Реферат по предмету "Макроэкономика"


Рынок: его структура иинфраструктура

Федеральное агенство железнодорожного транспорта Сибирский государственный университет путей сообщения Кафедра Экономической теории и антикризисного управления Реферат По дисциплине Экономическая теория На тему Рынок его структура и инфраструктура Выполнил ст.гр.


УП-113 Карлсон А.В. Проверил ст.пр. Юркова Г.П. Новосибирск 2006 г. Содержание Стр. Введение 1.Структура рынка 2.Совершенная конкуренция 2.1Условия существования совершенной конкуренции 2.2Поведение покупателя и продавца в условиях совершенной конкуренции. 2.3Конкурентная борьба фирм 2.4Преимущества и недостатки совершенной конкуренции 3.Монополистическая конкуренция 3.1Диффернциация продукции 4.Монополия 4.1Основные признаки монополии 4.2Монополистические


союзы 4.3Естественные и искусственные монополии 5.Олигополия 5.1Важнейшие характеристики олигополии 6.Инфраструктура рынка 6.1Сущность и функции инфраструктуры рынка 6.2Элементы инфраструктуры рынка 23 Заключение 27 Список литературы 28 Введение Целью данного реферата является рассмотрение типологии рыночной структуры и инфраструктуры. В реферате рассматривается понятие рынка, его структура совершенная конкуренцияусловия ее существования, поведение покупателя и продавца в ее условиях, ее приемущества и недостатки, монополистическая


конкуренциядифференциация продукции, монополияосновные ее признаки монополистические союзы, естественные и искусственные монополии, олигополияважнейшие ее характеристики и инфраструктураее сущность, функции и элементы. Рынок - это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой.


Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается.


Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо. Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств.


Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда земля, дикорастущий лес. В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена обращения, в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей,


производства и потребления. Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров посвободноскладывающимся ценам. Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем. Классификация рынков 1 По объектам приложения различают рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок,


рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы. 2 В пространственном отношении различают локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки. 3 По механизму функционирования различают свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки. 4 По уровню насыщенности различают равновесный по объему и структуре, дефицитный и избыточный.


Добрынин И.А Тарасевич А.С. Экономическая теория. С-П. Питер-поблишенг. 1997г. с.1.СТРУКТУРА РЫНКА Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики


России на рыночные условия хозяйствования. Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются а тесная связь между ее элементами б определенная устойчивость этих связей в целостность, совокупность данных элементов. Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев,


образует систему рынков. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка Первый по объектам рынок товаров и услуг потребительский рынок рынок факторов производства финансовый рынок рынок научно-технических разработок, патентов рынок информации рынок средств обращения рынок отдельных товаров или товарных групп мяса, одежды, обуви рынок лицензий и др. Рынок товаров и услуг потребительский рынок. Исторически первоначально возник именно он.


Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства.


Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными. Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи по договоренности рынка жилья, охватывающего


все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда зачастую обеспеченные люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость. Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая ста в средства производства капитал. Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка рынок земли, рынок труда, рывок капиталов. На рынке земли огромную роль играет географический фактор и ограниченность самих земель,


как никакого другого ресурса. В силу этого в каждой стране, в зависимости от ее нахождения на планете, территории и других факторов рынок земли носит сугубо специфический характер. Он глубоко национален, исторически традиционен. Дело в том, что под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные, очень существенные товары и услуги, которые она дает урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т. д. Рынок рабочей силы организуется в форме биржи труда, где непосредственно


формируется сложная инфраструктура, позволяющая сводить вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. Биржа труда представляет собой целый научно-исследовательский комплекс, занимающийся регистрацией безработных и свободных рабочих мест на предприятиях. Имея полную информацию по этим аспектам, 6иржа направляет на предприятия соответствующую им по профилю и квалификации рабочую силу, занимается е переподготовкой переквалификацией.


Бирка держит тесную связь с профсоюзами и предпринимателями и получает от них мощную поддержку. Хотя биржа труда в какой-то степени и ограничивает свободу товаропроизводителей нанимать рабочую силу по своему усмотрению, но она же и освобождает их от огромных издержек на содержание большого аппарата по найму, подготовке и переподготовке рабочей силы. Уже поэтому предприниматели материально поддерживают биржу труда, до 90 процентов рабочей силы нанимается


исключительно по ее направлениям. С другой стороны, биржа труда опирается на мощную поддержку государства, так как, во-первых, она не может быть прибыльной организацией, во-вторых, она и не ставит себе такую цель, выполняя работу огромной социальной значимости. Именно биржа труда определяет статус безработного, выдаст пособия и занимается другими формами социального вспомоществования. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий,


сооружений, станков, оборудования. Он отличается двумя особенностями. Первая заключается в том, что спрос на капитальные средства покупатели всегда ввязывают с той прибылью, которую им могли бы принести ценные бумаги. Покупатель всегда решает вопрос, что ему выгоднее вложить деньги в средства производства и получить определенную норму предпринимательской прибыли или купить ценные бумаги и получать потом доход в форме определенного процента.


