Реферат по предмету "Психология"


Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома

КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенностиэмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условияхдетского дома

Содержание
 
Введение
Глава 1. Теоретические основы изученияособенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условияхдетского дома
1.1 Особенности развития эмоциональнойсферы и ее динамики у детей, воспитывающихся в детском доме
1.2 Психологические особенностисоциальной депривации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детскомдоме
1.3 Причины психологического нарушениясоциально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся вусловиях детского дома
Заключение
Список литературы
 

 
Введение
 
То, что происходит вобществе в наше время – экономический кризис, а в связи с этим снижениеблагосостояния значительной части населения, рост безработицы, слабаязащищенность семьи и детей, как социальной ценности со стороны государства иобщества и другие проблемы привели за последние годы к возрастанию количествадетей — «социальных» сирот (сирот при живых родителях).
Современнаяобразовательная и воспитательная системы специальных учреждений, где проживаютдо определенного возраста дети-сироты, не эффективна с точки зрения созданияусловий для полноценного развития личности. Как следствие материальных инравственных проблем, происходит распространение психических и соматическихзаболеваний среди детей-сирот. Воспитание детей в учреждениях закрытого типанарушает естественный процесс формирования личности и социализации индивида,что обуславливает одну из общественных проблем — социальную депривациюдетей-сирот.
Депривация — термин,широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел изанглийского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностейудовлетворения жизненно важных потребностей».
В психологии развитиятермин депривация употребляется в несколько ином смысле — как недостатоксенсорных и социальных стимулов, приводящий на определенных этапах онтогенеза кзамедлению и искажению эмоционального и интеллектуального развития ребенка.Данный феномен был описан еще Я. А. Коменским [1], позднее — Ж. Итаром (воспитателем«дикого мальчика из Авейрона»), в XX в. — А. Гезеллом, анализировавшимсовременные попытки воспитания детей, в силу экстремальных обстоятельств долгоевремя оторванных от социума.
Обобщениюмногочисленных эмпирических данных, касающихся проблемы депривации в указанномсмысле, посвящена обстоятельная монография чешских авторов Й. Лангмейера и 3.Матейчека «Психичеекая депривация в детском возрасте» [2]. В ней авторывыделяют важнейшие потребности развивающегося ребенка и соответственно — формыдепривации при ограничении возможности удовлетворять эти потребности
В зависимости от того,чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную,сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие.
Формирование личностиребенка — сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации,которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, наразвитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируютсямногие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией, вчастности, социально-доверительные отношения к миру.
Депривационные факторыобразуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдаетнесколькими формами депривации. Фактически, общество переживает состояниерастерянности по поводу возможности разрешить тот комплекс проблем, которыйобусловлен ситуацией сиротства.
Результаты исследованийпоказывают, что серьёзное обеднение среды приводит к сенсорной депривации,уменьшение коммуникаций с окружающими — к социальной депривации, уплощениеэмоционального тона при взаимодействии с персоналом — к эмоциональнойдепривации, жесткая формальная организация среды детского дома — к когнитивнойдепривации.
Основной формойдепривации данной категории детей является депривация детско-родительскихотношений, в которую могут быть включены все выше перечисленные формы.Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностногоразвития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру. А вместес тем, многие авторитетные авторы считают, что социальное доверие — стержневойэлемент социального и психологического благополучия индивида в обществе.
Между тем,психологические аспекты депривационных расстройств в настоящее время малоисследованы, масштабы изменений, связанных с ними, не прогнозируются.Предлагаемая официальными структурами одна из форм социальной адаптациидетей-сирот — форма приемной семьи — мало изучена, и, как, показывает практика,не всегда эффективна для ликвидации последствий психической депривации.
Ранний детский опытребенка-сироты формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — «утрату базового доверия к миру», которая проявляется вагрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни. В результатеэтого дальнейшее развитие доверительных отношений детей оказываетсядепривированным.
Проблема социальнойдепривации детей, находящихся в специализированном доме ребенка является весьмаактуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту.
В силу рядаспецифических факторов (индивидуальных и межличностных) дети, воспитывающиеся вспециализированных учреждениях, заслуживают специального изучения. Онисоставляют в целом группу риска по нарушенному поведению в доме ребенка.
Изучение и анализсоциальной депривации детей-сирот является необходимостью, так как эта проблемануждается в тщательном научном исследовании. Особая актуальность проблемы связанас тем, что ранняя социальная депривация (отсутствие заботы родителей о детяхили девиантная забота) оказывает крайне негативное влияние на психическоеразвитие детей. В результате у значительной части воспитанников детских домов ишкол-интернатов имеются различные отклонения в развитии, что в дальнейшемобуславливает трудности социально-трудовой адаптации выпускников.
На сегодняшний деньтема социальной депривации недостаточно изучена в психолого-педагогическойлитературе. Распространенное ранее мнение о необратимости последствийдепривации в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно,что следствием социальной депривации практически всегда является более илименее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиеническихнавыков, развитии тонкой моторики, интеллекта, нарушении поведения. Дляликвидации последствий социальной депривации и дезадаптивного поведения, преждевсего, необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий.
Цель исследования:теоретически изучить особенности эмоциональной сферы детей дошкольноговозраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования:социальная депривация.
Предмет исследования:эмоциональная сфера детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме.
Задачи исследования:
1.        Теоретическирассмотреть особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста,воспитывающегося в условиях детского дома.
2.        Теоретическиизучить особенности социальной депривации у детей дошкольного возраста,воспитывающихся в детском доме.
3.        Теоретическивыявить особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста,воспитывающихся в детском доме.

