Реферат по предмету "Финансы"


Государственное финансирование малого бизнеса

--PAGE_BREAK--Мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже самых высокоразвитых стран, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах.
Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Для него характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском. Созданию такой атмосферы в малой фирме способствует соединение в одном лице собственника и управленца.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном ограничении функций между сотрудниками и малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации, который перекрывается непосредственным общением руководителя и подчиненных. То есть малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Доктор экономических наук, профессор Орловского государственного технического университета Л.В.Давыдова отмечает, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
В то же время малый и средний бизнес имеют следующие недостатки:
а)                велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;
б)                низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;
в)                сфера малого и среднего бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;
г)                 малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограничена номенклатура выпускаемой продукции и возникает сложность в конкуренции с крупным производством и т.д.
«Тем не менее, необходимо помнить, — говорит Л.В.Давыдова, — что деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Это в свою очередь повышает не только экономическую, но и социальную значимость малого и среднего предпринимательства».
Таблица 1. Характеристики малого бизнеса с точки зрения экономической самостоятельности
Сильные стороны малого бизнеса
Слабые стороны малого бизнеса
Возможность малого бизнеса
Угрозы существованию малого бизнеса
Небольшой стартовый капитал
Ограниченный (локально) рынок
Рост до уровня «большого» бизнеса
Быстрота полного разорения
Высокая эффективность
Ограниченные перспективы роста
Сбалансированное развитие
Быстрое достижение «потолка» роста
Гибкость
Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры
Прочная ниша на «своем» рынке
Легкость проникновения конкурента в эту нишу
Самостоятельность
Отсутствие влиятельной поддержки
Творческая реализация
Уязвимость перед попытками силового давления со стороны «сильных мира сего»
Из таблицы 1 видно, что жизнь малого предпринимателя – это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и препятствий. И это в стабильном, благожелательном к предпринимательству рыночном хозяйстве. Ситуация обостряется, если речь идет о российском обществе с его неустроенностью и кричащими экономическими и социальными проблемами. По нашему мнению, весомая доля таких проблем приходится именно на сферу малого и среднего бизнеса России. Это в свою очередь накладывает отпечаток на состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране.
Так, к 1 января 2004 г. в РФ было зарегистрировано 8 562 тыс. хозяйствующих субъектов. Предприятия, относящиеся к категории малого предпринимательства, согласно критериям, действующим в РФ, составляли только 10,3% от общего числа субъектов хозяйствования (или 882,3 тыс. ед.). как видно из таблицы 2, самым многочисленным субъектом сектора малого и среднего бизнеса по России является индивидуальное предпринимательство. Его доля в общем количестве хозяйствующих субъектов соответствовала 55,1%. Столь высокое присутствие индивидуального предпринимательства определяется многими факторами, в том числе особенностью и спецификой хозяйственного развития нашей страны. Среди этих особенностей можно выделить низкие денежные доходы населения и одновременно достаточно высокий уровень безработицы.
Таблица 2. Структура хозяйствующих субъектов России на начало 2004 г.
Группа хозяйствующих субъектов
Количество субъектов в группе, тыс. ед.
Доля хозяйствующих субъектов группы в общем количестве хозяйствующих субъектов, %
Всего хозяйствующих субъектов по России
8562,3
100,0
в том числе:
Предприниматели без образования юридического лица
4717,0
55,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства
264,0
3,1
Малые предприятия
882,3
10,3
Средние предприятия (с численностью занятых до 250 чел.)
2136,7
24,9
Крупные предприятия (с численностью занятых от 251 чел.)
562,3
6,6

В настоящее время в России границей бедности является уровень прожиточного минимума. Проблема бедности в первую очередь связана с относительно низкой заработной платой в ряде отраслей экономики. Примерно 1/3 всех работающих, в первую очередь занятых в бюджетной сфере, получают зарплату ниже прожиточного минимума.
