Реферат по предмету "Культура и искусство"


Причины и условия возникновения массовой культуры и поп музыки

МиколаївськеДержавне Вище Музичне Училище
Курсоваробота
«Причиниі умови виникнення масової культури і поп музики
студентки IV курсу ВТМ
Колічко О. О.
Викладач:Гуджабідзе М. Н.
Миколаїв2008 р.

План:
1. Новое явление (развитие массовой культуры).
2. Глобализация информатизации общества, которая повлекла за собой движенияво всем мире:
 - средства массовой информации
 - психоделическая революция
 - сексуальная революция
3. Новые признаки и функции как вид искусства.

Интерес к явлению массовойкультуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немалоисследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из нихсклонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис,специфику и тенденции развития.
Что касаетсямассовой культуры, в философии, социологии существует определение, обобщённовыражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. Так же существуетмнение, что явление массовой культуры не просто некая разновидность«традиционной культуры», но существенное изменение культуры в целом. То есть,развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение,гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет),индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированныхдуховных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровняобразованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.
В условияхгосударственно-монополистического капитализма использование средств массовойкоммуникации преобразует культуру в отрасль экономики, превращая её в массовуюкультуру. Через систему массовой коммуникации охватывает подавляющеебольшинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняетвсе стороны человеческого существования.
В свою очередь средствомассовой информации, илисредства манипуляции — это организационно-технический комплекс, обеспечивающийсоздание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной имузыкальной информацией c целью массовой коммуникации.
С течением временирассмотрение масс-медиа как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости отугла рассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и т. д.Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможностивлияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателейпридаёт масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этимСМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».
Серийная продукцияобладает рядом специфических признаков: примитивность характеристики отношениймежду людьми, низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетнозанимательным столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чьяцель — достижение личного счастья любой ценой; почти не знающая исключенийобязательность «счастливого конца»; развлекательность, забавность,сентиментальность комиксов, ходовых книжно-журнальных публикаций, ориентированностьна подсознание, инстинкты — жажда обладания, чувство собственности, национальныеи расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и, вместе с тем,культ посредственности, условность, примитивная символика. Огромная рольдеталей внешней формы (одежда, обстановка, тип дома, район проживания, типавтомобиля и прочее), отделяющих «своих» от всех остальных —«чужаков». Эти и подобные признаки присущи буржуазной культуре сначала общего кризиса капитализма, но их концентрация в массовой продукциидуховных благ образует новое качество, позволяющее относить понятие «массоваякультура» именно к новейшему времени.
В 40-х — 50-х годах XXвека в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры,обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, котораяформировалась вокруг них. Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-хпараллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Хи́ппи — (от англ —«понимающий, знающий») — молодёжная философия и субкультура, возникшая в США в 1960-х.Расцвет движения пришелся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначальнохиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей,а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовьи пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», чтозначит «Распространяйте любовь вместо войны!». Первое использование слова«хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этимсловом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длиннымиволосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярнымсленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе».
Психоделия (от греч. ψυχή —душа, δήλος — ясный) — термин, в общем случаеобозначающий круг явлений, связанных с «изменением» и «расширением» сознания иисследованиями устойчивости психики. Прежде всего слово связано с отдельнойкатегорией психоактивных веществ (наркотиков), которые часто так и называют — психоделики,хотя применяются также названия «галлюциногены» (вызывающие галлюцинации) и «психотомиметики»(имитирующие психоз).
Психоделические опытыполучили широкое отражение в современном искусстве, породив понятия «психоделическаямузыка», графика, литература, кино.
Психоделическая музыка — общее название музыки, имеющейнепосредственное отношение к психоделии. Включает в себя как музыку, созданнуюпод воздействием психоделиков, так и ту, к которой предрасположены слушателипод их воздействием. В последнем случае, часто слушается как для усиленияэффекта психоделиков.
Часто под термином психоделическаямузыка подразумевается только психоделический рок.
