Реферат по предмету "Государство и право"


Образование РСФСР, Конституция РСФСР

Содержание
Введение                                                                                                          3
1.  Образование СССР                                                                        4
2.  Конституция СССР1924 г.                                                                   17
3.  Конституция РСФСР1925 г.                                                         22
Заключение
Списоклитературы

Введение
Россия представляет собойособую цивилизацию, вырабо­тавшую на протяжении веков свой собственный, неповторяю­щийся в других цивилизациях способ сосуществования наро­дов. Здесьлюбое изменение общественного устройства являет­ся национальной проблемой и неможет быть сведено лишь к политической, социальной или экономической стороне (вэтом отличие революции в России от других великих революций — в Англии иФранции). С другой стороны — решение любой про­блемы национальной политики вРоссии реализуется через из­менение государственного устройства, экономическогоили со­циального порядка.
Термин «национальный» мыприменяем как условный, т.к. в Российской империи большинство народов, включаярусский, находились на донациональной стадии развития общества и культуры,поскольку нация — продукт развитого буржуазного общества. Поэтому, строгоговоря, в массовом сознании и по­литической мысли не было национализма Он культивировалсяв узких кругах буржуазной интеллигенции, и за ним всегда стояли скрытыесоциально-политические интересы. Например, украинский национализм конца XIX в. создавался при актив­номучастии русской радикальной интеллигенции, которая ви­дела в нем оружие противцаризма.
В ходе борьбы с государством вот уже более века «национа­льныйвопрос» — один из наиболее идеологизированных, он построен на мифах. ИРоссийская империя, и СССР одними представляются как «тюрьма народов», другими- как земной рай «семьи народов». Оба эти мифа мешают познанию и пони­маниюистины.
В данной работе были использованы учебные пособия по историигосударства и права России, статьи из периодической литературы, а такжедокументы, позволяющие раскрыть сущность проблем, возникших при образованииСССР и принятии первой Конституции СССР.

1. Образование СССР
До образования СССРвзаимоотношения республик прошли ряд эта­пов и форм. В годы граждан­ской войныи иностранной войной интервенции, когда главным вопро­сом был военный,отношения республик приняли форму военного сою­за. На следующем этапе с конца1920 г. и до образования СССР, когда вопросы восстановления разрушенногохозяйства стали главными, воен­ный союз был дополнен хозяйственным союзом.Отношения между рес­публиками приняли характер двусторонних договорныхотношений. Так, в декабре 1920 г. был заключен союзный договор между РСФСР иУкраиной, в январе 1921 г. аналогичный договор был заключен между РСФСР и БССР,а также с другими советскими республиками1. Союзные договоры междусоветскими республиками являлись правовым оформ­лением их военно-хозяйственногосоюза. В период военного союза дого­воры подобного рода между республиками незаключались. По сравне­нию с периодом военного союза, когда объединялись пятьнародных комиссариатов, был сделан новый шаг вперед: союзные договоры преду­сматривалиобъединение двух новых органов государственного управле­ния — Народныхкомиссариатов внешней торговли и почт и телеграфов. Но и объединение старых пятинаркоматов происходило на новой каче­ственной основе — они объединялись схозяйственными целями, тогда как раньше только с оборонными. Союзные договорыпослужили пра­вовой основой для создания не только объединенных органовгосударст­венного управления договаривающихся республик, но и органа государ­ственнойвласти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представи­телей договаривающихсясоветских республик.
Важную роль в сближении республик сыграл их дипломатическийсоюз. Председатель ВЦИК М.И. Калинин 17 января 1922 г. обратился к советскимреспубликам с телеграммой, в которой говорилось, что рос­сийское правительствосчитает невозможным участие в конференции в Генуе без советских республик иДальневосточной республики. 22 февраля 1922 г. в Москве было созвано совещаниепредставителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии, ДВР,Бухар­ской и Хорезмской советских республик. Представители республик подписалипротокол о передаче РСФСР права представлять и защищать интересы всехреспублик, выступать от их имени на Генуэзской конфе­ренции, а также заключатьот имени всех республик международные договоры и соглашения как с государствами- участниками конферен­ции, так и со всеми другими. Это позволило прорватьдипломатическую блокаду, заключив договор с Германией 16 апреля 1922 г.
Большим событием,предшествовавшим и способствовавшим образо­ванию СССР, было созданиеЗакавказской Федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию. Причины,диктовавшие объединение закавказских республик, были следующие:
1) экономическая необходи­мостьобъединения хозяйственных ресурсов этих республик,
2) улучше­ние отношениймежду народами Закавказья.
12 марта 1922 г. вТифлисе состоялась конференция центральных исполнительных комитетов совет­скихреспублик Закавказья, на которой был подписан договор о созда­нии федеративногосоюза Закавказских республик. В него вошли Азер­байджан, Армения, Грузия.Образование ЗСФСР имело еще и то значе­ние, что это был первый опыт по созданиюсоюзного федеративного советского государства, субъектами которого являлисьсоюзные респуб­лики.
