Реферат по предмету "Психология"


Причины нарушения коммуникации и способы их преодоления

Федеральноеагентство по образованию
Российскийгосударственный университет имени Иммануила Канта
Кафедра общейпсихологии
Реферат
тема:«Причины нарушения коммуникации и способы их преодоления»
дисциплина:психология общения
г. Калининград, 2010г.
 

 
Содержание
1.Нарушения, барьеры, трудности общения
1.1Нарушения общения и коммуникативные барьеры
1.2Трудности общения
1.3 Распространенностьтрудностей общения в разных возрастах
2. Понятие застенчивости
2.1 Проблема застенчивостиглазами исследователей
2.2 Природа застенчивости
2.3 Психологическоесодержание феномена застенчивости
2.4 Типы застенчивости
2.5 Беззастенчивость
Список литературы 

 1. Нарушения, барьеры, трудностиобщения
Общение современного человека базируется не только на умениях,относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности(например, умение вести переговоры), но и на умениях налаживать контакты, в томчисле выходящие за рамки деловых интересов.
Это осознают люди, обращающиеся за помощью к психологам – учителя,следователи, менеджеры, бизнесмены. Чаще всего предметом обращения служатсугубо психологические трудности, которые являются следствием психическогосклада и определенных свойств личности, а также пробелов в опыте и навыкахмежличностного общения.
Под нарушениями подразумеваются разнообразные и довольноустойчивые трудности в общении, сопровождающиеся, как правило, сложнымипереживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятсяаутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность;трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразитьсочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижениисогласия, выработке общей позиции.
Большинство из них вызывает в субъекте общения постоянныеотрицательные эмоции, боязнь новых контактов, неуверенность и настороженность,внутриличностную напряженность во многих ситуациях общения.
Трудности могут возникать вследствие неумения раскрыться,поверхностности контакта, отсутствия потребности в общении. При этом они могутвыражаться в склонности к резонерству, невнимании, обидной снисходительности изаметном равнодушии к партнеру.
Из многочисленных терминов, обозначающих трудности общения иимеющих хождение в обиходном и научном языке, можно назвать следующие:коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои,расстройства, помехи и собственно трудности. В целях терминологическойупорядоченности выделим три основных понятия – нарушения, трудности и барьеры.
Нарушения, трудности и барьеры объединяет то, что все они возникаютнепреднамеренно, протекают внешне бесконфликтно и сопровождаются внутреннимнапряжением, неудовлетворенностью в общении, отрицательными эмоциями.Различаются они по тяжести протекания и психологическим последствиям, постепени неудовлетворенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров, повозможности и способам их устранения.
В трудностях общения следует выделить сугубо психологический икоммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностейи помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательнойстороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность иаутистичность, а с другой – избыточность, бессодержательность общения.
Можно говорить о неумении установить контакт и о неспособностиего установить. Если первое связано с коммуникативной компетентностью,навыками и умениями, которым можно научиться, то второе вытекает изособенностей личности и труднее поддается коррекции.
Коммуникативность человекаможет пониматься как владение процессуальной стороной контакта (сознательноеиспользование экспрессии, владение голосом, умениедержать паузу). Коммуникабельность следуетпонимать как владение социальной стороной контакта (соблюдение в общениисоциальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например,умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор).
 