Глава1. Теоретические основы изучения особенностей эмоциональной сферы детейдошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома
 
1.1Особенности развития эмоциональной сферы и ее динамики у детей, воспитывающихсяв детском доме
 
Согласно теоретическимположениям Л.С. Выготского [3], развиваемых затем в работах А.Н. Леонтьева [4],А.В. Запорожца [5], Д.Б. Эльконина [6], Л.И. Божовича [7], М.И. Лисиной [8]развитие ребенка происходит в результате усвоения общественно-исторического(социального) опыта, накопленного предшествующими поколениями и воплощенного впродуктах материальной и духовной культуры людей. Условиями психологическогоразвития служат биологические факторы (врожденные свойства организма, его полноценноесозревание), источником – социальные (общественная среда), а движущей силой –активное взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Дошкольное детствоособый период развития ребенка, который связан с изменением условий егопсихического развития. По мнению многихисследователей, важнейшей характеристикой периода дошкольного детства являетсявозникновение у ребенка, относительно устойчивой иерархической структурымотивов, что превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающееорганизованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями истремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни,проявляющимися в процессе общения со сверстниками (Л.С. Выготский [3], А.Н.Леонтьев [4], В.С.Мухина[9], Е.О. Смирнова [10] и др.). Именно в дошкольном детстве, подчеркивал А.Н.Леонтьев [4],завязываются первые узы, связи и отношения, которые образуют новое, высшееединство деятельности субъекта — единство личности.
В этом возрастеперестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающемумиру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрастевозникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция. Становлениевнутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядомновообразований в психике и сознании дошкольника. Л.С.Выготский [3] полагал,развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельныхпсихических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношениямежду отдельными функциями. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с еготочки зрения, является то, что складывается новая система психических функций.
Основными особенностями развитияребенка в дошкольном возрасте является возникновение фундаментальныхпсихологических образований: внутреннего плана действий, произвольности,воображения, обобщенного внеситуативного отношения к себе. У ребенка возникаетстремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемойдеятельности.
А.Н. Бернштейн [11] утверждал, что«психика формируется в движении». Главным новообразованием во всех сферах жизнии деятельности ребенка является превращение его поведения, оно становится«волевым». Формирование произвольности сопряжено с появлением направленностиребенка на собственное внешнее или внутренние действия, на способ ихорганизации, в результате чего рождается способность управлять собой (А.Н.Леонтьев, Е.О. Смирнова[10]).
В детском возрастезакладываются те основы, та почва, на которой дальше развивается личность. Отэтого фундамента зависят развивающиеся качества ребёнка — лидера или жертвы,самооценка, которая, конечно, может видоизменяться, но его основа постоянна.Если ребёнку говорили каждый день, что он слабый, ничего не может сделать сам,то он, в конце концов, поверит в это и будет жить с этим. В детском возрастезакладывается тот жизненный сценарий, который будет реализовываться в течениевсей жизни.
Дети, воспитывающиеся вдетских домах, лишены общения с детьми из обычных семей, так как они чаще всегоходят в школу, где учатся такие же дети, как они, или это специализированныешколы. В них нет образцов нормальных взаимоотношений между детьми. А даже еслиони и посещают обычную школу, то их общение с нормальными детьми заканчиваетсяза порогом школы. Их привозит и увозит автобус, и они не знакомы даже с такимпростым обстоятельством, как возможность самостоятельно добраться до дома.
Причины разные дляпопадания детей в детский дом, но, несмотря на это, все дети испытывают похожиечувства — это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому итем, кто в нем работает и живёт. И причиной является разрушение уже сложившихсяотношений. Это нарушение ребёнок не может восполнить ничем. Кроме того, припопадании в детский дом происходит ограничение потока информации, к которомупривык человек, прежние отношения разрушились, а новые ещё не сложились, иребёнок оказывается, как бы, не вписанным ни в какие отношения. А это состояниеоткладывается в личном опыте детей как неудача, имеющая последствия для всейжизни. И исходя из данного контекста воспитание в детском доме нельзярассматривать ни как альтернативу семейному, ни как замену. Так как разделениеребёнка с жизненным пространством семьи ведет к напряжению.
Первичной и наиболее важной проблемой впроцессе развития детей-сирот, воспитывающихся в детских домах являетсяпроблема интеллектуального развития воспитанников.Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражатьсяв несформированности или неразвитости познавательных процессов, неустойчивостивнимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного,абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причинынизкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальнойработы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды(педагогическая запущенность).
Психолого-педагогическиеисследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанниковдетских домов свидетельствуют о том, что уровень развития внимания и памятивоспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы.Однако исследования выявляют слабо сформированную картину мира, повышеннуюситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособностирешения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практическиедействия, снижение развития абстрактно-логического мышления, особенно у детейсреднего школьного возраста. Наиболее выражено снижение вербально — логическогомышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляетвнеситуативно — личностная беседа. Как правило, вопросы «Кто вам большенравится?», «Что вы любите?», «Какое у васнастроение?» и т.п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на нихответить.
