Нормативнаясистема международного права
Содержание
1. Понятиеи структура норм международного права
2. Классификациянорм международного права
2.1 Классификациянорм международного права
2.2 Деление норм поюридической природе или форме закрепления
2.3 Нормы-цели инормы-принципы
2.4 Деление норммеждународного права по сфере пространственного действия
2.5 Императивные идиспозитивные нормы международного права
2.6 Материальные ипроцессуальные нормы
2.7 Классификациянорм международного права в зависимости от способа их осуществления
Список использованных источников
международноеправо норма
1. Понятие и структуранорм международного права
Международное право, каки национальное право, представляет прежде всего совокупность норм. Норма правасогласно общей теории права определяется как правило поведения, предписание,которому свойственна всеобщая обязательность. При применимости такиххарактеристик, как «правило поведения», «обязательность» нормы международного праваимеют свою специфику.
Норма внутреннего праваявляется властным предписанием государственного органа, уполномоченного напринятие норм, выполнение которой обеспечивается государством. Нормамеждународного права в силу специфики его субъектов (государства и ихобразования) и объекта (международные отношения) является результатомсогласования позиций равных по своему юридическому статусу субъектовотносительно модели поведения в сфере международного сотрудничества, которуюони признают для себя обязательной. Таким образом, норма международного права —это правило поведения, созданное в результате согласования позиций государств ииных субъектов международного права, устанавливающее их права и обязанности всфере международного сотрудничества, обязательность соблюдения которыхобеспечивается самими субъектами индивидуально или коллективно, включая вслучае необходимости применение согласованных принудительных мер.
Специфика норммеждународного права проявляется и в их структуре. Норма национального праваимеет трехзвенную структуру, включающую гипотезу, диспозицию и санкцию. Причемв силу приказного, повелительного характера нормы национального права санкцияконкретизирована указанием на вид и меры ответственности. 76
Нормы международногоправа отличаются структурной неполнотой. Это объясняется ихкоординационно-согласительным характером, высоким уровнем обобщенности посравнению с конкретностью национальных норм. Поэтому их обязательным элементомявляется диспозиция, т.е. правила поведения субъектов, создающих эту норму.Диспозиция может в некоторых случаях при согласии сторон дополняться гипотезой,т.е. условиями применения нормы.
Что касается санкции, тоона в большинстве случаев отсутствует, так как соблюдение международно-правовойнормы вытекает из основного принципа международного права «pacta sunt servanda»(договор должен соблюдаться), признанной в качестве императивной нормы. Приналичии санкции она характеризуется рядом особенностей:
1) закреплена в отдельныхстатьях договора;
2) сформулировананеопределенно и не привязана к конкретной норме, а относится ко всемобязательствам, закрепленным в договоре.
Показательна в этом планест. 235 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., озаглавленная«Ответственность» и устанавливающая, что на государства возлагается выполнениеих обязательств по защите и сохранению морской среды. Они несут ответственностьв соответствии с международным правом. Санкции в отношении нарушителя норм,закрепленных в одной конвенции, могут детально регламентироваться в другой,дополняющей и конкретизирующей соответствующие нормативные установки первой.Таковой является Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными противбезопасности морского судоходства 1988 г., устанавливающая режимответственности за пиратство, определение которого дано в Конвенции ООН поморскому праву 1982 г. (ст. 101-104).
Санкции в формеконкретных принудительных мер обычно предусматриваются за совершенные нарушениямеждународных норм и содержатся либо в резолюциях органов международныхорганизаций, уполномоченных принимать решения в отношении принятия санкций(например, резолюция СБ ООН) либо в международных соглашениях, закрепляющихстатус международных уголовных трибуналов, наделенных компетенцией привлекать кответственности за серьезные нарушения норм международного права (Римскийстатут Международного уголовного суда 1998 г.).
2. Классификация норммеждународного права
2.1 Общие положения
Нормы международногоправа разнообразны и отличаются друг от друга по содержанию и иным признакам,позволяющим классифицировать их по различным основаниям. Однако в доктринемеждународного права нет единых классификационных критериев. Наиболее детальныйперечень классификационных критериев предлагается украинским ученым В.А.Василенко который считает, что в классификации норм международного права должениспользоваться следующий комплекс критериев: значимость норм в системе;принадлежность норм к подсистемам системы; место норм в иерархической структуресистемы; содержание нормативных предписаний и свойства их регулятивных функций;организационно-целевая направленность нормативных предписаний и особенность ихрегулятивного воздействия; формально-юридическое признание норм; специфичностьметодов и способов осуществления нормативных предписаний. Характеристикамногообразия норм международного права более всего пригодна дляисследовательских целей по данной проблематике.
В российском учебнике«Международное право» под редакцией Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова даются болееобобщенные классификационные критерии: форма нормы международного права;предмет регулирования; субъектно-территориальная сфера действия, функциональноеназначение, характер субъективных прав и обязанностей.
В монографии известногороссийского ученого И.И. Лукашука «Нормы международного права в международнойнормативной системе» приводятся следующие классификационные критерии:содержание и место в системе; сфера действия; юридическая сила; функции вмеханизме международного регулирования; способ создания и форма существования.
Очевидно, что притерминологическом разнообразии классификационные критерии в основном совпадают.Поэтому при анализе классификации норм международного права будемруководствоваться вышеуказанными критериями.
2.2 Деление норм поюридической природе или форме закрепления
По юридической природеили форме закрепления нормы международного права традиционно делятся надоговорные и обычные. Однако учитывая то, что в современном международномправотворческом процессе активную роль играют международные организации вучебнике «Международное право» под редакцией Г.В. Игнатенко предлагается болеегибкая классификация на документированные нормы международного права, к которымотносятся договорные нормы, и документированные нормы, содержащиеся в решениях,резолюциях международных организаций и актах международных конференций,включающие обычные нормы.
Договорные нормы,письменно зафиксированные в международных соглашениях, занимают центральноеместо в системе норм международного права. Это обусловлено как спецификойдоговорных норм, так и характером современных международных отношений.
Углубление специализациимеждународных отношений, особенно в сфере экономического сотрудничества,перевозок, области разоружения, требует точной и детальной регламентации прав иобязанностей сторон, делая договорные нормы необходимым инструментомрегулирования международного сотрудничества. Договорные нормы отличаютсястабильностью содержания, что позволяет прогнозировать поведение участниковдоговора и облегчает контроль за ним.
Разработка договорнойнормы характеризуется высоким уровнем демократизма: государства и иные субъектымеждународного права обладают равными правами при выработке содержаниядоговорной нормы. От усмотрения государства зависит принятие договора ипризнание его для себя юридически обязательным.
