ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Понятие и сущность местного самоуправления
2. Органы местного самоуправления
3. Выборные органы местного самоуправления
3.1. Глава муниципального образования
3.2. Представительный орган местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературыВведение
Одним из важнейшихнаправлений развития современной российской государственности остаетсяоптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно безпреувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органовявляется важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкоевовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативноеудовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдениезаконодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственныхи местных интересов, т. е. общих интересов жителей каждого муниципальногообразования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.
С развитием местного самоуправленияв России связываются надежды на возрождение демократического гражданскогообщества, поскольку в муниципальных образованиях формируется чувство общегоинтереса и ответственности местных жителей, которые привыкают не толькосамостоятельно решать свои дела, но и контролировать деятельность избранных имидолжностных лиц. А. И. Солженицын писал: Без правильно поставленного местногосамоуправления не может быть добропорядочной жизни, да и само понятиегражданской свободы теряет смысл. Местное самоуправление выступает одновременнои как механизм формирования гражданского общества, и как его неотъемлемаясоставная часть.
Актуальность исследованияи разрешения проблем выборных органов местного самоуправления в системенародовластия в России обусловлена также факторами, связанными с федеративнойприродой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулированияместного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко неоднозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и в рядеслучаев не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, снерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями как врегионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграниченияполномочий между федеральными органами, органами государственной властисубъектов РФ и органами местного самоуправления.
В соответствии сКонституцией Российской Федерации народ вправе осуществлять свою власть нетолько через органы государственной власти и непосредственно, но и через органыместного самоуправления
1.Понятие и сущность местного самоуправления
В настоящее время «муниципалитеты” — это избираемое городское и сельское самоуправление, хотя надо иметь в виду,что в некоторых странах (например, в США) муниципальным именуется лишь городскоеуправление. В РФ понятие „муниципалитет“, „муниципальное управление“применимо как к городскому самоуправлению и его органам, так и ксамоуправлению, осуществляемому в сельских поселениях и на других территориях.
Муниципальноеобразование — этосоциальная система, т.е. система с участием человека, в которой, как и в другихсоциальных системах имеются три основных компонента: люди-вещи-отношения.Применительно к муниципальным образованиям люди — это местное сообщество, вещи- это территория, финансы, экономика поселения, а отношения — это все то, чтообеспечивает взаимодействие первых двух компонентов для достижения поставленнойцели, причем взаимодействие может быть между людьми и вещами, людьми между собойи вещами между собой (например, автоматизированные комплексы). Другими словами,отношения — это способ существования системы, проявляющий себя в различныхнаправлениях, формах и методах деятельности[1].
Понятие “местноесамоуправление” как раз и является деятельностью, но особого рода. Онопроизводно от понятия “управление” и входит составной частью в понятие“отношения” как компонента социальной системы, т.е. муниципальное образование — как система — это целое, а местное самоуправление является частью целого однимиз компонентов этого целого, а именно отношений, возникающих в муниципальномобразовании. Вот почему нельзя смешивать понятия “муниципальные образования” спонятием “местное самоуправление”. Они совершенно разные по своему содержанию.
Понятие »местное самоуправление"в странах современного мира обычно охватывает два вида органов:
1. местныйпредставительный орган (совет, ассамблея, собрание и т.п.), избираемыйнаселением соответствующей административно-территориальной единицы. Этот орган,как правило, принимает решения по наиболее важным местным вопросам.
2. местныйисполнительный орган (мэр, бургомистр, глава администрации и т.д.), либоизбираемый, либо назначаемый. Этот орган выполняет решения представительногооргана и осуществляет оперативное управление, кроме того, на местныйисполнительный орган могут быть возложены и некоторые общегосударственные функции[2].