Единство внутренней ивнешней политики республик до образования СССР обеспечивалось организационнымединством правящей Коммуни­стической партии, объединявшей коммунистов всехреспублик, а также однотипностью политической основы республик. Велика былароль РСФСР, которая оказывала республикам бескорыстную военную, эко­номическую,культурную, дипломатическую и иную помощь. Республи­ки широко использовалигосударственно-правовой опыт РСФСР. Хозяй­ственный союз советских республикспособствовал более тесному сбли­жению республик и подвел их к необходимостиполитического объеди­нения — создания СССР. Старые договорные отношения ужеисчерпали себя.
Образование СССРопределялось серьезными причинами. Прежде всего необходимо было объединитьскудные в то время экономические ресурсы республик для более успешноговосстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа.Следовало объе­динить финансы, транспорт, средства связи, осуществлять планированиенародного хозяйства в масштабе всей страны. Нужно было учитывать и историческисложившееся разделение труда между отдельными эконо­мическими районами страны.Необходимо было также ликвидировать вековую отсталость национальных окраин.Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнеерешать и внешнеполитические задачи: и оборонные, и дипломатические. Полити­ческойпредпосылкой образования СССР являлось наличие в республи­ках диктатурыпролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность насредства производства1.
Вопрос о более тесныхвзаимоотношениях между республиками был поставлен по инициативе самихреспублик. За его создание высказались представительные органы всех будущихсубъектов федерации. Выдвига­лись различные предложения по созданию будущегогосударства. Одни развивали мысль о создании конфедерации союзных республик.Другие предлагали ликвидировать РСФСР и дать возможность автономным рес­публикамвойти в создаваемое государство в качестве его субъектов наравне с союзнымиреспубликами. Третьи выступали с идеей уп­разднения ЗСФСР и предоставленияАзербайджану, Армении и Гру­зии права непосредственного вступления в составнового государ­ства. Весьма популярным было мнение о вхождении в состав РСФСРсоюзных республик на правах автономных республик и превращение органов власти иуправления РСФСР в органы власти и управления все­го вновь образуемогогосударства. Это предложение получило извест­ность как предложение об«автономизации».
В августе 1922 г. Оргбюро по поручению Политбюро ЦК РКП (б)создало комиссию, которой было дано задание подготовить к очередно­му пленумуЦК вопрос об усовершенствовании федеративных отноше­ний между РСФСР и другимиреспубликами. Председателем комиссии был В.В. Куйбышев. В нее также вошлипредставители республик. Член комиссии И.В. Сталин разработал проект резолюциикомиссии, по которому Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия входи­лив состав РСФСР на правах автономных республик. Этот проект под­держали ЦКкомпартий Азербайджана, Армении. ЦК компартии Грузии выступил против проекта.ЦК компартии Белоруссии считал возмож­ным сохранить договорные отношения. Средируководства Украины не было единого мнения. Секретарь ЦК компартии Украины Д.З.Мануильский был за проект, а председатель СНК Украины и член комиссии оргбюроЦК РКП (б) Х.Г. Раковский был решительно против него. На заседании комиссииОргбюро в сентябре 1922 г. был принят проект Сталина. В.И. Ленин решительновыступил против предложения об «автономизации», за равноправие республик. Вписьме Л.Б. Каменеву для членов Политбюро ЦК РКП (б) от 26 сентября 1922 г. онподчерки­вал: «По-моему, вопрос архиважный… мы признаем себя равно­правнымис Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новуюфедерацию «Союз Советских Республик Европы и Азии». Далее В.И. Ленин писал онеобходимости создания общефеде­рального ЦИК, общефедеральных наркоматов. Неимея возможности из-за болезни участвовать в работе Октябрьского (1922 г.)Пленума ЦК, решавшего вопрос о взаимоотношениях республик, В.И. Ленин пишет 6октября 1922 г. записку «О борьбе с великодержавным шовинизмом», в которойвновь отстаивает идею равноправия республик и в деятельности органов властибудущего союза республик. Он писал: «Надо абсолютно настоять, чтобы в союзномЦИКе председательствовали по очереди рус­ский, украинец, грузин и т.д.Абсолютно». 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) одобрил ленинские предложения осоздании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных союзныхреспублик в составе: РСФСР, Украины, Белоруссии, ЗСФСР. В течение октября — декабря 1922 г. идея образования СССР была одобрена партийными игосударственными органами всех союзных республик1.
Состоявшаяся 29 декабря1922 г. под председательством М.И. Кали­нина конференция полномочныхпредставителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСРодобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.открылся Iсъезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юри­дическиоформил образование СССР. В повестке работы съезда стояли два вопроса:
1) утверждение Декларацииоб образовании СССР и союз­ного Договора;
2) выборы ЦИК СССР.
Доклад о декларации иДоговоре об образовании СССР сделал на съезде И.В. Сталин. Съезд по предло­жениюМ.В. Фрунзе в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Крометого, съезд решил передать Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрениеЦИК союзных республик с тем, чтобы отзывы союзных республик были представленыЦИК Союза ССР к ближайшей очередной его сессии. Это еще раз показывает, на­сколькосерьезно учитывались мнения республик, как всемерно подчер­кивалось ихравноправие.
