Реферат по предмету "Политология"


Политическая система Италии

Сибирская Академия Государственной Службы
Кафедра политологии
Р Е Ф Е Р А Т
На тему: Политическая система и государственное устройство Италии
 
 
Выполнил: студент
гр. ФПС 001 Гришин А.А.
Научный руководитель:
проф. Демидов В.В.
Новосибирск 2000

Содержание:
 
1.  Форма правления игосударственное устройство Италии
2.  Политические партии ипартийная система.
3.  Центральные органыгосударственной власти.
3.1.          Парламент.
3.2.          Президент, права иполномочия.
3.3.          Правительство Италии.
4.  Конституционный суд.
5.  Судебная система.
6. Административноеделение
 

1.  Форма правления игосударственное устройство Италии
Италия — Парламентская республика с президентскойформой правления.
СтолицаИталии – Рим.
Население — Около 58 млн.человек, из них 94%итальянцы.
Географическое положение — Государство на юге Европы.Общая площадь 301 тыс.кв.км. На севере граничит со Швейцарией и Австрией, навостоке со Словенией, на северо-западе с Францией. Италии так же принадлежатострова Эльба, Сицилия и Сардиния. Омывается 5 морями — Адриатическим,Ионическим, Средиземным, Тирренским и Лигуриийским.
Государственное устройствоИталии определяется конституцией, принятой 22 декабря 1947 г. Конституция почтибез поправок действует до настоящего времени и считается одной из самыхдемократических в мире. Наряду с основными демократическими принципами в нейнашли отражения и антивоенные, антифашистские настроения того времени, такимобразом  конституция Италии закрепила обширный круг прав и свобод,провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальнойполитики государства. Прогрессивность конституции также проявилась в учреждениидемократического порядка формирования палат парламента, во включении  вгосударственную систему института народной инициативы и референдума, в созданииНационального совета экономики и труда.
Формой правления в Италии былавыбрана унитарная форма государственного устройства с широкой территориальнойавтономией для составляющих государство областей. Данная форма весьма близка кклассической модели (Французская четвертая республика).
2.  Политические партии ипартийная система.
Многопартийность – одна изважнейших черт существующей партийной системы Италии в значительной мереданному положению вещей способствовала существовавшая до недавнего времени пропорциональнаяизбирательная система при формировании представительных учреждений. Напартийной арене кроме собственно партий, которых насчитывается только основных- ____, выступают и другие участники политического процесса, такие как: рабочиепрофсоюзы, предпринимательские организации, сельскохозяйственные и др. союзы.Традиционно сильные позиции имеет католическая церковь со штаб квартирой вВатикане, расположенном в столице страны.
Основными политическимипартиями Италии являются:
·    Христианско демократическая партия (ХДП), основана в 1943 г. –партия клерикального типа, выражающая главным образом интересы различных слоевбуржуазии, пользуется поддержкой церкви и включает в себя левые, правые ицентристские группировки – 1,4 млн членов;
·    Форса Италия (Вперед, Италия), буржуазная партия, основанная в1993г., — отстаивает принципы рыночной экономики, пытается объединитьполитические силы правого центра;
·    Итальянская социалистическая партия (ИСП), основана в 1892 г., — левоцентристская партия, являющаяся членом Социалистического интернационала –свыше 500 тыс. членов;
·    Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП) – 1969 г., членСоциалистического интернационала, правый центр — 180 тыс. членов;
·    Итальянская республиканская партия (ИРП) – 1897 г., партиябуржуазного типа – 110-120 тыс. членов;
·    Итальянская либеральная партия – 1848 г., — правая буржуазнаяпартия – 60-153 тыс. членов;
·    Национальный альянс 1946 г., — неофашистская партия – 400 тыс.членов;
·    Федерация «зеленых» — 1987 г., — объединение организаций, выступающихза охрану окружающей среды;
·    Демократическая партия левых сил (ДПЛС) – 1991 г., образоваласьпосле преобразования Итальянской коммунистической партии, поддерживаеттрадиционные идеалы социал-демократии;
·    Партия коммунистического преобразования (ПКП) – 1991 г.,образовалась после преобразования Итальянской коммунистической партии, остаетсякрайне левого толка, объединяет в т.ч. ортодоксальных коммунистов.
Отличительной чертойпрофсоюзного движения Италии является то, что наиболее влиятельные и крупныенациональные объединения профсоюзов связаны с ведущими политическими партиями:
Всеобщаяитальянская конфедерация труда – итальянские коммунисты (ДПЛС, ПКП) – 4,5 млнчленов;
Итальянскаяконфедерация рабочих профсоюзов – ХДП – 3 млн. членов;
Итальянскийсоюз труда – ИСДП, ИРП – 1,5 млн. членов.
3.  Центральные органыгосударственной власти
Система центральных органов государственной власти Италии строится на основе принципа разделения властей: законодательная властьвверена двухпалатному парламенту, исполнительная — имеет двойственную структурыи включает Президента и правительство – Совет министров. Составной частьюсистемы органов является Конституционный суд, обеспечивающий функционированиегосударственной системы в соответствии с нормами основного закона.
 
