Реферат по предмету "Государство и право"


Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Курсовая работа
По дисциплине Уголовное право
Тема
Нарушениеправил дорожного движения и
эксплуатациитранспортных средств
Иванова Татьяна
Сергеевна

Содержание
Введение
1. Нарушение правил дорожногодвижения и эксплуатации транспортных средств
1.1 Уголовно-правовая характеристикатранспортных преступлений
1.2 Основания уголовнойответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств
2. Общая характеристика преступногонарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
2.1 Объект преступления. Объективнаясторона преступления
2.2 Субъект преступления.Субъективная сторона преступления
Заключение
Список используемых источников

/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
Автомобильный транспортиграет важную роль в развитии транспортной системы страны. Вместе с тем, всистеме обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортныхсредств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического,административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуютнеобходимость принятия государственных мер с целью снижения негативныхпоследствий автомобилизации на развитие государства и общества. Автомобилизациястраны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблемуобеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейсявысокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлеченыдесятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждениеаварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем.От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь издоровье людей, но и развитие экономики страны.
Нарушение правилдорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения,нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки,проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании надороге. Нарушение же правил эксплуатации транспортных средств выражается вэксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правилперевозки людей, грузов.
По оценкам специалистовпотери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб отжелезнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Из общегоколичества дорожно-транспортных происшествий, каждое третье являетсяпреступлением, что подтверждается статистическими данными.
Целью данной курсовойработы является изучение уголовной ответственности за нарушение правилдорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения даннойцели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить уголовнуюответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств.
2. Дать общуюхарактеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств.
Объектом исследованиябудет являться, уголовная ответственность за нарушение правил дорожногодвижения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследованиябудут являться, общественные отношения, связанные с изучением уголовнойответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств./>/>/>/>1. Нарушение правилдорожного движения и эксплуатации транспортных средств
/>/>/>/> 
1.1 Уголовно-правоваяхарактеристика транспортных преступлений
Преступления, посягающиена безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены вроссийском законодательстве в самостоятельную главу в Уголовном кодексе. Этообъясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростомколичества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность иопасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и обществафункционирование транспорта.
Глава, объединяющаяданные преступления расположена в 9 разделе УК: «Преступления противобщественной безопасности и общественного порядка», помещенного на третье местопосле раздела о преступлениях против личности и в сфере экономики.
Таким образом, отношения,обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являютсянеотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих иохраняющих безопасность в обществе. В самом разделе глава занимает четвертоеместо после глав о преступлениях против общественной безопасности, противздоровья населения и общественной нравственности, а также экологическихпреступлений[1].
В 27 главе УКпредусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатациитранспортных средств, как:
— нарушение правилбезопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водноготранспорта (статья 263);
— нарушение правил дорожного движенияи эксплуатации транспортных средств (статья 264);
— оставление местадорожно-транспортного происшествия (статья 265);
— недоброкачественныйремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническиминеисправностями (статья 266);
— приведение в негодностьтранспортных средств или путей сообщения (статья 267);
— нарушение правил,обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268);
— нарушение правилбезопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральныхтрубопроводов (статья 269);
— неоказание капитаномсудна помощи терпящим бедствие (статья 270);
— нарушение правилмеждународных полетов (статья 271).
Объединение этихпреступлений в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на единыйродовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающиебезопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного,воздушного, трубопроводного транспорта[2].
1.2 Основания уголовнойответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств
Небольшое количество нормуголовного права, предусматривающих ответственность за нарушение правилдорожного движения, порождает среди владельцев автомобилей, мотоциклов, другихмеханических транспортных средств, а также, к сожалению, и среди работниковправоохранительных и правоприменительных органов иллюзию, будто быуголовно-правовая проблема в области безопасности дорожного движения довольнонесложна. Истоки этой иллюзии лежат в недостаточно четком пониманиидискуссионности и нерешенности ряда специальных вопросов, составляющих этупроблему.
