Реферат по предмету "Государство и право"


Договоры, содействующие торговле

Тема: Договоры, содействующие торговле
 

Содержание
1.  Договор на выполнениемаркетинговых работ
2. Договорна оказание рекламных услуг
3.  Договор на информационноеобеспечение и обслуживание
4. Договортранспортной экспедиции
5. Договорхранения
6.  Договор страхования
 

1. Договор на выполнение маркетинговых работ
Договор на выполнение маркетинговых работ— соглашение, всоответствии с которым исполнитель обязан провести маркетинговые исследования всоответствии с заданием, утвержденным заказчиком, и передать заказчику результатв документированном виде, а заказчик призван принять упомянутый результат иоплатить выполненную работу.
Маркетинговые договоры входят в группу подрядных договоров навыполнение работ. Они имеют некоторое сходство с договорами на выполнениенаучно-исследовательских работ. Однако это лишь внешнее сходство. Договормаркетинга — это самостоятельный вид договора. Его содержанием является ненаучное, а прикладное исследование. В большей степени договор маркетинга сходенс договором на выполнение проектно-изыскательских работ. Их различияопределяются сферой применения, методами выполнения и характером результатаисследований. Если договор на выполнение проектно-изыскательских работприменяется в сфере капитального строительства, ирригации и т.п., то договор навыполнение маркетинговых работ — в области производства товаров и их реализации.
Сторонами маркетингового договораявляется заказчик иисполнитель. Заказчиками могут быть:
- коммерческиеорганизации и индивидуальные предприниматели,
- вотдельных случаях ими могут являться некоммерческие организации и граждане.
Исполнителями вправе быть:
- специализированныеучреждения — маркетинговые компании и рекламные агентства,
- учреждения,не занимающиеся на профессиональной основе маркетинговыми изысканиями — научно-исследовательскиеорганизации, высшие учебные заведения,
- граждане,компетентные в рыночных вопросах.
Для сторон важно конкретно и четко определить задачимаркетингового исследования. Расплывчатое или неправильноеопределение задачи может повлечь значительные расходы, не дав желаемогорезультата. Поэтому в большинстве случаев заключению маркетингового договорадолжно предшествовать составление задания на проведение исследования. Заказчикзачастую не в состоянии сформулировать требующую решения задачу, для негосуществуют лишь хозяйственные проблемы, состоящие в затруднительности сбытатовара или в падении продаж. Поэтому более продуктивно, когда заданиеразрабатывается самим исполнителем при участии заказчика и утверждаетсяпоследним.
Задание должно включать:
1) направление и цели исследования, т. е. общую формулировкузадач, которые должны быть решены;
2) определение методов исследования: наблюдение, эксперимент,опросы, экспертные оценки и др.;
3) масштабы изучения материала;
4) допустимыевеличины погрешностей и другие требования. Разработка задания позволяетопределить трудоемкость, сроки исполнения и стоимость самого маркетинговогоисследования.
Нередко при разработке задания выясняется, что затраты наисследование превысят ценность их результата, что влечет отказ заказчика отпродолжения отношений. Поэтому разработку проекта задания целесообразнооформлять самостоятельным договором на оказание консультационных услуг сотдельной оплатой.
Предмет договора маркетинга— деятельностьисполнителя в соответствии с заданием заказчика и ее результат — маркетинговаяинформация.
Маркетинговой информацией служат подготовленные исполнителем выводы ирекомендации об объемах продаж, динамике колебания спроса, желательныхизменениях ассортимента и качества продаваемого товара и т.п. Данная информациядолжна быть изложена в отчете исполнителя и быть достаточной для принятиязаказчиком решения о своих дальнейших действиях на товарном рынке. Результатымаркетинговых исследований носят конфиденциальный характер и не должныразглашаться третьим лицам.
В договоре должны быть указаны руководящие документы,в соответствии с которыми выполняется работа:
- заданиена проведение маркетингового исследования,
- программавыполнения работ с указанием содержания, частных сроков и результатов каждогоэтапа.
В договоре должны определяться:
- общийсрок выполнения работ,
- порядоксдачи работ,
- требования,предъявляемые к отчету исполнителя.
- стоимостьработ и порядок расчетов.
Результатом работ являются выводы и рекомендации, подготовленныеисполнителем на основе исследования и излагаемые в отчете. Спецификоймаркетинговых работ служит конфиденциальный характер, недопустимость передачидругим лицам не только результатов исследования, но также задания на проведениеисследования и всех рабочих материалов.
Выводы и рекомендации, содержащиеся в отчете исполнителя, могуткасаться объемов возможных продаж определенных видов товаров, динамикиколебаний спроса в будущие периоды, указания перспективных регионов сбыта игрупп потенциальных покупателей товара, желательных изменений ассортимента икачественных характеристик, необходимых рекламных и информационных мер и т. п.
Необходимым требованием к результатам маркетингового исследованияявляется достаточность содержащегося в отчете объема информации для принятиярешения заказчиком о выпуске конкретного товара, объемах производства,ассортименте и качественных показателях, уровне цен. Кроме того, заказчикдолжен располагать данными для определения направлений и способов продвижениятовара на рынок.
Ответственность сторон:
Как и всякие работы, маркетинговые исследования должныобеспечиваться гарантией достоверности, надежности результатов. Для этого вдоговоре может предусматриваться ответственность маркетолога,например, в виде обязанности возврата части полученной платы при недостиженииспрогнозированных результатов. Необходимо учитывать, что достижение ожидаемогорезультата в виде соответствующего увеличения продаж товара зависит не толькоот достоверности выводов маркетолога, но и от квалифицированности действиисамого заказчика.
При определении ответственности маркетологов должны применяться поаналогии положения, предусмотренные ст. 761 ГК РФ об ответственностиисполнителей по договорам на выполнение проектных и изыскательских работ. В соответствиис названной нормой при обнаружении недостатков в маркетинговых работахисполнитель обязан безвозмездно произвести необходимые дополнительные работы.
