Реферат по предмету "Государство и право"


Личные и политические права граждан в СССР и РФ: сравнительный анализ

АНО ВПО ЦС РФ
Российский Университет Кооперации
Кафедра Теории и практики кооперации
Юридический факультет

Курсовая работа
Дисциплина: «Конституционное правоРоссии»
Тема:
«Личные и политические права гражданв СССР и РФ: сравнительный анализ»

Выполнила: студентка группы ЮР07-оч1
Гербина Д.В.
Руководитель: __________________

Москва 2009

Содержание
Введение
1.   Основные права исвободы граждан СССР
1.1 Личные права и свободы гражданСССР
1.2 Политические права граждан СССР
2.   Основные права исвободы граждан РФ
2.1 Личные права и свободы граждан РФ
2.1.1 Право на жизнь
2.1.2 Право на жилище
2.1.3 Право на достоинство личности иличную неприкосновенность.
2.1.4 Право на частную жизнь
2.1.5 Свобода передвижения и местажительства
2.1.6 Свобода совести ивероисповедания
2.1.7 Свобода мысли и слова
2.2 Основные политические праваграждан РФ
Заключение
Список литературы

Введение
 
Права человека – понятие,характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, еговозможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурнойсферах.
Права человека носятестественный и неотчуждаемый характер.
Права человека принятоделить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановлениепервых не допускается в демократическом государстве ни при какихобстоятельствах. Абсолютными являются такие фундаментальные личные правачеловека, как право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, унижающемучеловеческое достоинство обращению или наказанию, право на неприкосновенностьчастной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени,свободу совести, вероисповедания, а также право на судебную защиту, правосудиеи связанные с ними важнейшие процессуальные права. Все остальные права человека– относительные, могут быть ограничены или приостановлены на определенный срокв случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.
Общепризнано деление правчеловека на личные (по международной терминологии — гражданские), политические,социальные, экономические, культурные, экологические права. Причем этот списокпостепенно пополняется. Поэтому в науке принято делить права на так называемые«поколения».
К правам «первогопоколения» относятся личные и политические права. Они получили закреплениеуже в первых буржуазно-демократических конституциях конца XVIII в.
Права «второгопоколения» — это социальные, экономические и отчасти права, появлениекоторых вызвано упорной борьбой малоимущих слоев общества. Закрепление этихправ в конституциях и законах получило широкое распространение после волныреволюционных потрясений 1917 — начала 1920-х гг.
Права «третьегопоколения» заявили о себе в 1970-е гг. Их иногда называют правамисолидарности, поскольку они коллективны по своей сути, их появление вызваноглобальными угрозами человечеству: угрозой экологической катастрофы,разрушительных военных конфликтов, экономической деградации целых частей света.К правам «третьего поколения» относятся: право на развитие, право намир, право на здоровую окружающую среду, право на владение общим наследиемчеловечества, права меньшинств[1].
Актуальность данной темыв том, что права человека, основанные на формальном равенстве, стали одним изглавных ценностных ориентиров общественного развития, оказали огромное влияниена характер государства, сделались ограничителями его всевластия,способствовали установлению демократического взаимодействия междугосударственной властью и индивидом, освободив последнего от чрезмерной опеки иподавления его воли и интересов со стороны властных структур. Формированиеправового государства невозможно без утверждения в общественном сознании ипрактике прав человека.
Но права человека сталивысшей ценностью в России сравнительно недавно, это было официально закрепленотолько в Конституции РФ 1993 года. До этого, в СССР, права человекасуществовали чисто формально.
Цель данной курсовойработы – провести сравнение прав «первого поколения» граждан СССР и РФ. Длявыполнения данной цели были рассмотрены личные и политические права и свободыграждан СССР и РФ соответсвенно.

1. Основные права исвободы граждан СССР
 
Основной Закон СССРотражает дальнейшее расширение и углубление демократии, которая в условияхсоциализма «была и остается важным рычагом развития экономики, всех областейхозяйственной и культурной жизни общества». Яркое ее проявление — развитиеконституционных прав советских граждан, в том числе и в государственномуправлении.
Особая значимость правграждан подчеркнута и тем, что большинство из них закреплено во втором разделе,сразу же после «Основ общественного строя и политики СССР». Впервые в советскойКонституции дана классификация прав и свобод. Ст. 39 гласит: «Граждане СССРобладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав исвобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскимизаконами». Такое деление наиболее распространено в советской юридической науке.Теперь оно получило и конституционное признание[2].
 
