Реферат по предмету "Банковское дело"


Определение ущерба и страхового возмещения по страхованию сельскохозяйственных культур

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»В Г.РУЗЕ
Кафедраэкономики и менеджмента
КУРСОВАЯРАБОТА
Подисциплине: Страхование
На тему: Определениеущерба и страхового возмещения
пострахованию сельскохозяйственных культур
Выполнил (а) студент (ка): ПетроваЮ.А.
4 курса заочного отделения
Специальность: 080105.65
Финансы и кредит
Руза 2010г.
Введение
Сельскохозяйственное производство –стратегическая отрасль экономики, которая находится в большой зависимости отвлияния природно-климатических и погодных условий, поэтому как никакая другаянуждается в страховой защите.
Страхова́ние —особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховой защитойлюдей и их дела от различного рода опасностей.[1] Страхование — одна издревнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложенияпервобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутникомобщественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятиясвязан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой впроизводственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможностьуничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами идругими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Законодательство о страховании складывается из норм Гражданского Кодекса,ряда федеральных законов, посвященных страхованию или его отдельными видами (Закон РоссийскойФедерации «Об организации страховогодела в Российской Федерации»), указов Президента(Указ Президента РФ «Об основных направленияхгосударственной политики в сфере обязательного страхования»), приказов и инструкций.
Рискованный характер общественного производства – главная причинабеспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за своематериальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещенияматериального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованнымивладельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попыталсявозместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные илиденежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, чтоестественно, разорительно.
Сельское хозяйство наиболее тесно связано с природой и подверженовоздействию ее стихии. Поэтому по сравнению с другими видами деятельностисельское хозяйство в большей степени нуждается в страховой защите. Всельскохозяйственное страхование включаются страхование сельскохозяйственныхкультур, многолетних насаждений, страхование поголовья животных, страхованиезданий, сооружений, машин, инвентаря и оборудование сельскохозяйственныхпредприятий и фермерских хозяйств.
1. Страхование сельскохозяйственных культур и многолетнихнасаждений
Страховыми организациями, входящими в систему Рогосстраха, заключаютсядоговоры добровольного страхования сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений,принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям всехорганизационно-правовых форм, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации.[2] Страхование урожаяобеспечивает надежную страховую защиту сельскохозяйственному производителю ипозволяет ему: минимизировать убытки, полученные в результате воздействияприродных рисков; получить кредитные ресурсы, семенной материал, удобрение,средства защиты растений, ГСМ, сельскохозяйственную технику.
На страхование принимаются объекты страхования представляющие следующиесельскохозяйственные угодия:
— зерновые;
— технические угодия;
— овощи продовольственные;
— фуражирные угодия;
— картофель и овощи;
— семенные культуры;
— урожай виноградников, садов и хмеля;
— плодоносный куст;
— клубника;
— тепличные культуры;
— рассадники, питомники;
— прививочный материал;
Для угодий, урожай которых, собирается несколько раз в год, страхованиевключает расходы, понесенные для целой годовой продукции.
Страховые риски:
— заморозки озимых культур;
— осенние заморозки;
— наводнения (поднятие уровня воды);
— град;
— прямое последствие проливных дождей (промывание почвы, оголение корнейсельхоз. культур, смыв в результате ливня, повреждения или гибель молодыхветок, стеблей, цветов, падения фруктов);
— чрезмерная и продолжительная засухи;
— пожар в результате грозовой молнии;
— оползни засеянных участков;
— ранние осенние заморозки;
Необычными погодными условиями являются: действие знойных ветров,вызывающих неполное опыление растений. Неблагоприятным последствием ливнейпродолжительных дождей, влияющих на снижение урожая, следует также считать нетолько механические повреждения и вымокание растений, но и неполное опыление впериод цветения, полегание растений, образование почвенной корки, загниваниесемян и корнеклубнеплодов в почве, смыв, занос посевов, задержку в созревании иуборке урожая и т.п.
При страховании сельскохозяйственных культур возмещаются потери отуменьшения количества полученной основной продукции по сравнению со среднимурожаем с 1 га за последние 5 лет. Размер ущерба исчисляется исходя иззакупочной (договорной, рыночной) цены, устанавливаемой в договоре страхования.При пересеве или подсеве погибших культур размер ущерба определяется с учетомсвязанных с этим дополнительных затрат и стоимости урожая вновь посеянныхкультур.
Урожай сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений по желаниюстрахователя может быть застрахован от указанных выше рисков только на случайполной гибели посевов, посадок на всей или части площади культуры. При этомразмер ущерба определяется исходя из страховой суммы на 1 га и размера площади погибших посевов культуры.
При полной гибели урожая культуры на всей площади ущерб рассчитывается поформуле:
У = С3* П
Где У – ущерб в расчете на всю площадь посева (посадки);
С3 – средняяпятилетняя стоимость застрахованного урожая культуры с 1 га;
П – общая площадь посева под урожай текущего года.
Договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур заключаются непозднее начала сева (посадки). Страхование урожая, выращиваемого в защищенномгрунте, проводится до начала производственного цикла (посева, посадки), а урожаймноголетних насаждений и самих насаждений (деревьев, кустов) – до ухода их взиму (прекращение вегетации).
Страховые взносы исчисляются по каждой культуре (группе культур) путём умножениястоимости урожая со всей площади посева (посадки) на тарифную ставку. Тарифныеставки по культурам различные и дифференцированы по регионам в зависимости отубытков, причиняемых стихийными бедствиями.
Страховые взносы по договору страхования сельскохозяйственных культур и многолетнихнасаждений могут уплачиваться единовременно в размере годового взноса или в рассрочку,причём последний взнос должен быть уплачен не позднее календарного срока,установленного для приёма на страхование сельскохозяйственных культур поданному договору.
Величина страховой суммы устанавливается договоренностью сторон(страховщик-страхователь) до уровня технологических расходов, необходимых для реализациипродукции указанной в договоре страхования.
В некоторых случаях страхователи (застрахованные), которые оплачиваютстраховые взносы единовременно, при заключении договора страхования, могут иметьправо на скидку до 10% от размера страхового взноса с условием заключениядоговора до 30 апреля для осенних культур, до 31 мая для весенних культур и соответственнодо 31 июня для плантаций.
Возможны и другие сроки уплаты взносов, если это предусмотрено договором страхования.
Заключение договора подтверждается выдачей страхователю страхового полисаустановленной формы.
Общие положения: Всоответствии с законодательством и гражданским Кодексом Российской Федерации,Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», нормативнымидокументами федерального органа исполнительной власти по надзору за страховойдеятельностью, настоящие Правила регулируют отношения, возникающие междуСтраховщиком и Страхователем по поводу страхования сельскохозяйственных имноголетних культур, выращиваемых и принадлежащих юридическим лицам.
По договору страхования сельскохозяйственных культур и многолетних насажденийСтраховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), при наступлениипредусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить Страхователюили иному лицу, в пользу которого заключен договор (Выгодоприобретателю),причиненные вследствие этого события убытки в объекте страхования либо убытки всвязи с иными имущественными интересами Страхователя (выплатить страховое возмещение)в пределах определенной договором страховой суммы.
Страховщик — Страховая Организация, осуществляющая страховую деятельностьв соответствии с законодательством Российской Федерации и Лицензией нанастоящий вид страхования, выданной федеральным органом исполнительной властипо надзору за страховой деятельностью.
Страхователи – юридические лица, являющиеся сельскохозяйственными предприятиямилюбых организационно- правовых форм собственности, предусмотренных действующимзаконодательством Российской Федерации (государственные, кооперативные,арендные, фермерские), владеющие государственным актом на пользование землей,осуществляющие производственный процесс по выращиванию сельскохозяйственныхкультур и многолетних насаждений, за сохранность которых несут материальнуюответственность, заключившие со Страховщиком договор страхования.
Имущество (сельскохозяйственные культуры и многолетние насаждения) может бытьзастраховано по договору страхования в пользу лица (Страхователя или Выгодоприобретателя),имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохраненииэтого имущества. Договор страхования имущества, заключенный при отсутствии уСтрахователя (Выгодоприобретателя) интереса в сохранении застрахованногоимущества, недействителен.
Страхователь вправе заменить Выгодоприобретателя, названного в договоре страхования,другим лицом, письменно уведомив об этом Страховщика.
Выгодоприобретатель не может быть заменен другим лицом после того, как онвыполнил какую-либо из обязанностей по договору страхования или предъявил Страховщикутребование о выплате страхового возмещения.
Страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональнойдеятельности сведения о Страхователе, Выгодоприобретателе, их имущественном положении.
За нарушение тайны страхования Страховщик в зависимости от роданарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в порядке,предусмотренном нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
2. Методы определения ущерба и страхового возмещения
Для обоснованного решения вопроса овыплате страхового возмещения первостепенное значение имеет установление фактанаступления стихийного явления и вызванной им гибели или повреждения посевов(посадок). Исходным моментом для этой работы служит получение страховой организациейписьменного сообщения о гибели (повреждении) сельскохозяйственных культур.
Основным документом для решения вопроса овыплате страхового возмещения служит акт о гибели или повреждениисельскохозяйственных культур и многолетних насаждений.
Организации страхования составляют акты навсе страховые случаи гибели или повреждения сельскохозяйственных культур, окоторых сообщали хозяйства.
Акт состоит из трех разделов. В первомприводятся уточненные данные о гибели (повреждении) сельскохозяйственныхкультур: какая культура погибла или повреждена; в результате какого стихийногобедствия; когда оно произошло; площадь, на которой произошла гибель(повреждение) культуры.