Пионерами современнойпсиходелической музыки принято считать такие группы и исполнителей, как JimiHendrix, Pink Floyd, The Doors, The Who, частично The Beatles и другиеколлективы, связанные с субкультурой хиппи. Подобные проекты принято относить кжанру психоделический рок, а с распространением электронной музыки жанр сталкуда более многообразным.[6] От стержневой культуры гоа-транса всередине 1990-х отпочковался так называемый «психоделический транс»(характерные представители — израильские проекты Infected Mushroom, Astrix),возник жанр «психоделическое даунтемпо» (или psybient, характерныепредставители — Shpongle, Bluetech, Shulman, Entheogenic) и другие.
Психоделический рок (англ. Psychedelic Rock) — музыкальный жанр, возникший в середине 60-х годовв Западной Европе и Калифорнии (Сан-Франциско и Лос-Анджелесе). Психоделическийрок связан с понятиями «психоделия» и «психоделики» (галлюциногены).
Психоделический рок —сложная, экспрессивная музыка, сильно воздействующая на слушателя. Изначальносвязанный непосредственно с употреблением психоделиков как слушателями, так имузыкантами, психоделический рок, со временем, стал имитировать действиегаллюциногенов. Для этого используется широкий арсенал средств музыкальнойвыразительности и специальные эффекты при исполнении музыки.
Характерной чертойпсиходелического рока стали продолжительные сольные партии ведущихинструментов. Живые выступления групп в этом жанре обычно сопровождаются яркимвизуальным шоу с использованием света, дыма, видео-инсталляций и другихэффектов.
Для психоделического рокахарактерен свой гармонический фон — переплетение мажорных и минорных гармоний, альтерациина 3-й, 5-й, 7-й ступенях и задержания на них, а также частая опора мелодии нанеустойчивые звуки; это создаёт характерное ехидно-саркастическое звучание.
Эйсид-рок (англ. Acid rock) — музыкальный жанр, являющийся подвидом психоделическогорока. Фактически, эти термины являются синонимами, однако эйсид-роком обычноназывают музыку, непосредственно написанную или исполненную под воздействием«кислоты», то есть ЛСД. Среди пионеров направления — Blue Cheer и Vanilla Fudge.
Краут-рок — направление экспериментальной и психоделическойрок-музыки, возникшее в конце 1960-х — начале 1970-х годов в Германии.
Визитной карточкой стилястало смешение рок-музыки, исполняемой на стандартных инструментах рок-группы (электрогитара,бас-гитара, ударные) со структурами электронной музыки, а также электроннойобработкой звука. Среди прочего, в музыке нередко присутствует пульсирующийритм, т.н. моторик (нем. Motorik),яркими примерами которого являются композиция Autobahn группы Kraftwerk иальбомы группы Neu!.. Таким образом, краут-рок дал импульс для развития электронноймузыки и эмбиента. Помимо этого, в краут-роке делается упор на инструментальнуюмузыку, импровизации и экспериментализм. Корни краут-рока уходят частично внемецкий электронный авангард 1950-х годов и творчество композитора КарлхайнцаШтокхаузена (у которого учился музыке Holger Czukay из группы Can).
Многие из группкраут-рока пытались заполнить культурный вакуум, образовавшийся в Германиипосле Второй мировой войны, и создать на основе англо-американской поп- ирок-культуры свою собственную, более радикальную и экспериментальную, новуюнемецкую культуру. В то же время, под влиянием политической и социальнойобстановки в мире, в других странах возникли также такие не чуждые краут-рокуявления, как психоделическая музыка и культура хиппи.
Типичными представителямикраут-рока являются немецкие группы начала 1970-х годов: Tangerine Dream, Faust,Can, Neu!, Organisation, и многие другие.
Важную роль в развитиистиля сыграли кёльнские продюсеры Дитер Диркс (нем. Dieter Dierks) и Конни Планк (нем. Conny Plank).
В эпоху построка иочередной волны повышенного интереса к электронной музыке в конце 1990-х —начале 2000-х годов, обнаружилось, что немецкий краут-рок оказал большоевлияние на музыкантов нового поколения. Такие группы, как Radiohead, Stereolab,Laika, Boredoms, Mouse on Mars и Tortoise называют краут-рок-группы в численаиболее повлиявших на них.