Действительно, длячеловека, управляющего транспортным средством и нарушившим правила дорожногодвижения и эксплуатации транспортных средств, уголовная ответственность внастоящее время предусмотрена статьями 264 и 265 Уголовного Кодекса РФ.
Наибольшего вниманиятребует в настоящем изложении ст.264 УК РФ, которая наиболее часто применяетсяв практике для квалификации действий водителя, повлекших уголовно-наказуемоедорожно-транспортное происшествие. Эта статья называется «Нарушение правилдорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Естественно,прежде всего, необходимо понять, какие правовые акты скрываются за формулой«правила дорожного движения и эксплуатации[3].
Поскольку речь идет обоснованиях уголовной ответственности, под „правилами дорожного движения иэксплуатации транспортных средств“ следует понимать такую совокупностьправовых норм, выполнение которых означает, что водитель не совершилуголовно-наказуемого правонарушения. В Правилах дорожного движения (ПДД)определено, что настоящие Правила устанавливают единый порядок дорожногодвижения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты,касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и непротиворечить им (п. 1.1).
Другими словами,названные в ст.264 УК РФ „правила дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств“ должны основываться на требованиях Правил и непротиворечить им.
Поэтому важноподчеркнуть, что в вину водителю могут быть вменены только нарушения ПДД илиприложения к ним (конкретные пункты). Например, неисправность механизма,поднимающего стекло правой передней двери автомобиля, хотя и являетсятехнической неисправностью, однако не может быть вменена в вину водителю,совершившему аварию, как нарушение правил эксплуатации[4].
Такая неисправность неназвана в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещаетсяэксплуатация транспортных средств. В Правилах дорожного движения прямо указано,что водитель обязан обеспечить исправное техническое состояние транспортногосредства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средствк эксплуатации (п. 2.3.1 ПДД). Названный выше Перечень является приложением кэтим Основным положениям.
Встречающиеся ошибкипредварительного следствия, когда водителю вменяют в вину управлениеавтомобилем с техническими неисправностями, не названными в Перечне, показаныдалее при рассмотрении конкретных дел.
Для наступления уголовнойответственности недостаточно факта нарушения Правил дорожного движения.Необходимо, чтобы это нарушение повлекло за собой наступление последствий,предусмотренных уголовным законом. Следовательно, вторым обязательным условиемуголовной ответственности являются последствия, которые это нарушение повлекло.
В настоящее время законпредусматривает два вида последствий, каждому из которых соответствует одна изчастей статьи 264 УК РФ.
К первому видупоследствий относятся тяжкий вред здоровью человека либо крупный ущерб. Закон вданном случае не называет в качестве квалифицирующего признака числопострадавших, а только указывает степень тяжести вреда, причиненного здоровью.Причинение легкого вреда здоровью по неосторожности в результате нарушенияводителем Правил дорожного движения не является уголовно-наказуемым и относитсяк административным проступкам[5].
Поэтому если приопрокидывании автомобиля по вине водителя легкие телесные повреждения получилидаже 10-12 человек, уголовная ответственность наступить не может. За легкийвред здоровью одному или нескольким людям уголовная ответственность водителю непредусмотрена.
Максимальное наказание поч. 1 ст. 264 УК РФ — лишение свободы на срок до 2 лет с лишением правауправлять транспортным средством на срок до 3 лет или без такового.Максимальное наказание имеет в настоящем изложении два принципиально важныхзначения.
Во-первых, в соответствиисо ст. 15 УК РФ такие действия признаются преступлением небольшой тяжести.Во-вторых, в соответствии со ст.58 ч. 1 п. „а“ УК РФ, лицам,осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы насрок не свыше 5 лет, отбывание лишения свободы назначается вколониях-поселениях, а не в колониях общего режима.