1.1     Личныеправа и свободы граждан СССР
 
Важное место в Конституцииотведено личным правам и свободам граждан СССР. Полностью подтвержден весьширокий круг этих прав и свобод: неприкосновенность личности,неприкосновенность жилища, охрана личной жизни, тайна переписки, телефонныхпереговоров и телеграфных сообщений. Усилились гарантии личных прав и свобод.
Логическим завершениемразвития в Конституции СССР 1977 года института личных прав и свобод гражданСССР является ст. 57, усиливающая их гарантии в деятельности государственныхорганов, общественных организаций, должностных лиц. Эта статья предопределенаисходной концепцией Конституции, заключающейся в том, что весь политическиймеханизм ориентируется на интересы личности. Статья гласит: «Уважение личности,охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов,общественных организаций и должностных лиц». Значительно усилены судебныегарантии, касающиеся защиты личности от посягательств на честь и достоинство,жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. Установлено, что действиядолжностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий,ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованыв суд. Граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконнымидействиями государственных и общественных организаций, а также должностных лицпри исполнении ими служебных обязанностей.
1.2     Политическиеправа граждан СССР
Конституция СССР 1977года всем своим содержанием была нацелена на дальнейшее расширениедемократических начал в управлении государственными и общественными делами. Вст. 9 сказано: «Основным направлением развития политической системы советскогообщества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: всеболее широкое участие граждан в управлении делами государства и общества,совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественныхорганизаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основыгосударственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учетобщественного мнения».
Политические права,закрепленные в Конституции, позволяют гражданам участвовать во всех сферахгосударственной деятельности, в том числе в государственном управлении. Вшироком, а точнее в политическом смысле, под государственным управлениемпонимается вся деятельность государства, направленная на обеспечение ипроведение в жизнь государственной политики.
В более узком,специальном смысле государственное управление можно определить как одну из формдеятельности Советского государства, имеющую своим конкретным назначениемпрактическую организацию его задач и функций, осуществляемую исполнительными ираспорядительными органами путем повседневного руководства хозяйственным,социально-культурным и оборонным строительством на основе и во исполнениезаконов в целях построения коммунистического общества.
Основной Закон фиксируеткак индивидуальные, так и коллективные формы участия граждан в государственномуправлении. Коллективные формы проявляются, в частности, через членство вобщественных организациях. Так, ст. 7 Конституции закрепляет право профсоюзов,комсомола, кооперативных и других общественных организаций в соответствии с ихуставными задачами участвовать в управлении государственными и общественными,делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.
Граждане могутучаствовать в управлении и через трудовые коллективы. В ст. 8 указывается:«Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных иобщественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовкеи расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиямии учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств,предназначенных для развития производства, а также на социально-культурныемероприятия и материальное поощрение». Рассмотрим те конституционные права,субъектом которых является гражданин вообще, а не коллектив (группа граждан).
К правам граждан вгосударственном управлении относятся: право участвовать в управлениигосударственными и общественными делами (ст. 48); право вносить вгосударственные органы и общественные организации предложения об улучшении ихдеятельности, критиковать недостатки в работе (ст. 49); политические свободысоветских граждан — слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий идемонстраций (ст. 50); право обжаловать действия должностных лиц,государственных и общественных органов (ст. 58). Эти права, за исключениемполитических свобод, впервые получили конституционное закрепление. На них, каки на все права, зафиксированные в Конституции, распространяется принциправноправия[3].

2. Основные права исвободы граждан РФ
 
Действующая КонституцияРоссии закрепляет гуманистический характер конституционного строя – в системе«человек – государство» не человек существует для государства, а государстводля человека. Роль государства в установлении прав и свобод человека игражданина сегодня максимально ограничена, тогда как роль и ответственностьгосударства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод значительноповышена: статья 2 Конституции РФ определяет признание, соблюдение и защитуправ и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства, а всоответствии со статьей 18 Конституции именно эти права и свободы определяютдеятельность всех ветвей государственной власти и местного самоуправления вРоссии. Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что вслучае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей (втом числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя)приоритет следует отдавать правам человека. Важным является то, что основные(но только основные) права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные,принадлежащие каждому от рождения[4], то есть они существуютобъективно, а не по воле законодателя, являются не дарованными государством(государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать изащищать как уже существующие). Естественный характер основных прав и свободозначает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданыкому-либо, то есть являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них являетсяничтожным).

2.1 Личные права исвободы граждан РФ
 
Личные (гражданские)права и свободы – это теправа и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правовогостатуса личности, предоставляют конституционную защиту всех сфер частной жизничеловека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники,социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от неправомерноговмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носитестественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российскогообщества независимо от наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации.К личным правам и свободам человека и гражданина относятся: право на жизнь;достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право нанеприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести идоброго имени; неприкосновенность жилища; право на определение и указаниенациональной принадлежности, использование родного языка; свободу передвиженияи выбора места жительства; свободу совести и вероисповедания, право гражданинана замену военной службы альтернативной гражданской службой; свободу мысли ислова; право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальныегарантии и др. Рассмотрим некоторые из них.
 