Согласно данным выборочных обследований населения по проблемам занятости численность занятых в экономике в апреле 2006 г. возросла по сравнению с апрелем 2003 г. на 0,8 млн. чел. и составила 65,8 млн. чел., или 91,5% от экономически активного населения страны. Однако это означает, что численность безработного населения из числа экономически активного населения находится на уровне 8,5%.
Опираясь на специфику имеющихся в арсенале малого и среднего предпринимательства преимуществ, можно утверждать, что с помощью развития малого и среднего бизнеса предоставляются дополнительные возможности существенно улучшить условия жизнедеятельности значительной части людей, повысить их уровень жизни, здоровья образовательный и интеллектуальный потенциал решить острые социальные проблемы. Социальная политика должна стать одним из ключевых элементов в обшей экономической стратегии, даже если потребуется срочная локализация отрицательных последствий обвального внедрения рыночных отношений. А малый и средний бизнес может найти в этой стратегии свое достойное место.
Вместе с тем определение роли малого предпринимательства не ограничивается только лишь констатацией его численного превосходства. Согласно данным Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, вклад малого бизнеса в ВВП в 2004 г. составил порядка 21% ВВП. Это, бесспорно, не самый высокий показатель в мировой практике. Например, в Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии и США доля малого и среднего предпринимательства в ВВП государства превышает 50%-ный барьер. Тем не менее, необходимо учитывать, что в 2002 г. вклад сектора малого бизнеса России в ВВП колебался в пределах 10-11%, а в среднесрочной перспективе планируется повышение его доли до 40-50% в ВВП.
В качестве причин отставания России от других стран по роли малого предпринимательства в экономике государства можно выделить несколько. В первую очередь, это, безусловно, огромное количество факторов, оказывающих существенное и не всегда благоприятное воздействие на функционирование сектора малого бизнеса. Среди них особое место занимают так называемые «барьеры входа-выхода», т. е. все, что связано с трудностями регистрации при организации и ликвидации малого бизнеса; стартовые финансовые барьеры или проблема необходимых для начала ведения бизнеса средств (отсутствие механизма предоставления ресурсов начинающему дело предпринимателю); а также барьеры организованного рынка, т.е. ситуация, когда уже присутствующие на рынке предприниматели препятствуют входу на рынок новым предпринимателям.
Одновременно с этим одной из самых серьезных проблем, препятствующих нормальному развитию малого предпринимательства России, является нестабильность и противоречивость действующей системы налогообложения. По мнению многих экономистов-практиков, а также представителей самих субъектов экономических отношений, именно отсутствие постоянства и справедливости в применяемых к малому предпринимательству налоговых правоотношениях служит основным барьером на пути к его эффективному функционированию.
К сожалению, полученный до настоящего времени российский опыт отражает тенденции того, что такие скидки обычно связываются с попыткой защитить местные монополии (часто их владельцы связаны с местной администрацией), а не стимулировать предпринимательство и создание рабочих мест. Как следствие, любое выборочное использование налоговых скидок для продвижения предпринимательства должно быть связано с попыткой продвижения предприятий путем предложения системы стимулов, которые преодолевают спад рынка и не устанавливают барьеры на пути проникновения на рынок других предпринимателей. Также нужно признать, что такие льготы должны использоваться только в исключительных обстоятельствах и в случаях, когда наблюдается спад рынка. Более того, в системе рыночной экономики эффект смещения в результате вмешательства (в данном случае — налоговые льготы) должен быть оценен параллельно с потенциальными плюсами подобного вмешательства.
Помимо этого все налоговые законы и процедуры должны быть прозрачными и как можно более простыми, чтобы их было легко толковать и применять к малым предприятиям. Прозрачность делает необходимой публикацию всех законов и их разъяснение, бесплатное распределение бланков налоговых документов, а также брошюр, описывающих налоговые обязательства для вновь открывающихся или действующих субъектов малого предпринимательства. Напротив, система, при которой предприниматели часто не имеют ясного представления о том, что представляют собой их налоговые обязательства, порождает коррупцию.
