План
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Историястановления и развития Министерства юстиции РФ………...……4
2. Министерствоюстиции Российской Федерации: его задачи и функции.….7
3. Системаи структура органов юстиции Российской Федерации…………....9
3.1ФСИН России………………………………………………………………....9
3.2ФССП России…………………………………………………………….......11
4 Задача№ 1……………………………………………………………………...16
5. Задача№ 2……………………………………………………………………..17
Заключение.............................................................................................................18
Нормативныйматериал и литература……………………………………….....19
Введение
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции повыработке и реализации государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфереисполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включаяотделения международных организаций и иностранных некоммерческихнеправительственных организаций, общественные объединения, политические партиии религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственнойрегистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядкадеятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а такжеправоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрациинекоммерческих организаций, включая отделения международных организаций ииностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественныеобъединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры,нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
Министерство юстиции России наделено довольновнушительным объемом полномочий и правами для их реализации.
Министерство юстиции России возглавляет Министр юстицииРоссийской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должностиПрезидентом Российской Федерации по представлению Председателя ПравительстваРоссийской Федерации.
Руководство деятельностью Министерства юстиции Россииосуществляет Президент Российской Федерации.
1. История становления и развития Министерства юстиции РФ
Восьмого (20) сентября 1802 г. был обнародован Манифест об образовании Министерств. «Следуя великому духу преобразователяРоссии Петра I … Мы заблагорассудили, — отмечает император Александр I, — разделить государственные дела на разные части сообразно естественной их связимежду собой, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранныхНами Министров, постановили им главные правила, коими они имеютруководствоваться в исполнении всего того, что требовать будет от них должностьи чего Мы ожидали от их важности, деятельности и усердия ко благу общему». Ихотя язык этого важнейшего государственного документа эпохи для века XXIнесколько тяжеловат, смысл его ясен: отныне каждый Министр лично ответствененза порученную ему «часть» государственных дел и, выражаясь уже современнымязыком, должен действовать в рамках закона.
Так 200 лет назад в России был заложен фундамент единойсистемы органов исполнительной власти, действующей и поныне.
Манифест от 8 сентября 1802 г. В общих чертах установил компетенцию вновь создаваемых государственных органов. Министруюстиции были вверены «все дела судебного ведомства». Отмечалось также, что«означенная должность «может быть особенно определена при издании сочиняемого уложениязаконов». При создании Министерств не было даже штатного расписания, что толькотри Министра (юстиции, финансов и народного просвещения) получили право иметьпомощника «со званием Товарища Министра», что каждый из Министров привступлении в должность получил право только «составлять для себя временнуюканцелярию из чиновников тех мест, которые состоят в непосредственном еговедении», можно понять, сколь нелегко было первому Министру юстиции ГавриилуРомановичу Державину создать Министерство и начать его работу.
На первом заседании Комитета Министров состоявшемся 9сентября 1802г. Г.Р. Державин предложил «немедленно составить Инструкции дляМинистров, так как в противном случае каждый из них будет постоянно вторгаться»в компетенцию другого и, таким образом, «вновь образованное учреждение непринесет никакой пользы для упорядочения государственного управления». Винтересах России, при поддержке Александра I, начиналась деятельностьМинистерства юстиции остававшегося до 1917 года одним из важнейших вгосударстве.
Даже пронесшиеся затем над страной бури в виде войн иреволюций практически ничего не изменили, Министерство юстиции выстояло. Ипусть не всегда в веке ХХ оно занимало в государственной иерархии должноеместо, зато вместе со всей страной и народом оно испытало все ужасы прошлоговека, унесшего немало жизней и Министров юстиции, и его сотрудников.
Но все тяжкое кануло в Лета, и сегодня Министерствоюстиции, изо дня в день увеличивает свое участие в государственномстроительстве, последовательно превращается в один из важнейших федеральныхорганов исполнительной власти, обеспечивающих в стране с помощью правадемократии, федерализм, национальную безопасность, защиту прав и законныхинтересов личности, становление в стране рыночной экономики.
Задачи и функции Министерства юстиции, закрепленные вПоложении о Министерстве юстиции, утвержденном Указом Президентом РФ от 2августа 1999 года (с последующими изменениями и дополнениями), широки иразнообразны. В последние годы процесс наделения Министерства юстиции новымиполномочиями уже стал, традиционным.