По ч.2 ст.264 УК РФквалифицируются нарушения водителем правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть одного человека. Еслипри аварии, кроме одного погибшего, пострадало еще несколько человек, которые,однако, остались живы, квалификация действий водителя не меняется.
Нередки случаи, когда приавариях, особенно при столкновениях транспортных средств и наездах нанеподвижное массивное препятствие, погибает один человек, а остальные пассажирыполучают телесные повреждения различной тяжести. Эти случаи квалифицируются поч.2 ст.264 УК РФ. Максимальное наказание по этой норме уголовного права — лишение свободы до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством до 3лет.
По ч. З ст.264квалифицируются действия водителя, нарушившего правила дорожного движения иэксплуатации транспортных средств, в случаях, когда такое нарушение повлеклосмерть двух и более лиц. Число погибших (если их два и более), а также числодругих пострадавших, оставшихся в живых, не имеет квалифицирующего значения. Поэтой норме уголовного права предусматривается наказание в виде лишения свободына срок от 4 до 10 лет с лишением права управлять транспортным средством насрок до 3 лет[6].
В случае назначения судомнаказания до 5 лет лишения свободы водители отбывают наказание вколонии-поселении, а свыше 5 лет — в исправительных колониях общего режима(ст.58 УК РФ).
Уголовно-правоваяквалификация дорожно-транспортных преступлений напрямую зависит от определениясудебно-медицинской экспертизой тяжести вреда здоровью человека, и потому напрактике реже вызывает затруднения и споры. Установление нарушения Правилдорожного движения водителем, напротив, зачастую оказывается настолько сложнойзадачей, что участие в деле адвоката просто необходимо.
Дела о дорожно-транспортныхпроисшествиях (ДТП) — из наиболее сложных для расследования и защиты. Трудностьих состоит в том, что по каждому делу, помимо обычных уголовно значимыхобстоятельств, необходимо в полном объеме выяснить взаимодействие человека итехники.
На первый взгляд, оникажутся простыми: водители не отрицают факта столкновения, пострадавшиеотправлены в больницу, и даже осмотр места происшествия произведен почти сразупосле наезда или опрокидывания.
Уголовноесудопроизводство в России построено так, что адвокат постоянно оказывается впротивостоянии суду. Эта мысль проводится в Уголовно-процессуальном кодексе спервой его статьи, где указано, что порядок судопроизводства един и обязателенпо всем уголовным делам для всех судов, органов прокуратуры, предварительногоследствия и дознания. Легко заметить, что адвокат как процессуальная фигура незначится среди тех, для кого порядок судопроизводства един и обязателен[7].
Эта же идеяпротивопоставления адвоката проводится и в ряде других уголовно-процессуальныхнорм. Так, ст.22 УПК РФ, регламентирующая право обжалования действий и решенийсуда, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, не называет средисубъектов этого права адвоката (или защитника), а только заинтересованныхграждан, предприятия, учреждения и организации.
Задача защиты — помочьобеспечить торжество закона: невиновный не должен быть наказан, никто не можетбыть осужден без достаточных оснований, ни одно смягчающее вину обстоятельствоне должно пройти мимо внимания суда. Необходимо, чтобы судьба подсудимогозависела не от того, кто умнее — адвокат или обвинитель, — а от полноты иправильности выявления обстоятельств.
Иногда судье достаточноснять два-три вопроса адвоката, отказать в ходатайстве о проведении экспертизы,и вина потерпевшего становится не только недоказанной, но и недоказуемой. Такоене может быть нормой, а значит, одно из главных условий совершенствованияправосудия в настоящее время — снять с суда задачу раскрытия преступлений иисключить искусственное противопоставление.

/>/>/>/>2. Общая характеристика преступногонарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
2.1 Объектпреступления. Объективная сторона преступления
Характерпреступных действий, предусмотренных в ст. 264 УК РФ свидетельствуют о том, чторассматриваемая норма направлена на охрану безопасности движения илиэксплуатации автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств.
