Реферат по предмету "Государство и право"


Общие признаки почерка

Общие признаки почерка
При рассмотрении рукописи как системыитоговых фиксируемых движений пишущего все особенности письменно-двигательногонавыка, отображающиеся в рукописи, становятся признаками почерка. Признакимогут иметь групповой характер и индивидуальное значение.
Индивидуализирующее идентификационноезначение конкретных проявлений признаков определяется частотой встречаемостиэтого проявления в почерках вообще или в группах почерков.
Идентификационным признаком следуетсчитать особенность письменно-двигательного навыка, отображающуюся в рукописи ииндивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретноголица.
Систематизация идентификационныхпризнаков почерка делится на две большие группы – общие и частные. В основуэтого деления положен объем проявления признака в рукописи.
Исследование почерка начинается сизучения общих признаков почерка, позволяющих классифицировать почерки погруппам.
Общие признаки почерка– это особенности, характеризующие почерк в целом,дающие общее представление о почерке как системе движений при выполнениирукописи.
В основу последующего деления общихпризнаков почерка на подгруппы положено разграничение свойствписьменно-двигательного навыка и выделены три категории его свойств: степень ихарактер сформированности, зрительно-двигательная структура и построение впространстве в пределах листа бумаги.
Характеристики степенисформированности письменно-двигательных навыков нашли свое отражение в такихобщих признаках почерка, как степень выработанности, координация движений,строение почерка по степени сложности и темп письма.
Структурные характеристики траекторииитоговых движений при письме отображены в преобладающей форме движений,направлении движений, протяженности движений по вертикали, протяженности движенийпо горизонтали, наклоне и степени связности письменных знаков.
Характеристики пространственнойориентации итоговых движений, которые зависят от зрительного анализатораисполнителя, нашли отображение в особенностях размещения фрагментов рукописи, атакже всего текста относительно листа. Данные признаки называютсятопографическими.
Изучение признаков почерка следуетначинать с общих признаков почерка, поскольку они имеют большое значение припроведении идентификационного исследования, так как являются наиболееустойчивыми и надежными. Устойчивость топографических признаков сохраняется ипри умышленном изменении почерка, когда внимание пишущего сконцентрировано наизменении внешней стороны привычных движений в целом или на измененииконкретных признаков в отдельных буквах или элементах, передающихиндивидуальные особенности почерка исполнителя. При этом данная группапризнаков, как правило, выходит из-под контроля исполнителя. Следует учитывать,что анализ топографических признаков рукописного текста возможен лишь порукописям в объеме не менее 0,5–1 страницы, выполненным не на бланкахдокументов.
Общие признаки, характеризующиепространственную ориентацию движений и фрагментов рукописи
 
Размещение самостоятельных фрагментовотносительносреза листа, относительно основного текста или относительно друг друга
При оформлении официальных документовсуществует определенный порядок размещения их реквизитов. Так, обозначениеадресата размещается в правом верхнем углу листа, обращение – ниже, в центре;подписи – справа под текстом; резолюции – в левом верхнем углу и т. д.
Наиболее выраженные отклонения отобщепринятых правил размещения текста документа, отражающиеся в топографическихпризнаках почерка конкретного лица, обладают повышенной идентификационнойзначимостью.
Наличие или отсутствие абзацногоотступа,егоразмеры
Размещение начального движения впервой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерахотступления от левого вертикального среза листа, т. е. в размерах красныхстрок.
При обучении письму в школе размеркрасных строк определен приблизительно в 3 см, но в процессе формирования индивидуального навыка письма эти размеры могут увеличиваться или уменьшаться, либосойти к нулю.
Размеры отступлений в красной строкемогут быть малыми, средними и большими.
Надо помнить о том, что абзацы врукописном тексте могут быть выделены за счет увеличенного интервала междустроками. Подобное выражение признака встречается редко, но в случае проявленияон должен быть отражен в характеристике топографических признаков почерка.
Наличие или отсутствие полей, ихразмеры, форма и направление
Поля представляют собой отступыпишущего:
– от вертикальных левых срезов листабумаги до начала строк;
– от окончания строк до правыхвертикальных срезов листа бумаги.
Наличие полей ограничиваетпространство, в котором пишущий осуществляет движения в пределах листа бумаги.
Результаты статистического анализатопографических признаков почерка показывают, что наиболее устойчиво даннаягруппа признаков проявляется относительно начальных движений, т. е.относительно левого поля. Поэтому последующие характеристики определяютсяпрежде всего в отношении левого поля.
В данном пособии предложены дваварианта размерных характеристик: в абсолютных числах и в относительных. Данноеположение обусловлено тем, что на исследование часто поступают рукописныематериалы в виде копий, по которым эксперт не всегда может определить,выполнены ли они в масштабе 1:1 или в других масштабных характеристиках. В этомслучае наиболее надежно и целесообразно использовать относительные размерныехарактеристики признаков.
Размерылевого поля
Поле определяется расстоянием отлевого вертикального среза бумаги до начала строк:
– малое меньше двух двухэлементныхзнаков;
– среднее равно трем-четырем знакам;
– большое равняется пяти и болеезнакам.
/>
Размер поля – малый