Местное самоуправление обладает определенными признаками,которые позволяют отличать его от управления вообще, местного управления и другихцеленаправленных воздействий. Можно выделить шесть основных критериевместного самоуправления. К ним относятся:
1. возможность самостоятельногосуществования территориального образования (автономный бюджет, административныйконтроль над подведомственными ему территориями) — для промежуточныхтерриториальных структур, возможность и средства решения вопросов местногозначения — для низовых (основных территориальных структур);
2. наличие и реальное функционированиеместных представительных органов;
3. соблюдение принципа невмешательствацентральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению местногосамоуправления;
4. отсутствие непосредственной(вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему;
5. реальная возможность участия всегонаселения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решенийпо всем основным вопросам местного значения;
6. выборность всего состава местныхорганов власти на широкой демократической основе, регулярная сменяемость иотчетность перед избирателями;
7. гарантии социальной защитынаселения, образующего местное сообщество;
8. свобода и ответственность местныхорганов самоуправления в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах.
Система местногосамоуправления — этосовокупность мероприятий, методов и средств, направленных на упорядочениедеятельности местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основепринципов самоорганизации, самофинансирования, самостоятельности с цельюулучшения качества жизни населения территории (региона) и увеличения его вкладав развитие всего общества.
Основная цельсоздания и применения системы местного самоуправления — улучшения качестважизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны.
Основные методысистемы местного самоуправления:
· экономические (в том числемонетаристские);
· организационно-распорядительные;
· социально-психологические.
2.Органы местного самоуправления
Решение вопросов местного значения население осуществляет, какправило, через создаваемые им органы местного самоуправления, путем делегированияэтим органам собственных прав, принадлежащей только населению компетенции.
Таким образом, органы местного самоуправления создаются только всвязи с делегированием части полномочий населения с одновременным наделениемсоответствующей достаточной компетенцией.
Поэтому органы местного самоуправления можно классифицировать по:
— механизму делегирования полномочий;
— качеству делегирования полномочий;
— количеству делегирования полномочий.
Классификация по механизму делегирования полномочий.
Конституция Российской Федерации закрепляет только один извозможных принципов классификации: по способу их образования, механизмуделегирования населением своих полномочий.
«Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборныеи другие органы местного самоуправления », причем для выборных органовпорядок создания определяется в соответствии с законодательством и уставамимуниципальных образований. Порядок создания других органов определяетсяв соответствии с уставами муниципальных образований.
Под «другими» тут необходимо понимать органы, созданныеиным, невыборным путем (например, сформированные путем делегированияпредставителей других органов или организации; созданный соответствующимрешением уполномоченного на то органа или должностного лица и т.д.).
Принципиальное различие между такими органами состоит в том, чточерез выборный механизм население напрямую наделяет соответствующиеорганы собственной, принадлежащей только ему компетенцией, позволяющейосуществлять управление муниципальным хозяйством в полном объеме полномочийсобственника. Все остальные не выборные органы создаются именно для обеспеченияделегированных полномочий и не располагают собственной компетенцией.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотреныналичие высшего должностного лица — главы муниципальногообразования, возглавляющего деятельность по осуществлению местногосамоуправления на территории муниципального образования, а также должности иныхвыборных должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования и иные выборные должностные лицаместного самоуправления наделяются собственной компетенцией, по решениювопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Наряду с выборными должностными лицами в управлении муниципальнымхозяйством, как правило, принимают участие иные должностные лица, назначаемыеили утверждаемые в должности компетентным органом или должностным лицом ивходящим в категорию муниципальных служащих.
Классификация по качеству делегируемых полномочий.
Кроме различного механизма делегирования полномочий (созданияорганов), необходимо классифицировать органы местного самоуправления покачеству делегируемых полномочий.
Такая классификация предусматривает наличие органов местногосамоуправления, наделенных представительными, исполнительными и контрольнымиполномочиями по решению вопросов местного значения. При этомпредставительные и контрольные полномочия делегируются, как правило, одномуоргану (представительному), но население может создать и отдельный, специальныйорган, наделенный контрольными полномочиями (контрольный комитет, счетнаяпалата и т.п.).
