Реферат по предмету "Государство и право"


Личные права граждан и их охрана

Аннотация
35 страниц, 25источников
Праваграждан, Конституция Российской Федерации, имущественные, неимущественные праваграждан, Охрана прав, методы и способы и процесс защиты прав граждан
Объектом исследования,является гражданско-правовой охраны личной
Целью исследованияявляется комплексное исследование гражданско-правовой охраны личности граждан.
Достижение поставленнойцели предусматривается осуществить путем решения следующих задач:
— изучениетеоретических концепций в области личных прав граждан;
— рассмотрение понятиеи виды личных неимущественных прав;
— выявление спецификигражданско-правовой охраны личных прав граждан;
— рассмотрение судебнойпрактики по охране личных неимущественных прав.
Предметом исследованияв данной работе являются теоретические и практические проблемы охраны личнойжизни граждан.

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Понятие и виды личных неимущественныхправ
1.1 Право человека на жизнь
1.2 Право граждан на свободу, личнуюнеприкосновенность и неприкосновенность личной жизни
2. Гражданско-правовая охрананеприкосновенности
2.1 Охрана тайны личной жизни
3. Процесс реализации защиты личных правграждан
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
 
Сутьгражданско-правовой охраны личной жизни состоит в обеспечении свободыгражданина определить поведение в индивидуальной жизнедеятельности по своемуусмотрению, исключающей вмешательство в его личную жизнь со стороны других лиц,кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Многообразные связиправа и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятиеправового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытияиндивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая иобщественно-политическая деятельность, социальные притязания и ихудовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория.
В самом кратком виде правовойстатус определяется в науке как «юридически закрепленное положение личности вобществе». В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, тоесть реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Праволишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный иправовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственномобществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там небыло права.
Административно-команднаясистема оказывала огромное давление на личные убеждения человека, ограничиваласвободу совести, преследовала людей за религиозные убеждения. Прежнийтоталитарный режим сводил на нет такие важнейшие права, как право на личнуюнеприкосновенность и безопасность, судебную защиту прав человека в случае ихнарушения и т. д. Вся сфера личных прав человека в общей иерархии праврассматривалась как нечто второстепенное.
Актуальность этой темыобусловлена тем, что с усложнением системы гражданских правоотношений вопросграмотной защиты личных прав граждан приобретает все большее значение.
Основные права личностизакреплены в основном юридическом документе – Конституции. Поэтому Конституциялюбого государства ориентирована на юридический аспект взаимодействия с личностью,т.е. на личность как на гражданина. В этом случае цель и задачи Конституциисводятся к обеспечению декларации прав и свобод личности в рамках понятия«гражданин». Поэтому права личности – это охраняемая законом мера возможногоповедения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права человека –универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природычеловека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами иусловиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Всовременный период права человека понимаются как общесоциальное понятие,отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в областисвободы личности.
Права гражданина – этоохраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная наудовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится вустойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав гражданправа человека не всегда выступают как юридические категории, а только какморальные или социальные. Они могут существовать независимо от государственногопризнания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретнойстраной. Свобода личности – это тоже право гражданина, но выражающее собой лишьотсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-либо.
Основной целью курсовойработы является комплексное исследование гражданско-правовой охраны личностиграждан.
Достижение поставленнойцели предусматривается осуществить путем решения следующих задач:
— изучение теоретическихконцепций в области личных прав граждан;
— рассмотрение понятиеи виды личных неимущественных прав;
— выявление спецификигражданско-правовой охраны личных прав граждан;
— рассмотрение судебнойпрактики по охране личных неимущественных прав.
Предметом исследованияв данной работе являются теоретические и практические проблемы охраны личнойжизни граждан.
При написании работыприменялись следующие методы исследования: общенаучный, сравнительно-правовой,формально-логический.
 

1. Понятие и виды личных неимущественных прав
 
Гражданское законодательство регулирует два видаобщественных отношений — имущественные и связанные с ними неимущественные, атакже защищает неотчуждаемые права и свободы человека и нематериальные блага[1].
Анализ отдельных норм ГК и других правовых актовпоказывает, что личные неимущественные отношения, не связанные симущественными, в действительности имеют позитивное содержание и именнорегулируются, а не только защищаются гражданско-правовыми актами. Личныенеимущественные права осуществляются на основе равенства, диспозитивности,автономии воли и самостоятельности управомоченного и противостоящих емуобязанных субъектов (других граждан и юридических лиц).
Неимущественные отношения, урегулированные нормамигражданского права, обладают рядом отличительных признаков: 1) нематериальныйхарактер; 2) направленность на выявление и развитие индивидуальности личности;3) особый объект; 4) специфика оснований возникновения и прекращения.