Группы Can и Neu!считаются одними из самых значительных групп в истории альтернативной музыки —среди их почитателей Sonic Youth, Einstьrzende Neubauten, Red Hot Chili Peppers,и многие другие.
В 2000-х годах композициикраут-рок-групп неожиданно встречаются в разных музыкальных программах, напримерна концертах Radiohead (исполняли живьём кавер-версию композиции Can «The Thief»)или в саундтреке к фильму «Убить Билла» Квентина Тарантино (композиция«Super16» группы Neu!)
Транс (англ. trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, которыйразвился в 1990-е. Отличительными чертами стиля являются: темп от 135 до 145 ударовв минуту (bpm), наличие повторяющихся мелодий, фраз и музыкальных форм.
Вероятно, стиль произошелот слияния техно и хауса. 'Транс' получил такое название из-за повторяющегося,плавно изменяющегося, баса и ритмичных мелодий, которые погружают слушателя втрансоподобное состояние. Так как большей частью транс исполняется в клубах,его можно считать формой клубной музыки. Однако, транс слишком разносторонний,разнообразный стиль музыки. Он может быть также не электронным, то естьисполненным исключительно настоящими, реальными инструментами, в реальномвремени.
Стиль транс, возможно,является наиболее неоднозначным жанром электронной танцевальной музыки. Краткоон может быть определен как мелодичный более или менее свободный стиль музыки,на формирование и развитие которого оказали важнейшее влияние такие направлениямузыки как индастриал (new wave), электронное техно-диско из Детройта и психоделическаямузыка семидесятых. Из-за огромного разнообразия направлений, выделившихсявнутри данного стиля музыки, достаточно сложно выделить общие черты жанра.Однако следует заметить, что трэки в этом стиле обычно характеризуютсягипнотическими элементами (отсюда название — «транс») и качествами гимна.Исходя из этого, типичный трансовый трэк может быть описан как состоящий изособой (часто цикличной) мелодической партии, расположенной над несложной бас-линией,простой ударной партии и нескольких дополнительных звуковых элементов дляобразования структуры и ускорения.
Первые психоделик-транстрэки появились из сочетания раннего Acid-хауса, самой странной и авангардноймузыки со всего мира (особенно индастриала) и классической индийской музыки(особенно в ее тональном и мелодическом устройстве). В связи с этим важнозаметить, что гоа-транс не является прямым потомком стиля транс, хотя ихвзаимное влияние и очевидно. Можно определить несколько общих моментовхарактерных огромному количеству психеделик-транс трэков. Однако только однихэтих черт еще не достаточно, чтобы идентифицировать музыкальное произведениекак psytrance-трэк.
«Массовая культура»утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степенивыступающих как продукты массового потребления. Для «массовойкультуры» характерно возникновение и ускоренное развитие особогопрофессионального аппарата, задачей которого является использование содержанияпотребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинениямассового сознания интересам монополий и государственного аппарата, искажения изаглушения протеста.
Сексуа́льнаяреволю́ция (лат. sexus пол и революция) — процесс ирезультат коренных изменений в сексуальной жизни общества, характеризующихсясущественными преобразованиями сексуальных ценностей, ориентаций, норм, санкцийи сексуальных отношений, раскрепощающими личность и общество, нивелирующимиобщественные моральные нормы о запрете секса вне брака, целомудрии и другие[1][2].
Термин введён В. Райхом впервой половине XX века, однако основные события революции пришлись на 1960-егоды, что связано прежде всего c подрастанием поколения, родившегося после Второймировой войны, и развитием средств контрацепции.[источник не указан 350 дней]
Однако, признание науки,уменьшение влияния церкви, переход от аграрного общества к индустриальному,привели к изменению сознания людей. Библейские истины подверглись сомнению, женщиныпочувствовали себя равными с мужчинами. В конце XIX века — начале XX века, восновном в Великобритании и США, получило распространение движение суфражисток,целью которого было предоставление женщинам избирательного права наравне смужчинами. Логичным продолжением движения стал феминизм. Первая мировая войнатакже сыграла большое значение для феминизма, так как из-за ухода мужчин нафронт в тылу неизбежно возросла роль женщин.
