого в условияхстихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
Ст. ст. 47-51устанавливают основы социальных мер защиты, существующих в государстве.Государство обязано принимать меры для обеспечения каждому человеку достойногоуровня жизни для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.Гарантируется право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни,инвалидности, вдовства, наступления старости, других случаях утраты средств ксуществованию по не зависящим от лица причинам. Особой защите подвергаетсясемья, материнство и детство. Семья провозглашается основной ячейкой общества,образованию которой и выполнению которой своих функций государство способствуетвсеми мерами. Все заботы по содержанию детей-сирот, детей, лишенных родительскойопеки возлагаются на государство и общество. Государство предоставляетнеобходимые пособия и по уходу за детьми, воспитывающимися в семье, помощь дляухода за больными детьми, условия для участия детей  и молодежи в социальной,экономической, культурной и спортивной жизни страны.
Весь переченьпровозглашаемых Конституцией РМ прав и свобод обеспечен рядом государственных гарантий.Всеобщая Декларация прав человека 1948г. устанавливает положение о том, что«необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона». Практически этоозначает, что гарантии прав и свобод должны обеспечить переход отпредусмотренных в законе правовых положений к их фактическому воплощению вдействительности. Конституция Болгарии в качестве гарантии провозглашенных прави свобод прописала: «Основные права граждан не могут быть отменены (ст. 57)».
Гарантии прав и свободпринято подразделять на экономические, политические и правовые.
·    Основуэкономических гарантий составляют экономические отношения, складывающиеся наоснове частной и публичной форм собственности. В этих условиях каждый человекобладает индивидуальным или коллективным материальным статусом, которыйобеспечивает ему свободу действий  в экономической и политической областях.
·    Важнейшимиполитическими гарантиями являются демократическая организация общественногостроя, принадлежность суверенитета народу, направленность политики государствана обеспечение условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитиечеловека, устойчивость политических структур, должный уровень политическойкультуры граждан.
Ст. 1 п. 3 гарантируетправовую государственную защиту основных прав и свобод человека и гражданина.Провозглашается и право каждого
осуществлять самостоятельную защитувсеми законными способами. Все государственные органы и их должностные лицаобязаны оказывать всемерную поддержку в этом и обеспечивать каждому возможностьзнакомиться с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.Особое правовое значение имеет судебная защита прав и свобод, гарантированнаякаждому (ст.20). В соответствии с международными обязательствами РМ, человек,исчерпавший все внутренние средства защиты, может обратиться в международныеорганы. Доступ к правосудию является свободным и ничем не ограниченным. Важнымиправовыми гарантиями являются презумпция невиновности (ст.21) и необратимостьзакона (ст.22), обеспечивающие применение мер государственного принуждения всоответствии с законом. Существенна и возможность обжаловать незаконныеофициальные акты и действия должностных лиц и требовать возмещения причиненногоими ущерба(ст.53). Важным, имеющим значение правовой гарантии является и правона пользование квалифицированной юридической помощью (ст.26). Гарантированностьправ и свобод обеспечивается и авторитетом самой Конституции, которая являетсявысшим законом общества и государства. Ст. 24испанской Конституции гласит: «Равнымобразом каждый может быть судим только судом, определенным законом, иметьзащиту и использование адво­катской помощи, право знать о предъявляемыхобвинениях, иметь право на открытое судебное разбирательство, осущест­вляемое вустановленные сроки с соблюдением всех гарантий, право пользоваться всемисредствами при своей защите, пра­во свидетельствовать против себя, непризнавать себя винов­ным, право на презумпцию невиновности.Закон определяетслучаи, когда на основании родства или соблюдения профессиональной тайны дачапоказаний о дей­ствиях, считающихся преступными, не является обязатель­ной».
Ст.54 предусматриваетвозможность ограничения прав и свобод, но с существенной оговоркой –такое ограничение допустимо только если это необходимо для защиты национальнойбезопасности, охраны общественного порядка, общественного здоровья или морали,прав и свобод граждан, для проведения уголовного расследования, дляпредупреждения последствий
стихийного бедствия или аварии. Оно должносоответствовать вызвавшему его обстоятельству и не затрагивать существенныеправа и свободы.
  Основные обязанности человека и гражданина содержатся в главе 3 раздела 2 Конституции. Они непосредственно вытекают из гарантированных ему прав. Основными в РМ признаются обязанности уважать законные права и интересы, достоинство других граждан. Особо значима обязанность соблюдать конституцию и предписания иных нормативных актов (ст.15), чем обеспечивается законность и правопорядок в обществе. Защита родины – священное право и обязанность каждого гражданина (ст.57). Преданность стране священна (ст.56). Для обеспечения национальной обороны, охраны границ, поддержания правопорядка осуществляется формирование военного контингента срочной, сверхсрочной и контрактной службы, а так же резервистов. Уголовное законодательство строго карает за измену Родине, дезертирство. Граждане обязаны участвовать в финансовых расходах государства посредством уплаты налогов и сборов в установленном законом порядке (ст.58), что обуславливает оптимальное состояние финансовой и социально-экономической системы страны. Конституция также устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст.59), рационально относиться к использованию природных ресурсов (ст.126).  Ст. 34 п. 4 устанавливает требование привлечения к ответственности физических и юридических лиц, ответственных за экологическое правонарушение. Далее, ст. 46 формулирует еще одну обязанность – право частной  собственности  обязывает к соблюдению  требований защиты   окружающей  среды  и  обеспечению  добрососедства,  а  также  к соблюдению  других  требований, которые согласно закону  возлагаются  на собственника.  Так же немаловажным является требование сохранения памятников истории и культуры (ст.59).
   Ряд других обязанностей сформулирован в негативной форме в виде конституционно закрепленных запретов определенного поведения. Так, ст. 32 запрещает оспаривание и  опорочивание государства и народа, призывы к агрессивной войне, национальной розни, подстрекательство к   дискриминации,  территориальному  сепаратизму,  общественному  насилию, а  также  другие действия, посягающие на конституционный режим.
 
