ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ТЕМА: Источники права в США в их историческомразвитии
В контрольной нужно отразить следующее.
Английскоеобщее право в США. «Судейское право».
«Декларациянезависимости». Появление конституций штатов, «Статей конфедерации»,федеральной конституции и поправок к ней. Судебный конституционный контроль.
Законодательствои кодификация в штатах (гражданский кодекс Луизианы). Попытки федеральной унификацииправа.
Сводзаконов Соединенных Штатов.
Расширениесферы федерального законодательства в ХХ веке. Делегированное законодательство.
Заключение.
Источникии литература:
1)Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. /Сост. В.И. Лафитский.- М. 1993. (Особенно-вступительная статья О.А. Жидкова).
2)Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. — М. 1993.
3)Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. — Л., 1982.
4)Давид Р. Основные правовые системы современности. — М. 1988.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕПРАВА В США 4
2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В США 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 17
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы контрольнойработы. Право США по своей структуре относится к семье общего права. Категории «общееправо», «право справедливости», «доверительная собственность» понятны и естественныкак для английских, так и для американских юристов. Для американского юриста, каки для английского, право — это только право судебной практики; нормы. Выработанныезаконодателем, как бы многочисленны они не были, эти нормы по-настоящему входятв систему американского права лишь после того, как они будут неоднократно примененыи истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебныерешения, их применившие.
Право США, следовательно,в целом имеет структуру, аналогичную структуре английского права. Но стоит приступитьк рассмотрению той или иной проблемы, как выявляются различные структурные различиямежду этими системами права.
Особо следует изучить односущественное различие, так как оно является основополагающим, — различие между федеральнымправом и правом отдельных штатов. Судебная система и организация управления меняютсяот штата к штату, равно как гражданский и уголовный процесс. От штата к штату меняетсясписок наказаний, предусмотренных уголовным законом.
Как ни значимо федеральноеправо, в повседневной жизни наиболее важным для граждан и юристов остаётся правоштатов. При этом необходимо знать не только право штатов, но и различия между ними.Очень важно отдавать себе отчёт в том, что при всех возможных различиях в правештатов в основе своей право США едино из-за воздействия федерального права.
Тема контрольной работы: «Источники права вСША в их историческом развитии».
Цель исследования состоитв том, чтобы раскрыть понятие и сущность источников права в США, отследить их развитие.
Задачи исследования предопределяютсяцелью исследования и состоят в том, чтобы:
— показать истоки зарождения права в США;
— рассмотреть основные источники права в соединенных штатах.
При разрешении поставленныхзадач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридическийметод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.
Структура контрольной работывключает: титульный лист, содержание, введение, два вопроса, заключение, списокиспользованных источников. Контрольная работа выполнена на 17 страницах компьютерноготекста.
1. ЗАРОЖДЕНИЕИ СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВА В США
Первые английские поселенияна территории современных США возникли в XVII веке: независимые колонии были созданыангличанами в Виргинии (1607 г.), в Плимуте (1620 г.), в Массачусетсе (1630 г.)и Мэриленде (1632 г.); колония Нью-Йорк, основанная голландцами, стала английскойтолько в 1664 году; колония Пенсильвания, ранее принадлежавшая шведам, – в 1681году. 13 колоний были основаны в 1722 году [10. с. 98].
Какому праву подчинялись этианглийские колонии? Ответ, данный на этот вопрос в Лондоне в связи с делом Кальвинав 1608 году, сводился к следующему: подлежит применению общее право Англии; обосновываясьна территориях, не освоенных цивилизованными нациями, английские подданные приносятс собой и общее право. Английские колонии в Америке попадают под это правило. Следовательно,в принципе, подлежат применению общее право и вместе с ним английские законы, изданныедо колонизации Америки и вносившие дополнения или изменения в общее право. Датойначала применения общего права во всех американских колониях считается, согласноКенту, 1607 год, т.е. дата образования первой колонии. Это положение, хотя и весьмаспорное (так как до 1776 г. не существовало никаких связей между различными колониями),как будто получило всеобщее признание.
Принцип дела Кальвина, однако,содержит одно ограничение: общее право Англии применяется в колониях только «в тоймере, в какой его нормы соответствуют условиям колоний». Однако нормы английскогообщего права совершенно не соответствовали условиям жизни американских колоний.
Тесно связанное с архаическойпроцедурой, требовавшей опытных практиков, общее право было неприменимо на территориях,где практически не было, несмотря на пестроту населения, никаких юристов и где вовсене заботились о том, чтобы их пригласить или готовить. Кроме того, важнейшие нормыобщего права были выработаны феодальным обществом и для феодального общества, тоесть для общества такого типа, от которого американские колонии были далеки. Проблемы,которые вставали перед колонистами, были совершенно новыми проблемами, разрешитькоторые общее право не могло. Кроме того, общее право вовсе не нравилось колонистам:в большинстве случаев они вынуждены были эмигрировать из-за преследования и отнюдьне видели, подобно английским юристам, в общем праве бастиона свободы личности.
