Реферат по предмету "Государство и право"


Нормативность общества в праве

Нормативность обществав праве


План
1.Иерархия норм общежития людей
2.Сравнительный анализ естественного ипозитивного права
3.Основные функции права

1. Иерархия норм общежития людей
 
Нормы права не провисают в обществе,они венчают пирамиду, основание которой представлено архаичными первоначалами «табу»,запретами, принципом талиона.
За архаичными первоначалами следуютрелигиозные нормы, которые являются откровением Бога, имеют безапелляционный характертребований и запретов; предписывают определенное состояние души и внешнего поведения;предполагают «суд Божий» в качестве санкции; распространяются только на тех, ктоисповедует данную веру.
Религиозные нормы сменяются нравственныминормами, в основе которых лежат общечеловеческие ценности, и где доминирует принцип«часть равнозначна целому». Человек не «винтик» общества, а автономный субъект сувереннойволи, принимающий решения и берущий всю меру ответственности за последствия. Средиэтих ценностей особое место занимают альтруизм, солидарность, справедливость, мера.
Следующий уровень представлен нормамиморали, которые от нравственных отличаются корпоративным характером. Ее субъектыосознают свою принадлежность к сообществу, где доминирует принцип «Целое важнеечастей». Нормы морали работают в пределах корпорации, содружества, сообщества, общества.Они требуют, чтобы субъект согласовывал линию поведения с поведенческими стереотипамиданной общности людей. Психологическим гарантом этих норм является стыд, как боязньвсеобщего осуждения.
Дальше следуют идеологические нормы,которые выражают интересы государства в целом и обеспечивают его мировоззренческуюфункцию. Идеи – нормы или идеологемы имеют жесткую нормативность и императивность,а поэтому и обеспечивают устойчивость и стабильность существующего социального порядка.Они обслуживают отношение личности с государством (служба в армии, отношение к государственнойтайне, субординация .
Правовые нормы вершат пирамиду,обеспечивая преемственность всех представленных уровней от архаического до идеологического.Они призваны защищать индивида, общество, государство, от любых форм произвола инасилия. Правовые нормы призваны разрешать социальные коллизии.
В нормах права доминирует волевоеначало и пафос долженствования. Каждая норма складывается из гипотезы (условий,при которых действует норма); диспозиции (правил должного поведения) и санкции (мервоздействия для тех, кто не принимает норму).
Как формы должного, правовые нормыпредставлены общественным и индивидуальным правосознанием.
Общественное правосознание включаетобыденное, официальное и теоретическое.
· Обыденное – это представлениелюдей о принципах права, о юридических законах, о системе судопроизводства, о мересправедливости;
· Официальное – это сумманормативных предписаний, исходящих от верховной власти и требующих надлежащего поведенияграждан.
· Теоретическое – это суммадоктрин рационального обоснования существующих правовых требований.
На уровне теоретического правосознаниясложились два направления: естественное право и позитивное право.
Естественное право (jus naturale)исходит из положения, что нормы права опираются на общечеловеческие ценности и обладаютабсолютным долженствованием. Они укоренены в миропорядке и человеческой природе.Их источником является гармония мироздания. Характер их безусловный и предоставленычеловеку фактом его рождения. Это право на жизнь, общение, собственность, свободноеволеизъявление и так далее. Субъектом естественного права выступает физическое лицо.
Позитивное (положительное) право(jus civile) – это продукт цивилизации, ориентированный на обеспечение правопорядка.Субъектом права выступают государство и юридические лица. Его нормы носят относительныйи локальный характер. Они меняются в историческом времени и социальном пространстве.
Естественное и позитивное правоне исключают друг друга, а взаимодополняют.
Что касается правосознания то онопредполагает:
— понимание субъектом необходимостисоциального порядка;
— уверенности в способности праваобеспечить этот порядок;
— уважение к авторитету власти;
— чувство ответственности за своеповедение;
— наличие воли противостоять искушению,стать на путь правонарушений.
Стабильный порядок обеспечиваетсяне страхом, а механизмом инверсии внешней необходимости во внутреннее побуждение.
Право, в котором выражена воляцивилизационного сообщества к самосохранению, защищает, упорядочивает и регулируетвнутреннюю жизнь людей. Оно обеспечивает не только обязательства граждан, но и ихправа, отстаивая интересы государства и личности.
Право прочерчивает демаркационнуюлинию, определяющую цивилизованность и варварство, свободу и произвол, должное инедопустимое.
Эта граница обозначена вюридических текстах. Нормы права имеют двойную направленность.
Во-первых, они заставляют людейадаптировать требования социальной системы; во-вторых, они блокируют ту активность,которая носит деструктивный характер.
Право ведет по пути законопослушногоповедения тех, чьи ориентиры не противоречат нормам общежития, тащит тех, кто сопротивляетсяи наказывает тех, кто подрывает устои социального порядка.
Правовая воля облекается в законыи обеспечивается принуждением. Способность права защищать и укреплять порядок являетсяусловием его дееспособности.
2. Сравнительный анализ естественногои позитивного права
 