Первыми председателямиЦИК СССР были избраны на 1 Всесоюзном съезде Советов председатели ЦИК союзныхреспублик: М.И. Калинин, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов.Исполнительным ор­ганом СССР являлся СНК СССР. Первое правительство СССР былооб­разовано ЦИК СССР в июле 1923 г. во главе с В.И. Лениным. Первыми субъектамиСССР являлись четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.
В дальнейшем СССРразвивался, пополнялся новыми субъектами. Первый этап развития Союза ССР связанс национально-государствен­ным размежеванием в Средней Азии, созданиемнациональной государ­ственности ее народов и появлением новых союзных республик,вошед­ших в состав СССР. До национально-государственного размежевания натерритории Средней Азии были следующие государства: Хорезмская и Бухарскаянародные советские республики, а также Туркестанская АССР, входившая в РСФСР.Как известно, БНСР и ХНСР не вошли в состав СССР по причине того (как тогдаобъясняли), что они не были социалистическими. Но таковыми тогда были всереспублики. Эти три государства сложились в рамках прежнего административногоделения, не учитывавшего расселения народов Средней Азии. Получилось так, чтоузбеки и туркмены проживали во всех трех государствах. Причем 66,5% узбековнаходилось в Туркестанской АССР; 22,2% — в БНСР и 11,3% — в ХНСР; туркменов — соответственно 43,2; 27; 29,8%. Таджики оказались на территории Туркестанской АССР(47,7%) и БНСР (52,3%). В развитии экономики и культуры Средней Азии большуюроль сыг­рала РСФСР и в частности ее договоры с ХНСР (1920 г.) и БНСР (1921г.).
Условия для проведениянационально-государственного размежева­ния Средней Азии сложились к 1924 г. Кэтому времени были разгром­лены основные силы басмачества и установиласьотносительно мирная обстановка. Можно было заняться проблемаминационально-государст­венного строительства. Еще ранее укреплялисьэкономические связи. На конференции представителей Туркестанской АССР, ХНСР иБНСР в 1923 г. было создано Среднеазиатское экономическое совещание дляосуществления планирования развития народного хозяйства трех рес­публик. Былатакже проведена унификация денежной системы трех республик и образованы органыуправления транспортом, внешней тор­говлей и т.д. В феврале — марте 1924 г.советские и партийные органы трех республик высказались за созданиенациональных государств. 28 треля 1924 г. Средазбюро ЦК РКЩб) по докладампредставителей Бухарской и Хорезмской республик, Туркестанской и КиргизскойКазахской) АССР признало своевременным и целесообразным разделениесреднеазиатских республик по национальному признаку. 12 июня 1924 г. ЦК РКП (б)приняло постановление «О национальном размеже­вании республик Средней Азии(Туркестана, Бухары и Хорезма)». В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаиСоветов принимают постановления о националь­но-государственном объединениинародов Средней Азии. 14 октября 1924 г. ВЦИК РСФСР утвердил постановление ЦИКТуркестанской АССР о национально-государственном размежевании. А 27 октября ЦИКСССР принял постановление «О размежевании советских рес­публик в Средней Азии ио вхождении в Союз ССР Узбекской Совет­ской Социалистической Республики иТуркменской Советской Социа­листической Республики», в котором одобрилпостановления верховных органов республик Средней Азии и РСФСР о национальномгосударст­венном размежевании и образовании новых советских республик и ав­тономныхобластей1. Таким образом, идеянационально-государственного размежевания Средней Азии получила юридическоеоформление.
В результатенационально-государственного размежевания на терри­тории бывших ТуркестанскойАССР, Бухарской и Хорезмской респуб­лик были созданы: Узбекская ССР,Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, а также двеавтономные области: Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской) АССР иКара-Киргизская в составе РСФСР. Киргизская (Казахская) АССР в то время входилав состав РСФСР. Для проведения подготовительной работы (организации ипроведения выборов в органы власти и т.д.) в республи­ках Средней Азии былисозданы революционные комитеты. На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездахСоветов в феврале 1925 г. были приняты Декларации об образовании Узбекской ССР(17 февраля) и Туркменской ССР (20 февраля). Здесь же принимаются решения овхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР. Были созданы ЦИК и СНКэтих республик. Первым председателем ЦИК Уз­бекской ССР был избран Ю. Ахунбаев,а председателем СНК стал Ф. Ходжаев. ЦИК Туркменской ССР возглавил Н. Айтанов,а СНК — К. Атабаев.
13 мая 1925 г. III съезд Советов СССРудовлетворил просьбы Узбек­ской ССР и Туркменской ССР и принял их в составСССР, распростра­нив на них «… действие договора об образовании Союза СССР».Таким образом, СССР увеличился еще на два члена. Теперь в Союзе ССР ста­ло 6союзных республик. В 1929 г. присоединением к Таджикской АССР из составаУзбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, былзавершен процесс объединения тад­жикских земель в единое национальное советскоегосударство. 15 ок­тября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принялДекларацию, в которой в полном согласии с трудящимися Узбекистана провозгласилвыход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР, которая «…добровольно входит в Союз Советских Социалистиче­ских Республик на правахполноправного члена». Председателем ЦИК Таджикской ССР был избран Н. Максум. 5декабря 1929 г. ЦИК СССР постановил: «I. Действие договора об образовании СССРраспростра­нить на Таджикскую Социалистическую Советскую Республику». 17 марта1931 г. VI съезд Советов Союза ССР принял в свой состав нового субъекта — Таджикскую ССР. Отныне в составе союзного советского государства стало 7членов.
