Содержание
Введение 3
1. Образование СССР 4
2. Конституция СССР1924 г. 17
3. Конституция РСФСР1925 г. 22
Заключение
Списоклитературы
Введение
Россия представляет собойособую цивилизацию, выработавшую на протяжении веков свой собственный, неповторяющийся в других цивилизациях способ сосуществования народов. Здесьлюбое изменение общественного устройства является национальной проблемой и неможет быть сведено лишь к политической, социальной или экономической стороне (вэтом отличие революции в России от других великих революций — в Англии иФранции). С другой стороны — решение любой проблемы национальной политики вРоссии реализуется через изменение государственного устройства, экономическогоили социального порядка.
Термин «национальный» мыприменяем как условный, т.к. в Российской империи большинство народов, включаярусский, находились на донациональной стадии развития общества и культуры,поскольку нация — продукт развитого буржуазного общества. Поэтому, строгоговоря, в массовом сознании и политической мысли не было национализма Он культивировалсяв узких кругах буржуазной интеллигенции, и за ним всегда стояли скрытыесоциально-политические интересы. Например, украинский национализм конца XIX в. создавался при активномучастии русской радикальной интеллигенции, которая видела в нем оружие противцаризма.
В ходе борьбы с государством вот уже более века «национальныйвопрос» — один из наиболее идеологизированных, он построен на мифах. ИРоссийская империя, и СССР одними представляются как «тюрьма народов», другими- как земной рай «семьи народов». Оба эти мифа мешают познанию и пониманиюистины.
В данной работе были использованы учебные пособия по историигосударства и права России, статьи из периодической литературы, а такжедокументы, позволяющие раскрыть сущность проблем, возникших при образованииСССР и принятии первой Конституции СССР.
1. Образование СССР
До образования СССРвзаимоотношения республик прошли ряд этапов и форм. В годы гражданской войныи иностранной войной интервенции, когда главным вопросом был военный,отношения республик приняли форму военного союза. На следующем этапе с конца1920 г. и до образования СССР, когда вопросы восстановления разрушенногохозяйства стали главными, военный союз был дополнен хозяйственным союзом.Отношения между республиками приняли характер двусторонних договорныхотношений. Так, в декабре 1920 г. был заключен союзный договор между РСФСР иУкраиной, в январе 1921 г. аналогичный договор был заключен между РСФСР и БССР,а также с другими советскими республиками1. Союзные договоры междусоветскими республиками являлись правовым оформлением их военно-хозяйственногосоюза. В период военного союза договоры подобного рода между республиками незаключались. По сравнению с периодом военного союза, когда объединялись пятьнародных комиссариатов, был сделан новый шаг вперед: союзные договоры предусматривалиобъединение двух новых органов государственного управления — Народныхкомиссариатов внешней торговли и почт и телеграфов. Но и объединение старых пятинаркоматов происходило на новой качественной основе — они объединялись схозяйственными целями, тогда как раньше только с оборонными. Союзные договорыпослужили правовой основой для создания не только объединенных органовгосударственного управления договаривающихся республик, но и органа государственнойвласти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представителей договаривающихсясоветских республик.
Важную роль в сближении республик сыграл их дипломатическийсоюз. Председатель ВЦИК М.И. Калинин 17 января 1922 г. обратился к советскимреспубликам с телеграммой, в которой говорилось, что российское правительствосчитает невозможным участие в конференции в Генуе без советских республик иДальневосточной республики. 22 февраля 1922 г. в Москве было созвано совещаниепредставителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии, ДВР,Бухарской и Хорезмской советских республик. Представители республик подписалипротокол о передаче РСФСР права представлять и защищать интересы всехреспублик, выступать от их имени на Генуэзской конференции, а также заключатьот имени всех республик международные договоры и соглашения как с государствами- участниками конференции, так и со всеми другими. Это позволило прорватьдипломатическую блокаду, заключив договор с Германией 16 апреля 1922 г.
Большим событием,предшествовавшим и способствовавшим образованию СССР, было созданиеЗакавказской Федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию. Причины,диктовавшие объединение закавказских республик, были следующие:
1) экономическая необходимостьобъединения хозяйственных ресурсов этих республик,
2) улучшение отношениймежду народами Закавказья.
12 марта 1922 г. вТифлисе состоялась конференция центральных исполнительных комитетов советскихреспублик Закавказья, на которой был подписан договор о создании федеративногосоюза Закавказских республик. В него вошли Азербайджан, Армения, Грузия.Образование ЗСФСР имело еще и то значение, что это был первый опыт по созданиюсоюзного федеративного советского государства, субъектами которого являлисьсоюзные республики.