 
1.1 Нарушения общения и коммуникативные барьеры
 
Нарушение межличностного общения – двустороннее осложнение общения и отношений, психологическаясторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм,подозрительность, авторитарность, неискренность и пр.
Разрушение отношений с кем-либо вследствие подозрительности,манипулятивности, зависти, ревности и т. п. ведет к затяжным нарушениям вобласти межличностных контактов, при этом в определенной мере «страдают» иконтакты с другими людьми, увеличиваются неловкость, неадекватность,раздражительность – предвестники невротических изменений личности.
Нарушения межличностного неформального общенияпредставляют собой наиболее тяжелые по своимпсихологическим последствиям межличностные осложнения в сфере общения. Онитрудно устранимы, требуют вмешательства психотерапевта или психолога,корректируются через осознание и изменение системы отношений. Чаще всего ониявляются следствием разрушающихся межличностных отношений в данной паре и нераспространяются на другие контакты.
Коммуникативные барьеры появляются под влиянием внешних факторовсо стороны объекта или ситуации взаимодействия. Общение может идти «на разныхязыках» из-за различия культурно обусловленных норм общения, при взаимодействиипредставителей разных культур, наций (особенно когда имеются стойкиепредубеждения, установки и стереотипы) или же вследствие большой разницы ввозрасте, когда каждый собеседник является носителем культуры, ценностей,идеалов, норм своего поколения. Могут влиять и такие факторы, как отсутствиеобратной связи в контакте, ошибки в понимании смысла, непринятие во вниманиеподтекста и т. п.
 

 
1.2 Трудности общения
Трудности межличностного неформального общения, в отличие откоммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Ониразличаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, вкоторых имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность общения.
В. Н. Куницыной предложена общая классификация трудностеймежличностного неформального общения по их причинной обусловленности исодержательно-функциональным характеристикам, а также методы их диагностики.
Можно выделить две группы трудностей:
1) субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретномсоциальном взаимодействии и не очевидные для партнера;
2) «объективные», то есть обнаруживающие себя в условияхнепосредственных контактов и снижающие успешность общения и удовлетворенностьего протеканием.
К субъективно переживаемым трудностям относятся социальнаянеуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психологическийконтакт. Социальная неуверенность нередко возникает в условиях ролевогообщения (начальник – подчиненный); обнаружена ее связь с социальныминтеллектом. Робость – поведенческая и характерологическая черта,обусловливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение,сделать выбор.
Так называемые объективные трудности, то есть вызванные объективнымии, в общем устранимыми причинами, – это трудности коммуникативного характера(связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владениявербальными и невербальными средствами осуществления контакта) и коммуникабельногохарактера (владение нормами, правилами, сформированность психологическойкультуры общения).
Трудности делятся на первичные и вторичные.
Первичные трудности зависят от природных свойств человека, ихотличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения. Большуюроль в их появлении играют биологические, психофизиологические, личностныесвойства; к числу последних следует отнести агрессивность, тревожность,ригидность и другие личностные особенности, тесно связанные с темпераментом.
Вторичные трудности могут быть психогенными и социогенными. Психогенныетрудности как следствие психологических травм, стрессов, тяжелыхпереживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенныенегативные изменения, прежде всего в доверительном общении.
Социогенные трудности являютсяследствием внешних барьеров (коммуникативных, смысловых, лингвистических, чистоситуативных), неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов, просчетовв воспитании, определенных условий общения (например, невозможность уединитьсяили депривация в детском возрасте). Эти трудности появляются и как следствиеобщения с неловким, скованным, насмешливым, язвительным, бесцеремонным,настырным и т. д. партнером. Наиболее типичным примером вторичных трудностейнеформального межличностного общения являются психологические последствиясверхинтенсивного профессионального общения в условиях чрезмерной скученностипри одновременной частичной социальной изоляции (полярные зимовки, длительноеплавание на подводной лодке, геологические экспедиции и т. п.).
 