Нематериальный характер личных неимущественных правпроявляется в том, что они лишены экономического содержания. Это означает, чтоличные неимущественные права не могут быть точно оценены (например, в деньгах),для них нехарактерна возмездность, их осуществление не сопровождаетсяимущественным предоставлением (эквивалентом) со стороны других лиц.
Важный признак личных неимущественных прав — ихнаправленность на выявление и развитие индивидуальности личности. Институтличных неимущественных прав охраняет самобытность и своеобразие управомоченногосубъекта. Безусловно, каждый гражданин обладает собственным комплексомимущественных прав, которые также позволяют «выделить» его из массыдругих, но все же неимущественные права имеют приоритет при индивидуализацииличности.
Самостоятельный признак личных неимущественных прав- особенность их объектов. Само личное неимущественное право и его объект тесновзаимосвязаны, но не тождественны. Объектами личных неимущественных праввыступают нематериальные (духовные) блага.
В законодательстве приводится приблизительныйперечень нематериальных благ: жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, имя,честь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна идр[2].
Согласно п. 1 ст. 150 ГК нематериальные благанеотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Это означает невозможность ихпродажи, дарения, аренды, передачи в залог и т.п. Однако следует уточнить, чтопосле смерти гражданина неотчуждаемость не является характерной особенностьюнематериального блага. Узаконенная возможность осуществления и защитынеимущественных прав после смерти их обладателя третьими лицами приводит кмысли о существовании при этом некоторых нематериальных благ в отрыве отчеловека в усеченном объеме (составе)[3].
Следующий признак личных неимущественных прав — специфика оснований их возникновения и прекращения. Личные неимущественныеправа могут возникать при наступлении определенных событий. Так, с моментарождения (событие) человек обладает субъективными правами на имя, здоровье,индивидуальный облик и др.
Отдельные личные неимущественные права (или ихправомочия) возникают в связи с заключением сделок: например, право на тайнупереписки — из договора оказания услуг связи, право на адвокатскую тайну — издоговора поручения.
Большинство личных неимущественных прав прекращаютсясо смертью их носителя. Однако некоторые правомочия, составляющие личноенеимущественное право, осуществляются правопреемниками и после смертиуправомоченного[4].Например, наследник вправе дать согласие на использование имени наследодателя втоварном знаке, но не может именоваться и подписываться именем умершего.
Любое субъективное личное неимущественное правопредставляет собой совокупность возможностей (правомочий). Как правило, субъектимеет правомочия по владению и пользованию объектом (нематериальным благом). Ноэто не свидетельствует о перенесении конструкций вещных прав в сферунеимущественных отношений. В цивилистической и общетеоретической правовойлитературе распространено мнение о том, что содержание любого субъективногогражданского права составляют правомочия на собственные действия, требованиясоответствующего поведения от других лиц, на защиту[5].
В свою очередь, правомочие на собственные действияиногда рассматривается как совокупность возможностей пользования, владения ираспоряжения объектом. Однако по содержанию эти правомочия (как составляющиеразных субъективных прав) не совпадают.
Субъект личного неимущественного права обладает идругими правомочиями помимо владения и пользования. Например, в состав права начесть, достоинство, деловую репутацию входит правомочие на изменение содержаниячести, достоинства, деловой репутации; право на благоприятную окружающую средувключает правомочие на получение информации о санитарно-эпидемиологическомсостоянии среды; право на жизнь содержит правомочие на распоряжение жизнью[6].Построение единой модели структуры правомочий для всех личных неимущественныхправ вряд ли целесообразно, так как невозможно учесть специфику всех прав.
Существуют различные критерии для систематизацииличных неимущественных прав. Если в качестве критерия классификации выбратьцели, которые ставятся при осуществлении прав, то можно выделить несколькогрупп.
К первой группе следует отнести личныенеимущественные права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие(целостность) личности: права на жизнь, на здоровье, физическую и психическуюнеприкосновенность, на благоприятную окружающую среду. Во вторую группу входятправа, обеспечивающие индивидуализацию личности: права на имя, индивидуальныйоблик и голос, на честь, достоинство, деловую репутацию. Третью группусоставляют права, обеспечивающие автономию личности в обществе: права на тайнучастной жизни (на медицинскую тайну, тайну переписки, телефонных переговоров ителеграфных сообщений и др.) и права на неприкосновенность частной жизни (нанеприкосновенность личной свободы, жилища и др.)[7].
Данную классификацию нельзя считать завершенной. Онабудет совершенствоваться в процессе уточнения правовой природы содержанияотдельных прав, а также с учетом возникновения новых прав и изменениязаконодательства.
1.1 Право человека на жизнь
 
Каждый человек имеет право на жизнь. Жизнеспособныйплод становится субъектом права с момента отделения от организма матери.Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всегоголовного мозга. Исходя из этого, с юридической точки зрения жизнь можноохарактеризовать как высшее благо, возникающее с момента отделенияжизнеспособного ребенка от организма матери и продолжающееся в течениефункционирования всего головного мозга.
