Реферат по предмету "Педагогика"


Управление дошкольным образованием

Московскийпедагогический государственный университет им. Ленина
Контрольная работа
Управлениедошкольным образованием
Выполнила:
студентка заочного отделения,
505 группы
Медведева Ирина

Цель
Формировать знания и умения реализовать функцииуправленческой деятельности.
Задание вариант №4
Организация как функция управления дошкольнымучреждением. Сущность, этапы, содержание и формы организационной деятельностируководства дошкольного учреждения.
Годовой план ДОУ: структура, формы, методики разработки.
Составьте план беседы старшего воспитателя с воспитателемлюбой возрастной группы, после просмотра прогулки: основная цель и содержаниебеседы. Укажите место и время проведения беседы, расположение участников,перечень основных вопросов к воспитателю методы стимулирования и мотивациидеятельности педагога.

Введение
«Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога методостается мертвой схемой. Ибо с того момента, как маленький человек сделалпервый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто ёго воспитывает, предъявляетему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свойидеал»*. В.А. Сухомлинский

Ответ №1
Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющуюсистемы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов:педагогического, медицинского и обслуживающего. Организационная структурауправления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех егоорганов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде трехуровней.
На первом уровне управления находится заведующая детскимсадом, которая осуществляет руководство и контроль за деятельностью всехструктур. Указания и распоряжения заведующей обязательны для всех участниковобразовательного процесса. Общее руководство учреждением осуществляетпедагогический совет, в состав которого входят все педагоги. Педагогическийсовет решает вопросы своей деятельности на заседаниях. Педагогический советправомочен: * принимать Устав, изменения и дополнения, вносимые в Устав; * утверждатьрасписание занятий; * определять направление воспитательно-образовательной деятельностиучреждения; * утверждать годовой план работы ГОУ; * принимать программывоспитания и обучения в учреждении; * рассматривать вопросы повышенияквалификации и переподготовки кадров; * рассматривать и утверждать методическиенаправления работы с детьми в различных группах, а так же все другие вопросысодержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса;
На втором уровне управление осуществляют старшийвоспитатель, завхоз, старшая медсестра, которые взаимодействуют ссоответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляетнепосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений черезраспределение обязанностей между административными работниками с учетом ихподготовки, опыта, а так же структуры дошкольного учреждения.
Третий уровень управления осуществляют воспитатели, музыкальныйруководитель, воспитатель по физической культуре. На этом уровне объектомуправления являются дети и их родители.
Организация педагогического процесса рассматривается каксложная система, — цели, задачи, средства, формы и методы, субъект, объектуправления, принципы и функции, определяющие его деятельность.
Цели, определяющие деятельность субъектов управления,адекватны целям и задачам педагогического процесса: развитие личности ребенка,формирование у него потребности в познании мира и самого себя, поэтому основнымусловием в деятельности ДОУ является признание всеми членами коллективауникальности личности ребенка.
Задача формирования личности ребенка — дошкольниканаиболее успешно реализуется тогда, когда управленческие действия руководителяДОУ сочетаются со стремлением педагогов оказать ребенку педагогическуюподдержку в его развитии и становлении, совершенствовать методы работы,претворять в жизнь собственную управленческую концепцию образовательногоучреждения.
Реализация такой концепции в значительной мере зависит отсовокупности принципов управления.
«Под принципами управления понимаются основныеположения, которыми руководствуется в своей деятельности субъект управления,осуществляющий ее в определенных социально-экономических условиях.»
Анализ специальной литературы и опыт организациипедагогического процесса в ДОУ позволил выделить следующие принципы управления:
— целеполагания, комплексности, демократизации,психологизации моделей обучения и воспитания.
Все эти принципы являются руководством к действию вразвивающем и развивающемся ДОУ, находятся в основе обновления егодеятельности. В модели выделяем функции управления, которые отражают ход ипоследовательность управленческих действий, их завершенность:
-информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую,планово-прогностическую, регулятивно — коррекционную, мотивационно-целевую.
Особенностью данных функций управления является ихвзаимосвязь:
информационно-аналитическая функция предполагаетповышение эффективности управленческой деятельности в условиях демократизациина основе отбора информации, которая должна быть полной по своему объему иконкретной; в результате педагогического анализа информации о деятельностикаждого звена образовательного учреждения формируются управленческие действияруководителя;
мотивационно-целевая функция предполагает стремление кдостижению желаемого результата (данная функция способствует тому, чтобы всечлены коллектива выполняли работу в соответствии с делегированными имобязанностями и планом, соотнося потребности в достижении собственных иколлективных целей);
планово-прогностическая функция обеспечивает сочетаниеперспективного прогнозирования и текущего планирования ДОУ;
организационно-исполнительская функция относится ккаждому циклу управления и предполагает реализацию личностно-ориентированноймодели к организации деятельности в ДОУ; практическое распределение обязанностей,рациональную организацию труда;
контрольно-диагностическая функция предполагает сочетаниеадминистративного и общественного контроля внутри ДОУ с самоанализом участниковпедколлектива (взаимопосещения при организации различных видов детскойдеятельности среди педагогов, День открытых дверей, анкетирование родителей ит.д.);
регулятивно-коррекционная функция предполагает внесениекорректив в управление ДОУ с помощью оперативных линий.
Управление педагогическим процессом в ДОУ на научнойоснове актуализирует проблему методов управления, которые обеспечиваюткоординацию деятельности педколлектива при достижении поставленных целей.