Эти данныесвидетельствуют о том, что основными причинами снижения интеллектуальногоразвития воспитанников общеобразовательных интернатных учреждений являютсясредовые влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно — наследственныефакторы, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы.Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения свзрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.
Поэтому одной изцентральных проблем является проблема эмоционально-волевого развития воспитанниковдетских домов. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становленияличности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями вэмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия,неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности,недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»),неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроитьнормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденциик сотрудничеству.
Нарушения подобногорода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональнойнапряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышеннойчувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности,снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности,недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивнойактивности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональныхконтактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д.
Подобные нарушенияобъясняются всем предыдущим развитием детей,а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа.Значительная часть детей поступает в детские дома из домов ребенка, где они воспитывалисьдо трех, иногда до четырех лет.
Результатыисследований, проведенных академиком В.С. Мухиной [9], свидетельствуют:воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению,наблюдается общая задержка развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии,не умеют играть, не умеют общаться. Условиявоспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию вповедении. Ребенок,растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваиваетнавыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны,нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его,переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, онне умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этойпотребностью.
Отчужденность,эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыковобщения — вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей вдетских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легковступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однакосовместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми детипредпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять,погладить по голове, прижаться, взять за руку — это своеобразная формаситуативно-личностного общения, в которой средства общения (даже включая речь,хоть и бедную по содержанию и лексико-грамматическому составу) не соответствуютмотивам и потребностям. Деловые контакты с взрослыми возникают поздно иосуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать заигровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать всепредложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активнымиучастниками дети не могут.
Активность всотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе с взрослыми удетей не возникает. Попытка взрослого аргументировать привлекательностьсовместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрациюпоказного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, котороемаскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить вобщении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культурыобщения. Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведенияребенка дошкольного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающимлюдям и самому себе. Специфические условия жизни в учреждении интернатноготипа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажаютего эмоциональную сферу.
Э.А. Минкова [12]перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детскогодома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразиеэмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смененастроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагированияна одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности ивраждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству;основная направленность положительных эмоций — получение все новых и новыхудовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмернаяимпульсивность, аффективная взрывчатость (дети до шести-семи лет не овладеваютповедением, находятся во власти аффекта) и т.д.
Часто у детейдошкольного возраста двигательная расторможенность и повышенная возбудимостьсочетаются с повышенной истощаемостью, социально-волевой неустойчивостью,повышенной утомляемостью, раздражительностью (так называемый церебрастеническийсиндром). Это говорит о том, что причинами эмоциональной незрелости иотклонений в эмоциональном развитии являются не только психическая, социальная,эмоциональная депривации, но и наследственная(наследственная отягощенность нервно-психической паталогией) и врожденная (например, органическоепоражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития) патология.
Для более точногоопределения психолого-педагогическихособенностей развития личности ребенка,воспитывающегося в условиях детского дома нами былииспользованы данные результатов исследований, проведенных М.И. Лисиной, И.В.Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и других [12].
Неполнота эмоциональнойжизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различныепсихические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних этотенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам,чем к людям; у других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальнуюдеятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе,пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональныепривязанности.
 
