Реферат по предмету "Психология"


Особенности ролевого поведения личности

Особенности ролевого поведения личности

Содержание
Введение
1. Понимание личности в психологии
2. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение
Заключение
Список литературы

Введение
Необходимость кем-то быть, играть определенные роли, являетсянеотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционироватьобщественный организм, без этого невозможна самореализация индивида.
В 60-х годах отечественные социальные психологи начали активноразрабатывать основанную на Западе ролевую теорию. Это было обусловлено тем,что понятие «роль», по Е. С. Кузьмину, является «центральным длясоциально-психологической науки, т. к. роль является звеном связи социальныхявлений с психологическими особенностями» (Кузьмин, 1977, 122).
Существует также определение, что ролевое поведение – это поведениеиндивида в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Необходимымиусловиями ролевого поведения являются ясность и приемлемость роли.
Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно ипонятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с другимилюдьми.
Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнятьосознанно, поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приноситьему определенное удовлетворение.
При этом А. Л. Свенцицкий (1999) указывал на то, что любая роль неявляется чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевымиожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, чтоповедение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно являетсяпродуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации иистолкования ролей.
Поведение человека начинается с выполнения определенной социальной роли.Человек познает себя, оценивает свою роль и свое место в социальной среде и всоответствии с этим направляет, контролирует и корректирует свое поведение.
Процесс вхождения в роль и обладание ею у каждого человека протекаетпо-разному. Качество ролевого поведения зависит от состояния психическихпараметров личности, которые подвержены влиянию социальной и производственнойсреды.
Таким образом, постоянно существует необходимость заботиться о созданиитакой производственной и морально-психологической обстановки, которая быблагоприятно влияла на качество выполнения социальной роли каждым работающим,способствовала бы повышению его трудовой инициативы и общественной активности.

1. Понимание личности в психологии
Личность — сложное, многогранное явление общественной жизни, звено всистеме общественных отношений. Она продукт общественно-исторического развития,с одной стороны, и деятель общественного развития — с другой.
Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин«личность» означал маску, которую надевал актер древнего театра,затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин«личность» стал обозначать реальную роль человека в общественнойжизни.
Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегосяпредставителем определенного общества, национальности, класса, коллектива,занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение кокружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.
В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественнуюсущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессеобщественной и трудовой деятельности. Термин «личность» употребляетсятолько по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа егоразвития. Мы не говорим «личность животного» как «личность новорожденного».Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет нетолько свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей,приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом, психологиясоциальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве,выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.
Отношение к пониманию «личности» у различных исследователейбыло и остается различным.
Психоаналитические теории личности. Уже в начале века венский психиатр ипсихолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшуюогромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическуюпрактику, но и на культуру во всем мире. Дискуссии, связанные с анализом иоценкой фрейдистских идей длились не одно десятилетие. Согласно взглядамФрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человеказависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, иинстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себястоль же свободно, как в животном мире, так как общество накладывает начеловека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре»,что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влеченияоказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности какпозорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, «уходятв подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, своюактивность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлятьповедением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формычеловеческой культуры и продукты человеческой деятельности. В сферебессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своегопроисхождения в различные «комплексы», которые и являются, поутверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно, однойиз задач психологии признается выявление бессознательных «комплексов»и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтовличности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например,относили «эдипов комплекс».
Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столкновение междувытесненными в сферу бессознательного различными «комплексами».
Внимательное рассмотрение концепции личности Фрейда, позволяет заметить,что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Онааналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ееизменениях, «сублимациях» и конфликтах с внешне ейпротивопоставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничениюи «цензурированию» влечений. Подобная трактовка личности и ееактивности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое.При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу,что их «гармонические» отношения возможны лишь при подавлении одногосилой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунтабессознательного, прорыва в агрессию, невроз и т. д.
Гуманистическая психология (преимущественно американская) в пониманииличности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположнымпсихоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, онисмыкаются в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков,которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к «вытесненнымв бессознательное» впечатлениям и переживаниям ребенка, «гуманистическаяпсихология» главным фактором активности личности считает устремленность кбудущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Ее развитие связанос трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и др.
Топологическая психология. Используя принятое в физико- математическихнауках понятие «поле», К. Левин объясняет поведение личности тем, чторазличные точки и районы «жизненного пространства» (поля), в которомсуществует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что ониспытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значениеобъекта утрачивается. В отличие от психоанализа, К. Левин не видит впотребности биологической предопределенности. Мотивация детерминируется неприродными свойствами человека, а его взаимодействием с «полем», вкотором объекты по-разному притягательны: обладают либо положительной, либоотрицательной валентностью.
Наличие трех-четырех ведущих направлений в понимании личности,сложившихся в мировой психологической науке, и несовпадение их исходныхпринципов вполне закономерно порождало постоянную полемику.
В отечественной психологии понимание «личности» также неоднозначное.
Как справедливо отмечает И. С. Кон, многозначность понятия личностиприводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъектадеятельности «в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей»,в то время как другие понимают личность «как социальное свойство индивида,как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихсяв прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающихего, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения». (Кон, 1967, 7).
Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначальноданную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественнымиотношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности.Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться наэтой основе.
2. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцовповедения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний,навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализациячеловека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В еёпроцессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различныхсферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненноважные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие,проявление и результат социального формирования личности. Как процесс онаозначает социальное становление и развитие личности в зависимости от характеравзаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетоминдивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии тогосоциума, который необходим человеку для естественного социального развития какличности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом еговозраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.
Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.
Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностныхотношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Егоустанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.
Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека,занимающего определенный статус.
Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальнойроли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.
Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX – XX вв.Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другогочеловека.
Любая роль имеет структуру:
— Модель поведения человека со стороны общества.
— Система представления человека как он должен вести себя.
— Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.
В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.
1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей,требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти ролихорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.
2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляютсяразные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутри ролевогоконфликта очень опасно для личности.
Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимаеттот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция,нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающегоданную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведенияконкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество.Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав иобязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельностиличности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной деятельностии способ поведения личности» (Буева, 1967, 14). Социальная роль всегданесет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо неодобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение можетдифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретатьсовершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или инойобщественной группы.
В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколькосоциальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Рядролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однакосама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ееносителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит,интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядоминдивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя даннойроли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущностиролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретномпроявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждаясоциальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, онавсегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своегоисполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполненияроли».
Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека.Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На неговлияют социальное происхождение; этническая принадлежность; уровеньобразования; должность; проф. принадлежность; власть; доход и богатство; образжизни и т.д.
Исполнение роли носит индивидуальный характер, но обусловленосоциокультурно.
Разновидности ролей:
— психологические или межличностные (в системе субъективных межличностныхотношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
— социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории:профессиональные, демографические.
— активные или актуальные – исполняемые в данный момент;
— латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не вданный момент
— конвенциональные (официальные);
— стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, необусловленные требованиями.
Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил,что роль сильно влияет на поведение человека. Ролевые предписания формируютповедение человека. Может возникать явление деиндивидуализации – феноменпоглощения личности социальной ролью. Личность теряет контроль над своейиндивидуальностью (пример – тюремщики).
Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – обществозадает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоениесоциальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «возрастания»личности в обществе себе подобных.
Юнг отождествляет понятие персоны и роли (эго, тени, самость). Присоциализации важно не слиться с «персоной», чтобы не потерятьличностное ядро (самость).
Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимаеттот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан отрождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазонвозможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей».Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения,учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личностьвыступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я»и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своихпоступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведениекак инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям (Андреева, 1994,98).

