Реферат по предмету "Культура и искусство"


Досуговые формы деятельности и их эволюция

Зарождение досуговых формдеятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках.
   Досуг как социальное явление восходит своими истоками кпериоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращениеохотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловленоособенностью с-хоз. Труда: сменой времен года, продолжительностью дня, срокаминачала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельствомтого, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.
Праздники
«Праздный» — «пустой», «незанятый». Подавляющеебольшинство древнеславянских языческих празднеств имолений проводилось общественно, являлось “событием”, совместным заклинаниемприроды и проводилось не в доме или поселке, а запределами житейского бытового круга. В году было пять основных праздников — Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица(весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перуновдень (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннегоравноденствия 24 сентября).
Характер многих языческих празднеств был настолько связан совсей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы);что отыскать  места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношенииводе, различных “игрищ межю селы” почти невозможно. Исключением являются толькосвященнодействия на холмах, на горах, “красных горках”, которые очень часто приархеологических обследова­ниях дают интересный материал о древних языческихкультах. “Красные горки”, “красные холмы”, где проводились масленичные сжиганиячучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминойнеделе были около каждого села. Во время праздников члены крестьянской общиныустраивали пиршества за общим столом – «Братчины», помогающие восстановитьдушевные и физические силы и выполняющие функции единения.
По мере развития праздники обогащались культурным содержанием(песнями, плясками, музыкой, сказаниями, играми). «Ряженье» же можно считатьпервым театральным действием. Из игр популярны были борьба, кулачный бой,беганье взапуски, метание копья.
При княжеском же дворе устраивались пышные пиры по поводузначимых событий (победа в сражении, приезд купца и др.) Показатель княжескойщедрости – накормить и напоить гостей допьяна. В княжеских пирах нередкоблистали умом и женщины. Любимой забавой высшей знати становилась звериная иптичья охота.
                                       Церковь
С принятием Русью христианства положение резко изменилось.Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрениелюдей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте,художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказавсильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы,архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек — на теобласти, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией,так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами наРуси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах,и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленныхчастях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельскойместности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовнойжизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своейоснове, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннегосредневековья.
При монастырях в 11-12 веках начали собираться первыебиблиотеки. К 13 веку появилась и «мирская» литература, книжное чтение сталоодним из основных занятий образованных людей Руси.
В период татаро-монгольского ига традиции народной жизнисохранялись на незанятых татарами территориях – Новгороде, Пскове, Смоленске… С14 века Русь начала оправляться от постигших ее бед, рождались ремесла иторговля, развивалось зодчество. Увеличилось число церквей на Руси, церковнаятрапезная нередко становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний.Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшимобразцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.
                           Средние века
   К 15 веку появляются новые формы досуговоговремяпрепровождения, связанные с развитием народной зрелищной культуры. Вгородах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами ишутками бродячие артисты скоморохи. К 30-м годам относится первоеупоминание о «медвежьей потехе (уличным комедиям с участием медведей) икукольном представлении. Зрелища или «позоры», как называла их отрицательнонастроенная церковь, всегда собирали большое количество народа. С 14-15 вековвозрождаются книжные традиции Киевской Руси.
   К 15 веку усилилось культурное влияние на Русь зарубежныхстран, так как в Москве и других городах проживало много иностранцев, к царюприезжали иностранные послы. По указу царя из-за границы приглашалисьхудожники, архитекторы. В Россию стали проникать научные знания. Но по-прежнемуживы были и традиции «русского застолья», пиром тешились и цари, и крестьяне. Вчасы досуга знатные феодалы любили слушать рассказы о странствиях, обычаях иныхземель, держали «бахарей», которые читали им сказки и пели песни, «домрачеев».В штате царя были шуты и шутихи. Для веселых представлений во дворце была«Потешная палата». Осталась в чести и такая забава, как охота.