Единство внутренней ивнешней политики республик до образования СССР обеспечивалось организационнымединством правящей Коммунистической партии, объединявшей коммунистов всехреспублик, а также однотипностью политической основы республик. Велика былароль РСФСР, которая оказывала республикам бескорыстную военную, экономическую,культурную, дипломатическую и иную помощь. Республики широко использовалигосударственно-правовой опыт РСФСР. Хозяйственный союз советских республикспособствовал более тесному сближению республик и подвел их к необходимостиполитического объединения — создания СССР. Старые договорные отношения ужеисчерпали себя.
Образование СССРопределялось серьезными причинами. Прежде всего необходимо было объединитьскудные в то время экономические ресурсы республик для более успешноговосстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа.Следовало объединить финансы, транспорт, средства связи, осуществлять планированиенародного хозяйства в масштабе всей страны. Нужно было учитывать и историческисложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами страны.Необходимо было также ликвидировать вековую отсталость национальных окраин.Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнеерешать и внешнеполитические задачи: и оборонные, и дипломатические. Политическойпредпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатурыпролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность насредства производства1.
Вопрос о более тесныхвзаимоотношениях между республиками был поставлен по инициативе самихреспублик. За его создание высказались представительные органы всех будущихсубъектов федерации. Выдвигались различные предложения по созданию будущегогосударства. Одни развивали мысль о создании конфедерации союзных республик.Другие предлагали ликвидировать РСФСР и дать возможность автономным республикамвойти в создаваемое государство в качестве его субъектов наравне с союзнымиреспубликами. Третьи выступали с идеей упразднения ЗСФСР и предоставленияАзербайджану, Армении и Грузии права непосредственного вступления в составнового государства. Весьма популярным было мнение о вхождении в состав РСФСРсоюзных республик на правах автономных республик и превращение органов власти иуправления РСФСР в органы власти и управления всего вновь образуемогогосударства. Это предложение получило известность как предложение об«автономизации».
В августе 1922 г. Оргбюро по поручению Политбюро ЦК РКП (б)создало комиссию, которой было дано задание подготовить к очередному пленумуЦК вопрос об усовершенствовании федеративных отношений между РСФСР и другимиреспубликами. Председателем комиссии был В.В. Куйбышев. В нее также вошлипредставители республик. Член комиссии И.В. Сталин разработал проект резолюциикомиссии, по которому Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия входилив состав РСФСР на правах автономных республик. Этот проект поддержали ЦКкомпартий Азербайджана, Армении. ЦК компартии Грузии выступил против проекта.ЦК компартии Белоруссии считал возможным сохранить договорные отношения. Средируководства Украины не было единого мнения. Секретарь ЦК компартии Украины Д.З.Мануильский был за проект, а председатель СНК Украины и член комиссии оргбюроЦК РКП (б) Х.Г. Раковский был решительно против него. На заседании комиссииОргбюро в сентябре 1922 г. был принят проект Сталина. В.И. Ленин решительновыступил против предложения об «автономизации», за равноправие республик. Вписьме Л.Б. Каменеву для членов Политбюро ЦК РКП (б) от 26 сентября 1922 г. онподчеркивал: «По-моему, вопрос архиважный… мы признаем себя равноправнымис Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новуюфедерацию «Союз Советских Республик Европы и Азии». Далее В.И. Ленин писал онеобходимости создания общефедерального ЦИК, общефедеральных наркоматов. Неимея возможности из-за болезни участвовать в работе Октябрьского (1922 г.)Пленума ЦК, решавшего вопрос о взаимоотношениях республик, В.И. Ленин пишет 6октября 1922 г. записку «О борьбе с великодержавным шовинизмом», в которойвновь отстаивает идею равноправия республик и в деятельности органов властибудущего союза республик. Он писал: «Надо абсолютно настоять, чтобы в союзномЦИКе председательствовали по очереди русский, украинец, грузин и т.д.Абсолютно». 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) одобрил ленинские предложения осоздании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных союзныхреспублик в составе: РСФСР, Украины, Белоруссии, ЗСФСР. В течение октября — декабря 1922 г. идея образования СССР была одобрена партийными игосударственными органами всех союзных республик1.
Состоявшаяся 29 декабря1922 г. под председательством М.И. Калинина конференция полномочныхпредставителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСРодобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.открылся Iсъезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридическиоформил образование СССР. В повестке работы съезда стояли два вопроса:
1) утверждение Декларацииоб образовании СССР и союзного Договора;
2) выборы ЦИК СССР.
Доклад о декларации иДоговоре об образовании СССР сделал на съезде И.В. Сталин. Съезд по предложениюМ.В. Фрунзе в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Крометого, съезд решил передать Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрениеЦИК союзных республик с тем, чтобы отзывы союзных республик были представленыЦИК Союза ССР к ближайшей очередной его сессии. Это еще раз показывает, насколькосерьезно учитывались мнения республик, как всемерно подчеркивалось ихравноправие.
