Федеральноегосударственное образовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
«Академиягенеральной прокуратуры Российской федерации»
Иркутскийюридический институт (филиал)
кафедрагосударственно-правовых дисциплин
Конституционноеправо на личную неприкосновенность
Курсовая работа по конституционномуправу
Российской Федерации студента 2 курса
Оюна Темира Геннадьевича
Научный руководитель:
доцент кафедры государственно-правовых
дисциплин, к.ю.н. В.В. Онохова
Иркутск
2010
Содержание
Введение
1.Понятиеи характеристика личных прав и свобод человека и гражданина в РоссийскойФедерации
2.Понятиеи содержание права человека и гражданина на личную неприкосновенность
3Проблемыреализации права человека и гражданина на личную неприкосновенность
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Встатьях 3 и 9 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9 Международного пакта огражданских и политических правах [] закреплено, что каждый человек имеет правона жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может бытьподвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Данныеосновополагающие положения были воплощены в Конституцию РФ и в качествеосновополагающих принципов закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ(далее – УПК РФ) []. Если проанализировать нормы УПК РФ, посвященные правовомурегулированию вопросов, связанных с лишением или ограничением свободы(задержание, избрание меры пресечения в виде ареста), то можно констатировать,что законодатель внес существенные коррективы в процедуру лишения гражданинасвободы и привел ее в соответствие с требованиями Конституции РФ имеждународного права в этом вопросе.
Закрепляянеприкосновенность личности в качестве принципа уголовного процесса,законодатель подчеркнул тем самым, что данные постулаты есть основные, исходныеположения. Учитывая значимость неприкосновенности личности, написание курсовойработы по заявленной теме актуально.
Объектомисследования являются общественные отношения, возникающие при реализации правачеловека и гражданина на личную неприкосновенность.
Целькурсовой работы – исследование содержания права на личную неприкосновенность.
Длядостижения целей курсовой работы решаются следующие задачи:
— рассмотрение понятия и видов личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданинав Российской Федерации;
— выявление содержания права человека и гражданина на личную неприкосновенность;
— рассмотрение проблем, связанных с реализацией права человека и гражданина наличную неприкосновенность.
Курсоваяработа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованнойлитературы.
Принаписании работы использовались научные статьи, монографические работы,материалы периодической печати, а также доклады должностных лиц, в частности,Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Особое вниманиеуделено анализу федеральных законов, обеспечивающих реализацию и защиту правачеловека и гражданина на личную неприкосновенность.
1.Понятиеи характеристика личных прав и свобод человека и гражданина в РоссийскойФедерации
Личные(гражданские) права и свободы человека и гражданина призваны обеспечиватьсвободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическуюзащищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическаяоснова и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечитьприоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.
Этакатегория прав и свобод характеризуется тем, что государство признает свободуличности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивидаи не может быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает такназываемую негативную свободу. Эти права и свободы, являясь атрибутом каждогоиндивида, призваны юридически защищать пространство действия частных интересов,гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализацииличности. На различных этапах возникновения этих прав они призваны былиограждать человека и гражданина от незаконного вторжения государства в сферуличной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав и свободнедостаточно было пассивной обязанности государства воздерживаться отвмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содействовать восуществлении прав и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямыезапреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных ипроизвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства.Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека. Такаяпозиция, распространенная во второй половине XX века, нашла выражение, вчастности, в решениях Европейского суда по правам человека.
Вдействующей Конституции РФ личные права и свободы (ст. 20 — 29) не толькооткрывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены взначительно более широкой степени, чем это было в предшествующих советскихконституциях.
Специфическиеособенности личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданиназаключаются в следующем:
1) этиправа и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е.каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, невытекают из него;
2) этиправа и свободы неотчуждаемые и принадлежат каждому от рождения;
3) этотакие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы,достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с егоиндивидуальной, частной жизнью.
Правона жизнь (ст. 20 Конституции РФ) образует первооснову всех других прав и свободчеловека и гражданина, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собойабсолютную ценность жизни для мировой цивилизации (высшая ценность дляобщества), ибо все остальные права и свободы утрачивают смысл и значение вслучае смерти человека.
Этофундаментальное право допустимо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, какестественное, неотъемлемое право личности на свободу от любых незаконныхпосягательств на её жизнь, как со стороны государства, так и со стороны частныхлиц. Во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью.Право на жизнь неотчуждаемое и принадлежит человеку от рождения.
Встатье 3 Всеобщей декларации прав человека провозглашено право каждого человекана жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. В Международном пакте огражданских и политических правах дано более развернутое определение права нажизнь. «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это правоохраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» (ч. 1 ст.6).
Наличиеу человека права на жизнь не означает, что у него есть и юридическое право насмерть. Действующее российское законодательство (ст.45 Основы законодательстваРоссийской Федерации об охране здоровья граждан), запрещает медицинскомуперсоналу даже в случае тяжелой и мучительной болезни пациента удовлетворятьего просьбу об ускорении смерти какими-либо действиями или средствами(эвтаназия).
Охранажизни человека приобретает первостепенное значение в современном обществе.Право на жизнь обеспечивается комплексом правовых средств, закрепленных как вКонституции РФ, так и в отраслевом законодательстве.