Содержание права на жизнь складывается из правомочияна сохранение жизни (человеческой индивидуальности) и правомочия нараспоряжение жизнью[8].
Правомочие на сохранение жизни (индивидуальности)проявляется в возможности самостоятельно решать вопросы (давать или не даватьсогласие) об изменении пола, о пересадке органов и тканей животных. Правомочиена сохранение жизни таких субъектов, как слабоумные и душевнобольные, лица,находящиеся в летаргическом сне, дети, воспитанные животными в природной среде,должно обеспечиваться дополнительными мерами со стороны обязанных лиц(специальное обучение, медицинское обслуживание, уход и пр.).
Правомочие по распоряжению жизнью состоит ввозможности подвергать себя значительному риску (например, проведение опасногоопыта на здоровом человеке-добровольце) и возможности решать вопрос опрекращении жизни (в частности, отказ от ампутации конечностей при гангренеприводит к смертельному исходу).
Правомочие гражданина по распоряжению своей жизньюсвязано с проблемой эвтаназии (ускорение смерти какими-либо действиями илисредствами, в том числе прекращение искусственных мер по поддержанию жизни попросьбе больного). Между тем ряд юристов считают, что в законе должно бытьразрешено проведение эвтаназии в исключительных случаях и при определенныхусловиях.
Для защиты права на жизнь характерны превентивныеспособы защиты — гражданин вправе требовать пресечения действий, создающихугрозу нарушения этого права. Если возникновение неизлечимой болезни произошлопо вине других лиц (например, неосторожное заражение вирусом иммунодефицитачеловека при переливании крови), то потерпевший может требовать компенсациинеимущественного вреда[9].
 
1.2 Право граждан на свободу, личнуюнеприкосновенность и неприкосновенность личной жизни
Физическая неприкосновенность означает автономноерешение вопросов о пользовании и распоряжении своим телом, отделенными оторганизма органами, тканями. Психическая неприкосновенность — свободноесовершение поступков в соответствии со своим сознанием и волей.
В содержание права на физическую и психическуюнеприкосновенность входят правомочие гражданина самостоятельно пользоваться ираспоряжаться своим телом, отделенными от организма органами и тканями,правомочия свободно совершать поступки в соответствии со своим сознанием иволей, а также требовать, чтобы другие субъекты воздерживались от нарушения егоправа[10].
Право на физическую и психическую неприкосновенностьреализуется путем заключения управомоченным возмездных договоров на личнуюохрану со специальными фирмами или отдельными гражданами (телохранителями,охранниками)[11]. Правона психическую неприкосновенность осуществляется также через заключениедоговоров между управомоченным и врачом-психотерапевтом или экстрасенсом наустранение воздействия гипноза.
Гражданин вправе самостоятельно распоряжаться своимтелом, отделенными от организма органами и тканями как при жизни, так и наслучай смерти. Согласно ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ«О погребении и похоронном деле» гражданин может выразить вписьменной или устной форме в присутствии свидетелей пожелание об отношении ксвоему телу после смерти: о согласии или несогласии быть подвергнутымпатологоанатомическому вскрытию; о согласии или несогласии на изъятие органов и(или) тканей из его тела; быть погребенным на том или ином месте, по тем илииным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; бытьподвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иномулицу.
При нарушении физической и психическойнеприкосновенности можно использовать такие способы защиты, как возмещениевозникших убытков, компенсация неимущественного вреда, пресечение действий,препятствующих осуществлению права.

2. Гражданско-правовая охрана неприкосновенности
 
Гражданско-правоваяохрана телесной неприкосновенности, жизни и здоровья не может быть сведенатолько к возмещению причиненного вреда. В настоящее время назрела необходимостьв предоставлении гражданам права требовать устранения любых обстоятельств,нарушающих здоровые и безопасные условия их жизни[12].
Правона неприкосновенность жилища — личное неимущественное право гражданина,призванное обеспечить охрану одного из важнейших элементов его личной жизни.Юридические границы данного элемента личной жизни определяются имеющимся назаконных основаниях у гражданина жилищем. Данным обстоятельством определяетсятесная связь права на неприкосновенность жилища с правом на жилище. Однако привнешней схожести это разные права, требующие различных средств регулирования.
Правона неприкосновенность жилища не нашло пока отражения в гражданском законе, чтоне умаляет его значения. Как и другие личные неимущественные права, оно носитабсолютный характер и выражается в возможности управомоченного лица определятьусловия доступа в принадлежащее ему на законном основании жилище, требоватьустранения любых обстоятельств, нарушающих неприкосновенность его жилища[13].Вместе с тем, если гражданину в результате нарушения указанного права причиненимущественный ущерб, он вправе требовать его возмещения.
