СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Общаяхарактеристика прав и свобод человека и гражданина
2.1. Личные(гражданские) права и свободы
2.2. Политическиеправа и свободы
2.3. Экономические,социальные и культурные права и свободы
3. Свободамысли и слова
4. Свободаслова.
4.1. Свободаслова и средства массовой информации
4.2. Свободаслова: философский аспект
5. Доступ кинформации. Государственная и иная, охраняемая законом тайна
5.1. Формыдоступа к информации. Институт аккредитации
5.2. Доступ к судебным слушаниям
5.3. Государственная тайна
Заключение
Списокиспользуемой литературы
1. Введение
В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясьполитико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либофилософское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у властиклассов.
Свобода слова тесно связана с вопросами установления истины,самоуправления, обеспечения гибкости политической системы, самореализацииличности, естественных прав человека и их защиты.
Исторически она возникла как инструмент для обеспеченияинформированности и поддержания высокого уровня компетентности государственныхорганов власти. Так, английский Билль о правах 1689 г. гарантировалчленам Парламента полную свободу обсуждения дел королевства и чиновников, безчего его работа была бы неэффективной. Это свойство свободы слова до сих порценится даже некоторыми авторитарными режимами, которые оставляютнебольшие и безопасные для своей стабильности «островки свободы» (например, лишённыецензуры малотиражные газеты), чтобы иметь объективное представление о том, чтоже реально происходит в регионе и за его пределами. Более широко, эта свободастала считаться одним из важнейших условий для поиска и установления истины.Как писал Дж. Милль, «особое зло подавления мнений в том, чтообездоливается все человечество, и те, кто против данной мысли, еще больше, чемее сторонники. Если мысль верна, они лишены возможности заменить ложь истиной;если неверна, теряют… ясный облик и живое впечатление истины, оттененной ложью…Полная свобода выражений — необходимое условие, чтобы оправдать претензии наистину».[1]
Другим аспектом «Билля о правах» 1689 года было то, что внём Парламент рассматривается как высший представительный орган национального самоуправления,следовательно, что право на информацию о работе правительства исходит отнарода. По мере развития демократии, последнее приобрело особуюактуальность.
С точки зрения этой политической системы, наиболее важной сторонойсвободы слова является свобода распространения такой информации, которая можетповлиять на исход выборов или на работу правительства. Здесь вбольшинстве современных либеральных демократий законодательные ограничениянизки и вводятся только на срок избирательных кампаний: публикации в СМИ должнычётко давать понять, является ли их целью оказание воздействия на выборы и ктореально несёт за них ответственность. Для того, чтобы люди были достаточноосведомлены накануне выборов, они должны ознакомиться с различными точкамизрения. Это в первую очередь относится к основным для избирателей источникаминформации (на сегодняшний день это телевидение) и обеспечивается либодоступом к широкому ряду свободных от цензуры и независимых друг от другаисточников, либо политикой плюрализма на занимающих монопольноеположение СМИ.
В сочетании с демократическими процедурами, обеспечивающимиподотчётность правительства перед избирателями, свобода слова становится однимиз важнейших инструментов защиты всех прав человека. Как отмечал КарлПоппер, она также играет ключевую роль в обеспечении стабильности либеральнойдемократии, поскольку делает возможным подстройку работы правительства идаже политической системы в целом под объективные потребности общества.[2]
Либерализм раскрыл этическуюсторону свободы слова, которая на эмоциональном уровне стала доминировать надизложенным выше утилитарным взглядом. Здесь на первый план выступаютчеловеческое достоинство и объективные потребности (естественные права),данные человеку от рождения. Эта концепция имеет христианские корни, и еёранние популяризаторы (начиная с Гуго Гроция) часто ссылались на цитатуиз Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27). Однако позжеона была переформулирована Кантом в терминах светской теории, чтопринципы человеческого общества имеют фундаментальную естественную природу.Такой подход означает, что допустимы только такие ограничения на свободу слова,которые носят вынужденный и нравственно оправданный характер.
Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейшихправ человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать,печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях,предусмотренных законом.
Первые официальные упоминания о свободе слова в России связаны спринятием цензурного устава Александром I в 1804 году. В течение всейпоследующей истории критики государственной власти отмечали расхождение междудекларируемой в законах свободой слова и печати и реальным положением дел встране.
Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека — стала вторая половина XX в. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейскойконвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта огражданских и политических правах, Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступленийгеноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех формрасовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актовявилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.
Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые дляотдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека ониявляются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущейчеловеческой личности; естественного права на участие в решении вопросовустройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальныхи экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных длянего материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальныеправа, зафиксированные в конституции государства и важнейшихмеждународно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но неменее важных прав.
2. Общаяхарактеристика прав и свобод человека и гражданина
Действующая Конституция России закрепляет гуманистический характерконституционного строя — в системе «человек — государство» не человексуществует для государства, а государство для человека.
Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что вслучае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей (втом числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя)приоритет следует отдавать правам человека. Права и свободы человека игражданина объединяют в три группы:
2.1. Личные права и свободы
Личные (гражданские) права и свободы — это те права и свободы,которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности,предоставляют конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (кругинтересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи,интимные стороны жизни и т. п.) от неправомерного вмешательства государства идругих лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютныйхарактер и предоставляется всем членам российского общества независимо отналичия или отсутствия гражданства Российской Федерации. К личным правам исвободам человека и гражданина относятся: (право на жизнь; достоинстволичности; право на свободу и личную неприкосновенность; право нанеприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести идоброго имени; неприкосновенность жилища; право на определение и указаниенациональной принадлежности, использование родного языка; свободу передвиженияи выбора места жительства; свободу совести и вероисповедания, право гражданинана замену военной службы альтернативной гражданской службой; свободу мысли ислова; право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь,процессуальные гарантии и др.)
2.2. Политические права и свободы
Политические права и свободы — это права и свободы, обеспечивающиеучастие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизниобщества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичнойвласти. В отличие от личных прав многие политические права и свободыпринадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свободамассовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку). Кполитическим правам и свободам относятся: право на объединение, обеспечивающиеучастие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизниобщества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичнойвласти. В отличие от личных прав многие политические права и свободыпринадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свободамассовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку). Кполитическим правам и свободам относятся: право на объединение; свободасобраний, митингов, шествий и демонстраций; право на участие в управленииделами государства (включая избирательные права, право участвовать вотправлении правосудия), право доступа к государственной службе; правообращений («право петиции»); свобода информации и средств массовой информации идр.
2.3. Экономические, социальные икультурные права и свободы
Экономические, социальные и культурные права и свободы — это праваи свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека вэкономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, каки личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждомучеловеку. Многие права данной группы носят позитивистский характер идетализируются в отраслевом законодательстве — трудовом, пенсионном, семейном,жилищном и др.
3. Свободамысли и слова
Конституция наряду со свободой слова закрепляет свободу мысли.Сама по себе мысль не наносит вреда обществу, независимо от ее содержания, покаона не воплотилась в конкретное деяние. Гарантии свободы мысли заключаются взащите человека от ограничения возможности мыслить свободно и независимо. Длязащиты свободы мысли как результата функционирования головного мозга человекароссийское законодательство предусматривает различные запреты воздействия намозг и сознание медикаментозными и иными препаратами, незаконными экспериментами. Федеральный закон «Опсихиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 августа 1992 № 3185-1. (в последней ред. от 22.08.2004)
Запрещается использование технических средств (электронно-лучевыхи электромагнитных) для воздействия на мозг человека Федеральный закон от 27.12. 1991г. N 2124-1 «О средствах массовой информации». (в последнейред. от 21.07.2005).
Свобода мысли тесно связана с идеологической свободой. Вгражданском обществе, основанном на свободе идеологий, никто не может навязыватьчеловеку какие-либо мысли и желания помимо его воли.
