Реферат по предмету "Государство и право"


Несовершеннолетний как субъект преступления

РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИ
ТЮМЕНСКАЯОБЛАСТЬ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙАВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХМАО
СУРГУТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсоваяработа
подисциплине: Уголовное право
тема: «Несовершеннолетнийкак субъект преступления»
Выполнилстудент:
БондаренкоТатьяна Викторовна
Курс 3-ий, группа442
3Проверил:
ПоповаЛариса Александровна
Дата:_____________________
Оценка:__________________
Сургут, 2006г.

Содержание
Введение
Причины и условиясовершения преступлений несовершеннолетними
Ювенальная юстиция в России
Особенности назначениянаказания несовершеннолетним
Освобождениенесовершеннолетнего от уголовной ответственности
Заключение
Список использованнойлитературы и нормативно-правовых актов

Введение
 
Несовершеннолетний каксубъект преступления.
Согласно ст.87 УК РФ несовершеннолетние– лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но неисполнилось 18лет.
Преступление (ст.14 УК РФ) – виновно совершенноеобщественно-опасное деяние, запрещенное УК РФ.
Субъект преступления – само понятия субъекта не закрепленов уголовном кодексе, однако даются критерии субъекта преступления. Такимобразом, субъект преступления – это физическое, вменяемое лицо, достигшееопределенного законом возраста.
Все лица, совершившиепреступления, несут уголовную ответственность при условии, что они в моментсовершения общественно опасного деяния осознавали фактический характер иобщественную опасность своих действий (бездействия) и руководили ими. Этаспособность именуется в уголовном праве вменяемостью.
Вменяемость тесно связанас возрастом лица, совершившего общественно опасное деяние, посколькувозможность управлять своим поведением зависит от возрастного развития. Возрастприменительно к уголовной ответственности — не просто определенное количествопрожитых лет, а еще и объективная характеристика способности лица осознаватьзначение своих действий (бездействия) и руководить ими.
Несомненно, чтоспособность осознавать фактическую сторону и общественную опасность своегодеяния и руководить им зависит от возрастного развития. Историческая практикаприменения мер уголовной ответственности закономерно привела к тому, что возрастлица, отражающий уровень интеллектуально-волевого развития, стал одним изнеобходимых признаков состава преступления.
В соответствие со ст. 20УК РФ уголовная ответственность лица наступает, по общему правилу, подостижении им 16-летнего возраста. Установление этого возраста не являетсяпроизвольным, он определяется с учетом исторического опыта уголовно-правовогорегулирования, данных педагогики, медицины, психологии и биологии об этапахформирования человеческой психики. В основе же определения возрастной границылежит уровень сознания лица, его способность осознавать происходящее, а такжеобщественную опасность совершаемых действий (бездействия) и руководить ими.
Согласно ч. 2 ст. 20 УК с14 лет ответственность наступает за некоторые преступления (всего 20 составов).Законодатель выделил эти составы преступления, руководствуясь следующимиоснованиями (причинами): 1) традиционность, так как именно обычный для всехвремен характер деяния позволяет считать, что общественно опасные последствияясны для лиц, достигших указанного возраста; 2) относительно высокая степеньобщественной опасности ряда преступлений; 3) распространенность в среденесовершеннолетних. Устанавливая тот или иной возраст наступления уголовнойответственности, законодатель также принимает в расчет способность осознания нетолько самого факта нарушения закона (в таком случае ответственность заубийство или кражу можно было бы установить и с более раннего возраста), но ещеи социальной ценности соблюдения соответствующих запретов.
За совершение отдельныхпреступлений уголовная ответственность наступает не с 16-летнего, а с болеепозднего возраста, который устанавливается непосредственно в статьях Особеннойчасти УК (например, ст. 150, 151), либо вытекает из смысла закона (например,ст. 285, 286).