Закономмогут предусматриваться случаи, когда на получение доступа в жилище гражданинане требуется его согласия. Так, уголовно-процессуальным законодательствомопределяется порядок доступа в жилище граждан в связи с обыском,административным законодательством регулируются случаи такого доступа в жилищепри возникновении аварийных ситуаций (пожар, аварии электро-, тепло- и газовыхсетей и т.п.). Однако представители соответствующих органов и организацийобязаны строго и тщательно соблюдать требования, предъявляемыезаконодательством к основаниям, условиям и порядку получения доступа в жилищегражданина без его согласия. Нарушение названных требований должно служитьоснованием для применения к нарушителям соответствующих мер защиты.
Правона неприкосновенность личной документации — одно из немногих личныхнеимущественных прав граждан, обеспечивающих неприкосновенность их личнойжизни, которое нашло отражение в гражданском законе в дореформенный период,однако в гражданском законодательстве России оно так и не было сформулировано.
Этоправо определяется, как возможность управомоченного лица предоставлять посвоему усмотрению право на опубликование, воспроизведение или распространениесведений, содержащихся в его личной документации (письмах, дневниках, запискахи т.д.). По характеру право на неприкосновенность личной документации являетсяабсолютным, поэтому неопределенный круг обязанных лиц должен воздерживаться отдействий, нарушающих рассматриваемое право. После смерти гражданина, которомупринадлежала документация, данное право переходит к его ближайшим родственникам(детям, родителям, пережившему супругу).
 
2.1Охрана тайной личной жизни
Никакаяавтономия личности от государства, общества или какой-то социальной группыневозможна, если гражданину не гарантируется тайна ряда сторон его личнойжизни. Закон призван закрепить наиболее важные гарантии тайны личной жизни иопределить границы проникновения в нее со стороны иных лиц[14].
Законодательствотрактует тайну как определенного рода сведения, разглашение (передача, утечка)которых может нанести ущерб интересам ее обладателя. Тайну личной жизни можноопределить как сведения (информацию) о различных сторонах индивидуальнойжизнедеятельности человека, разглашение (передача, утечка) которых можетнанести ущерб гражданину.
Тайналичной жизни охватывает различные стороны индивидуальной жизнедеятельностичеловека (интимные стороны, привычки и наклонности, здоровье, физические ифизиологические особенности, средства личного общения, совершаемые человекомюридически значимые действия, финансовые дела и т.п.). В связи с этим право натайну личной жизни включает в себя тайну:
— личной информации;
— усыновления;
— корреспонденции и телефонно-телеграфных сообщений;
— следственных действий;
— нотариальных действий;
— иных действий юрисдикционных органов;
— медицинскую тайну;
— адвокатскую тайну;
— банковскую тайну.
Привсем многообразии проявлений личной жизни граждан применительно к охране тайныличной жизни всех их объединяет то, что речь идет об информацииконфиденциального характера, доступ посторонних лиц к которой возможен тольколибо с согласия гражданина, либо в силу прямого указания закона без егосогласия, но со строгим и тщательным соблюдением оснований, условий и порядкаее получения и использования.
Ксожалению, право на тайну личной жизни не отражено в действующем гражданскомзаконе. С теоретической же точки зрения право на тайну личной жизнипредставляет собой абсолютное право, в силу которого управомоченное лицо вправетребовать сохранения в тайне информации, полученной с его согласия либо в силузакона без его согласия, а также прекращения ее распространения. Предъявлениеуправомоченным лицом требований в защиту этого права не препятствуетвозможности требовать возмещения ущерба, возникшего в результате нарушенияправа на тайну личной жизни.
Весьмаважной проблемой является определение границ доступа иных лиц (государственныхорганов, общественных организаций, должностных лиц, граждан) к информации оличной жизни. Вместе с тем, каковы бы ни были эти границы, любые нарушениязакона, предусматривающего основания, условия и порядок доступа к информации оличной жизни граждан, должны быть поводом для предъявления ими требований взащиту своих прав.
Приразглашении тайны личной жизни, доступ к которой был получен в силу закона безсогласия гражданина, а также когда информация была получена с согласиягражданина, но с нарушением профессиональной тайны (например, адвокатской),закон должен предусматривать особые меры защиты.

3. Процесс реализации защиты личных прав граждан
 
Защитаправ и свобод человека представляет собой правовое явление. Применение мерзащиты, которые, как правило, преследуют право-восстановительные цели, необусловлено фактическим состоянием вины.
Защитаправа — это государственно-принудительная деятельность, направленная навосстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридическойобязанности[15].
Значимостьпринципов в концепции защиты прав и свобод человека обусловлена и тем, что онимогут быть отнесены к доктринальным источникам права[16].Ими выполняется задача основных направляющих векторов правового воздействия.