Анализ опыта работы в ДОУ позволяет выделить следующиеметоды управления:
— организационно-административные, психолого-педагогические,общественного воздействия:
организационно-административные методы управленияреализуется при разработке и утверждении годовых планов, перспективнойПрограммы развития ДОУ, решений педагогического совета, при инструктированииисполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов. С помощью этой группыметодов управления в ДОУ поддерживается внутренний распорядок, предусмотренныйУставом, осуществляется подбор и расстановка кадров, создаются условия длярациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждогосотрудника;
психолого-педагогические методы направляют коллектив ДОУна творческое решение стоящих задач; на основе этих методов осуществляетсяпроектирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологическийклимат, формируются положительные, социально значимые мотивы педагогическойдеятельности;
метод общественного воздействия характеризуется участиемпедагогов в управлении ДОУ на основе здоровой конкуренции, сотрудничества,организацией методической работы и развитием демократических начал вуправлении.
Задача руководителя ДОУ — помочь каждому педагогу найти всебе силы и нереализованные возможности для повышения своего профессиональногомастерства.
Названные методы управления отличаются друг от друга, но«в комплексе представляют собой неразрывное и взаимодополняемое единствоспособов достижения поставленных целей и реализации функций управления»(А.Н. Орлов).
Вместе с тем анализ опыта практической работы показывает,что ведущей линией руководителя в управлении ДОУ является наличие у негособственной концепции, профессионального мышления, индивидуального стиляуправленческой деятельности.
Стиль работы руководителя, его деловые и личностныекачества оказывают существенное воздействие на режим и порядок работы ДОУ, наэффективность и результативность его деятельности. Поэтому управление в этомучреждении должно опираться на личностное начало, так как конечные результатыуправленческой деятельности достигаются не самим руководителем, а всеми членамиколлектива.
«Стиль руководства также создает и воспроизводит вколлективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведенияи взаимоотношений,» — отмечают В. Лазарев, Т. Афанасьева.
Сплочению педагогов в коллектив способствует проведениетаких мероприятий, в которых педагоги могут реализовать свое творчество,например, педагогические советы на тему: «Быть членом коллектива — этозначит...», «Педагогика сотрудничества — как я ее понимаю»,дискуссии «Моя педагогическая профессия» и т.д. Создание коллективаединомышленников — результат эффективного управления и одновременно залогэффективно организованного педагогического процесса.
Изменения, происходящие в системе образования,существующая Концепция дошкольного воспитания, привели к появлению новыххарактеристик педагогического процесса, являющихся производными от новыхпринципов, таких, как принцип ценностных ориентаций, субъектности и данности(В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова).
Основные функции ДОУ на этом этапе — создание условий дляподготовки детей к адаптации в обществе, самоопределению в нынешней и будущейжизни. Педагогические задачи мы видим в следующем:
развитие индивидуальности ребенка;
установление взаимоотношений ребенка с предметным миром исоциумом;
сохранение самобытности детского коллектива привзаимопроникновении и взаимодействии взрослой и детской субкультур;
помощь в самоорганизации личности.
/>
Рис 1.
Ответ № 2
Общие подходы и требования к планированию работыучреждения по результатам
Планирование и прогнозирование являются основойуправления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях.
Применительно к управлению дошкольным учреждениемпланирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего иперспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды наоснове педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательномучреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельноопределять направления своей деятельности, строить модель развития детскогосада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитанияи обучения дошкольников.
Планирование должно отвечать целому ряду принципиальныхтребований. Эти требования заключаются в следующем: единство долгосрочного икраткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных иобщественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования ипланирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.
Планирование будет эффективным, если соблюдаются триглавных условия:
— объективная оценка уровня работы дошкольного учрежденияв момент планирования; — четкое представление тех результатов, уровня работы,который к концу планируемого периода должен быть достигнут; — выбор оптимальныхпутей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит,получить планируемый результат.
При разработке планов важно определить конкретныеконечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так итекущим планам.
В качестве повседневного плана действий в детском садувыступает план работы на год, а в качестве перспективного — Программа развитиядошкольного образовательного учреждения и образовательная программа. Короткоостановимся на этих трех документах.
Методика разработки программы развития ДОУ
Программа развития дошкольного учреждения должна отвечатьследующим качествам:
Актуальность — свойство программы быть ориентированной нарешение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитанияконкретного детского сада.
Прогностичность — свойство программы отражать в своихцелях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования кдошкольному учреждению, т.е. способность программы соответствовать изменяющимсятребованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.
Рациональность — свойство программы определять такие целии способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезныйрезультат.
Реалистичность — свойство программы обеспечитьсоответствие между желаемым и возможным.
Целостность — свойство программы, обеспечивающее полнотусостава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованностьсвязи между действиями.
Контролируемость — свойство программы операциональноопределять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т.е.определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реальнополученных результатов на их соответствие целям.
Чувствительность к сбоям — свойство программысвоевременно обнаруживать отклонения реального положения дел отпредусмотренного программой, представляющие угрозу для достижения поставленныхцелей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа.
Программу дошкольного учреждения можно разрабатывать поразным технологиям. Предлагаемая технология включает следующие процедуры иразделы программы:
1. Подготовка информации о ДОУ;
2. Проблемный анализ состояния учебно-воспитательногопроцесса;
3. Формирование концепции и разработка стратегии развитиядошкольного учреждения;
4. Определение этапов реализации программы;
5. Разработка плана действий.
При аттестации и аккредитации дошкольногообразовательного учреждения программа развития является обязательнымдокументом.
Структура программы развития
Информация-справка о ДОУ.