 
1.4 Распространенность трудностей общения в разных возрастах
В ходе исследования В. Н. Куницыной в 1991 году с помощьюразличных психологических тестов были обследованы 490 старшеклассниковпетербургских школ. Получена следующая картина распространенности различныхтрудностей в юношеском возрасте.
На первом месте стоит застенчивость (от 25 до 35 %) – онавстречается чаще других трудностей. Остальные представлены на диаграмме –отчужденность на достаточно высоком уровне (19 %), затем глубокаяинтровертированность (17 %), аутистичность (15 %), чрезмерная сенситивность (12%).
Достаточно велико было количество людей с личностными свойствами,снижающими их коммуникативную успешность и совместимость: лиц с пониженнымсамоуважением – 43%, высокоавторитарных – 36 %, агрессивных иконфликтных – по 25 %, истероидных –11%.
Почти половина школьников (43 %) крайне не удовлетворены общениеми отношениями в близком кругу, испытывают острое чувство одиночества; последнеесопровождает все трудности в контактах и иногда отражает реальное положениевещей, то есть полное отсутствие друзей.
Помимо застенчивости, можно выделитьи другие свойства личности, приводящие к трудностям в общении; их можно краткоохарактеризовать так:
· человек хочет и может, но не умеет общаться (невоспитанность,беззастенчивость, эгоцентричность);
· не хочет, не умеет и не может общаться (аутистичность, глубокоеодиночество);
· умеет, но уже не может и не хочет (отчужденность, выключенность изсоциальных связей, одиночество в толпе);
· умеет, может, но не стремится (глубокая интроверсия,самодостаточность, отсутствие мотивации);
· и может, и хочет, но боится общаться (застенчивость).
Застенчивость, интровертированность, аутистичность, отчужденность,повышенная сенситивность принадлежат к глубоко личностным свойствам, они могутобостряться при неблагоприятных обстоятельствах и из субъективно ощущаемыхтрудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностныхконтактов.
В причинной обусловленности и содержании трудностей общениязастенчивых, аутистичных, одиноких, глубоко невротизированных инеадаптированных людей имеются некоторые общие черты. Такие люди в большейстепени нуждаются в психологической и психотерапевтической помощи, функциюкоторой нередко выполняет доверительное дружеское общение.
 

 
2. Понятие застенчивости
 
Застенчивость – этосвойство личности, которое приводит к определенным трудностям и напряжению вобщении с незнакомыми людьми или в некоторых ситуациях взаимодействия. Застенчивостьпроявляется как неудовлетворительная саморегуляция, недостаток легкости,спонтанности и раскованности. Характерными внешними проявлениями являютсяотносительно высокая степень напряженности и импульсивности; застенчивыйчеловек смотрит исподлобья, специфические позы выдают его зажатость искованность.
Как показывают исследования (Ф. Зимбардо, К. Изард, В. Н.Куницына, В. Л. Леви), тяжкое эмоциональное состояние, переживаемое человеком,– это лишь часть общего нервно-психического напряжения, которое испытываетзастенчивый человек в некоторых ситуациях общения.
Застенчивость наиболее тесно связана со стыдом – эмоцией,возникающей в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность, и имеющеймногообразные характерные проявления.
На психологическом уровне стыд может вызываться ситуацией, котораяфокусирует внимание на «я» или на некотором аспекте «я», который оказывается«несоответствующим». Любое переживание, которое создает у человека чувствонеуместного самораскрытия, может вызвать стыд.
Кроме обостренного самосознания и специфических черт восприятиясебя, стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично иэффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения, затрагивает сферумыслительных процессов. Стыд обычно возникает в присутствии других людей, номожет возникать и в уединении.
 