1.2Психологические особенности социальной депривации детей дошкольного возраста,воспитывающихся в детском доме
В настоящее время островстает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции всовременном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей иживущих в домах-интернатах. Имея глубокие исторические корни, современноеобщественное воспитание детей-сирот в силу различных причин оказалось не всостоянии эффективно решать проблему социальной адаптации сирот.
В специализированныеучреждения обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла,страдающие от психической депривации. Прекращение длительной депривации враннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнемповедении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может бытьзадержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. Вцелом, чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем легче будетпротекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являютсянарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностнымпривязанностям.
Следовательно, наиболеетяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство.Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большейизоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всемнаправлениям психологического развития. Основным приобретенным дефектомоказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развитиявследствие социальной депривации.
Социализация,воспитание, проживание детей-сирот в современной России происходит в условияхгосударственной системы призрения, которая основана на принципах сепарации отобщества. Исторически такая система социализации восходит к педагогическимпроектам эпохи Просвещения, когда считалось, что через систему интернатноговоспитания можно получить породу новых, свободных от пороков людей. Этипедагогические проекты давно показали свою несостоятельность, но принципыорганизации государственной системы призрения в основном не изменились. Еслитакие проблемы российских интернатных учреждений, как госпитализм, социальнаядепривация воспитанников были присущи им изначально, то сегодня к ним следуетдобавить — ведомственную разобщенность (интернатные учреждения для детейразного возраста до сих пор подчиняются разным ведомствам РФ: Министерствуздравоохранения, Министерству образования и Министерству труда и социальнойзащиты населения), усугубленную общим социально-экономическим кризисом встране.
Создаваемая в этихгосударственных сиротских учреждениях социальная среда характеризуетсябедностью и примитивными социальными связями, что в сочетании с социальнойизоляцией приводит к формированию социальной депривации и разного родапсихических отклонений в развитии, затрудняющих полноценную социализацию,обучение, и в последствии социальную адаптацию. Воспитание детей в условияхгосударственных учреждений призрения сопровождается процессами социальной, втом числе материнской, эмоциональной, психической, и т.д. депривации иоказывает тяжелое травматическое воздействие на психическое и физическоездоровье детей, на их способность к успешному социальному взаимодействию.
Дети-сироты, имеющиенегативный травматический опыт, и прежде всего брошенные дети, отличаютсяэмоциональным недоразвитием и нехваткой личностной активности. У детей,переживших в условиях материнской депривации шок «брошенности», отсутствуетбазовое доверие к миру, развивается негативизм, изоляционизм. Травмирующийкомплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.
Для детей-сирот,воспитывающихся в сиротских учреждениях, характерно не только отставание винтеллектуальном развитии, но и разного рода проблемы в психическом развитии.Следует отдельно указать на существование у таких детей проблем с отягощеннойбиологической наследственностью и негативными последствиями влияниясоциально-экономических, в том числе и экологических факторов. Лисиной М.И.[13] были предложены разработки игр для каждой возрастной формы общения,использование которых позволяет выяснить общую активность ребенка, наличие ихарактер его высказываний, общее эмоциональное состояние.