Что же фактически применялосьв Америке? Если оставить в стороне отдельные распоряжения местных властей, то можносказать, что практически действовало довольно примитивное право, созданное в некоторыхколониях на основе Библии. Повсюду была широко распространена свобода судейскогоусмотрения. Как реакция на произвол судей в различных колониях предпринимались попыткикодифицировать право, но примитивные кодексы, составленные в период с 1634 (в Массачусетсе)по 1682 год (в Пенсильвании), ничего общего не имели с современной техникой кодификации.Основной интерес представляет не содержание, а сам дух и цель этой кодификации [8.с. 56].
Положение меняется в XVIIIвеке с улучшением условий жизни колонистов, с изменением их экономики и взглядов,В колониях ощущается потребность в более развитом праве. На общее право начинаютсмотреть по-иному: во-первых, потому, что оно может быть использовано для защитыот королевского абсолютизма, и, во-вторых, потому, что в нем видят связующее звеномежду всем, что есть английского в Америке, против угроз, идущих от французскихколоний – Луизианы и Канады. Вместе с тем масштабы применения общего права по-прежнемуоставались объектом сомнений и споров, юристов по-прежнему не хватало, и судья сюридическим образованием был редкостью. Возникает течение в пользу более широкогоприменения общего права; американские суды выражают свое намерение применять различныеанглийские законы (например, 1677г. о мошенничестве); в Филадельфии в 1771–1772годах были изданы комментарии Блэкстона.
Независимость, провозглашеннаяв 1776-м и окончательно установленная в 1783 году, создала для бывших английскихколоний, ставших Соединенными Штатами Америки, совершенно новые условия. Французскаяугроза, несколько уменьшившаяся в результате аннексии Канады Англией в 1763 году,полностью исчезла с приобретением Соединенными Штатами Америки Луизианы в 1803 году.Франция стала для США другом и союзником, а все враждебные настроения были обращеныпротив Англии. После завоевания политической независимости возникла и стала популярнойидея самостоятельного американского права. Республиканские идеалы и идеи национальногоправа обусловили благоприятное отношение к кодификации. Казалось нормальным, чтоДекларация прав и Конституция США (провозглашенная 17 сентября 1787 г.) будут дополненыкодексами. Территория Нового Орлеана, выделенная из бывшей Луизианы, могла явитьсяпримером в этом отношении, так как после вступления в Союз в Новом Орлеане былиприняты кодексы французского типа, в том числе и Гражданский кодекс (1808 г.). В1811 году Бентам предложил свои услуги президенту Мэдисону для составления кодексаСША.
До середины XIX века можнобыло сомневаться относительно исхода борьбы, которая велась в Америке между сторонникамиобщего права и приверженцами кодификации. В Массачусетсе в 1836 году законодательнаякомиссия потребовала составления кодекса; Конституция штата Нью-Йорк 1846 года предусматриваласоставление систематизированного кодекса, включающего все право штата. Еще в 1856году историк английского права Генри Мэн предсказывал успех романо-германской правовойсистемы в США. Многие обстоятельства, казалось, говорили в пользу этого; ряд штатовпосле провозглашения независимости запретил ссылаться на английские судебные решения,вынесенные после 1776 года; к Союзу было присоединено много территорий, где действовало,во всяком случае, теоретически, французское или испанское право и не существовалоникаких традиций общего права. Кроме того, Америку населяли толпы новых иммигрантов,приехавших из стран, где общее право не было известно, и в которых, как, например,в Ирландии, не любили все английское. Возникло мощное движение, требующее кодификацииамериканского права, связанное в Нью-Йорке с именем Дэвида Дедлея Фильда. Этомудеятелю удалось добиться принятия в ряде штатов уголовных, уголовно-процессуальныхи гражданско-процессуальных кодексов. Однако Соединенным Штатам Америки сужденобыло остаться в системе общего права, за исключением территории Нового Орлеана,ставшего в 1812 году штатом Луизиана. Другие территории, присоединившиеся к Союзу,могли теоретически подчиняться французским, испанским или мексиканским законам.Однако фактически эти законы там были неизвестны, и поэтому в Техасе (с 1840 г.)и в Калифорнии (с 1850 г.), в принципе, было адаптировано общее право Англии, апрежние традиции были сохранены только для нескольких институтов (брачный режим,земельный режим). Повсюду утвердились концепции, которые ранее применялись в бывшиханглийских колониях, а они были тесно связаны с общим правом.