При составлении информационной справки о дошкольномучреждении необходимо помнить:
во-первых, это анализ достигнутого; и коллективу полезноподвести некоторые итоги, взглянуть на себя как бы со стороны. Это важныйинструмент воспитания педколлектива;
во-вторых, это информация для учредителей, экспертнойкомиссии по аттестации или оценке представляемого проекта программы развития;
в-третьих, это рекламный материал для родителей,населения микрорайона, жителей города, т.е. нынешних и будущих клиентов. Сейчаскаждая уважающая себя фирма имеет рекламу. Это требование рынка. И не стоитобразовательному учреждению в условиях возрастающей конкуренции этимитребованиями пренебрегать.
Начать справку можно с краткого анализа социума. Указатьокружающую зону: промышленный район, центр города, «спальный» район, ближайшиекультурно-массовые объекты.
Далее следует перейти к информации о дошкольномучреждении: состояние материально-технической базы, характеристика контингентавоспитанников, сведения о педагогических кадрах. Краткие итогиучебно-воспитательного процесса. Достижения педагогического коллектива. Наличиетворческих контактов с коллегами, учеными, работниками искусства и культуры,медицинскими, спортивными учреждениями. Необходимы также краткие сведения обистории детского сада, традициях, сложившихся в педагогическом коллективе.
Проблемный анализ состояниявоспитательно-образовательного процесса по всем линиям развития (физическоевоспитание и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое,социально-нравственное развитие).
В этом разделе выделяется положительный опыт и нерешенныепроблемы по каждому направлению, а также конкретизируются задачи, которыенеобходимо решать.
Опытные заведующие сопровождают текст различнымисравнительными таблицами, схемами, графиками, материалами опроса родителей исотрудников.
Однако нередко все сводится к традиционному анализувыполнения разделов программы. «За кадром» остаются такие важные вопросы, какмикроклимат в коллективе, рост профессионального мастерства, проблемыкомфортности детей, родителей, педагогов в саду, оценка развития детей и т.д.
Всякая программа развития дошкольного учреждения в конечномитоге ориентирована на решение одной главной проблемы — повышение качестваобучения и воспитания. Но в абстрактном виде проблему не решить. Задача анализаи состоит в том, чтобы конкретизировать эту общую проблему, представить ее ввиде связанных между собой задач.
Анализ образовательной ситуации по конечным результатамза 1—2 года включает: уровни здоровья и здорового образа жизни, воспитания иобучения дошкольников в соответствии с государственными стандартами; готовностидетей к школе. Важно проанализировать научно-методическое обеспечениеразвивающегося учебно-воспитательного процесса; уровень профессиональнойкомпетенции педагогов. Продолжая анализ проблемы, необходимо дать конкретныеответы на вопрос: «Из-за каких недостатков учебно-воспитательного процессасуществует расхождение результатов и требований социального заказа?».
Завершая анализ, необходимо выделить перечень технедостатков, устранение которых является наиболее актуальным.
Так, актуальной проблемой является повышеннаязаболеваемость детей и, естественно, снижение посещаемости детского сада.Решение ее предполагает проведение целого ряда мероприятий, связанных сзакаливанием дошкольников, введением фитотерапии, физиотерапии,витаминотерапии, организации лечебной физкультуры и дыхательной гимнастики. Всвою очередь, это требует провести обучение кадров, создать условия, приобрестиинвентарь, оборудование и т.д.
Концепция и стратегия развития ДОУ.
Концепция (от лат. conceptic) — понимание, система,трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для ихосвещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видовдеятельности. Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер поего обновлению в результате развития инновационных процессов. В этом разделе важносформировать вид и характер будущего ДОУ, к которому стремится педагогическийколлектив; обозначить цели и задачи обновления содержаниявоспитательно-образовательного процесса, с опорой на нормативно-правовыедокументы, определить стратегию реализации поставленных целей.
При формировании концепции развития ДОУ необходимо преждевсего определить, на реализацию какой части социального заказа к дошкольномуобразованию он будет сориентирован. Например, это может бытькоррекционно-диагностический центр на базе детского сада компенсирующего вида,имеющего большой опыт работы по развитию и восстановлению физических ипсихических функций организма, сумевшего создать комплекслечебно-оздоровительной помощи для детей или «Центр развития ребенка». Онсоздается на базе детского сада общеразвивающего вида, имеющего хорошиерезультаты в интеллектуальном развитии детей, в организации обучения по новымтехнологиям, поддерживающего постоянную связь со школой и анализирующегопроцесс адаптации к ней своих воспитанников.
Концепция развития дошкольного учреждения должна состоятьиз двух частей.
Первая часть — характер будущего дошкольного учреждения,где дается:
— структура нового и модернизированноговоспитательно-образовательного учреждения; — новые или модернизированные программы;— новые подходы, способы, схемы, организации воспитательно-образовательногопроцесса; — описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развитиядетей; — характеристика дополнительных услуг.
Вторая часть — проект новой системы управления. Онсоздается на основе уже полностью разработанного проекта нового(модернизированного) учреждения и содержит:
— новую или модифицированную организационную структурусистемы управления, где показаны все субъекты управления; — новый илиобновленный, обязательно соответствующий новому объекту управления, переченьвсех персональных и коллективных органов управления; — новые методы управления.
Стратегия — это обобщенный замысел процесса перехода кновому детскому саду. Разработка стратегии начинается с определенияориентировочного времени реализации концепции и этапов преобразованиядошкольного образовательного учреждения в новый статус. Например, обозначенныецели и задачи могут быть реализованы за пять лет, в три этапа.
Так как всю концепцию нового детсада сразу реализоватьневозможно, нужно наметить промежуточные этапы. Разработка стратегии начинаетсяс определения ориентировочного времени реализации концепции. Затем выделяютсяэтапы преобразования существующего учреждения, основные действия, реализуемые накаждом этапе.