/>
Размер поля – средний
/>
Размер поля – большой
Данные характеристики применимы и дляправого поля, но фиксированные правые поля в рукописях преимущественноотсутствуют. Поэтому в пособии проиллюстрированы только характеристикипризнаков применительно к левому полю.
При выполнении рукописного текста налистах бумаги с типографской линией полей, наличие поля и его размерыопределяются расстоянием между линией типографской линовки и началом илиокончанием строк и линий типографской линовки.
Практика показывает, что полябольшого размера встречаются редко. Если поля имеют неодинаковый размер на всемпротяжении документа, то нужно измерить их в местах наименьшей и наибольшейширины и характеризовать размер в выявленных пределах «от» и «до».
Форма линии полей
Линия левого поля образованасоединением крайних левых точек начал строк; правого поля – соединением крайнихправых точек окончаний строк.
Наиболее ярко данный признакпроявляется при характеристике формы левого поля, так как является болееустойчивым и фиксируется практически во всех почерках.
Форма линии левого поля может быть:
– прямолинейная, т. е. строкинаходятся на одинаковом расстоянии от левого среза;
– криволинейная, т. е. строки находятсяна различном расстоянии от левого среза и образуют вертикальную линию либоизвилистой, либо угловатой, либо дуговой формы.
/>
Форма линии левого поля –прямолинейная

/>
Форма линии левого поля –криволинейная извилистая
/>
Форма линии левого поля –криволинейная угловатая

/>
Форма линии левого поля –криволинейная дуговая выпуклая
/>
Форма линии левого поля –криволинейная дуговая вогнутая
 
Направление линии поля
Направление линии левого поляотносительно левых вертикальных срезов может быть:
– левонаклонное;
– правонаклонное;
– без отклонений от вертикали.
/>
Направление линии левого поля –левонаклонное
/>
Направление линии левого поля –правонаклонное

/>
Направление линии левого поля – безотклонений от вертикали
 
Размер интервалов между строками
Данный признак характеризуетразмещение строк относительно друг друга. Интервалы определяются расстояниеммежду нижней линией строки и верхней линией следующей строки. При этом условныелинии строк проходят соответственно: нижняя – по точкам окончаний движений буквбез подстрочных элементов; верхняя – по точкам начала букв без надстрочныхэлементов. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных буквбез надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещенымежду строками.
Рассматриваемый признак может бытьизучен только в рукописях, исполненных на нелинованной бумаге.
Малыйразмер интервала – пространство равно по высотеразмеру одной буквы или меньше ее.
Среднийразмер интервала – пространство равно по высоте размерудо двух букв.
Большойразмер интервала – пространство равно по высотеразмеру двух и более букв.
Необходимо учитывать, что исчислениеразмера интервалов между строками почерка конкретного рукописного текстапроизводится в соотношении размерных характеристик именно этого почерка.
Если на протяжении рукописного текстане наблюдается постоянных значений проявления данного признака, то признакфиксируется как неустойчивый.
/>
Размер интервалов между строкамималый
/>
Размер интервалов между строкамисредний

/>
Размер интервалов между строкамибольшой
 
Признаки, характеризующие форму инаправление нижней линии письма
Форма линии строки определяется формой горизонтальнойлинии, образованной основанием строк за счет соединения нижних точек букв,расположенных на одной строке.
Форма линии строки может быть:
– прямолинейная, т. е. основания букв находятся наодной горизонтали;
– криволинейная, т. е. основания букв находятся наразличной высоте и при соединении между собой образуют линии различной формы –извилистую, дуговую, угловатую, ступенчатую.