Итак, сексуальнаяреволюция в корне изменила взгляды общества на секс, на брак, на отношениямежду мужчинами и женщинами. Сравнивая современное общество с тем, что описанов начале статьи, видим противоположные картины:
Женщина сталапользоваться такими же гражданскими правами, как и мужчина.
Приоритет в решениисексуальных проблем официально принадлежит ученым, а не религиозным деятелям.
Брак, один и на всюжизнь, более не считается единственно допустимым решением.
Контрацепцияобщедоступна, аборты во многих государствах законны.
Оральный секс пересталбыть «табу», особенно среди молодёжи.
Вместе с тем революция незакончена, общество продолжает меняться. Особенно это касается тех стран,которые не принимали непосредственного участия в событиях 1960-х. Также, помнению некоторых, последствиями революции, происходящими в наши дни, являются иантифеминизм, и демографический кризис. Однако, серьёзные социологические исследованияопровергают этот факт. К снижению рождаемости приводит урбанизация, так, кпримеру, в мусульманских странах с увеличением урбанизации падает рождаемость.Высокий же уровень рождаемости наблюдается в аграрных обществах.
Аппарат «массовойкультуры» объединяет исследовательскую, проектную иорганизационно-коммерческую деятельность специалистов высшей квалификации.Социально-психологические исследования поставляют монополиям данные околебаниях предпочтений и антипатий у различных категорий потребителей, обэффективности используемых приёмов обработки массового сознания. Здесьопределяется влияние оформления упаковки на выбор товара,«уговаривающих» формулировок рекламы на масштабы туризма, режиссурыполитических телевизионных турниров на решение колеблющихся избирателей и т. п.
Специальноепроектирование, дизайн, непрерывно создаёт новые образцы всего, что зрительноили на слух воспринимается массой потребителей: от графики на конвертегрампластинки до системы оформления города, от музейной экспозиции до режиссурынационального праздника. Организационно-коммерческое звено «массовойкультуры», так называемый маркетинг, использует новейшие средствакапиталистической организации производства и торговли в индустрии духовныхблаг. Маркетинг оказывает решающее влияние на репертуар театров, финансированиекинофильмов, структуру телевизионных программ, политику издания книг игрампластинок, особый рынок молодёжной моды. Маркетинг как звено придалкультурным процессам «спортивный» характер, вовлекая все проявлениятворчества в бесконечный процесс возвышения и падения очередных«звёзд» и «идолов». При общей ориентации на массу аппарат«массовой культуры» осуществляет чёткое расслоение духовной продукциипо типам потребителей.
Нидля кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Нообычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения. Музыка может оказывать заметноевоздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека. Как жечеловек воспринимает звук? Звуковые колебания воспринимаются либо через органыслуха, передающие полученную информацию в особые участкимозга, либо колебания определённой частоты напрямую воздействуют нафункционирование отдельных органов и организм в целом. В первом случае мозг, взависимости от полученной информации, направляет органам сигналы, возникающиепод её влиянием. Во втором случае механизмвоздействия звуковых колебаний следующий. Каждый орган работает в своём особомрежиме, биоритмы работы любого здорового органа лежат в определённом диапазонечастот, общем для подавляющего большинства людей.
Например,частота работы сердца и гладкой мускулатурывнутренних органов близка к 7 Гц. Альфа-режим работы мозга – 4 – 6 Гц.Бета-режим – 20 – 30 Гц. При совпадении или приближении частоты звуковогоколебания к частоте биоритмов того или иного органа возникает хорошо известноевсем явление резонанса (усиление колебаний) илиантирезонанса (подавление колебаний). Возможны также случаи так называемогонеполного резонанса (частичного совпадения колебаний). Но, как бы там ни было,орган начинает работать в непривычном или вовсе дисгармоничном для него ритме, что может привести к развитию патологиикак этого органа, так и всего организма в целом. Человек слышит звуковыеколебания в среднем с частотой от 20 Гц до 20 КГц. Выше этого диапазонаначинается область ультразвуковых колебаний, но прямоевоздействие на организм в общем случае оказывают в основном колебания от 2 до10 Гц. Помимо этого, следует отдельно перечислить ряд дополнительных факторов,которые также влияют на наш организм:
1.Громкость звука (свыше 20 дБ появляются болезненные ощущения,а при 150 возможен летальный исход).