Мысль не может проявляться свободно, если невозможно ее свободновысказать. Свобода слова заключается в возможности человека публичновысказывать, предавать гласности, распространять любым способом свои мысли иубеждения.
Если свобода мысли не может быть ограничена никакими законнымиспособами, то некоторые ограничения свободы слова допускаются в интересахохраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Деяния, направленные на подрыв стабильности государства, грубыенарушения прав и свобод человека и гражданина, влекут уголовную и инуюответственность. Некоторые ограничения свободы слова, установленные уголовным иадминистративным законодательством, заключаются в недопустимости публичныхпризывов к насильственному захвату, удержанию власти или насильственномуизменению конституционного строя, возбуждения национальной, расовой илирелигиозной вражды, призывов к развязыванию агрессивной войны. Уголовнаяответственность также может наступить за клевету и оскорбление Уголовный кодексРоссийской Федерации от 18.12.2001г. №174-ФЗ. (в последней ред. от03.07.2007г.)., административная — за мелкое хулиганство, выразившееся внецензурной брани в общественном месте, Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ (в последней ред.от 03.07.2006). Гражданское законодательство не позволяет распространятьсведения, которые способны нанести вред чести, достоинству или деловойрепутации граждан. В судебном порядке можно требовать опровержения такихсведений и компенсации морального вреда.
Законодательство РФ охраняет также государственную и иную тайну,например, служебную, коммерческую, тайну частной жизни, в том числе тайнуусыновления, медицинского диагноза, нотариальных действий. Налоговые органы невправе разглашать информацию об имуществе и доходах граждан. За пределамиустановленных законом запретов, направленных на обеспечение интересов личности,общества, государства, свобода слова не ограничивается.
Запрет принуждения к выражению своих мнений и убеждений и отказаот них является частным проявлением права каждого на свободу слова. Российскоезаконодательство не допускает ни прямого принуждения, ни косвенного,заключающегося в предоставлении льгот и преимуществ или установленииограничений в зависимости от убеждений человека.
Каждый человек может иметь те или иные убеждения и свободен в ихвыражении устно, письменно или через средства массовой информации.
Свобода информации является элементом свободы мысли и слова.Статья 29 конституции РФ устанавливает целый ряд прав человека в областиинформации. Право искать, получать, производить и распространять информацию безпредварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законнымспособом независимо от государственных границ и форм выражения не подлежитограничению со стороны государства, кроме распространения сведений,составляющих государственную тайну Федеральный закон «Об общих принципахорганизации местного самоуправления Российской Федерации» от 6 октября2003. № 131-ФЗ, (в последней ред. от 03.06.2006).
Права человека в области информации более полно раскрываются иконкретизируются в Федеральном законе «Об информации, информатизации изащите информации», который регулирует отношения в области формирования ииспользования, сбора, обработки, хранения, поиска, распространения информации иее защиты. Закон предусматривает обязанность государства по обеспечениюреализации прав граждан и организаций в условиях информатизацииФедеральный закон «Обинформации и защите информации» от 20 февраля 1995 №24-фз (в последней ред. От10.01.2003).
Конституционное положение о гарантированности свободы массовойинформации развивается в Законе РФ «О средствах массовой информации».В соответствии с этим законом поиск, получение, производство и распространениемассовой информации, учреждение средств массовой информации, владение,пользование, распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме случаев,установленных законом.
4. Свобода слова
4.1 Свобода слова и средства массовойинформации
За последнее десятилетие произошли коренные преобразования вгосударственном устройстве России, сопровождавшиеся глубокими изменениями вэкономической, социальной, политической, культурной и других сферах общественнойжизни. Предоставление права вещания находящимся в частной собственности теле- ирадиокомпаниям, расширение информационного обмена с зарубежными странами,появление спутникового телевидения, использование для передачи информациицифровых технологий и глобальной информационной сети Интернет существеннорасширили информационные и культурно-коммуникативные возможности человека ипривели к возникновению новых отношений в сфере сбора, производства, полученияи распространения информации.