Во втором разделе по каждой культурепоказываются планировавшееся хозяйственное назначение; посевная и уборочнаяплощадь, при этом выделяется площадь, на которой был произведен посев и подсевтой же или другой культурой, а также площадь культуры, использованной не попервоначальному назначению (например, посевы на зерно использованы после поврежденияна зеленый корм или для выпаса скота); полученный урожай основной продукции.
В третьем разделе акта отражаютсядополнительные данные о площадях культур, пересеянных и подсеянных другимикультурами, стоимость затрат на пересев (подсев) и др.
Причиныгибели или повреждения сельскохозяйственных культур при составлении актовуточняются на основании мате риалов о влиянии метеорологических и другихприродных условий в данной местности на состояние сельскохозяйственных культури насаждений. В необходимых случаях берутся заключения организаций ипредприятий, принимающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (хлопкоочистительные,табачно-ферментационные и другие заводы, элеваторы, хлебоприемные пункты ит.д.).
Фактическаяплощадь посева (посадки) сельскохозяйственных культур при составлении актаопределяется по данным отчетов сельскохозяйственных предприятий о сборе урожаясельскохозяйственных культур, о ходе уборки урожая, сева озимых и вспашки зяби,заключительного отчета об итогах сева под урожай данного года, о севе яровыхкультур, производственно-финансового плана хозяйств на текущий год и другихматериалов.
Размерфактически полученной продукции, устанавливается по данным бухгалтерского учетахозяйства о сборе и оприходовании продукции в текущем году. Урожайностьсельскохозяйственных культур записывается в акт в том же измерении, в которомона учитывалась при определении средней урожайности для исчисления страховыхплатежей (первоначально оприходован ном, зачетном весе и т.п.).
В акте наотдельные виды многолетних насаждений или группы приводятся уточненные данные опричинах гибели насаждений, год посадки, год ввода насаждений в эксплуатацию,количество полностью погибших деревьев (кустов) или площадь полностью погибшихнасаждений, сведения о балансовой (инвентарной) стоимости насаждений за вычетомамортизации, а также об остатках после раскорчевки их. Площадь посадокмноголетних насаждений определяется по данным годового от чета,инвентаризационной описи этих насаждений, отчета об их закладке, инвентарныхкарточек учета основных средств и т.д.[3]
Подлежащий возмещению ущерб определяютисходя из условий страхования, основным из которых считается уровень среднегоурожая как объект страховой ответственности. Для страхования сельскохозяйственныхкультур в аграрном секторе принята в основном средняя урожайность запредшествующие годы.
Средняя урожайность определяется на всюплощадь посева (посадки) сельскохозяйственных культур под урожай данного года,т.е. включая ту площадь, где произошли повреждение и гибель и уборка непроизводилась.
В зависимости от того, произошла ли полнаягибель урожая или его снижение и как использовалась поврежденная культура – дляполучения планировавшейся основной продукции или для других целей – выбираетсясоответствующая формула для расчета ущерба.
При полной гибели урожая культуры на всейплощади ущерб рассчитывается по формуле
У = С3 * П
Где У – ущерб в расчете на всю площадьпосева (посадки);
С3 – средняя стоимостьзастрахованного урожая культуры с 1 га;
П – общая площадь посева под урожайтекущего года.
В случаях, когда произошло снижениесреднего урожая (хотя на отдельных участках может быть гибель), формула расчетаущерба другая:
У = (С3 –Ст. г) П
Где Ст. г – средняя стоимость урожая с 1 га в текущем году.
Однако этот показатель должен бытьисчислен исходя из валового сбора основной продукции. Поэтому формулаусложняется, приобретая следующий вид:
У = (С3 – (Ц + В) / П) П
Где В – валовой сбор основной продукциикультуры в текущем году;
Ц – закупочная цена с 1 ц основнойпродукции данной культуры. 3.История страхования сельского хозяйства в России
В целях обеспечения непрерывностисельскохозяйственного производства в Российской Федерации до 1968 г. производилось, на основании Закона от 4 апреля 1940 г., обязательное окладное страхованиепосевов сельскохозяйственных культур, животных и основных средств,принадлежащих колхозам. Страховое обеспечение посевов сельскохозяйственныхкультур было установлено отдельно по союзным республикам в твердых суммах наодин гектар, исчисленных исходя из 40% стоимости урожая каждой конкретнойкультуры и страховой суммы, исчисленной в размере 40% средней стоимости однойголовы взрослого поголовья животных по видам скота. Здания, сооружения и другиеосновные средства подлежали страхованию по оценке, отраженной в бухгалтерскомбалансе хозяйства.
Такое ограничение размеров страховогообеспечения по обязательному страхованию посевов сельскохозяйственных культур иживотных было связано с финансовыми возможностями хозяйств уплачивать страховыеплатежи в страховой фонд, в формировании которого, в силу Закона, участвоваливсе без исключения колхозы.
В дополнение к обязательномустрахованию на основании постановления правительства проводилось добровольноестрахование посевов и сельскохозяйственных животных. Колхозы могли застраховатьвсе или любую отдельно взятую культуру на всей площади ее посева (по озимым,как правило, обязательно все культуры), а сельскохозяйственных животных – всевзрослое поголовье данного вида скота в размере до 40% его стоимости.
