Содержание
Введение
1. Налоговое право как наука и отрасльправа
2. Система налогов
Заключение
Библиографический список
Введение
Система российского прававключает в себя различные отрасли, отграничивающиеся друг от друга на основаниидвух критериев — предмета и метода правового регулирования. Предметом финансовогоправа являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществлениягосударством и муниципальными образованиями финансовой деятельности. Анализэтих общественных отношений предшествует рассмотрению вопроса о характерефинансового права как самостоятельной отрасли, что позволяет понять спецификупредмета и метода его правового регулирования, его системы, а также определитьместо в системе российского права.
Как экономическаякатегория финансы представляют собой совокупность экономических отношений,образующихся в процессе формирования, распределения и использования денежныхфондов.
По своему материальномусодержанию финансы государства и органов местного самоуправления представляютсобой фонды денежных средств.
Человечество в процессеэволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежнымотношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессесвоей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами началовести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежныефонды. Финансы это не сами денежные средства, а отношения между людьми поповоду образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественногопродукта и национального дохода. Они являются средством контроля запроизводством и распределением материальных благ, а также средствомстимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный периодразвития направлении. Финансы и финансовые отношения – это обязательно денежныеотношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег являются финансовыми.
Управление при помощиденег является наиболее эффективным регулятором общественных отношений.Направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которыезатем используются на нужды общества, государство, таким образом, стимулируютили, наоборот, ограничивает деятельность в определенных сферах. Финансы, помимоэтого, являются и лучшим информационным источником. Недостаточное выделениесредств на те или иные области человеческой деятельности приводит к свертываниюэтих видов деятельности, и другим негативным явлениям.
Таким образом, финансоваядеятельность государства и органов местного самоуправления – этоорганизационная деятельность уполномоченных органов по образованию,перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондовденежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства имуниципальных образований на каждом данном этапе общественного развития.
Финансовая деятельностьвызвана объективной необходимостью распределения и перераспределениянационального дохода, удовлетворения не только личных, индивидуальныхпотребностей граждан, но и общества в целом. Распределение перераспределениесовокупного общественного продукта и национального дохода происходят в денежнойформе. Это – первое объективное условие существования финансовой деятельности.
В данной контрольнойработе я хочу осветить вопросы одной из отрасли финансового права – налоговогоправа (налоговое право как наука и отрасль права).
1. Налоговое право какнаука и отрасль права
Понятие налогаопределяется в доктрине и в законодательстве. Законодательное определениеналога более важно с точки зрения его применения на практике, доктринальноеопределение необходимо, прежде всего, для правильного понимания основныххарактеристик налога в их историческом развитии, поскольку оно первично вомногом определяет нормативное закрепление понятия « налог».
В юридической литературеможно встретить различные определения налога в зависимости от того, какиехарактеристики налога берутся за основу.
Наиболее важноопределение налога как вида платежа, представляющего собой форму отчуждениячасти собственности физических и юридических лиц в пользу государства.
Это определение, какправило, содержит основные характеристики налога: а) принудительное изъятие; б)отсутствие встречного удовлетворения; в) установление и отмена налога путемпринятия закона.
законодательноеопределение налога обычно можно встретить в специальных законах. Например,Положение о налогах и платежах следующим образом определяет понятие налога: «Налоги – это денежные платежи, не являющиеся встречным удовлетворением за какие– либо действия и устанавливаемые публично – правовым институтом для уплатывсеми лицами, для которых из определенного фактического обстоятельства,согласно закону, вытекает обязанность осуществлять такие платежи». В этомопределении содержатся две основные характеристики налога: учреждение ифункционирование согласно закону и абсолютный характер платежа, т. е.отсутствие встречного удовлетворения. Последний критерий является основным приразграничении понятий «налог» и « сбор».
Налоговое право – этоналоговое законодательство, а также: а) общие принципы права, применяемые кналоговым отношениям; б) принципы налогового права, закрепляемые в конституциии налоговом законодательстве; в) прецеденты и разъяснения судебных органов повопросам налогового права; г) доктрина.
Общественные отношения,возникающие при установлении, взимании налогов и сборов, регламентируютсянормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфическиепризнаки, позволяющие объединять их в самостоятельную группу. Это совокупностьфинансовых норм, регулирующих финансовые налоговые отношения, принято называтьинститутом финансового права или даже подотраслью «налогового права». Нормыналогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ,Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах,регулирующих налоговые отношения.
В соответствии сНалоговым кодексом налог считается установленным лишь в том случае, когдаопределены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
1. объект налогообложения;
2. налоговая база;
3. налоговый период;
4. налоговая ставка;
5. порядок исчисленияналога;
6. порядок и сроки уплатыналогов.
