Реферат по предмету "Социология"


Социализация личности: понимание, этапы и механизмы

Социализация личности: понимание, этапы и механизмы

I. Понимание социализации:

- процесс, включающий индивида в социальную группу, в жизнь общества;

- усвоение человеком социального опыта, накопленного другими
людьми и обществом в целом;

- становление личности в контексте конкретной культуры;

- процесс навязывания социальной группой или обществом в целях
социальной доктрины. Они не противоречат друг другу. Проблема
активности-пассивности личности в процессе социализации.

Социализация - есть процесс социального развития личности как
активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и
общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок,
определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде (желательные
компоненты).

II. Активность личности

2) осознаность процесса социализации (если неосознанность, то
навязывание определенных стандартов);

3) системность социализации (многоуровневость, фрагментарность
социализации).

Основные сферы жизнедеятельности:

1) Социализация имеет место в различных видах деятельности
(трудовая, познавательная, игровая).

2) Общение человека с другими людьми, меняющее свое качество.

3) Самосознание личности, основанное на рефлексии себя в
социуме.

Уровни социализации

I. 1) включенность в микросреду;

2) включенность в мезосреду (на другие организмы);

3) включенность в макросреду (крупные общности).

II. в гносеологическом смысле

1) психологический аспект социализации;

2) социально-психологтический аспект социализации;

3) социальный аспект социализации.

Психологический аспект - влияние индивидуального
психологического свойства человека на процесс социализации (на процесс усвоения
норм, характер, свойство *, развитость-неразвитость тормозных процессов.
Пример: люлди с неразвитыми тормозными процессами имеют проблемы с
коммуникацией. Также - речевая несдержанность - говорит о социальной
неразвитости человека.

Стадии социализации

1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет);

2) подростковая 12 - 16-18 лет;

3) взрослая после 18.

Рубеж социализации - это рубеж полового созревания.

1 - стадия

Большинство исследователей этнической и политической
социализации.

Исследователи задаются вопросом: “в каком возрасте, в каких
возрастных группах появляется феномен этического самосознания,этнической
идентичности.

- Американские социальные психологи отвечают так: первые
симпатии к себе как к представителю одной социальной общности и антипатии к
другим как к представителям другой социальнйо общности начинается в 3-4 года.

- Переживание враждебности к другой этнической группе
возникает в 6-7 лет.

Политическая социализация наступает достаточно рано: уже на
детях 4-6 лет обнаруживается феномен политической социализации.

Пример: эксперимент с флагами

флаг США - самый любимый

флаг СССР 0- самый нелюбимый

Это - влияние семьи, средств массовой информации.

Этот эе эксперимент был выполнен на советских детях
(московских) 4-6 лет, во второй половине 80-х годоы. Результаты показали:
нравились 1 - США, 2 - Китай, 3 - Югославии, 4 - СССР. Почему? Предпочтение
флага осуществляется по эстетическому критерию (много различных цветов, много
звездочек, как на небе).

Далее эксперименты на детях 9-10 лет. Нравится 1 - СССР.
Политическая социализация у детей в СССР наступает позже.

Исследования Пиоже по политической социализации. Он поставил
задачи: как формируется, в каком возрасте у детей представления о флагах.

Эксперимент на швейцарских детях

Вы оказываетесь (дети) на необитаемом острове, и оттуда они
должны выбрать страну проживания. 
обнаружился у детей этноцентризм от хочет жить в швейцари, т.к. это
самая лучшая страна. Шведы выбирают свою страну даже для других национальностей.

На советских детях 
результаты: американские дети выбирают себе США, т.к. их папы, мамы,
друзья. Российские дети предпочитают США и Японию, Франция и Россия, т.к.
связано с влиянием экономических условий.

Социально-психологические особенности ранней социализации

1) Неразрывные когнитивные компоненты. Ведущим в социализации
становится аффективно-эмоциональный компонент.

2) Ведущим видом деятельности является игровая деятельность и
учебно-познавательная.

3) Родители, семья в целом - являются ведущим каналом (ведущая
роль принадлежит матери; в США ведется борьба за голоса женщин, т.к. они в
основном ответственны за политическую организацию у детей).

По мнению американских социологов-психологов дети 5-6 лет в
25% случаях занимают свою (автономную) позицию в 50% случаев; в 9-10 лет
вступают в противоречивые споры с родителями по политическим вопросам и
этническим.

Подростковый период социализации

1) Расширение видов деятельности, в которую вступает подросток
в сфере познания, культуры, игровой деятельности.

2) Характерна сформированность умственных способностей,
когнитивных процессов, социальных установок, норм.

3) Расширение круга общения (за счет улицы), увеличение
автономии.

4) Основные каналы социализации - школа, СМИ.

По данным американских исследователей к 16-18 годам полностью
сформированы этнические представления, представления о партиях, о политических
институтах.

Социализация личности: пониманеи, этапы и психологические
механизмы.

Социализация = “развитие личности” и “воспитание” - это
процесс “вхождения индивида в социальную среду”, “усвоение им соцвлияний”,
“приобщение его к системе социальных связей”.

Л.С. Выготский настаивал на том, что ребенок, родившись, уже
задан анм как элемент определенной культуры, определенных социальных связей.

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с
одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в
социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто
недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства
индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности,
активного включения в социальную среду.

Первая сторона процесса социализации - усвоение социального
опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая
сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью
деятельности (пассивность) - (активночть).

Социализация для социальной психологии - взгляд “со стороны
взаимодействия личности и среды”.