   Женщины на Руси вели «затворнический» образ жизни, чтосказывалось на их досуге. И если женщина-крестьянка после изнурительного трудаимела возможность принимать участие в коллективных праздниках, то женщины избоярских, дворянских, купеческих семей во время празднования каких-либо событийдопускались в мужское общество лишь с позволения мужа или отца. Музыка и танцыв их среде не допускались. В лучшем случае их могли пригласить на представлениескоморохов. Даже в церковь знатная женщина могла пойти только в сопровождениикого-нибудь из домашних и с согласия мужа (Суровые правила для женщинсформулированы в «Домострое»).
   Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести всебе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан скапризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. Вгородах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться,завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базарыпривлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщикиживотных разыгрывали там веселые представления.
   К 15 веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднеепоявились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местомобщения и развлечения горожан в свободные часы.
Развивались формы деревянной и каменной  архитектуры. причемдеревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние накаменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался длястроительства всех видов  сооружений – жилых домов, городских укреплений,дворцовых зданий,  церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII века оставался восновном деревянным. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали.Мастер думал не только о том,  чтобы эти вещи были удобны, хорошо служилисвоему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они  радовалилюдей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в  праздник. В каждой местностиодевались по-разному, но основные  предметы крестьянского костюма былиодинаковыми. Одежда резко делилась на  будничную и праздничную. Будничнаяодежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная  демонстрировалавсё, на что были способны её  хозяева.
                                       Письменность
Византийские монахи Кирилл и Мефодий для создания письменностивзяли за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнили его шипящимии получили славянский алфавит (43 буквы, близкие по написанию греческим). Вчесть своих создателей новая азбука получила название «кириллица». Наряду с кириллицей была в употреблениии глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватымнаписанием.
         Культурно-досуговая деятельность
               различных сословий российского общества
                           в 18 – начале 20 веков.
   По мере складывания и развития сословий досуг россиян сталутрачивать единые черты. Каждое сословие по-разному сохраняло традициидосугового времяпрепровождения, обогащая их «заимствованиями» иззападно-европейской культуры, тем самым создавая новые формы досуга.
                                       Досуг крестьян
   Досуг русского крестьянства во многом сохранял своитрадиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такимидо начала 20 века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил послеработы и способствовал сохранению родовых традиций. Время досуговых занятий попрежнему зависело от с-хоз. работ. Наибольшее количество праздников, посиделок,игрищ выпадало на осеннее-зимний период и раннюю весну. Сохранилась традицияпиршеств за общим столом (Древние «Братчины» стали позднее называться«складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая семья вносила долю продукта вобщее застолье). Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда иотдыха («помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки).
   Посиделки и другие формы досуга делились по половозрастномупринципу. Молодежной формой досуга были весеннее-летние хороводы. Люди старшегопоколения на своих посиделках делились новостями, получали и давали советы,обсуждали односельчан. На посиделках часто звучали «былички» (рассказы острашном и необъяснимом). На смешанных молодежных посиделках девушки и парнизнакомились друг с другом, выбирая будущего супруга. В качестве «посиделочной»избы за плату снималась изба малоимущих односельчан. Эта изба становиласьсимволической «семейной», где молодежь «играла роли  мужей и жен».
   После отмены крепостного права (вторая половина 19 века) ираспаде общин в результате имущественного расслоения крестьянства досуг сталпринимать новые формы. Ослабились власть и авторитет старшего поколения,усилился «имущественный» авторитет. «Братчина» превратилась в более замкнутую«гостьбу», зажиточные крестьяне предпочитали «складчину». Крестьяне стали ходитьдруг к другу в гости «по родству», «по соседству». Оживление торгового обмена сгородом давало возможность крестьянам получать известия о городской  жизни,прогрессивных идеях. Все больше крестьянских детей стали посещать начальнуюшколу. Росло, хотя и медленно, количество КПУ: библиотек, читален, народныхдомов, появились первые самодеятельные крестьянские театры.