Договором может быть предусмотрено, что убытки, причиненныеисполнителем заказчику, не возмещаются или подлежат возмещению в пределахстоимости (полной или частичной) работ, в которых выявлены недостатки. Посмыслу п. 4 ст. 723 ГК РФ условие договора об освобождении исполнителя отответственности за определенные недостатки не освобождает его от ответственности,если доказано, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий илибездействия исполнителя.
 
2. Договор на оказание рекламных услуг
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «Орекламе», реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любыхсредств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях иначинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призванаформулировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, идеям и начинаниям,равным образом, как и способствовать их реализации.
Участники рекламной деятельности:
- рекламодатель(заказчик) — источник рекламной информации;
- рекламопроизводитель(рекламный агент) — лицо, осуществляющее приведение рекламной информации к готовойдля распространения форме;
- рекламораспространитель — лицо, осуществляющееразмещение (или распространение) рекламной информации путем предоставления илииспользования имущества, в том числе технических средств радиовещания ителевидения.
Объектом рекламы могут быть предлагаемый товар либо лицо,осуществляющее производство или продажу товара. Реклама товара имеет цельюстимулирование его продаж, побуждение потребителя к приобретениюсоответствующего товара, а также оказание помощи в выборе товаров. При рекламированииорганизации — изготовителя или продавца товара преследуется цель побудитьпотребителя обратиться именно к данной фирме и этим расширить круг покупателейи увеличить объемы продаж. При рекламировании изготовителя или продавца товарапокупателям сообщается информация, призванная сформировать или поддержатьинтерес к этой фирме, ее идеям и начинаниям и способствовать их реализации.
Различают следующие основные виды рекламы:
— печатная реклама, которая распространяется в виде листовок,проспектов, каталогов, буклетов, плакатов и т. п.;
— реклама, публикуемая в газетах, журналах, в книгах, в телефонныхи иных специализированных справочниках;
— наружная реклама в виде щитов, вывесок, растяжек, световыхэкранов и т. п.;
— радио- и телереклама в виде кино- и видеороликов, радиоклипов ит. п.;
— реклама на транспорте в виде рисунков и надписей на бортахтранспортных средств, подъем рекламных материалов в воздух с помощьютехнических средств;
— сувенирная реклама в полиграфическом или промышленном исполнениив виде блокнотов, календарей, полиэтиленовых пакетов, канцелярскихпринадлежностей и т. п.;
— реклама на месте продажи в виде рекламной упаковки, оформлениявитрин магазинов и торговых помещений и т. п.
Различают товарную рекламу, рекламирующуюопределенный товар, и корпоративную рекламу, способствующуюросту известности предприятия.
При заключении договора на оказание рекламных услуг стороны могутдоговориться об использовании одного или несколько видов рекламы, которые, поих мнению, дадут наибольший эффект.
Следует выделять:
- договорыпо поводу создания рекламного продукта,
- договорна распространение рекламы.
Договор на создание рекламы:
Содержаниетакого договора будет определяться общимиположениями о подряде на выполнение работ с соответствующими особенностями,связанными со спецификой создаваемой продукции.
Для изготовления рекламы, требующей творческой деятельности,широко используется авторский договор заказа. Он применяется присоздании рекламы на телевидении, на радио, плакатной рекламы. Даже наружная илисувенирная реклама зачастую не сводится к написанию текста, а требуетхудожественного решения. Создание такой рекламы определяется общим режимомдоговора авторского заказа. Здесь необходимы предварительное составлениезадания, подготовка сценария (эскиза, макета и др.) и его утверждениезаказчиком.
Предмет договора— оказание услуг по рекламе определенного товаралибо организации, осуществляющей производство или продажу товара.
Сторонами по договоруна оказание рекламных услуг являются рекламодательи рекламопроизводитель.
Рекламопроизводитель принимает на себя оказание следующих услуг:
- представитьна утверждение рекламодателю в установленный договором срок программу порекламе продукции с указанием количества и качества рекламируемых изделий;
- изготовитьнеобходимые макеты, эскизы, плакаты, брошюры, проспекты, слайды, значки,фильмы, объявления, рекламирующие продукцию рекламодателя;
- разместитьрекламу по согласованию с рекламодателем.
Рекламодатель принимает на себя следующие обязанности:
- утвердитьпрограмму по рекламе и образцы рекламной продукции;
- предоставитьрекламисту информацию, необходимую для изготовления рекламы (технические данныепродукции, описание услуг и т. д.),
- принятьизготовленный по договору рекламный продукт и оплатить его стоимость.
В договоре должна предусматриваться обязанностьрекламопроизводителя изготовить именно рекламный продукт. Многие отечественныерекламные фирмы в целях ослабления своей ответственности указывают в договорах,что они изготавливают не рекламу, а рекламную информацию, т. е. некийполуфабрикат, порядок использования которого определяет сам заказчик. Это одноиз негативных следствий отсутствия законодательного регулирования данныхотношений.
Результат рекламы не влияет на оплату рекламопроизводителя. Вдоговоре стороны устанавливают твердую цену за оказание услуг по рекламе, атакже могут предусмотреть условие об участии рекламного агента в прибылях отреализации рекламируемой продукции.
Ответственность сторон:
Ответственность сторон определяется по общим правилам длядоговоров подряда и авторского заказа. Вместе с тем в договоре специальнодолжна предусматриваться обязанность рекламопроизводителя возместитьпотерпевшим лицам убытки, если реклама нарушает авторские и смежные праватретьих лиц. Данное условие касается ответственности за несанкционированноеиспользование в рекламе чужих художественных и музыкальных произведений илииных объектов интеллектуальной собственности. При отсутствии в договоре такогоусловия ответственность за нарушение авторских и смежных прав возлагается назаказчика рекламы.