Заключение
Личность — сложное понятие, которое является одним из центральных понятийсоциологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметновлияют философские концепции и психологические теории. Личность является теммеханизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственнуюжизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находитьсвое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом,вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользудругого. В социологических работах личность трактуется как совокупность ролей истатусов, которые она занимает в обществе.
Социальная роль — суть ожидание, предъявляемое обществом к личности,занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний исуществует как бы помимо и до самой личности. Основные требованиявырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретныхлюдей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальнойроли — эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация.Любая социальная роль включает некоторое сочетание этих характеристик. В целом,социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, вего умении эффективно функционировать в рамках общества.
Одной из важнейших категорией при изучении социальных ролей личностиявляется социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретноеместо, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый человек всоциальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций,предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Каждыйстатус обычно включает ряд ролей. Конкретная социальная роль, как совокупностьдействий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус всоциальной системе, распадается на ролевые ожидания — то, чего ждут от той илииной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамкахсвоей роли. Несоответствие последних нередко приводит к ролевым конфликтам.
На протяжении различных периодов развития личности нередки случаи такназываемых ролевых конфликтов. Человек на протяжении своей жизни выполняетмного разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобыполучить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми,несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположныесоциальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом плане важнойпрофилактической мерой предотвращения таких ситуаций является обучение личностисоциальным ролям. Процессы развития личности, обучения ее социальным ролямявляется важным инструментом взаимодействия общества и личности. Если впроцессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то уличности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение. Напротив, развитаяличность, в отношении которой было допущено минимальное количество ошибок в воспитании,может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определеннымсоциальным ситуациям, не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время «врастая»в общество себе подобных. В целом освоение социальных ролей — часть процессасоциализации личности, непременное условие «врастания» человека вобщество себе подобных.
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитиюличности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, атакже ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем большесоциальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным кжизни он является, а процесс развития личности часто выступает как динамикаосвоения социальных ролей.

Список литературы
1. Бергер, П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / П.Бергер; пер. с англ. Под ред. Г.С. Батыгина.- М., 1996.
2. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности / Буева Л. П. – М.,1967.
3. Василенко, И.В. Общество: элементы взаимосвязи: учеб. пособие / И. В.Василенко, Н.В. Дулина; ВолгГТУ.- Волгоград, 2001.
4. Козлова, О. Н. Личность — граница и безграничность социального / О. Н.Козлова //Социально-гуманитарные знания.- 2003.- №4.- С. 81-97.
5. Комаров, М. С. Введение в социологию: учеб. для вузов /М. С. Козлов.-М.: Наука, 1994.
6. Кон, И. С. Социология личности / Кон И. С. – М.: Политиздат, 1967.
7. Кузьмин, Е. С., Семёнов, В. Е. Методы социальной психологии / Е. С.Кузьмин. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.
8. Лебедева, С.О. Социология: учеб. пособие /С. О. Лебедева, Ю. П.Дубровченко; ВолгГТУ.- Волгоград: Политехник, 2006.
9. Общая социология: учеб. пособие /ВолгГТУ.- Волгоград: Политехник,2007.
10.  Парсонс,Т. О социальных системах / Т. Парсонс.- М., 2002.
11.  Свенцицкий,А. Л. Психология управления организациями / А. Л. Свеницкий. – СПб.: Изд-воС.-Петерб. ун-та, 1999.
12.  Тернер,Дж. Структура социологической теории /Дж. Тернер.- М., 1985.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.