Обычная нормамеждународного права, обладая равной с договорной нормой юридической силой,значительно отличается от нее процедурой разработки и формой закрепления.Обычная норма формируется в процессе аналогичной практики (поведения)государств в определенной сфере сотрудничества, признанной ими обязательной длясебя. Доказательством такого признания может быть национальноезаконодательство, решения судов, дипломатическая переписка, договорнаяпрактика. Такая процедура формирования обычной нормы довольно длительна иобусловливает трудности в выявлении самой нормы. В отличие от договорной нормы,которая документально подтверждена соответствующим международным соглашением,установление обычной нормы требует тщательного анализа законодательной исудебной практики государств, а иногда и обращения в международные судебныеучреждения (Международный Суд ООН или арбитраж).
Однако, несмотря науказанные особенности, обычные нормы не только определяли содержаниеклассического международного права, но и сохраняют свою значимость внормативной системе современного международного права, оказывая существенноевлияние на процесс международно-правового регулирования. Это объясняетсямеханизмом взаимодействия договорных и обычных норм международного права.
Договор разрабатывается путемзакрепления обычных норм международного права, которые продолжают действовать вотношении государств, не ратифицировавших договор, а также регулироватьвопросы, не получившие отражение в договоре. На параллельное действие обычных идоговорных норм указывалось в решении Международного Суда ООН 1986 г. по искуНикарагуа против США. Суд подчеркнул, что если государства связаны нормами «науровне как договорного, так и обычного права, то, тем не менее, эти нормысохраняют свое раздельное существование». Кроме того, новая договорная нормаможет способствовать формированию новой обычной нормы, если государство, нестановясь участником договора, применяет соответствующие договорные нормы всвоей практике. Такая практика достаточно характерна для государств, способствуярасширению сферы действия договора, его постепенной универсализации.
Следует также отметить,что реальная практика государств может отклоняться от договорных предписаний,реагируя на меняющиеся условия международного сотрудничества, что является болеебыстрым и гибким способом, чем внесение изменений в договор, особенномногосторонний, требующий согласия всех участников договора. Таким образом, спомощью обычных норм можно ликвидировать пробелы в международном праве,содействуя его прогрессивному развитию.
Особое место внормативной системе международного права занимают документированные нормы,закрепленные в резолюциях международных организаций, актах международныхконференций. Относительно правовой оценки этих норм в доктрине международногоправа существуют разногласия. В частности, ряд юристов-международников (Б.М.Ашавский, И.И. Лукашук, X. Рассел, В. Гебали) указывают на то, что резолюцииорганов международных организаций в силу их преимущественно рекомендательноголибо политического характера (акты СБСЕ) являются не правовыми, аморально-политическими и не входят в систему международного права 1. Однако стакой аргументацией трудно согласиться.
Действительно, являясь необязательными, закрепляя желательную или целесообразную модель поведения, невлекущую международно-правовую ответственность субъектов международного правапри их несоблюдении, они выполняют важную функцию в современном международномправотворчестве. Во-первых, в большинстве случаев они становятся этапом«преддоговорного регулирования», устанавливая принципы и определяя содержаниеновых норм международного права, получающих впоследствии закрепление вмеждународном соглашении. Примером может служить Всеобщая Декларация правчеловека, одобренная резолюцией ГА ООН 10 декабря 1948 г., на базе которой былиразработаны Международные пакты о правах человека 1966 г. или Декларация ООН озащите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженныхконфликтов 1974 г., положения которой были закреплены и конкретизированы в Первомдополнительном протоколе 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертввооруженных конфликтов 1949 г. Во-вторых, резолюции органов универсальныхмеждународных организаций таких, как ООН, ЮНЕСКО, МОТ, в которые входятбольшинство государств мирового сообщества, способствуют признанию иутверждению в практике государств обычных норм.
Более очевидный характерносит нормативность актов (итоговых документов) СБСЕ/ОБСЕ, внесшего большойвклад в формирование и развитие таких отраслей международного права, как правоправ человека и право международной безопасности. Положение таких актовквалифицируется в них как обязательства, которыми должны руководствоватьсягосударства- члены СБСЕ/ОБСЕ наряду с обязательствами по международному праву(ст. 17 Венского итогового документа 1986 г., п. 5 ст. 9 документаКопенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению 1990 г.).
Учитывая многообразиедокументально подтвержденных норм международного права, их разную роль вмеждународно-правовом регулировании, западная доктрина (в настоящее время ихподдерживает большинство юристов-международников) предложила классифицироватьвсе нормы на относящиеся к «твердому праву» (hard, law) и «мягкому праву» (softlaw). «Твердое право» включает договорные и обычные нормы, устанавливающиеконкретные права и обязанности субъектов международного права. «Мягкое право»может включать договорные нормы, если в договоре устанавливаются лишь общиепринципы сотрудничества субъектов в определенной сфере, но преимущественно речьидет о нормах, содержащихся в резолюциях органов международных организаций,актах международных совещаний и конференций. «Мягкое право» ориентируетгосударства на определенную модель поведения и создает большие возможности дляусмотрения государств при их реализации.
2.3 Нормы-цели инормы-принципы
В зависимости от местанорм в нормативной системе и их влияния на процесс международногоправотворчества их можно разделить на нормы-цели и нормы-принципы. Цели ипринципы относятся к основополагающим фундаментальным нормам международно-правовойнормативной системы, определяющим общедемократическую сущность современногомеждународного права и направления его прогрессивного развития. По справедливойоценке И.И. Лукашука цели и принципы, отражая общечеловеческие интересы и ценности,«воплощают основное идейное содержание нормативной системы, закрепляют идеиотносительно того, каким должно быть мировое сообщество… и как оно должнофункционировать»
Хотя нормы-цели инормы-принципы тесно взаимосвязаны и применяются совместно, между нимисуществуют отношения соподчиненности. Причем нормами высшего порядка являютсянормы-цели. Именно цели определяют содержание и направление развития системымеждународно-правового регулирования, остальные нормы, включая нормы-принципы,выступают как средства достижения установленной цели. О приоритетной ролинорм-целей свидетельствует структура договоров и формулировки, используемые вних. В частности, в уставах международных организаций цели и принципыорганизации обычно закрепляются в первом разделе (главе) устава, причем целиставятся на первое место в названии такого раздела (главы), именуемого «Цели ипринципы», и закреплены в первых статьях раздела.