Для каждого этапа реализации концепции должны бытьопределены направления и задачи действий. Сформулировать задачу — значитуказать конкретный результат, который предполагается получить при реализациитого или иного направления действий на данном этапе программы. Например, еслинаправление связано с обновлением содержания образования, то задачей можетстать переход на новую программу с такого-то года.
План действий.
Он пишется на каждый этап отдельно и может оформляться ввиде таблицы, где указываются мероприятия, сроки их проведения (начало иокончание), ответственный исполнитель, используемые средства для получениярезультата. По окончании срока обозначенного этапа дается краткий анализвыполнения (что удалось, не удалось, причины) и затем пишется план действий наследующий этап.
В конечном итоге программа есть модель, определяющая,какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобыполучить желаемые результаты.
Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции,он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всемресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, но преждевсего по финансовым).
Целесообразно представить план в табличной форме (см.табл. 1).
Табл. 1Задачи Условия Организационные Кадровые Научно-методические Материально-технические Финансовые Мотивационные Нормативные 1 2 3 4 5 6 7 8                
Обеспечение финансовых условий — это не деньги, которыенужны для финансирования задачи, а действия, которые нужно совершить, чтобы этофинансирование иметь. Обеспечение мотивационных условий — это действия,призванные сформировать заинтересованность исполнителей в решении задачи.
Обеспечение нормативно-правовых условий — это подготовкадокументов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов ит.п.). После заполнения табл. 1 все включенные в нее действия переносятся втабл. 2 и согласуются по срокам.

Табл. 2Направления и задачи (Что?) Действия (мероприятия) (Как?) Место проведения (Где?) Сроки проведения начало и конец (Когда?) Ответственный исполнитель (Кто?) Объем финансирования (Сколько средств?)            
Всякое планируемое действие должно быть соотнесено симеющимися ресурсами. Если для решения задачи необходимо специальноефинансирование, нужно определить его размеры и источники. Когда средств нехватает, то нужно либо искать источники дополнительного финансирования, либооткорректировать программу развития, т.е. отказаться от части задач илисократить их объем.
Для подготовки программы создается рабочая группа(авторский коллектив) из числа педагогов детского сада, которая привлекает кподготовке программы других педагогов, родителей, ученых.
Программу нельзя списать, ее должны разрабатывать те, ктобудет реализовывать. Если к составлению программы рабочей группой не привлеченвесь педколлектив, то ее реализация обречена на провал, так как педагоги несчитают программу своей, она им чужда и потому цели программы недостижимы.
Вот как участвовал в подготовке программы педколлективодного из детских садов г. Москвы. Сначала в методкабинете появилась выставкадостижений соседних садов, затем последовало приглашение педагогам принятьучастие в «круглом столе» «Завтрашний день нашего детского сада». Вопросы кобсуждению были следующими:
1. Чем наш детский сад привлекает родителей?
2. Что в работе детсада вам не нравится?
3. Какие идеи вы можете привнести в копилку размышлений онашем будущем?
4. Что необходимо изменить в нашей работе в первуюочередь?
Через несколько дней состоялось обсуждение этих ивозникших по ходу дискуссии других вопросов. Наиболее интересные предложениявошли в коллективный банк идей по развитию детсада. Была сформирована рабочаягруппа из инициативных педагогов, методиста, психолога, заведующей, для разработкиперспективных идей и составления программы.
Группа собиралась три раза в неделю и работала по схеме:обсуждение 1—2 вопросов, выработка единого мнения, формулирование заданиякаждому члену группы к следующей встрече, обсуждение проекта программы на заседаниисовета педагогов, доработка проекта с учетом замечаний, представление проектаплана развития детсада учредителям для экспертной оценки.
Методика разработки образовательной программы ДОУ
Образовательная программа является обязательнымдокументом дошкольного образовательного учреждения. Образовательная программа,как подчеркивается в законе Российской Федерации «Об образовании», определяетсодержание образования определенного уровня, специфику организациивоспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетомдошкольного уровня образования. Образовательная программа является основаниемдля лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетногофинансирования и введения при необходимости платных образовательных услуг всоответствии с социальным заказом родителей. Содержание образовательнойпрограммы может по мере необходимости корректироваться ежегодно.
Структура образовательной программы включает 5 разделов:
Раздел 1. Цели и задачи воспитания и обучения,определенные на основе анализа результатов предшествующей педагогическойдеятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольноеобразовательное учреждение.
Раздел 2. Перечень используемых программ, технологий, ихобъединение в комплекс, выстраивание целостного педагогического процесса.Указываются названия программ, технологий с полными выходными данными поосновному и дополнительному образованию. Этот раздел программы можно оформить ввиде табл. 3.
Табл. 3Линии развития Название программы Название, технологии и пособия Примечание        
Раздел 3. Включает в себя материалы, связанные спроектированием, планированием и организацией текущей педагогическойдеятельности по всем направлениям и методикам, отбор форм организацииобразовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранномусодержанию.
В этом разделе ДОУ необходимо представить:
— гибкий режим деятельности в зависимости от социальногозаказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников,подходы к обучению дошкольников и организации всех видов детской деятельности; —расписание занятий с учетом времени года и возрастных психофизиологическихвозможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детейв детском саду; — систему закаливающих мероприятий; — модельвоспитательно-образовательного процесса; — содержание дополнительногообразования и др.
В образовательной программе необходимо отразить спецификуДОУ (детский сад присмотра и ухода, детский сад общеразвивающего вида, детскийсад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад —центр развития ребенка).