Следовательно, движение процента финансовый рынок и спрос на средства производства достаточно тесно связаны. Если норма ссудного процента падает, то спрос на средства производства растет, растет соответственно и цена на них. Взаимосвязь этих двух видов рынка проявляется и в том, что спрос на средства производства и их цена определяют размеры инвестиций в производство, но сами инвестиции непосредственно извлекаются из рынка финансов, где формируется норма ставка процента.


В силу этой особенности рынок средств производства отличается среди всех остальных его видов наибольшей нестабильностью и непредсказуемостью. Другой особенностью рынка средств производства является его высокая неоднородность и исключительное разнообразие товаров. На рынке товаров и услуг разнообразие еще больше, но здесь каждый товар или группа товаров имеет свой рынок, что отсекает его от остальной массы, позволяя учитывать все его специфические особенности.


Рынок же средств производства такими возможностями не располагает. Важной частью рывка средств производства является рынок подержанного оборудования. Сам по себе этот рынок ничем примечательным не отличается от рынка средств производства, но функционально он чрезвычайно важен, так как именно в этом секторе определяется степень износа оборудования, а следовательно, норма амортизации. Последняя же в свою очередь определяет сроки обновления средств производства и,


таким образом, имеет прямое отношение к регулированию всего рынка средств производства. Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения. Финансовый рынок - это, рынок, где покупаются и продаются финансовые средства деньги, облигации, акции, векселя в другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курс валют и ценных бумаг.


Хотя мы и рассматриваем финансовый рынок третьим по счету, в настоящее время он является важнейшим после рынков товаров, более того, в современной рыночной инфраструктуре становится определяющей формой рынка. Дело в том, что не существует вида хозяйственной деятельности, который бы не взвешивался на финансовых весах, не был бы опосредован финансами и не проходил бы через финансовый рынок. В то же время он является наиболее чутким барометром рыночного благополучия.


Реагирует на любые изменения в производстве товаров и услуг, включая и изменения на рынке средств производства. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности, вложения капитала в какую бы то ни было отрасль производства. Суть ссудного процента с этой точки зрения заключается в том, что он указывает минимальный уровень отдачи, эффективности капитальных вложений. Он как бы является пробным камнем или точкой определения


прибыльности бизнеса. Если ожидаемая прибыль от капитальных вложений будет ниже ссудного процента, то предпочтительней деньги вложить в банк вот о чем говорит ссудный процент. С другой стороны, финансовый рынок является и самым совершенным рынком. Прежде всего потому, что обеспечивает практически единую ставку ссудного процента не только в каждой отдельной стране, но и на международном уровне. Кроме того, он отличается многочисленностью субъектов,


действующих на нм. По существу, это все субъекты экономических отношений. В то же время объекты купли-продажи здесь характеризуются однородностью товаров деньги, акции, облигации и тому подобное, что облегчает функционирование самого рынка, увеличивает его предсказуемость. На финансовом рынке существуют развитая информационная структура и сеть, банков, широкий рынок заемных средств, в тем самым обеспечивается главное условие существования конкурентного рынка в целом свободный


вход в него и свободный выход из него. Очевидно, что финансовый рынок является ключевым элементом в рыночной системе. Без развитого финансового рынка рыночная система вообще не может считаться полноценной. В этом нетрудно убедиться, проанализировав состояние, российского финансового рынка и в целом рыночной системы России. Они практически находятся в зачаточном состоянии, особенно финансовый рынок. Даже нет единой банковской системы на тврдой законодательной основе, естественно, нет и единого ссудного


процента в масштабах страны. Тем не менее, финансовый рынок, даже в этом состоянии, является орудием совершенствования рыночной системы, своеобразным двигателем экономики страны к этой системе. Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению


научно-технического прогресса. Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной


продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ. Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике


получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр. и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. Второй критерий по субъектам рынок покупателей рынок продавцов рынок государственных учреждений,


рынок промежуточных продавцов посредников. На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков. Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное


внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы с колес, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торговля работает по принципу Бери, что дают Таков был наш рынок. Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые


им для выполнения своих основных функций по отправлению власти. Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Третий критерий по географическому положению местный локальный рынок региональный рынок национальный рынок мировой рынок. Мировой рынок - это не только совокупность национальных рынков различных государств,


экономические связи между которыми определены международной торговлей в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д но и их качественно новый уровень. Это можно отразить в виде схемы. Мировой рынок Внутренний рынок Совокупность внутренних рынков Четвертый критерий по уровню насыщения равновесный рынок дефицитный рынок избыточный рынок. Пятый критерий по степени зрелости неразвитый рынок развитый рынок формирующийся рынок.