В Уставе ООН в разделе«Цели и принципы» первенствующая роль целей подчеркивается следующей формулировкойст. 2: «Для достижения целей, указанных в статье 1, организация и ее членыдействуют в соответствии со следующими принципами». Аналогичная формулировкасодержится в ст. 3 Устава СНГ 1993 г. Следует подчеркнуть, что, несмотря натесное взаимодействие целей и принципов, они имеют различную функциональнуюнаправленность, по-разному влияя на процесс международно-правовогорегулирования.
Цель не только определяетсодержание модели поведения субъектов, но от правильности выбора целей зависитэффективность ее реализации. Поэтому разработка международного договораначинается с согласования позиций государств относительно норм, определяющихцели данного договора.
Нормы-цели отличаются посфере действия. Выделяются общие цели, относящиеся ко всей нормативной системемеждународного права, и конкретные цели, закрепленные в международныхдоговорах, регулирующих определенную сферу сотрудничества. Общие целизакреплены в Уставе ООН и рассматриваются как цели всего мирового сообщества,что подчеркивается в ст. 1 Устава, провозглашающей ООН центром «длясогласования действий наций в достижении… общих целей». К ним относятся:поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественныхотношений и принятие соответствующих мер для укрепления всеобщего мира; осуществлениемеждународного сотрудничества во всех сферах и поощрения и развития уважения кправам и свободам человека (ст. 1).
Общие цели могут иметьпрограммный характер, определяя новые ориентиры международного сотрудничества,содействуя, таким образом, совершенствованию и прогрессивному развитиюмеждународного права. В частности, такие цели содержатся в Декларациитысячелетия ООН 2000 г., устанавливающей главные направлениямеждународно-правового регулирования в третьем тысячелетии. В качестве таковыхопределяются: мир, безопасность, разоружение, реализация права на развитие иискоренение нищеты, охрана общей окружающей среды, права человека, демократия иблагое управление, защита уязвимых групп населения, удовлетворение особыхпотребностей Африки, укрепление Организации Объединенных Наций.
Конкретные целизакрепляются в преамбуле двусторонних и многосторонних договоров. Причемспецификой обладают уставы международных организаций. Цель организации являетсяобязательным элементом основного содержания и закрепляется в отдельной статьепервой главы устава.
Общие и конкретные целитесно взаимосвязаны при доминирующей роли общих целей, что подтверждаетсяформулировкой преамбул конвенций и двусторонних договоров о приверженностицелям и принципам Устава ООН (например, Венская конвенция о праве международныхдоговоров 1969 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.,Международная конвенция о борьбе с финансированием международного терроризма1999 г., Договор между Республикой Беларусь и Республикой Куба о дружественныхотношениях и сотрудничестве 2000 г.). Отношения соподчинения общих и конкретныхцелей свидетельствуют о системообразующей функции общих целей, включающих нормыдвусторонних и многосторонних договоров в систему международного права.
Важную роль играютнормы-цели в реализации договорных прав и обязательств, являясь критериями ихправомерности либо устанавливая границы их применения. Так, Венская конвенция оправе международных договоров 1969 г. требует, чтобы договор толковался в светеобъекта и целей договора (ст. 31), рассматривает как существенное нарушениедоговора, влекущее возможность его аннулирования, если оно «имеет существенноезначение для осуществления объекта и целей договора» (подп. б п. 3 ст. 60) недопускает приостановления действия договора по соглашению между некоторымиучастниками, если оно является несовместимым с объектом и целями договора(подп. ii п. 1 ст. 58). Ограничительные рамки цели могут установить не толькодля участников договора, но и для третьих стран — неучастников договора.
Согласно Венскойконвенции о праве международных договоров 1969 г. государство не может делатьоговорки при подписании, ратификации или присоединении к договору, если онипротиворечат объекту и целям договора (п. с ст. 19), государство должновоздерживаться от действий, которые бы лишили договор объекта и цели довступления его в силу, подписав его под условием ратификации. Отсюда вытекает,что сфера регулирования даже конкретных целей достаточно широка ираспространяется на отношения с третьими странами, не являющиеся сторонамидоговоров, в которых такие цели закреплены.
Определяющее действиецелей особенно ярко проявляется в отношении международных организаций, чьяструктура и компетенция обусловлена целями организации, закрепленными в ееуставе. Более того, в современной доктрине международного права, вКонсультативных заключениях Международного суда ООН признается с учетомпотребностей международной жизни, в интересах достижения целей возможностьнаделения международных организаций дополнительными полномочиями(подразумеваемой компетенцией), которые не зафиксированы в уставе и иныхдокументах международной организации
Таким образом, нормы-целииграют важную роль в обеспечении функционирования всей нормативной системымеждународного права.
Принципы являютсяосновополагающим элементом любой нормативной системы как национального, так имеждународного права. Принципы — это выраженные в праве исходныенормативно-руководящие начала, характеризующие его основы и содержание. Данноеопределение принципов, приведенное в общей теории права, вполне применимо кмеждународному праву.
Вместе с тем принципыобладают рядом юридических качеств, отличающих их от других норм международногоправа. К ним относятся:
1) обычно-правовоепроисхождение, в отличие от целей, которые зафиксированы в международныхдоговорах;
2) структура:представляют совокупность взаимосвязанных норм;
3) обладают самой широкойсферой применения в отношении как субъектов, так и объектов международногоправа, регулируя всю систему международных отношений. Этим объясняется ихуниверсальность и общепризнанность;
4) являются нормамивысшего порядка, критериями международной законности. Любая нормамеждународного права, независимо от юридической природы (договорная илиобычная), становится недействительной, если не соответствует основнымпринципам;
5) имеют высшуююридическую силу. Они императивны, что означает обязательное соблюдение всемисубъектами международного права;
6) имеют неограниченнуювременем сферу действия, определяя главные направления развития международногоправа, что доказывает их программный характер.
В настоящее времякомплекс основных принципов международного права в общей форме закреплен вУставе ООН и включает принципы: равенства государств, неприменения силы иугрозы силой, невмешательства во внутренние дела государств, право наций насамоопределение, мирного разрешения споров, добросовестного соблюдениямеждународных договоров. Их детальная трактовка содержится в Декларации опринципах международного права, касающихся дружественных отношений исотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.
Дополнительное развитиеэти принципы получили в документах СБСЕ: Хельсинкском Заключительном акте 1975г. и в Копенгагенском итоговом документе Конференции по человеческому измерению1990 г., где зафиксированы такие принципы, как принцип территориальнойцелостности, принцип уважения прав и свобод человека, принцип нерушимостиграниц, принцип справедливости.
Вместе с тем закреплениеосновных принципов в международно-правовых документах не означает ихтрансформацию в договорную норму международного права. Как подчеркнулМеждународный суд ООН, «принципы остаются обязательными как таковые, несмотряна то, что они были также включены в договорно-правовые постановления». Данноесвойство свидетельствует об особой стабильности принципов, о невозможностипрекращения или изменения их действия в отличие от договорных норм.