Часто, освещая проблемунационально-государственного размежева­ния, ограничивают ее рамками СреднейАзии. Однако нужно сказать, что это более широкая проблема и географически.Возник вопрос о включении в состав Белорусской ССР территорий СССР, населенныхпреимущественно белорусами. Состоявшийся в марте 1923 г. VII съезд компартииБелоруссии в резолюции по национальному вопросу прямо отмечал, что быстровозродить Белоруссию можно, лишь включив в территорию Белоруссии родственные ейсоседние районы. В мае 1923 г. это предложение было одобрено ЦК РКП (б). Дляпрактического реше­ния вопроса Президиум ЦИК СССР создал из представителейРСФСР и БССР комиссию под председательством А.С. Енукидзе1.Материалы ко­миссии были положены в основу соглашения ЦИК РСФСР и БССР, наосновании которого ВЦИК 3 марта 1924 г. издал декрет о передаче БССР восьми уездовВитебской губернии, значительной части Гомель­ской губернии и части Смоленскойгубернии, основное население кото­рых составляли белорусы. 7 марта 1924 г.Президиум ЦИК СССР в по­становлении по этому поводу отмечал, что это сталовозможным в ре­зультате братских отношений народов, населяющих СССР. ТерриторияБелоруссии в результате увеличилась более чем в два раза, а числен­ностьнаселения — с 1555 тыс. до 4171 тыс. человек, причем белорусы составляли 70,4%.Передаваемые Белоруссии территории были по сво­ему экономическому развитию вышетерриторий Белоруссии.
Вхождение РСФСР в составСССР изменило ее правовой статус. Из независимого государства она превратиласьв субъект федеративного государства, передав ему часть своих полномочий.Начался довольно длительный период истории РСФСР в составе СССР до декабря 1991г.
Известный специалист повопросам национально-государственного строительства О.И. Чистяков считает, чтов 1921-1922 гг. завершилось становление РСФСР как федеративного государства.Особенно широко процесс становления автономных республик и областей шел наКавказе и в Сибири.
В 1921 г. были образованыДагестанская АССР, Горская АССР, Крымская АССР, в 1922 г. — Якутская АССР, в1923 г. — Бурят-Монгольская АССР, объединив бурят-монгольские области РСФСР;ДВР; Карельская АССР (преобразована из Карельской трудовой комму­ны); АССРнемцев Поволжья (преобразована из автономной области). В Горскую АССР входилитерритории, на которых проживали чеченцы, осетины, ингуши, кабардинцы,балкарцы, карачаевцы. IV съезд Советов Кабардинского округа решил вопросо выделении Кабарды в автоном­ную область. ВЦИК 1 сентября 1921 г. принялпостановление о создании Кабардинской автономной области. В том же 1921 г. изГорской, АССР выделился Балкарский округ и, объединившись с Кабардинскойавтономной областью, составил Кабардино-Балкарскую автономную область. ИзГорской АССР выделился Чеченский округ и по постанов­лению Президиума ВЦИК вноябре 1922 г. создается Чеченская авто­номная область. На карачаевскойтерритории, выделившейся из Горской АССР, и черкесской, выделившейся изКубано-Черноморской области, декретом ВЦИК от 12 января 1922 г. была созданаКарачаево-Черкесская автономная область. 7 июля 1924 г. с упразднением ГорскойАССР создаются Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. 22 августа1921 г. образуется автономная область Коми, 1 июня 1922 г. — Ойротскаяавтономная область.
В 1923 г. в РСФСР входило11 автономных республик, 14 автоном­ных областей, 63 губернии и области.Областной съезд Чувашской ав­тономной области принял решение о преобразованииее в автономную республику, и ВЦИК по ее просьбе 21 апреля 1925 г. издал декрето преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую АССР. 15 июня 1925 г.Президиум ВЦИК «в соответствии с волей трудящихся Киргизской АССР, выраженнойна V съезде СоветовКиргизской АССР», постановил о переименовании Киргизской АССР в Казахскую АССР.С этого времени она именуется Казахской республикой. 25 мая 1925 г.постановлением ВЦИК Кара-Киргизская автономная область была переименована вКиргизскую автономную область, которая 1 фев­раля 1926 г. была преобразована вКиргизскую АССР. В 1928 г. созда­ется Мордовский округ в составеСредне-Волжского края. В 1926 г. из Карачаево-Черкесской автономной областивыделился Черкесский на­циональный округ, преобразованный в 1928 г. вЧеркесскую автоном­ную область в составе Ставропольского края. Для народовСевера, от­личающихся особым национальным составом и бытом, также стали соз­даватьсянациональные округа. Первый такой округ, Коми-Пермяцкий, был учрежден в 1925 г1.Как видим, национально-государственный во­прос в РСФСР решался в разных формах.
Таким образом, РСФСР впериод нэпа представляла собой сложное национально-государственное образование.