В необходимых случаях приустановлении налога в нормативно – правовом акте могут также предусматриватьсяналоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налог – обязательный,индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц вформе отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственноговедения или оперативного управления денежных средств, в целях финансовогообеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – обязательныйвзнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является однимиз условий совершения условий совершения в интересах плательщика сборовгосударственными органами, органами местного самоуправления, инымиуполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Характерными чертаминалога как платежа, исходя из положений п. 1 ст. 8 Кодекса, являются:
— обязательность;
— индивидуальнаябезвозмездность;
— отчуждение денежныхсредств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности,хозяйственного ведения или оперативного управления;
— направленность нафинансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Характерными чертамисбора как взноса являются:
— обязательность;
— одно из условийсовершения государственными иными органами в интересах плательщиков сборовюридически значимых действий.
Налоговый кодекс называетследующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользованияобъектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральныелицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионныесборы.
Налоговое правоотношение– вид финансового правоотношения, т. е. общественное финансовое отношение,урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права – налоговымправом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями,возникающими в связи с взиманием налогов.
Налоговое правоотношение,как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов,объекта и содержания.
Субъективный состав. Вналоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики(юридические и физические лица), органы Федеральной налоговой службы,кредитные организации. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуюти другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели)при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.
Объектом налоговогоправоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется всоответствии с установленными налоговым законодательством правилами.
Содержание налоговогоправоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права иобязанности субъектов правоотношения.
В налоговом законодательствепредусматриваются определенные права и обязанности субъектов налоговыхправоотношений.
Налоговое правоотношениехарактеризуется юридическим неравенством сторон и является властеотношением(отношением власти – подчинения). При этом помимо вертикальных отношений всфере налогообложения возникают и горизонтальные налоговые правоотношения междуфизическими лицами (организациями) и государственными органами.
Налоговое правоотношениеможет возникнуть по инициативе любой из сторон Наличие правомочий,представляемых налогово-правовой нормой, либо возложение ею же определенныхобязанностей – единственное условие, при соблюдении которого каждый, котфункционирует в сфере налогообложения, может быть инициатором возникновениялибо прекращения налогового правоотношения. Это означает, что налогово-правовыеотношения могут возникать по инициативе исполнительных органов и их должностныхлиц, физических лиц не предпринимателей, организаций, индивидуальныхпредпринимателей и т. д.
Рассматривая особенностьналогового правоотношения предопределена непременным участием в отношенияхисполнительного органа (должностного лица).
2. Система налогов
Совокупность налогов,сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке образуютналоговую систему.
Налоговой системесвойственны признаки, характеризующую любую систему, поэлементный составсистем, взаимосвязь элементов, органическая цельность и единство, непрерывноеразвитие и т. д.
Налоговая системавключает в себя ряд следующих обязательных элементов, которые непосредственноформируют налоговую систему любого государства:
— систему налоговыхорганов;
— систему и принципыналогового законодательства;
— принципы налоговойполитики;
— формы и методыналогового контроля;
— порядок и условияналогового производства;
— подход к решениюпроблемы международного двойного налогообложения и др.;
Итак, налоговая система –это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретномгосударстве существенных условий налогообложения.
В связи с этим необходимоподчеркнуть, что понятия « налоговая система» и « система налогов» (гл. 2 ст.12- 18 НК) нетождественны. Налоговая система – более широкое понятие, так какона характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.
1. Экономическиепоказатели:
1) налоговый гнет(налоговое бремя) определяется как отношение общей суммы налоговых сборов ксовокупному национальному продукту;
2) соотношение налоговыхдоходов от внутренней и внешней торговли;
3) соотношение прямого икосвенного налогообложения;
4) структура прямыхналогов.
2. Политико-правовыепоказатели – соотношение компетенций центральных и местных органов власти.
Существуют три вариантасоотношения компетенции:
1) «разные налоги» — этополное разделение прав и ответственности в установлении налогов либо неполноеразделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий переченьналогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своемуусмотрению органы на местах;
2) «разные ставки» — этовведение центральной властью закрытого перечня налогов, а, в свою очередь,органы власти на местах устанавливают конкретные ставки в пределах,установленных центральной властью;
3) «разные доходы» — суммы уже собранного налога делятся между властными органами различных уровней.
В зависимости отгосударственного органа, в распоряжение которого поступает налоговый платеж,налоги делятся на центральные и местные.
Центральные(государственные) налоги взимаются центральным правительством на территориивсей страны и направляются в государственный бюджет.
Местные налоги взимаютсяместными органами власти на ограниченной территории и направляются в местныйбюджет.
В зависимости от целей ихиспользования налоги подразделяются на общие и целевые.
Общие налоги представляютсобой наиболее многочисленный вид налогов, взимаемых в бюджеты различныхуровней и расходуемых на реализацию различных функций государства.
