ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКОЙАКАДЕМИИ ПРАВОСУДИЯ»
КАЗАНСКИЙФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙСИСТЕМЫ
ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
Кафедра общетеоретическихправовых дисциплин
КУРСОВАЯРАБОТА
Подисциплине: Административное право
На тему:История, современность и тенденции развития
Выполнил:студент II курса
Очногоотделения группы П-61
Проверил:
Оценка______________
Подписьпреподавателя_________
Казань, 2008 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………..…..3
1. Понятие административногоправа…………………………….….5
Общийсмысл……………………………………………………..…5
Административноеправо как общие принципы………...………6
2. Тенденцииразвития административного права……………….....8
3. Современностьадминистративного права………………..….….19
Заключение………………………………………………………………..21
Список используемойлитературы……………………………………...24
ПРИМЕЧАНИЯ…………………………………………………….........25
Введение
Административное правоявляется одной из древнейших и фундаментальных отраслей правовой системы. Оноимело и имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения ирегулирования отношений, складывающихся в обществе.
Современные условияспособствуют обусловленности государственного управления с постановкой основнойзадачи – обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех составляющихчастей механизма исполнительной власти.
В своей совокупностимеханизм исполнительной власти представляет государственную администрацию сполномочиями реализации своих прав в масштабах России. Органы исполнительнойвласти администрируют, то есть управляют экономикой, социально-культурной иадминистративно-политической сферами жизни общества, обеспечивают практическуюреализацию законодательных актов. Естественно, что их деятельность носитадминистративный (управленческий, исполнительный, внесудебный) характер.
Сам термин«административное» происходит от латинского слова administration иозначает руководить, управлять.
Управление чаще всеговоздействует на сам процесс жизненного бытия, затрагивая все сферы и механизмыобщества. Регулятором всех отношений возникающих в сфере управления является административноеправо. Оно призвано регулировать общественные отношения, которые возникают в сферегосударственного управления.
Административное право,право внутриорганизационного характера, постоянно усиливает свою социальнуюзначимость.
Действующее в РоссийскойФедерации административное законодательство представляет собой безбрежноесобрание правовых норм, разбросанных в различных актах, которые в политическом соотношениипросто необозримы.[1]
Такую интерпретациюразвития административного законодательства можно отнести не только к постсоветскомувремени, но и ко всей ее истории. Большой объем историко-правового материала, лежащийв области административного законодательства, требует его изучения. Актуальностьисторико-правового исследования развития административного права проистекает нетолько из его внешнего количественного объема. Задачей первоочередной важностиявляется последовательное системное изучение внутреннего развития формуправления, организации системы государственного управления, развитие норм,понятия и в целом науки административного права.[1]
Актуальностьисторико-правового анализа административного права заключается еще и в том, чтосовременные российские учебные программы и учебная юридическая литературапрактически не содержит даже одного параграфа, посвященного истории административногоправа. В редких изданиях историю развития административного законодательстварассматривают с октября 1917 года.
Подобный подход противоречитобщеисторическому пути развития российской государственности и не отвечаетсовременному представлению и уровню знания в данном вопросе.
Включение в учебные курсысовременного административного права изучение истории предмета данной наукивосполнит создавшиеся пробелы и позволит полнее представить пути исторического развития,выработать всесторонний подход к действующему административномузаконодательству в России.
1.Понятиеадминистративного права
1.1.Общийсмысл
Административное правоможно понимать в двух смыслах.
В самом широком смыслеэтот термин может означать законы, иные нормативно-правовые акты, создающиеадминистративные институты, наделяющие их властными полномочиями и регулирующиедальнейшее осуществление этих полномочий. Понимаемое в этом значении административноеправо охватывает широкое поле деятельности; оно включает полномочияминистерств, государственных департаментов, всех других служб, проверяющих (контролирующих,надзирающих) и прочих органов, реализующих полномочия, которым они наделены позакону. В этом значении административное право включает в себя как саму властьи полномочия, переданные административным органом, так и процедуры реализацииэтих властных полномочий. Министерские полномочия на решение вопросов,связанных с иммиграцией, полномочия служб на регулирование определённыхэкологических вопросов, полномочия местных властей на организацию местных школ- вот всего лишь несколько примеров огромного круга проблем, включаемых вадминистративное право, понимаемое в этом значении. Каждая из этих областей,управляемых законом, важна сама по себе и заслуживает подробного изучения, хотяинтерес к исследованию таких специальных предметов возникает обычно либо из-засодержания, либо для иллюстрации определенных принципов административное право.
Когда же мы начинаемрассматривать второе значение административного права, тогда и предметрассмотрения смещается с конкретного множества специальных предметов к наборуобщих идей и принципов. Это второе значение административного права охватываетдва связанных между собой момента. Во-первых, вместо того чтобы включить в себяцелый набор материально-правового и процессуального законодательства,относящегося к административным органам, это более узкое значениеадминистративного права охватывает общие правила и принципы, связывающие всеподобные органы.
Административное право вэтом смысле обладает как процессуальными, так и материальными элементами.Процессуальный элемент заключается в некоторых общих принципах, определённыхдля управления всеми административными органами. Такие принципы обычносодержатся как в общих административно-процессуальных кодексах, как во многихевропейских странах, так и в сочетании статутного и общего права, как вбольшинстве стран общего права. Идея заключается в том, что, каков бы ни былисточник, такие процессуальные принципы должны носить общий характер,распространяться на всех, за исключением специфических случаев, выведенных зарамки их юрисдикции.
1.2.Административное право как общие принципы
Второе значениеадминистративного права может также включать в себя принципыматериально-правового характера. Один важный принцип заключается в том, чтовласть имеет право использовать только те полномочия, которые возложены на неёзаконом, и что любое действие, выходящее за рамки этих полномочий, будетнезаконным.
