Реферат по предмету "Государство и право"


Организация и порядок финансирования выборов в России

Содержание
Введение
1 Понятие, принципы, основные моделирегулирования финансирования выборов
2Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений (блоков)
3Особенности финансирования избирательных комиссий и политических партий
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Введение
Актуальность темы«Организация и порядок финансирования выборов в России» обусловленапотребностью упорядочения финансового обеспечения выборных процессов в условияхразвития демократии в России. Это касается всех форм формирования экономическойбазы избирательных кампаний, в том числе за счет бюджетных ресурсов, за счетдобровольных пожертвований, а также за счет самофинансирования.
В настоящее времябольшинство избирательных кампаний финансируется группами давления с цельюпродвижения встроенных лоббистов в представительных органах власти; если речьидет о выборах главы исполнительной власти, – с целью создания устойчивыхсвязей с руководителями исполнительной власти на федеральном и региональномуровнях. История предыдущих избирательных кампаний в России показывает особуюзначимость финансового обеспечения выборов. В большинстве своем наличие большихфинансовых ресурсов помогает партиям и кандидатам получить соответствующееколичество мест во властных структурах. По вопросам финансированияизбирательных кампаний, существует несколько причин того, что финансированиеизбирательных кампаний остается сложным вопросом во всех странах.
Зарубежный опытпоказывает исключительно большую роль групп давления в финансировании выборов иих преимущество перед политическими партиями в этом процессе. Во всем мирепризнано, что финансирование выборов играет важную роль в обеспечении равныхполитических возможностей. Стоимость избирательной кампании является важнымфактором при определении степени демократичности выборов. Финансоваяобеспеченность кандидата, наличие у него достаточного количества средствфактически является мерилом того, насколько реализуется принцип равенстваполитических возможностей. Финансовые возможности дают возможность политическимконкурентам в избирательных кампаниях влиять на объем информации, на степеньсвоего рекламирования, на основе чего избирателями принимаются решения. Сучетом имеющейся тенденции необходимость привлечения больших сумм на проведениеизбирательной кампании ситуация может привести к тому, что кандидаты и лица,занимающие выборные должности, будут тратить слишком много времени на сборденег в ущерб исполнению своих служебных обязанностей или общению сизбирателями, не говоря уже о том, что такая ситуация способствует усилениюскептического отношения общественности к политическому процессу как таковому.
Вопрос о финансированиивыборов – особый предмет правового регулирования, который предполагаетустановление относительно точных параметров расходования средств, их источники,процедуры, решение вопросов формирования фондов. Нормы права, регулирующиеотношения по поводу финансирования избирательных процессов в России не являютсяедиными по своему методу и представляют собой комплексный правовой институт.
Основой развитияизбирательной системы Российской Федерации стало совершенствованиезаконодательства о выборах. Этапами в российском избирательном процессе сталифедеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РоссийскойФедерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации». Следует отметить, что какие бы изменения ни вносились в эти законы,неизменным всегда оставались части, в которых речь шла о финансированиивыборов. Однако законодательство в части регулирования механизма финансированияизбирательных процессов до сих пор не совершено. В частности, оно пока неопределяет содержание базового понятия «финансирования выборов», хотя широкоего использует в конкретных законах о выборах. В научной и правовой литературетакже широко употребляют такие понятия как «финансирование избирательныхкампаний», «финансирование предвыборной агитации», «политическое финансирование».

1 Понятие, принципы,основные модели регулирования финансирования выборов
Анализируя практику проведения избирательных кампаний в нашейстране в последнее время, можно отметить, что, несмотря на перманентноереформирование законодательства, по-прежнему остаются неурегулированными многиевопросы, возникающие на разных стадиях избирательного процесса. Не являетсяисключением финансирование выборов. Правовая регламентация и литературныйподход разнятся в употреблении терминов, связанных с финансированием выборов.Например, глава VIII Федерального закона РФ «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации» называется «Финансирование выборов и референдума». В теорииизбирательного процесса очень часто используются и такие термины, как«финансирование избирательных кампаний», «финансирование предвыборнойагитации», «политическое финансирование».
В период финансирования выборов органы внутренних дел должныоказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении их полномочий поконтролю за соблюдением порядка финансирования избирательных кампанийкандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных блоков и избирательныхобъединений. Специалисты Министерства внутренних дел России принимают участие вработе контрольно-ревизионных служб при Центральной избирательной комиссии,избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и окружных избиркомах. Подфинансированием выборов следует понимать действия, направленные на прямое икосвенное финансирование и поддающееся финансовой оценке материальноеобеспечение подготовки и проведения выборов.[1]
К основным принципамфинансирования можно отнести: гласность, отчетность, ответственность прифинансировании и гарантированность финансового обеспечения подготовки ипроведения выборов.[2]
Принцип гласности иоткрытости в соответствии с ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и правана участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст. 59 п. 8 проявляетсяв том, что комиссия, соответствующая уровню выборов до дня голосования навыборах, периодически направляет в средства массовой информации дляопубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательныхфондов. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданийсоответственно уровню выборов, референдума обязаны публиковать указанныесведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней содня получения.