Лицо считается достигшимвозраста уголовной ответственности с ноля часов, следующих за днем рождениясуток. Если отсутствуют данные о дате рождения несовершеннолетнего, то еговозраст устанавливается с помощью судебно-медицинской экспертизы, а днемрождения подсудимого считается последний день года, который назван экспертами.При определении возраста максимальным и минимальным числом лет суд исходит изпредполагаемого экспертизой минимального возраста несовершеннолетнего.
В соответствии с ч. 3 ст.20 УК, если лицо хотя и достигло указанного в законе возраста, но не обладаетнеобходимыми психофизическими свойствами, позволяющими ему правильно оцениватьсвое поведение, оно не подлежит уголовной ответственности. Эта норма позволяеторганам предварительного следствия и суда учитывать явно выраженное отставаниеинтеллектуального и волевого развития несовершеннолетнего. Таким образом, невменяется деяние, совершенное лицом по достижении возраста, указанного в ч. 1 и2 ст. 20 УК, если оно вследствие отставания в психическом развитии, несвязанном с психическим расстройством, не могло в полной мере осознаватьфактический характер и общественную опасность своего деяния либо руководить им.
Необходимо отметить, чторазвитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастныепериоды, и если он не получает в это время необходимой информации, то егосозревание замедляется. Проявления отставания в психическом развитии достаточноразнообразны: кроме интеллектуальной недостаточности и незрелости психикивстречаются также нарушения поведения и воли, эмоциональной сферы. У таких лицне сформированы критические способности и способности адекватно прогнозироватьпоследствия своих действий. Задержка психофизического развития на уровнедетского или подросткового возраста именуется инфантилизмом.
Соответственно, длярассматриваемого понятия имеет значение только инфантилизм, обусловленныйсоциальной или педагогической запущенностью, поскольку он не связан спсихическим расстройством.
К определенному возрастуу несовершеннолетних формируется жизненный опыт, который позволяет имсоотносить свои действия (бездействие) с общепринятыми нормами. Если женесовершеннолетний был лишен надлежащего обучения и воспитания, то емузначительно труднее, чем его сверстникам, ориентироваться в жизни.Недостаточное осознание своих действий (бездействия), а также слабость волевогопроцесса происходит из-за того, что психическое развитие таких подростковотстает от их фактического возраста.
Согласно краткому анализусостояния преступности за период с января по сентябрь 2006г. 8,1% или каждое12-ое преступление в России совершено несовершеннолетними или при их соучастии.Пугающая статистика. О том насколько сегодня актуальна тема преступностинесовершеннолетних говорить не приходится – статистика – вот самыйкрасноречивый оратор. Хотя, очевидно, что тенденция на снижение преступностинесовершеннолетних четко наметилась (в 2005г. – каждое 11-ое преступлениесовершалось несовершеннолетним или при его соучастии, а в 2004г – каждое 10),тем не менее очевидно, что слишком вяло протекает эта самая тенденция.
Конечно, если вспоминатьисторию государства Российского, то своего апогея преступностьнесовершеннолетних достигла в 20-30-ых гг. прошлого столетия. Невыносимый голодв стране – вот что тогда заставляло несовершеннолетних объединяться в банды играбить продуктовые магазины, а вместе с этим совершать и более тяжкиепреступления.
Новая власть, новыеценности, построение правового государства в России, власти слишком увлеклисьподнятием престижа России на мировой арене и забыли о том, что правовоегосударство невозможно без предоставления защиты и заботы наиболее слабымсоциальным категориям, а сами взрослые забыли об их главной обязанности –воспитании своих детей.
Каждому понятно, чтопроблема преступности в целом, а тем более преступности несовершеннолетних, этото, с чем общество и государство должны бороться в первую очередь. Но дабы этаборьба не была в холостую, необходимо определить первопричины, источники этогострашнейшего явления – преступности несовершеннолетних.