2.1.1 Право на жизнь
Право на жизнь естьнеотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто неможет быть произвольно лишен жизни.
В странах, которые неотменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самыетяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во времясовершения преступления и который не противоречит постановлениям настоящегоПакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательногоприговора, вынесенного компетентным судом[5].
Жизнь человека охраняетсяКонституцией и законодательством РФ как самая главная ценность в обществе.Право на жизнь открывает перечень личных (гражданских) прав и свобод человека игражданина. Реализация этого права предполагает активные действия государства,его органов и должностных лиц по созданию и поддержанию безопасных условийжизни в обществе. Для этого государство должно поддерживать социальный мир в стране,избегать военных способов разрешения споров и конфликтов как внутри страны, таки на международной арене. В целях охраны жизни человека государство в лицесвоих органов, прежде всего правоохранительных, ведет целенаправленную борьбу спреступностью. В целях охраны жизни и здоровья человека государствообеспечивает право каждого на бесплатное медицинское обслуживание. Непременноеусловие обеспечения права на жизнь — охрана среды обитания человека. Право нажизнь обеспечено также запретом пыток, насилия и добровольным согласием напроведение медицинских, научных и иных опытов; правом собираться мирно, безоружия; социальным обеспечением по возрасту, болезни, инвалидности.
2.1.2 Право на жилище
Реализация права гражданРоссийской Федерации на жилище осуществляется на основе жилищного кодекса,Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда вРоссийской Федерации» и закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основахфедеральной жилищной политики», законодательства субъектов РФ.
Очень полно содержаниеправа граждан РФ раскрыл П.И.Седугин. По его мнению, данное право имеет шестьюридически значимых возможностей: стабильность пользования имеющимся жильем; улучшениесвоих жилищных условий; использование жилья в интересах других граждан;обеспечение жильцам здоровой среды обитания; недопустимость произвольноголишения граждан жилья; неприкосновенность жилища[6]. При этом П.И.Седугинутверждает, что право на жилище на стадии пользования жилым помещениемреализуется в конкретных правоотношениях, в которых соответствующие органыгосударства, частные, кооперативные и общественные организации, иные лицавыступают в качестве наймодателей, а граждане – в качестве нанимателей жилыхпомещений.
Сейчас относительно праваграждан на жилище идут жаркие споры. Так для некоторых ученных данная правоваякатегория представляется не иначе как выдумкой коммунистов. Выдвигались дажепредложения отказаться от закрепления данного права в конституции. Но когда в1993 право граждан на жилище все же было закреплено в конституции, сталипоявляться попытки свести данное право на нет, объявляя его не более чемпропагандой, так как на самом деле у государства нет средств на обеспечениеэтого права.
В противовес имЕ.В.Богданов считает, что закрепление права граждан на жилище необходимо, всвоей статье «Природа и сущность права граждан на жилище», он пишет «Еслиразговоры о демократии, гуманизме, общечеловеческих ценностях и т.п. ведутся всерьёз, а не с целью одурачивания народа в интересах политической; еслипроводимые политические реформы действительно (как об этом говорят политики иполитологи) направлены на улучшение уровня жизни народа по сравнению с тем,которым они обладали до начала этих реформ (стоит вспомнить знаменитый лозунгначала 90-х годов ХХ века: «Так жить нельзя!»), государство просто обязано внациональном законодательстве, во исполнение указанных международных правовыхдокументов, установить за гражданами признанные международным сообществом правачеловека, в том числе и право на жилище[7].»
Сам я двоякого мнения обэтом праве: с одной стороны я согласен, что в настоящее время право граждан нажилище в большей степени голословно, так как государство не пытаетсяреализовать это право на деле. Но с другой стороны закрепление этого права восновном документе страны просто необходимо, так как право на жилище выступаетосновным компонентом обеспечения жизнедеятельности человека.
Одним из аспектов праваграждан на жилище выступает гарантия неприкосновенности жилища. Гарантиянеприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законногооснования любым способом проникать в жилище, а также оставаться в нем противволи проживающих там лиц. Под запретом находятся и иные способы получениясведений о том, что происходит в жилище: установка видеокамер,звукозаписывающих устройств. Законодательство четко регламентирует случаи,когда проникновение в жилище допустимо, и круг уполномоченных на то органов.
Незаконное проникновениев жилище вопреки воле проживающих в нем лиц влечет уголовную ответственность пост. 139 УК. Если такое проникновение произошло с применением насилия или сугрозой его применения или совершено лицом с использованием своего служебногоположения, уголовная ответственность ужесточается.
2.1.3 Право надостоинство личности и личную неприкосновенность
Каждый имеет право насвободу, личную неприкосновенность и уважение достоинства личности.
Арест, заключение подстражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Досудебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48часов.
Провозглашенное в статье22 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на свободу включает, вчастности, право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применениемтаких принудительных мер, как задержание, арест, заключение под стражу илилишение свободы во всех иных формах, без предусмотренных законом оснований,санкции суда или компетентных должностных лиц, а также сверх установленных либоконтролируемых сроков. Вместе с тем, будучи неотчуждаемым и принадлежащимкаждому от рождения, право на свободу в силу статьи 22 (часть 2) КонституцииРоссийской Федерации может быть правомерно ограничено при аресте, заключениипод стражу и содержании под стражей. Условия такого правомерного ограниченияустановлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральнымзаконодательством, предусматривающим, что заключение под стражу может бытьприменено к лицу, обвиняемому или подозреваемому в совершении преступления,лишь на основании судебного решения или с санкции прокурора (статьи 11, 89, 96УПК РСФСР).
Уголовно-процессуальныйзакон (части первая и вторая статьи 97 УПК РСФСР) определяет также, чтосодержание под стражей при расследовании преступлений не может продолжатьсяболее двух месяцев, а при особой сложности дела и в иных исключительныхслучаях, по решению компетентного прокурора, — более полутора лет. Согласночасти третьей статьи 97 УПК РСФСР истечение предельного срока содержания подстражей означает невозможность его дальнейшего продления и обязательностьнемедленного освобождения содержащегося под стражей обвиняемого. Однакооспариваемая заявителем часть пятая статьи 97 УПК РСФСР устанавливает правило,согласно которому время ознакомления обвиняемого и его защитника с материаламиуголовного дела при исчислении санкционированного срока содержания обвиняемогопод стражей в качестве меры пресечения не учитывается.
Из статьи 22 (часть 1)Конституции Российской Федерации, закрепляющей право на свободу, и пункта 1статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах,формулирующего условия правомерного ограничения этого права, следует, что никтоне может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, атакже не должен быть лишен свободы иначе, как на основаниях и в соответствии спроцедурой, которая установлена законом.
Недопустимостьизбыточного или не ограниченного по продолжительности содержания под стражейвытекает и из пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских иполитических правах, согласно которому каждый имеет право на рассмотрениелюбого предъявленного ему обвинения без неоправданной задержки, что в первуюочередь касается лиц, лишенных свободы на досудебных стадиях уголовногосудопроизводства.
Такой подход к гарантиямот произвольного ареста развивается в соответствии с Международным пактом и впринятом Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 года Своде принципов защитывсех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме,согласно которым лицо, задержанное по уголовному обвинению, имеет право налюбое время возбудить разбирательство перед судебным или иным органом дляоспаривания законности задержания, а также право на судебное разбирательство вразумные сроки либо на освобождение от суда.
А что касаетсядостоинства личности то: уважение достоинства личности — неотъемлемый признакконституционного демократического государства, поскольку в таком государствекаждый человек представляет собой высшую социальную ценность.
Под достоинством личностипонимается осознание самим человеком и окружающими его людьми факта обладанияим высокими нравственными и интеллектуальными качествами.
Достоинство любого человекаподлежит защите независимо от его действительной социальной ценности и отобладания им этими качествами. Самым эффективным средством защиты достоинствачеловека является суд, так как только он своим решением может обязать органгосударства, физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении достоинствачеловека, в том числе средство массовой информации, публично извиниться,поместить опровержение, выплатить денежную компенсацию в возмещение моральноговреда или совершить иные действия для восстановления нарушенного права надостоинство.
Понятия«человеческое достоинство», «честь», «доброе имя»складываются на основе этических норм, связаны с совершением социально значимыхпоступков и как социальное благо неотделимы от личности. В связи с этим ониохраняются правом. Возможно применение принуждения к лицам, посягнувшим надостоинство и честь гражданина. Реальная правовая защита достоинства гражданосуществляется, прежде всего, нормами уголовного и гражданского права.
Предусматривая вуголовном законодательстве составы преступлений против чести и достоинстваграждан (ст. 129 и 130 УК)[8], а в гражданскомзаконодательстве — гражданские правонарушения (ст. 150 — 151 ГК)[9],законодатель стремится оградить неимущественные интересы личности, ибо защитадоброго имени человека — это, прежде всего восстановление его правильнойобщественной оценки.
Клевета и оскорбление,хотя и имеют общую направленность, т.е. унижение чести и достоинства личности,тем не менее, различаются: оскорбление непосредственно направлено на унижениеличного достоинства человека; клевета подрывает общественную оценку личности,влияет на репутацию человека в обществе. Уголовно наказуемым при оскорбленииявляется унижение чести и достоинства гражданина в позорящей его, неприличнойформе; клевета искажает суть имевших место фактов либо создает такоепредставление, которое не имело места в действительности. Оскорбление затрагиваетформу оценки достоинства, клевета — ее сущность. Уголовное наказание не ставитцелью унижение человеческого достоинства при назначении наказаний (ст. 7 УК).
Согласно ст. 152 ГКгражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространениепорочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений, еслираспространивший такие сведения не докажет, что они соответствуютдействительности.
 