До образования СССР,когда РСФСР была самостоятельным госу­дарством, ее взаимоотношения савтономными республиками строились следующим образом: иностранные дела ивнешняя торговля целиком относились к компетенции РСФСР, военные дела такжеотносились к ведению РСФСР, хотя в республиках и создавались свои военные ко­миссариаты.Вопросы продовольствия, финансов, труда, РКИ, СНХ, путей сообщения, почты ителеграфа находились в совместной компе­тенции РСФСР и автономных республик.Остальные вопросы республики решали самостоятельно. В целом автономные областиобладали теми же правами, что и губернии. Однако в отличие от губернийавтономные области, также как и автономные республики, имели свои представи­тельствав Москве и использовали язык коренной национальности в государственномделопроизводстве. Границы территорий автономных 3 республик и областей обычноуказывались в актах об их создании. Иногда они устанавливались в общих чертах суточнением впоследствии, в ряде случаев ВЦИК поручал своей Административнойкомиссии определить границы.
С созданием СССР РСФСРвошла в состав союзного государства на, правах члена федерации. Она передала введение СССР внешние сно­шения, внешнюю торговлю, организацию и руководствовооруженными силами и т.д. Правовой статус автономных республик и областейРСФСР регулировался гл. 4 Конституции РСФСР 1925 г. Автономные республики имелиправо принимать на своих съездах Советов Основные, Законы (Конституции),подлежащие утверждению ВЦИК и Все­российским съездом Советов. Закреплялисьсистема органов власти и управления автономных республик, право изданиязаконодательных ак­тов, имевших обязательную силу на территории автономнойреспубли­ки. Положения об автономных областях принимались их съездами Со­ветови утверждались ВЦИК. Высшим органом власти автономных рес­публик являлисьсъезды Советов республик, а в период между съезда­ми — избираемые ими ЦИК. ЦИКавтономных республик и областные исполнительные комитеты избирали из своейсреды президиумы, кото­рые в период между сессиями ЦИК и исполкомов являлисьвысшими органами власти. ЦИК автономных республик образовывали свои ис­полнительныеорганы — СНК в составе председателя СНК и народных комиссаров: внутренних дел,юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия и социального обеспечения, атакже народных комиссаров объединенных комиссариатов РСФСР: финансов, труда,внутренней тор­говли, РКИ, ВСНХ. Конституция предоставила автономным республи­камправо в зависимости от местных условий сокращать количество народныхкомиссариатов и соответственно изменять состав СНК. Кон­ституция РСФСР 1925 г.закрепила Российскую республику как госу­дарство, строящееся на основефедерации национальных советских рес­публик. По Конституции за гражданами РСФСРпризнавалось право свободного пользования родным языком на съездах, в суде,управлении и общественной жизни. Национальным меньшинствам обеспечивалось правообучения на родном языке в школе. К ведению Всероссийского съезда Советов иВЦИК были отнесены вопросы установления границ автономных республик, разрешенияспоров между ними, а также между автономными республиками и другими частямифедерации. Конституция признавала право за отдельными национальностями навыделение по решению их съездов Советов в автономные республики и области с ут­верждениемвысших органов РСФСР. Автономные республики и облас­ти имели своихпредставителей во ВЦИК и в Совете национальностей ЦИК СССР1.
В 1924 г. в составеУкраинской ССР была образована Молдавская АССР, в которую вошли молдаване,проживавшие на левом берегу Дне­стра. Большая часть молдаван проживала натерритории Бессарабии, захваченной в 1918 г. Румынией. В составеАзербайджанской ССР 7 июля 1923 г. была образована Нагорно-Карабахскаяавтономная об­ласть, а 9 февраля 1924 г. — Нахичеванская АССР. 16 июля 1921 г.Рев­ком Грузии издал декрет об образовании в составе Грузии Аджарской АССР, 16декабря 1921 г. на основе «Союзного договора между ССР Грузии и ССР Абхазии»Абхазская ССР вошла в состав Грузии. Декре­том ЦИК и СНК Грузии от апреля 1922г. в составе Грузии была созда­на Юго-Осетинская автономная область.

2. Конституция СССР 1924г.
Декларация об образованииСССР и Договор об образова­нии СССР стали основой Конституции СССР 1924 г.Первый съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию лишь в основном ипередал их на рассмотрение ЦИКов союзных рес­публик.
В январе 1923 г.Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частейбудущей Консти­туции. Началась работа над проектом и в союзных республиках.Вновь вносились предложения, отвергнутые в ходе созда­ния СССР: о ликвидацииРСФСР и непосредственном вхожде­нии в состав СССР ее автономных республик; опредоставле­нии республикам Закавказья права непосредственного вхожде­ния вСССР и т.д.
Важное значение дляразработки Конституции СССР имел XII съезд РКП (б) (апрель 1923 г.). Съезд отметилнеобходи­мость создания специального органа представительства на­циональностейна началах равенства. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционнуюкомиссию в со­ставе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзныхреспублик1.
Совещание представителейнациональных республик и об­ластей высказалось за создание второй палаты ЦИКСССР из представителей союзных и автономных республик, дало назва­ние двумбудущим палатам ЦИК СССР — Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещаниевысказалось за равенство палат, право обеих на законодательную инициативу.