/>
Форма линии строки – прямолинейная
 
/>
Форма линии строки – криволинейнаядуговая
/>
Форма линии строки – криволинейнаяизвилистая
/>
Форма линии строки – криволинейнаяугловатая
 
Направление линии строки
Определяется направлениемгоризонтальной линии, образованной основанием строк за счет соединения нижнихточек букв, расположенных на одной строке относительно горизонтального срезабумаги. Данный признак оценивается в почерке рукописных текстов, выполненных налистах без линовки.
Направление линии строки может быть:
– поднимающееся, т. е. линия, образованнаяоснованиями букв, имеет восходящее вверх направление относительногоризонтального среза листа;
– опускающееся, т. е. линия, образованнаяоснованиями букв, имеет нисходящее направление относительно горизонтальногосреза листа;
– горизонтальное, т. е. линия, образованнаяразмещенными на строке основаниями букв, параллельна линии горизонтальногосреза листа.

/>
Направление линии строки –поднимающееся
/>
Направление линии строки –опускающееся
/>
Направление линии строки –горизонтальное
Размещение нижней линии письмаотносительно линии линовки
Этот признак рассматривается впочерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линиюлиновки. Размещение горизонтальной линии основания строк, образованной нижнимиточками строчных букв без подстрочных элементов, относительно линий линовокможет быть:
– на линии линовки, когданижние точки букв в строке находятся на линии линовки;
– выше линии линовки, когданижние точки букв в строке находятся выше линии линовки.
/>
Размещение линии письма на линиилиновки

/>
Размещение линии письма над линиейлиновки
 
Размер интервалов между словами
Признак характеризует размещениерядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Интервалыопределяются расстоянием между вертикалью последнего элемента последней буквы вслове и вертикалью первого элемента первой буквы следующего на строке слова.Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчныхдвухэлементных букв, которые могут быть условно помещены между словами.
Малыйразмер интервала – пространство равно по ширинеразмеру одной буквы или меньше ее.
Среднийразмер интервала – пространство равно по ширинеразмеру двух букв.
Большойразмер интервала – пространство равно по ширинеразмеру большему, чем две буквы.
Рассматриваемый признак являетсясравнительно неустойчивым. Его изменения при необычном письме связаны снарушением координации движений или зрительного контроля. Если на протяжениирукописного текста данный признак не проявляется с постоянными значениями, топри его характеристике он фиксируется как неустойчивый.
Размещение движений при выполнениизнаков препинания
Этот признак может рассматриватьсякак размещение знаков относительно предшествующих слов; размещение знаковпрепинания может также рассматриваться относительно нижней линии письма илилинии линовки. В этом случае признаки могут характеризоваться как размещениезнаков препинания на линии письма, т. е. на одной горизонтали с линией строки;
– над линией письма, т. е.соответственно выше, чем линия основания строки;
– под линией письма, т. е. ниже, чемгоризонтальная линия основания строки.
/>
Размерыинтервалов между словами, а также между словами и знаками препинания – малый исредний
/>
Размеринтервалов между словами, а также между словами и знаками препинания – большой
Общие признаки почерка, характеризующие степень ихарактер сформированности письменно-двигательного навыка
Выработанность почерка
Под выработанностью почерка принятопонимать уровень овладения техникой письма, который проявляется в способностивыполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированнымидвижениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Выработанность –это характеристика степени овладения навыками письма и сформированности почеркав целом.
Как показатель степенисформированности навыков письма, степень выработанности проявляется вавтоматизме, управляемости движениями, согласованности движений, способностиписать в быстром темпе. Это общий разносторонний признак, определяющийсякоординацией движений, строением почерка, темпом письма.
Под координацией движений понимаетсяпространственная точность движений, степень согласованности движений привыполнении письменных знаков, их элементов и связей между ними.
Координацию движений можнорассматривать с точки зрения двух степеней точности: точность соблюденияпараметров движения в пределах выполнения элементов букв и точность соблюденияпараметров движений при выполнении сочетаний элементов, букв, слов и фраз.
Неточность движений первой степенивыражается в извилистости прямолинейных штрихов, угловатости дуговых элементов,смещении начал и окончаний движений.
Неточность движений второй степенипроявляется в несоразмерности параметров движений во всем рукописном тексте.
Координация движений – признак, наиболее частореагирующий на различные отклонения от обычных условий письма. При необычномписьме неточность движений проявляется в признаках, как первой, так и второйстепени. Знание характера, объема и последовательности нарушений координациидвижений, в зависимости от непривычных факторов или необычного состоянияпишущего, могут помочь эксперту объяснить возможную причину нарушенийкоординации движений и оценить идентификационные признаки.
Строение почерка, рассматриваемое вкачестве показателя степени выработанности, – это способность исполнителявоспроизводить общепринятую систему скорописи согласно прописям либо свключением букв и знаков с малым или большим количеством букв другого строения.
В зависимости от сложности движенийпри выполнении букв и знаков почерк может быть простого, упрощенного иусложненного строения.
Темп письма – это скорость выполнения рукописи вцелом. Процесс письма может осуществляться в медленном, быстром или среднемтемпе.
Степень связности является одним изпоказателей темпа, однако может различаться в почерках, относящихся к однойгруппе по степени выработанности. Поэтому она используется в экспертнойпрактике как самостоятельный признак.
В данном пособии общие признакипочерка, кроме топографических будут проиллюстрированы на примере почерков лиц,обучавшихся по «старым» прописям, и на примере почерков лиц, обучавшихся по«новым» прописям.
Иллюстрации современного почерка лиц,обучавшихся по новым прописям показаны на образцах мужских почерков. Этот выборобусловлен следующими причинами:
– в почерках современных мужчин вподавляющем большинстве наблюдаются конструктивные изменения рисунка письма;
– женские почерки лиц, обучавшихся попрописям образца 1937 г. и 1968 г., практически не различаются ихарактеризуются в значительной своей части простым строением, приближенным кпрописям, т. н. «учительский почерк».
Кроме того, в практическойдеятельности по уголовным делам эксперты чаще работают с почерками мужчин.