Именнов этом состоит специфика автотранспортных преступлений. Нарушение же правилбезопасности технического обслуживания транспорта, нарушение правилбезопасности труда во время ремонта, заправки горючим указанных видовтранспорта или производства погрузо-разгрузочных работ не может бытьквалифицировано по ст. 264 УК РФ, так как в упомянутых случаях отсутствуетпосягательство на безопасность движения.
Так,если лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техникибезопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущеныво время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации по ст.143УК РФ, а в соответствующих случаях – по статьям о преступлениях против жизни издоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.
Отсюдаследует, что непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 264 УКРФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортныхсредств. Согласно Закону РФ «О безопасности дорожного движения», безопасностьдорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степеньзащищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и ихпоследствий[8].
Вместес тем при совершении рассматриваемых преступлений вред причиняется и другимправоохранительным объектам: личности граждан, личному имуществу. Однако этиинтересы выступают лишь в качестве дополнительного непосредственного объекта,который не определяет и не может определять правовую природу данногопреступления[9].
Припривлечении лица к уголовной ответственности по cт.264 УК РФ необходимоустановить следующие признаки состава, характеризующие объективную сторону этихпреступных деяний: нарушение правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств; наступление тяжкого или средней тяжести вреда здоровьючеловека; причинную связь между деянием и наступившими вредными последствиями[10]. Дорожное движение – совокупностьобщественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов спомощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Основнымипринципами обеспечения его безопасности являются:
— приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, надэкономическими результатами хозяйственной деятельности;
— приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожногодвижения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
— соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечениибезопасности дорожного движения;
— программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожногодвижения (Закон о безопасности дорожного движения).
Длясостава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, необходимо, чтобыобщественно опасные действия (бездействие) лица выражались в нарушении правилдорожного движения или правил эксплуатации.
Припривлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 264 УК в первую очередьдолжен быть установлен сам факт нарушения указанных правил.
Правиладорожного движения являются единым документом, устанавливающим порядокдорожного движения на всей территории России.
Правиладорожного движения учитывают, что регулирование эксплуатации транспорта,отдельные особенности движения и перевозок грузов могут быть установлены идругими нормативными актами. Однако по отношению к ним Правила дорожногодвижения являются исходным и определяющим документом.
Такимобразом, Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, то естьопределяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественныеотношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется надругие виды движения. Под дорожным движением понимается сложнаясоциально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров иразличные транспортные средства, движение которых подчиняется определеннымправилам.
Материалысудебной практики свидетельствуют о том, что ошибочное определение характеранарушения, допущенного виновным, неизбежно влечет неправильную правовуюквалификацию содеянного. Иногда суды применяют ст. 264 УК РФ к тем случаям,когда надо было применить другие статьи УК: о преступлениях против личности, онарушении правил охраны труда, о должностных преступлениях.
Составпреступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, налицо только в том случае, еслинарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта повлеклоопределенные вредные последствия.
Нарушениеправил дорожного движения, не повлекшее тяжелых последствий влечетадминистративную ответственность, так как степень общественной опасности такихнарушений сравнительно невелика.
Обобщаясказанное, можно сделать вывод, что наиболее правильным является установлениеуголовной ответственности только за те нарушения правил движения и эксплуатациитранспорта, которые повлекли наступление определенных вредных последствий.Уголовный кодекс РФ в ст. 264 конкретизирует те вредные последствия, которыедают основание привлекать виновного по этой статье куголовной ответственности. Закон дифференцирует ответственность и наказание взависимости от тяжести наступивших вредных последствий.
Ст.264 УК РФ содержит три части с различными санкциями. По ч. 1 ст. 264 УКответственность наступает, если потерпевшему был причинен тяжкий или среднейтяжести вред здоровью. По ч. 2 ст. 264 УК виновный привлекается в том случае,если деяние повлекло смерть потерпевшего. Часть 3 ст. 264 УК устанавливаетответственность за действия, предусмотренные ч. 1 ст. 264, если они повлеклисмерть двух или более лиц.
Дляпривлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ необходимо такжеустановить, что вредные последствия находятся в причинной связи с нарушениемправил дорожного движения или эксплуатации указанных в этой статье видовтранспорта[11].
2.2 Субъектпреступления. Субъективная сторона
Российскийуголовный закон устанавливает, что уголовной ответственности и наказаниюподлежит только лицо, виновное в совершении преступления, т. е. умышленно илипо неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественноопасное деяние (ст. 5 УК РФ). Российское законодательство считает, что умысел инеосторожность являются определенными формами психического отношения лица ксовершенному им преступлению.
Приэтом для квалификации преступления имеет значение только такое психическоеотношение, которое было у виновного до или во время совершения преступления.При привлечении лица к уголовной ответственности необходимо установить невообще его психическое отношение к содеянному, а психическое отношение строгоопределенного вида. Закон считает, что уголовно-правовое значение имеет толькотакое психическое отношение лица, которое выразилось в форме умысла илинеосторожности.
Указанноеположение российского уголовного права нашло отражение и в учении о составепреступления. Понятие состава преступления включает в себя элементы,характеризующие как объективную, так и субъективную стороны преступного деяния[12].
Признакисостава преступления, характеризующие субъективную сторону преступления,теснейшим образом связаны со всеми другими элементами состава. Анализ субъективнойстороны позволяет правильно определить объект преступления.
Всудебной практике встречаются ошибки при квалификации преступлений, совершенныхс использованием автотранспортных средств, когда неточно определяется объект,на который был направлен умысел виновного. Имеют место случаи не привлечения заумышленное убийство путем использования транспортных средств даже при наличии увиновного умысла на лишение потерпевшего жизни.
Сдругой стороны, водители транспорта иногда привлекаются к ответственности постатьям, карающим за умышленное убийство, при отсутствии у виновного умысла налишение человека жизни[13].
Динамикастатистики дорожно-транспортных происшествий, в конечном счете, зависит отучастников движения, и в первую очередь от водителей транспортных средств.Поэтому вопросы отбора, профессиональной подготовки и воспитания водительскихкадров являются главным звеном в профилактике и предупреждении дорожно-транспортныхпроисшествий.
Международнаястатистика показывает, что 70 — 80% дорожно-транспортных происшествийпроисходит по вине водителей. Они происходят либо из-за физической, психическойи психологической неспособности водителей к управлению транспортными средствами,либо из-за пониженной способности такого рода деятельности, либо из-за слабойпрофессиональной подготовленности к вождению машин, либо, наконец, из-запростой недисциплинированности и невнимательности.
Пригодностьк вождению механическим транспортным средством определяется медицинскойкомиссией[14].
Вусловиях непрерывно повышающейся интенсивности дорожного движения к управлениютранспортом должны допускаться лишь те лица, которые по возрасту и помедицинским показателям способны обеспечить безопасность движения. Правиладорожного движения в достаточно категорической форме закрепили это положение.Согласно действующим Правилам к управлению автомототранспортом и городскимэлектротранспортом допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста.
Требования,предъявляемые к водителям с точки зрения возраста и здоровья, общеизвестны.Следовательно, несоблюдение их является нарушением Правил дорожного движения ипри соответствующих обстоятельствах влечет различные виды ответственности, втом числе уголовную. В судебной практике неоднократно возникали вопросы,связанные с определением состояния здоровья водителя в момент возникновениядорожно-транспортного происшествия.
Индивидуализацияответственности предполагает, также учет состояния здоровья и других личныхкачеств лица, совершившего дорожно-транспортное происшествие. Это вытекает изобщих принципов уголовного права. Некоторые особенности личности водителя могутиметь решающее значение не только при назначении наказания, но и приустановлении оснований уголовной ответственности, т. е. при выяснении признаковсостава преступления.