Данный раздел дополняется каждый учебный год по меренеобходимости.
Раздел 4. Определение способов систематической фиксациидинамики детского развития. В таблице необходимо представить переченьдиагностических методик, тестов, используемых в ДОУ для определения уровнявыполнения программ и уровня развития детей. Методики подбираются каждымспециалистом (музыкальным руководителем, психологом, педагогом дополнительногообразования и др.). Указываются сроки проведения и ответственные.
Раздел 5. Условия реализации образовательной программыДОУ. Этот раздел также должен отражать специфику конкретного учреждения. Онвключает в себя: управление реализацией программы; создание и обновлениепредметно-развивающей среды; инновационную или экспериментальную работу; формысотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействиеДОУ с другими учреждениями.
Планирование работы на учебный год (годовой план ДОУ)
Годовой план является обязательным документом дошкольногообразовательного учреждения. Он нацелен на решение конкретных задач,способствующих совершенствованию работы всего педагогического коллектива вданном учебном году. В соответствии с задачами в плане определены конкретныемероприятия и содержание работы с педагогическим, медицинским и обслуживающимперсоналом. План предусматривает мероприятия по педагогическому просвещениюродителей и совместную работу со школой.
Годовой план работы ДОУ составляется с учетом видадошкольного образовательного учреждения и профессионального уровняпедагогических кадров. Приступая к составлению годового плана, заведующийруководствуется тем, что этот план будет выполняться всем педагогическимколлективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли вреализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом.
План работы на год может оформляться в любой удобной дляконкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочная,календарно-месячная, цикличная по формам работы и др.
Ориентируясь на наше видение основного содержаниядеятельности и направленность этой деятельности на конечные результаты,предлагаем годовой план работы ДОУ, в котором ежегодно присутствуют одни и теже разделы. Меняется содержание, которое определяется полученными результатами.
Итак, годовой план работы включает следующие разделы:
1. Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.
2. Планирование деятельности ДОУ на ______ учебный год:
2.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
2.2. Обеспечение высокого уровня воспитания и образованиядошкольников в соответствии с государственными стандартами и программой«_________________»;
2.3. Создание условий для обеспечения готовности старшихдошкольников к обучению в школе;
2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечениеучебно-воспитательного процесса;
2.5. Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другимиорганизациями;
2.6. Укрепление материально-технической и финансовойбазы.
Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, ихсостояние, способы и возможности использования.
Приступая к составлению годового плана, руководительпомнит, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективомучреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализацииплана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом.
Следовательно, при составлении годового планаруководитель учитывает кадровый потенциал педагогического коллектива,согласованность позиций, педагогический опыт совместной работы, социально-психологическийклимат учреждения. Для того чтобы предусмотреть в годовом плане оказаниедифференцированной методической помощи каждому воспитателю, необходимо провестианкетирование или беседу с целью выявления реальных затруднений педагогов.Анкета может включать 3 вопроса:
— Что у меня в работе получается очень хорошо, и какимопытом я могу поделиться с коллегами; — Что у меня в работе с детьми получаетсяхорошо; — В чем я испытывал затруднения.
Анализ данных, полученных в результате анкетирования илибесед с педагогами, поможет старшему воспитателю составить картупедагогического мастерства, проект методических мероприятий на следующийучебный год, который выносится на всеобщее обсуждение итогового педсовета.
Таким образом, прежде чем приступить к составлениюгодового плана, необходимо провести предварительную работу, включающую 2 этапа:
— анализ выполнения всех разделов программы воспитания иобучения; — анализ затруднений педагогов, воспитателей.
План работы по конечным результатам предъявляет особыетребования к технологии его реализации.
Составленный план обсуждается и корректируетсяпедагогическим коллективом. Обычно это делается на производственном совещании,перед началом нового учебного года (в августе).
Принятие плана работы ДОУ означает начало деятельности поего реализации.
Уточним, что в какой бы форме не писался годовой планработы ДОУ, первой его частью является анализ конечных результатов прошедшегоучебного года.
Данный раздел может быть оформлен в схемах с краткимивыводами по каждому подразделу. Содержание аналитической части плана может бытьследующим:
1.1. Состояние здоровья воспитанников, заболеваемостьдетей и сотрудников в течение года, суммарные данные по группам здоровья дляорганизации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организациифизкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рациональногопитания и др. Далее даются общие выводы по блоку (выявленные тенденции поуровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельностина новый учебный год.
1.2. Результаты выполнения программы по всемнаправлениям. Анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального,социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития идр. Общие выводы и резервы повышения уровня выполнения программы.
1.3. Анализируется уровень готовности к обучению в школедетей подготовительной к школе группы (результаты диагностики развития детей,поступающих в школу); анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших1—3-е классы. Общие выводы и резервы повышения результативности работы поданному разделу.
1.4. Анализ результатов повышения квалификации иаттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год(по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ.Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательногопроцесса. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы скадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
1.5. Анализируется система работы с родителями (порезультатам анкетирования родителей), выполнение планов совместной работы ДОУ ишколы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.
1.6. Анализируются итоги административно-хозяйственнойработы и проводится оценка материально-технических и медико-социальных условийпребывания детей в ДОУ. Можно использовать «Критерии оценкиматериально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ» изкниги «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений». М.:АСТ, 1996. С. 82.
Текущее планирование работы с кадрами на месяц
Планирование работы учреждения не заканчиваетсясоставлением годового плана. В соответствии с ним каждый сотрудник должен уметьв системе спланировать свою работу.
В практике работы руководителей накоплен разнообразныйопыт планирования работы с кадрами на месяц.
Рассмотрим несколько вариантов.