Причины иусловия совершения преступлений несовершеннолетними
 
Подростковый возраст –трудный период психического развития, труден он в первую очередь для самогоподростка. Действительно, в возрасте 10-16 лет организм ребенка претерпеваеткачественные изменения. В этот период происходит перестройка всейфизиологической системы организма. Этому периоду жизни подростка свойственнонеравномерное развитие различных органов, тканей, это вызывает усиленноесердцебиение, повышение давления, головные боли, быструю утомляемость и другиеосложнения, снижающие внимание, а главное самоконтроль, скорость и адекватностьреагирования на педагогические воздействия. Такие перемены в организмеподростка как раз и становятся причиной раздражительности и неуравновешенности илипроявляются в виде депрессивного состояния, вялости, апатичности
Причина многихпреступлений среди школьников – вовлечение их в преступнуюдеятельность. Деятельность взрослых организаторов и подстрекателей крайненегативно отражается на формировании личности подрастающего поколения. Именноони обучают подростков наиболее простым и легким способам совершенияпреступлений, препятствуют их исправлению и перевоспитанию. Часто, вместе совзрослыми подростки совершают такие тяжкие преступления, которые онисамостоятельно совершить не могут.
В качестве еще одногоосновополагающего фактора совершения преступлений несовершеннолетними выступаетвоспитание, существенные дефекты которого обусловливают в большинствеслучаев искаженное формирование личности и последующий переходнесовершеннолетних на преступный путь. Именно в семье детям прививаются правилаповедения. Весь дальнейший процесс становления личности основывается нанравственных устоях, заложенных в характере человека семьей. Практически всеспециалисты (социологи, психологи, педагоги, криминологи), посвящающие своиработы темам детства, подрастающего поколения, так или иначе, касаются проблемсемьи как социального института семейного воспитания. И это не случайно: здесьвсе истоки абсолютного большинства качеств и свойств личности, будущих еедостоинств и пороков. Еще А.Б.Сахаров и Г.М.Миньковский в свое время предлагаливсе существенные отклонения от нормы в сфере семейного воспитания разделить на3 группы:
1) материально-бытовыеусловия семьи;
2) состав семьи иструктура;
3) нравственная ивоспитательно-педагогическая позиция.
Итак, если говорить оматериально бытовых условиях жизни семьи, то это один из важнейших факторовсоциализации подростка. «Бедность семьи сужает число жизненных шансов длядетей, и вероятность «наследования» детьми бедности родителей очень высока».Низкий уровень материальной обеспеченности семьи часто стимулирует формированиеу подростков психологии изгоев общества, а она в свою очередь предопределяетнегативное отношение к труду и учебе, неуважение к закону и базовым ценностямобщества, и как следствие преступного поведения. Хочется подчеркнуть, конечно, недопустимопредставлять, что материальное неблагополучие автоматически и неизбежноприведет к вышеуказанным результатам.
Если говорить о составе иструктуре семьи, то совершенно понятно, что сам по себе факт воспитания ребенкав неполной семье не может и не должен рассматриваться как фатально неизбежноекриминогенное обстоятельство. Однако, многократно доказано, что в массе своейнеполные семьи значительно чаще, чем нормальные по своей структуре оказываются«территорией криминогенного риска». На отсутствие в семье одного из ее членов:отца или матери – как обстоятельство, откладывающее серьезный отпечаток всознании и характере подростка, имеющих важное значение для воспитаниянравственно полноценной личности, — указывал А.Б.Сахаров еще в 1961г. в своей монографии.
Еще одним из ключевыхмоментов является нравственная атмосфера в семье. Нравственная обстановка врешающей степени определяется характером взаимоотношений между членами семьи,прежде всего отношениями между взрослыми ее членами и подрастающим поколением.Хуже всего, когда ребенок ощущает себя чужим и беспомощным в семейномокружении, тем более, когда понимает что это окружение просто враждебно ему.Такая тенденция опасна тем, что в трудных жизненных ситуациях подростки могутобратиться за помощью к лицам с асоциальной направленностью, которые, оказавподчас сомнительного характера помощь, становятся значимыми в жизни ребенка иоказывают в дальнейшем существенное влияние на его поведение. Но, пожалуй,крайней стадией семейного неблагополучия, перечеркивающей саму возможностьнормального нравственного формирования личности ребенка, подростка в семейнойсреде является прямая агрессивность родителей по отношению к нему. Между темэто явление в последние годы стало особенно распространенным. Таким образом,лишенные в морально неблагополучной семье эмоционального комфорта подростки попадаютпод влияние улицы. Здесь-то они и получают то, чего не получили ни в школе, нив семье: удовлетворение потребностей в общении и самоутверждении, зачастуюперенимая антиобщественные установки. Одну из основных ролей в воспитании иформировании личности наряду с семьей играет школа, функции которойзаключаются не только в том, чтобы дать полный багаж знаний, но и в создании уребенка морально-нравственных устоев. На самом же деле вся воспитательнаяработа сводится к занесению в дневник замечаний относительно поведения. Сейчасв большинстве учебных заведений практически не ведется работа по воспитаниюучащихся, а она особенно нужна тем, кто нуждается в индивидуальном подходе.
 