Дети, которые растутвне семьи, согласно исследованиям М.И.Лисиной [13] отличаются от детей,растущих в семье, формами общения. Так, их явный интерес к взрослому,инициативные действия, направленность к нему, обостренная чувствительность кего вниманию и оценкам свидетельствуют о том, что дети испытывают оструюпотребность во внимании и доброжелательности взрослого, характерную дляситуативно-личностной формы общения. Мотивы, побуждающие детей к общению,соответствуют этой потребности и носят личностный характер: ребенка привлекаетсам взрослый, независимо от уровня его компетенции или умения наладитьсовместную деятельность. Дети охотно принимают любые обращения взрослого,однако все контакты с ним сводятся к поиску его внимания и предрасположенности,проявляющейся, по их мнению, в непосредственном физическом контакте с ребенком.
Воспитанники же детскихдомов, согласно исследованиям специалистов, испытывают трудности вмежличностном общении, более того, для воспитанника детского дома сверстникиостаются вне зоны социальных взаимодействий, на них не направлено социальноевосприятие, которое, в свою очередь, оказывается дефицитарным, так как ребенокпреимущественно центрирован на взрослом окружении».
Более того, при анализеобщения со сверстниками следует учитывать высокий уровень межличностнойконкуренции и агрессии между воспитанниками детских домов за вниманиевзрослого. Такая модель межличностной коммуникации, усваиваемая с раннегодетства, препятствует усвоению норм социального общения и усложняет процессыличностного взаимодействия.
На трудности впроцессах межличностного общения воспитанников детских домов оказывает влияниеи обедненная социальная среда, характеризующаяся примитивизмом и однообразиемсоциальных контактов. Мир взрослых чаще всего состоит из двух воспитателей иняни, образ которых весьма далек от реального образа мамы. По существу ребенок,лишенный естественного общения с матерью, живет в обстановке обедненныхсоциальных контактов, в связи с чем у него формируется упрощенный образ семьи,а представления об отношениях между членами семьи на долгие годы остаютсявесьма смутными. Эти обстоятельства усложнены тем, что по наблюдениямН.Д.Соколовой [14], «дети, поступившие в детский дом, в большинстве случаев,находились в депривационной жизненной ситуации, их представления о социальнойнорме общения расплывчаты, неконкретны, зачастую асоциальны».
Так, по некоторымданным, «более половины воспитанников детского дома лишаются семьи в дошкольномвозрасте, при этом, при изъятии ребенка из семьи органами опеки, ребенок неполучает информации об изменениях в его жизни, его не спрашивают о согласии наподобные изменения, а помещают в распределительные структуры, резко обрывая всесуществовавшие до этого социальные контакты».
Итак, человек проходитпервичную социализацию в семью, характер и результаты которой определяются ееобъективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальнымстатусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками, стилем жизнии взаимоотношений членов семьи.
Формальное дисциплинированиедетей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, таит в себеопасность еще одной волны отчуждения во взаимоотношениях с взрослыми. Эти детинуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении.Ребенку нужен друг, способный к пониманию, — тот человек, который поможетправильно ориентироваться в жизни. Попечительская, психологически обоснованнаяпомощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детейправильную позицию по отношению к людям, в умении снять позициюпотребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым идетям, но и к людям вообще.
 