К тому же, кредитнаяорганизация или держатель специального избирательного счета по требованиюсоответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, избирательногоблока, обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении ирасходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата,избирательного объединения, избирательного блока. Кредитная организация –держатель специального избирательного счета, по представлению соответствующей избирательнойкомиссии, а по соответствующему избирательному фонду, требованию кандидата,избирательного объединения, избирательного блока обязана в трехдневный срок, аза три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичныхфинансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средствизбирательных фондов.[3]
Избирательнымзаконодательством предусматривается обязанность банков предоставлятьизбирательным комиссиям сведения о поступлении и расходовании средствизбирательных фондов. При этом установлен разный порядок предоставлениясведений о поступлении и о расходовании средств. Первые предоставляютсяавтоматически в трехдневный срок со дня их поступления, вторые – по письменномузапросу избирательной комиссии без установления специальных сроков ответа назапрос. Объем поступающей информации в избирательные комиссии определяется поформам, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерациии избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. В них обычноуказываются сумма и источник поступления, дата зачисления на счет, документ,подтверждающий направление средств (платежное поручение, почтовый перевод,сберегательная книжка), а также возможная доля иностранного капитала, есливзнос делает юридическое лицо. Информация о расходовании денежных средств включаетв себя сумму расхода, дату снятия средств со счета, адресат получения средств инаправления расходования. При этом на обналиченные средства направления расходаобычно не указываются, что дает потенциальную возможность расходовать их безреального контроля. Для обеспечения гласности поступления и расходованиясредств избирательных фондов важно решение вопроса об объеме публикуемыхсведений. Сами по себе публикации отдельных, часто не сопоставимых друг сдругом цифр о суммах общих поступлений и общих расходов кандидата,избирательного объединения, как правило, не дают возможности сопоставления среальными предвыборными мероприятиями. Основной смысл публикаций сведений одвижении средств избирательных фондов состоит в том, чтобы избиратели,соперничающие кандидаты, избирательные объединения (блоки) могли убедиться втом, что избирательное законодательство неукоснительно соблюдается. Так,согласно Федеральному закону РФ «О выборах Президента Российской Федерации»редакции государственных периодических печатных изданий обязаны публиковатьпереданные им Центральной избирательной комиссией Российской Федерации сведенияо поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств.Обязательному опубликованию подлежат сведения:
1)о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда в случае,если ее размер превышает 200 тысяч рублей;
2)о юридических лицах, внесших в избирательный фонд добровольные пожертвования насумму, превышающую 400 тысяч рублей;
3)о количестве граждан, внесших в избирательный фонд добровольные пожертвованияна сумму, превышающую 40 тысяч рублей;
4)о средствах, возвращенных жертвователям, в том числе об основаниях возврата;
5)об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей суммесредств, израсходованных из него.
Отчётность– один из основополагающих принципов финансирования выборов. Порядок учета иотчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральнойизбирательной комиссией Российской Федерацией по согласованию с Центральнымбанком Российской Федерации или избирательной комиссией субъекта РоссийскойФедерации по согласованию с национальными банками, главными управлениямиЦентрального банка Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
Выделяютотчетность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков иизбирательных комиссий. Финансовые отчеты кандидатов, избирательных объединенийи блоков, в свою очередь, составляют базу для финансового отчета самихизбирательных комиссий, которые подотчетны соответствующему представительномуоргану государственной власти, а на местных выборах – представительному органуместного самоуправления. Поэтому, думается, кандидаты, избирательныеобъединения и блоки юридически подотчетны не перед избирательными комиссиями, аперед представительными органами.
Законодательствоне определяет форму отчета. По сложившейся практике это делают те избирательныекомиссии, которые вправе устанавливать порядок отчета и отчетности по средствамизбирательных фондов, то есть Центральная избирательная комиссия РоссийскойФедерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
СогласноФедеральному закону РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат, избирательное объединение,избирательный блок обязаны предоставить в соответствующую комиссию не менеедвух финансовых отчетов (в том числе один из них – не позднее, чем за 10 днейдо дня голосования на выборах, а итоговый – не позднее чем через 30 дней послеопубликования результатов выборов) о размерах своего избирательного фонда, обовсех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных засчет средств соответствующего фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаютсяпервичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходованиесредств избирательного фонда. Копии указанных отчетов передаются комиссиямисредствам массовой информации на позднее чем через пять дней со дня их поступления.
Отношениямежду сторонами, возникающие в связи с финансовым отчетом, носят характерпублично-правовых отношений, в которых у одной стороны – обязанность попредставлению отчета, у другой – право получения отчета, те есть речь идет онеравноправных отношениях субъектов. Вместе с тем представляется, что обязанностьпредставления финансового отчета в избирательную комиссию юридически неозначает подотчетность кандидата, избирательного объединения (блока)избирательной комиссии. Последняя уполномочена только принять отчет, выступаетсвоеобразным депозитарием отчета. В законодательстве не указано, что избирательныекомиссии имеют право отказать в принятии отчета. Право принять отчет означаетодновременно и обязанность комиссии сделать это. Законодательство не дает комиссииправа давать юридически значимые оценки финансового отчета, но комиссия вправеи обязана высказывать свои суждения относительно соблюдения законодательства ипорядка представления отчета.
Разоваяфинансовая отчетность, которая установлена действующим законодательством, имеетсущественные недостатки. Главные из них: во-первых, конкурирующие кандидаты,партии в период избирательной кампании не подотчетны ни перед кем в своейфинансовой деятельности. Избирательная кампания заканчивается в деньофициального опубликования результатов выборов, а финансовый отчет кандидат,зарегистрированный кандидат, избирательное объединение (блок) обязаныпредставить не позднее чем через 30 дней от указанной даты. Такая свободатеоретически представляется необоснованной, а практически влечет за собойшироко распространенное нецелевое использование средств избирательных фондов, втом числе и бюджетных средств. Во-вторых, одни финансовый отчет лишаетобщество, других кандидатов, организаторов выборов официальной, юридическизначимой финансовой информации от основного носителя этой информации – кандидата,избирательного объединения (блока) на весь период выборов. Финансовый отчет кандидатакак источник информации не может быть поставлен в один ряд с информациейбанков, избирательных комиссий, не может быть заменен последней в силу разныхюридических последствий. Поэтому ведение финансовых отчетов в ходе избирательнойкампании – это новый канал гласности, открытости выборов, который не может бытьзаменен другими источниками информации.
Согласнозакону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»существуют следующие виды отчётов (см. прил. А табл. А.1).