И хотя за эти годы сложилась определенная система правовогорегулирования деятельности средств массовой информации, играющих огромную рольв общественной жизни России, нельзя сказать, что общество располагает четким иосмысленным представлением об основаниях, характере, возможностях и границахправового регулирования СМИ, в особенности телевидения и радиовещания.
Особое влияние на развитие современного законодательства осредствах массовой информации, в том числе телевидения и радиовещания, оказалаглава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РоссийскойФедерации. Прежде всего, речь идет о статье 29. В части 1 этой статьиговорится: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Таким образом,провозглашается правовая защищенность этих фундаментальных основополагающихсоциально-политических ценностей. Включенные в конституционный текст в качественорм-принципов, они приобретают качество основополагающих правовых ориентиров.В последующих частях статьи 29 структура этого нормативного принципаразвивается и детализируется. Так, в части 3 этой статьи устанавливается, что«никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказуот них», то есть юридически закрепляется запрет на принудительное ограничениеинтеллектуальной свободы. В части 4 статьи 29 фиксируются общие юридическиеусловия и пределы свободной, без какого-либо вмешательства, информационнойдеятельности, обеспечивающей интеллектуальную свободу: «Каждый имеет правосвободно искать, получать, передавать, производить и распространять информациюлюбым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну,определяется Федеральным законом». Наконец, часть 5 статьи 29 устанавливает:«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»[3].
Эти базовые нормативные установления необходимо рассматривать всистемной связи с другими конституционными нормами и принципами, прежде всего,с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, устанавливающей пределыосуществления прав и свобод во избежание злоупотребления ими: «Осуществлениеправ и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы другихлиц».
В части 3 статьи 55 это требование еще более конкретизировано:«Права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом только в тоймере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства». Это установление в постановленииКонституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 годаквалифицируется в качестве принципа соразмерного конституционно значимым целямограничения прав и свобод.
К сожалению, несмотря на провозглашенные в Конституции РоссийскойФедерации гарантии свободы слова, законодательное определение этого понятия досих пор отсутствует, а в специальной литературе даются различные еготолкования. Так, в Комментарии к Конституции Российской Федерации свобода словатрактуется как право объективировать свои мысли устно, письменно, вхудожественных образах.
Авторы Комментария также отмечают: «Свобода слова — великоезавоевание демократии, позволяющее выявлять и учитывать многообразие мнений иубеждений людей, начиная от индивида и небольшой социальной группы людей домирового сообщества. Но это право не может быть безгранично.
Цивилизация в интересах сохранения мира, безопасности, культурывыработала определенные ограничения в пользовании данным правом».[4]
В Большом юридическом словаре свобода слова определяется как«одно из личных политических прав граждан», которое является составной частьюболее общего права, получившего название «свобода информации». Свобода слова,по мнению авторов, «представляет собой возможность публично (устно, письменно,с использованием средств массовой информации) выражать свое мнение (мысли)».Далее в указанном словаре также отмечается, что «законодательство и судебнаяпрактика в демократических странах выработали систему ограничений свободы словас целью не допустить злоупотреблений ею»[5].
Соотношение понятий «свобода слова», «свобода печати» и «свободамассовой информации». Понятия «свобода слова», «свобода печати» и «свободамассовой информации» тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Свобода слова, как уже отмечалось, понятие многоплановое, потому имеетмножество форм проявления. Традиционно формы проявления свободы слова связываютс возможностью свободно выражать свое мнение на собраниях, митингах, втворчестве; в обращениях, жалобах и предложениях, направляемых в органыгосударственной власти, в форме голосования на выборах и референдумах;высказывать его в печати, по радио и телевидению.