1.3Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития детейдошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома
Для понимания ицеленаправленной комплексной работы с детьми, находящихся в условиях депривациинеобходимо выделить основные факторы, оказывающие негативное влияние на процессразвития эмоциональной сферы ребенка и личности в целом.
Во-первых, основнаячасть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частностинаследственную отягощенность алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией,происходит постоянное увеличение количества сирот, страдающих врожденнойпсихической и неврологической патологией. Именно «отказные» дети чаще имеютврожденные физические и психические аномалии, как следствие зачатия партнерамив состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающихсредств для прерывания беременности. Кроме того, дети, помещенные в детскиедома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь, этоумственная отсталость и шизофрения.
Во-вторых, вреднымявляется уже само вынашивание нежеланной беременности женщинами, бросающиминоворожденных в родильных домах. Вынашивание такой беременности приводит кискажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во времявнутриутробного развития, к нарушению сенсорных, обменных, гуморальных связеймежду ними. У большинства будущих «отказниц» во время беременности отмечаютсяпсихические нарушения: депрессивные состояния, психовегетативные нарушения,обострения психических, соматических хронических заболеваний. Важным патогеннымфактором являются связанные с психическими отклонениями нарушения поведениятаких беременных: гиперактивность, неудачные попытки прервать беременность,злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и пр. Большинство из нихоказываются неготовыми к родам, о чем свидетельствует исключительно высокийуровень недонашиваемости, а также патологии родовой деятельности. Клиническивыраженные мозговые повреждения у новорожденных обнаруживаются сразу послеродов. Они нуждаются в реанимации и интенсивной терапии в связи с тяжестьюсостояния.
Значительная частьслучаев отказов от детей связана не столько с социальными нуждами или сглубокой нравственной деградацией женщины, сколько с временными личностными,социально-психологическими и материальными кризисами. Во многих странах мира, вкоторых практически сведено на нет социальное сиротство как явление, помимопрочего активно функционируют и оказывают действенную помощь женщинам и семьям,оказавшимся в кризисной ситуации разнообразные службысоциально-медико-психологической помощи. К сожалению, приходится констатироватьпрактически полное отсутствие таких служб в нашей стране.
Третьим патогеннымфактором, который проявляется у более старших детей, является комплекс социальных,педагогических и психологических вредностей в бывших родительских семьях. Средиформ неправильного воспитания типичными для социального сиротства являютсябезнадзорность. Большинство семей, где дети лишены попечения родителей,характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень,неудовлетворительное питание, пьянство родителей, аморальный образ жизни,скандалы и драки в семье, а также проживание с тяжело психически больнымиродственниками.
Остро в таких семьяхстоит проблема жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное,эмоциональное насилие). Дети из этих семей лишены родительской любви (дети безлюбви), недоедают, не посещают организованные детские коллективы, подвергаютсяистязаниям, что приводит к уходу из дома. Отсюда — признаки сенсорной исоциальной депривации, отставание в психическом развитии более чем в двухтретях случаев, признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами,нарушениями познавательной деятельности, расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью,склонностью ко лжи, патологическому фантазированию, с выраженныминевротическими реакциями.
Четвертым и, пожалуй,одним из наиболее мощных патогенных и дезадаптирующих факторов для ребенкаявляется сам насильственный отрыв его от родительской семьи и помещение вдетское специализированное учреждение. Главным условием полноценногопсихоэмоционального развития ребенка является родительская семья ссоответствующей природе формирующегося ребенка организацией жизни, с присущимтолько биологической семье уровнем общения с родными, и особенно с матерью.Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационныхпсихических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван отматери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва.
Еще Л.С. Выготский [15]отмечал специфические закономерности аномального развития, связанные снеблагоприятными социальными факторами, указывал на затруднения, возникающие утаких детей во взаимодействии с окружающим миром. Современные исследователи также отмечают, что психосоциальное развитие детей, социализировавшихся внеблагоприятных социальных условиях, перенесших материнскую, сенсорную,эмоциональную, коммуникативную депривацию, происходит с отклонениями и имеетобщую деструктивную направленность. Таким образом, вопросы, рассмотренные вданном теоретическом исследовании связаны с относительной распространенностьюповеденческих расстройств у детей в результате социальной депривации,приводящих к дезадаптации личности и их отрицательной социальной значимости.