Благодаря этим качествампринципы международного права рассматриваются в доктрине как фундаментмеждународного права. Важнейшая роль принципов в регулировании международныхотношений акцентируется в Декларации тысячелетия ООН, отмечающей их«неподвластность времени и универсальный характер, их актуальность испособность служить источником вдохновения», в условиях усиливающейсявзаимосвязанности и взаимозависимости стран и народов.
2.4 Деление норммеждународного права по сфере пространственного действия
По сферепространственного действия нормы международного права делятся на универсальные,региональные, локальные (партикулярные).
Характерными чертамиуниверсальных норм международного права являются:
— неограниченнаяпространством и временем сфера действия;
— адресованность всемумеждународному сообществу, отсюда в доктрине появилось название обязательства ergoomnes (обязательства международного сообщества);
— императивность,обязательность соблюдения всеми субъектами международного права;
— то, что они входят вобщее международное право.
Универсальные нормы имеютобычно-правовое происхождение и в настоящее время получили широкое закреплениев общих международных договорах, которые по определению Венской конвенции оправопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. «касаются кодификации ипрогрессивного развития международного права, а также договоров, объект и целикоторых представляют интерес «для международного сообщества в целом»(преамбула). Из характеристики универсальных норм следует, что к ним относятсянормы-принципы, обязательства ergo omnes, вытекающие из основных принципов(например, обязательство не допускать дискриминацию в отношении любого субъектаи на любом уровне), нормы универсальных кодифицирующих конвенций (например,Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция одипломатических сношениях 1961 г. и др.).
Договорные нормы общегомеждународного права не только регламентируют поведение государств в наиболееважных сферах сотрудничества, но и устанавливают режим отдельных территорий,право пользования и распоряжение которыми принадлежит международному сообществуи в силу этого они имеют особый статус «общего наследия человечества»(например, Луна и другие небесные тела в соответствии с Соглашением одеятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г., дно мировыхокеанов и морей согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Источникомуниверсальных норм могут быть также многосторонние договоры, заключенныеопределенным кругом государств, если нормы таких договоров впоследствииполучили признание большинства государств. В частности, примером может служитьДоговор об Антарктике 1959 г., правовой режим, установленный Договором,соблюдается государствами — неучастниками Договора.
Региональные и локальные(партикулярные) нормы
В доктрине международногоправа в отношении данной группы норм используется различная терминология. Вучебнике «Международное право» под редакцией Г.В. Игнатенко, в монографиях Н.А.Ушакова «Проблемы теории международного права», А.Н. Талалаева «Юридическаяприрода международных договоров» используют единый термин «локальные нормы» Дляопределения норм, закрепленных в многосторонних договорах и иных соглашениях сограниченным количеством участников И.И. Лукашук, В.А. Василенко, украинскийученый А.С. Гавердовский различают региональные, партикулярные и локальныенормы в зависимости от вида договора или обычая, в которых они закреплены.Договорная практика государств, позиция Международного суда ООН позволяетотдать предпочтение последней классификации.
Региональные нормы — этонормы многосторонних договоров, заключенные государствами одногогеографического района. Впервые термин «региональное соглашение» сталиспользоваться в Уставе ООН для регламентации соглашений политическогохарактера. Понятие региональных норм с выделением их особенностей былоразработано в доктрине международного права.
Основным признакомрегиональных норм является то, что они содержатся преимущественно вмногосторонних договорах, участниками которых являются государства,принадлежащие к одному географическому району. Общность экономических,политических, культурных интересов таких государств обусловливает их стремлениек тесному сотрудничеству, стимулируя заключение региональных соглашений. Менеераспространенными являются региональные нормы обычного характера, формируемые впроцессе аналогичной практики государств одного географического района.
Примерами региональныхнорм могут служить Уставы региональных международных организаций (например,Устав СНГ 1993 г., Устав СЕ 1949 г., Устав НАТО 1949 г.), а такжемногосторонние соглашения, заключенные государствами-членами в рамкахрегиональных международных организаций (в СНГ — Конвенция о правовой помощи иправовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г.).Региональные соглашения могут заключаться государствами вне рамок региональноймеждународной организации, при условии принадлежности к одному географическомурегиону (Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом иэкстремизмом 2001 г., участниками которой являются Китай, Россия, Казахстан,Кыргызстан, Таджикистан).
Большой вклад вформирование новых региональных норм вносят Европейские региональныеорганизации: ЕС, СЕ, ОБСЕ. Их функционирование привело к созданию Европейскогоправа -региональной правовой системы, характеризующейся своими принципами иинститутами, что объясняется крайней заинтересованностью европейских стран вформировании единого экономического и правового пространства и тесномполитическом сотрудничестве. Однако при всем своеобразии Европейскойрегиональной правовой системы она не противоречит общему международному праву,а способствует его совершенствованию и прогрессивному развитию. В частности,такие принципы как уважение прав и свобод человека, справедливость, нерушимостьграниц, институт международной судебной защиты прав человека впервые былизакреплены в европейских правовых документах и конвенциях и впоследствии былиподтверждены в документах универсальных международных организаций икодифицирующих конвенциях.
Партикулярные (локальные)нормы в отличие от региональных. норм закреплены в двусторонних соглашенияхмежду государствами. Причем, по мнению В.А. Василенко, спецификой локальныхнорм является то, что они регулируют отношения между сопредельнымигосударствами. Хотя партикулярные (локальные) нормы имеют преимущественнодоговорное происхождение, Международный Суд ООН в решении 1960 г. по спорумежду Индией и Пакистаном указал на возможность складывания локального обычая врезультате продолжительной практики между двумя государствами, признанной имикак регулирующей их отношения, создающие основания для взаимных прав иобязанностей.
Партикулярные (локальные)нормы договорного и обычного характера, будучи правовой базой классическогомеждународного права, продолжают оказывать влияние на совершенствование иразвитие современного международного права. Не являясь нормами общегомеждународного права, они тесно взаимодействуют с ними. С одной стороны,партикулярные (локальные) нормы формируются на основе общих норм, конкретизируясодержание последних применительно к условиям двустороннего сотрудничествамежду государствами. Например, консульская конвенция между Республикой Беларусьи Республикой Польша 1992 г. базируется на положениях универсальной Венскойконвенции о консульских сношениях 1963 г., внося изменения по взаимномусогласию сторон в регламентацию объема консульских привилегий и иммунитетов.При этом в Преамбуле двусторонней конвенции подтверждается, что вопросы, прямоне предусмотренные в ней, будут регулироваться Венской конвенцией 1963 г. Врамках двустороннего сотрудничества легче достичь компромисса по вопросам неурегулированных нормами общего международного права либо внести изменения вдействующую общую норму с учетом взаимных интересов сторон. Последняя в случаепоследующего закрепления в договорной практике большинства государств, будетсодействовать появлению новой нормы общего международного права. Такой гибкиймеханизм разработки партикулярных (локальных) норм способствует прогрессивномуразвитию международного права. Вместе с тем следует учитывать, что, вносяизменения в действующие универсальные нормы, партикулярные (локальные) нормы немогут им противоречить, так как первые являются критерием действительностипоследних.