1.  Парламент.
Высший орган законодательныйвласти — парламент, состоящий из двух палат: Палаты депутатов и Сенатареспублики, избирается на 5 лет.
Палата депутатовнасчитывает 630 человек. Депутатом может быть избран любой гражданинреспублики, достигший возраста 25 лет.
Сенат республикинасчитывает 322 сенатора. По конституции Италии сенатором может быть избран(назначен) гражданин, достигший возраста 40 лет.
Согласно итальянским законамправо избирать в Палату депутатов имеют все граждане, достигшие возраста 18лет, а в Сенат — 25 лет.
В настоящий момент  в Испании(с 1993 г.) при избрании обеих палат парламента действует мажоритарнаяизбирательная система.
Палаты наделены большимиполномочиями: утверждают государственный бюджет. решают вопросы о займах ипредоставлении кредитов, ратифицируют международные договоры и т.д.
Согласно конституции,проводятся совместные заседания обеих палат для принятия присяги президента,лишения парламентской неприкосновенности одного из членов парламента илирешения об объявлении войны, предании Президента, председателя Совета министрови министров суду.
Руководящие органы палат– бюро. Каждый из этих органов включает председателя палаты, четырехвице-председателей, трех квесторов и 8 секретарей, причем в этих органах должныбыть представлены все партийные фракции. Бюро избирается на 5 лет. Дляобразования партийных фракций в Палате депутатов требуется желание не менее 20ее членов, допускается создание фракций и из меньшего числа при соблюдениемпартией ряда требований на выборах. В Сенате партийные фракции должны состоятьиз 10 сенаторов. Допускаются смешанные фракции из членов различных партий.
В палатах образуются постоянныекомиссии: в Сенате – 12 или 13 на 2 года, в Палате депутатов – 14 на 5 лет.Профиль комиссий повторяет компетенцию соответствующих министерств.
Заседания палат носятпубличный характер, однако палата может принять решение о проведении закрытогозаседания по просьбе правительства, председателя партийной фракции или группыдепутатов.
Законодательная инициативапринадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальномусовету экономики и труда, а также группам избирателей не менее 50 тыс. чел. – народнаяинициатива. В тоже время существует жесткая иерархия законодательнойинициативы в зависимости от компетенции субъекта законотворчества. Т.е. проектыобластей могут касаться только областной жизни, избиратели не могут вноситьпроекты в областях, зарезервированных за правительством и т.д.
Особенностью законодательногопроцесса в парламенте является предоставление палатам права передавать своизаконодательные полномочия комиссиям. Парламент также может делегироватьправительству свои законодательные полномочия, кроме вопросов, лежащих вконституционной области, в области избирательного права, принятия бюджета,ратификации международных договоров.
Следует также отметитьзависимость правительства от парламента, оно несет коллективную ответственностьперед любой палатой парламента и должно при конституировании получить довериеобеих палат.
В международной сфереитальянский парламент ратифицирует договоры с другими государствами, объявляетвойну.
В судебной – назначает 1/3 часть членов Конституционного суда, 1/3часть Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.
Глава государства — президент,избираемый сроком на 7 лет парламентом и делегатами областных советов.Президент обладает широкими полномочиями. Он утверждает законы, издает декреты,имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов.
2.        Президент, права и полномочия.
Компетенция. Президент республики является главой государства и представляетнациональное единство.
          В отношениях с Парламентом оносуществляет следующие полномочия:
·    Направляет палатам послания;
·    Назначает выборы новых палат и определяет деньих первого заседания;
·    Разрешает представлять палатам законопроекты поинициативе Правительства;
·    Промульгирует законы, издает декреты, имеющиесилу закона, и положения;
·    Может, заслушав председателей палат, распуститьих обе или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата;
В предусмотренных Конституциейслучаях назначает народный референдум, а в случаях, предусмотренных законом –государственных должностных лиц.
Президент являетсяглавнокомандующим Вооруженных сил, председательствует в создаваемом согласнозакону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны.
В отношениях с судебной властьюего полномочия заключаются в председательствовании в Высшем советемагистратуры, а также в помиловании и смягчении наказаний.
Президент жалует знаки отличияреспублики.
Никакой акт Президента недействителен без контрасигнатуры предложившего его министра, который ипринимает на себя за этот акт ответственность.
Избрание. Президентомможет быть избран гражданин, достигший 50-летнего возраста и пользующийсягражданскими и политическими правами.
Президент избираетсяПарламентом на совместном заседании всех его членов. В выборах участвуют такжепо три делегата от каждой области, которые избираются областными советами такимобразом, чтобы обеспечить и представительство меньшинства. Данная процедура вусловиях парламентской многопартийности – результат компромисса политическихпартий по поводу конкретной кандидатуры.
Президент избирается на 7 лет иможет неоднократно переизбираться.
Если Президент не можетосуществлять свои функции, его замещает председатель Сената. Если Президентумер или ушел в отставку, председатель Палаты депутатов назначает выборы новогоПрезидента в течении 15 дней.
Ответственность. Благодаряконтрасигнатуре  его актов Президент не ответственен за действия, совершенныепри выполнении своих функций, за исключением государственной измены илипосягательства на Конституцию.
3.        Правительство Италии.
 