Так, рекламный агент несет ответственность за несогласованностьоригинал-макета с рекламодателем, обнаружение грамматических ошибок и т.д.
Сроки действиядоговора должны быть указаны точно, как и согласованысроки выполнения промежуточных этапов: представление на утверждения,изготовление образцов и т.д.
Договор может быть расторгнутпо требованиюрекламодателя досрочно в случаях: неудовлетворительного содержания,художественного, эстетического качества рекламы; нарушения промежуточныхсроков, если такое нарушение ставит под угрозу срыва окончательный срокисполнения договора.
От договоров на создание рекламной продукции существенноотличаются договоры на распространение рекламы, относящиеся к типу договоров наоказание услуг. Гражданский закон также не регулирует эти отношения.
По договору на распространение рекламы исполнитель(рекламо-распространитель) обязуется совершить в определенной сторонами форме ипорядке действия по распространению соответствующих сведений о рекламируемомобъекте или липе в целях привлечения интереса к этому объекту (лицу), азаказчик (рекламодатель) обязуется оплатить стоимость оказанных услуг.
В России рекламораспространители обычно действуют как агенты помодели договора комиссии — от своего имени, но в интересах и за счетрекламодателя. За рубежом крупные рекламные фирмы работают от своего имени и засвой счет, хотя и в интересах заказчика; затраты рекламораспространителявозмещаются ему в составе уплачиваемого вознаграждения. Распространение рекламыосуществляется путем предоставления и использования мест в печатных изданиях,технических средствах радиовещания, телевизионного вещания, эфирного времени ииными способами.
Содержанием договора является совершение исполнителем действий пораспространению соответствующих сведений рекламного характера.
Предмет такого договора определяется тремя составляющими:
- наименованиеуслуги,
- способее выполнения,
- объемуслуг.
В зависимости от вида рекламы условия договора будут выглядетьвесьма различно.
Так, при распространении рекламы в прессе важноурегулировать:
а) в каких печатных изданиях будет размещено объявление;
б) с какой периодичностью должно публиковаться рекламноеобъявление;
в) на какой конкретно странице журнала или газеты должно бытьразмещено объявление, в какой части страницы, каким кеглем оно будет набрано.
В договорах на распространение телерекламы следуетопределять:
а) на каких каналах будут размещаться рекламные ролики —общероссийских или региональных;
б) в каких передачах должен быть показан ролик. Для заказчика вданном случае важна актуальность передачи, интерес к ней зрителей;
в) сколько раз в течение суток будет показан ролик, в какое времядня и др.
В отношении статичных видов рекламы (щитовой,стендовой, на растяжках и т. п.) процесс распространения сводится к размещениюизделий с рекламной информацией в выбранных местах и их закреплению. При этомдолжно производиться согласование установления рекламы с соответствующимиорганами и соблюдение установленных требований к размещению такой рекламы.
Вдоговорах на распространение рекламы следует указывать:
- кругпотребителей рекламной информации,
- видрекламы,
- точнуюхарактеристику средств и способов ее распространения,
- частотуи продолжительность рекламных действий,
- предусматриватьсовместный анализ результатов рекламных действий,
- размерынеобходимых затрат и вознаграждения исполнителя.
Призаключении и исполнении договоров на рекламу надлежит учитывать положенияФедерального закона «О рекламе», который предусматривает важныетребования как к самой рекламе, так и к деятельности по ее размещению ираспространению. Он определяет особенности организации рекламы в местахпродажи, устанавливает ограничения для размещения рекламы, перечень документови согласований, необходимых для наружной рекламы, размеры платы за размещениенаружной рекламы, требования, предъявляемые к рекламе отдельных групп товаров(алкогольных напитков, табачных изделий, медикаментов и др.), мерыответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Названный закон вводит понятия недобросовестной, недостоверной,заведомо ложной, неэтичной рекламы и определяет их содержание.
Недобросовестной рекламой, в частности, признается такая, котораядискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемым товаром, содержитнекорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц.
Недостоверной является реклама, в которой присутствуютне соответствующие действительности сведения в отношении определенныххарактеристик товара или самого рекламодателя.
Заведомо ложной является реклама, с помощью которойрекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Одним из основных недостатков работы нашихрекламораспространителей является безадресность действий, неразработанностьприемов доведения информации до «активных пользователей», т. е. лиц,являющихся потенциальными покупателями соответствующего товара. Между темцеленаправленный, прицельный характер рекламных действий многократно повышаетэффективность рекламы, позволяет избегать излишних затрат. С учетом этого передрекламными фирмами должно выдвигаться требование об обеспечениицеленаправленного, адресного распространения рекламы. Это достаточно сложная итрудоемкая работа, требующая проведения прикладных исследований, накопления базданных о потенциальных потребителях.
От единоразовых услуг по распространению рекламы следует отличатьпроведение рекламных кампаний. Для заключения договора напроведение рекламной кампании требуется предварительное составлениезадания на проведение работ и программы выполнения работ с выделением в нейотдельных видов работ, их основных характеристик и сроков выполнения.Результативность организуемых рекламных акций в значительной степени зависит отквалифицированного, продуманного определения условий договоров на ихпроведение.
При определении ответственностирекламораспространителянеобходимо учитывать следующие обстоятельства. Рекламораспространитель несетответственность за ненадлежащее исполнение предусмотренных договоромобязанностей по общим правилам ответственности предпринимательских организаций.Разглашение рекламораспространителем третьим лицам конфиденциальной информациио рекламодателе признается нарушением договора. Фактический провал рекламнойкампании или недостижение ожидаемого эффекта от распространения рекламы немогут рассматриваться как нарушение исполнителем его обязанностей и не влекутответственности для последнего.