Обязательным выборным органом, обладающим правом представлятьинтересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территориимуниципального образования, является представительный орган местногосамоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего ипрямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии сфедеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление — власть, наиболее приближенная кнаселению. Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице,сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местногозначения, она должна решать их в интересах населения. Поэтому муниципальноеуправление предусматривает наличие представительных органов местногосамоуправления, за исключением случаев, когда их функции может выполнять сход.
Закон определяет исключительное ведение представительных органов:
1. принятие общеобязательных правил по предметам ведениямуниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3. принятие планов и программ развития муниципального образования,утверждение отчетов об их исполнении;
4. установление местных налогов и сборов;
5. установление порядка управления и распоряжения муниципальнойсобственностью;
6. контроль за деятельностью органов местного самоуправления идолжностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальныхобразований.
К полномочиям представительных органов местного самоуправлениянеобходимо отнести и сформулированное Л.А.Беликовым право изданияобязательных постановлений.[3] По егоопределению, «главное отличие муниципального закона (обязательногопостановления) от законов государственных состоит в том, что первый имеет силутолько для территории муниципального образования и относится только лишь квопросам местного значения, предметам муниципального хозяйства иблагоустройства».
Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органыместного самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и взаконах субъектов Российской Федерации. Обычно к ним относят: решения,постановления выборного органа или главы муниципального образования — повопросам осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы — повопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.
Действующее федеральное законодательство не обуславливаетобязательное создание в муниципальных образованиях исполнительных органовместного самоуправления, предусматривая возможность избрания главымуниципального образования и других выборных должностных лиц, наделяемых приэтом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения всоответствии с уставом муниципального образования.
Кроме того, в названном уставе помимо представительных органов идолжностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы,должностные лица местного самоуправления. Под этим, как правило, иподразумевается создание органов, наделяемых компетенцией для исполнениярешений, принимаемых населением муниципального образования или егопредставительным органом.
Говоря об общих принципах организации таких органов, О.А. Велиховсправедливо отвечал следующее:
«К аппарату местного самоуправления, отвечающему своей цели,надлежит применять следующие требования. Во-первых, он должен правильно и сдостаточной гибкостью отображать подлинные интересы и нужды местногосообщества; во-вторых, он должен соответствовать принципу экономии средств исил, то есть при наименьших затратах на его содержание, работать быстро, гладкои без лишних формальностей; в-третьих, он должен выдвигать на исполнительныедолжности людей опытных и ответственных, создавая для них наиболееблагоприятную обстановку работы».
Полномочия представительного органа, а также компетенцияисполнительных органов местного самоуправления должны быть определены изакреплены в муниципальном уставе.
Виды органов местного самоуправления:
Представительные: собрание представителей, Совет депутатов, Дума,Хурал (Республика Тыва), муниципальный совет, муниципальное собрание, окружнойсельский комитет (Саратовская область).
Исполнительные: местная администрация (администрациямуниципального образования), волостная управа, исполком, мэрия.
Конкретные названия органов местного самоуправления, а также главмуниципального образования (глава администрации, Председатель Совета,Председатель исполкома, мэр, городской голова, и т.д.) и иных выборныхдолжностных лиц и сроки их полномочий определяются, как правило,соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. Однако, в целомряде субъектов Российской Федерации (Удмуртия, Вологодская область,Воронежская, Новгородская и другие) вопрос наименования представительных иисполнительных органов местного самоуправления отнесен к компетенции местногосамоуправления, и в каждом конкретном случае определяется в уставемуниципального образования.
Классификация по количеству делегированных полномочий
Еще одной возможной классификацией может быть разделение каквыборных, так и создаваемых иным способом органов по объему, количеству делегируемыхполномочий на общие и специальные (отраслевые) органы.
И представительные, и исполнительные органы местногосамоуправления могут создавать постоянные или временные специальные органы дляреализации отдельных полномочий, как правило, выделяемых по отраслевомупринципу.