Причины триумфа общего праване требуют особого объяснения. Прежде всего, это триумф традиции. Английский языки английское происхождение населения страны сохранили США в семье общего права.Этому способствовали труды некоторых юристов, среди которых, прежде всего, следуетназвать Кента с его комментариями (1826–1830 гг.), и Стори. Вспомним также и о влияниинекоторых школ права, которые, правда, получили настоящее распространение толькопосле Гражданской войны (1861–1865 гг.), но которые сразу после завоевания независимостиспособствовали формированию юристов благодаря системе обучения, основанной на общемправе. [12. с. 81].
Законы большинства штатовпрямо оговорили, что общее право по состоянию на определенную дату является действующимправом. В других штатах обошлись без такого уточнения.
Англия долгое время являласьмоделью для американских юристов. Развитие, достигнутое Англией в экономическоми культурном отношении, и отставание американских университетов и доктрины заставлялисудей США строго руководствоваться этим образцом, согласовывать развитие американскогоправа с развитием права английского, хотя это и не было обязательным. Поэтому можнонаблюдать некоторый параллелизм в развитии английского и американского права. Снекоторых точек зрения можно даже утверждать, что по мере того, как условия жизнив США сближались с условиями жизни в Европе, американское право стало более близкимк английскому праву, чем в колониальную эпоху.
Структурные реформы, осуществленныев английском праве в течение XIX века, нашли в общем виде отражение и в США. В различныхштатах, как и в Англии, отбросили старинные формы исков и приняли значительно менееформальную процедуру, которая позволила юристам уделить больше внимания материальномуправу, а не отправлению правосудия. Соотношение между общим правом и правом справедливоститакже было пересмотрено, в результате чего в большинстве штатов был ликвидировандуализм юрисдикции общего права и права справедливости.
Развитие, начавшееся в XIXвеке, продолжалось и в XX веке. С другой стороны, в XX веке в США, как и в Англии,появилась новая тенденция. Право перестали рассматривать только как средство разрешенияспоров, все более и более оно стало представлять в глазах граждан и самих юристоворудие, способное создать общество нового типа и именно для этого предназначенное.В настоящее время различие или даже противоположность этих систем вызывается, еслиабстрагироваться от национального суверенитета, целым комплексом довольно сложныхфакторов, которые в различных планах делают США и американцев государством и нацией,глубоко отличающимися от Англии и англичан. Англия – страна традиций; США, гордыесвоими предками, сбросившими иго колониализма и тем самым создавшими новую родинудля иммигрантов многих рас, отвергают слишком древние традиции. Англия – монархия,ее политический режим – парламентарного типа; США – республика, имеющая президентскийрежим. Англия всегда была очень централизованной в вопросах отправления правосудия;США – государство федеральное, в котором необходимо примирять общенациональные интересыи партикулярные интересы штатов. Есть серьезные различия и в экономической структуреобеих стран. Их население, различное по количеству, различно и по своему этническомусоставу, по вероисповеданию, образу жизни и настроениям. Американский образ жизнине является идеалом для англичан; система образования в США иная, чем в Англии;даже язык американцев имеет тенденцию отделиться от английского языка [1. с. 55].
Разумеется, нельзя преувеличиватьвсе эти расхождения. При всем том обе правовые системы имеют общую основу, и этоочень существенно и, во всяком случае, достаточно для того, чтобы американцы самибез всяких колебаний считали себя членами семьи общего права.
2. ИСТОЧНИКИПРАВА В США
5 сентября 1774г. в Филадельфиибыл созван I Континентальный конгресс, в работе которого приняли участие представители12 колоний (Джорджия не участвовала). Конгресс направил королю послание, требовавшееотмены законов, нарушающих интересы колоний, и объявлял бойкот английским товарамвплоть до полной отмены дискриминационных актов. Но так как английский парламенти король Георг III отвергли требования конгресса, вооружённый конфликт между обеимисторонами стал неизбежным. Можно сказать, что созыв I Континентального конгрессаи принятые на нем решения стали по существу первыми проявлениями совместной, организованнойдеятельности американских колоний. Именно тогда были заложены основы для их дальнейшегообъединения, закреплённые на II Конгрессе принятием решения об организации совместныхвоенных действий. Уже в ходе войны окончательно созрело стремление вести борьбувплоть до полного отделения от метрополии и получения колониями статуса независимыхгосударств. 15 мая 1776 г. по предложению Самюэля Адамса конгресс официально санкционировалобразование независимых от Англии штатов. Конституции штатов расширяли демократическиеправа населения. Почти повсеместно были приняты «билли о правах», которые провозглашалисвободу слова, совести, собраний, неприкосновенности личности и т. д. Следует добавить,что принятие новых конституций во всех штатах знаменовало собой важных шаг революционногозначения. Эти конституции уничтожали привилегии земельной аристократии, запрещаливзыскивать фиксированную ренту и ликвидировать другие пережитки феодализма. Политическаявласть перешла в руки национальной буржуазии и плантаторов [2. с. 41].