Этот простой принципможет вызывать весьма сложные правовые споры, а во многих правовых системахприводит к частным судебным тяжбам. Могут быть и другие принципы, например отом, как должно применяться дискреционное право, или принципы, накладывающиенекоторые ограничения на вопросы, которые могут быть приняты в рассмотрение влюбом административном контексте. Во многих правовых системах распространеныпринципы, отнесённые к таким вопросам, как содержание дискреции, ограничение способностиодной властной структуры делегировать свои полномочия другой, наложение наограничений на полномочия властных структур заключать контракты с частнымиорганизациями. Сходно с этим могут существовать общие принципы того, какадминистративным властям следует обращаться с отдельными гражданами и группамиграждан в отношении соблюдения равенства и отсутствия дискриминации.
Административное право всмысле общих принципов, управляющих использованием полномочий властнымиструктурами, не зависит от четкого разграничения между процессуальными иматериально-правовыми принципами. В самом деле, как мы увидим позже, линиямежду этими двумя видами принципов часто нечетка, определяемая критерием, воснове которого классификация принципов по категоиям.
Следует также отметить,что административное право во втором значении тесно связано с общим принципомзаконности и с более конкретными принципами, вытекающими из него.Административное право также определяется набором фундаментальных правовых июридических принципов, также, как демократия, разделение властей, уважение правотдельных лиц и их групп. Эти принципы, в свою очередь, могут быть переведены вболее конкретные правовые принципы, такие, как процессуальная справедливостьили должный процесс, включая право сторон быть выслушанными и обязательностьобоснования действий или решений. Мы можем сформулировать принципынепредвзятости официальных лиц, раскрытия информации и доступность апелляций идругих форм права регресса первичного акта или решения. Нам не нужно сейчасперечислять все принципы административного права, а просто подчеркнуть мысль отом, что общие принципы, входящие во второе понимание административного права,распространяются на все административные действия (за очень небольшимисключением) и можно проследить их корни в более фундаментальных политических иконституционных принципах.
2.Тенденцииразвития административного права
В научнойисторико-правовой литературе весьма мало исследований, касающихся данной темы.
Отдельные стороны вопросаоказались освещенными лишь в науке истории государства и права, где онитрадиционно рассматриваются для каждой исторической эпохи и периода развитиягосударства и права обособленно.
Среди научныхисследований, затронувших некоторые вопросы темы, следует назвать труды видныхроссийских историков, таких как Н. М. Карамзин, В. Н. Татищев, М. М. Щербатов,С. М. Соловьев и другие. В своих трудах они коснулись лишь внешней стороныразвития государственного управления, наметив общее историческое развитие задачи форм управления. Кроме того, в XVIII веке сочинения Волынского, Татищева, Посошкова,Абрамова, затрагивающие дела внутреннего управления (хлебопашество, паспорта,переписи, народное образование и т.п.), были достоянием узкого круга ученых иширокого обсуждения их исследования не получили.
Научная юридическаялитература в России получает широкое распространение в ХIХ веке. К числу первыхроссийских юристов следует отнести С. Е. Десницкого и З. А. Горюшкина.
С. Е. Десницкий былпервым русским профессором права и впервые стал читать лекции на русском языке.Он заложил основы изучения российского законодательства (законоведения). В этомотношении особый интерес представляют две методологические работы С. Е.Десницкого.[2]
В этих работах впервыебыла подчеркнута огромная значимость изучения права с применениемсравнительно-исторических данных как метода. Нашли наиболее полно отражениевзгляды идеологов Просвещения, считающих, что цель государства – достижениенаибольшего количества благ наибольшим числом людей. Лучшей формой организациивласти С. Е. Десницкий считал конституционную монархию. Усвоив достиженияюриспруденции Англии и Франции, он привнес их политико-юридическую концепцию ив вопросы государственного управления.[3]
В стенах московскогоуниверситета с 1786 года, по приглашению его директора Фонвизина, сталпреподавать З. А. Горюшкин. Наилучшим из многочисленных трудов З. А. Горюшкина,по праву считается его «Руководство к познанию российскогозаконоискусства», опубликованное в Москве в 1811 и 1816 годах.[4]
З.А. Горюшкин первымуказал на значимость изучения обычаев (нравов и пословиц) русского народа, какна источник юриспруденции, и первым ввел в преподавание русскогозаконодательства исторический элемент. Он указал также на важность и значимостьдревних памятников законодательства. Во всяком случае, попытка З.А. Горюшкинадать юридический обзор древних русских указаний, в том числе и вгосударственном управлении, была одной из самых удачных вплоть до издания«Опыта истории российских законов» профессора Рейца.
В России административноеправо как наука и первые исследования появляются в 1830 – 40-х годах.Первоначальный курс (по университетскому уставу) преподавался под именем«Законы государственного благоустройства и благочиния». В этот периодзакладываются основы административного (полицейского) права. В трудахОбодовского, Якоба, Гуляева, Рождественского, Платонова, Власьева, Степанова идругих определялось понятие о полицейском праве, уточнялось содержаниеважнейших институтов «государственного благоустройства», проводиласьсравнительная характеристика российского управления с управлением ведущихевропейских государств: Франции, Англии и Германии. В трудах Степанова иВласьева впервые даны исторические очерки развития «государственногоблагоустройства», излагается и критикуется литература о полицейском праве,даются очерки истории русской полиции и действующих тогда полицейскихустановлений.[5]
Ряд новых идей в развитиенауки полицейского права в России были внесены в 1860 – 80-х годах, в ходебуржуазных реформ, переменивших облик страны. Новую группу ученых представилипрофессора Лешков, Бунге, Андреевский и другие.
