МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника
Московского университета
МВД России
генерал-майор милиции
С.С. ЖЕВЛАКОВИЧ
«____» __________ 2008 г.
Варианты выполнения контрольных работ
для слушателей
факультета заочного и вечернего обучения по курсу
«Муниципальное право России»
Москва 2008
Методические рекомендации длявыполнения контрольной работы
Контрольная работапредставляет собой систематическое, достаточно развернутое изложениесоответствующих вопросов избранной слушателем темы учебной дисциплины на основеопределенного минимума источников.
Подготовка контрольнойработы является составной частью учебного процесса, одной из основных формсамостоятельной работы слушателей. Она помогает слушателям в приобретениинавыков работы над первоисточниками, нормативно-правовыми актами, приемовизучения научной литературы, умения выделять в них главное, основное, анализировать,обобщать собранный материал, составлять научно-технический аппарат работы.Слушатели должны письменно ответить на поставленные вопросы, решить задачу ипредставить контрольную работу преподавателю в установленный срок.
Вопрос, являющийся темойконтрольной работы, должен быть освещен на основе изучения рекомендованнойлитературы, как правило, шире и обстоятельнее, нежели он изложен в учебнойлитературе либо изучался в ходе учебных занятий.
Подготовка слушателямиконтрольной работы проходит следующие основные этапы:
1. Выбор темы.
2. Подбор литературы,нормативного и иного материала; составление плана.
3. Изучение источников,написание чернового варианта контрольной работы и его отработка.
4. Оформление контрольнойработы и представление ее на кафедру.
Выбор (определение)темы контрольной работы. Слушатели, фамилии которых начинаются с букв от:
«А» до «Е» — готовятпервый вариант контрольной работы,
«Ж» до «Л» – второй,
«М» до «С» – третий,
«Т» до «Ш» – четвертый,
«Щ» до «Я» – пятый.
Подбор литературы ииных источников; составление плана контрольной работы. При подборе литературы и другихисточников, а также при составлении плана контрольной работы следуетвоспользоваться, прежде всего, методическими рекомендациями по подготовке контрольныхработ. Желательно использовать новейшую литературу по избранной теме.
Подготовка ответовна вопросы контрольной работы. Подготовку к выполнению контрольной работы надо начинать сизучения соответствующей главы учебника, материалов учебных пособий. Далее следуетглубоко, обстоятельно изучить рекомендованную литературу. Особое внимание нужнообратить на изучение нормативно-правовых актов.
Читая литературу по теме,целесообразно не только продумывать ее содержание, но и делать выпискитеоретических положений, понятий, аргументов, доказательств, фактических данныхи т.д. Выписки лучше делать на отдельных листах либо на специальных карточках,что позволяет их группировать по вопросам темы, облегчает систематизациюпрочитанного и освоенного материала.
После продумывания иобработки изученного материала следует приступать к подготовке текстаконтрольной работы. Изложение должно быть логичным, последовательным,доказательным, аргументированным. Высокий идейно-теоретический уровеньконтрольной работы должен сочетаться с простотой и краткостью изложенияматериала.
Полезно отложить выполненныйтекст контрольной работы на некоторое время, а затем снова его внимательнопрочитать, отрабатывая окончательный вариант.
Оформлениеконтрольной работы. Титульный лист контрольной работы оформляется по установленному образцу.Она также должна иметь определенную структуру: план работы, введение, основнуючасть, содержащую три-четыре вопроса; заключение, список использованнойлитературы.
Объем контрольной работыпримерно 15-20 машинописных страниц.
Работа аккуратно иразборчиво выполняется от руки или пишется на машинке, может быть набрана накомпьютере. Обязательны поля. Листы должны быть сброшюрованы и пронумерованы. Вконце ставится дата и подпись слушателя, выполнившего контрольную работу.
В тексте недопустимосокращение слов, терминологических оборотов, наименования органов иорганизаций, если такие сокращения не являются общепринятыми.
Контрольная работа должнаиметь грамотно оформленный научно-технический аппарат: все цифры, факты, цитатыдолжны иметь ссылки на источники, откуда они заимствованы. Это оформляетсясносками, которые, как правило, нужно делать внизу страницы, под чертой. Списокиспользованной литературы должен быть составлен в соответствии с установленнымиправилами. Контрольная работа в законченном виде представляется на кафедру вустановленный срок.