Таким образом, делегирование полномочий населения
приводит к созданию в муниципальных образованиях целой системывзаимосвязанных органов местного самоуправленияс различной компетенцией, различающихсяпо механизму их создания, качеству и количеству делегируемых им полномочий.
Однако, можно выявить и систематизировать основные, наиболеераспространенные схемы построения таких структур.
Мировая практика показывает большое разнообразие ворганизационно-правовых формах используемых на местном уровне.
С учетом особенностей и специфики стран авторы по-разному подходятк классификации, выделяют до десятка организационно-правовых форм. На основанииизучения мирового опыта можно предположить пять основных моделей местногосамоуправления, которые схематично можно изобразить следующим образом[4]:
1. Форма «сильный совет — слабый мэр» характеризуетсяограничением прав мэра по координации деятельности исполнительных органов иконтроля за их деятельностью. За мэром закрепляется в основномпредставительские и оперативно-представительные функции. Совет обладает большимобъемом прав в сфере управления, в хозяйственных и финансовых вопросах иособенно в вопросах назначения на должность.
2.Форма «сильный мэр — слабый совет». Для этой формыхарактерно избрание исполнительного органа (мэра) непосредственно населением, что предопределяет его весомые позиции по отношению к представительному органу.Мэр самостоятельно решает многие текущие вопросы и обладает правомотлагательного вето на решения совета, которое может быть преодолено толькоквалифицированным большинством голосов последовательно. Мэры городов — весьмавлиятельные фигуры, облеченные значительной властью и призванные решатьмногочисленные проблемы населения. Этот пост традиционно рассматривается кактрамплин для выхода на общенациональную политическую проблему, шаг к постуГубернатора или, даже, Президента.
3. Форма «совет — управляющий» отражает стремление«к очищениюгородской политики» и устранению коррупции, неэффективногои авторитарного управления. Управляющий представляет собой политическинейтральную фигуру, профессионала в сфере общественного управления. Назначаетсяна должность и увольняется советом, который выбирается населением. Недостатком этоймодели является невозможность или затрудненность влияния на политику,проводимую управляющим.
Основные обязанности менеджера сводятся к следующему:
— координировать и контролировать деятельность всех отделов иуправлений, назначать их руководителей;
— готовить и представлять на утверждение совета годовой бюджетмуниципалитета;
— контролировать исполнение решений совета;
— представлять рекомендации по вопросам, требующим решения совета.
Форма управления «совет — управляющий»продемонстрировала свою жизнеспособность. В настоящее время многие американскиеорганы муниципального управления идут по этому пути[5].
4.«Комиссионная форма». Комиссия образуется из выбранныхлиц — уполномоченных, каждый из которых управляет каким-либо отделом городскогоПравительства. В этой модели не предполагается наличие высшего должностноголица (мэра). С одной стороны, достоинство этой модели является отсутствиеразделение властей, которое приводит к замедлению принятия решений. С другойстороны «комиссионная » форма управления резко критикуетсяспециалистами, утверждающими, что поскольку она не позволяет провести принципразделения властей, она недемократична. Считается, что она может развиваться всамых непредсказуемых направлениях и принимать уродливые формы, особенно есличлены совета не будут вникать в дела других отделов и тем самым «развяжут» друг другу руки.
5. Комбинированная форма. Управляющий или главный администраторподчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста — управляющего обеспечиваетпрофессионализм, а избиратели имеют возможность прямого влияния на городскуюполитику, поскольку, голосуя «за» или «против» мэра,который назначает или снимает управляющего, они тем самым голосуют засохранение или замену администрации муниципального образования.
Согласно Конституции РФ местное самоуправление осуществляется натерритории РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетомисторических и иных местных традиций[6].
На организацию местного самоуправления оказывает влияние рядособенностей:
— численность жителей города,
— занимаемая территория,
— наличие, либо отсутствие районов в городе,
— другие факторы.
В субъектах Федерации местное самоуправление осуществляется натерритории малых и средних городов (райцентров), а также крупных городов — региональных центров с обязательным делением на внутригородские районы.