2.Шум. Особенно влияет так называемый “белый шум” (фоновый шум). Его уровень,который составляет примерно 20 – 30 дБ, безвреден для человека, так какявляется естественным.
3.Продолжительность воздействия звуковых колебаний.Любой шум достаточной интенсивности и длительности воздействия может привести кснижению слуховой чувствительности и некоторым функциональным недомоганиям.
Нельзязабывать и о том, что музыка и любой звук вообще действуют не только как факторы физические, – то есть как определённой частотыколебания, – но и содержат своеобразный психоэмоциональный ассоциативный ряд.Конечно же, он тоже воздействует на человека.
Приведёмнекоторые примеры влияния музыки на человека. Еще в глубокой древности было известно, что звуковые колебания (и, в частности,музыка) способны оказывать эффективное лечебное или болезнетворное воздействиена человеческий организм и психику. Пифагор, которого, помимо прочих лестныхтитулов, называют “первым музыкотерапевтом”, создалцелую методику такой терапии и успешно применял её. А в парфянском царстве (IIIв. до н. э.) был выстроен специальный музыкально-медицинский центр, где спомощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств исердечных болей.
Ав Библии было сказано, что пение и игра пастухов положительно влияют на ростстада. В эпопеях Гомера истекание крови из ран останавливалось благодарямелодичным песням.
Пифагорсочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но “очищали” человеческие действия истрасти, восстанавливая гармонию души.
ОднаждыПифагор с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревностисжечь дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от всех недугов,которые неподвластны врачам. История сохранила для нас сведения о том, что вДревнем Египте работали клиники, в которых физические и психическиерасстройства исцеляли при помощи прослушивания музыки и игры на различных музыкальных инструментах.
Изглубокой древности пришло к нам знание о воздействии различных музыкальныхладов на настроение человека. Так с помощью александрийского лада помогалисоздать торжественный настрой, индийский лад способствовал гармонизации организма и сознания человека, а фригийский былнезаменим в военном деле.
Наиболееглубокое воздействие музыка оказывает на тех, кто подготовлен к ее восприятию.Активное внимательное прослушивание гармоничных музыкальных произведенийпозволяет эффективно возвысить сознание, ощутитьвдохновение и, вместе с тем, существенно способствует нашему здоровью.
Вдавние времена определенные ритмы, созвучия использовали как анестезирующеесредство. В настоящее время этим методом обезболивания пользуются в некоторых стоматологических клиниках США. Музыкуиспользуют во врачебной практике голландские акушеры, в некоторых родильныхдомах Одессы.
Красиваямузыка стимулирует интеллектуальную деятельность, дарит вдохновением. Многиеписатели и поэты сочиняли свои произведения во времяили после прослушивания музыки. Например, так действует музыка Бетховена –композитора, который, пережив периоды стресса, боли, отчаяния, нашел в глубинесвоей души не только вдохновение, но и силу, и веру…
Религиознаямузыка дарит чувство покоя, она анальгетик в мирезвуков, помогает справляться с болью, поднимает нас над уровнем повседневностив высшие сферы. Музыка Баха вызывает в воображении строгие, возвышающие нашенастроение, символы, зовет к гармонии. Так же воздействует и музыка Генделя. Церковное пение как музыка человеческогоголоса, трансформирующая молитвенные устремления в мелодии – многогранно исимволично. Каноны этой музыки являются фильтром, который очищает сознаниечеловека от тумана страстей. Для того чтобы пониматьее, требуется предварительная подготовка. Она может показаться несколько сухойи однообразной для человека, ищущего в музыке пустого развлечения илипримитивных ритмов.