2.5 Императивные идиспозитивные нормы международного права
Все нормы международногоправа делятся на императивные нормы и диспозитивные нормы.
Императивные нормы — этонормы высшей юридической силы, по латинской терминологии jus cogens.Обязательность этих норм распространяется на всех субъектов международногоправа во всех сферах сотрудничества, и они составляют ядро нормативной системымеждународного права.
Понятие императивных нормвпервые было дано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров1969 г., а затем нашло подтверждение в идентичной статье Венской конвенции оправе договоров между государствами и международными организациями или междумеждународными организациями 1986 г. Согласно ст. 53 обеих конвенций подимперативными нормами общего международного права понимаются нормы, которыепринимаются и признаются международным сообществом в целом как нормы, отклонениеот которых недопустимо и которые могут быть изменены только последующей нормойобщего международного права, носящей такой же характер.
Из указанного определенияможно сделать вывод о следующих специфических особенностях императивных норм:
а) они входят в комплекснорм общего международного права;
б) они адресованы толькомеждународному сообществу, которое одновременно и определяет их особый статус;
в) они обладают высшимуровнем обязательности (долженствования), так как отклонение от них недопустимо;
г) к ним неприменимтрадиционный механизм изменения общих норм с помощью локальных, региональных ипартикулярных: они изменяются только общими нормами такого же статуса.
Указанные конвенцииустановили специфику временной сферы действия императивных норм. В отличие отдругих норм международного права они имеют обратную силу. В соответствии со ст.64 обеих конвенций, «если возникает новая императивная норма международногоправа, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этойнормой, становится недействительным и прекращает свое действие».
В Проекте статей обответственности государств, подготовленным КМП ООН в 2001 г., закрепляетсяособый режим ответственности за несоблюдение императивных норм. Если принарушении любых иных норм право предъявлять претензии и устанавливать формыответственности государства-нарушителя имеет, в первую очередь, потерпевшеегосударство, то нарушение государством обязательства, вытекающего изимперативной нормы общего международного права, квалифицируется как серьезное ивсе «государства должны сотрудничать, чтобы правомерными средствами положитьконец серьезному нарушению обязательства» (ст. 40-41). Кроме того, правопотерпевшего государства на принятие контрмер (санкций) противгосударства-нарушителя не должно затрагивать обязательств, вытекающих изимперативных норм международного права (подп. d п.1 ст. 50)
Отличительнойособенностью императивных норм является также их обычно-правовое происхождение.Имеющиеся в ряде универсальных международных договоров (Международный пакт огражданских и политических правах 1966 г., Женевские конвенции о защите жертввооруженных конфликтов 1949 г.) запретительные нормы, по уровню долженствованиясхожие с императивными нормами, но не идентичны им, так как адресованы толькогосударствам-участникам таких договоров, а не всему международному сообществу вцелом.
Из характеристикиимперативных норм международного права вытекает, что к ним относятсянормы-принципы и нормы erga omnes. Однако следует отметить, что в доктрине международногоправа нет единства по вопросу конкретных видов норм, имеющих статусимперативных норм общего международного права. Наибольшая схожесть позицийотмечается относительно следующих видов норм, которые можно отнести к категорииимперативных: основные цели и принципы международного права, принципы и нормы,закрепляющие исторически сложившиеся общепризнанные моральные стандартымирового сообщества (принципы справедливости, добросовестности,незлоупотребления правом); принципы и нормы, закрепляющие достигнутый уровеньгуманности, касающийся соблюдения прав человека, национальных меньшинств,коренных народов, защиты жертв вооруженных конфликтов, запрещения примененияоружия массового уничтожения, приносящего чрезмерные страдания, запрещениегеноцида, апартеида, рабства, пиратства и квалификация их как международныхпреступлений; принципы и нормы, запрещающие массовое загрязнение окружающейсреды; принципы и нормы, устанавливающие режим использования космическогопространства, открытых морей дна мировых океанов и морей, Антарктики.
Диспозитивные нормы
Абсолютное большинство внормативной системе принадлежит диспозитивным нормам, к которым относятсянормы, допускающие отклонения от них по взаимному согласию субъектов,применяющих такие нормы. Таким образом, для диспозитивных норм характерноследующее:
1) они допускаютотклонение от них путем внесения изменений по согласию конкретных субъектов;
2) новая нормаприменяется и устанавливает права и обязанности в отношении только данныхсубъектов;
3) норма не должна затрагиватьинтересы третьих государств.
Диспозитивные нормыотличаются от императивных как по юридической природе, так и по видовому многообразию.Они могут быть договорными и обычными и включают универсальные, региональные,партикулярные и локальные нормы. Являясь юридически обязательными, ониотличаются от императивных норм уровнем долженствования и пространственнойсферой действия, адресуясь конкретным субъектам, которые их вырабатывали иобязаны применять согласованные ими правила поведения в отношениях между собой.Так, большинство обязательств, закрепленных в Венских конвенциях 1969 г. и 1986г., регулируются диспозитивными нормами, что вытекает из содержания и структурыстатей конвенций. Типичным является использование формулировки «если договор непредусматривает иное», допускающей возможность другой трактовки правила,следующей за такой формулировкой. Показательной в этом смысле является ст. 22Конвенции 1969 г., гласящая: «1. Если договор не предусматривает иного,оговорка может быть снята в любое время и для ее снятия не требуется согласиягосударства, принявшего оговорку; 2. Если договор не предусматривает иного,возражения против оговорки может быть снято в любое время».
Схожие формулировки, вчастности, «если из договора явствует или иным образом установлено» указываютна диспозитивность норм Венской конвенции о правопреемстве государств вотношении договоров 1978 г. Особенно ярко проявляется диспозитивность нормВенской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственнойсобственности государственных архивов и государственных долгов 1983 г.,допускающей возможность применения положений Конвенции лишь при отсутствииспециального соглашения, заключенного между субъектами правопреемства.