Министерство юстиции активно реализует обязательства,взятые на себя нашей страной при вступлении в Совет Европы, также обеспечиваетустановление порядка в деятельности судов, многое делается в сфере нотариата,адвокатуры и регистрации записи актов гражданского состояния.
Министерство юстиции России вступило в третье столетиесвоей истории. Истории – не отделимой от истории Государства российского,истории нашего народа.
2. Министерство юстиции Российской Федерации: его задачии функции
Министерство юстиции России в своей деятельностируководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, актами Президента РоссийскойФедерации и Правительства Российской Федерации, международными договорамиРоссийской Федерации, а также Положением о Министерстве юстиции РоссийскойФедерации.
Основными задачами Министерства юстиции России являются:
— разработка общей стратегии государственной политики вустановленной сфере деятельности;
— нормативно-правовое регулирование в установленной сфередеятельности;
— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав исвобод человека и гражданина;
— обеспечение деятельности Уполномоченного РоссийскойФедерации при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министраюстиции Российской Федерации;
— организация деятельности по государственной регистрациинекоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций ииностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественныхобъединений, политических партий и религиозных организаций;
— осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры инотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданскогосостояния.
Министерство юстиции России осуществляет своюдеятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а такжеруководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных вустановленном законодательством Российской Федерации порядке для реализациизадач в установленной сфере деятельности.
Министерство юстиции России осуществляет своюдеятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительнойвласти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
На основании Постановления Правительства РоссийскойФедерации от 3 июня 1995 года № 550 «О дополнительных функциях Министерстваюстиции Российской Федерации» на Министерство юстиции Российской Федерациивозложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемыхорганами государственной власти субъектов Российской Федерации, и функциигенерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации вРоссийской Федерации.
Министерство юстиции России осуществляет координацию иконтроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы исполнениянаказаний России (ФСИН России), Федеральной службы судебных приставов России(ФССП России).
3. Система и структура органов юстиции РоссийскойФедерации
Структурными подразделениями Министерства юстиции Россииявляются девять департаментов по основным направлениям деятельности (в составкоторых могут входить различные отделы), а также федеральные службы.
/>/>
Рис. 1 Федеральные службы Министерства юстиции РоссийскойФедерации
3.1 ФСИН России
Федеральная служба исполнения наказаний России всоответствии с Положением «О федеральной службе исполнения наказаний», утвержденнымУказом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительныефункции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний вотношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемыхв совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране иконвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных иосужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Федеральная служба исполнения наказаний Россииподведомственна Министерству юстиции России.
Основными задачами Федеральная служба исполнениянаказаний России являются:
— исполнение в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц,подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей);
— контроль за поведением условно осужденных и осужденных,которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
— обеспечение охраны прав, свобод и законных интересовосужденных и лиц, содержащихся под стражей;
— обеспечение правопорядка и законности в учреждениях,исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее — учреждения,исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасностисодержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а такжеработников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан,находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
— охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихсяпод стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование гражданРоссийской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации,а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
— охрана психиатрических больниц (стационаров)специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства поздравоохранению и социальному развитию, обеспечение безопасности находящихся наих территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначенопринудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их вдругие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их виные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи;
— создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей,условий содержания, соответствующих нормам международного права, положенияммеждународных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
— организация деятельности по оказанию осужденным помощив социальной адаптации;
— управление территориальными органами ФСИН России инепосредственно подчиненными учреждениями.
Федеральная служба исполнения наказаний России в своейдеятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, актами Президента РоссийскойФедерации и Правительства Российской Федерации, международными договорамиРоссийской Федерации, актами Минюста России, а также Положением о Федеральнойслужбе исполнения наказаний от 13 октября 2004 г. № 1314.
3.2 ФССП России
Указом Президента от 9 марта 2004 года №314 «О системе иструктуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральнаяслужба судебных приставов России (далее – ФССП России). Ей переданы функцииМинистерства юстиции Российской Федерации по обеспечению установленного порядкадеятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов идолжностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю инадзору в установленной сфере деятельности. ФССП России является федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечениюустановленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актовдругих органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функциипо контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
ФССП России подведомственна Министерству юстиции России.