 
3. Договор на информационное обеспечение и обслуживание
Отношения по сбору, обработке, накоплению и предоставлениюинформации регулируются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Обинформации, информатизации и защите информации».
Согласно ст. 2 Закона, информация— сведенияо лицах, предметах фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формыпредставления.
Информация не является имуществом и потому не входит в кругобъектов коммерческого права. Вместе с тем использование информациипредставляет собой важный момент коммерческой деятельности.
По поводу информации могут заключаться договоры на:
а) оказание информационных услуг;
б) передачу информации;
в) переработку информации.
Передача деловой информации, используемой вторгово-предпринимательской деятельности, опосредуется договором купли-продажи.
По договору об оказании информационных услугисполнитель обязан по заданию заказчика оказать информационные услуги, подкоторыми понимается выполнение определенных действий или определеннойдеятельности, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Информационные услуги оказывают специализированные информационныеагентства либо создаваемые в составе различных фирм структурные подразделения. Информационныеуслуги могут оказываться в различных формах:
- предоставлениесведений по разовым запросам,
- систематическоепредоставление информации определенного характера,
- подготовкаи составление аналитических обзоров,
- налаживаниеинформационной службой непосредственной связи между заказчиком и егопотенциальными контрагентами.
Предоставляемаяучастникам рынка информация может касаться сведений о потенциальных продавцахили изготовителях определенного товара, их производственных возможностях,наличии имеющихся запасов товара, состояния конъюнктуры на товарных рынках,финансовой устойчивости и деловой репутации фирм и т. д.
В договоре на информационное обслуживание стороны должныопределить:
- характерпредоставляемой информации,
- срокее предоставления,
- объемпередаваемых сведений,
- видматериального носителя, на котором предоставляется информация, и т.д.
В торговом обороте необходимым требованием для информационногообеспечения является документирование информации, т.е.фиксирование на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ееидентифицировать.
Документирование информации — обязательное условие включенияинформации в информационные ресурсы. Документ, полученный из автоматизированнойинформационной системы, приобретает юридическую силу после его подписаниядолжностным лицом в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого ипередаваемого с помощью автоматизированных информационных ителекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровойподписью. Последняя признается при наличии в автоматизированной информационнойсистеме программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, исоблюдении режима их использования. Право удостоверять идентичность электроннойцифровой подписи осуществляется на основании лицензии (ст. 5 Закона «Обинформации, информатизации и защите информации»).
В законе имеет место нечеткость в определении видовойпринадлежности отношений по предоставлению информации. В ст. 779 ГК РФговорится лишь об информационных услугах, хотя в коммерческой сфере ведущеезначение принадлежит договорам на продажу информации.
Различиямежду услугой по предоставлению информации и ее продажей:
- Основнойотличительный признак услуги — это совпадение во времени предоставленияуслуги и ее потребления. В отличие от этого получение за деньги сведений,которые будут использоваться коммерсантом в его деятельности, — это ужекупля-продажа.
- Необходимыхсведений у продавца в момент заключения договора может не быть, они толькобудут собираться. Также и приобретатель использует полученные сведения неодномоментно, как при услуге, а неограниченное время, когда они потребуются.
По договору продажи информации одна сторона,продавец, обязуется передать другой стороне, покупателю, требуемые сведения,закрепленные на соответствующем материальном носителе или выраженные инымдоступным для восприятия способом, а покупатель обязуется оплатить стоимостьэтих сведений.
Предоставление информации потребителям осуществляютспециализированные информационные и консультационные фирмы. Они ведут работу посозданию, сбору, накоплению, обработке, хранению, распространению ипредоставлению покупателям необходимой информации. Для этого они должнысоздавать банки данных и информационные системы с применением средств вычислительнойтехники, автоматизированных телекоммуникационных систем.
Предмет договора выражается через характер сведений и цели, длякоторых предназначается приобретаемая информация. Объем сведений, которые могутбыть представлены об объекте, зачастую безграничен. Поэтому без указания целикрайне трудно обеспечить сбор именно тех сведений, которые нужны потребителю.
Качественными характеристиками информационного продукта служат достоверность иполнота. Достоверность отражает соответствие информации реальным фактамдействительности. Полнота означает охват всех возможных по имеющимся источникамсведений об объекте.
Важным моментом исполнения является определение материальногоносителя, на котором закрепляется информация.В случае передачина носителе должна обеспечиваться пригодность этого носителя для ознакомления ссодержащейся информацией. Вместе с тем особым свойством информации являетсявозможность преобразования формы ее фиксирования, например, текстовой илимагнитной записи в звуковую, передаваемую уже другим способом. Поэтому нельзяпризнать точными высказываемые в литературе утверждения о неразрывности связиинформации с материальным носителем.
Порядок предоставления информационного продукта может привязываться вдоговоре не к носителю, а к способу передачи, например, по электронной почте,факсом, по телефону (телефонограммой), радиосвязью и т. п. В таких случаяхважно, чтобы имеющиеся у потребителя приемные технические средства позволялиполучать информацию и осуществлять ее использование.
Передача информации может производиться в различном порядке:
- путемпредоставления сведений по разовым запросам покупателя,
- систематическогопредоставления информации определенного характера,
- периодическойподготовки и передачи аналитических обзоров соответствующих данных
- подысканиеинформационной организацией по запросу покупателя соответствующих субъектов дляустановления хозяйственных связей и налаживание непосредственных контактовмежду ними. Так, в развитых странах действуют «электронные биржи»,занимающиеся подбором для клиентов (продавцов и покупателей) возможныхконтрагентов и передающие им необходимую информацию друг о друге.
В договоре на реализацию информации стороны также определяютсроки (частоту) или точное время предоставления информации, объем передаваемыхсведений и другие условия. Предусматриваются размеры платы и порядок еевнесения. Цена информации должна признаваться существенным условием ввидуспецифики предмета договора и невозможности определения сопоставимой цены.Устанавливается взаимная ответственность сторон.