Колонии объявили себя республиками-штатами,а 1 июля 1776 г. законодательным собранием Виргинии была принята так называемаяВиргинская декларация прав, которая явилась первой декларацией в истории американскогонарода. Эта декларация охватывала весь круг идей, обосновывавших отделение от Англиии образование демократической республики. Она говорила о защите «жизни, свободыи собственности».
Самым важным в работе ВторогоКонтинентального конгресса является принятие 4 июля 1776г. Декларации независимостиСоединённых штатов Америки. Проект Декларации поручили подготовить комиссии из пятичленов конгресса в составе Томаса Джефферсона, Джона Адамса, Бенджамина Франклина,Роджера Шермана и Роберта Ливингстона. Однако полномочия по созданию проекта Декларациибыли переданы в руки Томаса Джефферсона, который 17 дней (с 11 по 28 июня) работалнад её текстом, не прибегая к помощи научных трактатов, памфлетов и коллег по комитету.Проект Джефферсона с незначительными редакционными поправками Дж. Адамса и Б. Франклина28 июня был предоставлен конгрессу как «Декларация представителей Соединённых ШтатовАмерики, собравшихся на Генеральный Конгресс». 19 июля Конгресс изменил название:«Единогласная декларация тринадцать объединённых Штатов Америки». Обсуждение проектаДекларации началось в первых числах июля и продолжалось три дня. В ходе обсужденияв него были внесены изменения, в частности был изъят раздел, который осуждал рабствои работорговлю. Он был вычеркнут в угоду Южной Каролине и Джорджии, которые никогдане пытались ограничить ввоз рабов, а напротив, намеревались продолжать работорговлю.Из 1800 слов документа члены Конгресса выбросили около четверти текста, было замененонесколько фраз и слов и сделано две вставки. Слова были заменены на более приемлемые,в ряде случаев более точные и менее эмоциональные. Декларация была одобрена 2 июля.Провозглашённые Декларацией принципы в наименьшей степени отвечали и интересам национальнойбуржуазии, которая выступала в союзе с плантаторами против старых колониальных порядкови господства тесно связанной с метрополией колониальной аристократии. Национальнаябуржуазия была заинтересована в революционных преобразований для того, чтобы сместисо своего пути барьеры, мешавшие её продвижению к власти. В этом отношении показателени состав депутатов, подписавших Декларацию Независимости. Вечером 4 июля Декларациябыла удостоверена подписями президента конгресса Дж. Хэнкока и секретаря Ч. Томаса.Три четверти подписавших нажили свои состояния на торговле и контрабанде. В целомиз 56 подписей 13 принадлежали купцам, 8 — плантаторам, 28 — адвокатам, которыев свою очередь были купцами, плантаторами либо непосредственными представителямитех или других, и 7 — представителям различных профессий. Следует отметить, чтоделегация Нью-Йорка в голосования не участвовала из-за отсутствия у неё необходимыхполномочий и присоединилась к общему мнению только 15 июля.
Соединенные Штаты Америки(США)/> — первое в мире государство, в котором были приняты документы,официально именовавшиеся конституциями/>. Первоначально это произошлов каждом из 13 штатов, бывших английскими колониями/>, в процессеих борьбы за независимость от короны. Затем, после их объединения и образованиянового единого крупного государства — США, была принята американская Конституция,действующая с поправками/> до настоящего времени. Это старейшийиз всех существующих сегодня основных законов. Данная Конституция была принята Конвентом,собравшимся в Филадельфии/> в мае 1787 г. В работе Конвента принялиучастие 55 делегатов от 13 штатов/>. Цель принятия Конституциисостояла в том, чтобы юридически оформить образование нового независимого государства— Соединенных Штатов Америки — и при этом установить такое его устройство, котороесделало бы невозможным его произвол в отношении человека. Конституция была принятаКонвентом 17 сентября 1787г. и после ратификации необходимым числом штатов вступилав силу 4 марта 1789г.
Первоначально Конституциясостояла из Преамбулы/> и 7 статей. Преамбула указывает цели принятияКонституции (образование более совершенного союза, утверждение правосудия, обеспечениевнутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию,обеспечение благ свободы), а также источник, от которого она исходит («Мы, народ...»).Американские суды не признают за Преамбулой нормативного значения.