Основными задачами ФССП России являются:
— обеспечение установленного порядка деятельностиКонституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда РоссийскойФедерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общейюрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);
— организация принудительного исполнения судебных актовсудов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а такжеактов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации обисполнительном производстве (далее — акты других органов);
— управление территориальными органами ФССП России (далее- территориальные органы).
ФССП России осуществляет полномочия: обеспечивает всоответствии с законодательством Российской Федерации: установленный порядокдеятельности судов; осуществление исполнительного производства попринудительному исполнению судебных актов и актов других органов; применениемер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующегоисполнительного документа; проведение оценки и учета арестованного и изъятогоимущества; организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества; розыскдолжника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерациикак кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства; участиесудебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовымспорам; руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контрольих деятельности; проводит анализ деятельности территориальных органов иразрабатывает меры по ее совершенствованию; создает и ведет в установленномпорядке банки данных о возбуждении исполнительного производства, обеспечиваетметодологическое единообразие и согласованное функционирование информационныхсистем в установленной сфере деятельности; обобщает практику применениязаконодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности ивносит в Минюст России предложения по его совершенствованию; проводит вустановленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы изаключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров,выполнение работ, оказание услуг для нужд ФССП России, а также на проведениенаучно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфередеятельности; осуществляет функции главного распорядителя средств федеральногобюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России итерриториальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций;организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а такжепроведение мероприятий гражданской обороны, мероприятий по повышениюустойчивости работы центрального аппарата ФССП России и территориальных органовв условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирноевремя; осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата ФССП России итерриториальных органов, организует профессиональную подготовку,переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает иосуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников ФССПРоссии; осуществляет материально-техническое обеспечение деятельностицентрального аппарата ФССП России и территориальных органов, в том числеобеспечение оружием в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации; осуществляет меры по соблюдению правил оборота оружия в ФССП Россиив порядке, установленном Правительством Российской Федерации; обеспечивает впределах своей компетенции защиту персональных данных, а также сведений,составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; организует приемграждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных иписьменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленныйзаконодательством Российской Федерации срок; осуществляет в соответствии сзаконодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению,учету и использованию архивных документов ФССП России; взаимодействует вустановленном порядке с органами государственной власти иностранных государстви международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции ФССПРоссии; осуществляет межведомственную координацию деятельности органов иорганизаций, исполняющих в случаях, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации, требования судебных актов, актов других органов идолжностных лиц; участвует в установленном порядке в разработке и осуществлениипрограмм международного сотрудничества, подготовке и заключении международныхдоговоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, повопросам, относящимся к компетенции ФССП России; осуществляет иные функции вустановленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, актами Президента РоссийскойФедерации и Правительства Российской Федерации.
ФССП России в своей деятельности руководствуетсяКонституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актамиМинюста России, а также Положением о Федеральной службе судебных приставов от13 октября 2004 г. № 1316.
ФССП России осуществляет свою деятельность вовзаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, общественными объединениями и организациями.
4. Задача № 1
Гражданин Шевченко заключил с гражданином Тишиным договорзайма, согласно которому Шевченко передал Тишину 300 тысяч рублей с условиемвозврата до марта 2006 года. Деньги требовались Тишину для завершениястроительства коттеджа для своей семьи. В марте 2006 года Тишин заявил, чтоденьги возвратить не может, так как не стал обладателем наследства, на котороеон рассчитывал.
Гражданин Шевченко обратился с целью разрешения данногоспора в арбитражный апелляционный суд.
Решение:
На основании ст.33.1 Федерального конституционного законаРоссийской Федерации №1-ФКЗ от 28.04.1995г. «Об Арбитражных судах в РоссийскойФедерации» Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке вапелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражныхсудов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
Истцу необходимо обратиться в суд общей юрисдикции всоответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РоссийскойФедерации от 14.11.2002 года № 138-ФЗ для решения данного спора.
5. Задача № 2
Тульским областным судом с участием присяжных заседателейрассматривалось уголовное дело по обвинению Машкова в особо тяжкомпреступлении.
Кассационная жалоба по данному делу, поданная Машковым,поступила в Верховный суд РФ. Председатель суда поручил рассмотрение данногодела Военной коллегии Верховного Суда РФ, поскольку жертвой преступления былофицер Российской армии.