Первыми председателямиЦИК СССР были избраны на 1 Всесоюзном съезде Советов председатели ЦИК союзныхреспублик: М.И. Калинин, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов.Исполнительным органом СССР являлся СНК СССР. Первое правительство СССР былообразовано ЦИК СССР в июле 1923 г. во главе с В.И. Лениным. Первыми субъектамиСССР являлись четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.
В дальнейшем СССРразвивался, пополнялся новыми субъектами. Первый этап развития Союза ССР связанс национально-государственным размежеванием в Средней Азии, созданиемнациональной государственности ее народов и появлением новых союзных республик,вошедших в состав СССР. До национально-государственного размежевания натерритории Средней Азии были следующие государства: Хорезмская и Бухарскаянародные советские республики, а также Туркестанская АССР, входившая в РСФСР.Как известно, БНСР и ХНСР не вошли в состав СССР по причине того (как тогдаобъясняли), что они не были социалистическими. Но таковыми тогда были всереспублики. Эти три государства сложились в рамках прежнего административногоделения, не учитывавшего расселения народов Средней Азии. Получилось так, чтоузбеки и туркмены проживали во всех трех государствах. Причем 66,5% узбековнаходилось в Туркестанской АССР; 22,2% — в БНСР и 11,3% — в ХНСР; туркменов — соответственно 43,2; 27; 29,8%. Таджики оказались на территории Туркестанской АССР(47,7%) и БНСР (52,3%). В развитии экономики и культуры Средней Азии большуюроль сыграла РСФСР и в частности ее договоры с ХНСР (1920 г.) и БНСР (1921г.).
Условия для проведениянационально-государственного размежевания Средней Азии сложились к 1924 г. Кэтому времени были разгромлены основные силы басмачества и установиласьотносительно мирная обстановка. Можно было заняться проблемаминационально-государственного строительства. Еще ранее укреплялисьэкономические связи. На конференции представителей Туркестанской АССР, ХНСР иБНСР в 1923 г. было создано Среднеазиатское экономическое совещание дляосуществления планирования развития народного хозяйства трех республик. Былатакже проведена унификация денежной системы трех республик и образованы органыуправления транспортом, внешней торговлей и т.д. В феврале — марте 1924 г.советские и партийные органы трех республик высказались за созданиенациональных государств. 28 треля 1924 г. Средазбюро ЦК РКЩб) по докладампредставителей Бухарской и Хорезмской республик, Туркестанской и КиргизскойКазахской) АССР признало своевременным и целесообразным разделениесреднеазиатских республик по национальному признаку. 12 июня 1924 г. ЦК РКП (б)приняло постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии(Туркестана, Бухары и Хорезма)». В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаиСоветов принимают постановления о национально-государственном объединениинародов Средней Азии. 14 октября 1924 г. ВЦИК РСФСР утвердил постановление ЦИКТуркестанской АССР о национально-государственном размежевании. А 27 октября ЦИКСССР принял постановление «О размежевании советских республик в Средней Азии ио вхождении в Союз ССР Узбекской Советской Социалистической Республики иТуркменской Советской Социалистической Республики», в котором одобрилпостановления верховных органов республик Средней Азии и РСФСР о национальномгосударственном размежевании и образовании новых советских республик и автономныхобластей1. Таким образом, идеянационально-государственного размежевания Средней Азии получила юридическоеоформление.
В результатенационально-государственного размежевания на территории бывших ТуркестанскойАССР, Бухарской и Хорезмской республик были созданы: Узбекская ССР,Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, а также двеавтономные области: Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской) АССР иКара-Киргизская в составе РСФСР. Киргизская (Казахская) АССР в то время входилав состав РСФСР. Для проведения подготовительной работы (организации ипроведения выборов в органы власти и т.д.) в республиках Средней Азии былисозданы революционные комитеты. На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездахСоветов в феврале 1925 г. были приняты Декларации об образовании Узбекской ССР(17 февраля) и Туркменской ССР (20 февраля). Здесь же принимаются решения овхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР. Были созданы ЦИК и СНКэтих республик. Первым председателем ЦИК Узбекской ССР был избран Ю. Ахунбаев,а председателем СНК стал Ф. Ходжаев. ЦИК Туркменской ССР возглавил Н. Айтанов,а СНК — К. Атабаев.