2.1.4 Право на частнуюжизнь
Одной из сторон личнойнеприкосновенности выступает неприкосновенность частной жизни, личной исемейной тайны.
В Конституции изаконодательстве не содержится понятия частной жизни, подлежащейгосударственной охране. Под частной (личной) жизнью следует понимать все сферыжизни человека: семейную, бытовую, сферу общения, отношения к религии,внеслужебные занятия, увлечения, отдых и иные, которые сам человек не желаетпредавать гласности. Законодательство РФ охраняет тайну усыновления, тайнумедицинского диагноза. На основании отдельных ведомственных актов подлежатповышенной охране тайна диагноза СПИДа и тайна психического заболевания.
Сведения о частной жизни,личные, семейные тайны могут быть доверены священнику, врачу, адвокату,нотариусу без опасения их разглашения, поскольку эти лица несут юридическую(врач, нотариус), корпоративную (адвокат) или религиозную (священник)ответственность. Перечисленные лица, а также депутаты освобождаются отответственности за отказ от дачи свидетельских показаний за неразглашениесведений, которые стали им известны в процессе профессиональной деятельности.Прокуроры, следователи, лица, производящие дознание, не имеют права разглашатьлюбые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела).Обязанность охраны полученных от граждан сведений об имуществе и доходахвозлагается на работников налоговых органов. За нарушение неприкосновенностичастной жизни предусмотрена уголовная ответственность.
В развитие права нанеприкосновенность частной жизни Конституция предусматривает право на охрануинформации, которой люди обмениваются между собой. Никто не может прослушивать,фиксировать и контролировать эту информацию. Почтовые работники, допускающиенарушения тайны переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений несутответственность по уставам о дисциплине, если в их деяниях нет составауголовного преступления.
Дополнительной гарантиейнеприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны являетсяустановленный Конституцией запрет сбора, хранения, использования ираспространения информации о частной жизни лица без его согласия.
Под информациейпонимаются любые сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессахнезависимо от формы их представления.[10] Персональные данные,включаемые в состав государственных и иных информационных ресурсов, относятся ккатегории конфиденциальной информации. Юридические и физические лица, всоответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах,получающие и использующие ее, несут установленную законодательством РФответственность за нарушение режима защиты, обработки и порядка использованияэтой информации.
Лица, чьи права и свободынепосредственно затронуты информацией, которой располагают органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, имеют право наполучение этой информации, а соответствующие органы обязаны предоставить ееэтим лицам. Отказ может быть обжалован в суд.
Неправомерный отказдолжностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственнозатрагивающих права и свободы граждан, либо предоставление гражданину неполнойили заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам изаконным интересам граждан, влекут уголовную ответственность по ст. 140 УК.
 