   Исчез молодежный хоровод как форма досуга. На молодежныхпосиделках наряду с песнями и танцами все больше места стали занимать городскиеновости, сведения об условиях труда на фабриках, новости городской моды и др.Проникали сюда и политические идеи и суждения. Устраивались читкихудожественных произведений. Наряду с этими новыми формами досуга сохранялись иисконно русские традиции праздников и обрядов.
               Досуговые занятия и развлечениядворянства.
   Петровские реформы внесли изменения в формы досуговойдеятельности высшего российского сословия – дворянства, переориентировав его наевропейскую модель поведения (голландско-немецкую и французскую). Этой целиотвечали утвержденные указом царя «ассамблеи», учившие дворян общаться позападному образцу, прививавшие русским женщинам вкус к общественной жизни.Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка и танцы. Дворяне должны былиучаствовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками. К«Учениям Невского флота» приурочивались катания дворян на гребных и парусныхсудах.
   Высшая аристократия, как и мелкое и среднее дворянство,отмечало праздники, связанные с церковными датами, участвовало в публичныхувеселениях, гуляниях, игрищах, но при этом стремилось отгородиться от«простолюдинов». Поэтому праздники организовывались для приглашенных дворян вимениях.
   Дворянская среда стала порождать уже без указов царя своиформы развлечений. «Ассамблеи» в эпоху Екатерины 2 стали уступать место балампо случаю больших торжеств или семейных событий, маскарадам, званым ужинам. Сконца 18 века стали возникать клубные формы досуга (Английские клубы,Благородное собрание, Императорский яхт-клуб). Начало 19 века стало временемразвития салонов и кружков различной направленности. Салоны более походили нагостевые вечера с обязательным присутствием хозяина (хозяйки), четкимсценарием, концертной программой. Кружки же объединяли дворян по интересам. Появилисьпервые музеи (Кунсткамера в Петербурге, Эрмитаж в Зимнем Дворце), публичныетеатры, организовывались художественные выставки.
   К началу 19 века в дворянских домах стали собираться личныебиблиотеки, дворяне читали переводные романы или сами брались за перо.«Домашние « образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов.Альбомы пополнялись сочинениями гостей, родственников. Именно домашние формытворчества создали основу для салонов и кружков. В круг чтения дворян входилитакже газеты и журналы.
   В период падения силы и могущества русского дворянстварамки сословий стали размываться. Это изменило и коллективные формы дворянскогодосуга. Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократическогосословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы). Среднее имелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан,представителей интеллигенции. Возросло число людей, посвящавших свой досугобщественной работе (комитеты и общества грамотности).
               Способы проведения свободного времени
       в купеческой и мещанской среде.
   Представители богатых кругов приобретали вкус к светскойжизни. По подобию аристократических клубов было создано «Московское купеческоесобрание», в залах которого устраивались балы, маскарады, функционировалабиблиотека, допускались модные в то время игры. Сад при собрании стал местомгуляний. Купеческие клубы возникали и в других городах России. Но в купеческихдомах сохранялись и народные традиции – шумно отмечались свадьбы, крестины,похороны, церковные праздники. В народных гуляниях купечество ограничивалось«конным выездом», не смешиваясь с «пешим» простым народом. Местом общенияслужила также и церковь. Окончательно сформировалась традиция совместныхофициальных и неофициальных обедов в ресторанах. Возросла роль купечества вделе меценатства и благотворительности. Именно купцы стали поддерживатьроссийскую культуру, а также науку, технику, издательское дело. Многие сталисобирателями коллекций художественных произведений (купец 1 гильдии Третьяков).Увеличилось количество студентов – выходцев из купеческого сословия.