Правительство Италии –наиболее активный орган исполнительной власти, включает председателя Советаминистров и министров.
Назначение правительствацеликом зависит от палат парламента, от соотношения политических сил в них.Правительство назначается Президентом республики после консультаций с лидерамипартийных фракций в палатах и их председателями. Оно считается сформированным,если в течение 10 дней после своего образования получит доверие обоих палат.
Правительство солидарноответственно перед обоими палатами. Председатель несет ответственность за общуюполитику, а министры коллективно ответственны за действия Совета министров ииндивидуально – за действия своих ведомств.
Правительство руководитстраной по существу в соответствии с волей парламентского большинства: оноисполняет законы, принимает регламенты, декреты и разного рода постановления поуправлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики,фактически осуществляются правительством. На практике правительство в Италии вгораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента.
Конституцией Италии учрежденонесколько вспомогательных и контрольных органов, оказывающих содействиепарламенту и правительству:
Национальный советэкономики и труда – формируется на корпоративной основе из представителей«групп интересов» (профсоюзов, предпринимательских организаций, организаций лицсвободных профессий и др.) и экспертов. Совет является консультативным органомпарламента и правительства по экономическим и социальным вопросам и обладаетправом законодательной инициативы.
Государственный совет –консультативный юридический орган правительства и одновременно высший органадминистративной юстиции.
Счетная палата –осуществляет предварительный контроль законности финансовых актов правительстваи контроль за исполнением государственного бюджета.
4.   Конституционныйсуд.
 