Конституция США является жесткой/>. Она изменяется в форме внесения поправок/>. Процедуравнесения поправки согласно ст. 5 Конституции включает два этапа: принятие на федеральномуровне и ратификацию штатами. На федеральном уровне поправка принимается Конгрессом/> (федеральным парламентом) или Конвентом/> (органом,специально созываемым для принятия поправки). В Конгрессе поправка считается принятой,если за нее проголосовало 2/3 парламентариев каждой палаты. Конвент созывается потребованию 2/3 штатов. Но принятия поправки на федеральном уровне для ее вступленияв силу недостаточно. Для этого необходимо ее одобрение 3/4 субъектов федерации —штатов. В штатах ратификация/> поправки может осуществляться тожев двух формах, аналогичных тем, которые применяются на федеральном уровне, т.е.либо легислатурой/> (парламентом), либо Конвентом штата [6. с.34].
Делегированное законодательство,издание правительствами буржуазных стран по уполномочию парламента нормативных актов,имеющих силу закона. В отличие от обычной нормоустанавливающей деятельности правительства,при нем парламент отказывается от своих законодательных полномочий в пользу правительства.Акт издаётся по вопросам, входящим в исключительную компетенцию парламента. Издаватьнормы в порядке делегированного законодательства могут как сами правительства, таки любые подчинённые им исполнительные ведомства (министерства, департаменты, управления,бюро и т.д.). Делегация законодательных полномочий парламентом правительству можетбыть осуществлена прямо (парламент принимает закон, в котором указывается, какойорган, по каким вопросам и на какой срок получает право издания актов) или косвенно(парламентский закон составляется в очень общих выражениях, и применить его безсоответствующей нормоустанавливающей деятельности исполнительных органов властиневозможно).
Акты, принятые в порядке делегированногозаконодательства, вступают в силу либо только после одобрения их парламентской резолюцией(«разрешительная процедура»), либо немедленно после издания (в последующем могутбыть аннулированы парламентской резолюцией — «запретительная процедура»). Существующийв буржуазных странах парламентский (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия) исудебный (США, Филиппины) контроль над делегированным законодательством носит сугубоформальный характер.
Получившее широкое распространениев эпоху империализма оно открыто противоречит провозглашённым ранее демократическимпринципам буржуазного конституционализма и парламентаризма, т.к. оно резко сокращаетправа и компетенцию выборных законодательных органов. Конституции многих буржуазныхгосударств (США, Бельгии, Швейцарии, Дании) либо запрещают, либо не содержат положений,предусматривающих его, тем не менее, оно применяется и в этих странах.
Поправки не инкорпорируютсяв Конституцию, т.е. не вносятся непосредственно в ее текст, утратившие силу положенияне заменяются на новые, установленные поправками. Поправки публикуются отдельнымсписком, каждая под своим номером, в хронологическом порядке.
В настоящее время действует27 поправок к американской Конституции. Первые десять поправок называются «Биллемо правах».
/>/>Помимо Конституции, источники конституционного права/> США/> на федеральном уровне — акты Конгресса/> и президента/>, конституционные обычаи/>, судебные прецеденты/>. Они во многом дополняюти даже трансформируют содержание Конституции. Это дает основание говорить о существованиитак называемой «живой» Конституции США, содержание которой во многом определяетсяне абстрактным содержанием конституционных положений, а их судебным толкованиеми особенностями применения в современных условиях.
С учетом федеративного территориальногоустройства/> США источниками конституционного права являются такжеконституции/> штатов/>, их законодательство повопросам конституционного права, существующие в них обычаи конституционно-правовогохарактера и создаваемые их судами прецеденты. Конституции штатов весьма отличаютсяи от федеральной Конституции, и друг от друга, как по структуре, так и по содержанию.В некоторых из них до сих пор действуют конституции, принятые в XVIII в. (в Массачусетсе/> — это Конституция 1780 г., в Вермонте/> — 1783г.), конституции других штатов приняты относительно недавно (например, в Мичигане/> — в 1962 г., в Джорджии/> — в 1976 г.). Некоторыеконституции, в отличие от федеральной, содержат нормы об институтах политическойсистемы и гражданского общества, закрепляют социальные права. Конституции ряда штатовпровозглашают равноправие мужчин и женщин (17), право народной инициативы при принятиизаконов штатов (21), возможность проведения референдумов (37), право отзыва избирателямичиновников с государственной службы (15)./>/>
Американская концепция правчеловека/> исходит из идеи их естественного происхождения. Именнопоэтому первоначально в тексте Конституции права и свободы/> почтине получили закрепления: провозглашались лишь равноправие граждан/> во всех штатах (раздел 2, ст. 4), основы пассивного избирательногоправа/> при проведении выборов палат Конгресса/>и президента/> (разделы 2, 3, ст. 1), недопустимость религиознойдискриминации при решении вопроса о занятии какой бы то ни было публичной должности(ст. 6), недопустимость длительного задержания и наказания без судебного разбирательства,а также обратной силы закона (раздел 9, ст. 1). Тем не менее, сразу после принятияКонституции началась разработка поправок/> к ней, гарантирующихправа и свободы. В результате в 1791 г. после ратификации необходимым числом штатовв силу вступили первые десять поправок к американской Конституции, в которых регулировалисьправа и свободы и их правовые гарантии, получившие наименование «Билля о правах»/>.