Избирательноезаконодательство устанавливает финансовую отчетность избирательных комиссий орасходовании бюджетных средств на выборы и референдумы. Избирательным комиссиямв бюджетах все средства выделяются по строке «на проведение выборов иреферендумов». Поэтому логичен вывод о том, что комиссии должны отчитываться орасходовании всех бюджетных средств. Однако практика идет по пути ограничениясодержания финансовой отчетности расходами избирательных комиссий только запериод со дня назначения выборов и до дня составления финансового отчета. Донастоящего времени не решены проблемы, связанные с рассмотрением финансовыхотчетов. Финансовые отчеты Центральной избирательной комиссии РоссийскойФедерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации,территориальных избирательных комиссий представляются соответственно в палатыФедерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные)органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительныеорганы местного самоуправления. Финансовые отчеты участковых и окружныхизбирательных комиссий не называются. На практике эти отчеты представляются ввышестоящую избирательную комиссию. Органы местного самоуправления, какправило, не получают финансовых отчетов избирательных комиссий. Участковаяизбирательная комиссия представляет в вышестоящую территориальную избирательнуюкомиссию отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета,выделенных данной участковой избирательной комиссии на подготовку и проведениевыборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 10 дней со дняголосования (повторного голосования в случае его проведения). Территориальная избирательнаякомиссия представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерацииотчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенныхданной территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведениевыборов, не позднее чем через 20 дней со дня голосования (повторного голосованияв случае его проведения). Избирательная комиссия субъекта Российской Федерациипредставляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации отчет опоступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных даннойизбирательной комиссии субъекта Российской Федерации на подготовку и проведениевыборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 50 дней со дняофициального опубликования общих результатов выборов Президента РоссийскойФедерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представляетв палаты Федерального Собрания Российской Федерации и передает в средствамассовой информации отчет о расходовании средств федерального бюджета, а такжесведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходованииэтих средств не позднее чем через три месяца со дня официального опубликованияобщих результатов выборов Президента Российской Федерации. Указанные отчет исведения не позднее чем через один месяц со дня их представления в палатыФедерального Собрания Российской Федерации должны быть опубликованы Центральнойизбирательной комиссией Российской Федерации в ее официальном печатном органе,а также размещены в сети «Интернет».
Ответственность.Законодательством предусмотрена юридическая ответственность за правонарушения,связанные с финансирование выборов. В Федеральном законе РФ «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации» речь идет об уголовной, административной либо инойответственности в соответствии с федеральными законами. Иначе говоря, этотФедеральный закон содержит бланкетную норму, которая отсылает к другим законам,то есть с точки зрения правоприменения эта норма не может работать.
Мерамигосударственно-правовой ответственности за правонарушения при финансированиивыборов могут быть:
— отказ в заверении списков кандидатов, принятии уведомления о выдвижениикандидата в одномандатном избирательном округе;
— отказ в приеме подписных листов и других документов на регистрацию кандидата,списка кандидатов;
— вынесение предупреждения кандидату, зарегистрированному кандидату,избирательному объединению (блоку), инициативной группе избирателей;
— отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);
— приостановление регистрации кандидата (списка кандидатов);
— отмена регистрации кандидата (списка кандидатов);
— признание выборов недействительными.
Ассигнованияна подготовку и проведение выборов и референдумов предусматриваются отдельнойстрокой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главнымираспорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах напроведение выборов и референдумов, являются комиссии, организующие выборы иреферендумы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дняофициального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении)выборов, официального опубликования решения о назначении референдума. Еслифинансирование выборов, референдума не осуществляется за счет средствсоответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечислениясредств комиссии, организующей выборы, референдум, подготовка и проведениевыборов, референдума осуществляются за счет кредитов банков, которые предоставляютсяна конкурсной основе этой комиссии или избирательной комиссии субъектаРоссийской Федерации, если избирательная комиссия, организующая выборы в органыместного самоуправления, местный референдум, не является юридическим лицом. Приэтом допустимый объем расходования средств не может превышать сумму,содержащуюся в отчете избирательной комиссии, комиссии референдумасоответствующего уровня о расходовании средств при подготовке и проведениианалогичных предыдущих выборов, референдума, с учетом изменения установленногофедеральным законом минимального размера оплаты труда. Правительство РоссийскойФедерации, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации, уполномоченный орган местного самоуправления обязаны в десятидневныйсрок со дня обращения соответствующей комиссии дать ей государственную илимуниципальную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств,включая начисляемые на них проценты. Финансирование выборов включает в себяпрямое и косвенное финансирование избирательной кампании, а также иноеподдающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведениявыборов, не ограниченное рамками избирательной кампании.[4]Прямое финансирование выборов – обеспечивающие выборы финансовые действия:перечисление, поступление, расходование, учет денежных средств, отчетность идругие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовыхресурсов государства, организаций, граждан.[5]
Косвенноефинансирование выборов связано с оказанием материальной поддержки кандидатам,политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целейвыборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, предоставлениемналоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем,направленных на обеспечение выборов.[6]
Косвенноефинансирование выборов должно регулироваться с помощью законодательства офинансировании партий, политических фондов и движений, а такжезаконодательства, регулирующего финансирование избирательных комиссий,специальных программ и организаций, связанных напрямую с решением проблем выборови избирательного права.
Прямоефинансирование подлежит регламентации через специальные законы о финансированиивыборов.
Проблемымодели финансирования выборов связаны с отношением к государственному инегосударственному финансированию. Теоретически существуют два разных путирешения проблемы:
Первый– запрещение негосударственного финансирования в любой форме.
Второй– сочетание государственного и негосударственного финансирования выборов. Являетсянаиболее приемлемым для избирательного права России. Опыт зарубежных странпоказывает, что государство так или иначе участвует в финансировании выборов,прямо или косвенно субсидирует партии, средства массовой информации,политические фонды в связи с их участием в выборах. К тому же этот путьпозволяет использовать негосударственные средства, уменьшая тем самым нагрузкуна бюджеты.
2Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений (блоков)
Для кандидата или избирательного объединения (блока) процессфинансирования начинается с создания избирательного фонда. Кандидаты обязанысоздавать избирательные фонды в течение четко установленного законом времени, аименно: в период после письменного уведомления соответствующей избирательнойкомиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательнойкомиссией. Избирательные объединения (блоки), выдвинувшие списки кандидатов,должны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей,в том числе по финансовым вопросам, соответствующими избирательными комиссиями.
Избирательный фонд – этоденежные средства на специальном избирательном счете кандидата, зарегистрированногокандидата, избирательного объединения (блока), которые аккумулируются ирасходуются в установленном законодательством порядке.[7]
Избирательный фонд –публично-правовое образование, имеющее строго целевое назначение и временныйхарактер.[8] Поэтому вопросы владения,пользования и распоряжения избирательным фондом не могут регулироватьсягражданским правом, а составляют предмет специального правового регулированиясредствами избирательного и финансового права. Кандидат не являетсясобственником избирательного фонда, но управляет им сам либо поручаетуправление своему представителю.