В 1880 – 90-х годах средироссийской научной интеллигенции мнения о наименовании предмета и наукиразделились, также как и в среде европейских юристов. Имели применениенесколько наименований, таких как «государственное благоустройство»,«полицейское право», «право внутреннего управления»,«административное право». Различия в наименовании науки существенноговлияния на ее создание не оказывали.8
Называя полицейское правообщественным, профессор Лешков, к примеру, находил соединяющее звено междупринципом свободы (элемент гражданского права) и принципом принуждения (элементгосударственный) в понятии об обществе как социальном элементе, исходя изкоторого, рождалась идея о самоуправлении и союзном строе. Н. Х. Бунге изложилтолько право благосостояния, подробно остановившись на ее экономической основе.Профессор И. Андреевский рассматривал деятельность не только государства и егоорганов в вопросах полицейского права, но и органов самоуправления.[6]
В работах А. Оскольского,А. И. Васильчикова раскрываются вопросы истории и соответственно та эпохаадминистративного строя городов и самоуправления. Так, А. Оскольский посвятилбольшую часть своего труда истории и административному строю города ЦарстваПольского. В работе
А.И. Васильчикова «Осамоуправлении» были изложены, на основании сравнительно-историческогометода, только ряд разделов права внутреннего управления в ведущих государствахЗападной Европы и России.[7]
Кроме этого, в России сХVIII века имели хождение ряд переводных изданий зарубежных авторов, посвященныхправу внутреннего управления.9
Несомненно, большой вкладв реформы полицейского права и науки административного права на рубеже XIX – XXвеков внес немецкий ученый-административист О. Майер. В работе «Немецкоеадминистративное право» (1895) он показывает несостоятельность, с научнойточки зрения, полицейского права и значимость административного права. Вчастности приводятся аргументы развития науки административного права, ставитсязадача исследования юридической природы действующих органов государственногоуправления, их взаимодействие, разрешение конфликтных ситуаций в общеммеханизме.
В начале XX векароссийские ученые-юристы вплотную подошли к детальной проработке основополагающихпонятий административного права. В работах А. И. Елистратова, В. В.Ивановского, В. Ф. Дерюжинского, И. Т. Тарасова и других ученых, представленовполне современное понятие административного права.[10]
В данных работах, благодарявлиянию процессов государственно-правового развития страны в условиях революции1905 – 1907 годов, вершиной развития административно-правовых отношений признаетсяуже не полицейское, а правовое (конституционное) государство. Исследователи подчеркивалипротивоположность отношений между населением и правящей властью, отмечая, что вполицейском государстве эти отношения определялись не правом, а простымусмотрением представителей власти. Взаимные отношения между государственными ичастными лицами были исключены. В правовом государстве, наоборот, эти отношенияобъединены в культурной деятельности представителей государственной власти ичастных лиц и строятся на праве (законе), имеют место развитые органысамоуправления и частные общества.[11]
Следует отметить, чтоА.И. Елистратов фактически является создателем общей части науки административногоправа (см. прил. 1). В этой связи К.С. Бельский справедливо указывает, что в сочиненияхА. И. Елистратова, изданных как до 1917 года, так и в 1920-х годах административно-правовойматериал излагается в соответствии с институционной системой права, котораяраспределяла административно-правовые институты по трем разделам: субъектыадминистративного права, объекты, формы административной деятельности (акты,принуждение, обеспечение законности). А. И. Елистратов создал в основных чертахту часть административного права, которая позже под именем общей части займетместо в советских учебниках административного права 1940 – 90-х годов. С этойточки зрения А. И. Елистратов – последний из магикан императорской наукиадминистративного права, заложивший первые камни в основание советской науки.
В науке административногоправа были уточнены понятия административной деятельности государства игосударственной деятельности вообще: "… административная деятельностьявляется лишь одним видом или формой государственной деятельности, заметноотличающаяся от законодательной и судебной как своим содержанием, так и темиформами, в которых она проявляется...".[12]
Следовательно, развитиенауки административного права шло в неразрывной связи с развитием государства иправа России. Проведенная в 1830-х годах кодификация российскогозаконодательства под руководством М. М. Сперанского, реформы второй половиныXIX века явились основополагающими вехами на этом пути. Важнейшей заслугойроссийской теоретической юриспруденции дореволюционной России было четковыработанное понятие административного права как одной из важнейших отраслейправа. Особую ценность столетним исследованиям придает подчеркнутая значимостьправового государства с представительным образом правления, которая являетсянеобходимой исторической и логической предпосылкой (условием) для возникновенияи развития административного права. Исследования российских дореволюционныхученых-правоведов шли в тесной связи с достижениями западноевропейской науки.Широкое распространение получили международные научные конференции, велисьоживленные научные дискуссии. Подобная взаимосвязь лишь укрепляла испособствовала развитию юридических наук, в том числе и по административному праву.
После октябрьских событий1917 года в России создается советское государство и право, что значительноповлияло на развитие административного права. Уже в 1918 году возникланеобходимость создания принципиально нового научного центра юридическихисследований. Роль такого центра взяла на себя Социалистическая академияобщественных наук, созданная в 1918 году. Она состояла из двух секций:научно-академической и учебно-просвети-тельской. В состав нового бюро«политико-юридического разряда» в декабре 1918 года были включены рядисследователей, занятых разработкой марксистско-ленинской теории, Е. Б.Пашуканис, М. А. Рейснер, К. Н. Тарковский и Э. Р. Тетернборн. В 1919 году кним присоединились сотрудники Московского частного юридического института.Многие профессора вели занятия по дореволюционным программам. Преемственность вюридической науке сохранял лишь профессорско-преподавательский составюридического факультета Московского университета, не признававший«новаций» марксистской теории.
С 1919 по 1925 годыСоветское правительство предприняло ряд мер (репрессии, ссылки, высылки и т.п.)против профессуры не согласной с идеями большевистской диктатуры в РСФСР.
В составе правовыхэмиграционных волн из России было немало правоведов. Юридические школы,сложившиеся в России в дореволюционный период, оказали заметное влияние на развитиеправовой теории в эмигрантской научной среде. Русские ученые-правоведывключились в работу зарубежных университетов и научных центров, воспринимая иперерабатывая, в свою очередь, современную западноевропейскую правовуютрадицию.
Особым явлением сталообразование в зарубежье русских юридических учебных заведений и научныхцентров. Их целями было сохранение российской юридической традиции, создание условийдля научной и педагогической деятельности, подготовка юридических кадров длябудущей России, профессиональное образование молодых эмигрантов с цельюприобщения их к практической деятельности в странах пребывания.
В начале 1920-х годовцентрами сосредоточения юридических кадров из России стали Харбин, Прага,крупные университетские города в Югославии. Часть юристов осталась в Варшаве,Риге, Берлине и Париже. Большая группа правоведов добралась до Берлина наизвестном «философском пароходе», отплывшем из Петрограда в 1922году.[13]
В Харбинском юридическомфакультете среди многих российских ученых трудились и специалисты погосударственному (административному) праву. К их числу следует отнестипрофессора В. В. Энгельфельда, который много внимания уделил анализу системгосударственного управления и устройства Советской России и Китая, был признаннымавторитетом в области административного права.