КонституцияРФ термин «защита» использует применительно к различным«субстанциям»: к самой Конституции (ст. 82), основам конституционногостроя (ст. 55, 56), к стране, Отечеству (ст. 59), национальным меньшинствам ималочисленным этническим общностям (п. «б» и «м» ст. 72),одной из форм осуществления власти народа — местному самоуправлению (ст. 133),денежной единице (ст. 75), формам собственности (ч. 2 ст. 8), к правам исвободам человека и гражданина, его чести, доброму имени, нравственности,здоровью, законным интересам (ст. 2, 23, 30, 37, 45, 61, 71, 72)[17].
Отметим,что Конституция РФ впервые ограничила роль государства в установлении правчеловека и гражданина, но значительно повысила значимость и ответственностьгосударства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод. Конституция,учитывая теоретические основы естественно-правовой доктрины прав человека,исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям ихосновополагающие права и свободы: они принадлежат людям от рождения инеотчуждаемы (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).
КонституцияРФ в качестве форм защиты прав и свобод человека предусматривает:
1)государственную защиту (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61);
2)защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130);
3) защитуправ и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами,правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48);
4) самозащитуправ гражданина, включающую следующее:
— гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту (ч. 2 ст. 45, ст. 52 и др.);
— публичные выступления граждан (ст. 31);
— обращения в СМИ (ст. 29);
5)международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46).
Государственнаязащита прав и свобод человека и гражданина выступает главной формой защиты вконституционном механизме защиты. Это обусловлено тем, что личность игосударственная власть — органически взаимосвязанные явления. Государственнаявласть непосредственным образом влияет на положение личности, состояние ее прави свобод, а личность участвует в формировании государственной власти. Поэтомуошибочно противопоставлять права и свободы идее государственности и, тем более,допускать нарушение баланса между ними.
Важнуюроль в защите прав и свобод личности играют органы местного самоуправления. Вст. 130 Конституции РФ устанавливается самостоятельность местных органов прирешении вопросов местного значения. Анализ ст. 17 Федерального закона от 6октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» позволяет сделать следующий вывод:местные органы имеют достаточно большие полномочия в области обеспечения изащиты трудовых, жилищных, социальных и других прав и свобод. Формирование вместных сообществах единой системы защиты прав и свобод, которая базироваласьбы на сочетании государственных и муниципальных институтов, имеет для Россииважное значение. Органы местного самоуправления являются наиболее приближеннымииз всех органов власти к населению, проживающему на данной территории. Поэтомуони в состоянии принимать все необходимые меры, направленные как на недопущениенарушений прав граждан (превентивная защита), так и на защиту и восстановлениеуже нарушенных прав. На наш взгляд, превентивная защита имеет наибольшеезначение, т.к. позволяет не только не допустить самого нарушения чьего-либоправа, но и обеспечить стабильность и ненарушаемость прав граждан всегомуниципального образования.
Следующимзвеном в цепи конституционного механизма защиты прав и свобод человека являетсязащита прав и свобод общественными объединениями, профессиональными союзами иправозащитными организациями. В ч. 1 ст. 30 Конституции РФ говорится, чтокаждый вправе защищать свои интересы с помощью различных объединений, включаяпрофессиональные союзы. Праву обращаться к общественным объединениям за защитойсоответствует обязанность осуществлять ее, которая закрепляется в уставахобщественных объединений.
Неменее важную роль в системе защиты прав граждан играют профессиональныесообщества адвокатов. Адвокатская деятельность — это квалифицированнаяюридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившимистатус адвоката (ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Обадвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»)[18].Она не является предпринимательской и направлена на защиту прав, свобод иинтересов граждан, на обеспечение доступа их к правосудию.
Адвокатуракак институт гражданского общества не входит в систему органов государственнойвласти и местного самоуправления. Однако в целях обеспечения доступности длянаселения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органыгосударственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры,осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическуюпомощь гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных законом. В настоящеевремя при защите бесплатно оказывается помощь только гражданам РФ,среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума,установленного в субъекте, а также одиноко проживающим гражданам, доходыкоторых ниже указанной величины в установленных законом случаях.
Правона самозащиту выступает одним из основных способов защиты прав и свобод вконституционном механизме защиты прав граждан. Конституция РФ закрепилаположение, согласно которому каждый вправе защищать свои права и свободы всемиспособами, не запрещенными законом. Самозащита — один из способов защитынарушенных или ограниченных прав. В законодательстве выделяются различные формысамозащиты: уголовно-правовая, гражданско-правовая, самозащита трудовых прав.
Судебнаязащита прав и свобод гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) ирегулируется федеральными законами, в том числе:
— Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебнойсистеме Российской Федерации»[19];
Втеории права судебная защита рассматривается как составная частьправоохранительной функции государства[20]. Однакозакономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ееобособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвьгосударственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав исвобод граждан в самостоятельную государственную функцию.
