Юридическийфакультет
Заочноеотделение
Кафедраюридических дисциплин
Контрольнаяработа
Задачи поуголовно-исполнительному праву
2007г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Задача 1
Задача 2
Задание
Список нормативно-правовых источникови литературы
Задача 1. Р. Былаосуждена по п. «б» ч. 2 ст. 159 УК РФ к 3 годам лишения свободы. Отбывнаказание, она через два месяца после освобождения вновь совершилапреступление, квалифицируемое по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, за что былаприговорена к 4 годам лишения свободы.
В исправительной колониикакого режима должна отбывать наказание осужденная Р.? Дайте краткуюхарактеристику данному виду исправительной колонии в соответствии с уголовно-исполнительнымзаконодательством
Согласно ст. 74Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Далее – УИК РФ), женщиныотбывают наказание либо в колониях-поселениях, либо в колониях общего режима.
В колониях-поселенияхотбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные понеосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а такжеосужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строго режимов.
Преступление, совершенноеосужденной Р. квалифицируется как умышленное преступление средней тяжести.Однако имеется рецидив преступления, т.е. умышленное преступление лицом, имеющимсудимость за ранее совершенное умышленное преступление. Отсюда следует, чтоосужденная Р. будет отбывать наказание в колонии общего режима.
Согласноуголовно-исполнительному законодательству данный вид исправительной колониипредназначен для отбывания наказания осужденных мужчин, кроме перечисленных вп. 5, 6, 7 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации иженщин. В колониях общего режима есть три вида условий отбывания наказания:обычные, облегченные и строгие условия.
Задача 2. Осужденный В.По ч. 1 ст. 105 к 6 годам лишения свободы, отбывающий наказание висправительной колонии строгого режима, после отбытия 2 лет обратился сзаявлением к начальнику колонии о переводе его в колонию-поселение.Установлено, что за время отбывания наказания В. Характеризовался положительнои находился в облегченных условиях содержания.
Какое решение долженпринять начальник колонии по существу заявления осужденного В.? Укажитеоснования и порядок перевода осужденных к месту лишения свободы и дайте емукраткую характеристику
Согласно п. «г» ч. 2 ст. УИКРФ положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены длядальнейшего отбывания наказания из исправительных колоний строго режима вколонию-поселение – по отбытии осужденным не менее одной трети срока наказания.Однако в соответствии с п. 5 ст. 78 УИК РФ изменение вида исправительногоучреждения осуществляется судом. Отсюда следует, что начальник колонии посуществу обращения должен дать отрицательный ответ с соответствующимиразъяснениями, а именно, что для перевода в колонию-поселение может быть толькорешение суда.
Перемещение осужденногопроисходит под конвоем с соблюдением норм предусмотренных ст.76 УИК РФ.
Основанием для переводаявляется решение суда, для вынесения которого должны быть соблюдены следующиеусловия:
— Осужденный должен иметьположительную характеристику;
— Осужденный долженотбыть при переводе из тюрьмы в исправительную колонию или при переводе изисправительной колонии особого режима в исправительную колонию строго режима неменее половины срока, назначенного судом; при переводе из исправительнойколонии общего режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными,находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти сроканаказания; при переводе из исправительной колонии строго режима вколонию-поселение – по отбытии осужденным не менее одной трети срока наказания;осужденным, ранее условно-досрочно освобождавшимся от отбывания лишения свободыи совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой частинаказании, — по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными засовершение особо тяжких преступлений – по отбытии не менее двух третей сроканаказания.
Задание: Назовитеосновные средства исправления осужденных к лишению свободы и дайте им краткуюхарактеристику
Основными средствамиисправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбываниянаказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получениеобщего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (п.2 ст. 9 УИК РФ).
Общим для всех видовнаказания является такое средство, как режим – установленный порядок исполненияи отбывания наказания (ранее понятие режима относилось только к лишениюсвободы). Режим регулирует все сферы жизнедеятельности осужденного, связанные спроцессом исполнения (отбывания) наказания.
Опять же, только прилишении свободы в полной мере реализуются все функции режима:
— карательная – именно втребованиях режима находит конкретное выражение вся система правоограничений,присущих данному виду наказания (ограничения в количестве и продолжительностисвиданий);
— превентивная — правиларежима, устанавливая формы контроля за поведением осужденных, способствуютпредупреждению совершения новых преступлений (досмотр помещений, цензуракорреспонденции);
— обеспечивающая –правила режима обеспечивают возможность применения других средств исправления –труда, обучения и т.д. (правила проведения воспитательных мероприятий, порядокследования на работу);
— воспитательная –систематическое соблюдение требований режима, например, правил распорядка дня,вырабатывает у осужденных дисциплинированность и организованность (отсутствиеэтих качеств характерно для большинства осужденных).
Поскольку режим есть нетолько установленный порядок отбывания наказания, но и исполнения, еготребования обращены как к осужденным, так и к администрации учреждений иорганов, исполняющих наказание, и иным лицам.
При отбывании наказаний,не связанных с изоляцией от общества, совокупность основных элементов,образующих содержание режима, существенно сужает объем правоограниченийосужденных, сокращается регламентация специфических правил их поведения. Однакопри исполнении наказаний имеет место контроль за поведением осужденных, которыйвыступает в качестве одного из основных элементов режима.
Выражая кару, режимотбывания наказания одновременно содержит ряд элементов, которые по своемухарактеру не являются принудительными мерами, например предписание Правилвнутреннего распорядка соблюдать правила личной гигиены.