Вместе с тем есть и другиеформы проявления свободы слова. Их можно разделить на две группы. Одна из нихсвязана с правом получения информации. К ней относятся: свободный доступ кинформации о деятельности государственных органов, общественных объединений поразличным вопросам общественной жизни; к документам и материалам, которыекасаются лично гражданина; свободное пользование результатами творческоготруда, Интернетом. Другая группа связана с правом учреждать средства массовойинформации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также организовыватьтехническое обеспечение производства и распространения информации. Значимостьэтих форм проявления свободы слова нисколько не ниже, чем свободноевысказывание мнения в устной или письменной форме. Без доступа к информации,без возможности свободно выпускать в свет печатную продукцию, организовыватьтехническое звено средств массовой информации и коммуникации свобода слова несможет найти свою реализацию.
Потому понятия «свободапечати» и «свобода массовой информации» можно рассматривать как составляющиепонятия «свобода слова». Но чаще всего они рассматриваются как синонимы.
Общие принципы теориидемократического участия сводятся к тому, что граждане имеют право доступа ксредствам массовой информации и право быть обслуженными ими так, как они тогохотят. Средства массовой информации существуют, в первую очередь, для своихаудиторий, а не для их организаций, профессионалов или клиентов. Группы,организации и сообщества должны иметь свою печать и вещание. Маломасштабные,взаимодействующие формы СМИ лучше, чем широкомасштабные, профессиональные.
В современномкоммуникационном процессе наблюдаются тенденции широкого развития теориисоциальной ответственности прессы, что находит отражение в правовомрегулировании средств массовой информации.
Гарантированныев статье 29 Конституции Российской Федерации свобода мысли и слова, правокаждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространятьинформацию могут осуществляться любым законным способом. Эти права и свободычеловека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в тоймере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны ибезопасности государства.
Следовательно,государство вправе относить те или иные сведения в области военной,экономической и других видов деятельности, распространение которых можетнанести ущерб обороне страны и безопасности государства, к государственнойтайне. В связи с этим статьей 29 (часть 4) Конституции Российской Федерациипредусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну,определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средстваи способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовнуюответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству.
4.2. Свобода слова: философский аспект
Выражение“свобода слова” состоит из двух элементов, каждый из которых имеет своюсоставляющую. Слово “свобода” в русском и других языках имеет несколькозначений. Толковые словари, например, рассматривают свободу вообще какотсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-нибудь. В общественной жизни— как отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическуюжизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов. Вфилософии свобода слова — возможность проявления субъектом своей воли на основеосознания законов развития природы и обществ
“Слово”применяется в значении единицы языка, служащей для наименования понятий,предметов, лиц, действий, состояния, признаков, связей, отношения, оценок, атакже в значении публичного выступления. В философии как утверждение приматамысли, разума воли: “Вначале было слово”.
Философскиеучения о свободе слова имеют многовековую историю и основаны на концепциисвободы личности, теории естественных прав человека. Учитываясовременное понимание “свободы слова” и весь объем правомочий, возникающих приреализации этого права, понятие “свобода слова” включает: во-первых,субъективное право каждого человека иметь свое мнение, убеждения и свободновыражать их в любой форме, во-вторых, право производить и распространятьинформацию любыми законными способами, в том числе учреждать средства массовойинформации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, организовывать техническоеобеспечение производства и распространения информации; в-третьих, правополучать информацию по любым вопросам общественной жизни, а также вопросам,затрагивающим интересы личности.
Формальнонаделить равным правом на свободу слова можно всех и каждого, но очевидно, чтодалеко не каждый хочет, способен или имеет реальную возможность воспользоватьсяэтим своим священным правом. С социальной точки зрения право гражданина насвободу слова мало, чем отличается от, например, права на образование (любопытно,что провозглашено именно “право”, а не свобода образования, едва ли этослучайность). И поскольку, как мы уже поняли, “свобода слова” означает правоодних членов общества навязывать себя всем остальным, то фактически в любомобществе она подвергается неизбежным ограничениям, так как в случаеабсолютизации этого права, как равного права для всех граждан, мы на практикеполучим ничем не оправданный безответственный произвол всех над всеми, анархию.