Заключение
 
В теоретическомисследовании «Особенности проявления эмоциональной сферы детей дошкольноговозраста, воспитывающихся в условиях детского дома» мы строили свою работу, натом, что если ранняя депривация вызвала нарушения на уровне основной активностипсихических процессов, ребенку следует обеспечить поступление достаточногоколичества стимулов из окружающей среды. На более высоком уровне необходимовключить ребенка в общество и предоставить ему возможность овладеть в немнаправленными ролями. В обществе и при помощи общества ребенок избавляется отпоследствий депривации и создает новые благоприятные отношения к собственномуокружению.
Наиболее тяжелый след впсихологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство. Чем раньшеребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции оннаходится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениямпсихологического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержкаи искажение интеллектуального и личностного развития вследствие социальнойдепривации. Также трудно проследить насколько изменения в поведении детейявляются устойчивыми, т.к. воспитание детей в закрытой среде уже само по себеявляется дестабилизирующим фактором для психики. Общение воспитанников домовребенка имеет специфические особенности. Они связаны с последствиями социальнойи материнской депривации, трудностями перехода из воспитания в семье в домребенка, сложностью усвоения социальных норм межличностного взаимодействия,искаженными, нереальными представлениями о социальной норме общения,клиническими проявлениями задержки в развитии и связанными с ними психическимии соматическими заболеваниями.
Воспитанники детских домовс самого раннего возраста нуждаются в специально организованной психологическойпомощи, обеспечивающей воспитание каждого из них в соответствии с еговозрастными и индивидуальными особенностями.
Сегодня все это можетбыть осуществлено при условии постоянной работы профессионального психолога,который совместно с воспитателями и учителями изучал бы воспитанников,разрабатывал и осуществлял такие развивающие, психопрофилактические ипсихокоррекционные программы, которые компенсировали бы неблагополучный опыт иобстоятельства жизни этих детей и способствовали прогрессивному формированию ихличности. Также целесообразно продолжить оказание психологической помощималеньким детям, если они усыновляются или отдаются на попечение в другиесемьи, ведь именно в семье раскрывается личностный потенциал ребенка. Практикапоказала, что семьи, взявшие на воспитание не родных детей, часто сталкиваютсяс проблемами, истоки которых коренятся в эмоциональных травмах, полученных враннем детстве. Чаще всего усыновители оказываются неготовыми к ним и допускаютпедагогические просчеты.
Возникает необходимостьв разработке и внедрении комплексной психологической программы помощиусыновленным маленьким детям и семьям, взявших их на воспитание.
К сожалению, методы испособы работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируютнеблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллектуальном,эмоционально-волевом и личностном развитии. А эти нарушения приводят к тому,что к большинству жизненных ситуаций воспитанники закрытых детских учрежденийоказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушенийсказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам подобныхучреждений трудно адаптироваться.
Социальный уровеньявляется важной основой развития ребенка. Ребенок из семьи, особенноблагополучной, признает свою идентичность, принадлежность своей семье, роду. Наоснове подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения,способность выполнять положительные социальные роли. Ребенок воспитывающийся вдепривационных условиях с трудом осваивает свою идентичность. Он не имеетположительной модели выстраивания отношения в семье, коллективе, хотя его жизньпроходит в группе воспитанников сиротского учреждения. Не реализованнаяпотребность в любви и признании, как полагают некоторые исследователиспособствуют закреплению девиантных форм поведения как способа самоутвержденияи самореализации.
В современных условияхзабота о правах и интересах детей сирот и детей оставшихся без попеченияродителей, становится одним из приоритетных направлений деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления в области социальной политики.Каждый ребенок, лишенный родительского попечения, должен рассматриваться кактерпящий бедствие, и для его спасения необходимо помещать несовершеннолетнего взамещающую семью, всеми доступными, законными способами, признавая тот факт,что ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти ватмосфере заботы, любви и понимании. В этих условиях особенно острой становитсяпроблема поиска более широких возможностей семейного устройства детей, лишенныхродительского попечения, расширения круга замещающих семей, готовых взять навоспитание чужих детей. В российской практике сложились несколько формсемейного устройства сирот и детей, лишенных родительского попечения:усыновление, опека (попечительство), приемная семья.
Cемьядля ребенка — важнейший социальный мир, выбрать который или изменить он неможет. В семье происходит первичная социализация и воспитание ребенка, в ходекоторых отмечается эмоционально-личностное развитие ребенка, которое напрямуюзависит от социальных условий среды социализации (семьи).
 