 
5. Правовое положение иностранных граждан и лиц безгражданства в Республике Молдова.
Ст.19 Конституции РМ устанавливает национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства в РМ. Так, ч. 1 гласит: Иностранные  граждане  и  лица без гражданства имеют те же права и  обязанности,  что  и  граждане  Республики  Молдова,  с  изъятиями,  установленными законом. Аналогичные правовые предписания мы находим в ст. 5 Закона РМ «о правовом положении  иностранных граждан и лиц без гражданства в   Республике Молдова Nr.275-XIII  от  10.11.94(МО №20 от 29.12.1994). Пользование  иностранными гражданами и лицами без гражданства правами и свободами  не  должно  наносить ущерба интересам государства,  правам  и законным интересам граждан Республики Молдова и других лиц. Ст. 31 закона устанавливает возможность применения и иного режима – режима реторсий в отношении граждан тех стран, где устанавливаются ограничения прав и свобод для граждан РМ.
Иностранные  граждане и лица без гражданства равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения языка,    религии,   пола,   взглядов,   политической    принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.
Иностранными  гражданами  признаются  лица,  не  являющиеся гражданами   Республики   Молдова   и   имеющие   доказательства   своей принадлежности к гражданству другого государства.
Лица,  не  являющиеся  гражданами Республики Молдова  и  не имеющие   доказательств  своей  принадлежности  к  гражданству   другого государства, признаются лицами без гражданства.
Основные права иностранных граждан и лиц без гражданства:
Иностранные  граждане и лица без гражданства, временно прибывшие в  Республику  Молдова,  вправе  остаться  на  постоянное  жительство  в республике в порядке, установленном действующим законодательством. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие  в Республике Молдова, имеют право на труд и защиту труда  в соответствии с действующим законодательством. Они  имеют право на  отдых и охрану здоровья на общих основаниях с гражданами Республики Молдова. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в  Республике Молдова, имеют право на получение пособий, пенсий и другие  виды социального обеспечения в соответствии с действующим законодательством, на жилище в порядке, установленном для граждан Республики Молдова. Данные лица вправе иметь жилой дом и иное имущество в частной собственности, наследовать или завещать имущество, пользоваться правами автора произведения литературы, искусства и науки, открытия,  изобретения, а также иметь личные неимущественные права. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равное с гражданами Республики Молдова право на получение образования, на общих основаниях с гражданами Республики Молдова вступать в культурные, научные, спортивные общества,  кооперативные организации, производственные ассоциации, если иное не предусмотрено уставами этих организаций. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Молдова, гарантируется свобода совести,  мнений и выражения в соответствии с действующим законодательством. Данные лица также имеют право заключать и расторгать брак с гражданами Республики Молдова и другими лицами в соответствии с действующим законодательством. Они пользуются правами и несут обязанности в семейных отношениях наравне с гражданами Республики Молдова. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право передвигаться по территории Республики Молдова и выбирать место жительства в порядке, установленном действующим законодательством. Им гарантируется  право  на неприкосновенность  личности  и жилища. Они имеют право  на  эффективное восстановление в правах компетентными судами и иными публичными властями в случае нарушения их прав, свобод и законных интересов, имеют право  обращаться с заявлением к парламентскому адвокату. При  этом они пользуются в суде и других органах теми же процессуальными правами, что и граждане Республики Молдова.  Иностранным гражданам гарантируется право обращения за защитой в дипломатические представительства своих государств.
Основные обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства:
Иностранные   граждане  и  лица  без  гражданства   обязаны соблюдать Конституцию и другие законы Республики Молдова. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право проживать в Республике Молдова по действительным удостоверяющим личность документам. С иностранных  граждан  и  лиц без гражданства  взимаются налоги, пошлины, сборы и другие платежи на общих основаниях с гражданами Республики Молдова, если иное  не  предусмотрено межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Республика Молдова. Данные лица не  имеют права избирать и быть избранными  в  законодательные, исполнительные  и другие  выборные  органы, а также принимать участие во всенародном голосовании, не могут  быть ленами партий и других общественно-политических организаций, проходить военную службу в Вооруженных силах Республики Молдова. Иностранные  граждане и лица без гражданства, принятые в учебные заведения,  имеют  права и обязанности в соответствии с действующим законодательством   и правилами, установленными данными учебными заведениями. Иностранные  граждане и лица без гражданства обязаны пройти медицинское обследование с целью выявления заражения ВИЧ-инфекцией  или заболевания СПИДом.
Иностранные граждане и лица без гражданства за нарушение действующего  законодательства несут административную и уголовную ответственность, также им может быть сокращен срок пребывания в  Республике. Однако иностранные граждане и лица без  гражданства могут быть выданы другому государству только на основании международного соглашения, на условиях взаимности или по решению судебной инстанции.     Право убежища предоставляется и изымается в соответствии с законом  и с соблюдением международных договоров. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут  быть высланы  в страну, в отношении которой имеются доказательства того,  что они  в  ней преследуются по мотивам расовой,  национальной, религиозной принадлежности, по политическим убеждениям   либо  подвергаются бесчеловечному  и унижающему достоинство обращению, пыткам или  смертной казни.
 