Правона достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ) охраняется государством. Ничтоне может быть основанием для его умаления. «Все люди рождаются свободнымии равными в своем достоинстве» — провозглашено в ст.1 Всеобщей декларацииправ человека.
Правона достоинство конкретизируется и Европейской конвенции о защите прав человекаи основных свобод (ст.3): «Никто не должен подвергаться ни пыткам, нибесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».Конституция Российской Федерации дополняет: «Никто не может быть бездобровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам»(п. 2 ст. 21).
Впонятие «унижающие человеческое достоинство обращение или наказание»,согласно разъяснениям Европейского Суда по правам человека, включаетсяобращение и наказание такого рода, которое направлено на то, чтобы вызвать ужертвы чувство страха, подавленности и неполноценности, оскорбить, унизить ихили сломить их физическое и моральное сопротивление. Достоинство гражданинаможет пострадать при проведении освидетельствований, экспертиз, личных обысков,получении образцов для сравнительного исследования. Ущерб достоинствугражданина могут причинить незаконные и неэтичные методы осмотра и обследованияобнаженного тела или получения биологических объектов. Унижают человеческоедостоинство и производимые без достаточных оснований задержание и арест, осмотри выемка корреспонденции..
Охранагосударством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяетоснования и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Так,справедливое и законное требование следователя о представлении доказательств,осуществляемое в установленных уголовно-процессуальным законом случаях ипорядке, не может рассматриваться как ущемление достоинства личности, какоскорбление.
Правона неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей честии доброго имени (ст. 23 Конституции РФ) провозглашает и охраняет важнейшиеблага человека, персонифицирующие личность.
Правона частную жизнь означает предоставленную человеку и гарантированнуюгосударством возможность контролировать информацию о себе, препятствоватьразглашению сведений личного, интимного характера.
Правона тайну частной жизни включает тайну переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Предметомличной и семейной тайны являются биографические сведения; сведения о состоянииздоровья, о совершенных правонарушениях, философских, религиозных, политическихвзглядах и убеждениях, имущественном положении, профессиональных занятиях, оботношениях в семье и т.д.
Недопускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этогоправа, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом инеобходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности иобщественного порядка, экономического благосостояния страны, в целяхпредотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья илинравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Какподчеркивается в ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование ираспространение информации о частной жизни лица без его согласия недопускаются. Более того, органы государственной власти и органы местногосамоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможностьознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими егоправа и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Правоопределять и указывать свою национальность и право пользования родным языком(ст. 27 Конституции РФ). Любое лицо вправе определять свою национальность(отношения к определенной этнической группе). При этом самоидентификация необязательно будет определяться этническим происхождением – национальностьюродителей.
Додостижения возраста 16 лет национальность ребенка может быть определена иуказана, если в этом есть необходимость, только по воле родителей. Но подостижении этого возраста человек вправе сам определить и указать своюнациональную принадлежность. При этом соответствующие органы не должны выяснятьего кровное родство, поскольку это противоречило бы Конституции РФ.
Правона пользование языком означает, что государство гарантирует гражданамРоссийской Федерации осуществление основных политических, экономических,социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка(ст. 5 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-I «О языкахнародов Российской Федерации»).
Этотзакон гарантирует гражданам, не владеющим государственным языком России –русским языком или государственным языком республики в составе РоссийскойФедерации, право выступать на заседании, совещании, собрании в государственныхорганах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которымони владеют. В случае необходимости должен обеспечиваться соответствующийперевод. На государственном, родном или любом другом языке народов России,которым владеет гражданин, он вправе обращаться в государственные органы,организации и учреждения Российской Федерации с предложениями, заявлениями, жалобами.Ответы на них должны даваться на языке обращения, а при отсутствии такойвозможности — на государственном языке Российской Федерации.
Правосвободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства предусмотрено ст.27 Конституции РФ. «Каждый, кто законно находится на территории РоссийскойФедерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания ижительства».
Свободасовести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ) означает, что каждыйможет свободно действовать в соответствии со своими убеждениями и совестью.
Какподчеркивается в ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основныхсвобод, каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это правовключает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать своюрелигию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным иличастным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовыхобрядов.
Федеральныйзакон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозныхобъединениях» не допускает установления преимуществ либо ограничений взависимости от отношения человека к религии. Равенство всех перед законом исудом независимо от отношения к религии и иных обстоятельств закреплено ст. 19Конституции РФ. Поскольку религиозная принадлежность человека не имеетправового значения, не допускается в официальных документах о личности, анкетахпри приеме на работу, других документах наличие требования об указаниинациональной принадлежности человека.
Свободаисповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, которыепредусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересахобщественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья илинравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Свободамысли и слова (ст. 29 Конституции РФ) означает духовную, творческую свободу –свободу идей, мнений, убеждений. Свобода слова, гарантированная Конституцией РФ,дает возможность беспрепятственно выражать свои мысли, передавать их другимлюдям.
КонституцияРФ согласуется со ст. 19 Международного пакта о гражданских и политическихправах, которая закрепляет, что каждый человек имеет право на свободноевыражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространятьвсякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно,письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или инымиспособами по своему выбору.
Никтоне может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Поэтомучеловек и гражданин не может быть привлечен к ответственности (наказан) за инакомыслие,т.е. за мысли и мнение, идущие в разрез с чьей-либо идеологией, взглядами.Цензура запрещена.