2.1.5 Свободапередвижения и места жительства
Важным конституционнымправом, закрепленным во многих международно-правовых актах, является свободапередвижения. Это право реализуется на основе Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Законпредусматривает уведомительный регистрационный учет граждан по месту пребыванияи жительства и устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое местожительства, в течение 7 дней обратиться в органы регистрационного учета гражданс заявлением о постановке на временный или постоянный учет. Правила регистрациии снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по меступребывания и жительства в пределах Российской Федерации утвержденыПостановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713[11].
Право граждан РФ насвободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РоссийскойФедерации в соответствии с законодательством РФ может быть ограничено[12]:
·         в пограничнойполосе;
·         в закрытыхвоенных городках;
·         в закрытыхадминистративно-территориальных образованиях;
·         в зонахэкологического бедствия;
·         на отдельныхтерриториях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространенияинфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введеныособые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
·         на территориях,где введено чрезвычайное или военное положение.
 Конституционное право насвободный выезд из Российской Федерации и беспрепятственное возвращение вРоссийскую Федерацию реализуется в соответствии с Федеральным законом от15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и порядкевъезда в Российскую Федерацию». Закон устанавливает, что право гражданинана выезд может быть временно ограничено в случаях, если гражданин: имел допускк сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющимгосударственную тайну, и заключил трудовой договор (контракт),предусматривающий временное ограничение права на выезд; призван на военнуюслужбу или направлен на альтернативную гражданскую службу; задержан поподозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого;осужден за совершение преступления и не отбыл назначенного судом наказания; сообщило себе заведомо ложные сведения; уклоняется от исполнения обязательств,наложенных на него судом.
Закон предусматривает,что основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд,являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка(удостоверение личности моряка)[13].

2.1.6 Свобода совестии вероисповедания
Одним из важнейших личныхправ человека является свобода совести, вероисповедания. В связи с этим каждыйчеловек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными илиатеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либовероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение своей жизниимеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно изрелигиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований.Основной гарантией этих прав является закрепленный в ст. 14 Конституциисветский характер государства, являющийся одной из основ конституционного строяРоссийской Федерации.
Не допускаетсяустановления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека крелигии[14]. Равенство всех передзаконом и судом независимо от отношения к религии и иных обстоятельствзакреплено ст. 19 Конституции.
По Закону никто не обязансообщать о своем отношении к религии, и не может подвергаться принуждению приопределении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповеданиярелигии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах ицеремониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. В целяхобеспечения свободы вероисповеданий Закон запрещает вовлечение малолетних врелигиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле ибез согласия родителей или лиц, их заменяющих.
Право свободнораспространять религиозные и иные убеждения означает возможность каждогочеловека и гражданина в Российской Федерации доводить до всеобщего сведениясмысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать своеотношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путемпроведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий,изготовления и распространения печатной продукции. В то же время российскоезаконодательство запрещает призывы к разжиганию религиозной розни, создание идеятельность общественных объединений, направленных на разжигание религиознойрозни и нетерпимости.
Законодательство РФустанавливает административную и уголовную ответственность завоспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий.
 