Над концепцией«регулятивного права» работал другой крупный ученый, профессор Г. К.Гинс, который относился к представителям психологической школы права,сформированной в России А. И. Петрожицким. Важнейшими работами Г. К. Гинсастали: «Право и сила» (1929), «На путях к государствубудущего» (1930), «Новые идеи в праве и основные проблемысовременности» (1931).
Работая над концепцией«регулятивного права» Г. К. Гинс создал (совместно с русскимиюристами харбинской школы) принципы так называемого «юридическогосолидаризма», которые перекликались с теорией «корпоративногогосударства», рожденной в фашистской Италии, и теорией«корпоративного права», разработанной некоторыми германскими исоветскими юристами в начале 1920-х годов.
Идеалом солидаризмаявлялась «индустриальная демократия», в которой сочетаются договорныеи принудительные начала управления.[14]
При Карлове университетев Праге с мая 1922 года был образован русский юридический факультет, гдегосударственное право читали доцент Н.Н. Алексеев, административное право –приват-доцент К. И. Зайцев, работали другие видные ученые. Так, в 1925 году вПраге вышел фундаментальный труд «Право Советской России» (два тома)под редакцией Н.Н. Алексеева и Н.С. Тимашева. В авторский коллектив вошлиспециалисты по административному праву. В книге давался анализ всей системы иотдельных отраслей советского права. В разделе об источниках права Н. Н. Алексеви Н.С. Тимашев отмечали, что характерной особенностью советскогоправотворчества является пристрастие к писаному праву, так как дляустановившейся в РСФСР диктатуры важна была не конституция, а «непосредственныйи многообразный политический эксперимент». Категория закона, по мнениюавторов этого труда, к советскому праву вообще не применима. На практикеотсутствует отличие законов от указов. Один декрет может быть отменен другимдекретом без каких-либо особых условий, и это «независимо от иерархиисоответствующих издающего и обвиняющего органов». Между центром и местнымиорганами управления отсутствует четкое распределение правотворческих функций. Вцелом советское право определялось как «чистое выражение ничем не связаннойи неограниченной силы, диктующей свои предписания и изменяющей их в зависимостиот интересов и потребностей, стоящих у власти групп...».[15]
В свою очередь А. А.Богомолов – представитель русской юридической науки в Берлине, включал в курсадминистративного права главы об аренде промышленных предприятий и концессиях.
В разработках А. Фатеева,представителя русской юридической школы, наиболее заметной стала геополитическаягосударственно-правовая тематика, заимствованная многими русскими правоведами угерманской научной традиции, например, К. Хаусхафера. В этом направлении в 1928году А. Фатеевым опубликован ряд работ, в которых подчеркивались идеинеразрывности государства и территории.
Таким образом, русскаяюридическая наука за рубежом в течение 1930-х годов смогла поднять ряд новыхнаучных и политико-правовых проблем, недоступных для исследователей в СоветскойРоссии.
Русскиеправоведы-эмигранты вели свои исследования, основываясь на традиционныхпринципах российской государственной, психологической, социологической и другихнаучных школ и направлений.
В РСФСР с 1925 годагруппа марксистов-юристов: П. И. Стучка, Е. Б. Пашуканис, В. В. Адоратский, И.П. Разумовский, Г. С. Гурвич, А. Я. Эстрин, С. М. Пру-шинский, А. Я. Вышинский,И. А. Меницкий, В. Н. Максимовский, И. С. Войтинский, С. И. Раевич, Г. С.Михайлов, Б. Е. Штейн и другие, сформировали свою теоретическую программу подназванием «Наши задачи». «Нас объединяет, – заявлялось в этомдокументе, – революционно-диалекти-ческий метод… прямая противоположностьисторико-эволюционному методу буржуазной юриспруденции...».[16]
После провозглашенияэтой программы советские ученые данной группы повели систематическую борьбу сучеными, стоящими на небольшевистских позициях. Секция подвергла «решительнойкритике» издававшийся в Москве с 1922 года журнал «Право ижизнь». Организованная политическая травля ученых, завуалированная поддискуссию и борьбу с буржуазной идеологией, привела к ликвидации в 1928 годуданного издания. Основной задачей советских юристов была разработка трудовМаркса и Ленина для формирования «новой» методологической базыисследований в юрисдикции. Вследствие укрепившейся за годы гражданской войныдиктатуры пролетариата, а также формулирование большевистскими государственнымидеятелями основных принципов правового государства, весьма отрицательносказалось на дальнейшее становление и развитие науки административного права иадминистративного законодательства в СССР. Нормы административного праваслились воедино с нормами уголовного и уголовно-процессуального права, чтоособенно ярко проявилось в практике советской коллективизации 1930-х годов,массовых политических репрессиях против граждан вплоть до начала 1950-х годов.
На базе Социалистическойакадемии с января 1923 года начала действовать секция советского строительстваво главе с М. Ф. Владимировским. Основной задачей секции была консолидация сил юристов-марксистовв целях разработки вопросов советской системы и освоения методических трудов В.И. Ленина о государстве. В процессе деятельности секции был подготовлен ряддокладов, в том числе и по теме «Административный кодекс», смыслкоторого сводился к острейшей необходимости разработки и принятияадминистративного кодекса. В эти годы административное право исследовали С. М.Бердинский, С. С. Болтинов, И. Н. Ананов, М. Е. Климов, С. С. Кравчук, С. С. Студеникин,А. М. Турубинер и другие.
В 1935 году, учитываяважность разработки административно-правовых проблем в связи с принятиемКонституции СССР, в Академии Наук СССР произошла перестройка, результатомкоторой стало появление трех важнейших секторов будущих юридическихисследований. Среди них выделена была секция «Государственное иадминистративное право». Лишь только с 1940 – 50-х годов советская теоретическаяюриспруденция смогла приступить к углубленной разработке ряда отраслей права, выпускуучебников и исследований по административному праву.
