Реферат по предмету "Государство и право"


Кодификация советского права в период хрущевской "оттепели"

Контрольная работа подисциплине
«История отечественногогосударства и права»
Вариант №3
Тема:
Кодификация советскогоправа в период хрущевской «оттепели»

Содержание
 
1. Хрущевская «оттепель»,ее непоследовательность и противоречивость
2. Попытка реформированиягосударственного механизма
3. Начало новойкодификации советского законодательства
Список использованнойлитературы

1.Хрущевская «оттепель», ее непоследовательность и противоречивость
 
Периодс 1953 года до октября 1964 года представлял собой первую попытку реформироватьтоталитарную политическую систему в СССР. Необходимость ее реформирования былаобусловлена общей политической и экономической ситуацией в стране. Чем дальшеотодвигалась война, тем отчетливее зрело понимание того, что действовавшаяполитическая система не дает прогнозируемого партийными органами эффекта.Народ-победитель устал жить ожиданием «светлого» будущего, которое никак ненаступало.
Поэтомуновое партийное государственное руководство, пришедшее к власти после смертиСталина, было вынуждено взять курс на некоторую либерализацию и демократизациюобщественных отношений, заняться реформированием партийного и государственногоаппарата.
Посколькуданный период был связан с деятельностью Хрущева Н.С. на высших партийных игосударственных постах, он часто в историко-юридической литературе называетсяхрущевской «оттепелью»[1].
Хрущевская «оттепель» была непоследовательной и противоречивой. С одной стороны, Хрущевпроявил личное мужество, рискованно решившись на открытую критику культаличности Сталина на XX съезде КПСС в феврале 1956 года; по его указанию былиреабилитированы многие жертвы сталинских репрессий (в том числе Тухачевский,Блюхер, Постышев, Рудзутак, Эйхе и др.); была проведена большая работа пореформированию государственного аппарата, смягчению политического режима,расширению прав союзных республик. Но, с другой стороны, критика культаличности и сам доклад Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС носили избирательный,поверхностный характер. Культ личности признавался одной из черт сталинскогопериода, но данный феномен рассматривался как следствие личных недостатковСталина. Причем в докладе говорилось о заслугах Сталина перед обществом истраной. Выборочный характер носила и реабилитация жертв сталинских репрессий.Сохраняются, хотя и в иной форме, репрессии. Об этом свидетельствуют гонения написателей, художников и представителей других слоев творческой интеллигенции.Реформы государственного механизма, предпринятые Хрущевым, базировавшиеся насубъективистской, волюнтаристской основе, по многим направлениям оказалисьнеудачными. К тому же процесс либерализации сопровождался острой борьбой завласть, развернувшейся между партийными олигархами после смерти Сталина. В ходевнутридворцовой борьбы власть сначала сосредотачивается в руках рядавысокопоставленных партийных и государственных деятелей (Хрущев Н.С., МаленковГ.М, Берия Л.П., Булганин Н.А., Молотов В.М.). Но затем, последовательноустранив Берию («дело Берия» в июле 1953 года), Маленкова, Булганина (оба былисняты с поста Председателя Совета Министров СССР соответственно в 1955 и 1958годах), обвинив Молотова, Маленкова, Кагановича на июньском пленуме ЦК КПСС1957 года в создании фракционной антипартийной группы и исключив их из партии,Хрущев занял ключевые посты в партии и государстве. Подобно Сталину онсосредоточил в своих руках всю полноту партийно-государственной власти[2].
 