КонституцияРФ, гарантируя свободу мысли и слова, устанавливает условия возможногоограничения этого права. Запрещается пропаганда или агитация, возбуждающиесоциальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду,пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языковогопревосходства.
Правона справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Европейской конвенции о защитеправ человека и основных свобод). Данный принцип носит собирательный характер.В Конституции РФ он нашел свое закрепление в ряде статей: право на рассмотрениедела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ч. 1 ст. 47);право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47);право на квалифицированную юридическую помощь (ч. 1 ст. 48); право пользоватьсяпомощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ч. 2 ст. 48).Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока еговиновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установленавступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49).
В соответствии сЕвропейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, каждый, вслучае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении емулюбого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичноеразбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом,созданным на основании закона.
Таким образом, личные(гражданские) права и свободы человека и гражданина это такие права и свободы,которые обеспечивают нормальное функционирование и достойную жизнь каждогочеловека как высшей ступени живых организмов на земле. Они исходят от природычеловека как биологического существа, поэтому государство должно признаватьестественные и неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, создаватьусловия для их реализации и обеспечивать их охрану и защиту.
2.Понятиеи содержание права человека и гражданина на личную неприкосновенность
Правона свободу и личную неприкосновенность установлено ч. 1 ст.22 Конституции РФ.Это право означает, что лицо вправе совершать любые действия, не противоречащиезакону, и при этом оно не должно подвергаться ограничением. Человек имеет правона физическую и духовную неприкосновенность.
Личнаянеприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни быловмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности ивключает в себя физическую (телесную) неприкосновенность, половую и психическуюнеприкосновенность.
Свободныедействия (или воздержание от них) физического лица допустимы, поскольку ими неможет быть причинен вред другим физическим лицам, организациям, обществу,государству. С этой целью в отраслевом законодательстве (уголовном,гражданском, семейном, административном, трудовом и т.д.) устанавливаютсядозволения и запреты, в пределах которых каждый свободен в выборе вариантовповедения.
Обеспечениефизической неприкосновенности личности предполагает создание достаточныхгосударственных гарантий от каких-либо посягательств на ее жизнь, здоровье,половую неприкосновенность, свободу физической активности как со стороныгосударства в лице его органов и должностных лиц, так и со стороны отдельныхграждан.
Телеснаянеприкосновенность и половая свобода защищены уголовным законодательством(уголовная ответственность за убийство, телесные повреждения, изнасилования ит. д.), гражданским законодательством (обязательства, возникающие вследствиепричиняющего вреда, в частности, источником повышенной опасности),административным законодательством (ответственность за правонарушения в областиохраны труда и здоровья населения), уголовно-процессуальным законодательством(запрет домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путемнасилия, угроз и других незаконных мер, производство следственного экспериментапри условии, что этим не создается опасность для здоровья участвующих в немлиц).
Физическаянеприкосновенность человека в области медицины защищена правилом, согласнокоторому любое медицинское вмешательство, будь то операция, сложнаядиагностическая процедура или обыкновенный укол, допускается только с согласияпациента. В отношении лиц, не достигших 15 лет, и недееспособных дают согласиеродители и законные представители. При их отсутствии дает консилиум врачей, аесли нет возможности собрать его – лечащий дежурный врач. В таком же порядке,т. е. без согласия, принимается решение в случаях, когда состояние больного непозволяет ему выразить свою волю.
Обеспечениепсихической неприкосновенности охватывает комплекс мер, направленных на защитуот посягательств на психическое и нравственное здоровье личности,интеллектуальную и волевую сферу сознания человека.
Психическаянеприкосновенность личности обеспечивается недопустимостью: 1) сеансовцелительства (включая гипноз), в том числе с использованием средства массовойинформации; 2) применения методов лечения, в том числе хирургических илекарственных средств, вызывающих необратимые последствия на психику и общеесостояние душевнобольных; 3) допросов под гипнозом, экстрасенсорнымвоздействием, с использованием растормаживающих препаратов; 4) угроз, обещаний,вымогательства, шантажа, уговоров с целью добиться признания или получениюугодных следователю показаний.
Всоответствии со ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никтоне может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке,установленном законом:
1)законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;
2)законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнениевынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспеченияисполнения любого обязательства, предписанного законом;
3)законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобыоно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению всовершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основанияполагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения илипомешать ему скрыться после его совершения;
4)заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законногопостановления для воспитательного надзора или его законное заключение подстражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;
5)законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространенияинфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражудушевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
6)законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения егонезаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры поего высылке или выдаче.
Каждомуарестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины егоареста и любое предъявляемое ему обвинение. Каждый задержанный или заключенныйпод стражу незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу,наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебноеразбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда.Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.
Каждый,кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право набезотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу ина освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.
Всоответствии с п. 2. ст. 22 Конституции РФ, арест, заключение под стражу исодержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебногорешения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Исходяиз указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,уполномоченные органы, и, прежде всего суд, могут принимать относящиеся к ихведению решения, касающиеся избрания меры пресечения в виде заключения подстражу, ее отмены или изменения, а также продления срока содержания под стражейтолько с учетом того, подтверждаются или нет достаточными данными названные вуголовно-процессуальном законе основания применения этой меры пресечения.Причем, именно на суде, выносящем по ходатайству, направленному прокурором,следователем или дознавателем в порядке ч. 3 ст. 108 УПК РФ, постановление обизбрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или о продлении срокасодержания под стражей, лежит обязанность оценки достаточности представленныхсторонами материалов для принятия законного и обоснованного решения.