/>
Варианты строения почерка,характерного для женщин
В почерке не может быть ничегоабсолютного, поэтому представленные иллюстрации необходимо рассматривать какотносительные, но часто встречающиеся. Однако, изучая иллюстративный материал,необходимо учитывать, что у лиц, обучавшихся по прописям 1937 г., также встречаются почерки «современного» строения с элементами стилизации, но в единичныхслучаях. Поэтому та или иная конструкция почерка может служить толькоориентиром для предположения о возрасте исполнителя, но не свидетельствовать онем.

Маловыработанный почерк
Свидетельствует о маломписьменно-двигательном навыке пишущего. Характерные признаки маловыработанногопочерка:
– низкая координация движений,выражающаяся в наличии признаков нарушения координации первой группы либовторой группы;
– простое строение почерка;
– малый и средний темп выполнения;
– степень связности может быть отмалой до средней.
/>
Маловыработанный почерк
/>
Маловыработанный почерк

Проблема определениямаловыработанного почерка тесно связана с понятием начала идентификационногопериода в почерковедческих исследованиях. В пособии отсутствуют иллюстрациималовыработанного «школьного» почерка учеников 2–3-х классов. Это связано спозицией авторов по вопросу начала идентификационного периода.
Установление четких границидентификационного периода при исследовании почерка необходимо, так какявляется определяющим при решении вопроса, с какого возрастного периода можнопроводить идентификацию почерка.
Для всестороннего понимания природы изакономерностей развития почерка как объекта исследования очень важноопределить период становления этих качеств.
С понятием «устойчивость признака»тесно связано понятие «идентификационный период», возникшее в результате развитияучения С.М. Потапова. В современной науке под идентификационным периодомпонимается «временной интервал, позволяющий осуществлять процессидентификации». Поэтому необходимо определить границы идентификационногопериода в части его возрастного начала, когда индивидуальность почеркастановится его устойчивым качеством.
«Индивидуален не всякий почерковыйматериал, а лишь тот, в котором индивидуальность проявилась с необходимой дляидентификации степенью.
Индивидуальность почерка появляетсялишь на определенном этапе формирования навыка письма. Исследования показывают,что, как правило, почерк в процессе школьного обучения становитсяиндивидуальным примерно в 3–5 классе средней школы».
«Почерк – индивидуальная идинамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которойлежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощьюсистемы движений». Многолетняя практика исследования почерков показывает, чтодинамически устойчивая программа появляется, как правило, у детей в 14–16 лет.
В среде ученых не сложилосьоднозначного мнения о возрастном начале возможности идентификации почерка. Так,авторы теоретических основ судебного почерковедения А.И. Манцветова, В.Ф.Орлова и И.А. Славуцкая указывают на «довольно раннюю возможность идентификацииисполнителя по маловыработанному школьному почерку. Уже на ранних стадияхформирования почерк несет в себе индивидуальную информацию, но если сравнитьшкольный почерк с выработанным почерком взрослого человека, то во втором случаеобъем индивидуальной информации будет значительно больше».
Таким образом, можно считать, чтоидентификационный период, позволяющий осуществлять идентификацию почерка,начинается в возрасте 14–17 лет.