Стабильность налоговой системы должна поддерживаться путем отказа от искушения часто менять законы и методы их внедрения в целях помочь предприятиям планировать свои налоговые обязательства. К сожалению, частое изменение законодательства постоянно случается в странах с переходной экономикой, и это в лучшем случае сдерживает возможность предпринимателей планировать свои будущие налоговые обязательства, а в худшем — приводит к увеличению их налоговых обязательств из-за несвоевременной уплаты. При отсутствии предварительного обсуждения или консультирования мелких фирм или их представителей подобные изменения (и последствия) усугубляли непредсказуемость внешнего окружения, с которым приходилось иметь дело владельцам и менеджерам субъектов малого предпринимательства. Нестабильность налоговой системы, по нашему мнению, становится вопросом жизни и смерти для малого бизнеса, по крайней мере, для тех егопредставителей, которые пытаются действовать в рамках закона.
В России экономическая категория «малые предприятия» и критерии, очерчивающие ее границы, впервые были определены постановлением Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 №406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». На первоначальном этапе становления малого бизнеса в Российской Федерации основным критерием для отнесения предприятий к малым является численность работающих, которая периодически изменялась.
До середины 1995 г. в соответствии с названным постановлением, а также постановлением Правительства РФ от 11.05.1993 № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», как вновь созданные, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 чел., в том числе: 1) в промышленности и строительстве — до 200; 2)в науке и научном обслуживании — до 100; 3) в других отраслях производственной сферы — до 50; 4) в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании — до 15 чел.
В дальнейшем первоначальное определение «малого предприятия» было уточнено и дополнено. В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в настоящее время под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 1) в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.; 2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60; 3) в оптовой торговле — 50; 4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; 5) 6в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.
В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Наиболее часто применяемыми критериями являются такие, как средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия, полученный за год; величина активов. Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.
При формировании информационных массивов в разрезе экономических субъектов органы статистики России придерживаются законодательно установленных критериев. В связи с этим в состав средних и крупных предприятий могут входить предприятия с численностью занятых до 100 чел., которые по критерию структуры уставного капитала не относятся к малым предприятиям.
В целях достижения сопоставимости, анализируемых показателей деятельности хозяйствующих субъектов целесообразно проводить оценку роли и значения в экономике России не только малого (согласно критериям Закона № 88-ФЗ), но и среднего бизнеса (с численностью занятых до 250 человек, как в Европе, или до 500 человек, как в США).
При таком подходе вклад малых и средних хозяйствующих субъектов по отношению к соответствующей суммарной величине для всех хозяйствующих субъектов РФ в 2003 г. оказывается значительным (табл. 3).
Как видно из табл. 3, масштабы российского сектора малого и среднего бизнеса вполне сопоставимы с его размерами в Европе и США, где на его долю приходится более 90% хозяйствующих субъектов.
Таким образом, бытующее представление о принципиальном отставании России от экономически развитых стран в области малого и среднего предпринимательства не выдерживает критики, и по ряду показателей развития сектора малого и среднего предпринимательства, напротив, наша страна обладает свойствами рыночной экономики.
Тем не менее, как заявил на пресс-конференции в Москве в апреле 2004 г. советник Президента РФ Андрей Илларионов: «Вопрос о роли малого и среднего бизнеса носит в значительной степени мифологический характер и отвлекает от решения реальных проблем в этой сфере». По его мнению, не бывает только малого, только среднего или только крупного бизнеса. Все существует в определенных пропорциях и должно естественно развиваться. О роли малого и среднего бизнеса лучше всего свидетельствуют, считает он, успехи тех стран, которые предоставили свободу для развития бизнеса как такового. Яркий пример тому — Тайвань и Южная Корея, имеющие на сегодняшний день самые высокие темпы прироста ВВП надушу населения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 3. Вклад малого и среднего предпринимательства России в 2003 г., в %.
Показатель
Согласно критерию отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству, принятому в Европе (численность занятых до 250 чел.)
Согласно критерию отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству, принятому в США (численность занятых до 500 чел.)
1. Доля малого и среднего предпринимательства в общем количестве хозяйствующих субъектов по России
93
96
2. Доля малого и среднего предпринимательства в общей занятости по России
45
58
3. Доля рынка малого и среднего предпринимательства
39
57
Вместе с тем в Концепции законотворческой деятельности Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства обозначено, что «развитие малого предпринимательства в Российской Федерации рассматривается как неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, соответствующий целям экономических реформ в России».