13 мая 1925 г. III съезд Советов СССРудовлетворил просьбы Узбекской ССР и Туркменской ССР и принял их в составСССР, распространив на них «… действие договора об образовании Союза СССР».Таким образом, СССР увеличился еще на два члена. Теперь в Союзе ССР стало 6союзных республик. В 1929 г. присоединением к Таджикской АССР из составаУзбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, былзавершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное советскоегосударство. 15 октября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принялДекларацию, в которой в полном согласии с трудящимися Узбекистана провозгласилвыход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР, которая «…добровольно входит в Союз Советских Социалистических Республик на правахполноправного члена». Председателем ЦИК Таджикской ССР был избран Н. Максум. 5декабря 1929 г. ЦИК СССР постановил: «I. Действие договора об образовании СССРраспространить на Таджикскую Социалистическую Советскую Республику». 17 марта1931 г. VI съезд Советов Союза ССР принял в свой состав нового субъекта — Таджикскую ССР. Отныне в составе союзного советского государства стало 7членов.
Часто, освещая проблемунационально-государственного размежевания, ограничивают ее рамками СреднейАзии. Однако нужно сказать, что это более широкая проблема и географически.Возник вопрос о включении в состав Белорусской ССР территорий СССР, населенныхпреимущественно белорусами. Состоявшийся в марте 1923 г. VII съезд компартииБелоруссии в резолюции по национальному вопросу прямо отмечал, что быстровозродить Белоруссию можно, лишь включив в территорию Белоруссии родственные ейсоседние районы. В мае 1923 г. это предложение было одобрено ЦК РКП (б). Дляпрактического решения вопроса Президиум ЦИК СССР создал из представителейРСФСР и БССР комиссию под председательством А.С. Енукидзе1.Материалы комиссии были положены в основу соглашения ЦИК РСФСР и БССР, наосновании которого ВЦИК 3 марта 1924 г. издал декрет о передаче БССР восьми уездовВитебской губернии, значительной части Гомельской губернии и части Смоленскойгубернии, основное население которых составляли белорусы. 7 марта 1924 г.Президиум ЦИК СССР в постановлении по этому поводу отмечал, что это сталовозможным в результате братских отношений народов, населяющих СССР. ТерриторияБелоруссии в результате увеличилась более чем в два раза, а численностьнаселения — с 1555 тыс. до 4171 тыс. человек, причем белорусы составляли 70,4%.Передаваемые Белоруссии территории были по своему экономическому развитию вышетерриторий Белоруссии.
Вхождение РСФСР в составСССР изменило ее правовой статус. Из независимого государства она превратиласьв субъект федеративного государства, передав ему часть своих полномочий.Начался довольно длительный период истории РСФСР в составе СССР до декабря 1991г.
Известный специалист повопросам национально-государственного строительства О.И. Чистяков считает, чтов 1921-1922 гг. завершилось становление РСФСР как федеративного государства.Особенно широко процесс становления автономных республик и областей шел наКавказе и в Сибири.
В 1921 г. были образованыДагестанская АССР, Горская АССР, Крымская АССР, в 1922 г. — Якутская АССР, в1923 г. — Бурят-Монгольская АССР, объединив бурят-монгольские области РСФСР;ДВР; Карельская АССР (преобразована из Карельской трудовой коммуны); АССРнемцев Поволжья (преобразована из автономной области). В Горскую АССР входилитерритории, на которых проживали чеченцы, осетины, ингуши, кабардинцы,балкарцы, карачаевцы. IV съезд Советов Кабардинского округа решил вопросо выделении Кабарды в автономную область. ВЦИК 1 сентября 1921 г. принялпостановление о создании Кабардинской автономной области. В том же 1921 г. изГорской, АССР выделился Балкарский округ и, объединившись с Кабардинскойавтономной областью, составил Кабардино-Балкарскую автономную область. ИзГорской АССР выделился Чеченский округ и по постановлению Президиума ВЦИК вноябре 1922 г. создается Чеченская автономная область. На карачаевскойтерритории, выделившейся из Горской АССР, и черкесской, выделившейся изКубано-Черноморской области, декретом ВЦИК от 12 января 1922 г. была созданаКарачаево-Черкесская автономная область. 7 июля 1924 г. с упразднением ГорскойАССР создаются Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. 22 августа1921 г. образуется автономная область Коми, 1 июня 1922 г. — Ойротскаяавтономная область.