Предусмотрено четыре видаизбирательных фондов: избирательный фонд кандидата в депутаты ГосударственнойДумы; избирательный фонд избирательного объединения; избирательный фондизбирательного блока; избирательный фонд кандидата в Президенты РоссийскойФедерации. Первые три создаются на парламентских выборах, последний – напрезидентских. Избирательные фонды имеют временный характер и строго целевоеназначение. В них должны аккумулироваться все средства, затрачиваемые наизбирательные кампании всеми участниками выборов, кроме избирательных комиссий.Избирательный фонд создается, функционирует и ликвидируется в установленномпорядке. Ответственность за поступление и расходование средств фонда несет кандидат,его полномочный представитель, а на выборах в Государственную Думу пообщефедеральному округу – избирательное объединение (блок). При этомюридическая ответственность до настоящего времени не определена.
Следует сказать, чтокандидаты вправе, а избирательные объединения и избирательные блоки обязаныназначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам, которые затемрегистрируются соответствующей избирательной комиссией. Для этого кандидат,представитель избирательного объединения, избирательного блока представляет визбирательную комиссию заявление о назначении уполномоченным представителем пофинансовым вопросам определенного физического лица, а последнее в письменнойформе дает согласие на выполнение своих обязанностей. Возможно назначениенескольких представителей по финансовым вопросам. Для создания избирательногофонда в избирательную комиссию должно быть направлено уведомление от кандидата,представителя избирательного объединения (блока) в котором сообщается онамерении создать избирательный фонд путем открытия специального избирательногосчета. Согласно Постановлению избирательной комиссии Белгородской области «Опорядке открытия и ведения специальных счетов, учета средств избирательных фондов,фондов референдума, фондов отзыва и отчетности по этим средствам» кандидатпосле письменного уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии оего выдвижении до начала сбора подписей избирателей в поддержку его выдвижения,но не позднее, чем за пять дней до дня представления в окружную избирательнуюкомиссию документов для его регистрации, обращается в избирательную комиссию сзаявлением по форме № 1 о выдаче разрешения на открытие специального счета суказанием реквизитов филиала Сберегательного банка. Рассмотрев уведомление,соответствующая избирательная комиссия дает разрешение на открытие специальногоизбирательного счета, куда перечисляются все денежные средства, образующиеизбирательный фонд. Счет может быть открыт самим кандидатом либо егоуполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченнымпредставителем по финансовым вопросам избирательного объединения, блока вфилиалах Сберегательного банка РФ, а при их отсутствии – в других кредитныхорганизациях, расположенных на территории избирательного округа, посогласованию с соответствующей избирательной комиссией.
Основаниями открытиясчета на федеральных выборах являются:
— наличие завереннойЦентральной избирательной комиссией Российской Федерации копии спискакандидатов;
— заявление в банкуполномоченного представителя избирательного объединения (блока) по финансовымвопросам, назначенного избирательным объединением;
— карточки (2 экз.) собразцами подписей и оттиском печати избирательного объединения, которые такжедолжны быть заверены в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
— разрешение Центральнойизбирательной комиссии Российской Федерации на открытие счета, которое напрактике имеет форму обращения Центральной избирательной комиссии РоссийскойФедерации в отделение Сбербанка Российской Федерации, подписываемогоПредседателем или Заместителем председателя Комиссии.
Создание избирательногофонда является обязательным при проведении избирательной кампании. Законустанавливает два исключения, когда он может не формироваться.
Во-первых, при поведениивыборов в органы местного самоуправления законом субъекта федерации может бытьустановлено, что кандидат вправе не создавать избирательный фонд приопределенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысячизбирателей), если он не будет проводить финансирование своей избирательнойкампании. В данном случае кандидат должен в письменной форме уведомить об этомизбирательную комиссию.
Во-вторых, кандидаты,баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательнымобъединением, блоком, не имеют права создавать собственные избирательные фонды.
После открытияспециального избирательного счета начинается непосредственно формированиеизбирательного фонда путем поступления денежных средств от лиц, исчерпывающийперечень которых дан в законе. В соответствии с п. 5 ст. 58 Федеральным закономРФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации» фонды кандидатов, избирательных объединений иблоков могут создаваться за счет:
а)собственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательногоблока;
б)средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением,избирательным блоком;
в)добровольных пожертвований граждан;
г)добровольных пожертвований юридических лиц;
д)средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, избирательному блокусоответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотренозаконом.
Запрещаетсявносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированныхкандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в фондыреферендума:
а)иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
б)иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10статьи 4 настоящего Федерального закона;
в)лицам без гражданства;
г)гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на деньголосования;
д)российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранногоучастия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на деньофициального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении)выборов, официального опубликования решения о назначении референдума (дляоткрытых акционерных обществ – на день составления списка акционеров запредыдущий год);
е)международным организациям и международным общественным движениям;
ж)органам государственной власти и органам местного самоуправления;
з)государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
и)юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю вуставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официальногоопубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов,официального опубликования решения о назначении референдума;
к)организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами, а такжеорганизациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах «д» и«и» настоящего пункта;
л)воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительныморганам;
м)благотворительным организациям, религиозным объединениям и учрежденным имиорганизациям;
н)анонимным жертвователям (гражданин рассматривается как анонимный жертвователь,если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адресместа жительства или если им указаны недостоверные сведения о себе; юридическоелицо рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое изследующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название,банковские реквизиты или если указаны недостоверные сведения);
о)юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосованияна выборах, референдуме.
Иностранные физические и юридические лица, а также лица безгражданства не имеют права участвовать в управлении делами государства, апредоставление им возможности финансировать избирательную кампанию того илииного кандидата путем перечисления пожертвований в дальнейшем может привести коказанию ими неправомерного влияния на избранного представителя государственнойвласти. Что касается государственных органов и органов местного самоуправления,учрежденных ими организаций, государственных и муниципальных учреждений,воинских частей, то они лишены права участвовать в целях недопущения нарушенийпринципа равенства кандидатов. При внесении пожертвования гражданин указывает вплатежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, датурождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего егодокумента, информацию о гражданстве.
Привнесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываютсяследующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика, название, датарегистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии государственной илимуниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли суказанием ее размера, отметка об отсутствии иностранного участия в уставном(складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этогоучастия, сведения об отсутствии в числе учредителей государственных имуниципальных органов, а также юридических лиц, указанных в подпунктах «д» и«и» пункта 6 настоящей статьи. Пожертвования, указанные в пункте 6 настоящейстатьи, пожертвования, внесенные с нарушением требований пунктов 7 и 8настоящей статьи, или часть пожертвования, превышающая установленный закономразмер, подлежат возврату жертвователям, а пожертвования, внесенные анонимнымижертвователями, — перечислению в доход соответствующего бюджета. Закономустанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фондысобственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательногоблока, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательнымобъединением, избирательным блоком, добровольных пожертвований граждан июридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательныхфондов. Допускается увеличение до 20 процентов предельных размеров расходованиясредств избирательного фонда зарегистрированных кандидатов, включенных визбирательный бюллетень при повторном голосовании. Кандидат, выдвинутыйодновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, если этивыборы проводятся на одной и той же территории либо на территориях, одна изкоторых включена в другую, создает избирательные фонды в соответствии с пунктом1 настоящей статьи, однако предельные размеры расходования средств этих избирательныхфондов исчисляются, в совокупности, по наибольшему из указанных предельных размеров.
Говоряо порядке наполнения избирательного фонда следует отметить, что соответствующимзаконом (в зависимости от вида проводимых выборов это может быть федеральныйзакон либо закон субъекта федерации) устанавливаются предельные размеры следующихсредств:
— перечисляемых в избирательные фонды непосредственно кандидатом, избирательнымобъединением, избирательным блоком;
— выделяемых кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательнымблоком;
— добровольных пожертвований граждан и юридических лиц;
— предельные размеры расходования средств избирательных фондов.
СогласноФедеральному закону РФ «О выборах депутатов Государственной Думы ФедеральногоСобрания РФ» избирательные фонды кандидатов, выдвинутых по одномандатнымизбирательным округам, могут формироваться только за счет следующих денежныхсредств:
1)собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 50процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фондакандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2)средств, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией (не изсредств избирательного фонда политической партии), политическими партиями,иными общероссийскими общественными объединениями, входящими в выдвинувший егоизбирательный блок (не из средств избирательного фонда избирательного блока), икоторые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всехрасходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной всоответствии с настоящим Федеральным законом;
3)добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающемсоответственно 5 процентов и 50 процентов от предельной суммы всех расходов изсредств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии снастоящим Федеральным законом, для каждого гражданина, юридического лица.
Предельнаясумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не можетпревышать 6 миллионов рублей.
Избирательныефонды политических партий, избирательных блоков могут формироваться только засчет следующих денежных средств:
1)собственных средств политической партии, избирательного блока, которые не могутпревышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средствизбирательного фонда политической партии, избирательного блока, установленной всоответствии с настоящим Федеральным законом. Собственные средстваизбирательного блока образуются из совокупной суммы средств, передаваемыхданному избирательному блоку создавшими его политическими партиями, инымиобщероссийскими общественными объединениями;
2)добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размер добровольногопожертвования не может превышать соответственно 0,07% и 3,5% от предельнойсуммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии,избирательного блока, установленной в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом, для каждого гражданина, юридического лица.
Предельнаясумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии,избирательного блока не может превышать 250 миллионов рублей.
Правораспоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежитсоздавшим их кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам,инициативной группе по проведению референдума, иным группам участниковреферендума.
Средстваизбирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение. Средстваизбирательных фондов могут использоваться кандидатами, избирательнымиобъединениями, избирательными блоками только на покрытие расходов, связанных спроведением своей избирательной кампании. Средства фондов референдума могутиспользоваться инициативной группой по проведению референдума только длядеятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума,сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результатана референдуме, а иными группами участников референдума – только длядеятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.
Средстваизбирательных фондов, фондов референдума могут использоваться на следующие цели:[9]
а)финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сборподписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата,списка кандидатов, инициативы проведения референдума, в том числе на оплатутруда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;
б)предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, а также на оплатуработ (услуг) информационного и консультационного характера;
в)оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами илиюридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственносвязанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями,избирательными блоками своей избирательной кампании, инициативной группой попроведению референдума своей деятельности, направленной на выдвижениеинициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы иполучение определенного результата на референдуме, иными группами участниковреферендума своей деятельности, направленной на получение определенногорезультата на референдуме;
г)внесение избирательного залога.
Договоры(соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ(об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата,избирательного объединения, избирательного блока, с кампанией референдума,заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем пофинансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросамизбирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы попроведению референдума, иной группы участников референдума. Расчеты междукандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативнойгруппой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическимилицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только вбезналичном порядке.
Приэтом граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную)поддержку кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку,инициативной группе по проведению референдума только через соответствующиеизбирательные фонды, фонды референдума. Запрещаются без письменного согласиякандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам,уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательногообъединения, избирательного блока, инициативной группы по проведениюреферендума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фондареферендума выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платныхуслуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных надостижение определенных результатов на выборах, на выдвижение инициативы проведенияреферендума, получение определенного результата на референдуме.
Запрещаютсябесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкамюридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениямиработ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных свыборами, референдумом и направленных на достижение определенных результатов навыборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получениеопределенного результата на референдуме. Допускаются добровольное бесплатноеличное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведениювыборов, референдума без привлечения третьих лиц. Кандидатам, избирательнымобъединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведениюреферендума запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ посбору подписей избирателей, участников референдума, проведения предвыборнойагитации, агитации по вопросам референдума, осуществления другой деятельности,направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме,кроме средств, поступивших в их избирательные фонды, фонды референдума.
3.Особенности финансирования избирательных комиссий и политических партий
 
Работакомиссий финансируется за счет бюджетных средств в соответствии со сметами,порядок подготовки и утверждения которых законодательно не установлен, что напрактике вызывает много проблем, таких, как неравномерное финансированиекомиссий разных регионов, трудности при определении долей различных бюджетов.
Финансируютсяследующие расходы:[10]
1.Расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на подготовку ипроведение федеральных выборов, обеспечение иных полномочий. Размер этихрасходов ЦИК РФ определяет самостоятельно в пределах расходов, утвержденных вгосударственном бюджете РФ.