В режиме воплощаетсякарательная сущность наказания, поэтому его элементы и порядок их реализациинаиболее полно регламентированы нормами УИК. Другие средства исправления,называемые мерами (средствами) исправительного воздействия, не входят всодержание наказания и не содержат элементов кары (не лишают осужденногокаких-либо благ). Они являются по своему характеру педагогическими, и ихприменение базируется на принципах не права и педагогики (опора наположительное в личности, сочетание требовательности с гуманным отношением ит.д.), хотя они и реализуются в рамках, установленных уголовно-исполнительнымзаконодательством. Поэтому порядок их применения регламентирован в главах 14 и15 УИК РФ в общих чертах. Исполнение наказания и применение мер исправительноговоздействия в исправительных учреждениях образуют собой единыйкарательно-воспитательный процесс.
Но степень правой регламентацииприменения этих средств различна. Общественно полезный труд осужденных(привлечение к труду) более детально регламентируются нормами уголовно-исполнительногозаконодательства, потому что применение данного средства исправлениязатрагивает существенные права осуждены, в том числе имущественные, а условиятруда и его оплата имеют некоторые отличия от общих положений трудовогозаконодательства. В ч. 5 ст. 103 УИК РФ зафиксирована важная декларативнаянорма о том, что производственная деятельность осужденных не должнапрепятствовать основной задаче исправительных учреждений по исправлениюосужденных.
Международные акты оправах человека и обращении с осужденными признают обязанность осужденныхтрудиться (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с осужденными).Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 8) не относитработу, которую выполняют лица, находящиеся в заключении на основаниираспоряжения суда, к категории принудительного или обязательного труда.
В УИК РФ общественнополезный труд рассматривается как обязанность осужденных (ч. 1 ст. 53, ч. 2 ст.103, ч. 1 ст. 164).
Составными частямивоспитательной работы являются нравственное, правовое, трудовое, эстетическое ииные виды воспитания. В последнее время стало придаваться большое значениерелигиозному воспитанию. Воспитательная работа проводится не только администрациейучреждения и органов, исполняющих наказания, но и администрацией организаций, вкоторых работают осужденные (ч. 1 ст. 43, ч. 2 ст. 56 УИК РФ). Участиеосужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определениистепени их исправления, а также при применении мер поощрения и взыскания (ч. 2ст. 109, ч. 2 ст. 56 УИК РФ).
Одним из важных принциповвоспитательной работы является воспитание в коллективе и через коллектив. Висправительных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных(ст.111 УИК РФ) – для развития полезной инициативы осужденных, содействияадминистрации исправительных учреждений, оказания помощи осужденным и их семьями других целей, способствующих исправлению осужденных. Воспитательноевоздействие на осужденных к обязательным работам, исправительным работам,ограничению свободы оказывает трудовые коллективы предприятий.
Важным средствомисправления осужденных, особенно в отношении несовершеннолетних, являетсяполучение общего образования и профессиональная подготовка. В исправительныхучреждениях для осужденных до 30 лет является обязательным получение основногообщего образования, а для лиц, не имеющих специальности, обязательнапрофессиональная подготовка (в воспитательных колониях организуется получениесреднего образования). Получение образования поощряется и учитывается приопределении степени исправления.
Об общественномвоздействии (воспитательном воздействии общественности) в ст. 23 УИК РФ сказанов общих чертах: общественные объединения оказывают содействие в работеучреждений и органов, исполняющих наказание, принимают участие в исправленииосужденных. Более конкретно регламентированы формы участия общественности вработе воспитательных колоний: при воспитательных колониях создаютсяпопечительские советы, а при отрядах колонии могут создаваться родительскиекомитеты (ст. 142 УИК РФ).
В ч. 3 ст. 9 УИК РФ подчеркивается,что средства исправления должны применяться с учетом вида наказания, характераи степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденныхи их поведения. В данном положении отражается принцип дифференциации ииндивидуализации исполнения наказания и применения средств исправления.
Дифференциация исполнениянаказания и применения средств исправления прежде всего базируется на учетевида наказания, которое отбывают осужденные, поскольку при исполнении такихвидов наказания, как обязательные работы, ограничение или лишение свободы, косужденным применяются различные правоограничения и поощрительные правовыемеры, которые отличаются с точки зрения организации применения средстваисправительного воздействия. С учетом особенностей каждого вида наказания УИКРФ определяет специфический порядок и условия его исполнения и применениявоспитательных средств.
Индивидуализация применениясредств исправления основывается на учете следующих перечисленных в законепризнаков:
характера совершенногопреступления, т.е. является ли оно насильственным, корыстным, направлено ли онопротив конкретного гражданина или общества в целом, носит ли оноантигосударственный характер;
степени общественнойопасности преступления, т.е. является ли оно преступлением небольшой илисредней тяжести, тяжким или особо тяжким (ст. 15 УК РФ);
личности осужденного,т.е. степени социально-нравственной испорченности, которая определяетсяпродолжительностью и интенсивностью прошлой криминальной деятельности,рецидивом преступлений;
поведением осужденных,т.е. степенью исправления с точки зрения отношения к труду, и соблюдениемустановленного порядка отбывания наказания или, напротив, злостным нарушениемпорядка отбывания наказания (ст. 110, 116 УИК РФ).
Списокнормативно-правовых источников и литературы
1. Уголовно-исполнительный кодексРоссийской Федерации. – Новосибтрск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006.
2. Уголовный кодекс РоссийскойФедерации. – М.: ТК Велби, 2005.
3. Комментарии куголовно-исполнительном кодексу РФ / Под ред. С.В. Степашина. М., 2005.
4. Уголовно-исполнительное право:Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100«Юриспруденция» / С.И. Курганов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
5. Уткин В.А. Международные стандартыобращения с осужденными и проблемы их реализации. Томск, 2000.