Решение:
В ст. 354 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) определено право осужденного на кассационное обжалование судебногорешения, в установленные сроки (ст. 356 УПК РФ).
В соответствии со ст. 10 Федерального КонституционногоЗакона РФ от 23 июня 1999г. №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (далее– ФКЗ РФ) Военная коллегия рассматривает дела подсудные военным судам (ст.7 ФКЗРФ), а данное дело таковым не является.
Соответственно данное дело должно быть рассмотреносудебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Заключение
Итак, функции Министерства юстиции широки и разнообразны.В их реализации участвуют более 500 тысяч сотрудников Министерства, еготерриториальных органов и учреждений.
Изучая историю Министерства юстиции мы поняли, что ее неотделить от российской, что у нас есть кем и чем гордиться, что преемственностьпоколений даже во времена всеобщего отрицания авторитетов по-прежнему жива.
В XXI веке престиж Министерства юстиции будет неуклонновозрастать, потому что оно строит гражданское общество на общечеловеческихценностях – принципах мира, гуманизма, законности, добрососедства исправедливости.
Нормативные материалы и литература
1. ЧайкаЮ. Министерство юстиции России и укрепление вертикали власти // Российскаяюстиция. 2002 № 4.
2. ЧайкаЮ. Министерство юстиции в системе российской государственности // Российскаяюстиция. 2002 № 9.
Электронныересурсы
1. ЗаконРФ от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. Федеральных законовот 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от03.03.2007 № 29-ФЗ, от 22.07.2008 № 132-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от25.12.2008 № 280-ФЗ, от 19.07.2009 № 194-ФЗ) // Программа информационнойподдержки российской науки и образования. КонсультантПлюс: Высшая школа. 1992-2009.
2. ЗаконРФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовныенаказания в виде лишения свободы» (в ред. Федеральных законов от 15.06.1996 №73-ФЗ, от 13.04.1998 № 61-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 20.06.2000 № 83-ФЗ, от09.03.2001 № 25-ФЗ, от 08.12.2003 № 161-ФЗ, от 05.03.2004 № 6-ФЗ, от 29.06.2004№ 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.02.2007 № 10-ФЗ, от 06.06.2007 № 91-ФЗ,от 19.06.2007 № 104-ФЗ, от 25.12.2008 № 277-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от14.03.2009 № 32-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.12.2002 №176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ) // Программа информационной поддержкироссийской науки и образования. КонсультантПлюс: Высшая школа. 1992-2009.
3.Постановление Правительства РФ от 03 июня 1995 г. № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции РФ» (в ред. Постановления ПравительстваРФ от 29.11.2000г. № 904 // Программа информационной поддержки российской наукии образования. КонсультантПлюс: Высшая школа. 1992-2009.
4. Положениео Министерстве юстиции Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от13 октября 2004 г. №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (вред. Указов Президента РФ от 23.12.2005 № 1522, от 16.03.2006 № 211, от02.05.2006 № 451, от 21.09.2006 № 1036, от 20.03.2007 № 370, от 07.05.2007 №585с, от 04.03.2008 № 311, от 14.07.2008 № 1079, от 23.10.2008 № 1517) // Программаинформационной поддержки российской науки и образования. КонсультантПлюс:Высшая школа. 1992-2009.
5. Положениео Федеральной службе исполнения наказаний. Утверждено Указом Президента РФ от13 октября 2004 г. №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (вред. Указов Президента РФ от 02.12.2005 № 1396, от 30.04.2008 № 656, от23.10.2008 № 1517, от 17.11.2008 № 1625) // Программа информационной поддержкироссийской науки и образования. КонсультантПлюс: Высшая школа. 1992-2009.
6. Положениео Федеральной службе судебных приставов. Утверждено Указом Президента РФ от 13октября 2004 г. №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (в ред.Указов Президента РФ от 24.01.2006 № 42, от 21.04.2008 № 539, от 23.10.2008 №1517) // Программа информационной поддержки российской науки и образования.КонсультантПлюс: Высшая школа. 1992-2009.
7. Федеральныйконституционный закон РФ от 23 июня 1999 г. №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.12.2006 N 5-ФКЗ,от 29.06.2009 N 3-ФКЗ)// Программа информационной поддержки российской науки иобразования. КонсультантПлюс: Высшая школа. 1992-2009.