Управлениеавтомашинами, мотоциклами и другими механическими транспортными средствамиимеет свою специфику. Человек, обладающий определенными дефектами здоровья, нев состоянии обеспечить необходимую безопасность при вождении транспортногосредства. Именно из этого исходят Правила дорожного движения, запрещая водителю«управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, еслиэто может поставить под угрозу безопасность движения».
Наданное положение Правил дорожного движения нередко ссылаются представители, какгосударственного обвинения, так и защиты при рассмотрении судами дел обавтотранспортных преступлениях. И это не случайно. Действительно, наличие уводителя в момент возникновения дорожного происшествия болезненного илиутомленного состояния может существенно повлиять на пределы его ответственности[15].
Согласностатье 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моментусовершения преступления шестнадцатилетнего возраста. В части второй этой статьиуказаны преступления, за которые уголовная ответственность наступает счетырнадцатилетнего возраста. 264 статьи в этой части нет, следовательно,субъект по данному преступлению общий – лицо, достигшее шестнадцатилетнеговозраста.
Статья264 УК основным отличительным признаком субъекта данного преступления считаетуправление перечисленными в ст. 264 УК видами транспортных средств. Лицо должносчитаться управляющим транспортом независимо от того, работает ли оно вгосударственной или общественной организации или управляет собственнойавтомашиной, в рабочее или нерабочее время, на законном основании илисамовольно.
Главноевнимание закон обращает на характер фактической деятельности лица в моментсовершения им преступления. Лицо должно считаться управляющим транспортнымсредством, когда оно само ведет машину, или когда осуществляет управлениепараллельно с лицом, которого оно обучает вождению транспортным средством, илидает ученику-водителю указания по поводу управления транспортным средством,сидя рядом с этим учеником в машине во время ее движения[16].
Такжепо действующему законодательству для квалификации преступления не имеетзначение, были ли у виновного водительское удостоверение в момент управлениятранспортом или он был лишен их, либо вовсе не имел.

Заключение
Мноюбыла рассмотрена уголовную ответственность за нарушение правил дорожногодвижения и эксплуатации транспортных средств, а также дана общая характеристикапреступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортныхсредств.
Извсего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Непосредственнымобъектом нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортныхсредств, следует признавать общественные отношения, обеспечивающие безопасностьдорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Нынедействующая ст.264 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правилдорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющимавтомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством,повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вредаздоровью человека. В ч.2 данной статьи установлена ответственность за болеетяжкий вид данного преступления – «то же деяние, повлекшее по неосторожностисмерть человека». И, наконец, ч.3 ст. 264 УК РФ устанавливает еще более строгоенаказание, если действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи,повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц. Предусмотренная ст. 264 УКРФ уголовная ответственность за нарушение по легкомыслию или небрежности правилдорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает, если данныенарушения повлекли следующие вредные последствия: смерть человека; причинениетяжкого или средней тяжести вреда здоровью; причинение крупного ущерба.
Междунарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств инаступившими последствиями должна существовать причинная связь, т. е. данныенарушения должны быть причиной аварии, ее необходимым условием: если бы не былонарушений, то не произошло бы и аварии, результатом которой явились указанные вст. 264 УК РФ вредные последствия.
Степеньтяжести причиненного здоровью вреда определяется судебно-медицинским экспертом.
Кответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств может быть привлечено лицо, управляющее автомобилем,трамваем либо другим механическим транспортным средством. Под другимимеханическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, трактора, иныесамоходные машины, мотоциклы и иные транспортные средства, кроме мопедов иприравненных к ним других подобных транспортных средств, передвигающиеся подорогам с помощью двигателя. Лицо признается управляющим транспортным средствомнезависимо от того, управляет ли оно машиной, которая движется своим ходом, илимашиной, которая движется на прицепе у другой машины. Отсутствие водительскогоудостоверения у лица, управляющего транспортным средством, а равно лишение егоэтих прав не имеет значения для привлечения виновного к ответственности.Виновным может быть признан водитель, непосредственно управляющий транспортнымсредством, безотносительно к основаниям управления (собственник, лицо,управляющее по доверенности, либо лицо, угнав шее транспортное средство, и т.д.). К ответственности за совершение данного преступления может быть привлеченовменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

/>/>/>/>/>Глоссарий
1       Объект уголовного преступления — Один из объективных признаков состава преступления, которыйпредставляет собой общественные отношения, охраняемые уголовным законом отпреступных посягательств
2       Объективнаясторона уголовного преступления — Совокупность установленных уголовным закономпризнаков внешнего проявления преступного поведения, посягающего на объектыуголовно-правовой охраны
3       Правила дорожногодвижения — Основной нормативный акт, регулирующий движение транспортных средстви пешеходов
4       Субъектуголовного преступления — Физическое вменяемое лицо, совершившее запрещенноеуголовным законом общественно опасное деяние, достигшее к моменту совершенияпреступления возраста уголовной ответственности
5       Субъективнаясторона уголовного преступления — определенное психическое отношение лица ксовершаемому им общественно опасному деянию и наступившим последствиям, котороехарактеризуется конкретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями
6       Транспортноесредство — устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов илиоборудования, установленного на нем.
7       Уголовнаяответственность — предусмотренное уголовно-правовой нормой и примененное к лицувступившим в силу обвинительным приговором суда государственно-принудительноевоздействие за совершенное преступление, влекущее отрицательные правовыепоследствия
8       Уголовноепреступление — одна из основных категорий уголовного права. В статье 14 УКРоссии дается определение понятия преступления: виновно совершенное общественноопасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания
9       Уголовный кодексРоссийской Федерации — систематизированный законодательный акт; определяет,какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливаетнаказания за них, а также иные меры уголовно-правового характера.
10     Эксплуатационнаябезопасность транспортного средства — состояние, характеризуемое совокупностьюпараметров конструкции транспортного средства, изменение которых в процессеэксплуатации может привести к недопустимому риску причинения вреда жизни илиздоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному имуниципальному имуществу, окружающей среде

/>/>/>/>/>Список использованных источников
1       КонституцияРоссийской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 32 с. –(Кодексы и законы России)
2       „Уголовный кодексРоссийской Федерации“ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)(ред. от 19.05.2010)
3       „Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях“ от 30.12.2001 N 195-ФЗ(принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 19.05.2010)
4       Федеральный закон от10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.11.2009) „О безопасности дорожногодвижения“ (принят ГД ФС РФ от 15.11.1995)
5       Указ Президента РФ от15.06.1998 N 711 (ред. от 03.07.2008) „О дополнительных мерах пообеспечению безопасности дорожного движения“ (вместе с „Положением оГосударственной инспекции безопасности дорожного движения Министерствавнутренних дел Российской Федерации“) (с изм. и доп., вступающими в силу с03.07.2008)
6       Постановление ПравительстваРФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 24.02.2010) „О Правилах дорожногодвижения“ (вместе с „Основными положениями по допуску транспортныхсредств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечениюбезопасности дорожного движения“)
7       Батычко В.Т., «Уголовноеправо. Общая и особенная части». Курс лекций. – М.: «Юрайт-Издат», 2008
8       Безверхов А.Т., БудкинаЛ.В, «Уголовное право Российской Федерации». Курс лекций – Издательство«Самарский Университет», 2009
9       Лукьянов В.В. Состав иквалификация дорожно-транспортных преступлений и административныхправонарушений. Специальные вопросы уголовного и административного права. М.,2008
10     Никулин С. Уголовное правоРоссии. Общая и Особенная части. М., 2008
11     Печников Н.П., «Категориипреступлений и их правовое значение». Курс лекций – Издательство «ТГТУ», 2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.