Контрольные работыоцениваются оценками «зачтено» или «незачтено».
Если работа не зачтена,она с учетом сделанных замечаний в отзыве преподавателя должна бытьпереработана и вместе с первым отзывом представлена на повторноерецензирование.
Получив провереннуюконтрольную работу и отзыв, слушателю следует ознакомиться с содержаниемотзыва, подумать над критическими замечаниями, еще раз отработать вопросы,которые вызвали замечания рецензента.
Последствияневыполнения контрольной работы. При невыполнении контрольной работы слушатель не допускаетсяк сдаче зачета.Вариант № 1
Тема. Местное самоуправление иуправление в зарубежных странах.
Вопросы.
1. Формы организацииместного самоуправления в зарубежных странах.
2. Особенностиместного самоуправления в зарубежных странах.
Задача.
Собраниепредставителей муниципального образования Южный район издало постановление, всоответствии с которым муниципальным образованиям, расположенным на территориирайона, предписывалось избирать советы депутатов сроком на 2 года в количестве15 человек. При этом выборы должны проводиться по пропорциональной системе (попартийным спискам). Однако Васильевский сельсовет отказался проводить выборы попропорциональной системе, указав, что на его территории отсутствуют как местныеполитические общественные объединения, так и местные отделения региональныхобщественных объединений.
Проанализируйтеситуацию.
Литература:
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. от 16 октября 2006 г.) «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. 2003. № 40. Ст.3822.
Федеральныйзакон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 1995 г. № 35. Ст. 3506.
Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (с изм. от 12 июля 2006 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан РоссийскойФедерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5497.
Федеральныйзакон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. от 5декабря 2006 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002 г. № 24. Ст. 2253.
Федеральныйзакон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местногосамоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 28 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4464.
ЕвдокимовВ.Б., Старцев Я.Ю. Органы местного управления: США и Западная Европа.Екатеринбург; Челябинск, 1999.
Прудников А.С., ЛаринаЛ.А. и др. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах. Учебноепособие. М. ЮНИТИ. 2007
ХарлофЭ.М. Местные органы власти в Европе. М., 1992.
Шугрина Е.С.Муниципальное право: Учебник. М., 2005.
Вариант № 2
Тема. Сочетание прямой ипредставительной демократии в системе местного самоуправленияВопросы
1. Сочетание ивзаимодействие на местном уровне институтов прямой и представительнойдемократии.
2. Референдумы, сходы,собрания и другие формы непосредственной демократии.
Задача.
Местноеотделение региональной общественной организации «За правое дело», устав которойзарегистрирован в органах юстиции за 7 месяцев до этого и предусматриваетучастие в выборах, образовало инициативную группу по проведению местногореферендума и обратилось в избирательную комиссию муниципального образования сходатайством о ее регистрации и другими необходимыми документами. Однакоизбирательная комиссия муниципального образования отказала в регистрации,сославшись на то, что для выступления с инициативой проведения референдумазаконодательством предусмотрен срок регистрации устава общественногообъединения не менее 1 года в соответствующем органе. Руководителиобщественного объединения оспорили решение избирательной комиссии в суде. Какоерешение примет суд? Литература:Конституция Российской Федерации (принятавсенародным голосованием 12 декабря 1993 года).
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. от 16 октября 2006 г.) «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. 2003. № 40. Ст.3822.
Федеральныйзакон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 1995 г. № 35. Ст. 3506.
Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (с изм. от 12 июля 2006 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан РоссийскойФедерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5497.
Федеральныйзакон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. от 5декабря 2006 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002 г. № 24. Ст. 2253.
Федеральныйзакон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местногосамоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 28 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4464.
Прудников А.С., Еремян В.В.,Лимонов А.М. и др. Муниципальное право России. Курс лекций. М. Книжный мир.2005.
НудненкоЛ.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправленияРоссии. М.: ИНИОН РАН, 2000.
Вариант № 3
Тема. Гарантии местного самоуправления
Вопросы.
1. Понятие и системагарантий местного самоуправления.
2. Общие испециальные гарантии.
Задача.
Глава администрациимуниципального образования издал постановление, которым установил порядокуправления и распоряжения муниципальной собственностью. Законно ли постановлениеглавы администрации?