Ювенальнаяюстиция в России
 
Общемировые гуманные идеив отношении детской преступности не приживаются в России, формирование особойуголовной политики в отношении несовершеннолетних много лет находится на стадиидискуссий. В царской России действовали специальные суды длянесовершеннолетних. До учреждения судов для малолетних статистика была такой женеутешительной, как и сегодня. Применялся Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетнихи несовершеннолетних преступниках». Этот Закон предусматривал для подростковнаказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специально отведенные для нихпомещения. К несовершеннолетним в возрасте от 17 лет до 21 года(совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) Закон применялкаторгу и поселение. В литературе тех времен приводились следующиестатистические данные. За период 1898 — 1907 гг. 4047 несовершеннолетнихосуждены к помещению в колонии и 8442 — в тюрьмы и арестные дома.
В 1912 г. в России ужеработали суды для несовершеннолетних и ситуация изменилась в лучшую сторону.Судебный процесс именовался так формально: по сути, это была беседа судьи сподростком в присутствии опекунов и попечителей. Не предусматривалось нисудебной защиты, ни обвинительного решения. Основной мерой наказания былпопечительский надзор. Существовала возможность подачи апелляционной жалобы вособое отделение мировых судей.
Законодательный процесс вобласти уголовной политики в отношении несовершеннолетних идет в России сегоднясо знаком минус. Законодатель не сформулировал новый взгляд на «детский»уголовный процесс как на процедуру воспитательную и охранительную, а нормымеждународного права, несмотря на постановление Пленума Верховного Суда РФ,пока не закрепились и не работают.
Глава 14 Уголовногокодекса Российской Федерации называется «Особенности уголовной ответственностии наказания несовершеннолетних».
Употребив слово«особенности», законодатель как бы подчеркивает особый подход к привлечениюнесовершеннолетних к уголовной ответственности и назначению им наказания в силусоциальных, морально-этических и психических факторов. Социальная потребностьзакрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношениинесовершеннолетних заключается в том, что с учетом особенностей интенсивноразвивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правовоговоздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута вбольшинстве случаев применением к ним смягченных или специфичных мервоздействия. Но для того чтобы избежать при этом избыточности репрессии, необходимов каждом случае детально выяснять особенности уровня развитиянесовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, физическое и психическоесостояние, социальный статус.
Уголовноезаконодательство РФ предусматривает возможность привлечения к уголовнойответственности несовершеннолетних, которыми признаются лица, достигшиевозраста 14 лет. В таком возрасте подростки, как правило, психически исоциально незрелы, их личность еще окончательно не сформировалась, и поэтомуисправительное воздействие применительно к несовершеннолетнему должно носитьпрежде всего воспитательный характер.
Уголовная ответственностьнесовершеннолетних — проблема не только российской правовой системы. Ювенальнаяюстиция — термин международный, главное звено системы правосудия в отношениинесовершеннолетних граждан — суд по делам несовершеннолетних. Основнымипринципами ювенальной юстиции являются: ценность личности несовершеннолетнего,представшего перед судом; активное использование в судебном процессе данных онесовершеннолетних, полученных судом от специализированных вспомогательныхюридических учреждений (служб, органов); усиление охранительной функции суда поотношению к несовершеннолетнему (повышенная судебная защита несовершеннолетнегов качестве потерпевшего, свидетеля, подсудимого, осужденного и т.п.,рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних в закрытых судебных заседаниях,а также о преступных посягательствах на них); уменьшение размера наказания пофакту несовершеннолетия в соответствии с Уголовным кодексом РФ; предпочтениепринудительным мерам средств воспитательного воздействия и др.; специальнаяподготовка судей по делам несовершеннолетних; особый упрощенный (неформальный)порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних; наличие системыспециализированных вспомогательных служб. Первоначально ювенальная юстициясформировалась в конце XIX в. в США и затем получила широкое распространение вАнглии, Германии, Франции, Австрии и других странах мира. В России, первый суддля несовершеннолетних был учрежден в 1910 г. в г. Санкт — Петербурге, а затемв Москве и других городах. Однако в годы советской власти проблемы ювенальнойюстиции практически не рассматривались.
В Российской Федерации с90-х гг. XX в. началась разработка вопросов отечественной ювенальной юстиции. Важнейшееотличие ювенального правосудия в том, что оно рассматривает ребенка не какобъект для репрессии, а как субъект реабилитации. В центре внимания ювенальнойюстиции — ребенок и его проблемы, а не ведомственная отчетность, требуемаянормами права. Данный подход позволяет избежать рецидива, уберечь оступившегосяот криминальной жизни.
Однако, вопрос о формахорганизации правосудия по делам несовершеннолетних является спорным. На самомделе в международных стандартах не содержится прямого требования о созданииспециальных судов по делам несовершеннолетних. В большинстве стран подобныесуды отсутствуют. Тем не менее, в этих странах суды всегда рассматривают деланесовершеннолетних в особых условиях (например, в закрытых заседаниях) иприговаривают их к иным и, как правило, более мягким мерам наказания, чемвзрослых.
В то же время вмеждународных стандартах более или менее ясно выражено положение о том, что длясоответствия современным требованиям необходима совершенно новая системасудопроизводства в отношении несовершеннолетних. В частности, в п. 3 ст. 40Конвенции о правах ребенка (1989 г.) закреплено, что «государства-участникистремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений,имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушилиуголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении».В Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990г.),также говорится о необходимости повсеместного создания самостоятельной «системыправосудия в отношении несовершеннолетних».
Основу правовогорегулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает Федеральныйзакон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В силу ч. 4 ст. 15Конституции РФ к составной части правовой системы Российской Федерации,регулирующей вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних, относятсяобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРоссийской Федерации, такие как Декларация прав ребенка, Конвенция о правахребенка, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций,касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинскиеправила), Руководящие принципы Организации Объединенных Наций дляпредупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящиепринципы), Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защитынесовершеннолетних, лишенных свободы, и др.
 