В становлении наукиадминистративного права особую роль сыграли труды С.С. Студеникина, в которыхбыла обоснована марксистская концепция (например, см. прил. 2) предмета административногоправа, его системы, принципов советского государственного управления.[17]
С 1950 – 60-х годов вСССР начинается разработка институционной системы административного законодательстваоб отдельной отрасли. В этом направлении выделяются работы С. Г. Бердовской, А.Е. Лунева, Н. Г. Салищевой, С. С. Студеникина, Е. В. Шориной, Ц. А. Ямпольскойи многих других.
Разрабатывались вопросысоветского административного права, роли прокуратуры в советскомгосударственном управлении, укрепления государственной дисциплины. Основнаязадача, ставшая перед исследователями в административном и государственномуправлении, была вскрыть конкретные специфические черты современного этапаразвития социалистического государства и права, продемонстрировать их значениеи взаимодействие в социалистическом обществе, руководящую роль КПСС вполитической системе социалистического общества.[18]
С апреля 1974 года приАкадемии Наук СССР была сформирована секция по правовым проблемам управления,которая вызвала к жизни организацию Всесоюзного координационного совещания повопросам науки управления и административного права. Формирование подобногонаучно-координационного центра позволило более глубоко и детально подойти кразработке проблем советского административного права.
Одним из значительныхрезультатов в истории советского административного права явилось обоснованиепутей кодификации норм об административной ответственности и реализациитеоретической модели, заложенной в Основах законодательства Союза ССР и союзныхреспублик об административных правонарушениях (1980), а также с принятиемсоответствующих республиканских кодексов (в 1984 году был принят кодекс РСФСРоб административных правонарушениях, в 2001 году – кодекс РФ обадминистративных правонарушениях).
В них, спустя многиедесятилетия существования и накопления административных норм в СССР, былаосуществлена кодификация обособленной группы норм, регулирующих вопросыадминистративной ответственности, полномочия субъектов административной юстициии производство по делам об административных правонарушениях.
Разработку проблем велисоветские административисты, к числу которых следует отнести труды Б. М.Лазарева, А. Е. Лунева, Ю. М. Козлова, Н. Г. Салищевой, В. А. Лория, Ю. А.Денисова, А. П. Коренева, Л. Л. Попова, И. И. Ве-ремеенко М. Я. Саввина, В. Э.Краснянского, Л. А. Николаевой, А. П. Шергина, Е. В. Шориной и многих других.
В большинстве работ 1970– 80-х годов в СССР ставились вопросы более углубленного изучения субъектовадминистративного права, проблемы развития норм административного права и их применения,вопросы соотношения судебного и административного порядка рассмотрения жалоб граждан,аппарат управления и другие.[19]
В ходе государственныхреформ М. С. Горбачева, последующего кризиса и распада СССР, исследователиадминистративного права уделили большее внимание таким вопросам, как административнаяответственность в развитии административного права, административно-правовые аспектыюридической ответственности, право на обжалование в суд действийадминистративных органов, ответственность должностных лиц по советскомуадминистративному законодательству, проведена научная дискуссия на страницахакадемических юридических изданий по проблемам обновления учебных программ иучебной литературы по административному праву.[20]
Вместе с тем ряд проблемостались нерешенными в советской науке административного права. К числу сложныхв советском административном праве следует отнести проблемы систематики, местеи роли административного права в системе советского права. Так, в статьях А.Одоренко (1925) ставилась эта проблема, а затем в статьях Ц. А. Ямпольской(1956), Ю. М. Козлова и С. С. Алексеева, Ю. А. Тихомирова, Л. С. Явича, М. М.Россолова и других (1960 – 80) административное право по-прежнему оставалосьсинонимом права управления или управленческого права. В советской науке административногоправа система административного права объединяет общую (институционную) и особенную(отраслевую) части в одно целое. Такое соединение имело (остается в некоторых своихчастях и сегодня в РФ) два существенных недочета. Во-первых, показывалоадминистративное право односторонне, исключительно под углом зрениягосударственного управления. Во-вторых, с дидактической точки зрения обрекалоотраслевую (особенную) часть вместе с полицейским правом на прозябание и менеесерьезное к ней отношение со стороны студентов и преподавателей. Однако к этой конструкциинастолько привыкли в советской юриспруденции, что всякая ее критика (этопозволила себе впервые Ц. А. Ямпольская в 1956 году) воспринята была в штыки иосуждена.[21]
Современноеадминистративное законодательство РФ и научные исследования недоработок советскогозаконодательства, учебная программа курса советского административного права,принятая в 1984 году, безнадежно устарела. Новые разработки активно ведутся вдискуссии применительно к новой концепции юридического образования Д. Н.Бахрахом, В. М. Манохиным, Д. В. Осинцевым, Л. Л. Поповым Н. М. Кониным, Ю. П.Соловьем, профессорско-преподавательскими составами МГУ, Саратовской государственнойюридической академии, Уральской государственной юридической академии, рядомдругих крупных научных центров РФ. Новая программа нацелена на раскрытие тезисао том, что превращение (историческое) полицейского права в административное связанокак с расширением его предмета, так и c идеей правового государства, выдвижением на первый план задачи созданиянормальных условий жизни общества и его граждан. Подобная трансформация(возвращение от советского к дореволюционной полиции) связана в первую очередьс закреплением механизма защиты прав граждан и организаций от административногопроизвола, злоупотреблений, своеволья, некомпетентности могущественнойисполнительной власти.
Целиадминистративно-правового регулирования – создание условий для эффективной деятельностиаппарата государственного управления, нормальной жизни общества и его членов, ограничениеи вытеснение административного произвола. К важнейшим принципамгосударственного управления и административного права в РФ отнесены: эффективность,законность, демократизм, федерализм, иерархия.[22]
Oсобую остроту в постпереходный периодв отечественной науке административного права занял вопрос о системеадминистративного права.