В 1923 г. в РСФСР входило11 автономных республик, 14 автономных областей, 63 губернии и области.Областной съезд Чувашской автономной области принял решение о преобразованииее в автономную республику, и ВЦИК по ее просьбе 21 апреля 1925 г. издал декрето преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую АССР. 15 июня 1925 г.Президиум ВЦИК «в соответствии с волей трудящихся Киргизской АССР, выраженнойна V съезде СоветовКиргизской АССР», постановил о переименовании Киргизской АССР в Казахскую АССР.С этого времени она именуется Казахской республикой. 25 мая 1925 г.постановлением ВЦИК Кара-Киргизская автономная область была переименована вКиргизскую автономную область, которая 1 февраля 1926 г. была преобразована вКиргизскую АССР. В 1928 г. создается Мордовский округ в составеСредне-Волжского края. В 1926 г. из Карачаево-Черкесской автономной областивыделился Черкесский национальный округ, преобразованный в 1928 г. вЧеркесскую автономную область в составе Ставропольского края. Для народовСевера, отличающихся особым национальным составом и бытом, также стали создаватьсянациональные округа. Первый такой округ, Коми-Пермяцкий, был учрежден в 1925 г1.Как видим, национально-государственный вопрос в РСФСР решался в разных формах.
Таким образом, РСФСР впериод нэпа представляла собой сложное национально-государственное образование.
До образования СССР,когда РСФСР была самостоятельным государством, ее взаимоотношения савтономными республиками строились следующим образом: иностранные дела ивнешняя торговля целиком относились к компетенции РСФСР, военные дела такжеотносились к ведению РСФСР, хотя в республиках и создавались свои военные комиссариаты.Вопросы продовольствия, финансов, труда, РКИ, СНХ, путей сообщения, почты ителеграфа находились в совместной компетенции РСФСР и автономных республик.Остальные вопросы республики решали самостоятельно. В целом автономные областиобладали теми же правами, что и губернии. Однако в отличие от губернийавтономные области, также как и автономные республики, имели свои представительствав Москве и использовали язык коренной национальности в государственномделопроизводстве. Границы территорий автономных 3 республик и областей обычноуказывались в актах об их создании. Иногда они устанавливались в общих чертах суточнением впоследствии, в ряде случаев ВЦИК поручал своей Административнойкомиссии определить границы.
С созданием СССР РСФСРвошла в состав союзного государства на, правах члена федерации. Она передала введение СССР внешние сношения, внешнюю торговлю, организацию и руководствовооруженными силами и т.д. Правовой статус автономных республик и областейРСФСР регулировался гл. 4 Конституции РСФСР 1925 г. Автономные республики имелиправо принимать на своих съездах Советов Основные, Законы (Конституции),подлежащие утверждению ВЦИК и Всероссийским съездом Советов. Закреплялисьсистема органов власти и управления автономных республик, право изданиязаконодательных актов, имевших обязательную силу на территории автономнойреспублики. Положения об автономных областях принимались их съездами Советови утверждались ВЦИК. Высшим органом власти автономных республик являлисьсъезды Советов республик, а в период между съездами — избираемые ими ЦИК. ЦИКавтономных республик и областные исполнительные комитеты избирали из своейсреды президиумы, которые в период между сессиями ЦИК и исполкомов являлисьвысшими органами власти. ЦИК автономных республик образовывали свои исполнительныеорганы — СНК в составе председателя СНК и народных комиссаров: внутренних дел,юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия и социального обеспечения, атакже народных комиссаров объединенных комиссариатов РСФСР: финансов, труда,внутренней торговли, РКИ, ВСНХ. Конституция предоставила автономным республикамправо в зависимости от местных условий сокращать количество народныхкомиссариатов и соответственно изменять состав СНК. Конституция РСФСР 1925 г.закрепила Российскую республику как государство, строящееся на основефедерации национальных советских республик. По Конституции за гражданами РСФСРпризнавалось право свободного пользования родным языком на съездах, в суде,управлении и общественной жизни. Национальным меньшинствам обеспечивалось правообучения на родном языке в школе. К ведению Всероссийского съезда Советов иВЦИК были отнесены вопросы установления границ автономных республик, разрешенияспоров между ними, а также между автономными республиками и другими частямифедерации. Конституция признавала право за отдельными национальностями навыделение по решению их съездов Советов в автономные республики и области с утверждениемвысших органов РСФСР. Автономные республики и области имели своихпредставителей во ВЦИК и в Совете национальностей ЦИК СССР1.
В 1924 г. в составеУкраинской ССР была образована Молдавская АССР, в которую вошли молдаване,проживавшие на левом берегу Днестра. Большая часть молдаван проживала натерритории Бессарабии, захваченной в 1918 г. Румынией. В составеАзербайджанской ССР 7 июля 1923 г. была образована Нагорно-Карабахскаяавтономная область, а 9 февраля 1924 г. — Нахичеванская АССР. 16 июля 1921 г.Ревком Грузии издал декрет об образовании в составе Грузии Аджарской АССР, 16декабря 1921 г. на основе «Союзного договора между ССР Грузии и ССР Абхазии»Абхазская ССР вошла в состав Грузии. Декретом ЦИК и СНК Грузии от апреля 1922г. в составе Грузии была создана Юго-Осетинская автономная область.