26-27 июня 1923 г. проектКонституции СССР был одобрен Пленумом ЦК РКП (б). Специальные сессии ЦИКовреспублик обсудили и утвердили проект Конституции СССР. 6 июля 1923г. ЦИК СССРединогласно одобрил проект Конституции СССР и принял постановление «О введениив действие Кон­ституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе1924 г. проект Конституции СССР был одобрен и съез­дами Советов союзныхреспублик. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердилКонституцию СССР.
Конституция СССР 1924 г.непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристикиобщественного уст­ройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избира­тельномправе, местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканскихконституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. — конституционноезакрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик.Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разде­лов: Декларации об образованииСССР и Договора об образовании СССР.
В Декларации отраженыпринципы добровольности и рав­ноправия при объединении республик в Союз ССР. Закаждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. ВДоговоре закреплялось объединение республик в од­но союзное федеративноегосударство. Ведению СССР подлежали: руководство вооруженными силами, внешняяполитика и торговля, общее планирование всего народного хозяйства Союза, единаяденежная и кредитная система, утверждение единого бюджета СССР, руководствотранспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ судоустройства и су­допроизводства,гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мерв области народного здравоохранения и просвещения. Верховные органы СССР ре­шаливопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границсоюзных республик, спорные вопро­сы, возникающие между республиками.
Вне этих пределов каждаясоюзная республика осуществля­ла свою власть самостоятельно. Территория союзныхреспуб­лик не могла быть изменена без их согласия. Конституция ус­танавливаладля граждан союзных республик единое союзное гражданство.
Верховным органом властиСССР являлся съезд советов СССР. Он избирался от городских Советов из расчета 1депу­тат от 25 тыс. избирателей и от губернских или республикан­ских съездовСоветов из расчета 1 депутат от 125 тыс. жителей. В период между съездамивысшим органом власти являлся ЦИк СССР, состоявший из двух равноправных палат:Союзно­го Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет изби­рался съездомСоветов СССР из представителей союзных рес­публик пропорционально населениюкаждой в количестве 414 человек. Они представляли все союзные и автономныереспуб­лики, автономные области и губернии. Совет Национально­стей образовывалсяиз представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одномупредставителю от авто­номных областей и утверждался съездом Советов СССР. Кон­ституцияне устанавливала количественного состава Совета Национальностей. ОбразованныйВторым съездом Советов СССР Совет Национальностей состоял из 100 человек. Союз­ныйСовет и Совет Национальностей для руководства своей работой избирали Президиум.Законопроекты, рассмотренные ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии иходобрения, как Союзным Советом, так и Советом Национальностей. ЦИК СССР неявлялся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. Впериод между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным ираспорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый насовместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21человека1.
Происходило раздельноеголосование палат при выборах Пре­зидиума. ЦИК СССР избирал из состава своегоПрезидиума четырех председателей по числу союзных республик, что такжеподчеркивало их равноправие.
ЦИК СССР образовывалСоветское правительство – Совет Народных Комиссаров СНК СССР являлсяисполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работеответственен перед ним и его Президиумом. В главах о высших органах СССРзакреплено единство законодательной и исполнительной власти.
Для руководства отраслямигосударственного управления создавалось 10 наркоматов СССР: пять общесоюзных(по ино­странным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путейсообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет НародногоХозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции).Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках.Объединенные наркоматы осуществляли руковод­ство на территории союзныхреспублик через одноименные наркоматы. В остальных сферах управление осуществ­лялосьисключительно союзными республиками через соответствующие республиканскиенаркоматы: земледелия, внутренних ] дел, юстиции, просвещения, здравоохранения,социальною обеспечения.
В последние годы влитературе высказывалось мнение, что СССР не был федерацией или что он утратилхарактер федера­тивного государства с установлением «личной диктатуры Ста­лина».Это — идеологические, а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца80-х годов в СССР не было доста­точно сильных сепаратистских настроений, можносделать лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные проти­воречияэффективно разрешались, а подрывные действия мар­гинальных националистическихгрупп подавлялись. Это про­исходит в любой федерации с авторитетной иответственной властью.
Особое значение имелоповышение статуса органов безопасности. Если в РСФСР Государственноеполитическое управление (ГПУ) было подразделением НКВД, то с созданием СССР оноприобретает конституционный статус объединенно­го наркомата — ОГПУ СССР,имеющее своих уполномоченных в республиках. Председатель ОГПУ был членом СовнаркомаСССР (с правом совещательного голоса).
Наркоматы СССРвозглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципыколлегиальности и еди­ноначалия. При наркоме, под его председательством, образо­вываласьколлегия, члены которой назначались СНК СССР1. Народный комиссар имелправо и единолично принимать ре­шения, доводя их до сведения коллегии. Коллегияили ее от­дельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народногокомиссара в СНК СССР, не приостанавливая ис­полнения решения.

3. Конституция РСФСР 1925г.
Конституция РСФСР 1925 г. закрепилаРСФСР как федера­тивное государство с автономными образованиями. На терри­торииРСФСР имели обязательную силу постановления вер­ховных органов СССР в пределах,указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.