Безусловно, необходимо всесторонне и всеобъемлюще изучать специфику и особенности развития малого предпринимательства России, что позволит выработать и провести в жизнь своевременную и эффективную политику в отношении небольших по масштабам деятельности хозяйствующих субъектов.
При этом поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства может выражаться в различных формах:
§     создание льготного налогового режима, способствующего расширению действующих и возникновению новых предприятий;
§     создание благоприятных возможностей для получения кредитов и инвестиций через прямые и гарантированные займы;
§     обеспечение малых предприятий госзаказами (если возникает в этом необходимость);
§     предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отстающих областях со слабо развитой промышленностью;
§     обеспечение возможностей пользования информационными сетями и доступа к базе данных;
§     защита предпринимателей от преступных посягательств;
§     создание эффективной системы защиты правовой и интеллектуальной собственности не только на средства производства, но и на изобретения, на продукцию, идеи, концепции, методы деловой активности;
§     развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности и т.д.
Отсутствие прогресса в реформировании экономики и реализации стратегий развития государства может на фоне возникновения новых вызовов и угроз помешать достижению высоких темпов роста экономики и повышения благосостояния, что в условиях ухудшения внешней конъюнктуры неизбежно приведет к замедлению темпов экономического роста государства.
По нашему мнению, в целях нормального функционирования и развития субъектов малого и среднего бизнеса, а следовательно, и экономики в целом необходимо обеспечение экономических, правовых, организационных, психологических и других условий. Оказывая поддержку мелким предпринимателям, следует в то же время оказывать воздействие со стороны общества и его институтов на эту социальную группу в целях улучшения ее качественных характеристик, оптимизации ее состава и процесса функционирования.
1.3 Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса
Роль государства в процессе создания конкурентной среды в значительной степени должна сводиться к формированию эффективной институциональной среды для рационального использования потенциала человеческого фактора и оптимального его использования в процессе конкуренции между народами1. Наиболее подготовленные в максимально возможных количествах предприниматели способны, как показывает опыт Японии, даже в отсутствие других факторов производства завоевывать мировые рынки и успешно конкурировать с другими, более благополучными в отношении наличия факторов производства, странами.
В большинстве развитых стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, основную долю — 99,3 — 99,7% по количеству предприятий составляют малые и средние предприятия, т. е. предприятия с численностью занятых до 500 человек. На них производится половина объема выпускаемой продукции. Как правило, они дают 75 — 80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдаются процессы сокращения занятости.
Например, в настоящее время в США действует свыше 20 млн. предприятий (без сельскохозяйственных), из них 99,6% относятся к категориям малых, имеющих численность менее 500 человек. Их доля в валовом национальном продукте составляет около 40%, а в численности занятых — более половины.
Япония по своему экономическому уровню стала второй после США страной промышленно развитого мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные предприятия составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основная часть, подводная — малые и средние предприятия. На них приходится свыше 50% реализованной продукции промышленности, около 60% объема оптовой торговли и более 80% рознично.
В целом малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющей темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого бизнеса активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и территориального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса (НТП), повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы на местах, развитие сел, небольших городов, возрождение художественных и кустарных промыслов, решение экологических проблем.
Малый бизнес способствует выполнению следующих важнейших задач:
1.                Расширение производства многих потребительских товаров и услуг без существенных капитальных затрат, обеспечение условий гибкого своевременного реагирования на изменение рыночного спроса.
2.                Использование местных источников сырья и отходов крупного производства.
3.                Приближает производство товаров и услуг к потребителю, способствует сокращению на этой основе транспортных расходов по доставке товаров на периферию из крупных промышленных центров, выравниванию в определенной мере условий жизни населения в различных пунктах проживания.
4.                На основе использования субконтракции, аутсорсинга и франчайзинга снижает производственные издержки крупных предприятий.
5.                Включение в производство материальных и финансовых средств населения, использовавшихся ранее исключительно для личного потребления.