Механизмвоздействия музыки в конце XIX века исследовал И.Р.Тарханов, ученик выдающегося русского физиолога И.М.Сеченова. В 1893 г. он опубликовал в Петербурге статью“О влиянии музыки на человеческий организм”, в которой обратил внимание на то,что только гармоничная благозвучная музыка положительно влияет на функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной,пищеварительной систем. Он подчеркивал, что красивая музыка способствуетувеличению работоспособности и снятию напряжения. Оказалось также, что начеловека с одинаковой силой воздействует как непосредственнозвучащая музыка, так и музыка звучащая внутри, мысленно или как принятоговорить «пение про себя.»
Вначале ХХ века В.М.Бехтерев писал о том, что колыбельные песни способствуютпрофилактике неврозов у детей. В настоящее время специалистами Французской национальной ассоциации пренатального воспитанияустановлено, что человек очень рано начинает реагировать на музыку еще на 5месяце внутриутробного развития. Классическая музыка, по данным Мари-ЛуизыАучер, Мишеля Одена, Андрэ Бертин приводит к динаминизациицентральной нервной системы не только матери, но и ребенка. Дети, которыерегулярно слушали красивую гармоничную музыку до рождения, отличались отсверстников высокими адаптивными свойствами.
Ритм,как основа музыкального произведения, оказывает огромноевлияние на человека. В 1916 году В.М.Бехтерев установил, что даже простоеотбивание ритма влияет на частоту пульсаций крови. Он подчеркивал, что каждыйчеловек имеет свой неповторимый индивидуальный ритм, который меняется взависимости от психического состояния. Этот фактможно назвать одной из причин возникновения столь разных музыкальныхпристрастий. В связи с этим можно отметить и обратный процесс: влияние музыкина состояние психики и на функционирование организма в целом.
Исследованиянемецкого врача Франка Морелля (70-е гг. нашеговека), продолженные группой российского учёного Ю. Готовского, подтвердиливозможность использования звуковых колебаний в лечебных целях. Московский центрвосстановительного лечения детей с бронхолёгочной патологией под руководством М. Лазарева уже в течение нескольких летуспешно применяет музыку для благотворного воздействия на внутриутробноеразвитие ребёнка.
Ас 1993 года музыкотерапия стала одним из самых популярных способов лечения вСША. Американский доктор Гордон Шоу объясняет влияниемузыки на здоровье воздействием вибрации звуков. Звуки создают энергетическиеполя, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаеммузыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтомуправильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больныхлюдей и ускоряет выздоровление.
Американскиебиологи Л.Дж.Милк и М.Милк опытным путем доказали, что новорожденные быстро успокаиваются при прослушивании записи биения сердцаотдыхающей женщины, если же спящим детям включали запись биения сердцаобеспокоенной женщины, они немедленно просыпались.
ПсихотерапевтИ.Е.Вольперт доказал на практике, что вокалотерапия, например, исполнение народных песен, оказывает мягкое терапевтическоевоздействие на психику человека и весь организм в целом. Он рекомендуетвокалотерапию всем, а особенно «…фобокам, ананкастам, депрессивным,заторможенным, эгоцентрическим пациентам, лицам, страдающим функциональными расстройствами органов, бронхиальнойастмой, головными болями». Музыка очень полезна в конфликтных ситуациях.Психологи любят приводить такой пример. Супруги, оказавшиеся на грани развода,яростно о чем-то спорили на кухне. И вдруг младшая дочьзаиграла в гостиной на пианино. Это был Гайдн. Отец и мать, словно очнувшись отгипноза, молчали несколько минут… и помирились…
Оченьнеобыкновенная музыка у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но незанудная — этот музыкальный феномен так и назвали —“эффект Моцарта”. Популярный актер Жерар Депардье испытал его в полной мере.Дело в том, что юный амбициозный Жеже, приехавший покорять Париж, плохо владелфранцузским, и к тому же, заикался. Известный врач Альфред Томатис посоветовалЖерару каждый день по два часа, как минимум, слушатьМоцарта. “Волшебная флейта” на самом деле может творить чудеса — черезнесколько месяцев Депардье говорил, как пел. А в монастыре Бриттани, прослушавМоцарта в исполнении монахинь, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что, когда музыка Моцарта звучит впекарне, тесто подходит в десять раз быстрее.