Одна из особенностей регулирования«Биллем о правах», а также последующими поправками к американской Конституции прави свобод в том, что, закрепляя права и свободы, они используют негативный способих формулирования: «Конгресс не должен издавать законов...», «право… не должнонарушаться» и т.п. Тем самым «отцы-основатели»/> подтвердили приверженностьидеям естественного права. В то же время обязанности человека и гражданина в КонституцииСША/> отражения не получили.
/>/>Институт гражданства/> регламентируется в 3 разделе«Акта об иммиграции» 1990 г. Он предусматривает следующие способы приобретения гражданстваСША/>: по рождению; в результате натурализации/>или восстановления; приобретение детьми гражданства родителей.
Среди прав и свобод различныхвидов наибольшее внимание Конституция США/> и поправки уделяютгражданским и политическим правам и свободам. В самой Конституции получили отражениеправо на личную неприкосновенность (ст. 1), право на суд присяжных (ст. 3), принциправноправия (ст. 4). Поправка I гарантирует свободу слова, печати, право народамирно собираться, право обращаться к правительству с петициями. Официальная доктринашироко толкует указанные права, считая, что они обеспечивают свободу выражения мненийи подразумевают свободу собраний. В 1865г. Конституция провозгласила отмену рабства(поправка ХIII). Также поправки обеспечивают охрану личности, жилища, бумаг и имущества(поправка IV), свободу совести (поправка I), «скорый и публичный суд присяжных»как по уголовным, так и по гражданским делам (поправки VI и VII), право обвиняемогона защиту (поправка VI), право не свидетельствовать против самого себя (поправкаV). Конституция запрещает повторное уголовное преследование за одно и то же преступление(поправка V), а также применение жестоких и необычных наказаний (поправка VIII).Поправка II закрепляет «право народа хранить и носить оружие».
Среди политических прав/> поправки/> наибольшее внимание уделяют избирательномуправу/>. В 1870 г. поправка XV наделила избирательными праваминегров. В 1920 г. поправка XIV предоставила избирательные права женщинам. В 1964г. поправкой XXIV был отменен избирательный налог. В 1971 г. поправка XXVI сократилавозрастной ценз активного избирательного права до 18 лет.
Из экономических прав/> в Конституции получило закрепление лишь право собственности дляобщественного пользования без справедливого вознаграждения (поправка V).
Более обстоятельно правовойстатус человека регламентируется конституциями/> штатов/> [8. с. 29].
Конституция США не содержитнорм, регулирующих статус политических партий/>. Более того, понятия«партия»/> до сих пор не существует в федеральном законодательстве:специального федерального закона о партиях нет, и на партии распространяется общийтермин «корпорация»/>, подразумевающий все негосударственные объединения.Регламентация статуса политических партий осуществляется в законодательстве и судебнойпрактике лишь в том объеме, который связан с их участием в выборах государственныхорганов.
Право США, как и английскоеправо, – это в основном право судебной практики. Данное положение, безоговорочноправильное в отношении структуры права и самого понятия нормы права, требует некоторыхоговорок, если принять во внимание значение, которое имеют для права нашей эпохисоответственно законодательство и судебная практика.
Судебная система США включает,с одной стороны, федеральные суды, с другой – суды штатов. В отличие от большинствафедеральных государств, где федеральные суды имеются лишь на самом верху судебнойиерархии, США создали иную систему: в федеральные суды можно обращаться во многихслучаях по первой инстанции. Следовательно, в США существуют две судебные системы.
В Англии с XIX века существуетправило прецедента, которое обязывает судей в данных конкретных условиях следоватьнормам права, вытекающим из ранее вынесенных другими судьями решений по аналогичнымделам. В США тоже есть подобное правило, но это американское правило – star decisis– действует в иных условиях и не имеет той же силы, что современное английское правилопрецедента.
В США все очень усложненов силу особенного элемента – федеративной структуры страны. Это мешает правилу stardecisis действовать в США с той же силой, что и в Англии. Конечно, желательно, чтобыправо обеспечивало стабильность правоотношений, и в этой связи оправданно и жесткоеправило прецедента. Но надо избежать также образования непреодолимых различий междуправом, применяемым в разных штатах; для этого необходимо смягчение правила прецедента.Перед лицом этих противоречивых требований американские юристы не заняли слишкомчеткой позиции. В зависимости от обстоятельств они делают упор либо на необходимуюжесткость, либо на необходимую гибкость прецедентного права.