Наряду с получением различных сведений коммерсантам требуется переработкаи квалифицированный анализ информации о собственной деятельности иработе других участников рынка. Переработка деловой информации и составление наее основе различных прогнозов и рекомендаций также могут поручатьсяспециализированным организациям, сочетающим в своей деятельности информационныеи консультационные функции.
Договоры на переработку и анализ деловой информации относятся к типудоговоров на выполнение работ. Их результатом является создание новогоинформационного продукта. Квалифицированно переработанная информация представляетбольшую ценность, она позволяет принимать более значимые и масштабныеуправленческие решения.
Для организаций, осуществляющих коммерческую деятельность,необходимым требованием для информационного обеспечения служит документированиеинформации, осуществляемое в соответствии с обязательными правиламиделопроизводства и стандартизации документов и их массивов. Документ,полученный от информационной организации, приобретает юридическое значение лишьв случае подписания его должностным лицом организации. Достоверность документа,обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных ителекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровойподписью. Фамилии и должности лиц, уполномоченных удостоверять своей подписьюпередаваемую информацию, а также возможность использования при этом электроннойцифровой подписи определяются в договоре.
4. Договор транспортной экспедиции
Роль данного договора в современных рыночных условиях значительновозрастает, так как позволяет более рационально организовывать и осуществлятьтранспортные операции. Он освобождает предпринимателя от выполнения несвойственных ему операций по организации и сопровождению перевозок.
Правовое регулирование договора транспортной экспедицииосуществляется гл. 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30 июня 2003 г. «Отранспортно-экспедиционной деятельности».
В соответствии со ст. 801 ГК по договору транспортнойэкспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и засчет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнитьили организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанныхс перевозкой груза.
Договор транспортной экспедиции является взаимным, возмездным,консенсуальным, если экспедитор обязуется выполнять экспедиционные услуги, илиреальным, если экспедитор выполняет услуги с переданным ему грузом.
Стороны договора транспортной экспедиции:
1.  экспедитор — коммерческаяорганизация или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию на занятиеэкспедиторской деятельностью;
2.  клиент — любое заинтересованноелицо, в частности, отправитель, получатель груза, собственник груза,перевозчик.
Предмет договора транспортной экспедиции — услуги, связанные сперевозкой груза, которые делятся на основные и дополнительные.
К основным, услугам экспедитора относятся:
- организацияперевозки груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом;
- заключениеот имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
- обеспечениеотправки и получения груза;
- выполнениедругих обязанностей, связанных с перевозкой.
В качестве дополнительных услугдоговоромтранспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление такихнеобходимых для доставки груза операций, как:
- получениетребующихся для экспорта или импорта документов;
- выполнениетаможенных и иных формальностей;
- проверкаколичества и состояния груза;
- погрузкаи выгрузка груза;
- уплатапошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
- хранениегруза, его получение в пункте назначения;
- выполнениеиных операций и услуг, предусмотренных договором.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашениемсторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционнойдеятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Форма договора транспортной экспедиции. Договор транспортнойэкспедиции заключается в письменной форме. При необходимости экспедиторувыдается доверенность для совершения юридически значимых действий от имениклиента.
Срок договораопределяется соглашением сторон, и договор можетбыть как разовым, так и долгосрочным.
Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции. Общим основаниемответственности является предпринимательский риск. Экспедитор несет повышеннуюответственность независимо от наличия в его действиях вины и должен нестиответственность в соответствии с общими правилами ГК РФ.
Статья 803 ГК устанавливает: если экспедитор докажет, чтонарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки,ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, покоторым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Документы идругая информация, предоставляемыеэкспедитору. Для исполнения договора экспедиции клиент в соответствии стребованиями ст. 804 ГК обязан предоставить экспедитору документы и другуюинформацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также инуюинформацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности,предусмотренной договором транспортной экспедиции. Экспедитор обязан сообщитьклиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполнотыинформации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. В случаенепредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе неприступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такойинформации. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору всвязи с нарушением обязанности по предоставлению информации.
Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом. Если из договоратранспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить обязанностилично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитораот ответственности перед клиентом за исполнение договора.
Односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции. Любая из сторон вправеотказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этомдругую сторону в разумный срок (ст. 806 ГК). При одностороннем отказе отисполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой сторонеубытки, вызванные расторжением договора.
 
5. Договор хранения
Договор хранения — разновидность договора услуг.
По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь,переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь всохранности (ст. 886 ГК).
Поклажедателем является, прежде всего, собственник товара,однако может быть и любой правомочный владелец вещи (арендатор, перевозчик ит.д.).
Как правило, договор хранения — реальный, т.е. вступает в силу смомента передачи вещи на хранение. Однако он может быть и консенсуальным, еслихранителем является организация, осуществляющая хранение в качестве одной изцелей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель), так как можетпредусматривать обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателяв предусмотренный договором срок.
В зависимости от соглашения сторон договор хранения может бытьвозмездным и безвозмездным. Хранение, осуществляемое профессиональнымхранителем, предполагается возмездным.
Предмет договора хранения— услуги хранения, а объект самой услуги — толькоматериальные предметы. Это могут быть как индивидуально определенные вещи, таки вещи, определенные родовыми признаками. Хранение последних носит названиехранения с обезличением, или иррегулярного (неправильного) хранения. Оно должнобыть прямо предусмотрено договором.
Срок в договореопределяется как период, в течение которогохранитель обязан хранить вещь. Договор может быть заключен на определенный срок(срочный договор) и без указания срока, т.е. до востребования вещи (бессрочныйдоговор).