6.                Более полное и эффективное использование уникальных способностей, знаний и трудовых навыков отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не стимулируют полной отдачи.
7.                Создание благоприятных условий для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся из крупных предприятий в связи с повышением эффективности последнего.
8.                Вовлечение в производство, особенно в сферу услуг, таких резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за технологических особенностей и иных особенностей (пенсионеров, учащихся, инвалидов, а также лиц, желающих трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов).
9.                Малый бизнес – это альтернатива, притом позитивная, теневому бизнесу; способствует ликвидации его монопольного положения.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает наличие 10-12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах.
Значительное повышение роли малого бизнеса как сектора экономики обусловлено следующими причинами:
─           дифференциация спроса и индивидуализация потребительских вкусов. Крупное машинное производство, удовлетворив спрос на стандартные потребительские товары, создало предпосылки к формированию индивидуализированного спроса, удовлетворением которого занимаются индивидуальные и мелкосерийные производства;
─           в связи со значительным увеличением трансакционных издержек крупных производств стала экономически выгодной передача части функций на основе аутсорсинга, франчайзинга и субконтракции малым предприятиям в целях повышения конкурентоспособности основных производств крупных компаний;
─           возможность экономического развития депрессивных регионов на основе переработки местных ресурсов без значительных капиталовложений, разработка которых нерентабельна или малорентабельна для крупных предприятий.
Динамика роста экономических показателей в сфере малого предпринимательства приведена на рис. 1, 2.
Объем продукции, произведенной малыми предприятиями (млн. руб.)


Рис. 1.

Рис. 2.
Вышеизложенные факторы, значительно повышающие роль малых предприятий в экономике, при грамотной экономической политике создают предпосылки для повышения уровня конкурентоспособности экономической системы в целом.
В настоящее время состояние малого предпринимательства в российской экономике, на наш взгляд, можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В трансформируемой экономике России функционирует около 1 млн. малых предприятий, из них более 200 тыс. зарегистрировано в Москве, тогда как, например, в США функционирует около 20 млн. малых и средних предприятий (без учета сельскохозяйственных). Количества малых предприятий в экономике России недостаточно для создания эффективной конкурентоспособной экономики. По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, для значительных изменений в структуре экономики и создания эффективной конкурентной среды в России должны функционировать не менее 3,5 млн. субъектов малого бизнеса.
Создание достаточного для оптимального развития количества малых предприятий и создание фиктивной институциональной конкурентной среды возможно в среднесрочном периоде методом целевых программ при активной поддержке государства на федеральном и региональном уровнях.
Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства является средством достижения социально-экономических целей текущего и перспективных этапов экономического развития России на основе создания механизмов эффективной конкуренции. Основная цель экономической трансформации — достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, реальное участие России в мировом экономическом сообществе, рост конкурентоспособности российской экономики.
1.4 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка.
Можно выделить следующие формы государственной финансово-кредитной поддержки МП:
─           субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
─           бюджетные кредиты, займы, ссуды;
─           государственные и муниципальные гарантии.
Рассмотрим подробнее каждую из этих форм. Правовые основы предоставления бюджетных средств в форме субвенций и субсидий субъектам предпринимательства, в том числе и МП, установлены в БК РФ, введенным в действие с 1 января 2000 г.
Согласно ст. 6 БК РФ «дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровни бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов».
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается: из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами; из бюджетов субъектов РФ — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ; из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления/2/.
В научной литературе по-разному оценивается прямое бюджетное субсидирование МП. Одни специалисты считают, что оно должно быть отменено, и выдвигают при этом ряд аргументов. Во-первых, бюджетное субсидирование не обладает гибкостью и оперативностью, поскольку осуществляется через государственные ведомства. Во-вторых, оно ставит субъектов МП в неравное положение. Как правило, субсидий не хватает на всех, кому положено их получать. В-третьих, в нынешних российских условиях практически невозможно избежать нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти при выдаче субсидий.