· Естественное право традиционнорассматривается в качестве производного миропорядка. Позитивное сотворили люди определеннойобщности, определенного исторического времени и социального пространства. Нормыпозитивного права могут не только не совпадать с естественным правом, но и противоречитьему.
· Через естественное правоиндивид связывает свое существование с первоначалами бытия общества. Через позитивноеправо индивид связывает бытие с функциями конкретных институтов власти.
· Естественное право возникаетс ростками становления цивилизации, позитивное – с утверждением авторитета властив лице государства.
· Естественное право, в основномзаявляет о себе в форме обычаев, в содержании этических и религиозных требований.Оно вербально. Что касается позитивного права, то оно литерно и выражено в нормативныхактах государства.
· По естественному праву,право человека на жизнь, свободу, собственность, даны ему от рождения. Позитивноеправо полагает, что свобода человека и его права предоставляются государством. Онодает, оно может и изъять.
· Естественное право по объемубольше позитивного. Его основания – ценности, представленные в историческом опытевсего человечества. Позитивное право является атрибутом конкретного общества и тождественнос действующим законодательством этого общества.
· Естественное право оправданои этически, и религиозно. Позитивное опирается только на силу государства. Естественноеправо выше закона, а позитивное право тождественно закону, а иногда и ниже закона.
· Ценностным критерием естественногоправа выступает справедливость, позитивного права – мера удовлетворения интересовvor allem государства.
· Естественное право – эточасть целого (мировой культуры). Позитивное право самодостаточно и автономно отэтой целостности.
Обе модели (естественного и позитивного)права сложились в условиях новоевропейской цивилизации, но, по мере утвержденияавторитета власти в лице института государства, позитивное право становится «дисциплинарнойматрицей», а естественное право обретает статус эталона и в глазах общественности,критически воспринимающей жесткие рамки позитивного права, опирающегося на силовыесанкции, и в глазах законодателей, принимающих очередные нормативные акты с оглядкойна естественное право, которое апеллирует к авторитету религии, морали, общественномумнению, авторитету мироздания.
Поскольку позитивное правоявляется продуктом сознательного нормотворчества, то оно опирается на принципы этатистскогопатернализма, секулярности, минимума моральности, социального детерменизма.
· Принцип этатистского патернализмазаключается в опекунском отношении государства к праву. Отсюда вытекает «расхожееопределение»: а) «право – воля государства, возведенная в закон»; б) «право – системагосударственных принудительных средств обеспечения социального порядка».
Но там, где основу права составляетсила государства, там можно получить только концепцию легального деспотизма, приоритетазакона над правом.
· Принцип секулярности. Позитивноеправо носит исключительно светский характер. На деле это приводит к тому, что отвернувшисьот религии и от церкви, метафизики и этики, позитивизм оставляет человека один наодин с государством, заведомо исключая равноправный диалог субъектов разных весовыхкатегорий.
· Принцип минимума моральностипредполагает способность гражданина не нарушать своим поведением норм морали общества,но внутреннее отношение индивида к этим нормам не принимается во внимание. Для позитивногоправа правомерным и оправданным является только то, что служит благу государства.
· Принцип социального детерминизмапредполагает, что индивид равен личности, а личность есть совокупность конкретныхобщественных отношений конкретного общества. Посему индивид может востребовать свободусвоего проявления только как осознанную необходимость. В силу жесткой детерминации(обусловленности) индивид выступает как добровольный или подневольный адаптант конкретнойсоциальной системы.
Разрыв между позитивным и естественнымправом приводит к трагическим недоразумениям, которые иногда предстают в одеянияхизящных парадоксов. Речь идет об известной формуле римского права «Пусть погибнетмир, но торжествует право». И тут же возникает вопрос, кому будет служить право,если не будет мира с его ценностями жизни людей и культуры. Претензия на абсолютностьестественного права на практике означает возвращение в естественное состояние природы.Абсолютизация позитивного права оборачивается диктатом формы над содержанием, произволомзаконодателя.
Ценность естественного права втом, что оно, будучи тесно связано с нормами архаики, религии, нравственности, всегдапомнит о возвышенных целях человеческого существования. Позитивное право, по своейприроде инструментально и ему свойственно превращать средства в цели, абстрагируясьот мира культуры и от человеческого измерения.