В областных центрах, район в городе не имеет самостоятельности, аявляется лишь структурным подразделением местной администрации потерриториальному принципу. Администрация района в городе действует на основанииположения о ней разработанного представительным органом местногосамоуправления.
В городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербургесуществуют особенности местного самоуправления, которые заключаются в том, чтогородские органы власти имеют двойной статус — органов государственной власти игородских органов самоуправления. Согласно статьи 5 Устава города Москвы,жители Москвы образуют в совокупности городское местное сообщество иосуществляют самоуправление на основе норм Конституции РФ[7].
Правовое положение представительных и исполнительных органоввласти города Москвы устанавливается Уставом города Москвы. Территориальнымиединицами города Москвы являются районы, административные округа, и др. частитерритории города, имеющие наименование границы, устанавливаемые в городских правовыхактах.
Организация местного самоуправления на территории сельскихподразделений подразумевает осуществление местного самоуправления на территориирайонов (уездов, сельских округов, станиц, деревень и т.п.) Здесь существуетдва пути организации местного самоуправления.
Во-первых, на территории района возможно образование единогорайонного муниципального образования.
Во-вторых, организация местного самоуправления на территориирайона может предполагать несколько отдельных, независимых друг от другамуниципальных образований.
Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальныхобразованиях относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Вданных образованиях имеются органы местного самоуправления. Территории границзакрытого территориального образования устанавливаются органом государственнойвласти.
Таким образом, в различных субъектах РФ организация местногосамоуправления складывается исходя из многообразия организационных формосуществления местного самоуправления, что обуславливается рядом причин:
— на организацию местного самоуправления в РФ оказывают влияниеФедеративное устройство государства,
— географические факторы,
— этнические процессы.
Все вышеперечисленные причины не могут не накладывать отпечаток наформы и способы организации осуществления местного самоуправления. Многообразиеформ организации и осуществление местного самоуправления связано с возможностьюизбирать населением ту или иную модель организации местного самоуправления посредствомУстава муниципального образования, согласно законодательству о местномсамоуправлении субъектов Федерации.
3. Выборные органы местного самоуправления3.1.Глава муниципального образования
Главамуниципального образования является высшим должностным лицом муниципальногообразования и наделяется уставом муниципального образования собственнымиполномочиями по решению вопросов местного значения.
Главамуниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1)избирается на муниципальных выборах либо представительным органоммуниципального образования из своего состава;
2)в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в составпредставительного органа муниципального образования с правом решающего голоса иявляется его председателем, либо возглавляет местную администрацию;
3)в случае избрания представительным органом муниципального образования являетсяпредседателем представительного органа муниципального образования;
4)не может быть одновременно председателем представительного органамуниципального образования и главой местной администрации;
5)в случае формирования представительного органа муниципального района всоответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона являетсяпредседателем представительного органа муниципального района.
Установленныепунктами 2 — 4 части ограничения не распространяются на органы местногосамоуправления поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которыхглава муниципального образования независимо от способа его избранияодновременно может быть председателем представительного органа поселения иглавой местной администрации. В этом случае представительный органмуниципального образования может не наделяться правами юридического лица.
Главамуниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2настоящей статьи:
1)представляет муниципальное образование в отношениях с органами местногосамоуправления других муниципальных образований, органами государственнойвласти, гражданами и организациями, без доверенности действует от именимуниципального образования;
2)подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципальногообразования, нормативные правовые акты, принятые представительным органоммуниципального образования;
3)издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4)вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органамуниципального образования.
Главамуниципального образования подконтролен и подотчетен населению ипредставительному органу муниципального образования.