Помнению Л.А. Окунькова право на свободу и личную неприкосновенность – важнейшееправо человека, которое он получает с момента рождения. Свобода и личнаянеприкосновенность дают человеку возможность совершать любые действия, непротиворечащие закону.
Неприкосновенностьможет быть как физическая (жизнь, здоровье человека), так и моральная и духовная(честь, достоинство личности).
Правона свободу и личную неприкосновенность обеспечивается государственнымиинститутами. Уровень реализации права на свободу и личную неприкосновенность,его защиты и гарантированности нормами права является важным показателемдемократизации общества, служит необходимой предпосылкой становления иформирования правового государства. Поэтому государство и все его институтыдолжны быть заинтересованы в том, чтобы были реализованы права и свободыличности.
Подправом на личную неприкосновенность в уголовном процессе принято пониматьсубъективное право лица (в отношении которого закон допускает применение мерпроцессуального принуждения) на обеспечение его психической и физическойнеприкосновенности от противоправных посягательств должностных лиц игосударственных органов.
Правочеловека и гражданина на личную неприкосновенность имеет для каждогосамостоятельное и жизненно важное значение. Его следует отграничивать от другихсмежных субъективных прав: собственности, свободы передвижения, выбора местапребывания и жительства.
Всвязи с этим, необходимо подчеркнуть, что личная неприкосновенность являетсяобщеправовым институтом, к которому относят телесную, духовную, нравственную ипсихическую неприкосновенность, в частности, индивидуальную свободу и личнуюбезопасность человека и гражданина.
НормамиКонституции РФ впервые суду предоставлено право принимать решение об аресте,заключении под стражу, а также содержании под стражей лиц, подозреваемых иобвиняемых в совершении преступлений.
Этоположение соответствует п. 4 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человекаи основных свобод. «Каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания,имеет право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решаетвопрос о законности его задержания и выносит постановление об его освобождении,если задержание незаконно».
Среди процедурныхгарантий реализации принципа неприкосновенности личности, которые необходимособлюсти при задержании или избрании меры пресечения в виде заключения подстражу, Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейскаяконвенция о защите прав и основных свобод указывают: каждый арестованный должензнать основания и причины его ареста; иметь доступ к материалам дела, которыеиспользуются при решении вопроса о содержании лица под стражей; иметь правовоспользоваться услугами адвокатов. Указанные права лица, чья личнаянеприкосновенность подлежит ограничению, могут быть реализованы черезуведомление.
Возложениена суд такого права является достижением законодательства. Ранее правоарестовывать, заключать под стражу принадлежало прокурору. Прокурор вбольшинстве случаев принимал решение заочно, т.е. в отсутствие лица, котороеарестовывалось, и обязан был допрашивать только небольшой круг лиц, в частности,несовершеннолетних.
Предоставлениеправа суду принимать решение об аресте предполагает участие в рассмотренииэтого вопроса лица, которое должно предстать перед судом. В решении вопроса обаресте вправе принимать участие и защитник. Суду надлежит разъяснять правалицам, участвующим в ходе решения вопроса об аресте, что наделяет суды новымиобязанностями. Следует отметить, что арест (заключение под стражу) являетсясамой радикальной из мер пресечения способов уклонения от следствия и суда. Врезультате применения ареста (заключения под стражу) лицо лишается свободы и нев состоянии выполнять возложенные на него обязанности. Судебная процедура ссоблюдением принципов гласности, непосредственности и др. должна способствоватьпринятию законных и обоснованных решений, уменьшить количество ошибок приаресте (заключении под стражу).
Послерешения вопроса об аресте (заключении под стражу) лицо помещается, как правило,в следственный изолятор или же в изолятор временного содержания, если нетследственного изолятора.
Арест,заключение под стражу в подавляющем большинстве случаев производятся в ходепредварительного расследования. Определены предельные сроки содержания подстражей в ходе предварительного расследования – 18 месяцев. Первоначальный сроксодержания под стражей установлен в 2 месяца, и дальнейшее продление сроковсодержания под стражей теперь возложено на суд. И так как предельные срокисодержания под стражей в ходе судебного разбирательства дела не установлены,лицо в период рассмотрения его дела в суде может содержаться под стражейнеограниченный период времени.
Насуд также возложена обязанность принимать решение о содержании лица подстражей, т.е. контролировать его нахождение под стражей, поэтому лица,содержащиеся под стражей, вправе обращаться в суд с жалобами, обращениями ит.д. по вопросам, связанным с их содержанием под стражей.
Решениевопросов об аресте, возложенное на суд, включает не только случаи производства поуголовному делу, но и случаи разбирательства о совершении административнонаказуемых деяний, т.е. иных правонарушений.
Ареступредшествует задержание лица по подозрению в совершении преступления. Если срокзадержания раньше согласно Уголовно-процессуального Кодекса составлял 72 часа,то теперь он составляет 48 часов. В развитие конституционных предписаний в ст.10 УПК РФ предусмотрены гарантии законности и обоснованности применения мерпроцессуального принуждения, а также гарантии от неправомерного ограничениясвободы.