2.Попытка реформирования государственного механизма
 
В период «хрущевской оттепели» было проведено реформированиегосударственного аппарата с целью преодоления его централизма,громоздкости, демократизации государственной структуры. Принимаются меры поактивизации деятельности Советов. Так, 22 января 1957 года было принятопостановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся иусилении их связей с массами». Начинают регулярно созываться сессии Советов,восстанавливается их выборность, на их рассмотрение стало выноситься немаловопросов, но они, как и прежде, в своих решениях последовательно выполняютдирективные установки партийных органов. Несколько расширяются права союзныхреспублик. В 1954-1955 годах в их ведение было передано свыше 11 тыс.предприятий союзного подчинения. Реорганизации подверглись правоохранительныеорганы. 13 марта 1954 года путем образования КГБ при Совете Министров СССР былаперестроена работа органов госбезопасности. Они были выведены из системы МВД.Над ними был установлен партийный контроль. Был восстановлен парализованный вгоды сталинизма прокурорский надзор. Ликвидируется внесудебный порядок рассмотрениядел, упраздняются Особое совещание при МВД СССР, «тройки» и «двойки». Нонекоторые волюнтаристские реорганизации, проведенные в эти годы, не имелиздравого смысла. К ним относится, в частности, разделение в 1962 году областныхи краевых Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские. Экспериментоказался неудачным, поскольку нарушилось единство власти, в одном регионеоказалось два хозяина, что привело к дезорганизации управления[3].
В 1957 году была проведена реорганизация управленияпромышленностью и строительством. Общесоюзные и союзно-республиканскиеминистерства, ведавшие строительством и промышленностью, были упразднены. Всястрана была разделена на 105 экономических регионов. В каждом из нихсоздавались совнархозы, которые стали руководить всеми промышленнымипредприятиями и стройками. Тем самым Хрущев стремился децентрализироватьхозяйственно-управленческий аппарат. Но фактически ему это не удалось,поскольку совнархозовская система управления не дала ощутимых результатов и отнее через 8 лет отказались.

3.Начало новой кодификации советского законодательства.
 