2.Расходы избирательных комиссий субъектов РФ на подготовку и проведениефедеральных выборов, референдумов РФ, а также частично расходы по обеспечениюих полномочий в период между федеральными выборами в пределах смет расходов.
3.Государственное участие в формировании избирательных фондов избирательныхобъединений (блоков).
4.Транспортные расходы кандидатов в размере стоимости проездных билетов, исключаярасходы кандидатов в одномандатных избирательных округах.
5.Денежные компенсационные выплаты освобожденным от основной работы кандидатам,кроме кандидатов, зарегистрированных в одномандатных округах, равныесреднемесячной оплате труда.
6.Компенсационные выплаты среднего заработка по месту основной работы членамкомиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на периодподготовки и проведения выборов, референдума.
7.Дополнительная оплата труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий, комиссийреферендума, с правом решающего голоса за работу в комиссии.
8.Оплата труда работникам аппаратов избирательных комиссий, привлеченнымспециалистам за работу в комиссии
9.Расходы по обеспечению деятельности ЦИК РФ.
10.Расходы на реализацию федеральных целевых программ, заказчиком которых являетсяЦИК РФ.
11.Отчисления во внебюджетные фонды.
12.Изготовление печатной продукции (избирательных бюллетеней, бюллетенейреферендума, плакатов, обращений, приглашений, бланков протоколов комиссий идругих материалов), ее доставка избирательным комиссиям, информированиеизбирателей, обучение участников выборов, референдума, дополнительныехозяйственные действия и иные расходы избирательных комиссий.
13.Оплата затрат избирательной комиссии области, связанных с выполнениеммероприятий по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов.
Средстварасходуются по расчетно-денежным документам, оформленным следующим образом:
— для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации – в установленном дляюридических лиц порядке;
— для окружных и территориальных избирательных комиссий – при наличии трехподписей, в том числе двух первых подписей: одна – председателя избирательнойкомиссии; другая – должностного лица соответствующего органа местного самоуправления,вторая подпись – главного бухгалтера соответствующего органа местногосамоуправления.
СогласноФедеральному закону РФ «О политических партиях» политическая партия – этообщественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерациив политической жизни общества посредством формирования и выражения ихполитической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах иреферендумах, а также в целях представления интересов граждан в органахгосударственной власти и органах местного самоуправления. Государственнаяподдержка политических партий путем их государственного финансированияосуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целяхкомпенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федеральногобюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Средствафедерального бюджета, выделяемые для государственного финансированияполитических партий, предусматриваются в нем отдельной строкой в соответствии сбюджетной классификацией Российской Федерации.
Общийобъем средств федерального бюджета, выделяемых для государственногофинансирования политических партий, не может быть менее 0,005 минимальногоразмера оплаты труда, установленного федеральным законом на 1 марта года,предшествующего году выделения этих средств, и умноженного на числоизбирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборахдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либовыборах Президента Российской Федерации. Средства федерального бюджета,выделяемые для государственного финансирования политических партий,направляются на расчетные счета политических партий ежегодными иединовременными перечислениями. Необходимые расчеты и перечисления этих средствосуществляет федеральное казначейство по результатам выборов, информацию окоторых предоставляет ему Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Политическиепартии имеют право на получение средств федерального бюджета в одном изследующих случаев:[11]
а)если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией либоизбирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участиев выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосовизбирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательномуокругу;
б)если по результатам выборов депутатов Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам былоизбрано не менее 12 кандидатов, выдвинутых политической партией либо указаннымв подпункте «а» настоящего пункта избирательным блоком (при условии, чтовыдвинутый этой политической партией либо указанным избирательным блокомфедеральный список кандидатов получил по результатам выборов менее 3 процентовголосов избирателей, принявших участие в голосовании);
в)если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации,выдвинутый политической партией или избирательным блоком, в составе которогополитическая партия принимала участие в выборах Президента РоссийскойФедерации, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосовизбирателей, принявших участие в голосовании.
Государственноефинансирование политических партий, принимавших участие в выборахсамостоятельно и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи,осуществляется:
а)по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации – ежегодно в размере 0,005 минимального размера оплатытруда (5 копеек), установленного федеральным законом на 1 марта года,предшествующего году выделения этих средств, и умноженного на число голосовизбирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политическойпартией, или кандидатами, выдвинутыми политической партией и избранными вГосударственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поодномандатным избирательным округам в соответствии с подпунктом «б» пункта 5настоящей статьи;
б)по результатам выборов Президента Российской Федерации – единовременно вразмере 0,005 (5 копеек) минимального размера оплаты труда, установленногофедеральным законом на 1 марта года, предшествующего году выделения этихсредств, и умноженного на число голосов избирателей, полученных выдвинутымполитической партией зарегистрированным кандидатом на должность ПрезидентаРоссийской Федерации.
Государственноефинансирование политических партий, входивших в состав избирательного блока иподпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется:
а)по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации – ежегодно в размере 0,005 минимального размера оплатытруда, установленного федеральным законом на 1 марта года, предшествующего годувыделения этих средств, и умноженного на число голосов избирателей, полученныхфедеральным списком кандидатов, выдвинутым избирательным блоком, или кандидатами,выдвинутыми избирательным блоком и избранными в Государственную Думу ФедеральногоСобрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам всоответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящей статьи;
б)по результатам выборов Президента Российской Федерации – единовременно вразмере 0,005 минимального размера оплаты труда, установленного федеральнымзаконом на 1 марта года, предшествующего году выделения этих средств, иумноженного на число голосов избирателей, полученных выдвинутым избирательнымблоком зарегистрированным кандидатом на должность Президента РоссийскойФедерации.
Средствафедерального бюджета, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи,распределяются между политическими партиями, входившими в состав избирательногоблока, в равных долях, если иное не было определено избирательным блоком приего создании. Средства федерального бюджета, предусмотренные пунктами 6 и 7 настоящейстатьи, выделяются:
а)по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации — не позднее чем через три месяца со дня официального опубликованиярезультатов выборов и в последующем ежегодно в течение всего срока полномочийГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерациисоответствующего созыва;
б)по результатам выборов Президента Российской Федерации – единовременно непозднее чем через год со дня официального опубликования результатов выборов.