Форма договора хранения. Договор хранения юридических лиц между собой и сгражданами должен быть заключен в письменной форме. Для договора хранения междугражданами соблюдение письменной формы требуется, если стоимость передаваемойна хранение вещи превышает не менее чем в 10 раз установленный закономминимальный размер оплаты труда.
Договор хранения, предусматривающий обязанность хранителя принятьвещь на хранение, должен быть заключен в письменной форме независимо от составаучастников договора и стоимости вещи, передаваемой на хранение.
Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной,если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю:
- сохраннойрасписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанногохранителем;
- номерногожетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, еслитакая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом илииным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.
Несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишаетстороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождествевещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем.
Основные обязанности хранителя:
- принятьвещи на хранение;
- обеспечитьсохранность принятой на хранение вещи;
- воздерживатьсяот пользования вещью без согласия поклажедателя;
- выполнитьпринятые обязательства лично;
- возвратитьпоклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту вещь, котораябыла передана на хранение.
Поклажедатель обязан:
- предупредитьхранителя о свойствах имущества и особенностях его хранения;
- уплатитьвознаграждение за хранение вещи;
- возместитьрасходы на хранение, в том числе чрезвычайные;
- принеобходимости взять вещи обратно; нести убытки, причиненные хранением вещей сопасными свойствами.
Основания ответственности хранителя. Хранитель отвечает заутрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, при наличии еговины.
Профессиональный хранитель отвечает за утрату, недостачу илиповреждение вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждениепроизошли вследствие непреодолимой силы, либо из-за свойств вещи, о которыххранитель, принимая ее на хранение, не знал и не должен был знать, либо врезультате умысла или грубой несторожности поклажедателя (п. 2 ст. 901 ГК).
За утрату, недостачу или повреждение принятых на хранение вещейпосле того, как наступила обязанность поклажедателя взять эти вещи обратно,хранитель отвечает лишь при наличии с его стороны умысла или грубойнеосторожности.
Размер ответственности хранителя. Если договор храненияявляется возмездным, хранитель возмещает убытки, причиненные поклажедателюутратой, недостачей или повреждением вещей, в полном объеме, т.е. реальныйущерб и упущенную выгоду, если законом или договором хранения не предусмотрено иное.
Согласно п. 2 ст. 902 ГК, при безвозмездном храненииубытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей,возмещаются: за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных илинедостающих вещей; за повреждение вещей — в размере суммы, на которуюпонизилась их стоимость.
Если в результате повреждения, за которое хранитель отвечает,качество вещи изменилось настолько, что она не может быть использована попервоначальному назначению, покпажедатель вправе от нее отказаться ипотребовать от хранителя возмещения ее стоимости, а также других убытков, еслииное не предусмотрено законом или договором хранения.
В торговом обороте широко применяется хранение на товарномскладе.
По договору складского хранения товарный склад (хранитель)обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем(поклажедателем), и возвратить товары в сохранности.
Товарным складом признается организация, осуществляющая вкачестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающаясвязанные с хранением услуги. Товарными складами являются элеваторы,овощехранилища, холодильники, таможенные склады.
Различают товарные склады общего пользования и ведомственные,обслуживающие определенные организации.
В соответствии со ст. 908 ГК товарный склад признаетсяскладом общего пользования, если из закона, иных правовых актоввытекает, что он обязан принимать товары на хранение от любого товаровладельца.
Договор складского хранения, заключаемый товарным складом общегопользования, признается публичным. Склад общего пользования вправе отказать впринятии вещи на хранение, если докажет невозможность принятия вещи (например,из-за полной загрузки помещения).
Ведомственные склады могут, но не обязаны брать на хранение имуществопосторонних организаций. Такие склады существуют на транспорте, при оптовыхторговых и других организациях.
В подтверждение принятия товара на хранение товарный склад выдаетодин из следующих складских документов:
- двойноескладское свидетельство;
- простоескладское свидетельство;
- складскуюквитанцию.
Простое и двойное складское свидетельство — ценные бумаги.
Товар,принятый на хранение по двойному или простому складскому свидетельству, можетбыть в течение его хранения предметом залога путем залога соответствующегосвидетельства.
Двойное складское свидетельство, выдаваемое на имяконкретного лица, относится к категории ордерных ценных бумаг и соответственнопередается на основе передаточной надписи, а простое складское свидетельствопредставляет собой ценную бумагу на предъявителя, передаваемую простымвручением.
Двойное складское свидетельство состоит из двух частей — складскогосвидетельства (рецепта) и залогового свидетельства (варранта), которыемогут быть отделены одно от другого. Каждая из его частей признается ордернойценной бумагой. Складское свидетельство доказывает принадлежность товараконкретному лицу, определяет основные признаки товара и обязательствапоклажедателя, удостоверяет принятие товара на хранение. Залоговоесвидетельство удостоверяет право залога и вручается залогодержателю, которыйможет самостоятельно передавать его другим лицам по индоссаменту. В складскомсвидетельстве делается запись о сумме и сроке залога. Складское свидетельство изалоговое свидетельство могут передаваться вместе или порознь по передаточнымнадписям.
Держатель складского и залогового свидетельств имеет правораспоряжаться хранящимся на складе товаром в полном объеме (ст. 914 ГК).Предъявителю обеих частей двойного свидетельства хранитель обязан выдать товар.
Держатель складского свидетельства, отделенного от залоговогосвидетельства, вправе распоряжаться товаром, но не может взять его со склада допогашения кредита, выданного по залоговому свидетельству. Держатель залоговогосвидетельства имеет право залога на товар в размере выданного по залоговомусвидетельству кредита и процентов по нему. Держателю складского свидетельства,который не имеет залогового свидетельства, но внес сумму долга по нему, товарвыдается складом не иначе как в обмен на складское свидетельство и при условиипредставления вместе с ним квитанции об уплате всей суммы долга по залоговомусвидетельству.