   Самым большим городским сословием к началу 20 века сталомещанство (ремесленники, мелкие торговцы, «работные люди»). Поскольку многиеработали дома, их досуг был тесно связан с трудом. Парни и девушки завязывализнакомства на «вечеринках», где играли в игры («краски», «колечко», «флиртцветов», «телефон»), а также на традиционных «капустках» (праздник послесовместной рубки капусты, на который в дом потенциальной невесты приглашали ееподруг и холостых парней). Нередки в среде молодежи стали конфликты между«слободой» (окраиной) и «городом». Молодежь из зажиточных семей проводила времяна танцах под духовой оркестр в офицерских и приказчичьих клубах. В весеннее-летнеевремя семьи вывозились на дачу, на «дачных встречах» также пели, танцевали,знакомились. Нередко молодежь из мещанской среды устраивала домашние спектакли,совместные чтения, спевки. Мужчины часто проводили свой досуг вне дома (вклубах, трактирах, бильярдных, чайных, кабаках). Женщины-мещанки занималисьрукоделием.
   В конце 19 века в Москве стали создаватьсясословно-профессиональные клубы, группировавшие мелких служащих, чиновниковнизшего ранга, торговцев, части купечества. Основной акцент в таких«приказчичьих клубах» делался на соблюдение приличий и хороших манер. Кассапополнялась за счет взносов купцов. В клубе имелись помещения для чтения итанцев.
   С конца 19 века растет число образовательных учреждений всфере досуга – воскресные и вечерне-воскресные школы, образовательные курсы икружки, народные университеты. А в начале 20 века – «общества самообразованиярабочих».
  Культурно-досуговаядеятельность в 1917 – 1941 годах.
   Революционные события и гражданская война изменилисодержание культурно-досуговой деятельности. Театры, музеи, библиотеки,кинотеатры, коллекции произведений искусств были переданы государству. Церковьотделили от государства, школу – от церкви. Важное значение стало придаватьсяпросвещению и образованию людей. Руководство КДУ осуществляли Внешкольный отделпри Наркомпросе и местные органы народного образования. Учреждениям культурыотводилась большая роль в деле просвещения, пропаганды, в борьбе за здоровыйобраз жизни, создании новой обрядности, развитию народно-художественноготворчества. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетахсоздавались пункты ликбез.
   Формы работы в КДУ отвечали требованиям новогополитического строя: Митинги, митинги-концерты, политические доклады, диспутына полит. И религиозные темы, лекции, вечера вопросов и ответов. Популярныстали различные «политигры», «политбои», «политсуды» и др. Средствами нагляднойагитации и пропаганды стали плакаты, карикатуры, диаграммы. Театральные кружкиставили постановки на исторические темы. Создавались политкружки.
   Интенсивно развивалась художественная самодеятельность,кружки создавались в воинских частях, клубах, народных домах. Популярны былиинтермедии, сатирические сценки, песни, частушки и даже танцы политическойтематики. В годы гражданской войны появились первые передвижные КДУ –агитпоезды, агиттеплоходы, при воинских частях создавались агитпункты. В конце20-х годов были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х – Дворцы культуры,колхозные и совхозные клубы и библиотеки. К концу 30-х годов стали появлятьсярайонные Дома культуры и библиотеки.
   Для подготовки профессиональных кадров в учреждениякультуры с 1918 года стали организовываться краткосрочные курсы внешкольныхработников (Москва, Петроград, губернские города). В Петрограде был основанИнститут внешкольного образования (ныне академия культуры), который готовилспециалистов КДУ, руководителей худож. самодеятельности, работников гос.органов. В 1920 году КПУ попали под непосредственный контроль государства, чтоусилило политическое содержание всех сфер их деятельности. КПУ сталипроводниками идей индустриализации и коллективизации, пятилетних планов, соц.соревнований, также они распространяли производственные, технические, с-хоз.знания, коллективные методы труда. В Домах и Дворцах культуры проводилисьвечера обмена опытом, «рабочей смекалки».
Клубы устраивали походы в музеи, библиотеки, театры, экскурсиина предприятия, загородные прогулки. В быт крестьян начали входить новыепраздники – «первой борозды», «урожая» и др. Стали появляться изостудии,музыкальные коллективы, симф. Оркестры, любительские оперные коллективы.Артисты с именем брали шефство над самодеятельными кружками.