Существует отдельная категория малых предприятий, предоставление субсидий предусмотрено приказом Министерства промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки России) от 20.06.2003 № 146 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов». В данном нормативном акте нет упоминания о малых предприятиях. Однако из анализа его норм можно прийти к выводу, что эти субсидии предоставляются, прежде всего, малым предприятиям в соответствующей отрасли экономики. При этом они не должны быть убыточными, а, наоборот, должны иметь положительную динамику развития/1/.
Следующей формой государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам МП. Средства из государственного бюджета могут предоставляться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности. Общие условия и основные направления государственного кредитования содержатся в ежегодном законе о федеральном бюджете.
Нормы о бюджетном кредитовании содержатся в БК РФ. В ст. 69 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетных средств в форме бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). Согласно ст. 6 данного Кодекса бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Отсюда вытекает, что получателями бюджетного кредита не могут быть индивидуальные предприниматели/2/.
Бюджетный кредит может быть предоставлен малому предприятию на основании договора на условиях возмездности, возвратности и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. При заключении кредитного договора применяется процентная ставка, установленная Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Одной из форм бюджетного кредитования МП, как указывалось выше, является предоставление инвестиционного налогового кредита (ИНК). Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в Налоговом кодексе РФ (НК РФ). Согласно ст. 66 первой части НК РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному предпринимателю. ИНК может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет/11/.
Субъекты МП могут получать ссуды из федерального бюджета на основании Указа Президента от 08.07.1994 № 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» (в ред. от 13.04.1996). Согласно данному указу, беспроцентная возвратная ссуда из средств федерального бюджета может предоставляться предприятиям всех форм собственности на проведение структурной перестройки производства; для расчетов по целевым кредитам, направленным на закупку оборудования и материалов; на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.
Рассмотрим другую форму бюджетного финансирования МП — государственные и муниципальные гарантии. Государственные и муниципальные гарантии — это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 рубль гарантийного фонда можно привлечь 5-8 руб. частных кредитов/14/.
Согласно ст. 115 БК РФ государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование — гарант — дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично/2/.
Предоставление государственных гарантий субъектам МП было предусмотрено Законом № 88. Согласно ему: «Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями Российской Федерации субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства».
1.5 Правовые основы государственного финансирования малого бизнеса
Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики. Вопросы развития малого предпринимательства постоянно находятся в центре внимания и обсуждаются на самых различных уровнях власти. 14 июня 1995 г. был принят Федеральный закон N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Также были разработаны федеральные программы: «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 гг.» (утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. N 1256) и «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг.» (одобрена постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 121), такая же программа на 2005-2003 года. Президентом Российской Федерации был подписан Указ от 4 апреля 1996 г. N 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». На уровне субъектов Российской Федерации также принимаются меры по созданию условий для развития малого бизнеса/3/.
Основными региональными нормативными актами, регламентирующим деятельность субъектов малого предпринимательства и их государственную поддержку, являются: законы «О поддержке малого предпринимательства», «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от; постановления органов исполнительной власти о реализации программ поддержки малого предпринимательства; различные акты, на основе которых создаются фонды поддержки малого предпринимательства и принимается их устав; постановления, учреждающие органы исполнительной власти, на которые возлагается задача реализации государственной поддержки малого предпринимательства в регионе/5/.
При этом в случае отсутствия вышеназванных региональных законов деятельность МП в регионе регламентируется федеральным законодательством. Но поскольку закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» во многом носит декларативный и рекомендательный характер, а закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» требует от регионов «ответных» нормативных актов, устанавливающих ставки единого налога, напрашивается вывод, что региональные власти в таких субъектах РФ вообще не занимаются поддержкой малого предпринимательства.
Механизм предоставления МП льгот по налогу на прибыль копирует льготы, установленные Федеральным законом от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в современной редакции, и имеет смысл только в том случае, если регионы устанавливают свои дополнительные отраслевые приоритеты и предоставляют МП, действующим в этих направлениях, льготы по уплате налога на прибыль в его региональной и местной частях.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства на период 2006 – 2008 годов является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной для малого предпринимательства среды и опирается на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и долгосрочную перспективу.