Различныеобщества по-своему решают эту проблему – кому дать право “свободы слова”, комуего ограничить, а кого этого права вовсе лишить. Государственная власть или ееизбранные институты обязательно имеют над своими подданными право Свободыслова, которое всегда выступает в качестве атрибута Власти, и является условиемповиновения ей. Разумеется, в зависимости от вида общества “свобода слова”реализуется по-разному. Данным правом (или привилегией) не обязательно должнанаделяться личность, это может быть и общественный (или государственный)институт (церковь, партия, СМИ). Свобода слова может иметь локальный характер,например, учителя в отношении учеников.
5. Доступ к информации. Государственнаяи иная, охраняемая законом тайна
5.1. Формы доступа к информации.Институт аккредитации
Доступк информации можно получить, используя различные формы. Наиболеераспространенными формами являются: устный или письменный запрос, аккредитация,личные контакты. Правовое обоснование имеют запрос и аккредитация. СогласноЗакону «О средствах массовой информации» (Закон РФ от 27.12.1991 г. №2124-1) редакцияимеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов,организаций, общественных объединений, их должностных лиц, а работникиуказанных организаций, в частности руководители, их заместители, работники пресс-служб или другие уполномоченные на то, лица в пределах их компетенции обязаныпредоставлять такую информацию. Запрос может быть сделан как в письменной, таки в устной форме. Установлены законом и сроки ее предоставления — 10 дней.Отказ в представлении запрашиваемой информации возможен, если она имеетсведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную специальноохраняемую законом тайну. Сообщение об отказе передается редакции с указаниемпричины отказа. Этот отказ может быть обжалован в суд.
Если затребованные сведенияне могут быть представлены в десятидневный срок, возможна отсрочка впредставлении информации. Сообщение об отсрочке дается в семидневный срок содня получения письменного запроса. В сообщении должны быть указаны: причины, покоторым запрашиваемая информация не может быть представлена в срок; дата, ккоторой будет представлена запрашиваемая информация; должностное лицо,установившее отсрочку, дата принятия решения об отсрочке. Все эти сведенияпригодятся, если редакция решит обжаловать такое решение.
Суть аккредитации состоит вправе редакций, получившей аккредитацию при государственных органах,организациях, учреждениях, органах общественных объединений получатьсвоевременно сведения о предстоящих заседаниях, совещаниях и другихмероприятиях, проводимых этими организациями и материалы с этих мероприятий(стенограммы, протоколы и другие документы). Этому праву корреспондируетобязанность организаций создавать аккредитованным журналистам благоприятныеусловия для получения информации.
Иногда аккредитующиеорганизации считают, что на собраниях, заседаниях могут присутствовать лишь тежурналисты, которые аккредитованы при этих организациях. Другим же, по ихмнению, можно указать на дверь. Такое мнение не имеет правового обоснования.Журналистов, которые узнали о предстоящем мероприятии без помощи аккредитующегооргана, нельзя лишать права получать информацию. Другое дело, что аккредитующаяорганизация может не оказывать таким журналистам содействия в получениидополнительных материалов о проводимом мероприятии.
Корреспондент может бытьлишен аккредитации, если им либо редакцией нарушены установленные правилааккредитации либо распространены сведения, не соответствующие действительности,унижающие честь и достоинство граждан, а также деловую репутацию организации,аккредитовавшей корреспондента. Правила аккредитации устанавливают самиорганизации. Они обычно содержат процедуру подачи заявления, сроки рассмотренияи случаи возможного отказа в аккредитации.
Особые правилааккредитация установлены для корреспондентов иностранных средств массовойинформации. Эти правила закреплены в Законе РФ от 27.12.1991 г. №2124-1 (ред.16.10.2006 г.) «О средствах массовой информации».
5.2. Доступк судебным слушаниям
Криминальные истории,судебные очерки являются излюбленными темами очень многих изданий, поэтому дляжурналистов, которые готовят такие материалы, немаловажными являются вопросы,связанные с получением информации из зала суда.