При заключении договоровдобровольного страхования посевов сельскохозяйственных культур и животных страховоеобеспечение с учетом обязательного страхования ограничивалось 80% их стоимости,остальная часть в размере 20% оставалась на ответственности колхозов.
В настоящий период от отдельныхстраховщиков можно услышать, что в советское время страхования как таковоговообще не было, что оно являлось дополнительным источником получения налогов.Такие заявления, мягко говоря, не соответствуют действительности и делаютсялицами, которые, по-видимому, раньше вообще не знали о существованиистрахования как вида хозяйственной деятельности.
Экономическая сущность страховойдеятельности, заключается в образовании специализированными организациями –страхового фонда в денежном выражении, формируемого из взносов страхователей, сцелью возмещения из него убытков, причиненных отдельным страхователям врезультате наступления страховых случаев, предусмотренных в договорестрахования или как обязанность в силу Закона.
Во всех случаях основу страховыхотношений составляют, с одной стороны, страхователь, на котором лежит обязанностьвыплачивать страховую премию (страховой взнос, платеж), с другой – страховщик,который обязывается в случае наступления определенного события возместитьстрахователю ущерб или установленную сумму.
Именно этому принципу в полной мересоответствовало государственное обязательное страхование имущества колхозов,которое проводилось с первого января 1968 г. на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1967 г. В развитие Указа Советом Министров СССР в этот же день было принято одноименное постановление № 814. Данный Указбыл утвержден как Закон СССР на сессии Верховного Совета СССР 12 октября 1967 г.
Этими законодательным и нормативнымактами были существенно расширены и улучшены ранее действовавшие условиягосударственного обязательного окладного страхования имущества колхозов.Добровольное страхование имущества колхозов с 1 января 1968 г. было отменено.
На основании Указа государственномуобязательному страхованию подлежали: урожаи всех сельскохозяйственных культур(кроме урожая сенокосов и пастбищ), сельскохозяйственные животные, домашняяптица, кролики, пушные зверки и семьи пчел, а также основные и оборотные средстваколхозов.
Органы Госстраха впервые в мировойпрактике стали проводить страхование урожая по самому широкому кругу страховойответственности, включая засуху, недостаток тепла, излишнее увлажнение,безводье и маловодье в источниках орошения и другие необычные для даннойместности метеорологические или иные природные условия, а также от болезней,вредителей растений и пожара. Уровень страхового обеспечения посельскохозяйственным культурам повысился до 50%, а впоследствии – до 70% отсуммы ущерба.
Фактически по сельхозкультурамстрахование проводилось на случай недобора урожая. При гибели или повреждениисельскохозяйственных культур размер ущерба определялся исходя из стоимостиколичественных потерь урожая основной продукции культуры на всей площадки посева(посадки) в колхозе, исчисленной по разнице между стоимостью урожая на один гав среднем за последние пять лет и данного года по действующим государственнымзакупочным ценам.
При гибели сельскохозяйственныхживотных ущерб определялся исходя из их балансовой стоимости, зданий исооружений – из балансовой, инвентарной стоимости их с учетом амортизации.
Ни в одной стране мира не проводилосьи не проводится страхование сельскохозяйственных культур по такому широкомукомплексу страховых рисков, отвечающих интересам производителейсельскохозяйственной продукции. Основным положением страхования имуществаколхозов являлся принцип эквивалентности платежей и выплат страховоговозмещения хозяйствам в масштабе республик.
Участие всех колхозов в формированиистрахового фонда позволило установить по государственному обязательномустрахованию имущества колхозов минимальные страховые тарифы, размеры которыхопределялись с таким расчетом, чтобы суммы выплат страхового возмещения,исчисленного исходя из ущерба, нанесенного в результате страховых событий,включая суммы отчислений на предупредительные мероприятия, а также затраты наведения дела по страхованию сельхозкультур за десять лет; по страхованиюживотных, основных и оборотных средств за пять лет соответствовали сумме платежейколхозов за указанный период.
Структура тарифных ставокпредусматривала следующее распределение средств страхового фонда: на выплатустрахового возмещения колхозом – 91%, на финансирование предупредительныхмероприятий – 4%, на образование межреспубликанского запасного фонда пострахованию имущества колхозов – 3% и ведение страхового дела – 2%.
Никакой прибыли при расчете страховыхтарифов не предусматривалось. Денежные средства межреспубликанского запасногофонда по страхованию имущества колхозов использовались для выдачи из него порешению Министерства финансов СССР, согласованному с Министерством сельскогохозяйства СССР, возвратных ссуд органам государственного страхования союзныхреспублик в те годы, когда имеющихся в их распоряжении средств для выплатыколхозам страхового возмещения окажется недостаточно.
Важным является также положение, чтосуммы превышения доходов над расходами по государственному обязательномустрахованию имущества колхозов использовались только для выплат колхозамстрахового возмещения в последующие годы, когда платежей текущего года былонедостаточно.