 
2.1 Проблема застенчивости глазами исследователей
В русской психологии застенчивость и стыд принципиально неотделялись друг от друга. Так, например, И. А. Сикорский, рассматривая высшиедушевные состояния, выделял стыд следующим образом: «Главнейшие движения ижесты, вытекающие из стыда, состоят в следующем:
1) в желании спрятать лицо, закрыв его руками или обратив егокнизу или в сторону;
2) в желании спрятаться целиком – провалиться сквозь землю;
3) глаза у стыдливого человека устремляются в сторону, илиподвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда;
4) умолкание, доходящее до невозможности открыть уста, а такженевольная сдержанность, подавление движений до размера действий, совершаемыхтихо, бесшумно, украдкой».
К. Изард в своей монографии, посвященной эмоциям человека, средидевяти фундаментальных эмоций выделяет и подробно рассматривает стыд изастенчивость. Однако он не различает эти понятия между собой, и это создаетбольшие сложности в правильном понимании приводимых им статистических данных итеоретических рассуждений. Изард подчеркивает, что для разных людей ситуации,вызывающие стыд, различны. «Общей чертой ситуаций, вызывающих стыд, являетсяприсутствие в них возбуждения и удовольствия». При этом стыд на теоретическомуровне рассматривается как эмоция, а застенчивость – как личностная черта.Подчеркивается, что страх, вина, стыд и застенчивость играют большую роль вчеловеческих отношениях, в процессах социализации и развития личности.
Застенчивость как отдельное, самостоятельное свойство личности вотечественной психологии практически не изучалась, за исключением несколькихработ. В частности, И.С.Кон уделяет большое внимание проблемам юношескоговозраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания,образа «Я» на фоне серьезных изменений психосоматических функций; возрастаетинтерес к своему изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышаютсятревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболеевероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой длязакрепления соответствующих поведенческих реакций могут стать характерные дляэтого периода некоторая неустойчивость образа «я», неуверенность в себе.Повышенная эмоциональная неустойчивость усиливает потребность в интимном,доверительном общении, но блокируется застенчивостью (человек не решаетсяговорить о своих переживаниях из чувства ложного стыда или опасения, что его нетак поймут). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особеннорезко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности.
А.Б. Добрович отмечает, что переживание своих недостатков изанижение самооценки нередко наблюдаются в ситуации «на людях», в присутствиизрителей, особенно незнакомых. Он предлагает ряд рекомендаций по преодолениюподобных трудностей. В первую очередь, необходимо избегать «поглощенностисобой», ослабить напряжение, вызванное строгим самоконтролем, научитьсяадекватно воспринимать себя «глазами других».
Ряд исследований застенчивости проводился в зарубежной (вчастности, американской) психологии.
По данным Дж. Чика, застенчивыми себя считают 40 % взрослых людей;85 % застенчивых полагают, что это свойство создает преграду на пути к успеху иреализации возможностей. У многих застенчивых наблюдается отрицательнаясамооценка; в некоторых случаях чувство собственной неполноценности можетпривести к депрессии. Как правило, заниженная самооценка застенчивых несоответствует действительности, что подтверждают оценки застенчивых, сделанныедругими людьми по фотографиям и видеозаписям.
Несмотря на различное толкование застенчивости разными авторами,можно выделить ряд общих моментов в понимании ее природы. Это связьзастенчивости с самосознанием и самоуважением, эмоциональное переживаниезастенчивости и возникновение трудностей в процессе общения.
 
2.2 Природа застенчивости
Ф.Зимбардо в своей книге приводит разные точки зрения по поводутого, является ли застенчивость природным или приобретенным свойством:
· исследователиличностных черт считают, что застенчивость – это наследственная черта, какинтеллект или рост;
· бихевиористы объясняют застенчивость несформированностьюнеобходимых социальных умений;
· психоаналитики видят в застенчивости симптом неосознаваемоговнутриличностного конфликта;
· социологи и некоторые детские психологи верят, что застенчивостьможет быть понята в терминах социального программирования: условия обществаделают нас застенчивыми.
Дж. Чик считает, что примерно в 40% случаев застенчивостьобусловливается генетическим фактором, определяющим предрасположенность квозникновению этого свойства. У робких людей есть определенная биологическаяпредрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается визлишней чувствительности к конфликтам и угрозе.
Существенное значение для формирования застенчивости имеютследующие факторы:
· порядок рождения детей в семье;
· система воспитания в семье;
· застенчивость родителей.
У застенчивых родителей чаще бывают застенчивые дети.
Застенчивость как трудность доверительного общения в нормевозникает у людей разного пола, возраста, профессии и семейного положения ипочти не проявляется в общении со сверстниками. Застенчивость очень хорошоосознается человеком, но при этом с нею трудно справиться.
 