2. Конституция СССР 1924г.
Декларация об образованииСССР и Договор об образовании СССР стали основой Конституции СССР 1924 г.Первый съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию лишь в основном ипередал их на рассмотрение ЦИКов союзных республик.
В январе 1923 г.Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частейбудущей Конституции. Началась работа над проектом и в союзных республиках.Вновь вносились предложения, отвергнутые в ходе создания СССР: о ликвидацииРСФСР и непосредственном вхождении в состав СССР ее автономных республик; опредоставлении республикам Закавказья права непосредственного вхождения вСССР и т.д.
Важное значение дляразработки Конституции СССР имел XII съезд РКП (б) (апрель 1923 г.). Съезд отметилнеобходимость создания специального органа представительства национальностейна началах равенства. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционнуюкомиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзныхреспублик1.
Совещание представителейнациональных республик и областей высказалось за создание второй палаты ЦИКСССР из представителей союзных и автономных республик, дало название двумбудущим палатам ЦИК СССР — Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещаниевысказалось за равенство палат, право обеих на законодательную инициативу.
26-27 июня 1923 г. проектКонституции СССР был одобрен Пленумом ЦК РКП (б). Специальные сессии ЦИКовреспублик обсудили и утвердили проект Конституции СССР. 6 июля 1923г. ЦИК СССРединогласно одобрил проект Конституции СССР и принял постановление «О введениив действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе1924 г. проект Конституции СССР был одобрен и съездами Советов союзныхреспублик. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердилКонституцию СССР.
Конституция СССР 1924 г.непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристикиобщественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательномправе, местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканскихконституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. — конституционноезакрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик.Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образованииСССР и Договора об образовании СССР.
В Декларации отраженыпринципы добровольности и равноправия при объединении республик в Союз ССР. Закаждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. ВДоговоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративноегосударство. Ведению СССР подлежали: руководство вооруженными силами, внешняяполитика и торговля, общее планирование всего народного хозяйства Союза, единаяденежная и кредитная система, утверждение единого бюджета СССР, руководствотранспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ судоустройства и судопроизводства,гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мерв области народного здравоохранения и просвещения. Верховные органы СССР решаливопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границсоюзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками.
Вне этих пределов каждаясоюзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзныхреспублик не могла быть изменена без их согласия. Конституция устанавливаладля граждан союзных республик единое союзное гражданство.
Верховным органом властиСССР являлся съезд советов СССР. Он избирался от городских Советов из расчета 1депутат от 25 тыс. избирателей и от губернских или республиканских съездовСоветов из расчета 1 депутат от 125 тыс. жителей. В период между съездамивысшим органом власти являлся ЦИк СССР, состоявший из двух равноправных палат:Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездомСоветов СССР из представителей союзных республик пропорционально населениюкаждой в количестве 414 человек. Они представляли все союзные и автономныереспублики, автономные области и губернии. Совет Национальностей образовывалсяиз представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одномупредставителю от автономных областей и утверждался съездом Советов СССР. Конституцияне устанавливала количественного состава Совета Национальностей. ОбразованныйВторым съездом Советов СССР Совет Национальностей состоял из 100 человек. СоюзныйСовет и Совет Национальностей для руководства своей работой избирали Президиум.Законопроекты, рассмотренные ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии иходобрения, как Союзным Советом, так и Советом Национальностей. ЦИК СССР неявлялся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. Впериод между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным ираспорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый насовместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21человека1.
Происходило раздельноеголосование палат при выборах Президиума. ЦИК СССР избирал из состава своегоПрезидиума четырех председателей по числу союзных республик, что такжеподчеркивало их равноправие.
ЦИК СССР образовывалСоветское правительство – Совет Народных Комиссаров СНК СССР являлсяисполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работеответственен перед ним и его Президиумом. В главах о высших органах СССРзакреплено единство законодательной и исполнительной власти.
Для руководства отраслямигосударственного управления создавалось 10 наркоматов СССР: пять общесоюзных(по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путейсообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет НародногоХозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции).Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках.Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзныхреспублик через одноименные наркоматы. В остальных сферах управление осуществлялосьисключительно союзными республиками через соответствующие республиканскиенаркоматы: земледелия, внутренних ] дел, юстиции, просвещения, здравоохранения,социальною обеспечения.
В последние годы влитературе высказывалось мнение, что СССР не был федерацией или что он утратилхарактер федеративного государства с установлением «личной диктатуры Сталина».Это — идеологические, а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца80-х годов в СССР не было достаточно сильных сепаратистских настроений, можносделать лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные противоречияэффективно разрешались, а подрывные действия маргинальных националистическихгрупп подавлялись. Это происходит в любой федерации с авторитетной иответственной властью.