Особенностиназначения наказания несовершеннолетним
Руководствуясь общиминачалами назначения наказания, суд, назначая наказание несовершеннолетнему,учитывает также: 1) условия его жизни и воспитания; 2) уровень психическогоразвития, иные особенности личности; 3) влияние на него старших по возрастулиц. Назначение уголовного наказания несовершеннолетним основывается наруководящих принципах, выработанных международным сообществом:
а) меры воздействиявсегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестьюправонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а такжес потребностями общества;
б) решения об ограниченииличной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательногорассмотрения вопроса и ограничение должно быть по возможности сведено доминимума;
в) несовершеннолетнегоправонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признанвиновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другоголица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также вотсутствие другой соответствующей меры воздействия;
г) при рассмотрении деланесовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющимфактором;
д) помещениенесовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно бытькрайней мерой, применяемой в течение минимального необходимого срока.
Пленум Верховного Суда РФрекомендовал, чтобы суды при рассмотрении уголовных дел в отношениинесовершеннолетних, в соответствии с ч. 3 ст. 427 УПК РФ, получив уголовноедело с обвинительным заключением или с обвинительным актом в отношениинесовершеннолетнего обвиняемого, совершившего преступление небольшой илисредней тяжести, вправе прекратить дело и применить к несовершеннолетнемуобвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия, если в ходепредварительного расследования уголовного дела будет установлено, чтоисправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто безприменения наказания.
Согласно ст. 61 и 89 УКРФ несовершеннолетие виновного, само по себе являясь обстоятельством,смягчающим наказание, должно учитываться в совокупности с другими смягчающими иотягчающими обстоятельствами. Применяя к несовершеннолетнему нормы обобязательном усилении и смягчении наказания, следует учитывать, что судебнаяпрактика отказалась от буквального толкования этих норм, установив определеннуюпоследовательность в исчислении размеров и сроков наказаний:
— несовершеннолетним,совершившим преступление в возрасте до 16 лет, наказание не может превышатьшести лет лишения свободы;
— несовершеннолетним ввозрасте до 16 лет, совершившим особо тяжкие преступления, а также осужденнымнесовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет срок наказания не может превышатьдесяти лет лишения свободы и наказание отбывается только в воспитательныхколониях;
— несовершеннолетним до16 лет, осужденным впервые за совершение преступления небольшой и среднейтяжести, не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы;
— несовершеннолетним ввозрасте от 16 до 18 лет, осужденным впервые за преступление небольшой тяжести,не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы;
— учитываются положенияч. 6.1 ст. 88 УК о сокращении наполовину низшего предела наказания в виделишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления;
— в случае, еслинесовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершилв течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким,суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принятьрешение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив наусловно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренныхчастью пятой статьи 73 УК РФ (п. 6.2 ст. 88 УК);
— при назначениинесовершеннолетнему наказания по совокупности преступлений или приговоровокончательное наказание не может превышать максимального размера или срокаэтого наказания, предусмотренного ст. 88 УК, с учетом возраста преступника намомент совершения преступления. Так, если по совокупности преступленийназначается наказание в виде лишения свободы, оно в зависимости от возраста намомент совершения преступлений и их тяжести не может превышать десяти (с 16 до18 лет) или шести (до 16 лет) лет.
В Постановлении ПленумаВерховного Суда РФ от 11.06.1999 N 40 «О практике назначения судами уголовногонаказания» разъяснено, что «в случае совершения лицом несколькихпреступлений, одни из которых были совершены в несовершеннолетнем возрасте, адругие — в совершеннолетнем возрасте, суд при назначении наказания посовокупности преступлений вначале назначает наказание за преступления,совершенные в возрасте до восемнадцати лет, с учетом требований статьи 88 УКРФ, а затем за преступления, совершенные после достижения совершеннолетия, иокончательное наказание — по правилам статьи 69 УК РФ».
Как уже отмечалось, приназначении наказания суды должны учитывать условия жизни и воспитанияподростка. В этой связи судебная практика учитывает семейную ситуацию,характеристики родителей, то, как складываются отношения междунесовершеннолетним, его родителями и близкими, его связи, отношение к учебе(работе), мнения о подростке в учебном заведении, на работе, иные факторы,связанные с условиями жизни.
Уровень психическогоразвития подростка связан с состоянием его интеллекта, характера, чувств,определяющих способность управлять своим поведением, возможность предвидеть иправильно оценивать последствия своих действий и планировать их, правильноопределять свои цели и добиваться их.
Иные особенности личностиопределяются как совокупность потребностей, интересов, взглядовнесовершеннолетнего. В частности, необходимо оценивать такие черты личности,как жестокость или способность к сопереживанию, сочувствию, эгоизм, эгоцентризмили альтруизм, нервозность или сдержанность, внешний и внутренний контроль,наличие реальных жизненных планов, привычек, навыков.
Выяснение указанныхобстоятельств позволяет определить отношение подростка к совершенномупреступлению, причины его совершения, случайность это или закономерность и иныефакторы, совокупность которых позволяет суду правильно определить судьбунесовершеннолетнего.
Правоприменительнаяпрактика показывает, что рассмотрение дел сводится нередко к упрощеннойпроцедуре: вина доказана, назначить наказание. Загруженность судей, их низкийпрофессиональный уровень, обвинительный уклон, недостаточное финансированиесудов — каких только отговорок мы не слышали, а результат — самое большоеколичество малолетних заключенных, рецидив преступлений, профессиональнаяпреступность.
 