Некоторые исследователиполагают, что из задачи внесения частич­ных изменений в Конституцию РСФСР 1918г. выросла задача создания новой Конституции РСФСР1.Однако, следует отметить, что новая Кон­ституция РСФСР 1925 г. многоевосприняла из Конституции РСФСР 1918 г. Мы остановимся главным образом на томновом, что появилось в Конституции РСФСР 1925 г. Появление новой КонституцииРСФСР 1925 г. было связано с необходимостью учета создания СССР, а также спотребностью учесть уже пройденный после 1918 г. путь. Проект Кон­ституциивначале был создан в НКЮ. Конституционную комиссию воз­главлял Д.И. Курский.Затем над проектом работала комиссия Прези­диума ВЦИК. Она привела КонституциюРСФСР в соответствие с Кон­ституцией СССР 1924 г., оформила подробно правовойстатус автоном­ных республик и областей РСФСР. Об этом уже шла речь в даннойгла­ве. Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города исела. Но в дальнейшей работе над этим проектом данное по­ложение было утрачено.Затем проект был передан в СНК РСФСР, где из проекта была исключена «Декларацияправ трудящегося и экс­плуатируемого народа» и введена новая глава «Об основахэкономиче­ского строя РСФСР». Далее проектом вновь занялся Президиум ВЦИК,который из главы «Об основах экономического строя РСФСР» сделал лишь одну статью.Проект Конституции РСФСР обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съездеСоветов и был утвержден 11 мая 1925 г.
По своему содержаниюКонституция СССР 1924 г. и республикан­ские Конституции, в том числе иКонституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга. Тогда имелараспространение концепция единой Советской Конституции. Известный юрист П.И.Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другуюи, вместе взятые, составляют единое неразрывное целое, единую Совет­скую Конституцию.
Конституция РСФСРсостояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Но­вым в Конституции РСФСР 1925 г.было появление главы 4 «Об авто­номных Советских Социалистических республиках иобластях», где был обобщен опыт национально-государственного строительстваРСФСР с 1918 по 1925 г. Опущена была в новой Конституции «Декларация правтрудящегося и эксплуатируемого народа», которая составляла первый разделКонституции РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. закре­пила РСФСР какфедеративное государство с автономными об­разованиями. На этих позициях стоятмногие ученые. Однако есть и иные взгляды на РСФСР как на государство, неявляющееся по своей сущности федеративным государством, а являющееся унитарнымгосу­дарством. В Конституции РСФСР 1925 г. было записано, что РСФСР, входя всостав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в со­ответствии со ст. 1Конституции СССР к ведению органов СССР. Об этом уже говорилось в данной главе.На территории РСФСР имели обя­зательную силу постановления верховных органов СССРв пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компе­тенцииСоюза (ст. 19). Если Конституция РСФСР 1918 г. говорила лишь о первых шагах к«полному переходу фабрик, заводов, рудников, же­лезных дорог и прочих средствпроизводства в собственность государст­ва» и в связи с этим подтверждала законо рабочем контроле и ВСНХ, то Конституция РСФСР 1925 г. прямо записала, чтофабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связисо­ставляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925г. сформулированы задачи. Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача«установления социалистической организации общества и победы социализма во всехстранах», то Конституция РСФСР 1925 г. имела своей задачей «осуществлениекоммунизма», а о других странах ничего не говорилось. В самой Конституции РСФСР1925 г. отмечалось, что она исходит из основных положений «Деклара­ции правтрудящегося и эксплуатируемого народа» и основных начал Конституции РСФСР 1918г. (ст. 1). В Конституции РСФСР 1925 г. получил законодательное закреплениетакой орган власти, как Президи­ум ВЦИК1. О нем было сказано, чтов период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным иконтролирующим орга­ном власти РСФСР является избираемый ВЦИК Президиум ВЦИК.Он, в частности, созывал сессии ВЦИК. По его инициативе могли быть со­званычрезвычайные сессии ВЦИК. Президиум ВЦИК имел право при­останавливать иотменять постановления СНК. Перед ним были ответ­ственны народные комиссары. Вслучае несогласия коллегии с решени­ем народного комиссара она могла обжаловатьи в Президиум ВЦИК. Это же право принадлежало и отдельным членам коллегии.Президиум ВЦИК имел право отменять распоряжения Народных комиссариатов.Конституция РСФСР 1925 г. закрепила новый орган — президиумы ис­полнительныхкомитетов местных Советов, для руководства всей теку­щей работой и проведения вжизнь постановлений и декретов централь­ной власти. Президиумы избиралиисполнительные комитеты. Количе­ство членов президиумов определялось ВЦИК илиего Президиумом для каждой административной территориальной единицы КонституцияРСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на Конституции других союз­ныхреспублик.

Заключение
После Октябрьскойреволюции произошел распад единой Российской Империи на ряд независимых совет­скихреспублик. В годы гражданской войны эти респуб­лики тесно сотрудничали ввоенной, экономической, фи­нансовой сферах. Россий­ские руководители активноподталкивали республики к более тесному объединению. В 1920-1921 гг. между рес­публикамизаключаются экономические договоры и дип­ломатический союз. В марте 1922 г.,несмотря на сопро­тивление грузинских коммунистов, происходит объедине­ниеГрузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Советскую ФедеративнуюСоциалистическую Республику.