2.                Анализ государственного финансирования малого бизнеса в России
2.1 Анализ состояния государственного финансирования малого бизнеса в РФ на 2003-2005 гг
Для каждой компании жизненно важным моментом являются денежные средства. Еще до того, как то или иное предприятие сможет открыться или расширить свою деятельность, имеющиеся у него денежные средства быстро истощаются, создавая необходимость в поиске внешних источников, которые могли бы обеспечить его необходимым капиталом. Поскольку в сегодняшнем российском деловом мире происходят быстрые перемены, предприниматель часто не знает, где искать такой капитал. Следующей задачей после нахождения источников денежных средств становится определение того, каким образом может быть получено финансирование из этих источников. В рамках Программы развития предпринимательства, по всей территории России действуют Центры поддержки предпринимательства, способные помочь предприятиям малого и среднего бизнеса в разрешении таких проблем/15/.
Предприниматели любят даровую помощь, однако, финансовая поддержка может осуществляться в основном в форме кредитов; что касается бесплатной помощи, на нее вправе рассчитывать либо стартующие, начинающие предприниматели, либо действующие в рисковом научно-техническом бизнесе. Со стороны государства были сделаны послабления малому бизнесу. В частности, внесены изменения в нормативные документы Центробанка. Отменены «одиозные нормативы», предписывающие предпринимателям без образования юридического лица открывать счета в банке при получении кредита. В 2005 году индивидуальные предприниматели смогли по такой схеме получить кредиты до 300 тысяч рублей (порядка 10 тыс. долл. США).
В 2003 году из федерального бюджета на реализацию программы развития малого бизнеса было направлено 250 млн. руб., в 2004 году — 300 млн. руб., в 2005 году — 450 млн. руб. В целом на реализацию Программы затратили около 1 млрд. руб. соотношением различных форм господдержки малого предпринимательства.
Распределение бюджетных средств на финансирование мероприятий Программы по годам представлено в таблице 2.1:
Таблица 2.1 Распределение бюджетных средств на финансирование мероприятий Программы на 2003-2005 гг.
Разделы программных
мероприятий
Ассигнования из федерального бюджета (млн. руб.)
 
2003 год
2004 год
2005 год
Всего
I. Развитие системы финансовой поддержки малого предпринимательства
130,0
195
292,5
617,5
II. Совершенствование информационной поддержки
15,0
22,5
33,8
71,3
III. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства
10
15,0
22,5
47,5
IV. Развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
75,0
37,5
56,3
168,8
V. Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства
15,0
22,5
33,8
71,3
VI. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства
5,0
7,5
11,1
23,6
Всего:
250,0
300,0
450,0
1000,0
Построенная диаграмма по данным таблице 2.1, позволяет наглядно сравнить в каком соотношение происходит распределение средств из бюджета, а также видно, что на финансовую поддержку малого предпринимательства выделяется максимальная часть бюджетных средств направленных на финансирование Программы.
\s
Рисунок 2.1 Диаграмма распределения бюджетных средств на финансирование мероприятий Программы на 2003-2005 гг.
Опыт реализации предшествующих федеральных программ поддержки малого предпринимательства позволяет рассчитывать и на привлечение средств из внебюджетных источников, объем которых в 2003 году составило 1 млрд. рублей, в 2004 году – 1 млрд. рублей, в 2005 году – 1,2 млрд. рублей. Всего на Программу – около 3,2 млрд. рублей. На реализацию программы также были привлечены средства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере/4/.
Участниками долевого финансирования по ряду мероприятий Программы могут стать государственные заказчики других федеральных программ, достижение целей которых зависит, в том числе и от реализации настоящей Программы.
