Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Сверхповести Хлебникова

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
БАЛТИЙСКИЙФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА
ФАКУЛЬТЕТФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА ИСТОРИИРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат
По дисциплине:«Авангард»
На тему:«Сверхповести Хлебникова»
Калининград 2010г.

Велимир Хлебников — одиниз признанных лидеров русского авангарда начала XX века. Многие футуристы, втом числе, и Маяковский, называли его своим учителем.
Хлебников искал путипроникновения в смысл мироздания. Героем его творений становится “человеквообще”, пребывающий на пересечении настоящего, прошлого и будущего, включенныйв цепь мироздания.
Исходя из этого, оносуществляет дорогой ему замысел новой синтетической жанровой формы — “сверхповести”.
Сверхповесть —литературный жанр, изобретённый Велимиром Хлебниковым. В жанре сверхповестиработал сам Хлебников и ещё некоторое незначительное количество егопоследователей.
По определениюизобретателя, сверхповесть, в отличие от повести, складывается не из слов, а изсамостоятельных отрывков.[1]
В предисловии к«Зангези» (1922) Велимир Хлебников пишет следующее: «Сверхповесть или заповестьскладывается из самостоятельных отрывков, каждый с своим особым богом, особойверой и особым уставом.
Строевая единица,камень сверхповести, – повесть первого порядка. Она похожа на разноцветноеизваяние из разноцветных глыб разной породы, темно-белого камня, плащ и одежда– голубого, глаза – черного. Она вытесана из разноцветных глыб слова разногостроения. Таким образом, находится новый вид работы в области речевого дела.Рассказ есть зодчество из слов. Зодчество из рассказов «есть сверхповесть»»[2].Такое своего рода мозаичное построение сверхповести и дает возможность авторуне следить за повествовательным развитием одной мысли в рамках одного сюжета, азатрагивать любые темы и идеи, пусть даже логически не связанные между собой.Сверхповести включают и прозаические, и поэтические части. Особенности данногожанра позволяют задействовать многоплановую проблематику прозы и поэзииХлебникова. Как видно из приведенной выше цитаты, сверхповесть автор такженазывает «заповесть». По толковому словарю Даля, «заповестить» означает объявитьзаранее, предуведомить. Таким образом, уже в самом названии жанрапрослеживается установка Хлебникова на воспроизведение не только открытых имзаконов времени, но и других наиболее значимых философско-религиозных идей вконцепции поэта.
Первая сверхповесть«Дети Выдры» была написана в 1913 году.
«Дети Выдры» — монтажиз шести частей, «парусов», автономность которых проявляется и в их жанровойпринадлежности, и в их тематике. Р.О. Якобсон в своей знаменитой первой работео Хлебникове заметил: «Есть у Хлебникова произведения, написанные по методусвободного нанизывания разнообразных мотивов. Таковы, пожалуй, “Дети Выдры”.Этот метод освящен многовековой давностью, но для Хлебникова характерна егообнаженность — отсутствие оправдательной проволоки».[3]
Произведение начинаетсяс двух небольших прозаических текстов (1-й и 2-й парус), написанных «ремарочным»стилем, в которые вкраплены куски стихотворений. За ними следует эпическоеповествование в стихах (3-й парус), рассказ «Смерть Паливоды» (4-й парус),драматическая поэма в трех частях (5-й парус) и стихотворный «разговор мертвых»(6-й парус). Сверхповесть наполнена персонажами из разных периодов историичеловечества, однако ее главные герои — мифологическая пара, Сын и Дочь Выдры.Они появляются на свет в первом парусе, где Сын Выдры в роли культурного герояспособствует превращению изначального мирового «хаоса» в пригодный для жизни«космос» В следующих частях эти герои путешествуют во времени, то созерцаяразные события, то участвуя в них под теми или другими личинами. В 5-м парусеХлебников излагает в стихотворной форме свою теорию о циклической природевремени и о детерминированности исторических событий. Действие 6-го,последнего, паруса, озаглавленного «Душа Сына Выдры», буквально происходит всознании героя, который открыто отождествляет себя с автором сверхповести: насцене появляются карфагенский полководец Ганнибал и его римский соперникСципион, а также «духи великие» из прошлого славянских народов, включенные втекст по разным причинам (Коперник, Ломоносов, Ян Гус, Святослав, Пугачев,Разин, Артемий Волынский). Сверхповесть заканчивается советом, который дают«духи великие» Сыну Выдры. Однако в чем заключается этот совет – читателю непозволено узнать.