Диспозитивный характеримеют нормы, закрепленные в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.,что вытекает из ст. 73, устанавливающей, что «ни одно из положений Конвенции непрепятствует государствам заключать международные соглашения, подтверждающие,дополняющие, распространяющие или расширяющие ее положения».
Показателемдиспозитивности норм большинства международных соглашений является наличиестатей, предоставляющих право участникам таких соглашений вносить в нихпоправки по взаимному согласию либо делать оговорки к соответствующим статьямпри ратификации или присоединении к ним, а также отсутствие положений,запрещающих такие действия.
Преобладаниедиспозитивных норм в нормативной системе международного права обусловленокоординационно-согласительным характером процесса нормотворчества в международномправе, единственно возможным при регулировании сотрудничества междугосударствами.
2.6 Материальные ипроцессуальные нормы
В зависимости отсодержания норм международного права и их функций их можно разделить наматериальные нормы и процессуальные.
В материальных нормахвоплощается содержание международного соглашения, они устанавливают права иобязанности субъектов и входят в основную часть международного договора.
Процессуальные нормы,хотя и относятся к нормам вторичного порядка, играют первостепенную роль вобеспечении и функционировании материальных норм, регламентируя механизмразработки материальных норм, их временную и пространственную сферы действия,порядок их изменения и прекращения и механизм обеспечения их выполнениявзаимодействующими субъектами. Содержательно и структурно процессуальные нормымогут быть весьма широкими, представляя комплекс норм, регулирующих весьпроцесс правотворчества, начиная от разработки норм и кончая их реализацией,либо его отдельный этап (например, механизм обеспечения норм). В таком случаепроцессуальные нормы определяют содержание международного договора, аналогичноматериальным нормам, а самому договору придает процессуальный характер. К числутаких относятся: Венские конвенции 1969 г. и 1986 г., регламентирующие порядокразработки, исполнения и прекращения действия договоров; Конвенция обответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.,устанавливающая виды и формы ответственности государств и международныхорганизаций при причинении ущерба их космическими объектами другимгосударствам; Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.,регулирующий порядок формирования, компетенцию Суда, процедуру судебногоразбирательства и обладающего юрисдикцией в отношении физических лиц, совершившихмеждународные преступления.
Большой массивпроцессуальных норм составляют нормы, содержащиеся в документах международныхорганизаций, регулирующих статус органов международных организаций, обладающихкомпетенцией в нормотворческой и правоприменительной сфере деятельностимеждународной организации, обеспечивая ее функционирование как субъектамеждународного права. Однако большинство процессуальных норм имеет более узкоеприменение и сферу действия. Они закрепляются в нескольких заключительныхстатьях международного договора и регулируют вопросы, связанные со срокомдействия договора, вступления его в силу, процедурой присоединения и денонсациидоговора. Целевая направленность процессуальных норм на регулирование процессаправотворчества и правоприменения определила их специфику. По сравнению сматериальными нормами они отличаются высокой степенью диспозитивности, чтообъясняется схожестью их объекта регулирования с национальным правом, вкомпетенцию которого также входит регламентация процедуры разработки и особеннореализации норм международного права. Поэтому процессуальные нормы регулируютпроцесс нормотворчества лишь в общей форме, определяя условия, основные этапы,предлагая на выбор государствам перечень форм признания юридической силыдоговорных норм, способы разрешения споров, касающиеся их применения итолкования, виды и формы ответственности при их нарушении. Государство,руководствуясь указанными нормами, конкретизирует их содержание в национальномзаконодательстве (например, Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. №421-3 «О международных договорах Республики Беларусь») либо заключает договоры,устанавливающие конкретные формы ответственности за нарушение норммеждународного права (мирные договоры 1947 г.). Взаимозависимость процессуальныхнорм международного и внутреннего права подчеркивается в Венской конвенции оправе международных договоров 1969 г., согласно которой государство можетпризнать недействительным международный договор, если «его согласие наобязательность для него или иного положения его внутреннего права касаетсякомпетенции заключения договора» (ст. 46).
Специфика проявляется и врежиме ответственности за несоблюдение процессуальных норм. Если нарушениематериальных норм, особенно относящихся к категории международных преступлений,влечет применение санкций (принудительных мер) к государству-нарушителю вплотьдо привлечения к уголовной ответственности физических лиц — исполнителей такихпреступлений, то нарушение процессуальных норм согласно Венской конвенции оправе международных договоров 1969 г. дает право заинтересованной сторонеоспаривать действительность международного договора, например, если он заключенпредставителем государства, не имеющим таких полномочий (ст. 8).
Кроме того, кособенностям процессуальных норм относится их определяющее влияние наэффективность функционирования международного права. Поэтому усиление ролимеждународного права как регулятора современных международных отношенийсопровождается активной кодификацией процессуального права, осуществляемой какв рамках региональных, универсальных международных организаций, так и намеждународных конференциях. Примерами могут служить: Конвенция по примирению иарбитражу в рамках СБСЕ 1992 г., Соглашение о правовом статусе должностных лици сотрудников органов Содружества Независимых Государств 2003 г., Римскийстатут Международного уголовного суда 1998 г. Вопросы процессуального характеранаходятся в центре внимания КМП ООН, завершившей в 2001 г. работу над Проектомстатей об ответственности государств, в 2002 г. над Проектом статей омеждународной ответственности за трансграничный ущерб при правомернойдеятельности.
Активная разработкапроцессуальных норм является хорошей юридической основой для формирования новойотрасли международного права — международного процессуального права.
В доктрине международногоправа получает признание классификация материальных и процессуальных норм взависимости от функций, которые они выполняют. В рамках материальных нормвыделяются определительные, компенсационные и охранительные нормы.
К определительным нормамотносятся нормы, либо устанавливающие модели поведения, являющиесяосновополагающими для всех субъектов международного права в любой сфересотрудничества, либо регулирующие поведение субъектов в конкретной сфересотрудничества. Исходя из общей характеристики определительных норм можносделать вывод, что, во- первых, к ним относится абсолютное большинствоматериальных норм; во-вторых, важнейшую их категорию составляют принципымеждународного права как основные, так и отраслевые, являющиеся базовыми вконкретной сфере сотрудничества (например, принцип свободы открытого моря вмеждународном морском праве).
Компенсационные нормы — это нормы, устанавливающие обязанность субъекта международного права возместитьматериальный ущерб, нанесенный применяемым им источником повышенной опасностидругому субъекту. Такие нормы закреплены в Конвенции о международнойответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.; Венскойконвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., причиненный врезультате аварии на атомной станции либо транспортировкой ядерного топлива.