Доступ к судебным слушаниямоснован на принципе гласности судопроизводства. В основном гражданские иуголовные дела рассматриваются судом в открытом судебном заседании. Проблемдоступа в зал суда в таких случаях, как правило, нет: приходи и слушай.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ (ред. 05.04.2005 г.)« О судебной системе Российской Федерации», статья 9. На практике судьиреагируют на присутствие прессы только тогда, когда журналисты желаютзапечатлеть процесс на фото, вести киносъемку или видеозапись. Если, по мнениюсуда, это вызовет помехи при рассмотрении дела, приведет к нарушению порядка взале заседания, председательствующий по делу может запретить съемку. Если жесудья посчитает, что съемку производить можно, прежде чем дать свое разрешение,он должен получить согласие обвинения и защиты (по уголовному делу), спроситьмнение юридически заинтересованных в исходе дела лиц, участвующих в деле (погражданскому делу).
По просьбе сторон или однойиз них, если не возражают при этом юридически заинтересованные в исходе делалица, суд может рассмотреть в закрытом судебном заседании любое дело.
При рассмотрении дела илисовершении отдельных процессуальных действий в закрытом судебном заседаниирезолютивная часть решения суда в любом случае оглашается публично. О том, чтодело рассматривается в закрытом судебном заседании, суд выносит определение. Всоответствии с ГРАЖДАНСКИМ ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ от 14.11.2002 г. №138-ФЗ
Статья10. Гласность судебного разбирательства
1.Разбирательство дел во всех судах открытое.
2.Разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам,содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления(удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотренофедеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускаетсяи при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося нанеобходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны,неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласноеобсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либоповлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законныхинтересов гражданина.
3.Лица, участвующие в деле, иные лица, присутствующие при совершении процессуальногодействия, в ходе которого могут быть выявлены сведения, указанные в частивторой настоящей статьи, предупреждаются судом об ответственности за ихразглашение.
4.О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего иличасти судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение.
5.При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица,участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели,эксперты, специалисты, переводчики.
6.Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдениемвсех правил гражданского судопроизводства.
7.Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебномзаседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средстваудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись,трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешениясуда.
8.Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такоеобъявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних.
Как в уголовном, так и вгражданском процессе существует отдельная процедура, связанная с охраной личнойпереписки и телеграфных сообщений граждан (статья 138 п.1 Уголовного кодексаРоссийской Федерации). Содержащаяся в них информация оглашается в открытомсудебном заседании только с согласия лиц, между которыми происходили этапереписка и телеграфные сообщения. В противном случае эти тайные сведенияоглашаются и исследуются только в закрытом судебном заседании. Точно такжеисследуются личные записи, звуко- и видеозаписи, если те носят личный характер.
Зная правила, существующие вуголовном и гражданском судопроизводстве, журналист всегда может определить, накаком основании его просят покинуть зал. Журналисты, стараясь не нарушитьзакон, перед подготовкой судебного репортажа пытаются получить письменноесогласие председательствующего по делу, однако судьи, ссылаясь на то, чтопроцесс открытый, отказываются давать такое разрешение. И они совершенно правы.Такое разрешение требуется, в тех случаях, когда журналисты готовят публикациюв период подготовки дела к судебному разбирательству. В ходе же процесса(рассмотрения дела по существу) верховенство принадлежит принципу гласности.Поэтому, все сведения, озвученные в судебном заседании, журналист вправесделать достоянием общественности без особого на то позволения.
5.3.Государственная тайна
«Закон о государственнойтайне» основывается на Конституции Российской Федерации,Законе Российской Федерации «О безопасности» и четко определяетосновные понятия относящиеся к государственной тайне.
К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения:
1) сведения в военной области: о содержании стратегических иоперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведениюопераций.
2) сведения в области экономики, науки и техники: — то есть осодержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов квозможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности поизготовлению вооружения и военной техники, об объемах поставок и о запасахстратегических видов сырья и материалов, а также о размещении и фактическихразмерах государственных материальных резервов;
— об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересахобеспечения ее обороноспособности и безопасности;
— о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценныхкамней Российской Федерации, ее финансах и бюджетной политике (кроме обобщенныхпоказателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов).