 
 
Заключение.
 
Конституция Республики Молдоваявляется конституцией демократического правового государства. В ней довольнообстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина,соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четкопостроенная система  Конституции позволяет  увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. Вней заложен огромный потенциал, при реализации которого у нашего государстваесть шанс стать правовым и демократическим.
Время, которое мы прожили сКонституцией 1994г., показало, что   многие ее положения  осталисьдекларативными, требующими конкретизации в законодательных актах. Зачастуюполучается, что реальная жизнь вступает в противоречие с «буквой закона».Именно в таких случаях, когда возникают так называемые пробелы в праве,требуется обращение к положениям Конституции. Много проблем возникает из-заэкономических сложностей в стране – ведь там, где есть проблемы с экономикой,страдает и социальная сфера, а значит, нарушаются права человека. Кроме этого,все еще есть потребность в  конкретизации положений о политических правахграждан  — в частности, речь идет о правах на объединение и на свободу мысли ислова. Многопартийная система РМ требует детального решения этих вопросов.
Страна, в которой более семидесятилет нарушались права и свободы человека, гражданина должна пройти долгий и нелегкийпуть к становлению правового демократического государства. Тем не менее, цельработы, доказать, что Республика Молдова движется по верному пути вдемократизации прав и свобод человека, была достигнута с помощью сравнительногоанализа Основного закона нашей Республики с Конституциями Испании и Болгарии, атакже с некоторыми конституционными положениями других стран. Исходя изпроведенного сравнения, становится ясно, что наша Республика  смогла перенятьпринцип преемственности демократических ценностей и идеалов. Остается тольконадеяться на эффективность их применения на правовом пространстве Молдовы.
 
Библиография.
 
1.   Федоров Г.К. «Теория государства иправа» Кишинев 1998г.
2.   Дженис М., Кэй  Р.,  Брэдли Э.«Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии» — М.,«Права человека – Будапешт» COLPI 1997г.
3.   «Конституционное право зарубежныхстран. Учебник для ВУЗов» — М., «Норма – ИнфраМ», 1999г.
4.   Папа Иоанн-Павел II «Права человека//Российский бюллетень по правамчеловека» № 7 – М., 1995г.
5.    «Конституционное право зарубежныхстран. Общая часть». Под ред. Б. А.            Страшуна – М., «Бек» 2000г.
6.   «Теория права и государства. Учебник»под ред. В. В. Лазарева – М., «Право и закон» 2002г.
7.   Иванов В.М. «Конституционное право РеспубликиМолдова» Кишинев 2000г.
8.   Воеводин Л.Д. «Юридический статус вРоссии» М., 1997г.
9.   Эбзеев Б.С. «Конституция. Демократия.Права человека» М., 1992г.
10.     «Общая теорияправ человека» под. ред. Е. А. Лукашовой М., 1996г.
11.      Коваленко А.И.«Правовое государство. Концепции и реальность» М., 1993г.
12.     Е.И. Козлова,О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ,1995г. 
13.     Витрук Н.В.Правовой статус личности в СССР. М., 1985г.
14.     Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран».-М.: Юрист,1997г.
Нормативно-правовыеакты:
1.   Всеобщая декларация прав человека1948г.
2.   Международный пакт о гражданских иполитических правах 1966г.
3.   Международный пакт об экономических,социальных и культурных правах 1966г.
4.   Конституция Республики Молдова от 27.08. 1994 г.
5.   Уголовный Кодекс РМ от. 18.04.2002, Monitorul oficial №128-129/1012 от 13.09.2002г.
6.   Закон РМ «о правовомположении  иностранных граждан и лиц без гражданства в   Республике МолдоваNr.275-XIII  от  10.11.94 МО N 20 от 29.12.1994г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.