В чем заключаетсяглавная идея «Детей Выдры»? Четко ответить на данный вопрос нелегко, так каксверхповесть является своего рода итогом целого периода творчества Хлебникова ив тексте отсутствует эксплицитная мотивация сюжетного развития. Тем не менее,сходство структуры большинства эпизодов, из которых состоит сверхповесть,приводит к выводу, что в лице главного героя, Сына Выдры, вместе с его разными«локальными» двойниками, Хлебников прославляет героическое поведение игероическую борьбу, доведенную до конца — либо победного, либо гибельного.Центральные для авангарда мотивы бунтарства и борьбы были связаны для раннегоХлебникова с определенными идеологическими и культурными установками, егоувлечением славянофильскими идеями и отрицательным отношением к западнымвлияниям в русской культуре.[4]
Весной 1916 годаХлебников уехал в Астрахань и оттуда 8 апреля был мобилизован на военнуюслужбу, в 93-й запасной пехотный полк, находившийся в Царицыне. Военная службадавалась Хлебникову с большим трудом, о чём свидетельствуют его письма родным изнакомым. В это время он написал большое количество антивоенных стихотворений,которые позже составили произведение «Война в мышеловке», которое являетсяодним из подвидов Хлебниковской сверхповести — сверхпоэмой. Единственное ееотличие от сверхповести — отсутствие прозаической части.
«Война в мышеловке»,создавалась в 1915 – 1922 гг., в период наиболее ярких политических событий.Поэтому проблемы войны, судеб человечества были особенно актуальны.
Выражение «война вмышеловке» означает войну в «судьболовке», войну судеб. Первоначально Хлебниковназвал это произведение «Я и Вы». «Я» противопоставлено всему окружающему миру.«Война в мышеловке» не только отражает войну в собственном смысле этого слова.Прежде всего, речь идет об идеологической войне, о выпаде автора противсамоистребления человечества, о вызове смерти или войне против войны.[5]
В «Войне в мышеловке»прослеживается идея поэта о создании всеобщего универсального государстваЗемного Шара.
Поэма “Азы из узы”(1919-1922), написанная в разгар гражданской войны, когда поэт готовилсяосуществить свое давнее желание совершить паломничество на Восток, к “прародинечеловечества”, представляет собой нечто вроде мифопоэтической панорамы Азии. Вней отразились непосредственные впечатления русской революции и вести обосвободительных движениях на Востоке, в которых Хлебников видел истоки будущегоединства освобожденного человечества. [6]
Главная мысль «Азов изУзы» заложена в самом названии. При этом трактовать его можно по-разному. Узы –это оковы, или все что привязывает или связывает нравственно. Аз, поХлебникову, есть и «освобожденная личность, освобожденное я», и сокращениеслова «Азия». [7] Дляписателя «Азия есть не только северная земля, населенная многочленом народов,но и какой-то клочок письмен, на котором должно возникнуть слово Я». [8]Таким образом, «Азы из Узы» можно трактовать, как прорыв Азии в союзе с Россиейиз оков времени и пространства, чтобы следовать к великой цели единениянародов: «Думалось, что у устья Волги встречаются великие волны России, Китая иИндии, и что здесь будет построен Храм изучения человеческих пород и законовнаследственности, чтобы создать скрещиванием племен новую породу людей, будущихнасельников Азии» .[9]
Первая часть поэмыпосвящена созданию единой книги. Содной стороны, Единая книга – это единая религия и единый язык. С другойстороны, здесь отражается понимание целого мира как книги. Вторая частьсверхпоэмы — «Азия» — олицетворяет идеюпространства, воплощенного в разных эпохах, тогда как третья часть — «Современность» — символизирует идею времени, объединяющего страны и культурымира в синхроническом срезе. Следующая и последняя часть – «Заклинаниемножественным числом». Она завершается строками, в которых отражаетсяразочарование Хлебникова в Азии, которая оказывается равнодушна к проблемамчеловечества и не желает бороться за объединение народов, религий и языков.
Стремление квсеединству человечества, объединению религий и языков, созданию универсальногогосударства является сквозным мотивом «Азов из Узы» В.Хлебникова.
Наиболее известноепроизведение Хлебникова в жанре сверхповести — «Зангези», написанная в1921—1922 и выпущенная после смерти поэта в июле 1922 года. Сам Хлебниковназывал ее своим любимым детищем.
«Зангези» споразительной последовательностью отражает символику Больших Арканов Таро,древнейших гадальных карт. Во-первых, сверхповесть состоит из 21 плоскости, несчитая введения. Это соответствует числу Больших Арканов (21+1). При этомсовокупность плоскостей «Зангези» названа колодой. Во-вторых, названия глав(плоскостей) соответствует названиям карт.
Эта сверхповестьвобрала в себя мысли и идеи Хлебникова последних лет. Зангези – главный геройпроизведения, alter ego автора. Он излагает «законы времени», учение о звездномязыке, поет песни на звездном языке. Зангези – новый пророк.
Зангези сливается собразом автора, так как сам Хлебников отождествлял себя со своим героем.Зангези – это имя-символ, которое можно трактовать по-разному. Первая версия — влияния философии Пифагора на поэта. С другой стороны, слово «Зангези» можетявляться контаминацией названий рек – Ганга и Замбези. Носитель этого имени неимеет национальности, и его язык понятен для разных народов (Ганг и Замбезивоспринимаются как символы Евразии и Африки). Кроме того, в мифологиизападносибирских татар (Хлебников изучал мифы народов Востока) Занги (Санги) –дух – хозяин хлева, который мог показываться людям в виде животных. Такая трактовкатоже возможна, если Хлебникову важно подчеркнуть, что язык Зангези понимаютдаже животные и птицы.