Освобождениенесовершеннолетних от уголовной ответственности
 
В пункте 13 ПостановленияПленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 содержится указание судамо недопустимости применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервыесовершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности,если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем примененияпринудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ.
Применение кнесовершеннолетнему лицу принудительных мер воспитательного воздействияявляется исключительной компетенцией суда (п. 3 ч. 1 ст. 29 УПК РФ).
Принудительные мерывоспитательного воздействия перечислены в ч. 2 ст. 90 УК, а их содержаниераскрыто в ст. 91 УК. Перечень принудительных мер является исчерпывающим.
В отличие от наказанияпринудительные меры воспитательного воздействия не влекут судимости,назначаются на основе данных о личности виновного и условиях его жизни.
Уголовный кодекспредусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а)предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либоспециализированного государственного органа; в) возложение обязанностизагладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особыхтребований к поведению несовершеннолетнего.
В случае систематическогонеисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействияэта мера по представлению (ходатайству) специализированного государственногооргана отменяется и материалы направляются прокурору для привлечениянесовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК, п. 5 ст. 427УПК), если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 94 УК.
Несовершеннолетний,осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, атакже тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещенв специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управленияобразованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждениезакрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействияв целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условияхвоспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения имвозраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. Пребываниенесовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытоготипа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будетпризнано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры(ч. 3 ст. 92 УК РФ).
Продление срокапребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждениизакрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случаенеобходимости завершения им общеобразовательной или профессиональнойподготовки.
Правовые последствияприменения ч. 1 ст. 92 и ст. 90 УК различаются. Несмотря на то, что в обоихслучаях применяются принудительные меры воспитательного воздействия,освобождение несовершеннолетнего от наказания в соответствии с ч. 2 ст. 92 УКвлечет судимость. Лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствиисо ст. 90 УК, судимым не признается.