3) сведения в области внешней политики и экономики: — то есть овнешнеполитической и внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной)деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которыхможет нанести ущерб ее интересам
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной иоперативно-розыскной деятельности: — то есть о силах, средствах, источниках,методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной иоперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этойдеятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется всоответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевойпринадлежностью.
Что такое государственнаятайна можно узнать из закона «О государственной тайне», от 21.07.1993 г. №5485-1. Согласно закону, государственные секреты это сведения, защищаемыегосударством в целях предотвращения их несанкционированного распространения исоздания угрозы национальной безопасности России, а также конституционнымправам и свободам граждан.
На практике при подготовкематериалов у журналистов довольно часто возникают проблемы, связанные стайнами. Любой журналист, на какую тему бы он не писал, должен знать, какиесведения могут быть отнесены к тайнам (государственной, служебной,коммерческой, профессиональной, тайне личной жизни граждан). Эта «таинственная»информация определена многими нормативными актами.
Заключение
Все-такиесть у нас в России свобода слова или нет? С одной стороны, статья 29 Конституцииуверяет, что есть, и давно — как минимум с момента принятия этой самойКонституции 12 декабря 1993 г. С другой стороны, патриарх отечественноготелевидения Владимир Владимирович Познер публично заявляет, что свободы слова унас нет. Во всяком случае, на телевидении. Кому верить? Я лично верю обоим этимисточникам. И не вижу здесь ни малейшего противоречия.
Начнемс Конституции: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». И правда, каждыйнаш гражданин (и даже иностранец) может думать про наши порядки любую мысль,которую ему вздумается. Никого его мысли не интересуют. И слова может говоритьлюбые. Но только самому себе, жене, детям. А вот говорить любые слова друзьям изнакомым я бы уже не советовала. А отсюда следует, что даже за высказывание наинтернет-форуме или в малопосещаемом блоге могут запросто привлечь к ответу.
Хорошоеще, что высшая судебная инстанция повелела отличать «сведения», которые нельзясообщать хотя бы и одному лицу, от «мнений», против которых в суд не пойдешь.Действительно, ну как потребовать опровержения такой, скажем, сентенции: «Ядумаю, что свободы слова у нас нет». Чистой воды мнение. Даже без признаковоскорбления, ибо ни о какой «неприличной форме» (а она является обязательнымпризнаком оскорбления) говорить не приходится. Нельзя же судебным решениемобязать человека думать, что свобода слова у нас есть. Да и Конституция невелит: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений илиотказу от них».
Какбороться с пренебрежением нормами Конституции и закона? Ответ один — чтобынавести порядок в стране, нужны независимая пресса и сильное гражданскоеобщество. О том же говорит и Конституция, признающая и гарантирующая (статьи13, 29) и идеологическое разнообразие, и политическое разнообразие, имногопартийность, и свободу массовой информации, и запрет цензуры.
Список используемой литературы
1. Милль Дж. «О свободе» Наука и жизнь. – 1993. № 11
2. Садовский В. Н. «Карл Поппер и Россия». — М.: 2002.
3. КонституцияРоссийской Федерации, 1993 г., Эксмо. М.,2009
4. Любимов А.П.Комментарий к Конституции РФ- М.: Экзамен, 2005 г.
5. Большойюридический словарь, под ред. А.Я.Сухарева, М.: Инфра-М, 2007г.
6. Карпов А.В.Конституционное право России, — М.: Дашков и К, 2008 г.
7. Румянцев О.Г.Основы конституционного строя России. – М.: Юрист,1999г.
8. Федеральныйконституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ (ред. 05.04.2005 г.) « О судебнойсистеме Российской Федерации».
9. Закон РФ «О средствах массовой информации»от 27.12.1991 г. №2124-1.
10. Закон РФ «Огосударственной тайне», от 21.07.1993 г. № 5485-1.
11. Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях правграждан при ее оказании», от 2.08.1992 № 3185-1.