Шестой критерий по степени ограниченности конкуренции свободный рынок монополистический рынок олигополистический рынок смешанный рынок. Седьмой критерий по соответствию действующему законодательству легальный рынок нелегальный черный и серый рынок. Восьмой критерий по отраслям автомобильный рынок компьютерный рынок и т.д. Девятый критерий по характеру продаж оптовый рынок розничный рынок. Десятый критерий с учетом ассортимента товаров замкнутый рынок, на котором представлены товары только


первого производителя насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой. В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.


Борисов А.С. Экономическая теория. М. Юрайт. 1999г. с.130-134 2.Совершенная конкуренция. Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конкуренции, так как знание ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для выявлении взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значение не в силу ее большой роли в экономической жизни общества ее роль незначительна, а в силу раскрытия


методологии познания других структур рынка. Итак, рассмотрим модель чистой конкуренции. Конкуренция-это процесс взаимоотношений, это обеспечение свободного, полного сопоставления возможностей хозяйственных субъектов в формировании своих предложений и спроса на товары и услуги на средства производства и капиталы, это основополагающий принцип рыночной экономики. Пыркин Б.В. Микроэкономика в таблицах и графиках.


М. ЮНИТИ. 1998г. с.218 2.1 Условия существования совершенной конкуренции. Условия существования совершенной конкуренции Пыркин Б.В. Микроэкономика в таблицах и графиках. М. ЮНИТИ. 1998г. с.219 1.Рынок состоит и многих конкурентных продавцов, каждый из которых продат стандартизированную продукцию многим покупателям. 2.Каждая фирма имеет очень большую долю общего выпуска, продаваемого на


рынке, менее 1 общих продаж за любой данный период времени. 3.Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу е рыночной доле продаж. Фирмы, таким образом, не интересуются производственными решениями своих конкурентов. 4.Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов 5.Вход на рынок


и выход с него для продавцов стандартизированных товаров свободный. 2.2 Поведение покупателя и продавца в условиях совершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции проявляется в случае, когда имеется большое число товаропроизводителей и потребителей, изготовляющих и покупающих аналогичный специализированный товар например, рынок телевизоров, радиоприемников и т. п Покупатель и продавец находятся в равных экономических условиях не могут оказывать


решающего воздействия на изменение свободных цен и осуществлять контроль над ними. Задоя А.А Петруня Ю.Е. Основы экономики Учебное пособие.К. ДИС.1998г. с.153 Поведение покупателя и продавца определяются двумя законами закон спроса - при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше - при повышении закон предложения - если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации


больше товаров при повышении цен и меньше - при понижении. В качестве примера выразим спрос через количество предлагаемых для реализации товаров и через их цены, тогда получим кривую спроса, которая отражает строго определенную зависимость чем ниже цена, тем выше спрос. Рыночный спрос представляет собой совокупный спрос всех покупателей данного товара по данной цене.От сюда следует, что при свободной конкуренции рыночный механизм с помощью колебаний цен и изменения


количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложением, рынок становится равновесным. Добрынин А.И Тарасевич А.С. Экономическая теория. С-П. Питер - публишенг. 1997г. с. 108-109 2.3 Конкурентная борьба фирм. На рынке существует непрерывная борьба фирм. Все они стремятся продать свои товары подороже. Однако когда соперничество между ними обостряется, то побеждает тот, кто сбывает товары подешевле,


чтобы стимулировать спрос. Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на эту борьбу. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это движение ведет к равенству противоборствующих сторон. Это конкурентная борьба имеет свои правила. Первое правило фирмы должны учитывать уровень равновесной цены как норматив рационального хозяйствования. При нарушении такого норматива фирма, установившая,


допустим, очень высокую цену на свою продукцию ради получения больше величины прибыли, неизбежно сталкивается с затовариванием своих продуктов, не находящих сбыта. Тогда она вынуждена через какой-то промежуток времени снижать цены или даже прибегать к распродаже изделий по ценам, наиболее приемлемым для покупателей. Второе правило чтобы, как говориться, обхитрить равновесную цену, фирма продает свои изделия по общей


для всех равновесной цене, но при этом старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене Борисов А.С. Экономическая теория. М. Юрайт. 1999г. с. 142 Например, многие предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда


и производства, способы экономного использования ресурсов. Третье правило если обнаружится, что индивидуальная цена фирмы на реализуемые товары выше равновесной цены из-за больших затрат на единицу продукции, то следует принимать энергичные меры по спасению предприятия. К таким мерам относится модернизация обновление техники и технологии, реконструкция производства его перестройка по-новому. Если для этих преобразований нет необходимых средств, то придется закрывать предприятие.