В этом случае понятие «школьныймаловыработанный почерк ученика 2 класса», образцы которого приводятся вучебной литературе по судебно-почерковедческой экспертизе, становитсянеприемлемым. Применение термина «маловыработанный почерк» для письма школьника1–3 классов требует серьезного уточнения и не должен рассматриваться в учебнойи методической литературе как образец маловыработанного почерка.
Средневыработанный почерк
Характерные признакисредневыработанного почерка:
– степень координации движений –средняя и высокая;
– строение преимущественно простое,приближенное к прописям;
– темп выполнения средний;
– степень связности – от средней добольшой.

/>
Средневыработанный почерк
 
/>
Средневыработанный почерк
 
Высоковыработанный почерк
Для высоковыработанного почеркахарактерны:
– высокая степень координации движений;
– простое строение почерка сэлементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством сменнаправлений движений при выполнении знаков;
– высокий темп выполнения письменныхзнаков.
Степень связности движений ввысоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой.
/>
Высоковыработанный почерк
/>
Высоковыработанный почерк
В «Теоретических основах судебногопочерковедения» дана наиболее полная характеристика высоковыработанногопочерка: «…для почерков высокой степени выработанности характерны большаяточность и стереотипность движений в процессе быстрого автоматизированноговыполнения избранных пишущим буквенных форм, устойчивость движений относительносбивающих факторов, а также их приспособляемость к различным условиям письма».Однако наиболее удачным является следующее определение координации движений«…степень согласованности движений пишущего при выполнении элементов письменныхзнаков и букв по размеру, разгону, наклону, положению их относительногоризонтали и вертикали, размещению связей между буквами и элементами».Представляется,что «согласованные движения при выполнении букв, знаков и их элементов приустойчивых характеристиках размера и разгона при высоком темпе выполнения»могут свидетельствовать о высокой степени координации движений.
Анализируя большое количествовысоковыработанных почерков, можно прийти к выводу, что одной из характерныхчерт таких почерков являются наличие в буквах сложных, сменяющих друг друга,противоположных направлений движений и многообразие форм движений.
Для высоковыработанного почерканаряду с относительной стереотипностью характерны вариационность и относительнобольшая устойчивость к сбивающим факторам. Вариационность признаков – качество,проявляющееся при высокой степени сформированности письменного навыка.
Высокая и средняя степенивыработанности относятся к устойчивым признакам и значительно не изменяются подвоздействием сбивающих факторов.
Степень выработанности почерка можетизменяться только в одном направлении – в сторону снижения. Лица с малойстепенью выработанности почерка не могут заметно повысить эту степень впределах одного периода времени.
Как правило, изменение степенивыработанности наступает при намеренном снижении уровня выработанности,например, в целях подражания почерку другого лица или в целях маскировкисобственного почерка. Естественным является снижение степени выработанности приперемене привычно пишущей руки.
Практика последних лет показала, чтопри производстве судебно-почерковедческой экспертизы прекращать сравнительноеисследование почерков на стадии анализа общих признаков нецелесообразно, таккак это может послужить основанием для ошибочного вывода. Это связано споявлением большого количества измененных почерков в исследуемых объектах иобразцах, а также с неизученными закономерностями проявлений общих и частныхпризнаков в почерках привычных левшей.
 