Правоведение в 1938 –1941 годах и 1956 – 1959 годах дискуссии о предмете и системе права свелись вСССР к дискуссии о предмете отдельных отраслей права. O системе же права говорилось лишь вскользь. Проблема системыадминистративного правaвновь поставлена сегодня такими учеными как К. С. Бельским, A. Ф. Ноздрачевым, Ю. М. Козловым идр.[23]
Таким образом, на основеисторико-правового анализа, необходимо:
• во-первых, изучитьимеющийся материaл по историиразвития административного права в России;
• во-вторых, собрать исистематизировать имеющиеся данные по вопросу об организации и развитиягосударственного управления с древнейших времен до начала XX векa;
• в-третьих, выявитьэтапы развития российского административного права и отечественной науки административногоправа;
• в-четвертых,проанализировать развитие понятия, предмета, целей и задач методов исследованияадминистративного права России;
• в-пятых, сопоставитьпути развития административного законодательства в царской, советской и современнойРоссии, осветить важнейшие проблемы и перспективы развития административногоправа в условиях правовой реформы в РФ.
3.Современностьадминистративного права
Современноеадминистративное право как правовая отрасль и соответствующая областьроссийского законодательства переживает период интенсивного развития, впроцессе которого уточняется предмет правового регулирования, реформируютсяпрактически все его институты и сама система. Наука административного правапытается обобщить происходящие изменения, сформулировать новые положения,обосновать и предложить направления дальнейшего реформирования. Заметныйинтерес ученых вызывают сегодня главнейшие проблемы административного права,среди которых можно выделить следующие:
1) предметадминистративного права и построение его системы;
2) «семейство»административных (управленческих) наук;
3) организация ифункционирование исполнительной ветви государственной власти: структурныепроблемы организации системы исполнительной власти; новые цели, задачи
Осознавая особуюсложность реформирования современного российского административного права иизменения его структуры, автор считает, что потребуются долгие годыисследовательской, административно-политической и законотворческой работы,прежде чем административному праву будет придан новый вид и оно будет иметьновую структуру, адекватную уровню развития современного административного идругих отраслей публичного права и функции публичного управления;преобразование в системе исполнительной власти, в ее структуре и методахдеятельности; установление (или разграничение) компетенции ее органов;
4) защита прав и свободгражданина и человека; усиление судебного контроля за исполнительной властью(административная юстиция);
5) законодательноерегулирование государственной и муниципальной службы;
6) формы и методыдеятельности органов исполнительной власти (правовые акты управления иадминистративные договоры);
7) юрисдикционнаядеятельность государственных и муниципальных органов;
8) развитиезаконодательства об административном процессе24.
Указанные проблемыадминистративного права обусловливают целесообразность проведения дискуссии оновых подходах к определению сущности и структуры. В специальной литературепоследних лет проблеме реформирования административного права посвящено немалоинтересных и важных материалов (статей, книг, обзоров)[25]; особо можновыделить новые идеи и предложения К. С. Вельского, посвятившего немало работпредмету и системе современного административного права[26].
Заключение
Развитиеадминистративного права России прошло длительный исторический путь развития.
Начало управления следуетусматривать в прогосударственных образованиях восточных славян, основноесосредоточение которых покоилось в племенном управлении в лице вождя племени,совета старейшин, служителях культа и вечевых народных собраниях.
С возникновения в IХ векеКиевской Руси как раннефеодального государства управление было осложненоразличиями тех обычаев, и традиций, которыми жили и управлялись племена,вошедшие в состав государства. Основной задачей государства явилась унификациязадач управления. Основную роль здесь сыграла Русская Правда, как источник нормобычного права Древнерусского государства.
Историческое развитиезадач и форм управления и их изучение на основе историко-сопоставительного,генетического методов показывает нам постепенное усложнение понятия государственногоуправления, его внутреннюю и внешнюю конкретизацию, непрерывное накопление иобновление источников права, увеличение сфер и задач управления.
Периодизация развитиягосударственного права Росси, зарождение самостоятельной отрасли административногоправа России выглядит, на мой взгляд, следующим образом.
В IX – ХIV веках –основой государственного управления являются обычаи и традиции управления,закрепленные в Русской Правде, Новгородской и Псковской Судных грамотах и рядедругих правовых памятников. Развитие управления идет за счет активнойзаконотворческой деятельности князя, деятельности вечевых собраний, местныхзаконодательных актов отдельных княжеств и земель. С принятием христианства наРуси складывается церковное управление.
С точки зрения системыможно обозначить следующие направления:
• IХ – ХII века –десятичная численная система управления;
• ХII – ХIV века –дворцово-вотчинная система при господстве (IX – ХV) территориальных началуправления.
В XV – первой половинеXVII веков происходит формирование основ административного права и развитиенаправления (сферы) административного управления в Русском централизованномгосударстве. Наметилась смена начал управления к переходу на функциональнуюсистему управления (приказная система). Государственное управление отделяетсяот дворцового хозяйства великого князя Московского. Среди источников праваприоритетное место (после принятия в 1649 году Соборного Уложения) занимаетзакон.
Во второй половине XVII –XVIII веков идет процесс становления полицейского права, опосредованныйформированием абсолютной монархии в стране. Совокупность норм приобретаеточертания правовых институтов, накапливается законодательная масса, требующаякодификации.
В ХIХ – начале ХХ веков –1835 году в Своде Законов Российской империи (тома ХI – ХIX) самостоятельнаяотрасль полицейского права получает свое законодательное закрепление. С 1802года складывается отраслевое управление, благодаря утверждению в России первыхминистров, совершенствованию исполнительной власти происходит с создания Советаминистров в 1906 году.
Стремление власти обрестиконституционный строй («Основные государственные законы» (23.04.1906)способствуют упорядочению отраслевого управления развитию законодательства поадминистративному праву.
В 1917 (октябрь) – конец1920 годов – создается Советское административное право. Отрицание разделениявластей (Конституция РСФСР 1918) приводит к нарушениям в конституционномразвитии норм административного права. Широко применяются диктатуройпролетариата чрезвычайные режимы и меры принуждения.
В 1930 – начале 50-хгодов формируется командно-бюрократическая система управления.