В 1922 г. в руководствеРКП (б) возникла идея закре­пить сложившиеся отношения между формально незави­симымиреспубликами путем создания единого Советско­го государства. Комиссия во главес народным комисса­ром по делам национальностей Сталиным предложила проект«автономизации». Он предполагал включение республик в состав РСФСР на правахавтономий. План вызвал протесты Грузии и Украины. Поэтому Ленин настоял насоздании федерации равноправных советских республик. Кроме того, федерацияоткрывала перспекти­вы для вхождения в Союз новых государств в процессеосуществления мировой революции.
30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд СоветовСССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза СоветскихСоциалистических Республик. В его состав вошли четыре республики: РСФСР, УССР,БССР, ЗСФСР. Декларация содержала основные принципы нового федеративногогосударства: национальная свобода, равен­ство, братское сотрудничество народов.Договор перечислял предметы ведения федерального центра. Правительство РСФСРстановилось правительством СССР. В 1924 г. образование Союза получилооформление в Конституции СССР.
Предполагалось, что СССРстанет переходной формой ко всеобщему объединению. Однако республики быликрайне неоднородны по экономическому, социальному, культурному развитию.Поэтому в рамках СССР предпо­лагалось создать новую пролетарскую культуру,которая вытеснила бы национальные традиции, интегрировала национальныереспублики и округа в единое социали­стическое государство.
Создание СССР потребовалосоответствующего консти­туционного оформления. В течение 1923 г. конституцион­наякомиссия во главе с Калининым подготовила проект Конституции СССР. Его основусоставила Конституция РСФСР 1918 г., дополненная Декларацией и Договором обобразовании СССР. Новая конституция была одобрена II съездом Советов СССР 31января 1924 г. Конститу­ция СССР оформила структуру верховных органов вла­сти,определила полномочия союзных органов, статус со­юзных республик,государственную символику.
В Конституции былареализована концепция двойно­го государственного суверенитета. Онапредполагала, что суверенитет принадлежал и федерации, и каждой из со­юзныхреспублик. Суверенитет субъектов федера­ции ограничивался лишь компетенциейСоюза. За союз­ными республиками признавалось право сецессии, т. е. правосвободного выхода из Союза.
Конституция устанавливалаисключительную компе­тенцию Союза в лице его верховных органов: междуна­родныеотношения, вопросы обороны, внутренней безопас­ности, внешняя торговля,планирование экономического развития, бюджет, финансы, руководство транспортом,связью и др. 
Верховным органом властипровозглашался съезд Советов. Он формировался на основе косвенных,многостепенных выборов. В период между съездами его полномочия передавались ЦИКСССР, от­ветственному перед съездом. ЦИК состоял из двух палат: СоюзногоСовета, обеспечивавшего предста­вительство населения союзных республик, иСовета На­циональностей, представлявшего интересы союзных и автономныхреспублик, а также автономных областей РСФСР. Конституция устанавливала равен­ствопалат в законодательной сфере. ЦИК обладал правом приостанавливать или отменятьреше­ния органов власти субъектов федерации. ЦИК собирался три раза в год,поэтому в период между сесси­ями его полномочия передавались Президиуму ЦИК иСНК. При этом Президиум являлся «выс­шим законодательным, исполнительным ираспоряди­тельным органом», а СНК — «исполнительным и распорядительным органом»,но наделенным некото­рыми законодательными полномочиями. Президиум обладалправом вмешиваться в дела республик. Народные комис­сариаты подразделялись наобщесоюзные (единые для всего Союза) и объединенные (существующие одновремен­нона союзном и республиканском уровнях).

Список литературы
1.   История государства иправа России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000.
2.   История государства иправа России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000.
3.   На пути к«социалистическому унитаризму»: документы // Отечественная история, 1992, № 4.
4.   Поздеев В.М. ИсторияСССР, М., 1978.
5.   Фроянов В.К. ИсторияСССР, т. 1, М., 1994.
6.   Цечоев В.К., Орлова Н.Е.История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Філософські етапи творчості Вольтера
Реферат Русское религиозное искусство конца XIX- начала ХХ века и православные храмы в Русском Зарубежье на Дальнем Востоке
Реферат Анализ нематериальных активов
Реферат "Аналіз оборотних коштів на підприємстві"
Реферат Управление запасами на предприятии розничной торговли на примере частного предпринимателя
Реферат 7 § Понятие «жаргон». Жаргон как второстепенная коммуникативная система национального языка. Функции жаргона
Реферат Планирование маркетинговой деятельности
Реферат Выбор брачного партнера
Реферат Философия искусства как особая проблемная область культурологии
Реферат Организационно-производственное обеспечение качества и конкурентоспособности продукции Суть и
Реферат Анализ первой части трактата Бенедикта Спинозы "Этика" ("О Боге")
Реферат А. В. Короткова Ставропольский государственный университет
Реферат Інтелектуальна власність – фундамент інноваційної моделі розвитку Алла Жарінова, директор Державного підприємства
Реферат Международный договор в системе источников международного частного права
Реферат Анализ нормативной базы РФ, регулирующей правовую процедуру приема товаров и экспертизы его качества