Полномочияглавы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
1)смерти;
2)отставки по собственному желанию;
3)отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федеральногозакона;
4)признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5)признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
6)вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
7)выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
8)прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданстваиностранного государства — участника международного договора РоссийскойФедерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право бытьизбранным в органы местного самоуправления;
9)отзыва избирателями;
10)установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровьяосуществлять полномочия главы муниципального образования;
11)досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципальногообразования, если глава муниципального образования был избран из составаданного органа.3.2.Представительный орган местного самоуправления
ГородскойСовет — представительный орган городского самоуправления обладает правамиюридического лица.
ГородскойСовет состоит из двадцати пяти депутатов.
Организационно-правовоеи материально-техническое обеспечение деятельности городского Совета,постоянных комиссий и депутатов городского Совета осуществляет аппаратгородского Совета. Положение об аппарате, его структура и штаты утверждаютсягородским Советом.
Ссоставе Городского совета г.Новосибирска действуют следующие комиссии: • Постояннаякомиссия городского Совета по финансам, бюджету и налоговой политике
• Постояннаякомиссия городского Совета по промышленности и науке
• Постояннаякомиссия городского Совета по муниципальной собственности и экономическомуразвитию
• Постояннаякомиссия городского Совета по проблемам городского хозяйства, градостроительстваи земельных отношений
• Постояннаякомиссия городского Совета по вопросам местного самоуправления, общественнойбезопасности и взаимодействию со средствами массовой информации
• Постояннаякомиссия городского Совета по социальной политике
Расходына обеспечение деятельности городского Совета утверждаются решением городскогоСовета и предусматриваются в бюджете города отдельной строкой в соответствии склассификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Депутатомгородского Совета является гражданин, избранный населением соответствующегоизбирательного округа на основе всеобщего, равного и прямого избирательногоправа при тайном голосовании, обладающий правом представлять интересы населенияи участвовать в принятии от его имени решений, действующих на территориигорода.
Депутатомгородского Совета может быть избран гражданин не моложе двадцати одного года иимеющий право участвовать в выборах. (
Депутатыгородского Совета избираются на пять лет. Порядок выборов депутатов городскогоСовета устанавливается действующим законодательством.
Депутатгородского Совета по решению городского Совета может осуществлять своиполномочия на постоянной основе.
Организационно-правовойформой работы городского Совета является сессия. Городской Совет формируетпостоянные депутатские комиссии.
Организацияработы городского Совета и постоянных депутатских комиссий определяетсяУставом, Регламентом городского Совета и положениями о постоянных депутатскихкомиссиях городского Совета.
Перваясессия городского Совета созывается не позднее чем в трехнедельный срок послеизбрания в Совет не менее двух третей от числа депутатов, установленного длягородского Совета. Первую сессию городского Совета созывает и ведет до избранияпредседателя Совета председатель Совета предыдущего состава.
Сначалом первой сессии городского Совета нового созыва прекращаются полномочиягородского Совета предыдущего созыва.
ГородскойСовет принимает свой регламент и решает вопросы своей структуры, внутреннегораспорядка своей деятельности.
Сессиигородского Совета являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентомгородского Совета, могут проводиться закрытые сессии.
Потребованию не менее одной третьей от числа депутатов, установленного длягородского Совета, или мэра не позднее двух недель должна быть созванавнеочередная сессия.
Висключительной компетенции городского Совета находятся:
1)принятие Устава города Новосибирска и внесение в него изменений и дополнений;
2)утверждение бюджета города и отчета о его исполнении;
3)установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4)принятие планов и программ развития города Новосибирска, утверждение отчетов обих исполнении;
5)определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся вмуниципальной собственности;
6)определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидациимуниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов науслуги муниципальных предприятий и учреждений;
7)определение порядка участия муниципального образования в организацияхмежмуниципального сотрудничества;
8)определение порядка материально-технического и организационного обеспечениядеятельности органов городского самоуправления;
9)контроль за исполнением органами городского самоуправления и должностнымилицами городского самоуправления полномочий по решению вопросов местногозначения.
ГородскойСовет осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, отнесенных к егокомпетенции, и не вправе принимать решения по вопросам, отнесеннымзаконодательством и настоящим Уставом к ведению мэрии.