Учитывая положительную практикустрахования имущества колхозов, с 1979 г. было введено обязательное страхование имущества совхозов и других сельскохозяйственных предприятий системыМинсельхоза, а затем и хозяйств минплодоовощхоза, минпищепрома,минмясомолопрома и минводхоза на условиях, установленных законодательством дляколхозов. При этом низкорентабельным и убыточным совхозам для уплаты ими страховыхплатежей ежегодно из госбюджета выделяется 1 млрд. руб.
Формируемые органами Госстрахастраховые фонды в целом обеспечивали своевременное возмещениесельхозпредприятиями ущерба, причиняемого стихийными бедствиями инеблагоприятными погодными условиями. С 1968 по 1990 г. включительно колхозам и совхозов было выплачено в возмещение ущерба около 70 млрд. руб. Завесь период страхования имущества колхозов и совхозов не хватило средствстрахового фонда для возмещения убытков только в крайне неблагоприятные попогодным условиям 1975 и 1981 гг.
Для выполнения своих обязательств повозмещению ущерба сельхозпредприятиям, Главное управление Госстраха СССР быловынуждено в 1975 г. оформить ссуду Госбанка СССР в размере 750 млн. руб. под0,25% годовых. Несколько в меньшем размере на таких же условиях была оформленассуда в 1981 г. Полученные ссуды погашались в последующие два года изпоступлений страховых платежей хозяйств.
Отказов в выплате страховоговозмещения сельхозпредприятиям по ущербам, причиняемым страховыми событиями,предусмотренными условиями страхования, вообще не было.
Положение о целевом использованиисредств страхового фонда на протяжении двадцати лет строго соблюдалось, итолько в 1989 г. оно было нарушено. С подачи Госагропрома СССР, по распоряжениюСовета Министров значительная часть средств межреспубликанского запасного фондаи запасных страховых фондов органов Госстраха некоторых республик была изъята инаправлена на погашение задолженности колхозов и совхозов на выполненные работыподрядным строительным и другим организациям и предприятиям.
Как представляется, обязательнаягосударственная форма страхования имущества колхозов и совхозов для плановойэкономики сельского хозяйства того периода является наиболее целесообразной.Она была удобной для хозяйств, действовала непрерывно. Страховое возмещение всвязи с ущербом, причиненным страховым событием, выплачивалась независимо оттого, уплачены ли хозяйством к этому времени страховые платежи или нет. В такихслучаях из сумм страхового возмещения, причитающихся хозяйству, удерживалисьпросроченные страховые платежи и очередной взнос.
С переходом страны к рыночнойэкономике государственное страхование имущества колхозов и совхозов с 1991 г. было отменено. Страхование урожая и животных сельхозпредприятий и фермерских хозяйств сталопроводиться только в добровольной форме. При этом следует отметить, что условиядобровольного страхования урожая сельскохозяйственных культур, предлагаемыхстраховыми компаниями, содержат все основные положения Закона «Об обязательномгосударственном страховании имущества колхозов», но стоимость его стала в 1,5-2раза выше.
Такое страхование не отвечаетинтересам и потребностям сельскохозяйственных предприятий и фермерскиххозяйств. Учитывая высокий страховой риск по страхованию урожаясельскохозяйственных культур, большинство страховых компаний также незаинтересовано в проведении операций по этому виду страхования. В связи с этимдобровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур не получилоразвития. Число хозяйств, страхующих урожай, из года в год сокращается,происходит спад сельскохозяйственного производства.
Чтобы приостановить эту негативнуютенденцию, Правительство РФ ежегодно с 1993 г. принимало постановления о выделении из федерального бюджета ассигнований на компенсацию денежных средствсельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам (от 25 до 50% суммстраховых платежей), заключивших договоры страхования урожаясельскохозяйственных культур. Фактически ни в одном году в связи с недостаткомсредств в Федеральном бюджете постановления не были выполнены.
Не оправдались надежды на реанимированиедобровольного сельскохозяйственного страхования и путем созданияспециализированных страховых компаний при государственной финансовой поддержкепо формированию их уставного капитала.
В постановлении ПравительстваРоссийской Федерации от 27.11.98г. № 1399 «О государственном регулированиистрахования в сфере агропромышленного производства» намечен широкий комплексмер содействия развитию обеспеченного государственной поддержкой страхованияурожая сельхозкультур, созданию агропромышленных страховых организаций иобществ взаимного страхования.
Постановлением предусматриваетсяобразовать при Министерстве финансов РФ государственное учреждение –Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленногопроизводства, которое должно быть государственным агентом (далее Агентство). НаАгентство предлагается возложить: разработку предложений о порядке и условияхорганизации и проведения страхования урожая сельскохозяйственных культур;контроль за соблюдением условий страхования; решение вопросов, связанных свыделением страховщикам средств из федерального сельскохозяйственногострахового резерва, а также разработку предложений по обеспечению обязательногоперестрахования части рисков по данному виду страхования.