Реакционный режим личнойвласти Сталина способствовал широкому применению противоправных репрессий (такв одной из своих работ Сталин указывал: «Репрессии в области социальногостроительства являются необходимым элементом наступления, но элементомвспомогательным, а не главным» (Сталин. Соч., т. 12. С. 309)). Вгосударственном управлении происходит сращивание партийного и советского аппарата,под началом партийного руководства.
В 1960 – 80 годах в СССРпроизошли положительные сдвиги в развитии административного права: ослабленопринуждение, смягчены санкции в сторону более упорядоченного определениясостава правонарушения; в 1980 году приняты Основы законодательства СССР исоюзных республик об административных правонарушениях, повлекшие принятие в1984 году Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Увеличился объем законодательствав области административного права. Сохранялись негативные последствия:продолжала функционировать командно-бюрократическая система, централизм ипартийное руководство в государственном управлении.
В середине 1980 – начало90-х годов – происходит смена формы государства, вводится принцип разделениявластей, верховенство закона, судебный и конституционный контроль.Административное право вновь (после начала XX века) возвращается к оформлениюсамостоятельной отрасли управления.
Процесс познания наукиадминистративного права должен охватывать все ценное, что было накопленоадминистративным законодательством России и мировой правовой культуры.Историческое изложение, надо полагать, это собирательный процесс забытого, нонеобходимого материала для последующего осмысления и пригодности егоиспользования в государственном строительстве.
Различные методикиисследований науки административного права позволяет выделить два основныхнаправления:
1 Все методы исследованияв своей совокупности предопределяют и дают возможность осмыслить, вопределенной мере, процесс развития науки.
2 Многообразие методовисследования науки административного права имеют общую базу при определенииобщих свойств того предмета, который познается. Данное свойство предметапознания заключается в распознании человеческой среды, отдельных личностей,действия которых определяются нормами административного права.
В этой связи процесспознания вбирает в себя живое содержание и осмысление происходящих этаповистории человечества. «Изучаем ли мы историю, или политическую экономию,или право во всех общественных науках мы просто не имели бы перед собойобъекта, не понимали бы, о чем идет речь, если бы не могли поставить себя наместо изучаемых нами участников общения и через внутренний опыт уловить живоесодержание общественной жизни».[54]
Таким образом, историяразвития административного права несет в себе особенности как теоретического,так и исторического познания.
Истории развитияадминистративного права было свойственны определенные процессы государственно-правовыхявлений. Отсюда следует, что административное право в целом вне государственно-правовыхявлений не существовало.
Накопление массызаконодательного материала (норм) административного права идет медленно ипротиворечиво. Эффективность правового регулирования во многом зависит от того,насколько содержание права адекватно потребностям развития общественныхотношений.
Списокиспользуемой литературы
1.Елистратов А. И. «Административноеправо»
2. Старилов Ю. Н." Курс общего административного права"
3.Галлиган Денис Дж.«Административное право: история и основные и основные современные тенденции развития
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бельский К. С. Осистеме административного пра- ва // Государство и право. 1998. № 3. С. 5.
2 Десницкий СеменЕфимович (1740 – 1789), родился в 1740 году, происходил из мещан г. Нежина.После окончания духовной семинарии и Петербургской академии был направлен для продолженияобразования в Англию, в Глазговский университет. Защитил диссертацию вГлазговском университете, получив ученую степень доктора права и званиепочетного гражданина. Возвратившись в Россию (1768 г.) преподавал в Московском университете римское право и российское законоведение. Опубликовал:»Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции".(1768); «Юридическое рассуждение о пользе знания отечественногозаконоискусства». (1778) и другие.
3 Энциклопедическийсловарь. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Т. 1. СПб., 1891. С. 179; Биография и сведенияо С. Е. Десницком (см.: Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Биографии.Т. 4. М., 1993. С. 639 – 640.).
4 Горюшкин ЗахарийАникеевич (1748 – 1821) – профессор российского практического законоискусства.Самоучка. Овладел самостоятельно философской, юридической и исторической науками,поступив с 13-летнего возраста на службу. Прекрасный знаток российскогозаконодательства того времени, искусный адвокат. (см. Энциклопедическийсловарь. Брокгауз и Ефрон. Биографии. Т. 4. М., 1993. С. 274 – 275.).
5 Ободовский. Теориястатистики (1839); Якоб GRUNDSATZE DER Polizeiqesetzqebunq (1839); Гуляев.Права и обязанности городской и земской полиции (1832); Рождественский.Основания государственного благоустройства (1840); Платонов. Вступительные понятияв учении о благоустройстве и благочинии государственном (1856); Власьев. Очеркигосударственного благоустройства в России в ХVII в. (1869); Степанов. О полициикак науке во Франции, в Англии и в Германии (1868 – 1869).
6 Лешков. Историярусского общественного права до XVIII в. (1858); Бунге Н. Х. Полицейское право(1869, 1877); Андреевский И. Е. Полицейское право (1874 – 1876).
7 Оскольский А. Wyktad prawa administracyjeqo. Варшава, 1880; Васильчиков А. И. О самоуправлении (1869); Онже. Русский администратор новейшей школы. (1868); Шпилевский. Полицейскоеправо, как самостоятельная отрасль правоведения (1875).
8 Антонович А. Курсгосударственного благоустройства. Киев, 1890; Тарасов И. Краткий курс наукиадминистративного права (1888); Он же. Учебник науки полицейского права (1896);Он же. Очерк науки полицейского права (1897); Трифонов А. Краткий курсполицейского права (1888); Шеймин П. Учебник права внутреннего управления.(1891 – 1897).
9 Шторх. Курс пополитической экономии (перевод З. А. Горюшкина); Штейн Л. Учение об управлениии право управления / Под ред. И. Андреевского (1874); Шенберг Г. Учение о государственномуправлении: Пер. П. Шеймина (1889 – 1891) и другие.
10 Елистратов А. И.Учебник русского административного права. Выпуск 1, 2. М., 1910 – 1911; Он же. Административное право. М., 1911; Ивановский В. В. Учебникадминистративного права. М., 1911; Дерюжинский В. Ф. Полицейское право. СПб.,1911; Тарасов И. Т. Лекции по полицейскому (административному) праву: В. 2-х т.М., 1909 – 1910.