Особое значение имелоповышение статуса органов безопасности. Если в РСФСР Государственноеполитическое управление (ГПУ) было подразделением НКВД, то с созданием СССР оноприобретает конституционный статус объединенного наркомата — ОГПУ СССР,имеющее своих уполномоченных в республиках. Председатель ОГПУ был членом СовнаркомаСССР (с правом совещательного голоса).
Наркоматы СССРвозглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципыколлегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовываласьколлегия, члены которой назначались СНК СССР1. Народный комиссар имелправо и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегияили ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народногокомиссара в СНК СССР, не приостанавливая исполнения решения.
3. Конституция РСФСР 1925г.
Конституция РСФСР 1925 г. закрепилаРСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территорииРСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах,указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.
Некоторые исследователиполагают, что из задачи внесения частичных изменений в Конституцию РСФСР 1918г. выросла задача создания новой Конституции РСФСР1.Однако, следует отметить, что новая Конституция РСФСР 1925 г. многоевосприняла из Конституции РСФСР 1918 г. Мы остановимся главным образом на томновом, что появилось в Конституции РСФСР 1925 г. Появление новой КонституцииРСФСР 1925 г. было связано с необходимостью учета создания СССР, а также спотребностью учесть уже пройденный после 1918 г. путь. Проект Конституциивначале был создан в НКЮ. Конституционную комиссию возглавлял Д.И. Курский.Затем над проектом работала комиссия Президиума ВЦИК. Она привела КонституциюРСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1924 г., оформила подробно правовойстатус автономных республик и областей РСФСР. Об этом уже шла речь в даннойглаве. Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города исела. Но в дальнейшей работе над этим проектом данное положение было утрачено.Затем проект был передан в СНК РСФСР, где из проекта была исключена «Декларацияправ трудящегося и эксплуатируемого народа» и введена новая глава «Об основахэкономического строя РСФСР». Далее проектом вновь занялся Президиум ВЦИК,который из главы «Об основах экономического строя РСФСР» сделал лишь одну статью.Проект Конституции РСФСР обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съездеСоветов и был утвержден 11 мая 1925 г.
По своему содержаниюКонституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции, в том числе иКонституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга. Тогда имелараспространение концепция единой Советской Конституции. Известный юрист П.И.Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другуюи, вместе взятые, составляют единое неразрывное целое, единую Советскую Конституцию.
Конституция РСФСРсостояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Новым в Конституции РСФСР 1925 г.было появление главы 4 «Об автономных Советских Социалистических республиках иобластях», где был обобщен опыт национально-государственного строительстваРСФСР с 1918 по 1925 г. Опущена была в новой Конституции «Декларация правтрудящегося и эксплуатируемого народа», которая составляла первый разделКонституции РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР какфедеративное государство с автономными образованиями. На этих позициях стоятмногие ученые. Однако есть и иные взгляды на РСФСР как на государство, неявляющееся по своей сущности федеративным государством, а являющееся унитарнымгосударством. В Конституции РСФСР 1925 г. было записано, что РСФСР, входя всостав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1Конституции СССР к ведению органов СССР. Об этом уже говорилось в данной главе.На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССРв пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенцииСоюза (ст. 19). Если Конституция РСФСР 1918 г. говорила лишь о первых шагах к«полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средствпроизводства в собственность государства» и в связи с этим подтверждала законо рабочем контроле и ВСНХ, то Конституция РСФСР 1925 г. прямо записала, чтофабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связисоставляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925г. сформулированы задачи. Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача«установления социалистической организации общества и победы социализма во всехстранах», то Конституция РСФСР 1925 г. имела своей задачей «осуществлениекоммунизма», а о других странах ничего не говорилось. В самой Конституции РСФСР1925 г. отмечалось, что она исходит из основных положений «Декларации правтрудящегося и эксплуатируемого народа» и основных начал Конституции РСФСР 1918г. (ст. 1). В Конституции РСФСР 1925 г. получил законодательное закреплениетакой орган власти, как Президиум ВЦИК1. О нем было сказано, чтов период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным иконтролирующим органом власти РСФСР является избираемый ВЦИК Президиум ВЦИК.Он, в частности, созывал сессии ВЦИК. По его инициативе могли быть созванычрезвычайные сессии ВЦИК. Президиум ВЦИК имел право приостанавливать иотменять постановления СНК. Перед ним были ответственны народные комиссары. Вслучае несогласия коллегии с решением народного комиссара она могла обжаловатьи в Президиум ВЦИК. Это же право принадлежало и отдельным членам коллегии.Президиум ВЦИК имел право отменять распоряжения Народных комиссариатов.Конституция РСФСР 1925 г. закрепила новый орган — президиумы исполнительныхкомитетов местных Советов, для руководства всей текущей работой и проведения вжизнь постановлений и декретов центральной власти. Президиумы избиралиисполнительные комитеты. Количество членов президиумов определялось ВЦИК илиего Президиумом для каждой административной территориальной единицы КонституцияРСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на Конституции других союзныхреспублик.