2.1.7 Свобода мысли ислова
Конституция наряду сосвободой слова закрепляет свободу мысли. Сама по себе мысль не наносит вредаобществу, независимо от ее содержания, пока она не воплотилась в конкретноедеяние. Гарантии свободы мысли заключаются в защите человека от ограничениявозможности мыслить свободно и независимо. Для защиты свободы мысли какрезультата функционирования головного мозга человека российскоезаконодательство предусматривает различные запреты воздействия на мозг исознание медикаментозными и иными препаратами, незаконными экспериментами[15].Запрещается использование технических средств (электронно-лучевых иэлектромагнитных) для воздействия на мозг человека[16].
Свобода мысли тесносвязана с идеологической свободой. В гражданском обществе, основанном насвободе идеологий, никто не может навязывать человеку какие-либо мысли ижелания помимо его воли.
Мысль не можетпроявляться свободно, если невозможно ее свободно высказать. Свобода словазаключается в возможности человека публично высказывать, предавать гласности,распространять любым способом свои мысли и убеждения.
 Если свобода мысли неможет быть ограничена никакими законными способами, то некоторые ограничениясвободы слова допускаются в интересах охраны конституционного строя, защитыправ и свобод человека и гражданина.
Деяния, направленные наподрыв стабильности государства, грубые нарушения прав и свобод человека игражданина, влекут уголовную и иную ответственность. Некоторые ограничениясвободы слова, установленные уголовным и административным законодательством,заключаются в недопустимости публичных призывов к насильственному захвату,удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя,возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды, призывов кразвязыванию агрессивной войны. Уголовная ответственность также может наступитьза клевету и оскорбление[17], административная — замелкое хулиганство, выразившееся в нецензурной брани в общественном месте[18].Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» признает недопустимым пропагандувражды и пренебрежения к любому языку.
Гражданскоезаконодательство не позволяет распространять сведения, которые способны нанестивред чести, достоинству или деловой репутации граждан. В судебном порядке можнотребовать опровержения таких сведений и компенсации морального вреда.
Законодательство РФохраняет также государственную и иную тайну, например, служебную, коммерческую,тайну частной жизни, в том числе тайну усыновления, медицинского диагноза,нотариальных действий. Налоговые органы не вправе разглашать информацию обимуществе и доходах граждан. За пределами установленных законом запретов,направленных на обеспечение интересов личности, общества, государства, свободаслова не ограничивается.
Запрет принуждения квыражению своих мнений и убеждений и отказа от них является частным проявлениемправа каждого на свободу слова. Российское законодательство не допускает нипрямого принуждения, ни косвенного, заключающегося в предоставлении льгот ипреимуществ или установлении ограничений в зависимости от убеждений человека.
Каждый человек можетиметь те или иные убеждения и свободен в их выражении устно, письменно иличерез средства массовой информации.
 Свобода информацииявляется элементом свободы мысли и слова. Статья 29 конституции РФустанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать,получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешенияи уведомления государства и его органов любым законным способом независимо отгосударственных границ и форм выражения не подлежит ограничению со стороныгосударства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну[19].
Права человека в областиинформации более полно раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе«Об информации, информатизации и защите информации», которыйрегулирует отношения в области формирования и использования, сбора, обработки,хранения, поиска, распространения информации и ее защиты. Закон предусматриваетобязанность государства по обеспечению реализации прав граждан и организаций вусловиях информатизации[20].
Конституционное положениео гарантированности свободы массовой информации развивается в Законе РФ «Осредствах массовой информации». В соответствии с этим законом поиск,получение, производство и распространение массовой информации, учреждениесредств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими неподлежат ограничениям, кроме случаев, установленных законом.
2.2 Основные политическиеправа и свободы граждан
Российская Федерация — демократическое государство. Само понятие «демократии»предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданамив равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции РоссийскойФедерации.
Основные политическиеправа начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданиномРоссийской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст. 60 КонституцииРоссийской Федерации, которая гласит, что гражданин Российской Федерации можетсамостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособностьгражданина. Дееспособность — юридическая возможность своими действиямисоздавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие отправоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемойчастью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин РоссийскойФедерации осуществляет права во всех областях политической, экономической иличной жизни и несет ответственность за результаты своих действий. Он имеетправо участия в управлении делами государства, право быть избранным в органыгосударственной власти и местного самоуправления, равный доступ кгосударственной службе и участие в отправлении правосудия. Следует уделитьвнимание тому, что право участвовать в управлении делам государства, котороезакреплено в ст. 32 Конституции РФ ч. 1, ст. 3 ч. 2, является наиболеезатрагивающим все иные политические права и свободы. Положения данной статьинепосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, атакже из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах,которая предписывает, что каждый гражданин имеет право и возможность:
·         принимать участиев ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредствосвободно выбранных представителей;
·         голосовать и бытьизбранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего иравного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободноеволеизъявление избирателей;
·         допускаться всвоей стране на общих условиях равенства к государственной службе[21].
Участие граждан вуправлении делами своего государства непосредственно (т. е. путем референдума,выборов или личного участия в деятельности органов государства) или черезизбираемых ими же представителей в органах государственной власти или местногосамоуправления является выражением суверенитета народа и формой осуществленияим своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главныеформы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы,прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституцияобъявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, авысшим непосредственным ее выражением, т. е. высшим среди форм непосредственнойдемократии.