Политические партиивправе отказаться от государственного финансирования, предусмотренного пунктами3, 6 и 7 настоящей статьи. В случае отказа политической партии отгосударственного финансирования денежные средства, выделяемые политическойпартии из федерального бюджета по результатам выборов, остаются в федеральномбюджете.
Заключение
Итак, расходы избирательныхкомиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровняпроизводятся за счет средств, выделяемых из бюджета (федерального, субъектаФедерации, местного).
Кандидаты создаютсобственные избирательные фонды для финансирования своей избирательнойкампании. При выборах в органы государственной власти и в органы местногосамоуправления избирательные объединения и блоки тоже могут создаватьизбирательные фонды.
Избирательные фонды могутсоздаваться за счет следующих средств:
— собственных средствкандидата, избирательного объединения, избирательного блока;
— средств, выделенныхкандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком;
— добровольныхпожертвований граждан и юридических лиц;
— средств, выделенныхсоответствующей избирательной комиссией кандидату, избирательному объединению,избирательному блоку после регистрации кандидата (списка кандидатов).
Для предвыборной агитациидопускается использование денежных средств, перечисленных в избирательныефонды.
Не допускаютсядобровольные пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранныхгосударств, предприятий, организаций, граждан, лиц без гражданства,международных организаций, российских юридических лиц с иностранным участием,если доля иностранного капитала превышает 30%, граждан Российской Федерации, недостигших возраста 18 лет, органов государственной власти и органов местногосамоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций,юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в их уставномкапитале, превышающую 30%, а также пользующихся льготами по уплате налогов исборов, воинских частей, правоохранительных органов, благотворительныхорганизаций, религиозных объединений, анонимные пожертвования.Законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых визбирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединенияили блока, средств, выделяемых кандидату выдвинувшим его избирательным объединениемили блоком, и добровольных пожертвований физических и юридических лиц, а такжепредельные размеры расходования средств избирательных фондов.
Соответствующаяизбирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведенияо размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений,представляемых кандидатом, избирательным объединением или блоком. Они непозднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить всоответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источникахсоздания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, аизбирательная комиссия обязана передать копию этого отчета средствам массовойинформации для опубликования не позднее трех дней со дня их поступления. Вседенежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальныйсчет в банке, который открывается кандидатом, избирательным объединением илиблоком с разрешения соответствующей избирательной комиссии, после регистрациикандидата (списка кандидатов). При проведении выборов в федеральные органы государственнойвласти порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности посредствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссиейпо согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При проведениивыборов в органы государственной власти субъектов Федерации, а также в органыместного самоуправления порядок открытия и ведения указанных счетов, учета иотчетности по средствам избирательных фондов устанавливается соответствующейизбирательной комиссией субъекта Федерации по согласованию с национальнымибанками, главными управлениями Центрального банка в субъектах Федерации.

Глоссарий№ п/п
Наименование
понятия
Содержание
понятия 1 2 3 1
Второй
финансовый отчёт Не ранее чем за 12 дней и не позднее чем за 10 дней до дня голосования; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета 2
Избирательный
фонд денежные средства на специальном избирательном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока), которые аккумулируются и расходуются в установленном законодательством порядке. 3
Избирательный
фонд Публично-правовое образование, имеющее строго целевое назначение и временный характер. 4 Информация о расходовании денежных средств Включает в себя сумму расхода, дату снятия средств со счета, адресат получения средств и направления расходования. 5
Итоговый
финансовый отчёт Не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. 6 Косвенное финансирование выборов Связано с оказанием материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов. 7 Кредитная Держатель специального избирательного счета, по 1 2 3 организация представлению соответствующей избирательной комиссии, а по соответствующему избирательному фонду, требованию кандидата, избирательного объединения, избирательного блока обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов. 8 Отчётность Один из основополагающих принципов финансирования выборов. 9
Первый
финансовый отчёт Одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в соответствующую избирательную комиссию в установленном настоящим Федеральным законом порядке; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета 10
Политическая
партия Общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. 11 Принципы финансирования выборов Гласность, отчетность, ответственность при финансировании и гарантированность финансового обеспечения подготовки и проведения выборов. 12 Прямое финансирование выборов Обеспечивающие выборы финансовые действия: перечисление, поступление, расходование, учет денеж- 1 2 3 ных средств, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан. 13
Финансирование
выборов Действия, направленные на прямое и косвенное финансирование и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов. 14
Финансирование
выборов Включает в себя прямое и косвенное финансирование избирательной кампании, а также иное поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов, не ограниченное рамками избирательной кампании.
Список использованных источников
1. Федеральный законРоссийской Федерации от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации» (в ред. ФЗ от 27.09.2002 № 119-ФЗ, от 23.06.2003 № 83-ФЗ, от04.07.2003 № 97-ФЗ, от 04.07.2003 № 102-ФЗ, от 07.06.2004 № 46-ФЗ, от12.08.2004 № 99-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 11.12.2004 № 159-ФЗ, от29.06.2005 № 69-ФЗ, от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 12.07.2006 № 106-ФЗ, от12.07.2006 № 107-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 05.12.2006 № 225-ФЗ, от30.12.2006 № 274-ФЗ, от 30.01.2007 № 6-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 20.04.2007№ 62-ФЗ, от 26.04.2007 № 64-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ,с изм., внесенными ФЗ от 24.12.2002 № 176-ФЗ, Постановлением КонституционногоСуда РФ от 30.10.2003 № 15-П, Федеральным законом от 23.12.2003 № 186-ФЗ,Постановлений Конституционного Суда РФ от 25.02.2004 № 4-П, от 14.11.2005 №10-П).
2. Федеральный законРоссийской Федерации от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента РоссийскойФедерации» (в ред. ФЗ от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 12.07.2006 № 106-ФЗ, от12.07.2006 № 107-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 30.12.2006 № 274-ФЗ, от26.04.2007 № 64-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от09.02.2009 № 3-ФЗ).
3. Федеральный законРоссийской Федерации от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. ФЗ от12.07.2006 № 106-ФЗ, от 12.07.2006 № 107-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от30.12.2006 № 274-ФЗ, от 26.04.2007 № 64-ФЗ, от 21.07.2007 № 188-ФЗ, от24.07.2007 № 211-ФЗ).