Начинаяс середины 50-х годов наступает новый, второй этап кардинального реформированиядействующей системы советского права. В период «хрущевской оттепели» былокодифицировано законодательство в трех отраслях права: гражданское, уголовное ипроцессуальное. При рассмотрении данного вопроса, особое вниманиеследует уделить следующим нормативно-правовым документам:
1)Основы уголовного законодательства Союза ССР и Союзных республик (25 декабря1958 года). С.334-339;
2)Основы гражданского законодательства Союза ССР и Союзных республик (8 декабря1961 года). С.358-400;
3)Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и Союзных республик (25 декабря1958 года). С.341-343;
4)Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и Союзных республик (8 декабря1961 года). С.400-404.
Необходимотакже прочитать соответствующий раздел учебника (см. ИОГП. Ч.II. Под ред.Чистякова О.И. М.,1997. С.361-362, 366-369).
Приизучении вышеназванных нормативных документов необходимо обратить внимание, чтона их содержание серьезный отпечаток наложили вывод КПСС о полной иокончательной победе социализма в СССР и ее программные установки о построениик 1980 году коммунистического общества.
ВОсновах гражданского законодательства это нашло отражение в определенииперспектив развития государственной и колхозно-кооперативной собственности внаправлении их сближения и слияния. В числе юридических лиц были названымежколхозные и государственно-кооперативные объединения и предприятия. Вуголовно-правовой сфере концепция КПСС исходила из намерения искоренить вближайшем будущем преступность вообще, и «в конечном счете заменить мерыуголовного наказания мерами общественного воздействия и воспитания» (см. КПСС врезолюциях. Изд 8-е. Т.8. С.277). Поэтому особенностью Основ уголовногозаконодательства СССР и Уголовного кодекса РСФСР 1960 года являлось юридическоезакрепление тенденции к сужению и смягчению уголовной ответственности задеяния, не представлявшие большой опасности для общества и государства. Основыуголовного и гражданского судопроизводства, как требовала программа КПСС,расширяли возможности участия общественности в осуществлении правосудия. Вместес тем хрущевское законодательство было непоследовательным и противоречивым.Так, по одним видам преступлений наказания смягчались, а по другим — наоборот,ужесточались (государственные, воинские преступления, хищения в особо крупныхразмерах, фальшивомонетничество, групповое изнасилование и т.д.)[4].
Врассматриваемый период, когда был сделан определенный поворот в сторонуусиления демократических начал в общественной и государственной жизни,активизируется правотворческая деятельность государства, принимается ряд новыхобщесоюзных законов.
Масштабы, объем и многосторонность правотворчества были таковы,что имелись достаточные основания для вывода о проведении новой кодификациисоветского права, в особенности таких его отраслей, как гражданское, уголовное,процессуальное право.
В новых общесоюзных законах нашли отражения те изменения всоциально-экономической и культурной жизни страны, которые произошли со временипервой кодификации начала 20-х годов.
Гражданское право. Наиболее отчетливо изменения, произошедшие встране, отразились на содержании гражданского права. И здесь прежде всегоследует иметь в виду тот факт, что определяющее влияние на развитиеимущественных и других общественных отношений, регулируемыхгражданско-правовыми нормами, оказывало превращение социалистической (государственнойи общественной) собственности в главный фактор экономической жизни страны.
Действовавшее к началу периода гражданское законодательство в значительной мереустарело. Некоторые нормы, принятые в начале 20-х годов, на практике уже неприменялись. Кроме того, гражданское законодательство было кодифицировано врамках союзных республик в виде гражданских кодексов, в масштабе же СоветскогоСоюза такая систематизация проведена не была. Между тем факт объединенияреспублик в союзном государстве делал необходимым выработку и закрепление норм,которые определили бы единые для страны принципы регулированиягражданско-правовых отношений. Поэтому 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССРутвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.
В Основах были сформулированы положения, в целом отражавшиесложившуюся в стране систему имущественных отношений, в основе которых лежалагосударственная и общественная собственность. Основы закреплялигосударственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственностьпрофсоюзных и иных общественных организаций.
В разделе Основ, посвященном праву собственности, подчеркивалось,что советское государство является собственником всего государственногоимущества. За отдельными государственными предприятиями закреплялась толькочасть этого имущества, поступавшего в их оперативное управление[5].
В Основах впервые в истории советского законодательства давалиськлассификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а такжеклассификация форм защиты гражданских прав.
В разделе Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзныхреспублик, посвященном обязательственному праву, ведущее место занимали нормы,регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными иобщественными организациями. Эти нормы имели целью использовать договорнуюформу как инструмент выполнения народнохозяйственных планов, обеспеченияответственности предприятий и организаций за ассортимент, качество икомплектность продукции, своевременной ее поставки[6].
Основы определяли единые для всего Союза ССР принципырегулирования имущественных отношений граждан. Устанавливалось, что государствозащищает личную собственность граждан, которая не могла быть использована дляизвлечения нетрудовых доходов.
Таким образом, Основы гражданского законодательства Союза ССР исоюзных республик 1961 г. регулировали имущественные рыночные отношения, гдегосподствовала экономическая система, построенная на командно-административныхпринципах.
В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были принятыгражданские кодексы союзных республик.
Трудовое право развивалось под воздействием мер, которыепредпринимались государством в целях повышения находившегося на весьма низкомуровне материального положения граждан, обеспечения их социальных прав.
В 1955-1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемымтрудящимся. В 1964 г. в среднем на 21% была повышена заработная платаработников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства,торговли, общественного питания и других отраслей, обслуживающих население.
В соответствии с решениями XX съезда КПСС проводились меры попереходу на сокращенный рабочий лень. В первую очередь были переведены рабочиеи служащие каменноугольной, горнорудной, металлургической промышленности, атакже коксохимических предприятий. В марте 1956 г. на 2 ч была сокращенапродолжительность рабочего дня рабочих и служащих в предпраздничные ипредвыходные дни. Для подростков от 16 до 18 лет устанавливался 6-часовойрабочий день. Продолжительность отпуска женщинам по беременности и родамувеличена с 77 до 112 календарных дней. Тогда же был начат перевод рабочих ислужащих на 7- и 6-часовой рабочий день без уменьшения заработной платы,завершенный в 1960 г.