Четвертое правило при обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг- продажа продуктов по чрезвычайно низким ценам. Борисов А.С. Экономическая теория. М. Юрайт. 1999г. с. 142 2.4 Преимущества и недостатки конкуренции. Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки. Преимущества способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых


для общества товаров вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработки более современных методов организации и управление производством обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение


качества товаров и услуг. Недостатки не способствуют сохранению не воспроизводимых ресурсов леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов отрицательно сказывается на защите окружающей среды не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования дамбы, дороги, общественный транспорт не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства не гарантирует право на труд, на доход, на отдых не содержит механизмов, препятствующих


возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных. 3. Монополистическая конкуренция. Приступая к рассмотрению монополистической конкуренции, нужно начать с того, что она является своего рода золотой серединой между ними. Можно сказать, что монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. Для монополистической конкуренции характерно значительное число товаропроизводителей, которое


превышает как минимум 25 субъектов. Хотя четких границ здесь нет. Рынок монополистической конкуренции - это такой тип конкуренции, когда на рынке вся номенклатура продукции изготавливается большим числом товаропроизводителей, т.е. представлены похожими, но не схожими изделиями, товарами, отличающимися типом, маркой, качеством и другими потребительскими характеристиками. Экономическая теорияполитэкономия учебное пособиепод редакцией


В.И. Видяпина, Г.П.Журавлевой М. ИНФРА-М. 1999г. с. 151 3.1 Дифференциация продукции. По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции. Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Дифференциация продукции дает каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так


как каждый конкурент может слегка повышать цену, не теряя при этом всех своих традиционных покупателей. Гальперин В.М Игнатьев С.М Моргунов В.И. Микроэкономика Т-2.М. Экономическая школа. 1998г. с. 203 Например, все фирмы выпускают верхнюю одежду. Казалось бы, товар один - мужские пальто, но каждая фирма выпускает свой товар, отличный от других фирм фасоном, составом и цветом ткани, отделкой, применяемой фурнитурой и т.п.


Происходит дифференциация товара, которая покрывает фирмам возможность манипулировать ценами, повышать или понижать их. В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, бензоколонку или аптеку в большинстве крупных городов не составляет труда. Но поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистически конкурентных отраслях не рассчитывают


на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.Любимов Л.Л Раннева Н.А. Основы экономическиж знаний. М. Вита-пресс. 1997г. с. 167 Рынок несовершенной конкуренции принимает форму монополистической конкуренции, если на рынке имеется достаточно места для большого числа предприятий, хотя, конечно, и меньшего, чем на теоретическом рынке совершенной конкуренции. 4.Монополия.


Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и практическое значение. Для России, в промышленности которой более 30 наименования выпускаемой продукции производится одним предприятием, проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий-монополистов, имеет первостепенную важность.


Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна, прежде всего, в нашем отечестве. Дело в том , что в странах со сложившейся рыночной экономикой США, Германия, Япония и многие другие, где доля предприятий-монополистов промышленности невелика и где решение вопроса деятельности монополий имеет свою историю, постоянно выпускается единственным предприятием-монополистом. В связи с этим при анализе отраслевой структуры отмечается крайняя монополизация как фактор,


влияющий на понижение конкурентоспособности российской экономики. Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой идет процесс поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на повышение эффективности деятельности, как самих предприятий-монополистов, так и экономики в целом. В России по данным Института Экономики РАН на сегодняшний день примерно l 3 промышленной продукции


конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и выше процентов валового национального продукта. Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять более распространенные рыночные структуры монополистическую конкуренцию и олигополию, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии. 4.1 Основные признаки монополии. Монополия - тип рынка, когда организация представлена на рынке товаров


единственным производителем при отсутствии конкурентов и наличии различных льгот и привилегий со стороны государства. Валовой Д.В. Политэкономия. М. Интел-Синтез.1999г. с.210 Основными признаками монополии в экономике являются Гальперин В.М Игнатьев С. М Моргунов В.И. Микроэкономика. Т-2. М. Экономическая школа. 1998г. с. 212-213 высокая концентрация и централизация капитала в руках


одной или нескольких корпораций в какой-либо отрасли или выпуска какой-то продукции господствующее положение корпорации или ряда корпораций на рынке каких-либо товаров установление монопольно высоких цен на свои товары или монопольно заниженных цен при покупке сырья. Рассмотрим разницу между монополией и монопсонией. Монополия- это рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей, а монопсония- рынок с


множеством продавцов и лишь одним покупателем. Монополия в чистом виде явление редкое, но на многих рынка друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счт установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Чистая монопсония - тоже редкое явление. Но на многих рынках действуют лишь несколько покупателей, которые могут приобрести товар за меньшую


цену, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции. Такие покупатели обладают монопсонической властью. Обычно это происходит на рынках факторов производства.Валовой Д.В. Политэкономия. М. Интел-Синтез.1999г. с.211 4.2 Монополистические союзы. Существуют различные монополистические союзы 1.Картелем - называется организация,


сформированная независимыми фирмами для того, чтобы получить преимущества монополиста Картели координируют действия своих членов, ограничивая производство, поднимая цены и, таким образом, получая прибыль, близкую к монопольной. Любимов Л.Л. Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М. Вита-пресс. 1997г. с.171 2.Синдикат - более высокая степень монополизации.