Все, что можно сказать определенногоо правиле star decisis, в США сводится к следующему: в отличие от Англии, Верховныйсуд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям, и могут,таким образом, изменить свою практику. Кроме того, штаты суверенны, и правило stardecisis относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы этого штата.
Изменения судебной практикине редкость, если обратиться к деятельности Верховного суда США. Они выражаютсяглавным образом в той гибкости, с которой этот суд дает толкование Конституции США.В верховных судах штатов изменения судебной практики имеют иное объяснение. Онипроисходят в большинстве случаев под давлением мнения юристов и в связи с желаниемнаправить право штата в то господствующее течение, которое установилось в другихштатах, чем и восстанавливается единство общего права США.
Верховный суд США основательнореализовал те возможности, которые он имел для внесения изменений в судебную практику.Он приспособил свое толкование Конституции США к идеологическим течениям и экономическимнуждам современности; это содействовало стабильности американских политических институтов,позволив США жить при Конституции, изменить которую весьма трудно. Верховный судСША смог благодаря этому преодолеть враждебное отношение к себе, существовавшеедо 1936 года и порожденное приверженностью судей к отживающим принципам. СейчасВерховный суд – элемент прогресса нации, хотя 70 лет назад такое утверждение прозвучалобы парадоксально.
За исключением указанных вышемоментов, верховные суды штатов, не желая нарушать стабильность правоотношений,с большой осторожностью допускают изменения судебной практики. Их позиция весьмаблизка к той, которая существовала и в английской судебной практике до тех пор,пока не было признано в XIX веке обязательным правило прецедента. Правило прецедентав строгом его понимании не является абсолютной необходимостью для общего права.Его обязательность в плане юридическом практически мало, чем отличается от добровольноговосприятия судьями доктрин, выдвинутых их предшественниками. По существу, это скореевопрос юридической психологии, чем вопрос права. Некоторые американские авторы,желая ускоренной эволюции права, полагают, что правило star decisis необязательнодля современного американского права, в то время как другие авторы, более консервативные,утверждают, что это правило – важнейший элемент современной системы.
При всем различии этих теоретическихконцепций гораздо важнее позиция судей, их желание допустить или не допустить расхождения,считать себя связанными принципом, который устарел, или, наоборот, больше прислушиватьсяк теории развития права, руководствоваться консервативными или новаторскими настроениями.Для всех этих мнений можно найти аргументы во все увеличивающемся числе (350 томовв год сборников судебной практики). Америка с ее разноречивым и не единым корпусомюристов представляет собой в данном вопросе картину, где нюансы более многочисленныи расхождения более очевидны, чем в Англии. Однако в плане практическом между этимистранами не заметно большой разницы по данному вопросу. И там и тут, как и во Франции,в конце концов, устанавливается равновесие между противоречивыми нуждами стабильностии эволюции, которые являются постоянными величинами в жизни права.
В современных США число законовпостоянно растет. Как и в других странах, это потребовало принятия некоторых мерв целях приведения в порядок законодательства и тем самым облегчения гражданам июристам ознакомления с ним. Существует ряд сборников, официальных и частных, охватывающихфедеральное законодательство или законодательство штатов.
Как правило, выходящие подназванием Revised Laws или Consolidated Laws сборники иногда именуются также кодексами.Имеется, например, так называемый Кодекс законов США (United States Code Annotated),представляющий собой систематизированное собрание действующих федеральных законов.Не следует заблуждаться в отношении этого названия. Все своды и сборники – не кодексыво французском смысле слова. Даже с технической стороны изложение вопросов в алфавитномпорядке достаточно отличает их от европейских кодексов. Но главное, у них другаяцель: классифицировать американские законы (федеральные или отдельных штатов), оставляяв стороне общее право.
Не только систематическоеизложение действующих законодательных норм, но и кодификация наполеоновского типакогда-то предполагались в США. Это дало определенные результаты. Существуют гражданскиекодексы в ряде американских штатов: Калифорнии, Северной и Южной Дакоте, в Джорджиии Монтане. В 25 штатах имеются гражданско-процессуальные кодексы. Но и здесь неместо иллюзиям. Американские кодексы не идентичны европейским. Их и толкуют иначе.В кодексах видят просто плод консолидации, более или менее удачной, а не основудля выработки и развития нового права, как в странах романо-германской правовойсистемы. Презюмируется, что законодатель хотел воспроизвести в кодексе прежние нормы,созданные судебной практикой. Закон не имеет смысла, пока он не истолкован судами.Судебные решения, не ссылающиеся на судебные прецеденты, а просто применяющие законы,носят исключительный характер.
Иное положение только в штатеЛуизиана, где сохраняется романо-германская традиция. Штат Луизиана выделяется исвоим отношением к кодексам, и самим фактом наличия таких кодексов; этот штат, посколькуречь идет о гражданском праве, не является страной общего права.