Строениепочерка
Строение почерка по степени сложностиотражает приближенность письменно-двигательного навыка к нормам прописей.Согласно принятой классификации, почерки делятся на три группы: простогостроения, упрощенного и усложненного. При этом в качестве своеобразного эталонавзято наибольшее соответствие нормам прописей.
Почерк простого строения максимально приближен к системедвижений, установленной стандартными прописями. Он приспособлен к среднему ивысокому темпу выполнения при сохранении четкости рукописи. В почерке простогостроения могут встречаться знаки упрощенной или усложненной конструкции, нобольшинство должны составлять буквы простого строения. В этом случаеуказывается, что почерк простого строения с элементами упрощения илиусложнения.
Почерк простого строения называют«учительским». Он преимущественно встречается у женщин, работающих учителями,медицинскими сестрами, секретарями и т. п.
Дляпочерка упрощенногостроения характерна простая по отношению к прописям система движений.Конструкция большинства букв упрощена по сравнению с нормами прописей.Упрощение конструкций выражается в отклонении от прописей в сторону снижениясложности движений. Упрощенное строение почерка сочетается, как правило, сбыстрым темпом письма, который достигается нередко за счет неточности движений.Упрощенный почерк не отличается четкостью и часто трудночитаем.
Впочерке усложненного строениянаблюдается значительное увеличение сложности системы движений по сравнению списьмом, приближенным к прописям. Конструкция большинства букв отклоняется отпрописей в сторону увеличения сложности движений в знаках и связях между ними.Появляются сложные, сменяющие друг друга, различные по форме и направлениюдвижения. Координация движений при усложненном строении всегда высокая, а темп– от среднего до высокого. При этом темп письма связан со степеньюусложненности. В случае, если усложненность почерка связана с элементами украшательства,то темп письма замедляется.
Наряду с перечисленными элементамистроения почерка, необходимо выделить и строение стилизованного почерка.
В связи с изменениями прописей в 1968 г., за последние годы значительно изменилось строение почерка молодых людей. Более 70% мужчинимеют скорописный вариант почерка, который характеризуется как средне- ивысоковыработанный, простого строения с элементами стилизации илистилизованный. В теории судебно-почерковедческой идентификации понятие«стилизованный почерк» предполагает выполнение рукописного текстаконтролируемыми сознанием движениями, т. е. является вариантом измененногопочерка. Так как стилизованный почерк стал вариантом скорописного письма, топри проведении почерковедческого исследования необходимо уточнять возрастисполнителя и, с учетом этого, исследовать «стилизованный» почерк: в однихслучаях как измененный, в других – как обычный вариант скорописного письма.
В этом случае характеристики строенияпочерка могут быть: простой с элементами упрощения и стилизации; упрощенный сэлементами стилизации; усложненный с элементами стилизации.
/>
Упрощенное строение почерка
/>
Простое строение почерка,приближенное к прописям

/>
Усложненное строение почерка
/>
Упрощенное строение почерка
/>
Простое строение почерка,приближенное к прописям

/>
Строение почерка с элементамиусложнения и стилизации
 
Общиепризнаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории
 
Преобладающая форма движений
При выполнении рукописного текстаиспользуются различные по форме движения прописи, но в конкретных почеркахможет преобладать определенная форма движений.
Преобладающая форма движений можетизменяться, но сохраняет свою устойчивость при письме в различных условиях.
Преобладающая форма движений можетбыть:
– угловатой;
– петлевой;
– дуговой.
Наиболее часто встречаются почерки спреобладающей угловатой формой движений. Реже встречаются почерки спреобладающей петлевой и дуговой формой движений. Если выявить преобладающуюформу движений невозможно, то признак характеризуется как смешанная формадвижений.