Врассматриваемый период были отменены меры, предусмотренные Указом ПрезидиумаВерховного Совета СССР от 26 июня 1940 г., квалифицировавшиеся Международнойорганизацией труда как принудительный труд. Рабочие и служащие получили правоодностороннего расторжения трудового договора с предупреждением администрацииза две недели.
В 1956 г. была отменена судебная ответственность за самовольныйуход с предприятий, а также за прогул. Директор предприятия или начальникучреждения получил право наложить на работника, совершившего прогул,дисциплинарное взыскание согласно правилам внутреннего распорядка, либо лишитьего права на получение процентной надбавки за выслугу лет на срок до 3 месяцев,либо уволить с указанием в трудовой книжке о прогуле. Вопрос о прогульщике могбыть передан на рассмотрение товарищеского суда.
В 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новоеПоложение о порядке рассмотрения трудовых споров. По Положению на предприятиях,в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителейфабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрацииобразовывались комиссии по трудовым спорам. Они являлись первичным органом,рассматривавшим трудовые споры, возникавшие между рабочими и служащими, с однойстороны, и администрацией — с другой, по вопросам увольнения или перевода надругую работу, оплаты простоя или брака, сверхурочной работы и т. д. Принесогласии заинтересованного работника с решением комиссии он мог обратиться вфабричный, заводской, местный комитет профсоюза, который должен был в 7-дневныйсрок рассмотреть жалобу. При несогласии с постановлением комитета профсоюза ономогло быть обжаловано в 10-дневный срок в народный суд. Такой порядокрассмотрения трудовых споров расширял компетенцию профсоюзов в защите праврабочих и служащих.
В рассматриваемый период были проведены меры по изменениюпенсионного обеспечения граждан. В соответствии с Законом о государственныхпенсиях от 14 июля 1956 г. право на пенсию получали граждане, которые сталиинвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей,а также по старости или в случае потери кормильца. Гражданам, имевшимодновременно право на различные пенсии, назначалась одна пенсия по их выбору.Выплата пенсий обеспечивалась за счет ежегодно ассигновавшихся погосударственному бюджету средств без каких-либо вычетов из заработной платы.Пенсии не подлежали обложению налогами. Пенсии по старости назначались рабочими служащим: мужчинам — по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, аженщинам — по достижении 55 лет при стаже не менее 20 лет. Для рабочих и служащих,занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячихцехах, устанавливались льготные условия. Пенсия по инвалидности назначалась,если инвалидность наступала в период работы или после ее прекращения,независимо от того, сколько времени произошло между прекращением работы инаступлением инвалидности.
В результате введения Закона о государственных пенсиях среднийразмер пенсий увеличился на 50-60%, по старости — более чем на 90%. Рабочим ислужащим с невысокой заработной платой пенсии были увеличены в 2-2,5 раза.
В 1962 г. была повышена роль профсоюзов в решении вопросовпенсионного обеспечения рабочих и служащих. Устанавливалось, что документы,необходимые для назначения пенсий рабочим и служащим, предварительноподготавливаются комиссиями фабричных, заводских, местных профсоюзных комитетовпо пенсионным вопросам совместно с администрацией предприятий, учреждений иорганизаций по последнему месту работы рабочих и служащих. Руководителипредприятий, учреждений и организаций были обязаны беспрепятственнопредоставлять трудовые книжки и другие документы о трудовой деятельности изаработной плате рабочих и служащих представителям профсоюзов для проверкиправильности внесенных в них записей[7].
Земельное, колхозное и природоохранительное право. Изменения в земельном иколхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собойсоставную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и советского государствапо преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях, в частности, былоосуществлено расширение прав колхозов. В марте 1956 г. ЦК КПСС и СоветМинистров СССР приняли постановление, которое предоставило колхозникам праводополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственнойартели 1935 г. с учетом местных, конкретных условий. Колхозы могли теперь самиопределять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота,находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставленоправо устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностейтрудовых затрат в общественном хозяйстве.
Несколько раньше, в марте 1955 г., расширялись права колхозов вобласти планирования. При условии обеспечения плана поставок и натуральныхпоступлений в государственные фонды колхозы могли сеять любые культуры ипроизводить любые породы скота и в любом количестве. При планировании поставоксохранялся погектарный принцип, т.е. их норма устанавливалась не в зависимостиот произведенной продукции, а от количества закрепленной за хозяйством земли,что должно было стимулировать более рациональное хозяйствование.
Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах.Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая распределениюпо трудодням, выдавалась колхозникам по окончании сельскохозяйственного года,не отвечала принципу материальной заинтересованности колхозников, не способствоваларосту производства. Поэтому в марте 1956 г. в колхозах было введено ежемесячноеавансирование колхозников. Оно, как правило, проводилось в форме денежнойоплаты. За более производительную работу устанавливалась дополнительная оплататруда колхозников.
Существенные изменения в правовое регулирование деятельностиколхозов были внесены в марте 1958 г. в связи с принятием Верховным СоветомСССР Закона о реорганизации МТС. Необходимость осуществления подобной мерымотивировалась тем, что машинно-тракторные станции свои задачи выполнили. Кконцу 50-х годов колхозы экономически окрепли, технически стали лучше оснащены,имели свои квалифицированные кадры. Поэтому был осуществлен переход отпроизводственно-технического обслуживания колхозников через МТС к свободнойпродаже колхозам тракторов и других машин. Колхозы получили собственную сельскохозяйственнуютехнику и сами обрабатывали имеющуюся у них землю. Ремонт техники колхозов сталосуществляться по договорам с ремонтно-техническими станциями, а с 1961 г. — с местнымиотделениями объединения «Сельхозтехника».
Надо сказать, что предпринятые меры способствовали некоторомуподъему сельскохозяйственного производства. Однако они не могли радикальноизменить существовавшую систему ведения сельскохозяйственного производства.Отсюда их половинчатый, непоследовательный характер.
В октябре 1960 г. был принят закон «Об охране природы вРСФСР», направленный на усиление охраны, рациональное использование ивоспроизводство природных ресурсов. Закон объявлял охрану природы всенароднымделом и возлагал на государственные органы и общественные организацииобязанность обеспечить охрану, рациональную эксплуатацию и воспроизводствоприродных ресурсов; предусматривал ответственность руководителей учреждений,предприятий, организаций и граждан за неправомерное уничтожение или порчуприродных богатств. Аналогичные законы были приняты в других союзныхреспубликах.