Конституция РФпровозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью,обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила на государство обязанностьпризнавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2).Согласно Конституции РФ каждому предоставлено право:
1)защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45);
2)обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственнойвласти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч.2 ст. 46);
3)обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, еслиисчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст.46).
Этосвидетельствует о том, что Россия не только признает основные права и свободычеловека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве однойиз приоритетных функций государства. Именно это в первую очередь позволяетхарактеризовать его как демократическое и правовое[21],поскольку общепризнанно, что права и свободы индивида — обязательныйсистемообразующий признак правового государства[22].
Правона справедливое судебное разбирательство было бы иллюзорным в случае, есливнутренняя правовая система государства позволит окончательному решению судаостаться не исполненным в ущерб одной из сторон. Важной государственнойгарантией прав и свобод является судебная защита. Конституция РФ устанавливает,что:
— «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения идействия (или бездействие) органов государственной власти, органов местногосамоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут бытьобжалованы в суд» (ст. 46);
— «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненногонезаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или ихдолжностных лиц» (ст. 53).
Положенияэтих норм раскрываются в других законах. Так, Гражданский кодекс РФпредусматривает, что защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд,арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административномпорядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение,принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 ГКРФ). Способы защиты гражданских прав весьма разнообразны: признание права;восстановление положения, существовавшего до нарушения права; признаниенедействительным акта государственного органа или органа местногосамоуправления; возмещение убытков; компенсация морального вреда; неприменениесудом акта государственного органа или органа местного самоуправления,противоречащего закону (ст. 12 ГК РФ).
Ненормативныйакт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях,предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону илииным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые закономинтересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными(ст. 13 ГК РФ). Лицо, право которого нарушено, может требовать полноговозмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотреновозмещение убытков в меньшем размере. В статье 15 Гражданского кодекса РФ подубытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело илидолжно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата илиповреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы,которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если быего право не было нарушено (упущенная выгода).
ЗаконРФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан» устанавливает, что:
1)каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, чтонеправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местногосамоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественныхобъединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права исвободы (ст. 1);
2)к действиям (решениям) государственных органов, органов местногосамоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественныхобъединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут бытьобжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), врезультате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствияосуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложенакакая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности(ст. 2);
3)гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие егоправа и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядкеподчиненности государственному органу, органу местного самоуправления,учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению,должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядкеподчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу вмесячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он неполучил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться сжалобой в суд (ст. 4). Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемоедействие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина,отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путемвосстанавливает его нарушенные права и свободы. Также суд определяетответственность государственного органа, органа местного самоуправления,учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения илидолжностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшиек нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственныхслужащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, судопределяет меру ответственности государственного служащего, вплоть допредставления об увольнении, предусмотренную Федеральным законом «Обосновах государственной службы Российской Федерации» и другимифедеральными законами.
Внастоящее время назрела необходимость в проведении системы мер, направленных наповышение престижа суда и эффективности правосудия:
1- следует обеспечить законодательную базу судебных органов — ускорить принятиеФедерального закона «О судах общей юрисдикции в РоссийскойФедерации», что позволит создать четкие юридические механизмы и процедурызащиты прав человека, отвечающие современным мировым стандартам;
2- для обеспечения доступа граждан к правосудию необходимо в соответствии сфедеральным законом учредить во всех субъектах Федерации первичные, наиболееприближенные к населению судебные системы — мировых судей, которые будутобслуживать небольшие судебные участки с населением в несколько тысяч человек.Важно не только без промедления учредить мировых судей, но и обеспечитьматериально и организационно их деятельность;
3- важным инструментом повышения качества правосудия могло бы служить включениев программу высших юридических учебных заведений, осуществляющих подготовку ипереподготовку кадров судебных, прокурорских и следственных работников,теоретико-прикладной дисциплины «Права человека».
Правачеловека и их защита регулируются в современном мире не только национальнымправом, но и международным. В ст. 15 Конституции РФ признается приоритетпринципов и норм международного права и их принадлежность к правовой системеРоссийской Федерации. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому правона обращение в межгосударственные органы защиты прав и свобод[23],если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.Учреждение и функционирование межгосударственного механизма защиты прав исвобод человека и гражданина является одним из важных достижений вмеждународном регулировании прав человека. Сегодня, в соответствии сположениями международных договоров, сложилась определенная системамежгосударственных органов, наделенных функциями контроля над деятельностьюгосударства в сфере защиты прав человека. Таким образом, Россия дополняет внутригосударственныеспособы защиты прав и свобод международными способами. В международном праверазличают:
— универсальные органы (органы ООН). Основными органами ООН по правам человекаявляются, в частности:
1.Генеральная Ассамблея ООН согласно Уставу ООН вправе рассматривать принципысотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждатьлюбые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать поним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятсяна рассмотрении Совета Безопасности и т.д.