/>
Угловатая форма движений
 
/>
Петлевая форма движений
 
/>
Дуговая форма движений
 
/>
Угловатая форма движений
/>
Петлевая форма движений
 
/>
Дуговая форма движений
 
Преобладающее направление движений
Преобладающее направление движенийрассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательнымидвижениями, и в отношении дугообразных элементов букв.
Нормами прописей предусмотреныразличные направления движений при выполнении букв – правоокружные илевоокружные.
Выделение такого признакатеоретически возможно, например, при преобладании какого-либо направлениядвижений, однако в практике такие почерки встречаются крайне редко.
Наклон
Признак определяется по направлениюдвижений при выполнении продольных осей букв к линии письма.
По наклону почерки разделяются на:
– левонаклонные;
– вертикальные;
– правонаклонные.
Вариант правонаклонного почеркаявляется преимущественным в почерках лиц, обучавшихся по прописям образца 1937 г. Это объясняется правым наклоном почерка прописей.
В почерках лиц, обучавшихся попрописям образца 1968 г., несмотря на то, что наклон в них остался правым,преобладают левый и вертикальный наклоны.
Наклон является вариационнымпризнаком. При маскировке почерка наклон часто изменяется. Вместе с тем наклонявляется относительно устойчивым признаком при изменении внешних сбивающихфакторов.
 
/>
Левый наклон почерка
/>
Вертикальный наклон почерка

/>
Правый наклон почерка
 
/>
Левый наклон почерка
 
/>
 
Рис. 56. Вертикальный наклон почерка
/>
Правый наклон почерка
Размер почерка
Определяется размер почерка высотойстрочных элементов букв.
Размер почерка может быть:
– малый;
– средний;
– большой.
Наиболее распространенным являетсясредний размер почерка.
При намеренном изменении почерка этотпризнак подвергается изменениям чаще других.
 
/>
Размер почерка – малый
 
/>
Размер почерка – средний

/>
Размер почерка – большой
 
/>
Размер почерка – малый
 
/>
Размер почерка – средний
/>
Размер почерка – большой
Разгон почерка
Разгон почерка включает в себя двасоставляющих признака:
– относительную протяженностьдвижений по горизонтали при выполнении строчных букв, по сравнению спротяженностью по вертикали;
– расстановку букв.
Соотношение протяженностей букв погоризонтали в сочетании с расстановкой букв образуют общую характеристикупочерка по протяженности движений по горизонтали.
Малый разгон – ширина букв равна или меньшевысоты; расстояние между буквами меньше половины ширины буквы.
Средний разгон – ширина букв равна высоте; расстояниемежду буквами равно ширине половины буквы или одной буквы.
Большой разгон – ширина букв меньше высоты;расстояние между буквами больше ширины одной буквы.
Изменив общепринятые характеристикипутем соединения двух составляющих, авторы получили общую характеристикупочерка в целом – в виде его протяженности движений по горизонтали, оставив вкачестве синонима признак «разгон почерка».
В практической деятельности почастоте встречаемости подавляющее большинство почерков – имеют большуюпротяженность движений по горизонтали, т. е. большой разгон.
/>
Разгон почерка – малый

/>
Разгон почерка – средний
/>
Разгон почерка – большой
 
/>
Разгон почерка – малый

/>
Разгон почерка – средний
 
/>
Разгон почерка – большой
 
Степень связности
Чем реже пишущий прерывает движение,производимое им в горизонтальной плоскости, тем выше степень связности движенийпри письме.
Признак определяется количествомбукв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги.
Степень связности почерка может быть:
– малая;
– средняя;
– высокая.
В редких случаях наблюдается сплошнаясвязность почерка, когда все буквы в словах рукописного текста выполняютсянепрерывными движениями.
В последнее время среди почерковмолодых людей встречаются отрывистые, интервальные почерки, когда все буквывыполняются раздельно.
При исследовании таких почерков можнохарактеризовать их соответственно как почерки, имеющие сплошную связность.
Степень связностиможет изменяться в зависимости от воздействия сбивающих факторов. Принамеренном изменении почерка степень связности, как правило, снижается, тогдакак в состоянии алкогольного опьянения средней тяжести степень связностиповышается.
/>
Степень связанности почерка – малая
/>
Степень связанности почерка – средняя

/>
Степень связанности почерка – большая
/>
Степень связанности почерка – малая
/>
Степень связанности почерка – средняя
/>
Степень связанности почерка – большая


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.