Что касаетсяопосредованного осуществления народом своей власти (через органы государства иорганы местного самоуправления), то здесь нужно обратить внимание на следующее.В ранее действовавшей Конституции говорилось о том, что народ осуществляетгосударственную власть «через Советы народных депутатов, составляющиеоснову Российской Федерации» (ст. 2 Конституции 1978 г.). В действующейКонституции применена другая формула: «через органы государственнойвласти». Таким образом, представительные органы государственной власти ужене подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус«политической основы государства». Все это отражено закреплением вдействующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основконституционного строя (см. комментарий к статье 10). В части третьейкомментируемой статьи названы формы непосредственного осуществления народомпринадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдуми выборы. Референдум — голосование по тому или иному вопросу; решения, принятыена референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либоутверждении не нуждаются. Референдум назначается Президентом РоссийскойФедерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом (см.комментарий к статье 84). Выборы — наиболее часто и широко применяемая форманепосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемыйизбирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов изавершается определением итогов голосования. Выборы — один из важнейшихспособов формирования государственных органов, замещения должностей. Свободнымисчитаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительноявки на выборы и голосования («за» или «против»).Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур.Порядок выборов Президента и депутатов Государственной Думы устанавливаетсяфедеральным законом (см. комментарий к части четвертой статьи 81 и части второйстатьи 96). Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан вуправлении делами государства. Избирательное право граждан наступает с моментаих совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше)полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоватьсяполитическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина бытьизбранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либопозднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территорииРоссийской Федерации непосредственно перед выборами, а также обладаниегражданством РФ). Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз,который составляет в России всего 18 лет, и не сопряжено для гражданина Россиини с какими другим ограничениями.
Можно сказать, чтовсеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограниченийв этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны поумственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять своигражданские права и исполнять гражданские обязанности. Ограничению своихгражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент подстражей, в отношении которых есть законное постановление (решение) суда,которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если ещене вынесен приговор суда, имеют полные избирательные права. Ограничение ихизбирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола. Обратимсятеперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе. Это одна изновых норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает нетолько приведение Конституции и законодательства в соответствие с нормамимеждународного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательноечленство в КПСС), национальность и т. д. Это право означает равенство исходныхвозможностей и отсутствие дискриминации по каким-либо признакам.
Право поступления нагосударственную службу имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет,но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации. Недопускается установление прямых или косвенных ограничений в зависимости отрасы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения,места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям при приеме на государственную службу[22].
Конституционнозакрепленное право граждан на коллективные обращения (ст. 33 Конституции РФ)является важным средством защиты прав свобод граждан. Впервые в основном законеэто право было закреплено в Конституции СССР 1977 г., а также в КонституцииРСФСР 1978 г. 12 апреля 1968 года был издан Указ Президиума Верховного СоветаСССР «О порядке рассмотрения заявлений и жалоб граждан» (в редакцииот 4 марта 1980 г.) К сожалению, этот Указ не смог определить многие важныеаспекты, связанные с правом граждан на подачу обращений. В частности, не былиопределены пределы действия настоящего Указа, не был определен переченьдействий, обжаловать которые можно через суд, возможность непосредственнообращаться в суд, не было закреплено право обращения военнослужащих на действиясвоего начальства. Все это нашло свое отражение в Законе от 27 апреля 1993 г.«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободыграждан». Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадаютпо общественной направленности. Они различаются по своей юридическойнаправленности и влекут разные правовые последствия. Термин«обращение» носит собирательный характер. В обращениях граждан могутсодержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативноепредложение, заявление и пр.
Статья 30 КонституцииРоссийской Федерации применяет формулировку: «каждый гражданин РоссийскойФедерации имеет право на объединение». Это значит, что каждый человек,законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правамии обязанностями, имеет право создавать общественные объединения и организациидля реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Правона объединения имеют российские граждане и лица без гражданства, исключениемявляются политически партии, права на создание и участие в которых имеют толькограждане Российской Федерации. Принятие или вступление гражданина вобщественную организацию осуществляется на добровольных началах, в соответствиис условиями, записанными в ее уставе. Никто не может быть принужден квступлению в какие-либо общественные организации, а также к пребыванию в них.Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектрреализации своих интересов непосредственно или вместе с общественнойорганизацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельностиобщественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаютсябез предварительного разрешения государственных органов.
Право на объединение неявляется абсолютным правом и может подвергнуться определенным ограничениям. Этиограничения устанавливаются Конституцией Российской Федерацией. Отдельныеограничения устанавливаются в условиях чрезвычайного положения (ст. 56Конституции РФ). В случае введения чрезвычайного положения при попыткахнасильственного свержения конституционного строя, массовых беспорядках и т. п.может быть приостановлена после соответствующего предупреждения деятельностьполитических партий, общественных организаций, массовых движений,препятствующих нормализации обстановки. В части первой статьи 13 запрещаетсясоздание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены нанасильственное свержение основ конституционного строя, нарушение целостностиРоссийской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженныхформирований, разжигание национальной и религиозной розни. Закон устанавливает,что отказ в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразностине допускается. Отказ о регистрации дается в письменной форме и может бытьобжалован в суде, он не является препятствием для повторной сдачи документов,при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Законодательствомустанавливается ограничение права на объединение для судей, работниковправоохранительных органов и военнослужащих. Судьи не принадлежат кполитическим партиям и движениям (Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусесудей в Российской Федерации»). В Законе «О прокуратуре РоссийскойФедерации» (ст. 4) предусматривается, что в органах прокуратуры недопускается создание и деятельность политических партий и организаций. Всоответствии с Законом Российской Федерации «Об обороне» ввооруженных силах Российской Федерации не допускается деятельность общественныхи иных организаций и объединений, преследующих политические цели.Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые непреследуют политические цели, имеют право участвовать в их деятельности, ненаходясь при исполнении обязанностей военной службы (ст. 9 Закона «Остатусе военнослужащих»).