   С 1932 года в стране стали регулярно проводиться олимпиадыи смотры народного творчества. Средства на строительство КДУ помимо государствастали выделять предприятия, колхозы и совхозы. В городах росло количество Домови Дворцов культуры, киноустановок и библиотек, сельские избы-читальниреорганизовывались в клубы и брались на содержание колхозов и совхозов. В 1928году был основан новый вид КДУ – ЦПКиО в Москве.
В 30-е года расширились книгоиздательство, распространениерадио. Вошли в жизнь передвижные КДУ (библиотеки, кино- и радиопередвижки,выставки, агитповозки, агитмашины) для обслуживания отдаленных исельскохозяйственных районов страны. Был открыт Московский библиотечныйинститут, библиотечные отделения в педучилищах, курсы клубных работников. ВНаркомпросах возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направленияКДД.
Социальные потрясения этих лет повлияли на досуговуюдеятельность населения, наличие богатства или принадлежность к сословиямперестали определять способы проведения свободного времени. Получили развитиеобщественные и массовые формы досуга, КДД рабочих и крестьян обогащаласькультурным содержанием, чему способствовало повышение уровня их образованности.
    Деятельностькультурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны
   Война стала огромным испытанием и для КДУ. С началом еерезко сократились ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшилась еесеть. Лозунг «Все для фронта! Все для Победы!» коснулся всех учрежденийкультуры, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера ицелей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами иметодами хода войны, ознакомление с международным положением. Работа клубов,библиотек и музеев была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы,бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, платформы ж.д. станций,воинские части, призывные пункты, госпитали.
   Основной формой работы с населением стали беседы, читкигазет, небольшие концерты (в госпиталях, в цехах между сменами), встречи сфронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры – походныеклубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки(использовался опыт работы в период гражданской войны).
   Основными направлениями деятельности клубов и библиотекстали:            агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа,участие в обучении женщин и детей массовым профессиям (на замену мужчинам),развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизациинарода на борьбу с врагом, организация отдыха людей в условиях тяжелого труда.Для разъяснительной работы широко использовались сводки Совинформбюро.Культработники шли с беседами и разъяснительной работой в поля, цеха, на фермы.Любовью пользовались писатели-фронтовики (Тихонов, Симонов, Шолохов). Клубныеработники организовывали работникам тыла встречи с фронтовиками.
   Широко использовалась наглядная агитация: карты и плакаты сходом военных действий, «листовки-молнии» и «боевые листки» об успехах нафронте и трудовых достижениях в тылу. Работники культуры писали письма домой замалограмотных и наводили справки о судьбе родных. Музейные работникиорганизовывали передвижные выставки и проводили лекции, их задачей сталоспасение культурных ценностей, даже ценой собственной жизни. Шла огромнаяработа по эвакуации памятников культуры и искусства.
   В госпиталях, помимо концертной работы, работники культурычитали раненым книги и газеты, писали за них письма, проводили беседы, обзорылитературы. Сельские клубы вели работу по сбору теплых вещей для солдат,устраивали вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали носки и варежки.
   Неизменным средством организации отдыха тружеников тыла исолдат стала художественная самодеятельность – были созданы «фронтовыебригады», мобильные группы, способные выступать в условиях фронта и тыла. В ихрепертуаре преобладала патриотическая тема. Самыми распространенными видамихудожественной самодеятельности были агитбригады, концертные бригады. Программысоставлялись из произведений малых форм -  сценок, одноактных пьес, стихов,песен, частушек. Фронтовые бригады формировались из артистов театров (Вера Пашенная,Виктор Качалов) и эстрадных исполнителей (Клавдия Шульженко, Леонид Утесов).Развивалась самодеятельность и в партизанских отрядах. В 1943 – 44 годах былпроведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности(участвовало около 500 тысяч человек). А в 1945 был уже второй Смотр (900 тысяччеловек). В репертуаре сельских исполнителей были любимые песни («Катюша»,«Землянка») и частушки.