В Постановлении в целях егореализации даны поручения Министерству финансов РФ, Министерству экономики РФ,Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерству труда исоциального развития РФ, предусмотрены также рекомендации органамисполнительной власти субъектов РФ.
Здесь вновь повторяется запись, гдеМинистерству финансов РФ вменяется в обязанность «предусматривать ежегодноотдельной строкой в проектах федерального бюджета ассигнования для уплаты 50%страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур».Постановлением устанавливается также нормативные положения, что договорыстрахования урожая сельскохозяйственных культур заключается сроком не менее 5лет. Страховая стоимость определяется исходя из размеров посевных площадей,урожайности, сложившейся за предыдущие 5 лет, и прогнозируемой рыночной ценыурожая сельскохозяйственных культур на соответствующий год, а страховая сумма –в размере 70% страховой стоимости.
Со дня принятия постановления № 1399прошло более года, но, ни один его пункт не выполнен. Благие намерения осталисьна бумаге. Положения данного постановления, с формированием страхового фонда засчет 50% страховых взносов сельскохозяйственных предприятий и фермерскиххозяйств и 50% страховых взносов из федерального бюджета в данное время и немогли быть реализованы.
Добровольное страхованиесельскохозяйственных культур – дорогое. В условиях непрекращающегося в течениепоследних восьми лет спада сельскохозяйственного производства, кризисплатежеспособности сельхозпредприятий и фермерских хозяйств, подавляющеебольшинство их не имеет средств на оплату страховых взносов по добровольномустрахованию урожая, размер которых составляет от 10 до 15% его стоимости.
По существу невыполнимо такжепредложение Постановления, предписывающее перестрахование договоровдобровольного страхования урожая сельхозкультур. Прямые страховщики, учитываявысокую степень страхового риска по договорам страхования сельхозкультур, будутстремиться оставлять на собственном удержании минимальный размер страховогообеспечения, а большую часть его объема передавать в перестрахование, подоговорам, которых перестраховщики при наступлении страховых событий должныбудут возмещать основную часть убытков. Поэтому такие договоры, как правило, непредставляют интереса для перестраховщиков.
В 1998 и в 1999 гг. в подавляющембольшинстве регионов России добровольное страхование урожаясельскохозяйственных культур вообще не проводилось.
При огромной внешней финансовойзадолженности государства бесперспективно рассчитывать на реальное выделениесельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам в ближайшие 5 летсредств из федерального бюджета на оплату ими страховых взносов по страхованиюурожая сельскохозяйственных культур.
В сложившихся тяжелых днях для страныэкономических условиях абсурдно создавать еще одно государственное учреждение –Федеральное агентство, а, следовательно, и структуры в регионах, на что,безусловно, потребуется большие денежные затраты сельхозтоваропроизводителейпри кризисном финансовом положении большинства их и значительном дефицитесредств в федеральном бюджете.
Одной из причин глубокого кризисасельского хозяйства, резкого спада производства продукции растениеводства иживотноводства является необеспеченность соответствующей страховой защитойимущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи сэтим труженики сельского хозяйства ежегодно терпят большие не возмещаемыеубытки, причиняемые стихийными бедствиями и другими неблагоприятными погоднымиусловиями, такими, как наводнение, засуха и нашествие саранчи, что повлеклорезкое ухудшение финансового состояния хозяйства, а многие поставило на граньразорения.
В условиях переходного периода крыночной экономики, организационной перестройки хозяйственной деятельности населе, для обеспечения страховой защитой сельскохозяйственного производстванеобходимо сочетание обязательной и добровольной форм страхования. При этом вближайшие 5-10 лет приоритетным должно быть обязательное сельскохозяйственноестрахование.
В комплексе мер по выводу сельскогохозяйства из затянувшегося кризиса в положительном значение имело бы введение взаконодательном порядке государственного обязательного страхования урожаясельскохозяйственных культур, животных, основных и оборотных средств всехсельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, независимо от формы ихсобственности. Участие всех хозяйств в формировании страхового фонда позволитустановить минимальные тарифные ставки.
Подготовку проекта закона огосударственном сельскохозяйственном страховании, условиях и порядке егопроведения следовало бы, как нам кажется, возложить не на Федеральноеагентство, а на Российскую государственную страховую компанию (Росгосстрах) сее разветвленной сетью дочерних страховых компаний и их филиалов во всехрегионах России, имеющих специалистов с практическим опытом работы по этомувиду страхования.
При разработке условийсельскохозяйственного страхования необходимо учитывать возможностисельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств оплачивать в ближайшиегоды страховые услуги.
В условия государственногообязательного сельскохозяйственного страхования целесообразно было бы включитьэлементы взаимного страхования, при котором не ставится задача полученияприбыли. Минимальными, в размере двух, максимально 3% от общей годовой суммыстраховых взносов хозяйств, должны быть расходы на ведение дела. Начинатьследует с малого.