Охранительные нормырегулируют режим ответственности субъектов международного права в результатенарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров или обычныхнорм международного права. Такие нормы в общей форме закреплены в такихуниверсальных конвенциях, как: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст.235); 4-я Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. (ст. 3).Они составляют содержание Проекта статей об ответственности государств замеждународно-противоправные деяния, подготовленного КМП ООН в 2001 г.Охранительные нормы в отличие от определительных и компенсационных имеютвспомогательный характер, так как вступают в действие только при нарушениипервых. В то же время направленность на охрану международного правопорядкаподчеркивает их значимость в системе международно-правового регулирования.
Классификацияматериальных норм
В зависимости оторганизационно-целевой направленности материальных норм их можно разделить на:
— запретительные;
— обязывающие;
— уполномочивающие;
— программные;
— оперативные.
Запретительный,обязывающий либо уполномочивающий характер свойствен определительным нормам.Запретительные нормы содержатся, например, в принципах неприменения силы иугрозы силой и невмешательства во внутренние дела других государств, чтоследует из трактовки этих принципов Декларацией о принципах международногоправа, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствамив соответствии с Уставом ООН 1970 г. (далее — Декларация о принципахмеждународного права). Так, относительно принципов неприменения силы и угрозысилой указывается, что «они никогда не должны применяться в качестве средств урегулированиямеждународных споров». Содержание принципа невмешательства раскрываетсяследующим образом «ни одно государство или группа государств не имеет прававмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние иливнешние дела другого государства».
Термин «запрет»непосредственно используется в Женевских конвенциях о защите жертв вооруженныхконфликтов 1949 г., базирующихся на принципе гуманности — отраслевом принципемеждународного гуманитарного права. Так, ст. 3, идентичная по содержанию вовсех четырех Женевских конвенциях, устанавливает: «… запрещается и всегда ивсюду будут запрещаться следующие действия:
а) посягательство нажизнь и физическую неприкосновенность;
б) взятие заложников;
в) посягательство начеловеческое достоинство;
г) осуждение и применениенаказания без предварительного судебного решения».
Обязывающий характерносят принципы добросовестного выполнения обязательств и мирного разрешениямеждународных споров. В частности, последний излагается Декларацией о принципахмеждународного права следующим образом: «Государства должны… стремиться кскорейшему и справедливому разрешению своих международных споров».Уполномочивающий характер носит принцип равноправия и самоопределения народов,который Декларацией о принципах международного права трактуется как право всехнародов «свободно определять без вмешательства извне свое экономическое,социальное и культурное развитие».
Определительные нормы посвоему содержанию могут устанавливать цели и направления международного сотрудничества,т.е. квалифицироваться как нормы-программы. Как уже указывалось выше, всепринципы международного права содержат программный элемент. Такие нормы могутзакрепляться в международных соглашениях и в актах международных организаций.Так, очевидный программный характер носит Соглашение между Министерствомобразования Республики Беларусь и Министерством образования и науки РеспубликиАрмения о сотрудничестве в области образования от 26 мая 2001 г., в которомопределяются принципы и конкретизируются направления сотрудничества в сфереобразования. Так, в Соглашении предусматривается, что «стороны… будутразвивать и поддерживать сотрудничество между соответствующими организациями иучреждениями обоих государств в области образования на основе принциповравноправия и взаимного уважения» (ст. 1) и далее в ст. 2 перечисляется, накаких направлениях сотрудничества они «сосредоточат свои усилия». К программнымдокументам относится и Декларация тысячелетия ООН 2000 г., а также Концепцияпредотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств — участников Содружества Независимых Государств 1996 г.
Программные нормы могутрегламентировать способ реализации иных определительных норм, содержащихся вмеждународном договоре. Иллюстрацией может служить ст. 2 Международного пактаоб экономических, социальных и культурных правах 1966 г., устанавливающая, что«государства-участники обязуются… принять… меры к тому, чтобы обеспечитьпостепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав»1.
Более сложную структуруимеют оперативные нормы, которые включают все виды материальных норм. Ихособенностью является то, что они действуют только в отношении конкретныхсубъектов и регулируют определенную сферу сотрудничества и рассчитаны насистематическое применение. Оперативные компенсационные и охранительные нормыначинают применяться между взаимодействующими субъектами только при наличииспециальных юридических фактов. Компенсационные — при аварии источникаповышенной опасности, охранительные — при нарушении международногообязательства.
В качестве примераоперативной охранительной нормы можно привести положение ст. 5 Соглашения междуПравительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения освободной торговле 2003 г., касающееся недопущения реэкспорта товаровопределенной категории. В ней закрепляется, что в случае несоблюденияуказанного положения стороной государство, интересы которого нарушены, «вправев одностороннем порядке вводить меры по регулированию вывоза таких товаров натерриторию государства другой стороны, допустившей несогласованный реэкспорт».
Разновидностьюоперативных норм являются унификационные нормы, целью которых являетсяустановление единообразного поведения субъектов в различных сферахсотрудничества. Унификадионные нормы, хотя и регулируют права и обязанностисубъектов международного права, могут содержать предписания, ориентированные наприменение физическими и юридическими лицами, находящимися под их юрисдикцией.Подобного рода унификационные нормы особенно характерны для нормотворческойдеятельности Европейского Союза и будут рассмотрены далее.
Среди унификационныхнорм, адресованных только субъектам международного права, заслуживают вниманиятехнические нормы, получившие распространение в связи с усилением научно-техническогосотрудничества между государствами. Технические нормы (международные стандарты)- это юридические предписания научно-технического характера. Они широкоприменяются в практике некоторых специализированных международных организаций,таких, например, как: Международный Союз Электросвязи (МСЭ), Международнаяорганизация гражданской авиации (ИКАО). Отличаясь упрощенной процедуройразработки и вступления в силу по сравнению с договорными нормами, онинаправлены на эффективное использование новейших достижений науки и техники сцелью обеспечения предотвращения возможных негативных последствий ихприменения.
По содержанию техническиенормы весьма разнообразны, что можно проиллюстрировать на примере техническихнорм, закрепляемых в Регламентах ИКАО. Согласно Конвенции о международнойавиации 1944 г. ИКАО принимает и по мере необходимости изменяет международныестандарты, касающиеся:
а) систем связи иаэронавигационных средств, включая их земную маркировку;
б) характеристикаэропортов и посадочных площадок;
в) правил полетов ипрактику управления воздушным движением (ст. 37).
Классификацияпроцессуальных норм
В рамках процессуальныхнорм выделяются согласительные и принудительные нормы.
Наиболее значимыми исложными по составу являются согласительные нормы, регулирующие механизмприменения мирных средств разрешения международных споров, к которым согласноУставу ООН относятся переговоры, обследование посредничество, примирение,арбитраж, судебные разбирательства, обращение к региональным органам илисоглашениям или иное мирное средство по выбору конфликтующих сторон (ст. 33).