Конституционный суд учрежденКонституцией Италии в 1947 году. Начало работы — 1956 год.
Суд включает 15 судей,избираемых на 9 лет. Судьи не распределяются по палатам, а действуют как единаяколлегия. Судьи назначаются по третям: парламентом на совместном заседаниипалат, Президентом и высшей магистратурой, общей и административной.
Судьи избираются и подбираютсяиз числа членов высших общих и административных судебных органов, даженаходящихся в отставке, штатных профессоров права и адвокатов – все должныиметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться повторно.Председатель Суда избирается из числа его членов на 3-х летний срок.
Высшее полномочие Суда –контроль за конституционностью законов и актов, имеющих силу законов. Такойконтроль может быть предварительным и последующим. Предварительный –осуществляется Судом по требованию правительства в отношении законов областейдо того, как они будут промульгированы. Последующий контроль может бытьабстрактным или конкретным. Первый может проводиться по требованию областей вотношении законов государства и по основаниям нарушения последним компетенцииобласти. Конкретный последующий контроль заключается в рассмотрении споров окомпетенции между парламентом и правительством, главой государства ипарламентом, органами судебной власти и правительства.
При рассмотрении дел пообвинению Президента Суд дополняется 16 судьями, избираемыми парламентом на 9лет по тем же правилам, что и ординарные судьи этого органа. Члены парламента всписок кандидатов не включаются.
Суд имеет полномочия припроведении голосования в порядке народного вето. Он изучает требование оботмене закона или акта, имеющего силу закона с точки зрения ихконституционности, а также рассматривает вопрос, какие из требований допустимыи какие противоречат кругу законов, в отношении которых народное вето не можетпроводиться.
5.    Судебнаясистема.
Судебная система Италии состоитиз следующих подсистем:
·    Судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела,в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов поделам публичного водопользования и судов ассизов;
·    Административных судов;
·    Военных трибуналов.
Суды общей юрисдикции.
В низовом звене судебнойсистемы действуют консилиаторы (мировые судьи), которые рассматриваютмалозначительные гражданские дела. Должность консилиатора неоплачиваемая и нетребует юридического образования. В коммуне действует обычно 1 консилиатор,назначенный Высшим советом магистратуры на 3 года из числа жителей, достигших25 летнего возраста и способных «достойно и независимо» выполнять судебныефункции.
Претура – суд претора.Рассматривает аппеляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела снебольшой ценой иска, рассматривает уголовные дела с возможным наказанием до 3-хлет лишения свободы и штрафом. 1 тысяча преторов.
Апелляции на решения претороврассматриваются в трибуналах, которые также являются судами первойинстанции по широкому кругу гражданских дел и уголовных дел, не подсуднымпреторам и судам ассизов. Каждый трибунал заседает в составе 3-х судей. 150трибуналов.
Аппеляционной инстанцией длятрибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды.Заседает такой суд в составе 3-х судей. При апелляционных судах действуют судыпо делам несовершеннолетних, которые рассматривают дела лиц не достигших 18лет.
В судебном округе создаются судыассизов и апелляционные суды ассизов, которые рассматривают дела осовершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Они заседают всоставе 2-х профессиональных и 6 народных судей. 100 судов по первой и 36 поапелляционной инстанции.
Кассационный судвозглавляет систему судов общей юрисдикции и включает 300 магистратов. Онобеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции междусудами. Он также выступает кассационной инстанцией по делам, рассмотреннымапелляционными судами. При Кассационном суде действуют генеральный прокурор иего заместители.
Административная юстиция.
Специальная (административная)юстиция представляет самостоятельную ветвь. Она распадается на две подсистемы –общие административные суды во главе с Государственным советом, и специальные –возглавляемые Счетной палатой.
Военная юстиция.
Юрисдикция военных трибуналов вмироное время распространяется только на преступления, совершенные лицами,входящими в состав Вооруженных сил.
Прокуратура.Осуществляет уголовное преследование.
Высший совет магистратурыявляется высшим конституционным органом в судебной иерархии Италии. Высшийсовет магистратуры включает 24 человека, в т.ч. Президента в качествепредседателя, председателя и генерального прокурора Кассационного суда.
В компетенцию Высшего советамагистратуры входит:
·    прием в состав магистратуры,
·    переводы и другие меры, связанные со статусом магистратов,
·    назначение и отзыв почетных вице-преторов, мировых судей и ихзаместителей, а также членов специализированных отделений, не являющихсямагистратами,
·    наложение дисциплинарных санкций на магистратов,
·    представление за выдающиеся заслуги профессоров и адвокатов кназначению кассационными магистрами,
·    предоставление в пределах бюджетных ассигнований компенсаций исубсидий магистратам и их семьям, и д.р.
Принципы судопроизводства.
Все судебные решения должныбыть мотивированы, приговоры и постановления, касающиеся личной свободы ивынесенные общими или специальными судебными органами, могут обжаловаться вкассационном порядке на основании нарушения закона.
6.  Административное деление.
Италия в административномотношении разделена на 20 областей, 94 провинции. 8090 коммун. Высший органвласти — совет, избираемый на 5 лет. Исполнительный орган совета — джунта.
Низшая административно-территориальная единица — сельская община (городскаякоммуна) имеет общинный (коммунальный) совет — муниципалитет. Управлениеобщиной (коммуной) осуществляется синдиком (мэром).
Список используемой литературы:
1. Конституционное(государственное) право зарубежных стран. Под редакцией проф. Б.А. Страшун.-М., 1998, Т.3.
2. Иностранное конституционное право. Под редакцией В.В.Маклакова. Издательство «Юристъ», 1996.
7. Страшун Б.А.«Конституционные перемены в Восточной Европе 1989-1990 гг.» — М., 1991.
8. Италия. Конституция изаконодательные акты. — М., 1985.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.