Существует одно частное издание,ставящее своей целью излагать в систематизированном виде нормы американского общегоправа. Это издание – Restatement of the Law – труд частной ассоциации: Американскогоинститута права. Вышло в свет 19 томов этого издания; они посвящены договорномуправу, представительству, коллизии законов, гражданско-правовым деликтам, собственности,обеспечению, квазидоговорам, трасту, судебным решениям.
Это издание стремится изложитьпо возможности точно судебные решения, наиболее гармонирующие с системой американскогообщего права и поэтому наиболее часто используемые американскими судами. Речь идетпреимущественно о сферах, относящихся к компетенции штатов, или о тех, где законодательноевмешательство незначительно. В издании имеются также две дополнительные серии томов.Серия Restatement in the Courts включает те решения различных судов, в которых цитироваласьодна из статей Restatement (или в порядке согласия с ней, или же для того, чтобыоспорить ее либо придать ей иной оттенок). Серия State Annotations показывает, вкакой мере положениям Restatement следуют в различных штатах. Добавим, что под названием«Дополнения» в различные тома Restatement вносятся поправки и разъяснения. В 1952году начато новое издание под названием «Restatement second». Опубликовано поканесколько томов, посвященных трасту, представительству, коллизии законов, деликтами договорам, международным отношениям США [9. с. 14].
Restatement of the Law былогорячо принято в странах, привыкших к кодификации: там было очень полезно иметьсистематизированный сборник права США в форме, близкой к кодексам. Следует, однако,отдавать себе отчет в различии природы такого сборника и континентальных кодексов.Restatement – это только частный труд, и авторитет его статей связан только с авторитетомсоставителей, в частности составителей каждого очередного тома. Авторитет этот неоднороден.Restatement ни в коем случае не применяется как кодекс в США. Restatement цитируютв решениях, но не он служит основой решений, которые, по мнению американских юристови судей, соответствуют праву. Это своего рода дигесты, где можно найти решения судебнойпрактики, важные для данного рода дел. В действительности же американский юристпривык применять орудия труда иного рода; ему трудно обращаться к трактатам, составленнымпо определенной системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
/>/>Таким образом, в результате выполнения контрольной работы намиисследованы в развитии источники права Соединенных штатов Америки.
Право США по своей структуреотносится к семье общего права. Англия долгое время являлась моделью для американскихюристов.
Конституция США/> была принята Конвентом 17 сентября 1787 г.
Помимо Конституции, источникамиконституционного права/> США являются: акты Конгресса/> и президента/>, конституционные обычаи/>, судебные прецеденты/>.
В 1781 г. вступили в силу10 поправок к Конституции, в которых регулировались права и свободы и их правовыегарантии, получившие наименование «Билля о правах»/>. Обязанности/> человека и гражданина в Конституции США отражения не получили.
«Акт об иммиграции» 1990 г.предусматривает следующие способы приобретения гражданства/> США:по рождению, в результате натурализации/> или восстановления, атакже приобретения детьми гражданства родителей.
Существует одно частное издание,ставящее своей целью излагать в систематизированном виде нормы американского общегоправа. Это издание – Restatement of the Law – труд частной ассоциации: Американскогоинститута права. Вышло в свет 19 томов этого издания; они посвящены договорномуправу, представительству, коллизии законов, гражданско-правовым деликтам, собственности,обеспечению, квазидоговорам, трасту, судебным решениям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Автономов А.С., СивицкийВ.А., Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник/ Под ред. д. ю. н. А.С. Автономова. — М.: Юриспруденция, 2003.
2. Алебастрова И.А. Конституционноеправо зарубежных стран: Учеб. пособие. — М.: Юриспруденция, 2000.
3. Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и праваСША. — Л., 1982.
4. Давид Р. Основные правовые системы современности. — М.1988.
5. Конституционное (государственное)право зарубежных стран: Учебник: в 4-х т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. — Т. 3. — М.:Изд-во «БЕК», 1998.
6. Конституционное правозарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. член-корр. РАН, проф. М.В. Баглая,д. ю. н., проф. Ю.И. Лейбо, д. ю. н., проф. Л.М. Энтина. — М.: Изд-во «Норма», 2000.
7. Конституционное правозарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. В.О. Лучина. — М., 2001.
8. Мишин А.А. Государственноеправо США. — М., 1976.
9. Мишин А.А., ВласихинВ.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. — М., 1988.
10. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник.- М. 1993. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. /Сост.В. И. Лафитский. — М. 1993. (Особенно-вступительная статья О. А. Жидкова).
11. Фридмэн Л. Введениев Американское право. — М.: Прогресс, 1993.
12. Чиркин В.Е. Конституционноеправо зарубежных стран: Учебник. — 3-е изд. — М.: Юрист, 2002.