Судьба его близкасудьбе многих пророков. Вначале люди, собравшиеся слушать Зангези, готовыповерить ему, они ждут нового пророка. Увидев Зангези, они спрашивают: «Онспасительный круг, брошенный с неба?» Слушатели быстро проникаются его учениеми прославляют нового учителя: «Он божественно врет. Он врет, как соловейночью». Люди готовы идти за новым пророком: «Мы – верующие, мы ждем. Наши очи,наши души – пол твоим шагам, неведомый». Но Зангези читает еще одну проповедь,и люди пугаются: «Боги улетели, испуганные мощью наших голосов. К худу или кдобру?» Зангези продолжает свое дело, и вот уже ученики кричат: «Зангези!Что-нибудь земное! Довольно неба! Грянь „камаринскую“! Мыслитель, скажичто-нибудь веселенькое. Толпа хочет веселого. Что поделаешь – времяпослеобеденное». Но Хлебников-Зангези не мог услаждать толпу, не мог «грянутькамаринскую», и толпа уже готова от слов перейти к делу: «Будет! Будет!Довольно! Соленым огурцом в Зангези! Ты что-нибудь мужественное! Поджечь его!»Но Зангези не прекращает проповеди. И вот – закономерный финал. Двое читаютгазету: «Как? Зангези умер! Мало того, зарезался бритвой… Поводом былоуничтожение рукописей злостными негодяями с большим подбородком и чавкающейпарой губ». Но эта развязка сверхповести оказывается ложной. Появляется самЗангези и говорит: «Зангези жив. Это была неумная шутка».[10]
Как уже было сказано, плоскостипо смыслу соответствуют Большим Арканам Таро. Это еще раз доказывает, чтоустановкой Хлебникова было создать «Зангези» как своего рода сакральный текст.Ведь эти карты служат не только для гадания. Для оккультистов каждый из БольшихАрканов Таро есть шаг на пути к Посвящению. По их мнению, тот, кто прочитаетКнигу Тота, к которой восходят эти карты, до конца, обретет бессмертие. И впоследней плоскости сверхповести есть намек на победу над смертью. Зангезиоказывается жив, несмотря на то что в газетах сказано, будто он «зарезалсябритвой» .[11]
Мечта о бессмертиичеловека получает здесь свое отражение.
Суть сверхповестей заключаетсяво все-жанровости и сверх-жанровости. На смысловом уровне это проявляется всвободном сочетании всевозможных традиций, как рационально — «классицистических"так и мифологических.
В сверхповестях, как вомногих других произведениях Хлебникова, мы находим особое смешение стилей:парадоксальная логика соседствует с горечью неприятия тогдашнего общества, юмор– с патетикой. Безудержная фантазия – ведущая черта его поэтической системы.
Хлебников в своихсверхповестях — наблюдается расширение не только границ жанра, но и совершенноиное построение текста — «монтажное, а не последовательное». По замечанию М.Полякова, Хлебников осуществил мечту немецких романтиков об универсальномжанре, всеохватывающем жизнь в ее земном и космическом измерении. Основнойхудожественный принцип построения «сверхповести» — прием немотивированногосдвига, смещения — временного, сюжетного, стилистического (ирония, трагедия,гротеск, игра слов).[12]
Хлебников, какединственный в своём роде будетлянин, самобытный русский футурист, живший вэпоху безвременья искал новые формы выражения. Он поразительно умел сочетатьзапросы ожидаемого им будущего с какой-то дремучей архаикой, близкой и роднойрусскому человеку. Разумеется как форма литературного произведения, его жанртоже попадали в сферу его эксперимента.
писатель авангардхлебников сверхповесть


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поэтическое наследие народной художественной культуры русского народа
Реферат Изъятие земельных участков. Порядок изъятия и законодательные гарантии субъектам прав на изымаемые земельные участки
Реферат Элементы ИМС на МДП-транзисторах и КМОП-транзисторах
Реферат Класифікація інформаційно-аналітичних документів
Реферат Литература как вид искусства. Место литературы в ряду других искусств
Реферат 1. Культура (лат cultural) уровень, степень раз­вития, достигнутые в какой-либо отрасли знания или деятельности
Реферат Pride And Predjudice MarriageMoney Essay Research Paper
Реферат Анализ ассортимента и потребительских свойств весоизмерительного оборудования
Реферат События Великой Отечественной Войны на страницах новейших учебников по истории для средней школы
Реферат Oedipus Essay Research Paper Oedipus Rex Quest
Реферат Бойня на Джаллианвала-багх
Реферат Андрей Чохов - литейных дел мастер
Реферат Тактика обыска по делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ
Реферат Атлантический осётр
Реферат Трехфазные электрические цепи, электрические машины, измерения электрической энергии, электрического освещения, выпрямления переменного тока