Исключениеустановлено Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. «Онеотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявленийорганизованной преступности», согласно которому задержание подозреваемых иобвиняемых по этим преступлениям возможно на срок до 30 суток []. Лицо,задержанное по подозрению в совершении преступления и помещенное в изоляторвременного содержания, также лишается свободы. Оно может быть подвергнутозадержанию в порядке, установленном уголовно — процессуальным законодательствомна основании решения следователя, лица, производящего дознание. Решение озадержании может быть обжаловано в суд.
Уведомлениео задержании является одной из гарантий соблюдения принципа неприкосновенностиличности, а также законности ограничения ее свободы, соблюдения принципов инорм международного права, обеспечения доступа граждан к правосудию.
Такжев курсовой работе рассмотрим конституционное право на свободу и личнуюнеприкосновенность в условиях действия особых правовых режимов – чрезвычайногои военного положения.
Закрепленныйв ч. 3 ст. 55 Конституции РФ принцип допустимости ограничения прав и свободчеловека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основконституционного строя, нравственности, здоровья,прав и законных интересов других лиц, здоровья, прав и законныхинтересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства, содержиттребование разумной достаточности применяемых мер, которые могут осуществлятьсятолько в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии,что такие меры не являются несовместимыми с обязательствами России помеждународному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основерасы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а такжене предусматривают ограничения прав и свобод, перечисленных в ч. 3 ст. 56Конституции РФ, которые не могут ограничиваться ни при каких обстоятельствах, втом числе и в условиях чрезвычайного или военного положения. И среди таких правпервое место занимает право на жизнь.
Всоответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита правчеловека и гражданина являются обязанностью государства.Реальноеобеспечение прав и свобод граждан и безопасности личности относится к жизненноважным интересам Российской Федерации. По заключению научного совета при Советебезопасности РФ проблема обеспечения безопасности личности является одной изключевых в социально-политической обстановке Российской Федерации и должнаявиться одной из основных составляющих политики возрождения России.
Задачаобеспечения прав и свобод человека и гражданина приобретает особое значение впериод действия особых правовых режимов при возникновении различных ситуацийчрезвычайного характера, когда нормальное функционирование общества игосударства вследствие тех или иных причин становится невозможным. Каксправедливо отмечают В.В. Маклаков и Б.А. Страшун "… конституции частопредусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод причрезвычайных обстоятельствах". Такими обстоятельствами могут быть агрессияиностранного государства, непосредственная угроза жизни и безопасности гражданили конституционному строю государства (например, попытки захвата илиприсвоения власти, массовые беспорядки, теракты, межконфессиональные ирегиональные конфликты, чрезвычайные ситуации природного и техногенногохарактера и др.). В подобных случаях вводятся предусмотренные национальнымзаконодательством особые (чрезвычайные) правовые режимы деятельности органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, учреждений иорганизаций.
С принятием КонституцииРФ основания введения военного и чрезвычайного положений были строгоразграничены. Военное положение может быть введено Президентом РФ на территориистраны или в отдельных ее местностях только при угрозе национальнойбезопасности исключительно внешнего характера (ст. ст. 87, 88 Конституции РФ),тогда как чрезвычайное положение может быть введено Президентом РФ в силупричин внутреннего характера при обстоятельствах, предусмотренных федеральнымконституционным законом. Вместе с тем специальные федеральные конституционныезаконы, которые должны определять основания введения военного и чрезвычайногоположений и их режимы, не принимались в течение довольно длительного времени.Пристальное внимание общественности к разработке этих законов во многом былообусловлено стремлением обеспечить согласованность их норм смеждународно-правовыми стандартами, особенно по вопросам правового статусаличности в условиях военного и чрезвычайного положения.
Только в началенынешнего столетия был принят Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и Федеральный конституционныйзакон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»,которые в настоящее время являются правовой основой двух особых правовых режимовдеятельности органов государственной власти, иных государственных органов,органов местного самоуправления, общественных объединений, учреждений иорганизаций в исключительных для государства обстоятельствах. Такимиобстоятельствами являются агрессия или непосредственная угроза агрессии противРоссии (для военного положения), непосредственная угроза жизни и безопасностиграждан или основам конституционного строя Российской Федерации (длячрезвычайного положения).
Международная практикаприменения чрезвычайного и военного положения в различных странахсвидетельствует о том, что законодательство большинства зарубежных государстврассматривает эти режимы в качестве правовых институтов, регламентирующихчрезвычайный режим осуществления государственной власти в различных ситуациях,когда нормальное функционирование общества и государства невозможно. При этомподдержание режимов чрезвычайного или военного положения практически неизбежносвязано с ограничениями прав и свобод граждан, приобретающими зачастуюнеоправданно жесткий характер.
Гарантией соблюденияоснов правового статуса личности в условиях чрезвычайного и военного положениямогут являться существующие в Российской Федерации меры защиты прав и свободграждан, предусмотренные статьями 45 – 46 Конституции РФ, включая возможностьобращения в суд и в органы прокуратуры. В связи с этим особого внимания требуетвыяснение полномочий в период военного положения именно судов и прокуратуры. Здесьнеобходимо исходить из того, что в отличие от законодательства других стран иисторического опыта России Конституция РФ (ч. 3 ст. 118) и Федеральныйконституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системеРоссийской Федерации» (ч. 1 ст. 4) создание каких-либо чрезвычайных судовне допускают.