11 Елистратов А. И.Административное право. М., 1911. С. 18.
12 Там же. С. 7 – 10.
13 История России. 1917 –1940 гг. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993. С. 185 – 197. Вопрос о высылкеинтеллигенции несколько десятков раз обсуждался на заседаниях Политбюро РКП(б).Списки специалистов, намеченных к высылке, были составлены большевиками летом иосенью 1922 года. Среди высланных оказались: проректор Петербургскогоуниверситета, правовед А. А. Боголепов, М. С. Фельдштейн – историк, юрист,профессор, и многие другие видные ученые России.
14 Исаев И. А. Русская юридическаянаука за рубежом // Государство и право. 1994. № 7. С. 166 – 168.
15 Там же. С. 170;Савицкий И., Савицкая Э. Грустный юбилей (к 70-летию со дня открытия Русскогоюридического факультета в Праге) // Государство и право. 1992. С. 96 – 105.
16 Институт государства иправа АН СССР за 50 лет. М., 1976. С. 13.
17 Там же. С. 46. Вышли всвет следующие издания: Советское государственное право: Учеб. пособие / Подред. И. П. Трайнина, И. Д. Левина. М., 1948; Студеникин С. С. Советское административноеправо. М., 1945; Лунев А. Е., Студеникин С. С., Ямпольская Ц. А.Социалистическая законность в советском государственном управлении. М., 1948.
18 Вопросы советскогоадминистративного права: Сб. ст. М., 1952; Бердовская С. Г. Прокурорский надзорв советском государственном управлении. М., 1954; Ямпольская Ц. А., Шорина Е. В.Административно-правовые вопросы управления государственной дисциплины. М.,1955; Советское государственное право. Библиография. 1917 – 1957 гг. М., 1958;Советская юридическая литература. Библиографический указатель на русском ианглийском языках. М., 1960; Козлов Ю. М. Предмет советского административногоправа. М., 1967; Салищева Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР.М., 1970; Советское государство и право. М., 1969 – 1972; Лазарев Б., Лунев А.,Романов П., Салищева Н. Система государственного управления в СССР. М., 1970.(на англ. языке).
19 Советскоеадминистративное право: методы и формы государственного управления М., 1977;Советское административное право. Учеб. Пособие / Под ред. Б. М. Лазарева и др.М., 1979; Козлов Ю. М. Основы советского административного права М., 1979. Курссоветского административного права: В 3-х т. / Под ред. Б. М. Лазарева; Он же.Гражданин и аппарат управления. М., 1978; Он же. Теоретические проблемыадминистративной ответственности. М., 1984; Николаев Л. А., Губарев А. И., ОськинФ. Ф., Коренев А. П. Нормы административного права и их применение //Правоведение. 1979. № 4. С. 77 – 78; Краснянский В. Э., Шепелев Е. Ф. Методикаисследования функций управления // Правоведение. 1981. № 1. С. 54 – 57;Салищева Н. Г., Васильева Г. В. Развитие законодательства об административнойответственности // Правоведение. 1981. № 3. С. 3 – 11 и др.
20 Государственноеуправление и право. Сб. ст. Л., 1984; Витрук Н. В., Лазарев В. В. Денисов Ю. А.Общая теория правонарушения и ответственности: социологический и юридический аспекты// Правоведение. 1985. № 5. С. 82 – 83; Соловьев С. А. Административноевыселение: проблема регулирования // Правоведение. 1985. № 1. С. 72 – 75;Соловей Ю. П., М. Я. Саввин. Административный штраф // Правоведение. 1985. № 5.С. 84 – 85; Петров Ю. А. Государственные инспекции в свете новогоадминистративного законодательства // Там же, 1985. № 6. С. 96 – 97; НиколаеваЛ. А., Шмарцев А. Ю. Административно-право-вой аспект юридическойответственности // Там же. 1986. № 1. С. 30 – 35; Юрков Б. Н. Право наобжалование в суд действий административных органов // Там же. 1986. № 2. С. 37– 40; Дымченко В. И. Ответственность должностных лиц по советскомуадминистративному законодательству // Там же. 1986, № 6. С. 56 – 59;Масленников М. Я. К изучению административной ответственности // Там же. С. 60– 61; Петров Ю. А. Обсуждение учебника по административному праву // Там же.1986 № 6. С. 104. и др.
21 Ямпольская Ц. А. Оместе административного права в системе советского права. // Советскоегосударство и право. 1956, № 9. С. 58.
22 Бахрах Д. Н., ОсинцевД. В. Программу по административному праву можно улучшить // Государство иправо, 1994. № 1. С. 23 – 25; Учебная программа курса административного права// Там же. 1993. № 5.
23 Козлов Ю. М. Предметсоветского административного права, М., 1967. С. 57; Бельский К. С. К вопросу опредмете административного права // Государство и право. 1997. № 11; БельскийК. С. О системе административного права // Государство и право. 1998. № 3. С. 5– 11; Ноздрачев А. Ф. и др. О развитии административного законодательства //Государство и право. 1996. № 7 и др
24 Обсуждению этих идругих проблем административного права были посвящены первые Лазаревскиечтения. См.: О некоторых актуальных проблемах административного права (поматериалам Лазаревских чтений) // ГиП. 1997. № 6. С. 5—33.
25 См., например: БахрахД. Н. Важные вопросы науки административного права // ГиП. 1993. № 2. С. 37—45;Манохин В. М., Конин Н. М. Концепция программы курса административного права //ГиП. 1993. № 5. С. 52—68; Тихомиров Ю. А., Ноздрачев А. Ф., Пронина В. С.,Хангелъдыев Б. Б., Терещенко Л. К., Петухов В. Н. Концепция развитияадминистративного законодательства // Правовая реформа: концепция развития российскогозаконодательства. М., 1995. С. 42—70; Юсупов В. А. Актуальные проблемыадминистративного права // СГП. 1991. № 11. С. 35—41.
26 См.: Вельский К. С.Феноменология административного права. Смоленск, 1995; Он же. К вопросу опредмете административного права // ГиП. 1997. № 11. С. 14—21; Ом же. О системеадминистративного права // ГиП. 1998. № 3. С. 5—11.