1-й вариант. Циклограмма деятельности. Многиеруководители составляют ее в начале учебного года, что помогает научно организоватьсвой труд, учесть основные направления деятельности и плановость их выполнения.С учетом перечня профессиональных обязанностей руководитель планирует работу намесяц и на каждый день. При этом, если происходит отмена запланированного, тона обратной стороне этого же листа делается пометка, что позволяет перенестиданную работу на следующий день или месяц. Преимущество этого планирования втом, что в конце любого срока (месяц, квартал, полугодие, год) руководительможет легко проанализировать выполненную работу, выделить моменты, которые онне учел, и равномерно распределить последующую работу.
2-й вариант. Самый распространенный в практике работыруководителей — Ежедневник. Используются ежедневники самых разных форматов ивариантов оформления.
3-й вариант. Картотека дел. Она имеет три раздела: планна месяц; план на день; выполнение. В начале учебного года заведующаявыписывает на отдельные карточки основные мероприятия и раскладывает их помесяцам. Ежедневные текущие дела фиксируются также на отдельных карточках ираскладываются в первом разделе картотеки по числам месяца. Карточки свыполненными делами перемещаются в третий раздел «Выполнение». Еслизапланированное мероприятие не выполнено, карточка переносится на следующийдень или месяц.
4-й вариант. Технологическая карта управления дошкольнымучреждением. Такие технологические карты управления дошкольным учреждениемпредусматривают оказание помощи руководителям в планировании, размещенииосновных мероприятий по руководству и контролю во времени. Они имеют спецификукаждого региона и конкретного дошкольного учреждения.
Повторность организационных мероприятий дает возможностьопытному руководителю составить циклограмму деятельности на каждый месяц.
Сентябрь — месяц организационно-педагогических дел№№ п/п Мероприятия I неделя II неделя III неделя IV неделя 1 Составляется отчетность на начало года         2 Производится расстановка кадров, их тарификация         3 Составляется и корректируется сетка занятий         4 Составляется расписание работы специалистов         5 Организуется работа групп по интересам         6 Осуществляется анализ и проверка проведения летне-оздоровительного периода         7 Организуется работа наставников и молодых специалистов         8 Проводятся срезы занятий детей, обследования специалистами – логопедом, психологом         9 Формируется общий распорядок работы ДОУ         10 Проводится медицинское обследование детей, антропометрические замеры, обсуждение результатов         11 Организуется работа по закреплению Правил ДД         12 Проводится День знаний         13 Проверяется качество оформления документации         14 Проводятся родительские собрания         15 Составляется смета на IV квартал         16 Утверждаются планы самообразования педагогов         17 Проводится проверка готовности групп и участков к учебному году         18 Составляется режим работы физкультурного, музыкального залов, бассейна, кабинетов         19 Подбираются методики, схемы, графики для эффективной диагностики знаний, умений, навыков         20 Индивидуальные беседы со специалистами по результатам диагностики и планам работы на предстоящий учебный год         21 Проводится инструктаж по темам: “Охрана жизни и здоровья детей”, “Функциональные обязанности”, “ТБ и противопожарная безопасность”         22 Проводится производственное собрание по теме “Правила внутреннего трудового распорядка”         23 Проводится проверка правильности подбора мебели и маркировка         24 Заключаются договора с родителями         25 Издание приказа о назначении ответственных за соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности         26 Издание приказа о назначении материально-ответственных лиц        
Ответ №3
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился,что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не былталантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошимпедагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
А.С. Макаренко
В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя системаработы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы,которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональномустановлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив воглаве с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.
Около полутора веков назад немецкий общественный деятельи создатель детских садов Фридрих Фребель назвал дошкольное учреждение«садом», считая, что ребенок подобен цветку и его развитие зависит отвнимательного и заботливого ухода. А воспитатели – неустанные садовники,любовно и бережно растящие эти сокровища.
Старший воспитатель ДОУ с самого первого дня ориентируетпедагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами иприемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания. Одна из основныхфункций старшего воспитателя – оказание помощи в организации педагогическогопроцесса.
В работе с воспитателями, старший воспитатель долженвсегда учитывать три аспекта:
«Старший воспитатель – воспитатель» – созданиеусловий для работы, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками;
«Воспитатель– ребенок и его родитель» –формирование и поддержание авторитета педагога, уважения, интереса к нему удетей и их родителей;
«Воспитатель– коллега» – оказание всемернойподдержки со стороны коллег.
Советы старшему воспитателю ДОУ для успешной работы спедагогами
Систематически совершенствуйте свой стиль работы,анализируйте и устраняйте недостатки, ищите новые, более рациональные формы иметоды деятельности.
Авторитет старшего воспитателя определяется егокомпетентностью и деловитостью, общей культурой, способностью показать другимпример в работе.
Учитесь своевременно принимать решения, в которых должныбыть сформулированы конкретные цели и задачи работы коллектива, наиболееактуальные в настоящее время. Решения, направленные на достижения показныхрезультатов, расхолаживают коллектив и мешают его сплочению.
Развивайте, формируйте способность располагать к себелюдей. Привлечь людей можно глубокими теоретическими и практическими знаниямипсихологии ребенка, доброжелательным, уважительным, ровным и справедливымотношением к людям, умением помочь им в работе. Не забывайте своевременноотмечать инициативу и достижения в работе воспитателей, поблагодарить их вприсутствии других сотрудников за хорошую работу.
Распределяйте поручения и задания между воспитателямисоответственно их опыту, способностям и старанию.