Заключение
Преступление — этосоциальное зло, а преступность несовершеннолетних — зло, увеличенное во многораз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних в сравнении совзрослыми невелик, мириться с таким явлением, когда подростки совершаютпреступления, нельзя. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить иперевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто, знает, каким онвыйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. Вотпочему необходимо вести активную предупредительную деятельность не толькосилами органов государственного принуждения, но и всей общественностью. Однакоглавная ответственность, конечно, лежит на семье. Смогли ли родители сделать дляподростка дом родным, или он бежит из него куда подальше. А там, на улице, ктоокажется с ним рядом, под чье влияние он попадет? Поэтому обществу нужно, чтобысемья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не отслучая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примеромдля своих детей.

Списокиспользованной литературы и нормативно-правовых актов
1.   Конституция РФ (принята всенароднымголосованием 12.12.1993)// Российская газета, N 237, 25.12.1993.
2.   Руководящие принципы ООН дляпредупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские принципы»)(приняты на Генеральной Ассамблее ООН в 1990 г.)//Информационно-правовая базаКонсультант Плюс.
3.   Конвенция о правах ребенка (одобренаГенеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990). //Сборникмеждународных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
4.   Минимальные стандартные правила ООН,касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинскиеправила») (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985г.)//Информационно-правовая база Консультант Плюс.
5.   Уголовный кодекс РФ: Федеральныйзакон от 24.05.1996г. № 63-ФЗ, с изм. От 05.01.2006г. № 11-ФЗ//СЗ РоссийскойФедерации. 17.06.1996г. № 25, ст.2954
6.   Уголовно-процессуальный кодекс РФ:Федеральный закон от 18.12.2001г. № 174-ФЗ, с изм. от 03.07.2006г. № 98-ФЗ//СЗРоссийской Федерации. 24.12.2001г. № 52 (Ч.1), ст. 4921
7.   Постановление Пленума Верховного СудаРФ от 14.02.2000 N 7 «О судебной практике по делам о преступленияхнесовершеннолетних»//Российская газета, N 50, 14.03.2000.
8.   Постановление Правительства РФ от07.12.2000 N 926(ред. от 29.05.2006) «О подразделениях милиции общественнойбезопасности»//Собрание законодательства РФ, 11.12.2000, N 50, ст. 4905,
9.   Постановление пленума верховного судаРФ от 11.06.1999 № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания»//БюллетеньВерховного Суда РФ, N 8, 1999.
10.Уголовное право России: в 2 т. Т.1.Общая часть: Учебник для студентов вузов/ А.Э. Жалинский [и др.]. — М.: Норма –Инфра — М, 2000.- 624с.
11.Комментарий к Уголовному кодексуРоссийской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ / Ред. В.В Мозякова.-М.: Экзамен, 2002.- 864с.
12.Комментарий к Уголовному кодексуРоссийской Федерации: с постатейными материалами и судеб. практикой /В.Б.Боровиков [и др.]; Минюст РФ.- М.: Юрайт, 2001.- 1182с.
13.Иванов, Н.Г. Российское уголовноеправо: В 2 т. Т.1. Общая часть: Учеб./ Н.Г. Иванов, В.С.Комиссаров,Н.А.Лопашенко. — М.: Профобразование, 2001.- 598с.
14.Агаев, Г.А.Уголовное право РоссийскойФедерации: Общая часть, Учеб. Пособие, Курс лекций/ Г.А., Агаев,Н.П.Берестовой, С.Н.Бычков.- С.-Петерб. ун-т МВД России: Университет, 2001.-415с.
15.Наумов, А.В. Российское уголовноеправо: Общая часть: Курс лекций/ А.В.Наумов; изд. 2-е, перераб. и доп. — РАН.Ин-т государства и права: Б.м.: Бек, 2002.- 573с.
16.Наумов, А.В. Практика применения УКРФ: комментарии судебной практики и доктринальное толкование. Постатейный/А.В.Наумов; М.: Волтерс Клувер, 2005. – 237с.
17.Якушин, В. Цели уголовнойответственности / В.Якушин, О. Тюшнякова //Уголовное право.- 2003.- № 2. — С.88-89.
18.Камынин, И.Д. Проблемысовершенствования института наказаний в уголовном законодательстве / И.Д.Камынин //Государство и право. – 2003. — № 6. — с. 86-89.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.