Уголовное право. В рамках проводившейся в конце 50-х годовкодификации права следует рассматривать издание в 1958 г. Основ уголовногозаконодательства Союза ССР и союзных республик. Основы заменили действовавшие с1924 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик.
Новый общесоюзный закон определял, какие деяния являютсяпреступными, и устанавливал наказания, подлежащие применению.
На содержании Основ отразилась сложившаяся в рассматриваемыйпериод тенденция к демократизации общественной жизни. В частности, в Основахсужалась и смягчалась уголовная ответственность за деяния, не представлявшиебольшой опасности для общества и государства.
Вместе с тем Основы усиливали ответственность за некоторыенаиболее тяжкие преступления. Они предусматривали усиленное наказание длярецидивистов и других опасных антиобщественных элементов. В Основах четко былвыражен принцип ответственности только за определенное деяние и принципиндивидуализации наказания в зависимости от степени вины лица, совершившегопреступление.
Новым положением являлась отмена института аналогии, т.е.осуждение человека за деяние, прямо не предусмотренное в уголовном законе.Преступным признавалось лишь общественно опасное деяние, прямо предусмотренноезаконом, действовавшим в момент совершения преступления. Закон, устранявший илисмягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу, т.е. распространялся надеяния, совершенные до его издания. Закон, усиливавший наказание, обратной силыне имел.
В Основах давался перечень видов наказаний, начиная от наиболеемягких (общественное порицание) и кончая лишением свободы и ссылкой. В качествеисключительной Основы допускали высшую меру наказания — смертную казнь — расстрел. Однако она могла применяться лишь при совершении таких тягчайшихпреступлений, как измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт,бандитизм, умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах.
Основы отменяли ряд ранее существовавших видов наказания и срединих такую меру, как лишение избирательных прав. Основы повысили минимальныйвозраст привлечения к уголовной ответственности с 14 до 16 лет. Вместопредусмотренного прежним законодательством максимального срока лишения свободы25 лет Основы установили 10 лет, а за особо тяжкие преступления и для особоопасных рецидивистов – 15 лет[8].
Основы предусматривали, что условно-досрочное освобождение должноприменяться только к тем осужденным, которые примерным поведением и честнымотношением к труду доказали свое исправление и фактически отбыли не менееполовины срока наказания. К лицам, осужденным за тяжкие преступления,условно-досрочное освобождение могло применяться по отбытии ими не менее 2/3срока наказания. В отношении особо опасных рецидивистов применение этой меры непредусматривалось вообще.
Тогда же, в декабре 1958 г., Верховный Совет СССР принял законы«Об уголовной ответственности за государственные преступления» „«Об уголовной ответственности за воинские преступления». Эти законыбыли приняты взамен аналогичных правовых актов, действовавших с1927 г.
Общесоюзные уголовно-правовые законы стали базой для дальнейшегоразвития уголовного законодательства союзных республик. В соответствии спринципами и положениями, закрепленными в Основах уголовного законодательстваСоюза ССР и союзных республик, разрабатывались уголовные Кодексы союзныхреспублик. В октябре 1960 г. Верховным Советом РСФСР был принят Уголовныйкодекс РСФСР, заменивший собой Кодекс 1926 г. Вслед за Российской Федерациейтакие кодексы были приняты в других союзных республиках.
Уголовно-процессуальное право. Развернувшаяся кодификация права затронулаи уголовно-процессуальную отрасль. И здесь прежде всего следует отметить Основыуголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1958 г. Всоответствии с Основами задачи уголовного судопроизводства состояли вобеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказаниивиновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности.
В качестве принципов уголовного судопроизводства Основы закрепилинедопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основанияхи в порядке, установленном Законом, осуществление правосудия на началахравенства граждан перед законом и судом, участие народных заседателей иколлегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и подчинение ихЗакону, гласность судебного разбирательства; ведение судопроизводства на языкесоюзной или автономной республики, автономной области, национального округа илиязыке местного населения, обеспечение обвиняемому права на защиту.
Основы определяли полномочия суда, следственных органов вуголовном судопроизводстве. Эти органы были призваны осуществлять раскрытиепреступлений и применение наказаний к лицам, их совершившим[9].
Согласно Основам производство предварительного расследованиявозлагалось на следователей прокуратуры, а по некоторым тяжким государственнымпреступлениям — на следователей органов государственной безопасности. В 1963 г.право производства предварительного расследования по уголовным делам былопредоставлено органам внутренних дел. Последние осуществляли также дознание понекоторым видам преступлений. Основы предоставляли право давать органам дознанияобязательные для них поручения и указания о производстве оперативно-розыскных иследственных действий, требовать всяческого содействия при расследованииуголовных дел. Основы предусматривали участие в деле защитника со стадиипредварительного следствия, точнее, с момента объявления обвиняемому обокончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления всегопроизводства по делу. По делам о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц,которые в силу своих физических или психических недостатков не могли самиосуществлять свое право на защиту, защитник допускался к участию в деле смомента предъявления обвинения.
Основы вводили институт общественных обвинителей и общественныхзащитников.
Еще до принятия Основ, в 1956 г., были отменены законы, принятые в30-х годах, устанавливавшие упрощенный порядок производства по государственнымпреступлениям.
Гражданское процессуальное право. На VII сессии ВерховногоСовета СССР пятого созыва 8 декабря 1961 г. были утверждены Основы гражданскогосудопроизводства Союза СССР и союзных республик.
Основы устанавливали единые для всего Союза ССР принципиальныеобщие положения гражданского процессуального права. Они заменяли многие нормыгражданских процессуальных кодексов, принятых в 20-х годах. В Основах былазаложена юридическая база для единообразного решения коренных вопросовгражданского процесса.
Основы формулировали задачи гражданского судопроизводства,состоявшие в правильном и быстром рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Они предусматривали расширение участия организаций и коллективовтрудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. В целях защиты прав изаконных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации черезсвоих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебномразбирательстве и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу. Вслучаях, предусмотренных законом, гражданские дела могли быть рассмотренытоварищескими судами[10].
В 1964 г. в соответствии с Основами и в их развитие были принятыновые гражданско-процессуальные кодексы союзных республик.