2.Комиссия ООН по правам человека состоит из 18 членов (избираемых на 4 года) исоздан для контроля за выполнением государствами-участниками условий Пакта огражданских и политических правах и двух Факультативных протоколов к нему.
3.Комитет по ликвидации расовой дискриминации состоит из 18 экспертовконтролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовойдискриминации, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1965 г.
4.Комитет против пыток состоит из 10 экспертов и контролирует выполнениеКонвенции против пыток, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1984 г. ивступила в силу в 1987 г.
ПринятиеБилля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.,Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г., Международныйпакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Факультативныйпротокол N 1 и Факультативный протокол N 2 к Международному пакту о гражданскихи политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместивэто понятие в разряд международных. В первом документе СБСЕ - ХельсинкскомЗаключительном акте 1975 г., закрепившем принцип уважения основных прав исвобод человека в качестве принципа международного права, устанавливался балансравного взаимодействия международно-правового и национального регулированияправ человека.
Согласност. 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от4 ноября 1950 г. суд может принимать жалобы от любого физического илиюридического лица, любой неправительственной организации или любой группычастных лиц, которые утверждают, что «явились жертвами нарушения одной изВысоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или вПротоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом непрепятствовать эффективному осуществлению этого права».
Заявительиндивидуальной жалобы должен сам выступать в качестве жертвы того нарушенияправа или прав, предусмотренных Конвенцией, на которое он жалуется. Это -абсолютно необходимое условие. Конвенция не предоставляет права подавать жалобупротив нарушений прав человека вообще (action popularis): чтобы жалоба имелашансы на успех, заявитель должен продемонстрировать, что он лично пострадал врезультате нарушений, на которые жалуется. Таким образом, Суд не рассматриваетin abstracto вопрос о соответствии внутреннего законодательства Конвенции.Условие о том, что заявитель должен быть жертвой нарушения его прав,гарантированных Конвенцией, должно соблюдаться на протяжении всего периодаразбирательства дела в Суде. Так, если, пока дело ожидало слушаний в Суде,заявитель получил компенсацию от внутригосударственных властей или иную формувозмещения, например, в результате применения экстраординарных мер правовойзащиты, Суд может установить, что данное лицо не является более жертвой всмысле, придаваемом этому слову ст. 34 Конвенции. С 5 мая 1998 г.(дата вступления в силу для России Европейской Конвенции о защите прав человекаи основных свобод) по настоящее время в Европейский Суд по правам человекапоступило около 10 000 жалоб на действия российских властей. Примерно3500 из этих жалоб суд отклонил по различным основаниям.
ДолжностьУполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека учреждена в связи сратификацией Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. ЦельУполномоченного — защита интересов государства при рассмотрении жалоб на Россиюв Европейском Суде. Организационно аппарат Уполномоченного входит в структуруГлавного государственно-правового управления Президента РФ и подотчетенПрезиденту РФ[24].
Всоответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяютсмысл, содержание и применение законов, деятельность всех органовгосударственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свободобеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводитПрезиденту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять праваи свободы человека и гражданина, верно служить народу есть в тексте присягиПрезидента, которую он приносит народу при вступлении в должность.
Необходимымусловием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, прикотором все органы государственной власти выполняют свои конституционныеобязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение вгосударстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особыеполномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействияорганов государственной власти.
Защищаяправа и свободы человека и гражданина, Президент опирается на всю системуорганов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека игражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективностиисполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется без вторжения всферу их компетенции.
Будучиюридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует,управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля.Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействуетс Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительнымиорганами, общественными объединениями.
Президентобязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектовфедерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральномузаконодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека игражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любогофедерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюденияправ и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания — требоватьвосстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент можетпредпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.
Конституционныеполномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует,используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы позащите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, атакже по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических исоциально-экономических прав.
ВластьПрезидента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимаютобязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека игражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы нарешения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. ОднакоПрезидент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеетправа подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочийПрезидента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции,согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречитьКонституции и федеральным законам.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданское законодательство регулирует два видаобщественных отношений — имущественные и связанные с ними неимущественные, атакже защищает неотчуждаемые права и свободы человека и нематериальные блага.
В данной работе мычетко охарактеризовали многообразие связей права и личности наиболее полноохарактеризовали через понятие правового статуса, в котором отражаются всеосновные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности,взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическаядеятельность, социальные притязания и их удовлетворение.