   В начале войны были созданы фронтовые и армейские ДомаКрасной Армии, дивизионные клубы, клубы частей, полков. В зимнее времяоборудовались клубы-землянки. Для обслуживания фронта был создан агитпоезд. Пофронту ездили агитмашины во главе с лектором, оборудованные киноустановкой,радиоприемником, библиотечкой художественной и военной литературы, музыкальнымиинструментами и наглядной агитацией. Фронтовые ансамбли песни и пляскипроводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров худ.сам-ти, оказывали метод. помощь.
   За годы войны уничтожено 427 музеев, 44 тысячи зданий КДУ,пострадали книжные фонды библиотек. Но русская культура выдержала испытаниевойной и стала оружием в борьбе за победу.
      Культурно-досуговаядеятельность     в 1946 – 1997 годах
   В послевоенный период в силу сокращения рабочего дня, ростадоходов и улучшения жизненного уровня населения, развития СМИ и появлениятелевидения, изменились культурные потребности людей. Возросли затраты на КДД.Больше времени людьми стало уделяться чтению газет, журналов, слушанию радио ипросмотру ТВ-программ, посещению кино, театра, концертных и выставочных залов,а также самообразованию. Близ мест проживания или на дому стали собиратьсякомпании разных возрастов, стали вновь популярны загородные прогулки.
   После войны страна активно восстанавливала сеть КДУ,строились новые объекты, часто благодаря безвозмездной помощи молодежи. Впустующих помещениях открывались клубы, читальни, красные уголки. С 50-х годов,когда строительство приобрело массовый характер, в него включились и колхозы,взяв многие объекты на свое содержание. С 1965 года сельские клубы былипреобразованы в Дома культуры. В пределах районного центра открывалиськомплексы КДУ (ДК, кинотеатр, ДМШ, музей, библиотека, ПКиО и др.) В городахстроительство велось за счет государственных средств и фондов предприятий. Наобщественных началах самодеятельные хоры, театры, оркестры, оперные, балетныестудии, филармонии.
   Для подготовки кадров в созданных еще во время войныбиблиотечных институтах началась подготовка специалистов по художественнымспециализациям и культ.-просвет. Работе. В 1964 году библ. Институты былипереименованы в институты культуры (к 1971 году их было 8). Развиваласьсистема образования в сфере досуга (культ.-просвет. училища), в с-хоз и пед.вузах открылись факультеты общественных профессий (подготовка руководителейхуд. самодеятельности). В досуговые учреждения направлялись на работувыпускники консерваторий, театральных институтов, муз. Училищ и школ.
   Среди форм деятельности КДУ развивалась лекционная работа(лекции по вопросам экономики, политики, искусства, морали, науки и др.). сконца 50-х появилась новая форма работы – «тематический вечер» — вечера-встречи, вечера-митинги, вечера боевой и трудовой славы,вечера-чествования. Получили распространение «устные журналы», «световыегазеты», «воскресные чтения». В целях пропаганды науч.-техн.Прогресса в клубах проводились «дни техники», «недели техническогопрогресса».
   Новым явлением стало развитие любительского движения (клубылюбителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризмаи др.) Под влиянием клубных программ КВН появилась одноименная передача на ТВ.По прошествии Всемирного фестиваля молодежи и студентов открывались «клубылюбознательных», «клубы интересных встреч» для молодежи, а позднее – клубы сширокой познавательной программой («Глобус», «Кругозор»). К работе любительскихобъединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры соригинальными режиссерскими решениями.
   С середины 50-х получили распространение агитбригады. Нарубеже 50-60-х годов появились первые КСП, эстрадные коллективы, оркестрынародных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, худож.гимнастики). В 60-е годы появились ансамбли бального танца, ВИА,эстрадно-цирковые ансамбли. Расширились масштабы изобразительного идекоративно-прикладного искусства (больше самобытности и связи с фольклором).