Естьеще один тип музыки, который можно безопасно и с великолепными результатамииспользовать во всех случаях. Это детская и народная музыка. Она вызывает из памяти человека образ матери-ребенка и предлагаетвременную безопасность.
Гармоничнаямузыка — лучший психотерапевт. Она снимает напряжение во время деловыхпереговоров, сосредотачивает внимание школьников и помогает быстрее запомнитьновый материал. Если женщина кормит малыша, слушаялюбимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко.Для облегчения или ускорения анестезии музыку используют и стоматологи —главное, чтобы она была приятной, медленной и успокаивающей. В Китае массово выпускают музыкальные альбомы с неожиданныминазваниями “пищеварение”, “мигрень”, “печень” — китайцы принимают этипроизведения, как таблетки или лекарственные травы.
ВИнституте звукотерапии (штат Аризона, США) музыкой даже отращивают волосы у облысевших.
ВИндии национальные напевы используются как профилактическое средство во многихбольницах. В Мадрасе открылся специальный центр по подготовкеврачей-музыкотерапевтов.
Музыка,содержащая в себе низкочастотные ритмические колебания, крайне отрицательно воздействует на психику и здоровье человека.Британские учёные продемонстрировали, что инфразвук может оказывать оченьстранное и, как правило, негативное влияние на психику людей. Люди,подвергшиеся воздействию инфразвука, испытывают примерно те же ощущения, что и при посещении мест, где происходиливстречи с призраками. Сотрудник Национальной лаборатории физики в Англии(National Physical Laboratory in England), доктор Ричард Лорд (Richard Lord), ипрофессор психологии Ричард Уайзман (Richard Wiseman)из Хертфордширского университета (University of Hertfordshire) провели довольностранный эксперимент над аудиторией из 750 человек. С помощью семиметровойтрубы им удалось примешать к звучанию обычных акустических инструментов наконцерте классической музыки сверхнизкие частоты.После концерта слушателей попросили описать их впечатления.«Подопытные» сообщили, что почувствовали внезапный упадок настроения,печаль, у некоторых по коже побежали мурашки, у кого-то возникло тяжёлоечувство страха. Самовнушением это можно было быобъяснить лишь отчасти. Из четырёх сыгранных на концерте произведений инфразвукприсутствовал только в двух, при этом слушателям не сообщали, в каких именно.Надо сказать, что инфразвук довольно часто возникает вследствие естественных причин: его источником могут быть бури и ураганы, атакже некоторые типы землетрясений. Некоторые животные, например слоны,используют его с коммуникационными целями, а также для отпугивания врагов.
Музыка,которую можно назвать вредной, отличается частымдиссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов или же примитивнымгрубым ритмом, усиливающим в человеке животные инстинкты. К такой музыкеотносятся поп-музыка и рок-музыка, которые воздействуют ультра- и инфразвукамии которые мы не слышим, но их воспринимают нашиорганы, и это может действовать разрушающе на мозг по принципу “25-го кадра”.Экспериментально установлено, что если бой барабанов типа “там-тама” превышает100 децибелов, некоторые слушатели падают в обморок. Рок-н-ролл и родственные ему музыкальные формы имеют около 120 ударов в минуту,то есть около 2 Гц. Впрочем, в последнее время всё большее распространениеполучают музыкальные направления, где частота ударов в минуту достигает 240, тоесть приближается к 4 Гц. Образно говоря, она –прямой удар непосредственно по мозгу (недаром такую музыку слушают именно сцелью “сноса крыши”), по желудочно-кишечному тракту. Профессиональнымзаболеванием немалого процента среди эстрадных музыкантов является язважелудка, возможно, связанная с обсуждаемымипараметрами музыки. Также эта частота затрагивает сердечно-сосудистую, иммуннуюи нервную системы.