Товарный склад, выдавший товар держателю складского свидетельства,не имеющему залогового свидетельства и не внесшему сумму долга по нему, несетответственность перед держателем залогового свидетельства за платеж всейобеспеченной по нему суммы.
Держатель складского и залогового свидетельств вправе требоватьвыдачи товара по частям. В обмен на первоначальные свидетельства ему выдаютсяновые свидетельства на товар, оставшийся на складе.
Статья 918 ГК допускает хранение вещей с правом распоряжения ими.Этот способ хранения товаров имеет признаки договора займа. Вещи, передаваемыена такое хранение, по существу, берутся складом у поклажедателя взаймы. Складдолжен вернуть товаровладельцу равное количество других полученных им вещейтого же рода и качества.
 
6. Договор страхования
Базовыми нормативными правовыми актами, регулирующими отношения,связанные со страхованием в Российской Федерации, являются ГК РФ и Закон РФ от27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Подоговору страхованиястраховщик уплачиваетстрахователю обусловленную сумму в связи с наступлением определенныхобстоятельств (страхового случая).
Стороны договора страхования— страхователь истраховщик.
Страхователями выступают юридические лица, индивидуальныепредприниматели, физические лица. Страховщиками могут быть только юридическиелица, получившие лицензию на данный вид деятельности.
Участниками страхового правоотношения могут быть такжезастрахованный и выгодоприобретатель, т.е. лицо, назначаемое страхователем дляполучения страховой суммы в случае смерти.
Договор страхования заключается на основании устного илиписьменного заявления страхователя. Он обычно оформляется подписанием сторонамисоставленного страховщиком документа. В заключаемом договоре страхования можетиметься ссылка на дополняющие его страховой полис и правила страхования. Вместес тем договор страхования в виде отдельного документа, подписываемогосторонами, может не составляться. В этом случае подписанный страховщикомстраховой полис с приложением или без приложения к нему правил страхованиясоставляют договор страхования. Правила страхования представляют собойвнутренний документ страховщика, в который могут вноситься изменения. Поэтомустраховщик обязан удостоверить факт передачи страхователю правил страхования,которые применяются в редакции, действовавшей на день их передачи страхователю.
Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие видыстрахования:
- личное;
- имущественное;
- страхованиериска ответственности;
- страхованиепредпринимательского риска.
В торговом обороте наиболее актуально имущественноестрахование, защищающее интересы страхователя, связанные с владением,пользованием и распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями.
Согласно ст.929 ГК, по договору имущественного страхования одна сторона(страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) принаступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместитьдругой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключендоговор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки взастрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересамистрахователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договоромсуммы (страховой суммы).
По договору имущественного страхования могут быть, в частности,застрахованы следующие имущественные интересы:
1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенногоимущества;
2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствиепричинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях,предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданскойответственности;
3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-занарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этойдеятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числериск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск.
Договор страхования должен быть заключен в письменной форме.Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договорастрахования, за исключением договора обязательного государственного страхования.Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа либовручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устногозаявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции),подписанного страховщиком.
Страховщик при заключении договора страхования вправе применятьразработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора(страхового полиса) по отдельным видам страхования.
При заключении договора страхования стороны обязаны согласоватьв нем все существенные условия. Согласно ст. 942 ГК, при заключениидоговора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должнобыть достигнуто соглашение:
- обопределенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектомстрахования;
- охарактере события, на случай наступления которого осуществляется страхование(страхового случая);
- оразмере страховой суммы;
- осроке действия договора.
Условия, на которых заключается договор страхования, могут бытьопределены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых,одобренных или утвержденных страховщикомлибо объединением страховщиков(правилах страхования). Плата, которую страхователь обязуется заплатить застрахование,, f называется страховой премией. В договореопределяются размеры, порядок и сроки внесения платы.
Общие положения страхования имущества определены ст. 930 ГК.
Имущество может быть застраховано по договору страхованияв пользу лица(страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, иномправовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. Договорстрахования имущества, заключенный при отсутствии у страхователя иливыгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества,недействителен. Договор страхования имущества в пользу выгодоприобретателяможет быть заключен без указания имени или наименования выгодоприобретателя(страхование «за счет кого следует»).
При заключении такого договора страхователю выдается страховойполис на предъявителя. При осуществлении страхователем или выгодоприобретателемправ по такому договору необходимо представить этот полис страховщику.
По договору страхования риска ответственностипо обязательствам,возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу другихлиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иноголица, на которое такая ответственность может быть возложена. Лицо, рискответственности которого за причинение вреда застрахован, должно быть названо вдоговоре страхования. Если это лицо в договоре не названо, считаетсязастрахованным риск ответственности самого страхователя.
Договор страхования риска ответственности за причинение вредасчитается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред(выгодоприобретателей), даже если договор заключен в пользу страхователя илииного лица, ответственных за причинение вреда, либо в договоре не сказано, вчью пользу он заключен.
Если ответственность за причинение вреда застрахована в силу того,что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренныхзаконом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользукоторого заключен договор страхования, вправе предъявить непосредственностраховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Статья 932 ГК предусматривает возможность страхования рискаответственности за нарушение договора.Подобные договорыстрахования заключаются только в предусмотренных законом случаях. Кроме того,по данному договору может быть застрахован только риск ответственности самогострахователя. Договор страхования, не соответствующий этому требованию,ничтожен. Риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным впользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь долженнести соответствующую ответственность, — выгодоприобретателя, даже если договорстрахования заключен в пользу другого лица либо в нем не сказано, в чью пользуон заключен.