Заключение
После Октябрьскойреволюции произошел распад единой Российской Империи на ряд независимых советскихреспублик. В годы гражданской войны эти республики тесно сотрудничали ввоенной, экономической, финансовой сферах. Российские руководители активноподталкивали республики к более тесному объединению. В 1920-1921 гг. между республикамизаключаются экономические договоры и дипломатический союз. В марте 1922 г.,несмотря на сопротивление грузинских коммунистов, происходит объединениеГрузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Советскую ФедеративнуюСоциалистическую Республику.
В 1922 г. в руководствеРКП (б) возникла идея закрепить сложившиеся отношения между формально независимымиреспубликами путем создания единого Советского государства. Комиссия во главес народным комиссаром по делам национальностей Сталиным предложила проект«автономизации». Он предполагал включение республик в состав РСФСР на правахавтономий. План вызвал протесты Грузии и Украины. Поэтому Ленин настоял насоздании федерации равноправных советских республик. Кроме того, федерацияоткрывала перспективы для вхождения в Союз новых государств в процессеосуществления мировой революции.
30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд СоветовСССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза СоветскихСоциалистических Республик. В его состав вошли четыре республики: РСФСР, УССР,БССР, ЗСФСР. Декларация содержала основные принципы нового федеративногогосударства: национальная свобода, равенство, братское сотрудничество народов.Договор перечислял предметы ведения федерального центра. Правительство РСФСРстановилось правительством СССР. В 1924 г. образование Союза получилооформление в Конституции СССР.
Предполагалось, что СССРстанет переходной формой ко всеобщему объединению. Однако республики быликрайне неоднородны по экономическому, социальному, культурному развитию.Поэтому в рамках СССР предполагалось создать новую пролетарскую культуру,которая вытеснила бы национальные традиции, интегрировала национальныереспублики и округа в единое социалистическое государство.
Создание СССР потребовалосоответствующего конституционного оформления. В течение 1923 г. конституционнаякомиссия во главе с Калининым подготовила проект Конституции СССР. Его основусоставила Конституция РСФСР 1918 г., дополненная Декларацией и Договором обобразовании СССР. Новая конституция была одобрена II съездом Советов СССР 31января 1924 г. Конституция СССР оформила структуру верховных органов власти,определила полномочия союзных органов, статус союзных республик,государственную символику.
В Конституции былареализована концепция двойного государственного суверенитета. Онапредполагала, что суверенитет принадлежал и федерации, и каждой из союзныхреспублик. Суверенитет субъектов федерации ограничивался лишь компетенциейСоюза. За союзными республиками признавалось право сецессии, т. е. правосвободного выхода из Союза.
Конституция устанавливалаисключительную компетенцию Союза в лице его верховных органов: международныеотношения, вопросы обороны, внутренней безопасности, внешняя торговля,планирование экономического развития, бюджет, финансы, руководство транспортом,связью и др.
Верховным органом властипровозглашался съезд Советов. Он формировался на основе косвенных,многостепенных выборов. В период между съездами его полномочия передавались ЦИКСССР, ответственному перед съездом. ЦИК состоял из двух палат: СоюзногоСовета, обеспечивавшего представительство населения союзных республик, иСовета Национальностей, представлявшего интересы союзных и автономныхреспублик, а также автономных областей РСФСР. Конституция устанавливала равенствопалат в законодательной сфере. ЦИК обладал правом приостанавливать или отменятьрешения органов власти субъектов федерации. ЦИК собирался три раза в год,поэтому в период между сессиями его полномочия передавались Президиуму ЦИК иСНК. При этом Президиум являлся «высшим законодательным, исполнительным ираспорядительным органом», а СНК — «исполнительным и распорядительным органом»,но наделенным некоторыми законодательными полномочиями. Президиум обладалправом вмешиваться в дела республик. Народные комиссариаты подразделялись наобщесоюзные (единые для всего Союза) и объединенные (существующие одновременнона союзном и республиканском уровнях).
Список литературы
1. История государства иправа России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000.
2. История государства иправа России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000.
3. На пути к«социалистическому унитаризму»: документы // Отечественная история, 1992, № 4.
4. Поздеев В.М. ИсторияСССР, М., 1978.
5. Фроянов В.К. ИсторияСССР, т. 1, М., 1994.
6. Цечоев В.К., Орлова Н.Е.История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000.