   Активизировалась работа КДУ по проведению массовыхпраздников и дней, посвященных профессиям (День шахтера, День строителя ит.п.). Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовойдеятельности (праздник весны, праздник урожая). Появились праздники, отражающиеповоротные события в жизни человека (День совершеннолетия, вручение паспорта,посвящение в рабочие или студенты). Увеличился контингент, посещающий, театры,библиотеки, кинотеатры. С 50-х годов с ростом туристского движения музеирасширили свои формы культ.-массовой работы – появились «Дни открытых дверей»,передвижные выставки и лектории. Возродились народные университеты, появилисьуниверситеты повышения квалификации, Профессиональные творческие коллективыучаствовали по договору в выездных концертах.
   Большую роли в организации КДД играли профсоюзные,комсомольские организации, органы общественного самоуправления (советы,комиссии, комитеты). На многих предприятиях после работы проводились лекции,экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечераотдыха. При предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружкихудожественной самодеятельности.
   Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах.При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышатьлекцию, послушать концерт художественной самодеятельности. С середины 50-х сразвитием массового жилищного строительства домоуправления выделяли отдельныепомещения под культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки.Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворахсоздавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, «детскиекомнаты». Организацию КДД брали на себя женсоветы или домовые комитеты присодействии КДУ.
   В 70-80-е годы, несмотря на возрастающую тенденцию к«одомашниванию» досуга (во многом через телевизор, да и художественноетворчество стало обретать характер «хобби», проявляясь в кругу родных идрузей), широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особеннов молодежной среде. Появились уличные подростково-молодежные компании,молодежные вечеринки, подпольные рок-группы (российский андеграунд). Набиралисилу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры,брейкеры, фанаты и др.
   Интенсивно развивается туризм. Это связано с увеличениемколичества транспортных средств, находящихся во владении граждан. Параллельноогромную популярность приобретают барды иКСП. Туристическиепоходы и экскурсии приобретают все большую значимость как формы семейногодосуга.
   Появились новые общественно-организованные формы культурнойдеятельности – фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центрыв крупных городах (учредители – местные молодежные организации), впоследствииони были реорганизованы в Молодежные центры досуга.
   С середины 70-х начало развиваться самодеятельноефольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли,любительские фольклорные объединения). Продолжает формироваться в районах сетьКДУ, в том числе передвижных. На селе начали создаваться централизованныеклубные системы (ЦКС), в которых сельские Дома культуры наделялисьруководящими функциями по отношению к клубам и красным уголкам на территориисельсоветов, хозяйств. С 1975 года в селах возникают культурные комплексы(КК), объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные,образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения. Ониименовались сельскими или городскими социально-культурными,социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивнымикомплексами. Их смысл состоял в совместной организации КДД, исключениидублирования культурных акций, установлении тесных контактов между работникамисферы досуга. Одновременно происходила централизация библиотек – в масштаберайона, области или края создавались централизованные системы с единым книжнымфондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников. С 1974 годаначался процесс централизации музеев (музейные объединения).
   Структурные изменения в системе КДУ привели к оживлениюКДД, увеличению объема проводимых мероприятий, росту числа любительскихобъединений. Но отсутствие кадров и нехватка транспорта, предусмотренного длянормального функционирования клубных систем, снизили эффективность их работы.Централизация библиотек привела к неравномерному распределению книжного фонда,сосредоточению большей и лучшей части в центральных городах. Сельские поселенияв области культуры значительно отставали от города. Лишены культурной базы былимикрорайоны больших городов. К 80-м годам в культурно-досуговой сфере наступилкризис, связано это было с сосредоточением очагов культуры в больших городах иобделенностью культурой периферии. Клубные, библиотечные и музейные объединенияотличала текучесть кадров. Из-за плохих условий проживания не хваталоспециалистов в сфере досуга на селе. Снизился уровень зарплаты работниковкультуры. К 90-м годам уменьшилось количество бесплатных мероприятий.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.