Учитесь распределять обязанности, распоряжаться иконтролировать, поощрять и взыскивать, опираться на силу общественного мненияколлектива. Требовательность должна быть систематичной. Эпизодическаятребовательность чревата конфликтами и не дает нужных результатов.
Распоряжения давайте в форме поручений и просьб. Онидолжны быть предельно четкими и ясными. Изложите требование к качеству работы,ее объему и сроку исполнения.
Дисциплинарные требования должны быть одинаковы ко всем.Требования к качеству работы предъявляйте с учетом возможностей воспитателя.Непосильные требования вызывают протест, портят людям настроение.
Главный путь познания воспитателя – наблюдение и анализего деятельности. Оценивайте людей исключительно по их делам.
Никогда не теряйте самообладание. Всплески раздражениявоздействуют на воспитателя меньше, чем спокойный, тактичный анализ егоповедения. Невыдержанность, крикливость – свидетельство низкой культуры,признак его слабости, а не силы.
От вас, вашего поведения, в первую очередь зависитсоздание бодрой, жизнерадостной атмосферы в детском саду. Настроениевоспитателей зависит от успешности его работы, теплоты общения и взаимопомощи вколлективе. Равное обращение со всеми членами коллектива – одно из главныхусловий сплочения. Будьте оптимистичны и в сложных ситуациях не теряйтебодрости духа: это вселяет в воспитателей уверенность в успех дела.
Учитесь правильно реагировать на критику. Услышав о себенелестное мнение, терпеливо опровергайте его делами и только делами, тогда людилегко разберутся, где истина и где ложь.
Рационально организуйте свой труд, планируйте работу.Приучайте себя и других соблюдать установленный распорядок дня. Никогда иникуда не опаздывайте и требуйте этого от других.
Контролируйте выполнение поручений, заданий, принятыхрешений: отсутствие контроля может навести воспитателей на мысль о ненужностивыполняемой работы; в то же время следует избегать мелочной опеки надпедагогами. Если в вашем коллективе имеется хоть один недобросовестныйработник, сделайте все необходимое, чтобы заставить его работать, иначе онможет подорвать дисциплину во всем коллективе.
Организация прогулки
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значениедля физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступнымсредством закаливания детского организма. Она способствует повышению еговыносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды,особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движенияусиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Детиучатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными,ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения инавыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во времяпребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений изнаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличногодвижения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений вприроде, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарнуюзависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые онистремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяетпредставления об окружающем, будит мысль и воображение детей Дыбина О.В., ЕникО.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельнойдеятельности детей старшего дошкольного возраста. — М.: Центр педагогическогообразования, 2008. — с. 54.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственноговоспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, егодостопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строяткрасивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективныйхарактер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилосьудобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию удетей любви к родному городу.
Старшие дошкольники трудятся в цветнике — сажают цветы,поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережноеотношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок,форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика — все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Таким образом, правильно организованные и продуманныепрогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Дляпребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день.Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского садапредусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — послеполдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.
Для осуществления задач всестороннего развития иорганизации разнообразной деятельности детей большое значение имеетозелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиямиспланированный и оборудованный участок.
Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагалаотдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участкевыделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровнаяплощадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игри игр с различными игрушками.
На участке должно быть оборудование для развитиядвижений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные),бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках,метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошообработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кромепостоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствиис намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, покоторым дети могут кататься на велосипедах, автомобилях Зебзеева В.А.Организация режимных процессов в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — с. 37..
Помимо игровых площадок на участке необходимо иметьзакрытые беседки для защиты от дождя и солнца.
В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяныедорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитательзаранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощьюигрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулкисодержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратитьмного времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этогонеобходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужнапросторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточнымчислом банкеток и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, одеть рейтузыили обувь и не мешать при этом другим детям.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеватьсясамостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они одеваютрейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении спрогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая,однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детейвыработаются навыки одевания и раздевания и они будут делать это быстро иаккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнутьпуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы ониоказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу.Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны домапредоставлять детям больше самостоятельности Зебзеева В.А. Организация режимныхпроцессов в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — с. 37..
Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит сними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их квоспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр изанятий на воздухе.
Планирование содержания деятельности детей на прогулкезависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Ведущее место на прогулке отводится играм,преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимаетсяумственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижнаяигра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгимсидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурногозанятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ееокончания.
Окружающая жизнь и природа дают возможность дляорганизации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратитьвнимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами.Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизидетского сада, например за строителями.
Во время прогулки, воспитатель следит за тем, чтобы вседети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей,кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитательорганизует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Передвходом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума,аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводяткостюм и прическу в порядок и идут в группу.
Воспитатель организует наблюдения детей за общественнойжизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуютсяцелевые прогулки.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальнуюработу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других-- упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагиваниечерез деревья, сбегание с пригорков Зебзеева В.А. Практика в подготовкеспециалистов дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — с. 63..
На прогулках осуществляется работа и по развитию речиребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудногодля произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова имелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Старший воспитатель должен тщательно изучать работукаждого педагога, организовывать работу воспитателей, используя различныеметоды: индивидуальные беседы, посещение занятий педагогов, круглые столы,педагогические совещания и т. п.
Целевой просмотр и анализ занятий дает возможность, содной стороны, глубоко изучить положительные и отрицательные моменты в работепедагога, с другой — помогать воспитателю в руководстве проведения занятий.Каждое целевое посещение должно заканчиваться беседой с воспитателем, впроцессе которой анализируются положительные стороны и недостатки в его работе.
Старший воспитатель должен уметь прогнозировать развитиепроцесса воспитания и обучения. Важно не только выявить несоответствие междупрактикой и требованиями программы, но и своевременно оказать помощь,подсказать, найти пути улучшения учебно — воспитательного процесса.