Списокиспользованной литературы
1. Агеева Г.Н. Законодательствоо судоустройстве в СССР. 1985г. Москва.
2. Асташенков В.Г.,Белозеров Ю.Н. Организация суда и прокуратуры в СССР. 1988г. Москва.
3. Зайчук В.И. Советскаясудебная система и ее демократическая сущность. 1977г. Киев.
4. Исаев И.А. Историягосударства и права России. — М.: Юристъ, 1999 г.
5. История государства иправа СССР. Под редакцией Титова Ю.П. Часть 1. — М.: Юридическая литература,1988 г.
6. Краснов Ю.К. История государстваи права России. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997 г.
7. Титов Ю.П., ЧистяковО.И. Хрестоматия по ИГП СССР. — М.: Юридическая литература, 1990 г.
8. История Советскогосуда. Справка. «Отечественные записки». 2003 №2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Об истории Великой Отечественной войны - новый взгляд
Реферат Описание технологического процесса производства конфет-грильяжа "Киевский"
Реферат Man
Реферат Филантропия милостыня или социальная инженерия
Реферат Теоретическая педагогика и психология ответы на экзамене
Реферат Источники ивиды загрязнения атмосферного воздуха
Реферат Основы стандартизации
Реферат Использование информационных технологий при проектировании электронных средств
Реферат Информационные системы как интеллектуальный инструмент управления предприятием
Реферат 1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2008 г. Положение о выплате работникам ОАО «ржд» единовременного вознаграждения за преданность компании (прилагается)
Реферат Острые инфекционные деструкции легких: диагностика, диагноз и осложнения деструктивных пневмонитов
Реферат Регулирование центробежных насосов
Реферат Ирландцы и Южная Америка /english/
Реферат Claude Monet Essay Research Paper Claude Monet
Реферат Специфика подготовки бегунов на средние дистанции