Целевые налоги взимаютсяв специальные фонды и расходуются на реализацию определенных программ.
В зависимости от объектаобложения налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налогиустанавливаются непосредственно на имущество или доход налогоплательщика иподразделяются на реальные и личные налоги.
Личными называютсяналоги, уплачиваемые налогоплательщиком с учетом его действительного дохода заучитываемый налоговый период (например, подоходный с физических лиц;корпорационный налог; налог на прирост капитала; налог на имущество,переходящее в порядке наследования и дарения, и др.).
Косвенные налогиустанавливаются на товары и услуги в форме фиксированного увеличения их цены.Законодательство предусматривает два основных вида косвенных налогов: акцизы итаможенные пошлины.
Акцизы представляют собойналоги на товары и услуги частных предприятий, включаемых в цену товара(услуги). По способу исчисления и взимания они подразделяются на универсальныеакцизы (налог с оборота, налог на добавленную стоимость) и индивидуальныеакцизы на отдельные виды товаров (пиво, вино и т.д.).
Таможенные пошлиныпредставляют собой косвенные налоги, устанавливаемые импортные, экспортные итранзитные товары. По своим целям таможенные пошлины подразделяются нафискальные, протекционистские, антидемпинговые и преференциальные. По ставкамтаможенные пошлины классифицируются на специфические, адвалорные и смешанные.
Из приведенных вышеклассификаций деление налогов на прямые и косвенные, центральные и местныенаиболее значимо для уяснения правовых основ налоговых систем конкретныхгосударств. Это связанно с тем, что классификация налогов в зависимости отобъекта обложение и порядка уплаты дает на более полное представление оналоговом бремени, которое возлагает на налогоплательщиков государство. Равноеналогообложение в соответствии с возможностями налогоплательщика, справедливоеналогообложение, — эти и другие принципы налогового права и налоговой политикинаиболее полно раскрываются через анализ прямых и косвенных налогов, полныйучет которых и определяет реальное налоговое бремя.
Налоговая системанезависимо от выбранной классификации состоит из общих для всех государстввидов налогов и тех, которые составляют национальную специфику и существуютлибо в силу традиции, либо в силу особенностей экономики страны.
Заключение
При написании даннойконтрольной работы я сделала для себя следующие выводы.
Россия вступила в новыйвек и новое тысячелетие с твердым намерением окончательно построить государствос рыночной экономикой. Понятно, что развитие рынка связанно с дальнейшимразвитием производства, социальной инфраструктуры, ростом ВВП в целом, в томчисле за счет малого и среднего бизнеса. Дальнейшее развитие товарооборота товарно-денежныхотношений – также непременное условие развития рынка, а все это может бытьуспешно осуществлено только при условии хорошо развитой финансовой системыгосударства. Ее основа – общегосударственный фонд денежных средств – бюджет.Эта система может нормально функционировать и развиваться только при условиихорошего правового обеспечения всей финансовой деятельности государства, преждевсего нормами финансового права.
Для развития рыночнойэкономики очень важно, во–первых, чтобы государство поддерживало областидеятельности, непосредственно влияющие на рынок, т. е. направляло деньги наразвитие и поддержание промышленности, сельского хозяйства и, конечно, малого исреднего бизнеса. С другой стороны, очень важно, чтобы налоги, собираемыегосударством для пополнения доходной части всей бюджетной системы, не ложилисьбы тяжелым бременем на юридических и физических лиц, которые при непосильнойналоговой нагрузке сворачивают производства, а стимулировало бы их платитьналоги полностью и в тоже время давало бы уверенность, что уплата налогов их неразорит.
Исходя из того, чтообщество – это саморегулирующаяся и самонастраивающаяся система, можно сказать,что и государство выступает как система, обеспечивающая саморегуляцию исамостройку общества, а финансовая, в том числе бюджетной системы, обеспечиваютнормальное функционирование государства. Именно финансы, основы которыхявляется бюджет – лучший информационный источник во всей государственной деятельности,они являются основой системы прямых и обратных связей в государстве.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс РФ
2. Бюджетный кодекс РФ
3.Финансовое право. Учебник. Под.ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.; ООО «ТК Велби», 2005. – 536 с.
4. Экономика. Учебник. Под. ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.; « Проспект», 2004.
5. Бухгалтерский учет дляруководителя. Я.В. Соколов, М.Л. Пятов, В.А. Быков. – М.; « Проспект», 2005.
6. Финансы, денежное обращение икредит. Учебник. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.; «Проспект», 2003.
7. Экономическая теория. И.П.Николаев. М. 2006.
8. Экономика для юристов. Учебник. –М.; «Проспект» 2002.
9. Самоучитель по бухгалтерскомуучету. Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина. Москва. Эксмо.2004. – 378 с.