В период проведенияширокомасштабной антитеррористической операции в Чеченской Республике в1999-2002 годах были массовые нарушения прав человека (право на жизнь, набезопасность, право на свободное передвижение и др.), ограничения прав вусловиях, когда не объявлялось ни чрезвычайное, ни военное положение в районебоевых действий. Представители Организации Безопасности и Сотрудничества Европы,посетившие Чеченскую Республику, говорили о необходимости судебногорасследования всех фактов нарушения прав человека, убийств и исчезновениялюдей. Объяснить эти нарушения прав на личную неприкосновенность можно тольконеобходимостью обеспечения защиты этого права других лиц, поскольку в этихусловиях происходили массовые нарушения личных (гражданских) прав человека игражданина. Но в это же время это не может оправдывать нарушение права наличную неприкосновенность со стороны государства. Представляется, чтогосударство может действовать только в тех пределах, которые определенызаконом, что составляет суть правового государства. Поэтому принятиефедеральных конституционных законов о чрезвычайном и военном положении являетсяшагом вперед по пути развития правового государства, обеспечения реализацииличных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина, закрепленныхКонституцией РФ.
3.Проблемыреализации прав и свобод человека и гражданина на личную неприкосновенность
Правона свободу и личную неприкосновенность, закрепленное ч. 1 ст. 22 Конституции РФ,занимает особое положение среди личных (гражданских) прав и свобод человека игражданина. Отношение к свободе и личной неприкосновенности, степень ихзащищенности – безусловный показатель уровня зрелости и развитости правовогогосударства.
Правона свободу есть не что иное, как возможность совершать любые правомерныедействия, не нарушающие права и свободы других лиц. В неразрывной связи с нимнаходится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, котораяраспространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправесилой или угрозами принуждать человека к каким-либо действиям, подвергатьистязаниям и наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своейсудьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании,получать высшее образование, поступать на работу и т.д.).
Вто же время наличие права на свободу и личную неприкосновенность не следуетпонимать как полное отсутствие ограничивающих воздействий на поведениечеловека. Личная неприкосновенность не имеет абсолютного характера. Государствоустанавливает формы, основания и меры ее ограничения.
ВРоссийской Федерации в настоящее время существует много проблем, затрудняющихреальное обеспечение и защиту права на свободу и личную неприкосновенность, очем свидетельствует значительный рост преступности, массовые нарушения прав исвобод человека, несовершенство действующего законодательства. По этой причиневопросы о нормативном содержании, механизме реализации, системе гарантий испособах защиты конституционного права на личную неприкосновенность продолжаютоставаться одними из наиболее значимых как в теоретическом, так и впрактическом отношении.
Процессопределения и реализации прав человека представляет собой необходимую ступеньна пути к формированию истинно правового и демократического государства.Изучение системы прав и свобод человека и гражданина, основанных на принципахсвободы, равенства, справедливости и обладающих универсальным характером, — сложная, но крайне актуальная задача. Как уже отмечалось, одну из центральныхпозиций занимает право на свободу и личную неприкосновенность человека, котороевыступает объектом исследования многих гуманитарных и юридических наук вразличных аспектах его сущности и возможной реализации. Главная роль в этом процессесовершенно справедливо возложена на конституционное право России, раскрывающееосновные положения, касающиеся определенной автономности личности, еегарантированной независимости от других членов общества и государства.
Одновременнонормы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, содержат и другиеотрасли права, например, уголовное право, уголовно-процессуальное право,гражданское право и гражданский процесс, административное право.
Какпредставляется, особое значение личной неприкосновенности придается последующим основным причинам:
— во-первых, анализируемое право принадлежит каждому от рождения и не зависит отпринадлежности к гражданству государства;
— во-вторых, это право является базисом для многих других конституционных прав исвобод;
— в-третьих, это право, по существу, «цементирует» другие права исвободы человека и гражданина;
— в-четвертых, личная неприкосновенность выступает в качестве действеннойгарантии не только конституционных прав и свобод, но и тех прав, которыепредусмотрены отраслевым законодательством.
Вроссийском законодательстве нет единого мнения о понятии права на свободу иличную неприкосновенность. Несмотря на множество предпринятых попыток, проблемаиндивидуальной свободы и личной неприкосновенности отечественной юридическойнаукой изучена недостаточно. Нет четко определенных подходов, мало посвященныхей фундаментальных работ. Как правило, свобода и личная неприкосновенностьрассматриваются в общей совокупности индивидуальных прав, без раскрытия ихсути, механизмов и условий реализации, а большинство публикуемых о нихматериалов носят описательный характер или жестко ограничиваются отраслевымирамками или анализом законодательства. Это сужает представления об объектеисследования, препятствует познанию его природы, неразрывной связи с другимиявлениями правовой действительности и, в конечном счете, мешает поиску путейсовершенствования российского законодательства в этой области.