4. Федеральный законРоссийской Федерации от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. ФЗот 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 23.06.2003 № 85-ФЗ, от08.12.2003 № 169-ФЗ, от 20.12.2004 № 168-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ, от21.07.2005 № 93-ФЗ, от 31.12.2005 № 202-ФЗ, от 12.07.2006 № 106-ФЗ, от30.12.2006 № 274-ФЗ, от 26.04.2007 № 64-ФЗ, от 22.07.2008 № 144-ФЗ, от23.07.2008 № 160-ФЗ, от 08.11.2008 № 200-ФЗ, от 05.04.2009 № 41-ФЗ, от05.04.2009 № 42-ФЗ, от 28.04.2009 № 75-ФЗ, от 12.05.2009 № 94-ФЗ).
5. Абрамова М. Деньги счет любят //Наша власть: дела и лица. – 2007. – № 4. – С. 20. – ISSN 6128-3017.
6. Алёшина О.Г., Вавилов С. В.,Егоров А.П., Ермакова Э.Л., Колюшин Е.И., Райков Г.И., Сенцова Т.А., ТереховаМ.А., Трофимов А.Г., Чуркин А.Н. Финансирование выборов // Выборы ПрезидентаРоссийской Федерации пятого созыва. 2008: Сб. инф.-аналит. матер.
7. Алиев Т.Т., Макаревич Д.И. Рольконтрольно-ревизионных служб избирательных комиссий в проведении контроля надформированием и расходованием фондов кандидатов, избирательных объединений,избирательных блоков // Современное право. – 2008. – № 3. – С. 13-15. – ISSN 9125-3078.
8. Большаков С.В., Ищенко Е.П.Предвыборная агитация: взгляд изнутри. – М.: ООО «Изд-во Астрель», 2005. – 183с. – ISBN 5-69-1205842-6.
9. Вавилов С. В. Выборы и финансы //Журнал о выборах. – 2008. – № 2. – С. 11-16. – ISSN 3701-5683.
10. Веденеев Ю.А., Князев С.Д.Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура.// Журнал российского права. – 2004. – № 10. – С. 32-34; № 11. – С. 27-29. – ISSN 4961-5219.
11. Веденеев Ю.А., Лысенков В.И.Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые итехнологические аспекты // Государство и право. – 2006. – № 8. – С. 16-19. – ISSN 8129-4037.
12. Вельяшев О.Ю. О контроле зафинансовой деятельностью политических партий // Федеральный справочник: Политика,экономика, управление (июль-декабрь 2005 г.). – М., 2006. – С. 57-60.
13. Вешняков А.А. Избирательныестандарты в международном праве и их реализация в законодательстве РоссийскойФедерации. – М.: Статут, 2007. – 285 с. – ISBN 5-96-42581307-8.
14. Вискулова В.В. Осовершенствовании российского законодательства в сфере финансированияфедеральных выборов // Политика и право. – Вып. 3. – Благовещенск, 2002. – С.97-108. – ISSN 1957-2307.
15. Дзюба О. Н. Административныенарушения при финансировании выборов // Чиновник. – 2004. – № 1 (29). – С.25-28. – ISSN 6720-8421.
16. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В.Референдум в системе народовластия. – М.: Ника, 2005. – ISBN 5-82-4130284-2.
17. Заботин В.П. Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук:Избирательные права граждан Российской Федерации и роль органов внутренних делв их реализации. – М., 2001.
18. Ермакова Э.Л., Карманов А.Б.Альтернативное финансирование участников избирательной кампании:законодательство и практика // Журнал о выборах. – 2005. – № 5. – С. 16-20. – ISSN 3701-5683.
19. Карманов А. Б. Организационно-правовоеобеспечение финансирования выборов в Российской Федерации. – М.: ТЦ «Сфера»,2005. – 21 с. – ISBN5-95-3028456-9.
20. Карманов А.Б., Махорина Е.С.Банки и политические партии: актуальные вопросы организации взаимодействия //Журнал о выборах. – 2004. – № 3. – С. 28-29. – ISSN 3701-5683.
21. Николаев А.С. Законодательноерегулирование финансовой деятельности политических партий в РоссийскойФедерации // Конституционное и муниципальное право. – 2004. – № 5. – С. 23-26.– ISSN 8315-5049.
22. Пшизова С.Н. Финансированиеполитического рынка: теоретические аспекты практических проблем // ПОЛИС(Политические исследования). – 2002. – № 1. – С. 18-29; № 2. – С. 31-43. – ISSN 4531-8421.
23. Чуркин А.Н., Тучина Ж.А.Некоторые аспекты международной практики финансирования политических партий //Журнал о выборах. – 2006. – № 5. – С. 53-55. – ISSN 3701-5683.
24. Чучелина Н.Н. Основыфинансирования избирательных кампаний в Российской Федерации // Право и власть.– 2002. – № 3. – С. 50-59. – ISSN6307-1854.

Приложение А
Таблица А.1. Виды отчётов депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания РФ№ п/п Отчёт Сущность отчёта 1 Первый финансовый отчёт Одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в соответствующую избирательную комиссию в установленном настоящим Федеральным законом порядке; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета. 2 Второй финансовый отчёт Не ранее чем за 12 дней и не позднее чем за 10 дней до дня голосования; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета. 3 Итоговый финансовый отчёт Не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда, а также материалы, указанные в пункте 5 статьи 63 настоящего Федерального закона.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста
Реферат Забытый классик XVIII века
Реферат Особенности возникновения и развития Всероссийской чрезвычайной ко
Реферат Робота з підручником на уроках читання
Реферат «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина»
Реферат Динамика уровня развития специальной физической подготовленности дзюдоистов 15-18 лет
Реферат Криминогенное влияние факторов организационно-управленческого порядка на состояние законности в органах внутренних дел Украины
Реферат Loch Ness Monster Essay Research Paper Chris
Реферат Наша квартира сочинение-описание
Реферат Television 2 Essay Research Paper Did you
Реферат Банки работают на имидж. Оценка имиджевых искажений при анализе кредитоспособности банка
Реферат Gandhi Essay Research Paper Mary ReynoldsNovember 17
Реферат Цитата цикаде рознь
Реферат Концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике
Реферат Развитие познавательной активности учащихся при изучении темы "Базы данных" в профильном курсе информатики