2.3 Психологическое содержание феномена застенчивости
Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние икак свойство личности. Застенчивость как процесс по-разному проявляется у людейв зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать подвлиянием личных воздействий, имеет временные характеристики и определеннуюинтенсивность. Ее можно представить в виде континуума, на одном конце которогобудут очень застенчивые люди, страдающие от невозможности бытьсвободными и раскованными в общении (личностная застенчивость), а на другом – незастенчивыелюди (свободные в общении), чрезвычайно редко испытывающие смущение,напряжение в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсаминаходится группа ситуативно -застенчивых.
В особую, относительно немногочисленную группу выделяютсячрезмерно свободные, общительные до навязчивости, бесцеремонные люди – беззастенчивые.
Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания исамовоспитания может происходить «перестановка» компонентов этого процесса:незастенчивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а застенчивый,неправильно адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых.
/>Как состояние застенчивостьсопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной сферы, речевойдеятельности, эмоционально-волевых, мыслительных процессов, рядом специфическихизменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психическойнапряженности.
Как свойство личности она связана с переживаниемпсихологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов,пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью вконтактах. Она часто входит в синдром личностных свойств, снижающихконтактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувствоодиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность,рефлексивность).
Застенчивость может быть временным проявлением (возрастная иситуативная застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная(подростковая и юношеская) застенчивость возникает в период активного усвоениясоциального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции,повышения субъективной значимости общения с представителями противоположногопола.
Значительная внутренняя нестабильность периода полового созреваниявместе с необходимостью активного освоения социальных ролей приводит к снижениюуверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенногосамоконтроля.
Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать каксоциальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут бытьразнообразные социальные факторы. Она поддается коррекции вплоть до полногопреодоления при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональныйуспех, физическое и нервно-психическое здоровье, удовлетворение основныхсоциальных и личностных потребностей. Личностная застенчивость обычно имеет вгенезисе как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятныесоциальные влияния.
Среди застенчивых по многим параметрам нет половых различий.Следовательно, психологическая природа застенчивости у мужчин и женщинодинакова, и это обстоятельство еще раз указывает на ее генетическуюобусловленность.
Половые различия фиксируются лишь в стереотипах, которые взначительной степени связаны с традиционными представлениями о мужественности иженственности. Мужчинам чаще приписываются изменения в психомоторной сфере иволевых действиях, а женщинам – в вегетативных проявлениях, эмоциональной сфереичувствительности к социальному одобрению.
 
2.4 Типы застенчивости
Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят особозастенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинствесоциальных ситуаций; исключение составляют только ситуации общения с близкими,родными, друзьями или хорошо знакомыми деловыми партнерами); адаптированныезастенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы саморегуляции иснятия напряженности и во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение,удовлетворительно справляется с трудностями) и – по ряду признаков(замкнутость, низкое самоуважение, аутистичность) – те люди, которых правильнееотнести к категории «псевдозастенчивых».
Интересную типологию подростковой застенчивости, построенную наоснове большой психотерапевтической практики, дают В.Л.Леви и Л.З.Волков. Онивыделяют три типа патологической застенчивости.
1. Шизоидно-интровертированная (конституциональная):стойкая и психотерапевтически наиболее неблагоприятная; связана сизолированностью подростка в группе, его неконформным поведением, явлениями дис-морфофобии,сокращением контакта с людьми («бегство от оценок»). Эта форма застенчивостинаиболее близка к аутистичности, ее можно назвать аутистической застенчивостью.
2. Псевдошизоидная застенчивость: возникает из-зафизической или социальной неполноценности, физических дефектов (заикание,косоглазие, ожирение, смешное имя или фамилия и т. п.). С близкими и хорошознакомыми людьми не проявляется. Лица с псевдошизоидной застенчивостью имеютнеустойчивую самооценку и пытаются компенсировать свою застенчивость в формеанти- или сверхконформного поведения, часто демонстрируют «беззастенчивость отзастенчивости» – развязность. Псевдошизоидная застенчивость – это поведениезакомплексованного человека, явно компенсаторная беззастенчивость.
3. Психастеническая застенчивость: характеризуетсяснижением уровня притязаний в старшем возрасте, отсутствием стремления к ролилидера, конформным поведением. Запущенная застенчивость может приниматьразличные формы бегства, в том числе и форму пристрастия к алкоголю.
Все эти три вида застенчивости, как указывают авторы, относятся кпатологической застенчивости, то есть характеризуют пограничные состояния.Поэтому в качестве «средства от застенчивости» предлагается умеренный приемпсихотропных средств.
 