 
Списоклитературы
 
1.        Я.А.КоменскийМатеринская школа, «Учпедгиз», Москва, 1947г.
2.        ЛангмейерЙ, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте, Прага 1984г.
3.        ВыготскийЛ.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.
4.        Леонтьев А.Н. Проблемыразвития психики. М., Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959.
5.        ЗапорожецА.В. Избранные психологические труды. Изд-во: М., Директ-Медиа, 2008г.
6.        Д.Б.ЭльконинДетская психология. М., 1960.
7.        БожовичЛ. И. “О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии”,Москва, 1975 г.
8.        ЛисинаМ.И. Формирование личности ребенка в общении. Изд-во Питер, 2009г.
9.        МухинаВ.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Изд-во: Академия, 2009г.
10.     СмирноваЕ.О. Родители и дети: Психология взаимоотношений. 2003г.
11.     Н.А.БернштейнН.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990г.
12.     ЛисинаМ.И., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. и др. «Психическоеразвитие воспитанников детского дома»,
13.     Лисина М.И. Потребность в общении//Лисина М.И. Проблемы онтогенезаобщения.- М.: Педагогика, 1986
14.     ГаврилушкинаО.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн.для воспитателя. — М.: Просвещение, 1985.
15.     ВыготскийЛ.С.Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005
16.     ЭриксонЭ. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.:Летний сад, 2000г.
17.     Семейноевоспитание. Словарь, М., 1972г.
18.     РаттерМ.Помощь трудным детям; Изд-во: М.:Прогресс, 1987 г.;
19.     Д.Б.ЭльконинИгра и психическое развитие ребенка-дошкольника // Труды Всероссийскойконференции по дошкольному воспитанию. М., 1949.
20.     ЭльконинД.Б. Введение в психологию развития. M., 1995г.
21.     ПрихожанА.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.//2007г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальная работа с пожилыми
Реферат Classification On Men Essay Research Paper Classification
Реферат Особенности мировой культуры
Реферат Социализации личности подростков с девиантным поведением по средствам социально-культурной деятельности
Реферат Социальная помощь личности
Реферат Расчёт электрических сетей железных дорог
Реферат ТЗ сайт страховой компании
Реферат Учет материально-производственных запасов 12
Реферат Техническое обслуживание и эксплуатация автоматических воздушных выключателей
Реферат Женщины в политике
Реферат Телевидение, как предприятие, оказывающее услуги населению
Реферат Философские искания Толстого: "мысль народная"
Реферат Источники конституционного права зарубежных стран
Реферат Мифы как особая форма миропонимания мифы Древней Греции
Реферат Экспозиционно-выставочная деятельность музея Морского Флота