Программы господдержки кредитования коммерческими банками малого бизнеса не сильно улучшили ситуацию на рынке. Кредиты, выдаваемые по таким программам, хоть и предполагают компенсации первоначальных затрат на получение денег, но получить их по-прежнему довольно сложно. Практическая невозможность получения кредитов подталкивает многие компании прибегать к альтернативе и использовать лизинг или факторинг, которые также активно развивались в 2006 году. Лизинговые программы позволяют компаниям приобретать в рассрочку производственные средства. Факторинг же дает возможность полностью обезопасить себя от неплатежей своих контрагентов, а условием для подписания факторингового соглашения для компаний является платежеспособность их партнеров. Таким образом, факторинг может позволить себе даже компания, не обладающая материальным обеспечением. Необходимо также дальнейшее продолжение отработки практических механизмов финансирования малых предприятий. Эти меры будут способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков и стимулированию направления средств на финансирование малых предприятий.
В статье 47 Федерального закона РФ № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» предполагается, утвердить в составе раздела «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в сумме 3 500 000,0 тыс. рублей, предоставляемые в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации/4/.
Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно-развитых странах, где на его долю приходиться до 60% ВВП.
В общем, малый и средний бизнес в России хотя и с большим трудом, но становится на ноги. Все мы четко осознаем, что его роль в рыночной экономике велика и перед малым бизнесом стоят довольно большие задачи в развитии экономики области/18/.
2.2 Появление новых форм финансирования малого бизнеса в России
Для становления индивидуального бизнеса важное значение имеет проблема быстрого доступа к финансовым ресурсам в относительно малых суммах, используемых в качестве оборотных средств. Для решения этой задачи государство разработало программы по микрофинансированию(выделению бюджетных средств в малых суммах на целевое использование на безвозвратной основе) и микрокредитованию(предоставлению бюджетных кредитов целевого назначения в малых размерах на возмездной и возвратной основах), причем микрокредитование используется более широко, чем микрофинансирование в силу специфики российской экономики. По оценкам ФФПМП основные параметры программы микрокредитования на 1 января 2006 г. были следующими: среднемесячная ставка по кредитам — 6%, средний размер предоставляемого займа — 12,5 тыс. руб., средний объем займа на одного клиента — 20 тыс. руб., средний процент возврата займов — 95%, при этом 63% всех займов предоставляются начинающим предпринимателям, где риск наиболее максимальный/7/.
Выделение индивидуальным предпринимателям финансовых ресурсов по программе микрокредитования осуществляется на конкурсной основе путем предоставления займов региональным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства (ФПМП), реализующим программы микрокредитования (и микрофинансирования) в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Важно также отметить, что при получении микрокредита государство не требует от предпринимателя какого-либо залога, но кредитование осуществляется строго на конкурсной и целевой основе.
Чтобы обеспечить льготное банковское кредитование индивидуальных предпринимателей, применяется механизм компенсации части процентной ставки кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, когда компенсация полностью или частично покрывает недополученные кредитными организациями доходы при предоставлении ссуд предпринимателям.
В России учреждена новая общественная организация — некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация участников микрофинансового рынка» (НАУМИР). Она призвана стать дискуссионной и договорной площадкой в области микрофинансирования для предпринимателей, инвесторов, представителей органов государственной власти.
Ежегодный спрос на микрокредиты в нашей стране оценивается в 7-8 миллиардов долларов. В минувшем году он вырос еще на 500 миллионов. Растет и предложение. За то же время рынок небанковского микрокредитования увеличился на 1,3-1,8 миллиарда долларов. Еще примерно 500-600 миллионов к этой сумме добавили банки. Средний размер микрокредита в России в настоящий момент составляет 2-3 тысячи долларов, максимальным его размером считается 10 тысяч. Суммарно микрокредиторы выдают 1 миллиард долларов ежегодно/8/.
Существует целый ряд причин, объясняющих, почему микрофинансирование развивается у нас не теми темпами, которые требует рынок. Кредитные кооперативы непрозрачны, многие из них не имеют ликвидного имущества, не ясно, кто является их владельцем. В соответствие с инструкцией ЦБ 254-п они отнесены к третьей категории заемщиков, что требует создания наибольших резервов. Такую ситуацию несколько десятков лет назад «проходили» США, страны Юго-Восточной Азии. Они сумели успешно решить свои проблемы, из кредитных кооперативов у них появились крупные розничные банки. У нас пока до этого далеко.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.