Заключение
 
Самым основным различиемосновных прав человека в СССР и в РФ, на мой взгляд, было то, что длясоветского режима было характерно грубое попрание всех основных прав и свободчеловека, официальная правовая доктрина категорически отрицала их естественныйи неотчуждаемый характер. Закрепление широкого перечня социально-экономических,политических и личных прав в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. носилофиктивный, демагогический характер. Провозглашение многих прав и свободсопровождалось такими оговорками, которые тут же сводили эти права и свободы нанет: так, право на объединение в общественные организации граждане СССР имелистрого «в соответствии с целями коммунистического строительства» (ст.51 Конституции СССР 1977 г.). В тоталитарном государстве отсутствовалиинституты и механизмы, которые могли бы заставить власти соблюдать даже самыекуцые права граждан. В то же время СССР принадлежит определенная заслуга в«популяризации» социально-экономических прав, многие из которых быливосприняты конституциями демократических стран. Ситуация с правами человека вСССР стала меняться только в ходе перестройки с признанием необходимостиформирования правового государства. Незадолго до распада СССР была принятаДекларация прав человека и гражданина, а позднее — Декларация прав и свободчеловека и гражданина 1991 г. инкорпорированная затем в текст КонституцииРСФСР. Окончательно международные стандарты прав человека в РФ утвердились спринятием Конституции РФ, которая исходит из того, что «человек, его праваи свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав исвобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2)[23].

Список литературы
Научная литература:
1.      Конституционноеправо РФ. Учебник. Отв.ред. Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин. М. Юристъ, 2005.
2.      ЭнциклопедияЮриста
3.      Седугин П.И.Жилищное право. Учебник для вузов. М: Норма, 2005
4.      Богданов Е.В.Природа и сущность права граждан на жилище//Российское право №4.- 2003
5.      Патюлин В.А.Политические и личные права и свободы граждан СССР и их гарантии // Советскоегосударство и право. — М.: Наука, 1983, № 4.
Нормативно-правовые акты:
1.      КонституцияРоссийской Федерации 1993 года
2.      Конституция СССР1977 года
3.      Международныйпакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200(XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// ВедомостиВерховного Совета СССР. 1976 г. № 17.
4.      Уголовный кодексРоссийской Федерации от 13 июня 1996
5.      Гражданскийкодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994
6.      Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ (впоследней ред. от 03.07.2006.)
7.      Постановлениеправительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РоссийскойФедерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства впределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных зарегистрацию» от 17 июля 1995 №713
8.      Федеральный закон«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 №5242-1.
9.      Федеральный закон«О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в РоссийскуюФедерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ.
10.    Федеральный закон «О свободе совестии о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997. № 125-ФЗ
11.    Федеральный закон «Опсихиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании от 2 августа1992 № 3185-1.
12.    Федеральный закон от 27 декабря 1991N 2124-1 „О средствах массовой информации“.
13.    Федеральный закон „Об общихпринципах организации местного самоуправления Российской Федерации“ от 6октября 2003. № 131-ФЗ, (в последней ред. от 03.06.2006)
14.    Федеральный закон „Обинформации, информатизации и защите информации“ от 20 февраля 1995 №24-ФЗ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Coral Bleaching Essay Research Paper Coral reefs
Реферат І нструкц І я з обліку бібліотечних фондів України Основні терміни І поняття
Реферат Великобританія та Німеччина - провідні високорозвинені європейські країни
Реферат Уголовно-правовая характеристика убийства по российскому уголовному законодательству
Реферат Боеспособность вооруженных сил Германии и СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны
Реферат Проектирование воздушно-динамического рулевого привода управляемой гиперзвуковой ракеты зенитного
Реферат Теория европейского равновесия
Реферат Рекреаційні ресурси, їхня характеристика та оцінка
Реферат Поштова програма Eudora
Реферат Внутренние и периферийные устройства ПК
Реферат Тютюнопаління 2
Реферат Реформы первой четверти 19-го века
Реферат Туреччина та Ізраїль
Реферат Особенности учёта материально-производственных запасов в соответствии с международными стандарта
Реферат Кентерберийские рассказы