Преждечем вносить предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительнойпрактики в области соблюдения права человека на личную неприкосновенностьнеобходимо учитывать следующее:
— право на личную неприкосновенность можно определить как предоставленнуючеловеку и гарантированную государством возможность каждого защищать физическую,половую и психическую неприкосновенность, свою честь и достоинство;
— личная неприкосновенность представляет собой жизнедеятельность человека,связанная с его физическим и психическим здоровьем, созданием условий для ихсохранения;
— субъектом права на личную неприкосновенность выступает каждый человек, в томчисле несовершеннолетний и душевнобольной. Особенность специального субъектавыражается в том, что он обладает определенной неприкосновенностью, связанной свыполнением специальных функций.
Нормымеждународного права устанавливают, что требование о личной неприкосновенностиавтоматически ограничивается в той степени, в какой отдельное лицо ставит подугрозу свою жизнь, совмещая ее с действиями, причиняющими вред этой жизни.
Вроссийском конституционном праве выделяются в качестве составных частей правана личную неприкосновенность: физическая (телесная) и внутренняя (духовная)неприкосновенность. При этом физическая неприкосновенность включает и половуюнеприкосновенность. Внутренняя неприкосновенность включает нравственную,психическую и индивидуальную неприкосновенность. Однако ст. 22 Конституции РФсужает содержание права на личную неприкосновенность до физической свободы,ограничивая возможности реализации этого права.
Следуетотметить, что защита права на личную неприкосновенность требует установлениярежима конфиденциальности, поскольку личная неприкосновенность может быть тесносвязана с неприкосновенностью частной жизни. И лишь в случае, если лицосовершает противоправное деяние либо, если интересы следствия и правосудиятребуют наличия данных сведений в уголовном процессе на законных основаниях, вотношении других лиц можно вести речь о возможности их использования.
Ограничениеличной неприкосновенности человека может происходить в связи с применением кнему мер юридической ответственности, выраженных в государственном правовомпринуждении. Специфика и социальная роль такого ограничения выражены в рядехарактерных черт. Во-первых, это принуждение, точнее его вид и мера,установлены в интересах общества. Во-вторых, оно формализовано в праве иреализуется посредством юридических процедур. И, в-третьих, подобныеограничения возможны только в отношении лиц, совершивших преступления, т. е.посягнувших на конституционные права и свободы других членов общества. В данномконтексте правовое ограничение свободы и личной неприкосновенности виновногоиндивида воспринимается не в виде произвола, а как мера социальной защиты отнежелательного и вредного для окружающих поведения. Среди указанных правовых ограниченийи иных воздействий можно назвать, например, задержание, арест, лишение свободы,обыск, принудительное лечение, в отдельных государствах применение смертнойказни.Личнаянеприкосновенность – это составляющий элемент справедливости, она жизненно важнадля полного выражения достоинства, присущих индивиду, равных и неотъемлемыхправ всех людей. Решения государственных органов и должностных лиц, в которых,так или иначе, ограничивается личная неприкосновенность, должны бытьобоснованными и, как правило, содержать указания на имеющиеся средства правовойзащиты.Праволичной неприкосновенности, как и другие конституционные права и свободычеловека и гражданина, может быть надлежащим образом установлено только приналичии определенных гарантий их защиты.
Такимобразом, право на личную неприкосновенность закреплено Конституцией РФ иотносится к числу основных, жизненно важных прав. В системе естественных инеотъемлемых прав человека оно занимает особое место, поскольку, если незащищены свобода и личная неприкосновенность, то не защищены и все другие праваи свободы человека и гражданина.
Ксожалению, в настоящее время в российском конституционном праве нет четкосформулированного определения «личная неприкосновенность».
Важноотметить, что ст. 22 Конституции РФ определяет право на личнуюнеприкосновенность только как свободу физическую. В силу чего ч. 2 указаннойстатьи Конституции РФ предусматривает положение, касающееся ареста, заключенияпод стражу и содержания под стражей, которые допускаются только по судебномурешению. До судебного решения лицо не может быть подвергнут задержанию на срокболее 48 часов. По существу это конституционное предписание касается личнойсвободы, но не личной неприкосновенности. Нарушение или ограничение права наличную свободу может не повлечь за собой нарушение права на личнуюнеприкосновенность. Однако право на личную неприкосновенность тесно связано справом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Посколькунарушение указанных прав можно повлечь за собой нарушение права на личнуюнеприкосновенность, например, психологическую неприкосновенность.
Таким образом, право наличную неприкосновенность можно определить как гарантированную государствомличную безопасность каждого человека, которая состоит в недопущении, пресечениии наказуемости посягательств со стороны других членов общества, органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, иных государственных имуниципальных органов, должностных лиц, общественных объединений.
Заключение
Изучение вопросов,определенных планом работы, позволяет сформулировать ряд обобщающих выводов.
Право на личнуюнеприкосновенность, предусмотренное ст. 22 Конституции РФ, воплотило в себеобщие требования отношения к человеку, его правам и свободам с учетом положениймеждународных гуманитарных актов о правах и свободах человека. Конституционноеположение подчеркивает значение обоснованности и законных оснований для арестаи задержания человека в качестве подозреваемого в совершении преступления,соблюдения норм его содержания под стражей, а также помещения в медицинскоеучреждение лишь по решению суда. Для заключения под стражу как крайней мерыограничения свободы требуются особо веские основания. Оно возможно лишь поделам о преступлениях, которые предусматривают наказание в виде лишениясвободы, и если суд приходит к выводу, что привлекаемый к уголовнойответственности, будучи на свободе, может скрываться от следствия и суда,воспрепятствовать ходу следствия либо встанет на путь совершения новогопреступления. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется пообщему правилу после предъявления обвинения при соблюдении гарантий права назащиту.