Выделяют три сферы, в которой осуществляется становление
личности (и через которые происходит социализация). Деятельность, общение и
самосознание.

В деятелньости происходят три важных процесса (Леонтьев):

1) ориентировка в системе связей, через посредство личнсстных
смыслов (личностный выбор деятельности);

2) центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение
влияния на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей;

3) это освоение личностью новых ролей и осмысление их
значимости.

Расширнеие общения можно понимать как умножение контактов
человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном
рубеже.

Самосознание - это процесс социализации, означает становление
в человеке образа его Я (Кон).

Подходы к структуре “Я”:

1) три компонента

- познавательный (знание себя);

- эмоциональный (оценка себя);

- поведенческий (отношение к себе).

2) Сталин (1984 г.)

Самосознание - как понимание личностью себя в качестве
некоторой целостности, в определении собственной идентичности.

Стадии самосознаия:

1) дотрудовая а) 0-7; б) 7»20;

2) трудовая 21-60 (аклиология);

3) послетрудовая.

Социализация человека (Парыгин. Основные социальные принципы
теории)

Социализация немыслима без активного участия человека в
процессе освоения социального опыта и культуры (пассивно-активное).

Важной тенденцией общения в процессе социализации является
обособление человека.

Под социализацией понимают весь многогранный процесс
очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и
непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее:
социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической
деятелньости, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность
социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное
переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и
качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное
развитие.

Механизмы - подражание, заражение, внушение, уподобление,
адаптации, заимствования, руководства, лидерство, мода.

- Леонтьев придает значение усвоению З.У.Н.

- Г. Хибин и М. Форверг (формированию установок) ® 3 основных
механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление
(инструктирование).

Два аспекта:

1) освоение и присвоение человеком всего богатства предметной
культуры;

2) освоение человеком всего богатства и многообразия
человеческих общественных отношений Я

механизмы для:

1) изучение, внушение, адаптация, подражание, пример,
заимствование;

2) убеждение, идентификация, руководство, заражение.

Факторы а) микро- и б) макросреды, которые влияют на усвоение
информации это: а) семья, сады, школа, уличные группы; б) социальные институты:
учреждения, организации.

Стадии социализации (А. Юровский): (происходят одновременно)

1) связана с процессом освоения человеком системы социальных
отношений и норм;

2) характеризуется межличностными связями (положение в группе,
групповые роли) социальная психология изучает;

3) связана с процессом духовного обогащения личности,
развитием способностей и индивидуального опыта.

(Андреенкова Н.В.)

1) первичная социализация, или социализация ребенка;

2) маргинальная социализация - подростка (промежуточная);

3) устойчивая, т.е. концептуальная - 17-18 - 23-35 лет.

Детям (4 года США) предлагали на картинках флаги.

Нужно было выбирать тот, который нравился и который не нравился.
В итоге - нравится флаг США, не нравится - флаг России.

В России провели тот же эксперимент:

дети г. Москвы 4-6 лет. Получены следующие данные:

Наиболее нравятся: 1 - США, 2 - Китайский 3 - Югославии 4 -
флаг СССР. Объяснение со стороны детей: не по политическому критерию, а по
эстетическому. Следовательно не было обнаружено политической социализации.

Далее была взята группа школьников 9-10 лет:

1 место - СССР. Эти факты говорят о том, что политическая
социализация в России у детей наступает позже, чем у детей США.

Исследование Пиаже: Как формируется и в каком возрасте
представление о своей стране, своем народе. Детям-швейцарцам разных возрастных
групп была предложена следующая ситуация:

Вы попали на необитаемый остров. Какую страну для проживания ты
выберешь? Пиаже обнаружил феномен этноцентризма (дети выбрали Швейцарию).
Почему? Дети говорили: Это самая лучшая страна в мире”.

В 80-г этот эксперимент был повторен на детях СССР (Данные до
сих пор не опубликованы).

1) Американские дети выберут Америку (неполитический критерий:
там у них друзья, родители и т.д)

2) Советские дети: Россия заняла 4 место.

Советские дети выбрали 1 Америку и 2 Японию

Экономические критерии: Осознание своей экономической
неполноценности - взрослые передают детям в очень раннем возрасте.

На 3 место советские дети поставили Францию

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Потребительский кредит, его эволюция и особенности в России
Реферат Разработка компенсационного стабилизатора напряжения на базе операционного усилителя (ОУ). Разработка цифрового логического устройства
Реферат Literature in Ukraine: Mykhaylo Kotsiubynsky and Oles Honchar
Реферат 16 января 2012 года г. Красноярск Мировой судья судебного участка №87 в Советском районе г. Красноярска Политико Л. П. г. Красноярск, пр
Реферат Виды международного маркетинга. Организация и управление коммерческими представительствами предприятий за рубежом
Реферат "Идеальные типы" как метод исследования культуры по работам М. Вебера в его избранных произведениях
Реферат Информационный стресс, причины возникновения, особенности, преодоление психопрофилактика
Реферат Моделювання поведінки клієнта страхової компанії
Реферат The Best Way To Fix Greed Essay
Реферат «Экономический анализ состояния и использования основных средств»
Реферат Порядок разработки схемы финансирования инвестиционного проекта
Реферат Аутсорсинг (общие черты)
Реферат Акт провозглашения российского статуса Республики Крым
Реферат Oppresion In America Essay Research Paper Who
Реферат Податкова політика держави цілі індикатори економічний і законодавчий інструментарій регулювання