Входящие в него предприятия, сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, объединяют свою коммерческую деятельность, создавая для этого совместные конторы по сбыту продукции. 3.Трест - это гигантское промышленное, промышленно-коммерческое, а иногда и промышленно-научное объединение, которое задавало тон развитие вообще в этой сфере экономики, в которой он действовал. В нем полностью объединяется не только сбыт товаров, но и их производство.


Входящие в трест предприятия находятся под единым управлением. 4.Конгломерат - это форма монополистических союзов не получила широкого распространения. Они объединяли чаще поглощали большое число фирм самых различных отраслей и сфер экономики - от металлургических и текстильных предприятий до прачечных и туристических агентств. Концентрация солидных капиталов позволяла иметь дополнительную прибыль за счет игры на курсах акций.


Кроме того, неблагоприятную, а порой и кризисную ситуацию в каких-либо отраслях конгломераты нивелировали за счет предприятий других отраслей, а затем наверстывали упущенную выгоду. 5. Концерн - крупные межотраслевые союзы, объединяли сотни предприятий разных отраслей, расположенных в разных странах. Диверсификация укрепляет производственные позиции концернов и значительно повышает их степень контроля над рынком, позволяет перераспределять и более эффективно использовать производственные


мощности, научно-технический потенциал, рабочую силу, затраты на рекламу и пропаганду своей деятельности. 6.Финансово-промышленная группа - надфирменное образование совокупности хозяйствующих субъектов с правами юридических лиц. В их составе присутствует финансовая структура. Рассматривая их в качестве объекта управления следует выделить три уровня корпоративный, мезоуровень область воздействия органов регионального управления и макроуровень сфера государственного управления.


Валовой Д.В. Политэкономия. М. Интел Синтез. 1999г. с. 213-214 4.3 Естественные и искусственные монополии. Монополии можно разделить на два вида естественные и искусственные. В первом относятся такие, которые предполагают необходимость единого производственного и технологического процесса. Его дробление исключается. Это энергетика, водопроводы, железные дороги, газоснабжение, средства


внутригосударственной и международной связи. К искусственным монополиям относятся вышеназванные объединения во многих сферах экономики с целью получения максимальной прибыли. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба производства позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос без того, чтобы отдача от масштаба стала снижаться.Таково традиционное определение естественной монополии.


Ее современное определение шире, оно охватывает как одно-продуктовую, так и много продуктовую монополию. В основе его лежит понятие субаддитивности затрат, означающее, что производство различных продуктов вместе дешевле их производства порознь. Отрасль называют естественной монополией, если на всем интервале выпуска функция затрат субаддитивна, даже если при этом отсутствует экономия от масштаба. Гальперин В.М. Игнатьев С.М. Моргунов В.И. Микроэкономика.


Т-2. М. Экономическая школа. 1998г. с.129 Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры зиждутся на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, оно привело бы к росту затрат. 5. Олигополия. Наряду с монополистической конкуренцией, существенное


место среди рыночных структур в современной экономике занимает олигополия или структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца-это дуаполия или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия, то верхней предел условно ограничиваем 24 хозяйственными субъектами, так как с числа 25 условно начинается отсчет


структур монополистической конкуренции. Олигополия - господство нескольких крупных фирм на рынке. Олигополия первого вида - несколько крупных фирм, производящих почти идентичные товары. Олигополия второго вида - несколько крупных фирм, производящих дифференцированные товары. Рынок несовершенной конкуренции принимает форму олигополии, когда рынок может предоставить место лишь нескольким предприятиям. Райхлин Э. Основы экономической теории.


М. Наука 1995г. с.265 5.1Важнейшие характеристики олигополии. Важнейшие характеристики олигополии Любимов Л.Л. Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М. Вита-пресс. 1997г. с.176 Экономия от масштабов производства технико-экономические характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень издержек на единицу продукции может быть достигнут фирмой при очень высоком объеме


производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что способен удовлетворить значительную часть существующего рыночного спроса на данную продукцию. Таким образом, при цене, покрывающей лишь минимум возможных издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь имеющийся спрос. Взаимозависимость фирм на рынке фирма-олигополист, так же как и монополист, может свободно устанавливать цены на свою продукцию.


Но, в отличие от монополиста, она старается этого не делать, поскольку последствия ее решения могут быть самыми разными в зависимости от реакции других фирм - участников рынка. Жесткость цен неценовая конкуренция эта неопределенность кривой спроса приводит к принципиально новому виду конкуренции в условиях олигополии. Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренции и ее крайней формы - войны цен.