В первые годы проводить страхованиеурожая не всех, а основных культур, возделываемых в конкретнойприродно-климатической зоне и имеющий экономическое значение для хозяйствданного региона. Страхование урожая проводить на случай его гибели илиповреждений от наиболее вероятных и часто повторяющихся в данной местностистихийных бедствий и неблагоприятных погодных условий. В регионах с большимвыпадением атмосферных осадков – от наводнений, паводков, вымокания,выпревания, градобития, в засушливых регионах – от засухи. Переченьсельскохозяйственных культур и страховых рисков должны определить Министерствосельского хозяйства и продовольствия РФ и органы исполнительной властисубъектов РФ.
Страховое обеспечение по страхованиюурожая сельхозкультур следует установить по регионам в переделах 40-50%стоимости урожая с одного га, рассчитанных исходя из средней пятилетнейурожайности в хозяйстве и рыночной цены урожая сельскохозяйственных культурсоответствующего года в расчете на всю площадь посева культур под урожайтекущего года, а по озимым культурам – под урожай следующего года.
По страхованию сельскохозяйственныхживотных (лошадей, крупного рогатого скота, свиней, овец) страховое обеспечениеследует также установить в пределах 40-50% их рыночной стоимости. Страхованиевзрослого поголовья животных проводить на случай гибели (падежа), вынужденногоубоя или уничтожения в результате инфекционных болезней, стихийных бедствий ипожаров, молодняка животных – на случай гибели (падежа), вынужденного убоя илиуничтожения в результате стихийных бедствий и пожара. В законе осельскохозяйственном страховании необходимо предусмотреть, что для обеспечениясвоевременной выплаты сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствамстрахового возмещения убытков, причиняемых страховыми событиями, дочерниестраховые компании Росгосстраха формируют за счет платежей хозяйств регионастраховой фонд и фонды страхового и технических резервов.
Для устойчивости страховых операцийпо сельскохозяйственному страхованию при Правлении Росгосстраха логично было бысоздать межрегиональный резервный страховой фонд для выдачи дочерним страховымкомпаниям беспроцентных ссуд сроком до двух лет, когда текущих страховыхвзносов и средств собственного резервного фонда для выплаты страховоговозмещения по убыткам им будет недостаточно. Предусмотреть, что решение овыдаче ссуд и размера их принимают члены коллегии госпредставителей при ОАО«Росгосстрах».
Межрегиональный резервный фондцелесообразно формировать за счет отчислений дочерних страховых компанийсистемы Росгосстраха. Норму отчислений установить для всех компаний единую впределах 5-10% от годовой суммы страховых взносов по сельскохозяйственномустрахованию.
Учитывая большое значениесельскохозяйственного производства для страны, в первый год введениягосударственного обязательного страхования, может быть, следовало бы пойти натакую крайность – обязать все страховые компании, включая перестраховочныеобщества, работающие на российском страховом рынке, независимо от того, накакие виды страхования имеют они лицензии, произвести разовое отчисление 1% отполной годовой суммы страховой премии на образование Межрегиональногорезервного фонда по сельхозстрахованию. В отличие от других видов,сельскохозяйственное страхование имеет специфические особенности, как поусловиям его проведения, так и по формированию и использованию страхового ирезервного фондов. В связи с этим страховые операции по сельскохозяйственномустрахованию в статической отчетности необходимо отражать в отдельном разделестатотчета. Безусловно, наряду с государственным обязательным страхованиемнеобходимо проводить и добровольное страхование. Отдельные сельскохозяйственныепредприятия и фермерские хозяйства, располагающие финансовыми возможностями,пожелают иметь страховое покрытие своего сельскохозяйственного производства вбольшем объеме и по более широкому перечню страховых рисков, а такжезастраховать урожай или животных, которые не будут застрахованы пообязательному страхованию. Как известно, в настоящее время в страну до 60%сельскохозяйственной продукции импортируется из-за рубежа. Чтобы не впасть вполную кабальную зависимость от Запада в обеспечении населения России продовольствием,необходимо срочно принять меры по оказанию государственной поддержкисельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам. Введение взаконодательном порядке государственного обязательного страхованияимущественных интересов сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйствбудет одним из мероприятий, необходимых для приостановления процесса спадасельскохозяйственного производства в стране, его стабилизации, а в дальнейшем иподъему.[4]
Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования,осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года определяетосновные направления формирования единой государственной политики в областиразвития сельскохозяйственного страхования на долгосрочный период. Основнымрезультатом реализации Концепции будет являться рост застрахованных посевныхплощадей и поэтапное увеличение охвата сельхозтоваропроизводителейсельхозстрахованием с государственной поддержкой. Филиал ОСАО «Ингосстрах» в РеспубликеТатарстан обеспечил страховой защитой урожай, сельскохозяйственных животных,имущество и сельхозтехнику пяти агрофирм, входящих в Агрохолдинг «ВАМИНТатарстан»: ООО «АФ Ак Чишма», ООО «АФ ВАМИН Марджани», ООО «АФ ВАМИН Тюлячи»,ООО «АФ ВАМИН Буа», ООО «АФ Татарстан»; Российский банк развития, реализующийПрограмму финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, заключилдоговор с ЗАО «ШРЕИ Лизинг» об открытии кредитной линии в размере 300 млн руб.сроком на 5 лет; Нордеа Банк и мэрия г. Новосибирска подписали муниципальныеконтракты о предоставлении городу заемных средств на общую сумму 850 млн руб.сроком на два года; Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и ОАО «ТНК-ВРМенеджмент» (управляющая компания ТНК-ВР) подписали соглашение о сотрудничестведо 2012 г.; Банк ВТБ в рамках поддержки российских регионов предоставиладминистрации Тульской области кредитные средства в размере 1,7 млрд руб.сроком до одного года.[5]Заключение
На сегодняшний день важное значение имеет перспектива развития не толькоимущественного, но и страхования в целом в Российской Федерации. Предпосылкамидля дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не тольконаметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источниковтакого развития. Во-первых, укрепление негосударственного сектора экономики:частный предприниматель (собственник) в силу своей экономической обособленностиот государства вынужден страховать свои риски. Во-вторых, источником спроса настраховые услуги является рост объемов и разнообразия частной собственности физическихи юридических лиц. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости иипотечного кредитования жилищного строительства, а также приватизациягосударственного жилого фонда. В-третьих, важным источником развития страховогорынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системойгосударственного соцстрахования и соцобеспечения.