Свое название«согласительные» такие нормы получили потому, что их целью является с помощьюперечисленных мирных средств достижение согласования позиций (компромисса),связанных с толкованием или применением международных договоров по спорномувопросу. Особая важность норм этой категории определяется тем, что онинаправлены на реализацию основополагающего принципа международного права — принципа мирного разрешения международных споров, поэтому как обязательныйэлемент содержатся во всех международных договорах, включая уставымеждународных организаций.
Традиционносогласительные нормы излагаются в договоре в следующей формулировке: «Спорыотносительно толкования и применения настоящего Договора подлежат разрешениюпутем консультации и переговоров между Договаривающимися сторонами» (ст. 17Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и РеспубликойТаджикистан 2001 г.). Согласительные нормы могут быть закреплены в специальнойглаве, если они регулируют механизм разрешения споров в полном объеме(например, глава XIV Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).
Среди согласительныхпроцессуальных норм выделяются также организационные и процедурные нормы. Корганизационным относятся нормы, регулирующие процедуру открытия международнойконференции, дату и место ее проведения, круг участников, виды и порядокпринятия актов конференции либо процедуру проведения консультаций и переговоровлибо сессий органов международных организаций. Такие нормы, в зависимости отобъекта регулирования, содержатся либо в правилах, предварительно принимаемыхгосударствами — инициаторами созыва международной конференции либоразработанных в рамках международной организации, созывающей международнуюконференцию (например, Правила процедуры для созыва международных конференцийгосударств, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г.), либо в уставахмеждународных организаций или в специальном документе, регулирующем процедурныевопросы, связанные с деятельностью конкретного органа международной организации(Правила процедуры ГА ООН, Правила процедуры ЭКОСОС ООН). Из содержанияорганизационных норм следует, что они играют важную роль в системесогласительных процессуальных норм, обеспечивающих функционирование механизмамеждународно-правового регулирования.
Процедурные нормы — эторазновидность согласительных норм. Процедурные нормы регулируют порядокформирования органов международных конференций и международных организаций,процедуру их работы, порядок принятия решений и других актов. Они фиксируютсятак же, как и организационные нормы, в уставах международных организаций,правилах процедуры соответствующего органа, разработанных в рамкахмеждународных конференций и международных организаций. Процедурные нормы весьмасхожи по юридической природе и функциям с организационными нормами (например,Правила процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Советаминистров иностранных дел и Экономического Совета Содружества НезависимыхГосударств 2002 г.; Правила процедуры и доказывания Международного уголовногосуда 2000 г.).
Согласительныепроцессуальные нормы играют главенствующую роль в обеспечении правотворчества иправоприменения всех материальных норм, особенно определительных икомпенсационных. Что касается охранительных норм, то для их реализации могутиспользоваться принудительные санкционные нормы. Их специфика заключается втом, что они применяются в случае необходимости, если государство-нарушительотказывается прекратить международное правонарушение либо выполнитьобязательства, вытекающие из ответственности такого государства. Такого родапринудительные нормы содержатся в главе VII Устава ООН и регулируют механизмприменения Советом Безопасности ООН принудительных мер (санкций) невоенного ивоенного характера по отношению к государству- агрессору, не выполняющему егорезолюции о прекращении военных действий против другого государства. Значимостьсогласительных норм состоит в том, что они создают благоприятные условия дляприменения в дальнейшем согласительных мер.
2.7 Классификация норммеждународного права в зависимости от способа их осуществления
По способу осуществлениянормы международного права делятся на самоисполнимые и несамоисполнимые.
К самоисполнимым нормаммеждународного права относятся те, которые не требуют для их реализации(имплементации) на национальном уровне со стороны соответствующихгосударственных органов действий, направленных на реформирование национальногозаконодательства в целях приведения его в соответствие с нормативнымипредписаниями. Самоисполняемые нормы имеют непосредственное действие вотношении как национальных правоприменительных органов, так и физических июридических лиц.
Возможность прямогоприменения самоисполнимых норм международного права признается в законодательствебольшинства государств, включая Республику Беларусь. Так, в Законе РеспубликиБеларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах РеспубликиБеларусь» указывается, что «нормы права, содержащиеся в международных договорахРеспублики Беларусь, вступивших в силу… подлежат непосредственномуприменению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что дляприменения таких норм требуется издание внутригосударственного акта» (ст. 33).
Следует подчеркнуть, чтов силу того, что нормы международного права носят преимущественно общийхарактер, не обладают высоким уровнем конкретности, число самоисполнимых норм внормативной системе международного права невелико. К ним относятся основныепринципы международного права и некоторые договорные нормы, обладающиевышеизложенными качествами.
Наиболее широкосамоисполнимые нормы применяются в практике деятельности европейскойрегиональной международной организации — Европейского Союза. Регламенты ЕС — документы, принимаемые его высшим органом — Советом министров, имеют прямоедействие не только в отношении государств — членов ЕС, но и для физических июридических лиц, находящихся под их юрисдикцией.
Несамоисполнимымиявляются абсолютное большинство норм международного права. Причем несамоисполнимостьдоговорных норм может определяться в самом тексте международного договора. Так,в ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.устанавливается, что каждое государство — участник Пакта «обязуется принять всенеобходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами иположениями Пакта для принятия таких законодательных мер, которые могутоказаться необходимыми для осуществления прав, призываемых… в Пакте».
Подобные обязательствагосударств-участников содержатся и в I Дополнительном протоколе к Женевскимконвенциям о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г. Кроме того,несамоисполнимые нормы требуют не только соответствующей процедуры реализациина внутригосударственном уровне, но и обеспечения на международном уровне:выработки специальных международных актов. Это особенно характерно для такихнорм, как нормы-программы, компенсационные и процессуальные нормы.
Таким образом, из анализаклассификационных критериев следует, что международное право включает огромныймассив разнообразных норм.
Список использованныхисточников
1. Лукашук, И.И. Нормы международногоправа в международной нормативной системе / И.И. Лукашук. — М.: Спарк, 1997.
2. Марочкин, С.Ю. Проблемаэффективности норм международного права / С.Ю. Марочкин. — Иркутск: Изд-воИркутского университета, 1988.
3. Международное право: учебник длявузов / Г.В. Игнатенко [и др.]; под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. — М.:Норма: Инфра-М, 1999.
4. Международное публичное право.Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки,Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. 496 с.
5. Ушаков, Н.А. Проблемы теориимеждународного права / Н.А. Ушаков. — М.: Наука, 1988.