Страхование предпринимательского риска— разновидностьимущественного страхования. Статья 933 ГК позволяет страховатьпредпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу.Договор страхования предпринимательского риска лица, не являющегосястрахователем, ничтожен. Договор страхования предпринимательского риска впользу лица, не являющегося страхователем, считается заключенным в пользустрахователя. В частности, предпринимательский риск может включать рискперерыва в коммерческой и производственной деятельности, задержки в доставкетоваров, риск неплатежей и т.д.
Страховая сумма по договору имущественного страхования. При заключении договорастрахования имущества страховщик вправе провести осмотр страхуемого имущества,а при необходимости назначить экспертизу в целях установления егодействительной стоимости.
При страховании имущества или предпринимательского риска, еслидоговором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должнапревышать их действительную стоимость (страховую стоимость). Такойстоимостью в соответствии со ст. 947 ГК, считается:
- дляимущества — его действительная стоимость в месте его нахождения в деньзаключения договора страхования;
- дляпредпринимательского риска — убытки от предпринимательской деятельности,которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страховогослучая.
Страховая стоимость имущества, указанная в договоре страхования,не может быть впоследствии оспорена, за исключением случая, когда страховщик,не воспользовавшийся до заключения договора правом на оценку страхового риска,был умышленно введен в заблуждение относительно этой стоимости.
Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность неполногоимущественного страхования.Согласно ст. 949 ГК, если в договорестрахования имущества или предпринимательского риска страховая суммаустановлена ниже страховой стоимости, страховщик при наступлении страховогослучая обязан возместить страхователю (выгодоприобретателю) часть понесенныхпоследним убытков пропорционально отношению страховой суммы к страховойстоимости. Договором может быть предусмотрен более высокий размер страховоговозмещения, но не выше страховой стоимости.
В соответствии со ст. 950 ГК страхователь (выгодоприобретатель)вправе осуществить дополнительное страхование, когдаимущество или предпринимательский риск застрахованы лишь в части страховой стоимости,в том числе у другого страховщика, но с тем чтобы общая страховая сумма по всемдоговорам страхования не превышала страховую стоимость.
Однако если страховая сумма, указанная в договоре страхованияимущества или предпринимательского риска, превышает страховую стоимость, то всилу норм ст. 951 ГК договор является ничтожным в той части страховой суммы,которая превышает страховую стоимость. Уплаченная излишне часть страховойпремии возврату в этом случае не подлежит.
Имущество и предпринимательский риск могут быть застрахованы отразных страховых рисков как по одному, так и по отдельным договорамстрахования, в том числе по договорам с разными страховщиками. В этих случаяхст. 952 ГК допускает превышение размера общей страховой суммы по всем договорамнад страховой стоимостью.
Страхователь по договору имущественного страхования после того,как ему стало известно о наступлении страхового случая, обязан незамедлительноуведомить о его наступлении страховщика или его представителя. Если договоромпредусмотрен срок и (или) способ уведомления, оно должно быть сделано вусловленный срок и указанным в договоре способом. Если такой срок не определен,то следует руководствоваться общим 7-дневным сроком исполнения со дняпредъявления требования. Рекомендуется также устанавливать в договоре пеню зазадержку выплаты страхового возмещения. При отсутствии такого условиястрахователь имеет право лишь на взыскание процентов по ст. 395 ГК РФ запросрочку исполнения страховщиком денежного обязательства.
Неисполнение обязанности дает страховщику право отказать в выплатестрахового возмещения, если не будет доказано, что страховщик своевременноузнал о наступлении страхового случая либо что отсутствие у страховщикасведений об этом не могло сказаться на его обязанности выплатить страховоевозмещение. Статья 962 ГК возлагает на страхователя при наступлении страховогослучая, предусмотренного договором имущественного страхования, обязанностьпринять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобыуменьшить возможные убытки. Принимая такие меры, страхователь должен следоватьуказаниям страховщика, если они сообщены страхователю. Расходы в целяхуменьшения убытков, подлежащих возмещению страховщиком, если такие расходы былинеобходимы или произведены для выполнения указаний страховщика, должнывозмещаться страховщиком, даже если соответствующие меры оказалисьбезуспешными. Такие расходы возмещаются пропорционально отношению страховойсуммы к страховой стоимости независимо от того, что вместе с возмещением другихубытков они могут превысить страховую сумму. Страховщик освобождается отвозмещения убытков, если страхователь умышленно не принял разумных и доступныхему мер, чтобы уменьшить возможные убытки.
Последствия наступления страхового случая по вине страхователя,выгодоприобретателя или застрахованного лица.
Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения илистраховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя,выгодоприобретателя или застрахованного лица, кроме двух следующих случаев:
- подоговору страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни илиздоровью, если вред причинен по вине ответственного за него лица;
- подоговору личного страхования, по которому страховая сумма подлежит выплате вслучае смерти застрахованного лица, если его смерть наступила вследствиесамоубийства и к этому времени договор страхования действовал уже не менее двухлет.
Законом могут быть предусмотрены случаи освобождения страховщикаот выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования принаступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя иливыгодоприобретателя.
Если законом или договором страхования не предусмотрено иное,страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы,когда страховой случай наступил вследствие: воздействия ядерного взрыва,радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров илииных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода илизабастовок.
Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, всилу норм ст. 964 ГК страховщик освобождается от выплаты страхового возмещенияза убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста илиуничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.
Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, кстраховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределахвыплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель)имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.Однако условие договора, исключающее переход к страховщику права требования клицу, умышленно причинившему убытки, ничтожно.
Если страхователь (выгодоприобретатель) отказался от своего праватребования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные страховщиком, илиосуществление этого права стало невозможным по вине страхователя(выгодоприобретателя), страховщик освобождается от выплаты страховоговозмещения полностью или в соответствующей части и вправе потребовать возвратаизлишне выплаченной суммы возмещения.
Всоответствии со ст. 966 ГК иск по требованиям, вытекающим из договораимущественного страхования, может быть предъявлен в течение двух лет.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.