Позитивное право требует от людейформально-ролевого поведения, обусловленного внешней необходимостью. Естественноеправо – требует той законопослушности, которая становится для человека его второйприродой – внутренней потребностью.
Поэтому речь должна идти о принципедополнительности естественного права позитивным и наоборот, отдавая должное их основаниям.
Истоки естественного права в жизничеловека в его свободе и его собственности. Истоки позитивного права в функцияхгосударства. Жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Есть правила общежитияи есть правила жизни индивида.
И есть проблема, на которую обратилвнимание еще Платон «как обеспечить гармонию личности и общества даже в условияхосуществления индивидуальной добродетели и общественной справедливости».
Сила права обеспечивается его законом.Ценности человеческого общежития нуждаются в защите от каких либо посягательств.Средством защиты этих ценностей являются нормы и законы права.
«Всякий закон (nomos) есть норма или правило поведения». Законимперативен и ориентирован на однозначное осуществление.
Уже Гераклит подметил значениезакона. Nomos – это то, без чего не может быть общежития. Поэтому за закон следуетсражаться как за свои стены.
Закон тотален и его предназначениев том, чтобы обуздывать стихию человеческих эмоций и страстей, носящих деструктивныйхарактер.
Для тех, кто добровольно следуетзакону, Nomos предлагает эталонные образцы социального поведения. Для тех, кто игнорируетзакон, он находит средства принуждения к должному поведению.
Nomos чем-то напоминает образ судьбыв философии стоиков, которая ведет тех, кто идет и тащит за шиворот тех, кто упираетсяи наказывает тех, кто его нарушает.
В любом случае Nomos (Закон) преследуетодну цель – обеспечить регламент человеческого общежития, сохранить социальный порядок.
Практически каждый человек имеетпредставления о требованиях не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать и такдалее, но у каждого эти представления имеют свое основание. Они могут быть «замешаны»на вере, на стыде, на совести, а могут и на страхе перед наказанием.
И в каждом случае Nomos входитв правовое сознание индивида определенным измерением, заявляя о должном поведениии напоминая о последствиях.
3. Основные функции права
Основные функции права: коммуникативная;семиотическая; эгалитарная и кратическая.
· Коммуникативная заявляето себе в двух ипостасях – как координация правовых отношений и как трансляция права– информация о должном.
· Семиотическая (от греческогоsemeion — признак, знак). Без знакового оформления бытие права сомнительно. Благодаряучету признаков в нормах права сосредоточена огромная социокультурная информация,обеспечивающая достаточный простор для ориентации. Благодаря этой функции, правовыступает как знаковая система нормативных требований должного поведения.
· Эгалитарная функция права(от французского eqalite – равенство) означает способность наделять всех гражданравной мерой свободы и ответственности, что позволяет всем индивидам чувствоватьсвою правоспособность, а при определенных обстоятельствах дееспособность и деликтоспособность.
Эгалитарная функция права привноситв жизнь принцип формальности. Например избирать и быть избранным президентом страныи так далее. Но в целом эгалитарная функция права ориентированна на осуществлениесправедливости.
· Кратическая функция права(от греческого kratos – сила) понуждает индивида к нормативному,законопослушному поведению. Эта функция:
— удерживает антагонистов от взаимногоистребления;
— заставляет субъектаантагональных отношений соблюдать заключенные договора;
— оберегает субъекты агональныхпроцессов сотворчества от различных деструктивных сил.
Будучи набором средств в диапазоне от непринудительныхдо репрессивных, эта функция призвана минимизировать чувство страха у законопослушныхграждан и максимизировать у тех, кто склонен к правонарушениям.
норма правовой правопорядок


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат *По-гречески эта красивая фраза означает самое прекрасное признание на свете
Реферат Валерий Брюсов и Константин Бальмонт
Реферат Влияние когнитивного стиля на восприятие цифровых комбинаций в цене товара 2
Реферат Использование информационных технологий на уроках математики
Реферат Бюджетне планування в Україні
Реферат Рекламный менеджер
Реферат Стили педагогического общения и поведения
Реферат Общая характеристика вторичных энергоресурсов (ВЭР) и их классификация
Реферат Особенности развития мыслительных операций у слабоуспевающих младших школьников (на примере мыслительных операций сравнения и обобщения)
Реферат Социализация личности: понимание, этапы и механизмы
Реферат N° 40 Весна / hiver 2010
Реферат Явление и определение внимания
Реферат The Bus Network Essay Research Paper The
Реферат Современные подходы к проектированию деловых организаций
Реферат Деяния апостолов и послания`