Основные права личностизакреплены в основном юридическом документе – Конституции. Поэтому Конституциялюбого государства ориентирована на юридический аспект взаимодействия сличностью, т.е. на личность как на гражданина. Конституция — основной законгосударства, где на первом месте определены права человека. В этом случае цельи задачи Конституции сводятся к обеспечению декларации прав и свобод личности врамках понятия «гражданин». Поэтому права личности – это охраняемая закономмера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.Права человека – универсальная категория, представляющая собой вытекающие изсамой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важнымиблагами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе.В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие,отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в областисвободы личности.
Права гражданина – этоохраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная наудовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится вустойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав гражданправа человека не всегда выступают как юридические категории, а только какморальные или социальные. Они могут существовать независимо от государственногопризнания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретнойстраной. Свобода личности – это тоже право гражданина, но выражающее собой лишьотсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-либо.
В данной работеопределили и достигли основную цель, которая выражается в комплексномисследовании гражданско-правовой охраны личности граждан.
Достижение поставленнойцели было определено путем решения следующих задач:
— изучили теоретическуюконцепцию в области личных прав граждан;
— рассмотрели понятие ивиды личных неимущественных прав;
— выявили спецификугражданско-правовой охраны личных прав граждан;

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
Правовые акты
1.        КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).«Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237.
1. Конвенция «О защите прав человека иосновных свобод (ETS №5)» Совет Европы, Рим, 4 ноября 1950 года (ред. от11.03.94 г.)
2. Международный пакт «О гражданских иполитических правах» от 16 декабря 1966 года
3. Конституция Российской Федерации //Российская газета от 25 декабря 1993 года, №237 с изменениями от 25.03.2004
4. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации, ч.1 // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст.3301
5. Гражданский кодекс Российской Федерации.Часть 2. от 26 января 1996 года. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5.Ст. 410, № 34. Ст.4025.
6. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации от 28 ноября 2001 г., ч. 3 // Собрание законодательства РФ",03.12.2001, N 49, ст. 4552.
7. Гражданский процессуальный кодекс РФот 14.11.2002. // Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст.4532
Литература
8.        АвакьянС.А. Гражданство Российской Федерации. – м.: Юрист, 2004.
9.        АзаровН.И. Теория государства и права. Конспекты лекций и методические указания. М.,2004.
10.     БаглайМ.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ – М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2000
11.     БутылинВ.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод. //Журнал российского права. 2001. N 12.
12.     БезугловА. А., Солдатов С. А. Конституционное право России. В 3 т. М., Профобразование,2001.
13.     ГрудцынаЛ.Ю. К вопросу о защите и охране прав и свобод человека и гражданина вРоссийской Федерации. — Система ГАРАНТ, 2009.
14.     ЕнгибарянР. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. М., Юристъ, 2000.
15.     КабышевВ.Т. Защита прав человека — главное направление правовой политики России //Правоведение. 1998. N 1. С. 128.
16.     КрасавчиковаЛ.О. Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) вгражданском праве Российской Федерации. Екатеринбург, 2004.
17.     Конституционноеправо России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. М., Юристъ,2003.
18.     КозловаЕ. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М., Юристъ, 2006.
19.     ЛучинВ.О. Конституционные институты / Современный конституционализм. - М., 2004г. С. 35
20.     МалеинаМ.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М.,2001.
21.     МордовецА.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. — Саратов, 1996. — С. 223.
22.     Общаятеория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 2005.
23.     Общаятеория государства и права. Академический курс в 2-х томах. /Отв. ред. М.Н.Марченко. М., 2002.
24.     СинюковаТ.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности// Вопросы теории государства и права. Межвузовский сборник научныхработ. - Саратов. 2006г. Вып. 9. С. 150-160
25.     Учебникпо гражданскому праву. Часть 1. Под ред. Толстого, Сергеева. Проспект. М.,2006.
26.     ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1995.
27.     ЧерданцевА.Ф. Теория государства и права. Курс лекций. Екатеринбург, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исследование влияния изменения параметров и структуры ПТС ПТУ с турбиной типа ПТ-145130 на показ
Реферат Sex Prostitution And The Penal Law Essay
Реферат Создание нескончаемого удовольствия
Реферат Праздник как форма культурной памяти: проблема «забвения» и реконструкции прошлого
Реферат Изучение динамики затрат на машиностроительном предприятии
Реферат Знаменитая личность в период между I и II мировыми войнами. Советский инженер-радиотехник Бонч-Бруевич
Реферат Asian Theatre Essay Research Paper Asian theatre
Реферат Отзыв на роман "Евгений Онегин"
Реферат Гуманные отношения в пренатальном развитии
Реферат Инфляция. Теории инфляции
Реферат «Информационно-вычислительные технологии в фундаментальных и прикладных физических исследованиях» Сентябрь октябрь 2003 г
Реферат Высотомер и высота полета самолета
Реферат 1 Актуальність використання банкіських платіжних карток в Україні
Реферат Учет основных средств предприятия
Реферат Етика конкурентної боротьби