Следует признать, чтосегодня в российской правовой системе функции государства по обеспечению правана жизнь, права на личную неприкосновенность урегулированы недостаточно. Так,не создан необходимый механизм эффективной реализации полномочийгосударственных органов по охране личных (гражданских) прав и свобод человека игражданина. Усиление правозащитной функции государственных органов требуетрасширения их компетенции, внесения необходимых изменений в действующеезаконодательство, совершенствования организации системы органов государственнойвласти и административно-юридических процедур.
Соблюдение правчеловека в государстве обеспечивается, в первую очередь, уважением к личности,ее правам и свободам со стороны государства, общества и каждого человека игражданина. Примеры пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения,осуществления арестов и задержаний с грубыми нарушениями закона,свидетельствуют об отсутствии такого уважения.
Развитие гарантийсоблюдения прав и свобод человека, в том числе и права на личнуюнеприкосновенность, возможно только тогда, когда в государстве и обществесоблюдаются законы, а законы направлены на обеспечение безопасности человека,обеспечения достойного уровня его жизни. Но при этом в основу правовогорегулирования реализации прав и свобод человека и гражданина должен бытьположен конституционный принцип – «Человек, его права и свободы являютсявысшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ).
Список использованнойлитературы
Нормативныеправовые акты
КонституцияРоссийской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. сучетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации от 30 декабря 2008 г.№-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета. 2009. 21 января.
Федеральныйзакон от 24 июля 1999 г. № 5487-1 «Основы законодательства РоссийскойФедерации об охране здоровья» // Российские вести. 1993. 9 сентября.
Федеральныйзакон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозныхобъединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
Федеральныйконституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ с изм. от 30 июня 2003 г. «Очрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
Федеральныйконституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ с изм. от 30 июня 2003 г. «Овоенном положении» // СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2710.
Федеральныйконституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 2-ФКЗ с изм. от 4 июля 2003 г. «Осудебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ с изм. от 7 апреля2010 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52. (Часть 1). Ст. 4921.
ЗаконРоссийской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощии гарантиях прав граждан при ее оказании // Ведомости Съезда народных депутатови Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 33. Ст. 1913.
Закон РоссийскойФедерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I „О языках народов РоссийскойФедерации“ // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного СоветаРоссийской Федерации. 1991. № 50. Ст. 1740.
Международныеправовые акты
Всеобщаядекларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.// Российская газета. 1995. 5 апреля.
Международныйпакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеи ООН 16декабря 1966 г. // Сб. международных документов по правам человека / отв. ред.Л.А. Лукашева. М., 2006.
Конвенцияо защите прав человека и основных свобод: принята Советом Европы 4 ноября 1950г. Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г.№ 54-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
Конвенцияпротив пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видовобращения и наказания: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г.Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 г. №6416-ХI // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. №45. Ст. 747.
Специальная дополнительнаялитература
Бережнов А.Г. Праваличности: некоторые вопросы теории. М., 1991.
Васильева С.В.,Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России: учебник. М., 2010.
Ведерникова О.А. Жизньи ее место в универсальной системе прав и свобод человека // Право игосударство: теория и практика. 2008. № 6 (42).
Витрук Н.В. Общаятеория правового положения личности. М., 2008.
Гасанов К.К.,Стремоухов А.В. Абсолютные права человека и ограничение прав // Правоведение.2004. № 1.
Горшкова С.А. Европейскаяконвенция по предупреждению пыток и защита прав человека в России // Журналроссийского права. 2003. № 6.
Лазарев В.В.Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема // Журналроссийского права. 2009. № 9.
Лебедев В.М. Судебнаязащита свободы и личной неприкосновенности граждан на предварительномследствии: учебное пособие. М., 2001.
Ким Ю.В. „Достойнаяжизнь“ как категория конституционного права // Конституционное имуниципальное право. 2009. № 8.
Комментарийк Конституции Российской Федерации / под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юрид. лит.,1994.
Комментарийк Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. М.: Бек, 1996.
Конституционное(государственное) право зарубежных стран: учебник / под ред. Б.А. Страшуна. М.,1995.
МалеинаМ.Н. Право индивида на телесную (физическую) неприкосновенность // Государствои право. 1993. № 4.
Научно-практическийкомментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2009.
Общая теория правчеловека / отв. ред. Л.А. Лукашева. М., 1996.
Петрухин И.Л.Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М., 1999.
Пономаренко Е.В. Опроцессе осуществления естественных и неотчуждаемых прав и свобод гражданина //»Черные дыры" в Российском законодательстве. 2004. № 3.
Садовникова Г.Д.Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М., 2009.
СтецовскийЮ.И. Право на свободу и личную неприкосновенность. М., 1999.
Уголовно-процессуальноеправо Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. М., 2003.
ШмоткинА.В. Пределы ограничения прав и свобод личности при обеспечении национальнойбезопасности / В кн.: Проблемы обеспечения национальной безопасности всовременных условиях. М, 2001.