На смену ценовой приходит неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка. В условиях олигополии борьба за долю на рынке - ядро конкурентной борьбы. Слияния и поглощения одним из важнейших способов увеличить свою долю рынка являются слияния и поглощения. Они способны значительно поднять рыночную конкуренцию в отрасли. Стремление к сговору сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объема производства является


фактором увеличения контроля над рынком. Эта стратегия обычно является выгодной для всех участников сговора. Однако достижение соглашения - весьма трудная задача. Существует ряд условий, которые облегчают прямой сговор высокие барьеры для входа новых фирм на рынок небольшое количество фирм на рынке высокая степень однородности продукции растущий спрос на отраслевую продукцию особенности законодательства. Одним из видов неявного сговора, позволяющим координировать


действия фирм, является практика ценового лидерства, когда крупная компания первой меняет цену, а все остальные следуют за ней. Барьеры для вхождения новых фирм на рынок высокие барьеры для новых фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранении олигополии. Они принимают разную форму экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей


товара, капиталовооруженности и т.д. Все эти барьеры затрудняют вступление новых производителей на рынок и поддерживают высокий уровень рыночной концентрации. 6. Инфраструктура рынка. В любой системе есть передаточные звенья. Без них невозможно ее существование. В экономической системе имеются свои связующие звенья, которые в целом можно назвать экономической инфраструктурой.


Эта инфраструктура выступает связующим элементом во взаимоотношениях между основными субъектами экономических отношений производителями экономических ресурсов, конечных товаров и их непосредственными потребителями. Рыночная инфраструктура может быть правильно понята и классифицирована только на основе макроэкономического подхода. В соответствии с ним инфраструктура в рыночной экономической системе не обслуживает, а обеспечивает нормальное функционирование всей экономики. Характеризуя рыночную инфраструктуру, следует исходить из


того, что на развитие экономики влияют не только объективные, но и субъективные факторы, при этом роль последних в современных условиях возрастает. Поэтому нельзя себе представить инфраструктуру рыночного типа состоящей только из овеществленных и неодушевленных элементов. Чтобы подойти к определению именно рыночной инфраструктуры, необходимо исходить из понятия инфраструктуры как таковой. Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов


и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил начало ХХ века. Любая сложная система как природная, так и социальная определенным образом структурирована и включает в себя ряд подсистем. Как система в целом, так, и ее отдельные подсистемы выполняют некую совокупность субординированных функций. Функции вообще это способ отправления сущности системы или ее отдельных подсистем. Существует целевая функция всей системы, выражающая общую направленность ее развития,


и другие важные функции, характеризующие ее существование и развитие как единого целого. В то же время отдельные подсистемы данной системы выполняют свои специфические функции, в зависимости от иерархии их взаимодействия с системой в целом и между собой. Система характеризуется наличием своих объектов, субъектов и их взаимодействия, которое обеспечивает воспроизводство и развитие системы. С этой точки зрения инфраструктура в любой социально-экономической


системе это, прежде всего, совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов данной системы. Из этого определения вытекает, что инфраструктура, как некая подсистема в другой системе, призвана, во-первых, обеспечить функционирование взаимосвязей между элементами самой системы, к которой относятся ее объекты и субъекты. Именно в этом состоит ее основная функция, которая, очевидно, имеет пассивный характер.


Но ограничиться признанием этого обстоятельства нельзя. Помимо обеспечивающей функции инфраструктура одновременно выполняет регулирующую функцию, определенным образом упорядочивая взаимодействие элементов самой системы. Эта функция является активной. Гриценко А Соболев В. Рыночная инфраструктура сущность,функции,строение.


Экономика 4 1998г. с. 10 Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил начало ХХ века. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. В нашей экономической литературе эта проблема активно рассматривалась в 70-е годы.


Инфраструктура это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального


режима его функционирования Экономическая теория политэкономия Учебное пособие под общей редакцией В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М. ИНФРА- М.1999г. с. 321 . В целом, рыночная инфраструктура с точки зрения своего происхождения, или природы, есть не что иное, как институционализированная трансакция. Такой подход вытекает из товарно-денежной природы рыночной экономики, представляющей собой потоки товаров,


ресурсов и денежных средств, непрерывно двигающиеся через посредство столь же непрерывно совершаемых сделок трансакций. В свою очередь, трансакции заключаются и исполняются при посредстве целой системы институтов, вплетенных в ткань экономической системы и представляющих ее инфраструктуру. Развитой рыночной экономике свойственна и соответствующая сеть институтов. Конечно, в принципе, трансакции могут совершаться и без использования институтов.


Такое возможно только на начальных перехода к рынку, когда соответствующий институт еще не сложился. Но рано или поздно трансакции постепенно организуются и закрепляются в соответствующих институтах. Поэтому рыночная инфраструктура и выступает институционализированной формой трансакций. Следует отметить, что рыночная инфраструктура существует на нескольких уровнях. Так, имеет смысл разграничивать глобальный и локальный уровни инфраструктуры рынка.