Литература:Конституция Российской Федерации (принятавсенародным голосованием 12 декабря 1993 года).
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. от 16 октября 2006 г.) «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. 2003. № 40. Ст.3822.
Федеральныйзакон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 1995 г. № 35. Ст. 3506.
Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (с изм. от 12 июля 2006 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан РоссийскойФедерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5497.
Федеральныйзакон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. от 5 декабря 2006 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002 г. № 24. Ст. 2253.
Федеральныйзакон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местногосамоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 28 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4464.
Кононов А.М. Местное самоуправление вРоссийской Федерации. Саратов, 1997.
Прудников А.С., Еремян В.В.,Лимонов А.М. и др. Муниципальное право России. Курс лекций. М. Книжный мир.2005.
Шугрина Е.С.Муниципальное право: Учебник. М., 2005.
Вариант № 4
Тема. Представительные иисполнительно-распорядительные органы местного самоуправления
Вопросы
1. Местомуниципальных органов в демократической системе управления обществом.
2. Представительныеорганы местного самоуправления.
3. Исполнительно-распорядительныеорганы местного самоуправления.
Задача.
В начале 2005 годаЗаконодательный (представительный) орган государственной власти Московскойобласти принял Закон «Об упразднении муниципальных образований в Раменском иШатурском районах области».
Оцените соответствиепринятого закона принципам местного самоуправления.
Литература:
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. от 16 октября 2006 г.) «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.2003. № 40. Ст.3822.
Федеральныйзакон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 1995 г. № 35. Ст. 3506.
Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (с изм. от 12 июля 2006 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан РоссийскойФедерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5497.
Федеральныйзакон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. от 5декабря 2006 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002 г. № 24. Ст. 2253.
Федеральныйзакон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местногосамоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 28 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4464.
Федеральный закон от 8января 1998 г. N 8-ФЗ (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.) «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 1998. №2. Ст.224.
Васильев В.И. Местноесамоуправление: Учебное и научн.– практ. пособие. М., 1999.
Прудников А.С., Еремян В.В.,Лимонов А.М. и др. Муниципальное право России. Курс лекций. М. Книжный мир.2005.
Шугрина Е.С. Муниципальноеправо: Учебник. М., 2005.
Вариант № 5
Тема. Территориальные основы местногосамоуправления
Вопросы.
1. Территориальныеосновы местного самоуправления.
2. Особенностиосуществления местного самоуправления на некоторых территориях РФ.
Задача.
Представительныйорган местного самоуправления г.Краснознаменска Московской области принялпостановление «О благоустройстве города», в соответствии с которымпланировалось осуществить озеленение городской территории. Однако, юристыадминистрации Московской области, высказали сомнение в законности этого акта,так как г.Краснознаменск является закрытым административно-территориальнымобразованием, любые решения по благоустройству территории должнысогласовываться с органами государственной власти субъекта РФ, они такжепояснили, что городские власти не вправе издавать правовые акты, а территориягорода создается и упраздняется без учета мнения населения. Проанализируйтеситуацию.
Литература:
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. от 16 октября 2006 г.) «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. 2003. № 40. Ст.3822.
Федеральныйзакон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 1995 г. № 35. Ст. 3506.
ЗаконРоссийской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытомадминистративно-территориальном образовании» (с изм. и доп. от 10 января 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1992 г. № 33. Ст. 1915.
ЗаконРоссийской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I (с изм. от 15 июня 2006 г.) «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации иВерховного Совета Российской Федерации.1993 г. № 17. Ст. 594.
ПостановлениеПравительства РФ от 5 июля 2001 г. № 508 «Об утверждении перечня закрытыхадминистративно-территориальных образований и расположенных на их территорияхнаселенных пунктов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г. №29. Ст. 3019.
Прудников А.С., Еремян В.В.,Лимонов А.М. и др. Муниципальное право России. Курс лекций. М. Книжный мир.2005.
Шугрина Е.С.Муниципальное право: Учебник. М., 2005.
Протоколзаседания кафедры № 4 от 26.11.07
Исполнитель– к.ю.н., доцент Ларина Л.А.
Начальниккафедры Конституционного и муниципального права полковник милиции А.С.Прудников