Необходимо формирование надежного, эффективного механизма страховой защиты— это не проблема только расширения деятельности страховых организаций. Это задачасовременного общества в целом, один из непременных факторов рыночной экономики,какую бы ориентацию она ни выбирала. Социальная направленность экономики предъявляеттребования к определенной структуреформ и видов страхования.
При страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственныетоваропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваютсястраховщикам за счет средств федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации может дифференцировать размеры уплатыстраховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственнымкультурам и по регионам.
Государственная поддержка страхования сельскохозяйственныхтоваропроизводителей возлагается на государственных агентов, определяемыхПравительством Российской Федерации.
Концепциясовершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого сгосударственной поддержкой, на период до 2020 года определяет основныенаправления формирования единой государственной политики в области развитиясельскохозяйственного страхования на долгосрочный период. В Концепциисформулированы цели, задачи, направления и способы создания эффективной системыстраховой защиты имущественных интересов российских производителейсельскохозяйственной продукции всех форм собственности на всей территорииРоссийской Федерации, а также национальных интересов Российской Федерации,связанных с производством продукции сельскохозяйственного назначения и обеспеченияпродовольственной безопасности страны.
Основным результатом реализации Концепции будет являться ростзастрахованных посевных площадей и поэтапное увеличение охватасельхозтоваропроизводителей сельхозстрахованием с государственной поддержкой. [6]страхование сельскийхозяйство ущерб возмещение
Списокиспользуемой литературы
1. Байков С.В.,Жирнихин А.С., Зубец А.Н., Смирнова К.А. Потребительское поведение нафинансовых рынках России.–Изд.: Экономика, 2007.–272с.
2. Грищенко Н.Б.–Основы страховой деятельности. Учебное пособие. –Изд.: Финансы и статистика,2004. –352с.
3. Ермасов С.В.,Ермасова Н.Б. –Страхование. 3-е издание–Изд.: Юрайт, Высшее образование, 2010.–704с.
4. Сушко В.А.Страхование. Словарь- справочник.–М.: Книжный мир, 2003.–408с.
5. Чернова Г.В.–Основы экономики страховой организации по рисковым видам страхования.–Изд.:Питер, 2005.–240с.
6. Шихов А.К., ШиховА.А. –Страховое право. –Изд.: Юриспруденция, 2009. –360с.
7. Страхование.–Подредакцией Орланюк-Малицкой Л.А., Яновой С.Ю.–Изд.: Юрайт, Высшее образование,2010. –832с.
8. КонсультантПлюс.–URL: www.consultant.ru/, датаобращения 20.07.2010г.
9. Налоговый КодексРоссийской Федерации Часть вторая №117-ФЗ от 5 августа 2000.–URL: www.consultant.ru/,дата обращения 20.07.2010г.
10. Финансоваягазета. Региональный выпуск №24 от 10.06.10. – URL:http://www.fingazeta.ru/index.php?m=anonses/10/rv/rv24_10.html,дата обращения 20.07.2010г.
11.  Концепция совершенствованиясельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственнойподдержкой, на период до 2020 года.–URL: www.mcx.ru/documents/file_document/show,дата обращения 20.07.2010г.
12.  Определение ущерба и страховоговозмещения по страхованию сельскохозяйственных культур. .–URL:http://www.insurance2000.ru/books/01/7-12.php,дата обращения 20.07.2010г.
13.  О сельскохозяйственномстраховании .–URL:http://www.insur-info.ru/press/43777/, дата обращения 20.07.2010г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.