ГородскойСовет, осуществляя контрольные функции, не вмешивается вфинансово-хозяйственную и исполнительно-распорядительную деятельность мэрии.
Мэриягорода подконтрольна в своей деятельности городскому Совету. Мэр и должностныелица мэрии представляют необходимую информацию и документы для рассмотрениявопроса городским Советом в соответствии с порядком, установленным городскимСоветом.
/>Заключение
Органы местногосамоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтомупредставляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.Несмотря на это органы местного самоуправления тесно взаимосвязаны сгосударственными органами, так в соответствии со ст.132 Конституции РФ органыместного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственнымиполномочиями, а контроль за реализацией данных полномочий осуществляется органамигосударственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет один изважнейших элементов основ конституционного строя — местное самоуправление,которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащейему власти.
/>/>Списокиспользованной литературы
1. Конституция РоссийскойФедерации. М. 1993.
2. Европейская Хартия оместном самоуправлении. Май. 1990.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации»
4. Федеральный закон «Ореферендуме в Российской Федерации» / Собрание законодательства РоссийскойФедерации .- 1995.-№42.
5. Федеральный закон «Офинансовых основах местного самоуправления в РФ» / Российскаягазета.-1997.- 30 сентября .
6. Федеральный закон«Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными ворганы местного самоуправления» / Российская газета. — 1996.- 4 декабря.
7. Федеральный закон«Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» / Российская газета 1995.- 1 сентября.
8. Федеральный Закон«Об основах муниципальной службы в Российской Федерации » /Российская газета .-1997.-8 января.
9. Федеральный Закон «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации» / Российская газета. — 1997.- 25 сентября.
10. Абрамов В.А. Местноесамоуправление: идея и опыт //Социс. 1997.№1.С.123.
11. Авакъян С.А. Местноесамоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона //Весник МГУ. Серия 11. Право. 1996.-№2.-С. 33.
12. Ашлей П.О. Местное ицентральное управление. Сравнительный анализ учереждений Англии, Франции,Пруссии и США.-Спб., 1910.
13. Аяцков Д.Ф. Становлениеместного самоуправления в Российской Федерации в 90-х годах XX века / Под ред.В.А.Динеса. Саратов.- 1997.-С. 140.
14. Аяцков Д.Ф., Володин В.В.и др. Местное самоуправление в России".- Саратов.- 1994.
15. Аяцков Д.Ф., ВолодинВ.В., Джашитов А.Э. Местное самоуправление в Российской Федерации. Саратов.-1994
16. Барабашев Г.В. Идеалысамоуправления и Россиийская действительность / Государство и право.-1996.-№11.-С. 12
17. Бородкин Ф.М. Ценностинаселения и возможности местного самоуправления//Социс.- 1997.-№ 1 .-С 111
18. Бялкина Т.М.Законодательство области о местного самоуправления. Саратов.- 1996.- С 84
19. Васильев В.И. Местногосамоуправления и государственная власть // Вестиник государственнойслужбы.-1993.- №11.-С.23
20. Гарантии прав местного самоуправленияв Российской Федерации.- М. — 1994.-С.52
21. Местного самоуправления вРоссии: состояние, проблемы, перспективы. М.-1994.- С. 166
22. Местное самоуправление:проблемы, противоречия, перспективы. Серия «Библиотека муниципальногослужащего» Вып. 3.-М.-1993. С. 204
23. Постовой Н.В. Местное самоуправление:история, теория, практика. – М., 1995
24. Становление местногосамоуправления в Российской Федерации. Серия «Библиотека муниципальногослужащего» Вып. 12 М.-1999.-С. 377
25. Черников В. Станет лисамоуправление в России реальным фактором? / Российская Федерация 1994.- № 22.-С.20
26. Ясюнас В.И. Местногосамоуправления: комментарии, разъяснения. М.-1997.-С.54
27. Ясюнас В.И. Основыместного самоуправления. М. -1998.-С.244.