Популярностьрок-музыки стала источником серьезных проблем. В США под руководством БобаЛарсена были проведены медицинские исследования, которые позволили определить особенности воздействия тяжелого рока на организмчеловека и его психику. Было установлено, что низкочастотные колебанияоказывают воздействие на спинномозговую жидкость, состояние которой влияет наслизистые железы и гормональную сферу. В периодпрослушивания тяжелого рока нарушается равновесие половых и надпочечныхгормонов, увеличивается содержание инсулина в крови, что приводит в своюочередь к нарушению процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.Известно, что нередко поклонники такой музыкиотличаются неадекватным поведением, как на концертах, так и после них.Дисгармоничная музыка оказывает деструктивное влияние на психику человека и навесь организм в целом. Некоторые образцы рок-музыки способны подтолкнуть психику человека к отрицательной динамике, к саморазрушению. Досих пор не выяснены истинные мотивы самоубийства солиста группы “Лесоповал”,гитариста группы “Черный кофе”, сотрудника группы “Технология”, гитаристарок-группы “Алиса”.
ПсихологАзаров в результате исследования на компьютере всехсочинений этих коллективов обнаружил, что в их музыке часто повторялось однороковое сочетание нот, ведущее к самоуничтожению. Психолог считает, что это тот“звуковой яд”, который способен довести человека до сумасшествия. Но, возможно, все происходит как раз наоборот: люди,склонные к суициду, и пишут определенную музыку.
Ощущения,возникающие при прослушивании многих произведений современной рок- ипоп-музыки, аналогичны тем, которые вызывает алкогольное и наркотическое опьянение. Впрочем, в древности также была широкораспространена практика “ритуального опьянения”, и это лишний раз напоминаетнам о неоднократно выдвигавшейся многими исследователями идее: сама музыкаимеет ритуальное происхождение, а потом уже она становитсясветской, сугубо утилитарной.
Архаическиеритмы постепенно как бы “возрождаются” в современных музыкальных жанрах инаправлениях, но утрачивают при этом своё первоначальное содержание. В итогеполучается так, что человек входит в транс, но за этим не следует собственно того, ради чего некогда это делалось. Казалось бы,возникает своего рода диссонанс между физиологической и психологическойреакциями человека. Культовые ритмы, утратив своё священное наполнение, сталисвоего рода наркотиком. Не правда ли, любопытныйпример духовной деградации, которую не могут заменить ни достаток, никультурный и образовательный уровень?
Кто-тоскажет: «Если такая музыка существует — значит, она кому-то нужна.»Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И все же,чтобы уберечь себя, окружающих нас людей и нашу Землю от разрушения, есть смыслнаполнять мир прекрасным с помощью живописи, музыки, кино и других видовискусств разумно. И гармоничная музыка явится особойпанацеей от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду, способны сделать мирпрекрасней, а человека — совершенней.
«Массоваякультура» – это чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое.
Борьба с «массовойкультурой», с её открыто антидемократическим содержанием стала одной изважных задач в программах и практике прогрессивных, демократических сил вкапиталистических странах. С середины 60-х годов анализ и критика«массовой культуры» во всех формах её проявления успешно развиваютсяв работах философов и социологов — марксистов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. Печчеи Высшей целью педагогического процесса в техникуме является формирование самостоятельно мыслящего, творческого профессионала
Реферат Диалекты Англии. Диахронический анализ
Реферат Комплексне лікування гнійної хірургічної інфекції кісток та суглобів у дітей
Реферат Отделение морали и религии от политики в работах Н. Макиавелли
Реферат Економіко-статистичний аналіз і шляхи підвищення рентабельності фінансових результатів на прикла
Реферат Патофизиология. Воспаление
Реферат Puerto Rico Essay Research Paper PUERTO RICOAmong
Реферат Концепция Эмиля Дюркгейма
Реферат Сертификация систем качества
Реферат Имидж руководителя. Технология личного обаяния
Реферат American Dream Essay Research Paper A Lifetime
Реферат Native Americans Essay Research Paper The War
Реферат Управление качеством технологического процесса изготовления редуктора цилиндрического одноступенчатого
Реферат Портретная галерея цветных звезд
Реферат Реклама в системе социогуманитарных диспиплин