2.5 Беззастенчивость
Свойство, прямо противоположное застенчивости – беззастенчивость.
Категория беззастенчивых неоднородна по своему составу. Поразличным основаниям можно выделить пять групп.
Первая группа – высокотемпераментные люди, у которых слабыпроцессы торможения. Вот что говорят о таких своих сверстниках студенты,поясняя, за что поместили их в разряд беззастенчивых: «Напор и быстротадействий, неиссякаемая энергия, безудержность, импульсивность, отсутствиеконтроля над словами; выступает, когда это не нужно; беззастенчивость лишь всмысле «недержания речи».
Вторая группа – плохо воспитанные люди, а также те, ктоориентирован на самоутверждение. «Нет чувства такта и меры, экстравагантностьзаменяет элементарные правила поведения; отсутствие культуры общения – можетпрервать разговор, не извинившись; неприятная навязчивость, как своих идей, таки в стремлении быть „своим парнем" в любой группе».
Третья группа – возбудимые психопаты, истероидные личности,эгоцентричные, бесцеремонные и навязчивые. «Говорит, когда хочет, что хочет,как хочет; никогда не теряется, даже выставляя свою личную жизнь и интимныеситуации напоказ, афиширует свои чувства; навязчивая бесцеремонность,беззастенчивость, доходящая до хамства».
Четвертая группа – люди морально ущербные, карьеристы,беззастенчивые в самом худшем смысле этого слова. «Не существует ограничений вморальном плане, высшая степень самовлюбленности и наглости; не стесняетсяпрервать любую беседу, хотя внешне вежлив; держится за свое, чего бы это ему нистоило». От всех остальных эту группу отличают внешняя вежливость, подхалимствоперед старшими и грубость с младшими.
Пятая группа – неадекватно адаптированные застенчивые: те,кто, пытаясь преодолеть застенчивость, впадают в другую крайность. «Преодолеваязастенчивость, комплексы, доводит свободу общения до беззастенчивости;застенчивость у него, как и у каждого человека, есть, но она подавлена внешнеразвязным поведением».
Если ребенок или подросток становится беззастенчивым по совокупностипричин, то привести его к нормам человеческого общежития довольно сложно.
Четкая дифференциация групп облегчает выработку рекомендаций итактики коррекционной работы с застенчивыми людьми. Следует подчеркнуть, чточеловек, постоянно испытывающий застенчивость, воспринимающий ее как недостатокили даже порок, стремящийся во что бы то ни стало избавиться от нее, долженосознать, что это такое же обычное свойство, как, например, тревожность.Нередко оно воспринимается людьми как скромность, деликатность, то есть какположительная черта.
С застенчивостью надо научиться жить. Застенчивые людивырабатывают собственные приемы саморегуляции; довольно часто их отличаетспасительная пунктуальность и педантичность.

 
Списоклитературы:
 
Куницына В.Н., КазариноваН.В., Погольша В.М.«Межличностное общение. Учебник длявузов.» – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кто были три священных царя Откуда они пришли Что за звезда вела их в Вифлеем
Реферат Уголовная ответственность за хулиганство 2
Реферат Влияние температуры и коррозионно-активной среды на свойства металлов под напряжением при статических и циклических нагружениях
Реферат Hotel Best Western München/ Erding на 30. 04) ), Чехия ( 3 ночи в Чехии ).   программа
Реферат Особенности жанра баллады в творчестве В. А. Жуковского
Реферат Истинные знания о жизни
Реферат Людвиг ван Бетховен (Beethoven)
Реферат Лекции по количественной оценке информации
Реферат Административные наказания
Реферат Hamlet Soliloquy Translation Act I Scene Ii
Реферат Обобщенные функциональная и структурная схемы радиотехнических следящих систем
Реферат Hepatitis C Essay Research Paper Hepatitis C
Реферат Ethics Or Moral Philosophy Essay Research Paper
Реферат «две столицы одной империи…будапешт+вена»
Реферат Социальная работа с молодежью 2