Формы и методы контроля старшего воспитателя разнообразны:беседа с воспитателями и последующее посещение групповых занятий и режимныхмоментов, изучение документации и календарных планов, анализ детскойпродуктивной деятельности, беседы с детьми, диагностика уровней знаний умений инавыков.
Процесс отслеживания работы в детском саду складываетсяиз единства трех стадий: — сбор информации, т.е. установление и выявлениефактов воспитательно-образовательного процесса; — Анализ собранного материала,его оценка; -Выработка мероприятий, направленных на улучшение существующегоположения в ДОУ и в определенной возрастной группе, каждого ребенка вотдельности.
Старший воспитатель должен при необходимости напомнитьвоспитателю, организующему прогулку, о нормах её проведения:
ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ
Определить вид прогулки.
Установить цель.
Разработать маршрут, ознакомиться с ним.
Выбрать место проведения.
Определить затраты времени на прогулку.
Разработать задание.
Наметить виды деятельности учащихся.
Составить конспект прогулки.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ
Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувьсоответствовали погоде.
Сообщить цель прогулки.
Рассказать о маршруте и заданиях.
Указать порядок следования по маршруту.
Назначить ответственных.
Провести инструктаж по ТБ.
Оперативная (предупредительная) проверка носит выборочныйхарактер, и включат проверку работу отдельных воспитателей и режимных моментов.Проблемы решаются сразу и воспитателям даются рекомендации по устранениювыявленных недостатков ( материалы хранятся в течение года).Предупредительный — предупреждает организационные ошибки и недостатки. Н – р.: наличие выносногоматериала на прогулке, организация маршрута прогулки детей по территориидетского сада, к нему же относится и проверка планов работы с детьми.
После проведения прогулки старший воспитатель долженпровести беседу с воспитателем группы (в отсутствии детей, после окончаниярабочей смены). Изначально воспитатель должен поэтапно рассказать о проведениипрогулки. Старший воспитатель должен указать на «пробелы» педагога в его воспитательнойдеятельности), тем самым стимулируя желание педагога повышать своипедагогические знания умения и навыки.
Для выявления педагогической компетенции и уровня оценки,старший воспитатель должен подготовить перечень контрольных вопросов, следуякоторым будет строиться целевая беседа.
Дата проведения______________________________________________
Группа (возраст)______________________________________________
Ф.И.О. воспитателя ____________________________________________
Цель посещения____________________________________________
Начало и окончание занятия (длительность)________________________
Количество детей___________________________________________
Вид занятия___________________________________________________
Тема занятия__________________________________________________
Программное содержание_______________________________________N п/п Вопросы на контроле Уровень оценки высокий средний низкий 1 Создание условий:       1.1 Организация обстановки       1.2 Соблюдение гигиенических требований       2 Соответствует ли содержание занятия:       2.1 Программе данной возрастной группы       2.2 Времени года       2.3 Изобразительным возможностям детей       3 Сочетание нового и знакомого детям, связь с предыдущими занятиями       3.1 Эмоционально-творческая нагрузка       3.2 Учебная нагрузка       3.3 Воспитательное и познавательное значение содержания занятия       4 Организация занятия:       4.1 Качество материалов       4.2 Наглядных пособий       4.3 Подготовленность детей       4.4 Подготовленность воспитателя       5 Методика проведения занятия       5.1 Сочетание       5.2 Разнообразие       5.3 Соответствие цели развитию детей       5.4 Использование элементов проблемности       6 Речь воспитателя на занятии:       6.1 Точно ли, правильно ли были выражены мысли       6.2 Тон воспитателя       6.3 Темп       64 Эмоциональность       6.5 Образность       6.6 Использование специальной терминологии       7 Отношение воспитателя к детям (позиция, стиль и форма руководства):       7.1 Поощрения       7.2 Анализ       7.3 Активизация       7.4 Исправление ошибок       8 Длительность занятия:       8.1 По этапам       8.2 В целом       9 Поведение детей на занятии       9.1 Организованность       9.2 Самостоятельность       9.3 Заинтересованность       9.4 Наличие у них чувства времени       9.5 Темп работы       10 Деятельность детей       10.1 Активность       10.2 Уровень интереса       10.3 Темп деятельности       10.4 Наличие навыков самостоятельности       11 Уровень сформированности учебной деятельности:       11.1 Умение слушать и слышать       11.2 Следовать указаниям воспитателя       11.3 Проявлять инициативу       11.4 Использование в речи специальных терминов       12 Анализ детских работ(после прогулки)       12.1 Умение работать в соответствии с полученными указаниями       12.2 Технические навыки и умения       12.3 Изобразительные навыки и умения       12.4 Творческий подход к решению поставленной задачи       12.5 Тщательность или небрежность работы       13 Качество технических навыков и умений детей       14 Использование игровых приемов на занятии       15 Умственная игровая активность детей на занятии       16 Рациональность использования времени       17 Выполнение программных задач       18 Выполнение предыдущих рекомендаций      

Литература
1. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И.,Саморуковой П. Г. – М.: Просвещение, 2001
2.Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательноеучреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2003.
3. Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам нагод. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 14—21.
4. Белая К.Ю. Планирование 300 ответов на вопросызаведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003.
5. Белая К.Ю. От сентября до сентября. М.: АСТ, 1998.
6. Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальныепланы ДОУ). Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 21—27.
7. Поздняк Л. Планирование работы дошкольного учреждения// Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. М.,1994. С. 27—36.
8. Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. Образовательнаясреда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольноговозраста. — М.: Центр педагогического образования, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.