Глобальная инфраструктура реально существует как бы в двух измерениях мировом и национальном и включает в себя ряд локальных рыночных инфраструктур. Это относится к обоим измерениям. Если рассматривать мировой уровень, то здесь в состав глобальной рыночной инфраструктуры входят в качестве элементов как все локальные национальные рыночные инфраструктуры отдельных стран, относительно обособленные и находящиеся под юрисдикцией соответствующей страны, так и общемировые элементы, функционирование которых


регламентировано международными договорами и соглашениями например, сеть Internet, Международный банк реконструкции и развития и т. п Если же для анализа берется национальный уровень, то очевидно, что национальная рыночная инфраструктура, являясь локальной по отношению к мировой, одновременно выступает глобальной в рамках соответствующей страны. Итак, рыночная инфраструктура это совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное многоуровневое


функционирование хозяйственных взаимосвязей, взаимодействие субъектов рыночной экономики и регулирующих движение товарно-денежных потоков Гриценко А Соболев В. Рыночная инфраструктура сущность, функции, строение. Экономика .4 1998г. с. 12.В данном определении речь идет о многоуровневом функционировании рыночной инфраструктуры, то есть о макро- и микроуровнях. Это позволяет увидеть не только различия традиционного


и современного подходов в трактовке инфраструктуры, но и их преемственность. Инфраструктуру рыночных отношений формируют многочисленные институты, среди которых выделяются брокерские фирмы, различные биржи, инвестиционные компании, банки, лизинговые компании, центры занятости, страховые организации и другие. 6.1 Сущность и функции инфраструктуры рынка. Сущность инфраструктуры рынка. Экономика предполагает создание товаров и их доведение до потребителей.


Последнее требует организации сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров Задоя А.А Петруня Ю.Е. Основы экономики Учебное пособие. К. ДИС.1998г.с. 182 . Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей основное предназначение институтов инфраструктуры.


Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно сначала очерчивается содержание данного понятия, затем оценивается ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем выкристаллизовывается понимание инфраструктуры выбранной модели рынка как формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику. Это понятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупность учреждений,


организаций, государственных и коммерческих предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков, взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, ибо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса. Функции инфраструктуры рынка.


Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа или рыночной инфраструктуры в широком смысле, обусловленные природой рыночной экономики ГриценкоА СоболевВ. Рыночная инфраструктура сущность, функции, строение.


Экономика 4, 1998г. с. 13-14 а обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики. б регулирование движения товарно-денежных потоков. В качестве субъектов рыночной экономики мы рассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным критериям.


Каждая из выделенных функций характеризуется определенными чертами или свойствами. Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций прежде


всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности, непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее развития. Регулирующая функция как бы вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства иные,


прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определенных обстоятельствах способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестве данная функция является активной, что


особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта. Обе функции неразрывно связаны и не могут реализоваться одна без другой. Результатом их взаимодействия является вполне определенный синтетический эффект, который можно определить


как оптимизацию движения товарно-денежных потоков. В процессе обеспечения и регулирования движения товарно-денежных потоков инфраструктура способствует достижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах и способностью процесса производства удовлетворять их в требуемых масштабах. Тем самым обеспечивается сопряженность в реализации обеих функций, достигается пропорциональность в


распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации издержек, связанных с распределением ресурсов и продуктов. Именно поэтому инфраструктура благодаря своим функциям обеспечивает эффективность экономики, причем в той мере и через те механизмы, которые свойственны только ей. Эту часть эффективности можно назвать скрытой эффективностью, поскольку к ней неприменимы прямо и непосредственно методы сопоставления затрат и результата например, отрицательные последствия плохих дорог для сбора


урожая или недостаточная развитость банковской системы как фактор, тормозящий скорость расчетов, и т. п Институты инфраструктуры рынка занимаются оказанием посреднических услуг в области инвестирования, страхованием различных сторон хозяйственной деятельности, проводят доверительные операции. Инфраструктура также используется при макроэкономическом регулировании с ее помощью государство осуществляет антиинфляционные мероприятия, политику занятости, противодействует циклическим колебаниям экономики.


Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями. Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая инфраструктура рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом. 6.2 Элементы инфраструктуры рынка. Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов,


которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике. Рыночная инфраструктура выступает как институционализированная трансакция, поэтому из этого следует, что первым ее элементом являются соответствующие институты, в которых образуются трансакции. Их можно разделить на две группы институты общего назначения и специальные институты. Деятельность институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или иной функции в составе


рыночной инфраструктуры, а предполагает также участие в реализации и иных задачей и целей, особенно если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и используются не только в бизнесе в коммерческих целях. Эти институты ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками. Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в


этой части рыночной экономики относятся дороги автомобильные и железные порты речные, морские аэродромы грузовой и пассажирский транспорт железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен, в том числе в городах склады в том числе таможенные предприятия связи жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п.


Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости отсюда заинтересованность государства в их развитии, но и их приватизацию или коммерческой использование государством. Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих


инстанций. Денежные потоки проходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными


и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины. Из частных институтов ключевую роль в финансово-кредитной системе играют банки как универсальные институты денежного рынка. Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации


развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской деятельности. В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании доверительные общества, а также депозитарии, регистраторы и т. п. Государство в этой части рыночной инфраструктуры представлено, прежде всего, центральным банком и налоговыми службами. Говоря об институциональной составляющей рыночной инфраструктуры, следует также


отметить особую роль такого элемента инфраструктурного обеспечения рынка ресурсов, как институты функционирования рынка труда. Их развитие напрямую связано с одной из ключевых макроэкономических проблем обеспечением полной занятости. Следует однако отметить, что механизм функционирования этого сектора рыночной инфраструктуры не сводится к деятельности государственных служб трудоустройства и переподготовки кадров, поскольку социальная политика современного государства не сводится к борьбе с безработицей, а ориентирована на


создание всего комплекса условий для развития человека, включая системы здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры как частные, так и государственные. Здесь можно говорить, с одной стороны, о службе переподготовки кадров как об элементе рыночной инфраструктуры, относительно самостоятельной и ориентированной не только на потребности чисто рынка, частного сектора экономики, но и на так называемый общественный сектор.


В целом институциональная составляющая образует наиболее важный элемент рыночной инфраструктуры, выражающий ее сущность, наиболее осязаемо, и являющийся классической формой ее проявления. Однако, при всей его исключительной важности, рыночная инфраструктура не сводится только к нему. Дело в том, что институциональный элемент в большей мере подпадает под пассивную функцию рыночной инфраструктуры, выступая в качестве ее материального носителя. В то же время требуется нечто такое, что реализовало


бы активную функцию рыночной инфраструктуры. В качестве этого нечто выступает информация о процессах, совершающихся в недрах рыночной инфраструктуры, своеобразные сигналы обратной связи рыночной инфраструктуры со всей экономической системой. Вот почему вторым элементом современной инфраструктуры рынка являются информационные сети и потоки, а также институты, обеспечивающие включая средства массовой информации, сети Internet, информационный и рекламный бизнес, благодаря которым она может существовать как единое


целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков. Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может существовать, поскольку по мере развития экономики производство и распространение информации постепенно замещает традиционное производство материальных благ. Именно единство институциональной и информационной составляющих образует так называемое внутреннее содержание рыночной инфраструктуры.


Информационная составляющая выполняет важную роль она обеспечивает связь между рыночной инфраструктуры с внешней средой, каковой для нее выступает вся остальная часть экономической системы. Но информация идет не только из рыночной инфраструктуры вовне, а и возвращается обратно в институты рыночной инфраструктуры. Идет непрерывный обмен информацией между подсистемами, который не может быть нейтральным процессом, а является, по сути, непрерывным их взаимным приспособлением.


Здесь возникает необходимость периодического закрепления сигналов прямой и обратной связей, как для придания устойчивости работе систем, так и для фиксации достигнутого оптимума. Пригодность или непригодность самого института, равно как и степень его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости вырастает третий элемент рыночной инфраструктуры


законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее правила игры в рыночной среде. Таким образом, внутреннее содержание рыночной инфраструктуры дополняется ее внешним содержанием нормообразованием. Но на этом нельзя останавливаться, характеризуя состав элементов рыночной инфраструктуры. Как можно заметить, все три предшествующих элемента носили неодушевленный характер,


были лишены человеческого начала. Четвертый элемент рыночной инфраструктуры рынка представляет собой уровень рыночного мышления и поведения населения, его готовность следовать правилам и закономерностям функционирования рынка. Это тот самый субъективный элемент рыночной инфраструктуры, игнорирование которого приводит к нежелательным последствиям для рыночных преобразований в переходных экономических системах. Итак, рассматривая содержание рыночной инфрастуктуры, можно выделить 4 взаимопроникающие составляющие


институциональную, информационную, нормообразующую и ментальную, которые в своей совокупности характеризуют как внутреннее содержание рыночной инфраструктуры, так и ее внешнее выражение. Добрынин И.А Тарасевич А.С. Экономическая теория. С-П. Питер-публишенг. 1997г. с. 145-147 Заключение Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность предприимчивость,


а с другой порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходимы культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов. Поэтому программа экономических реформ должна учитывать эти моменты и отражать определенную логику и следующие элитные задачи формирования рыночной экономики 1разгосударствление экономики, приватизация, развитие предпринимательства поиск и использование резервов и возможностей 2 формирование рынка и его


инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов развития предпринимательства 3 демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию рынка 4 постепенное ограничение государственного контроля над ценами, переход к свободному ценообразованию 5 осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении 6 создание сильной


системы социальных гарантий и поддержки населения, облегчающей людям адаптацию к условиям рыночной экономики 7 осуществление активной структурно-инвестиционной политики, которая, опираясь преимущественно на экономические методы, обеспечила бы необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации. Таким образом, экономические реформы должны быть настроены на человека, на удовлетворение его потребностей, развитие его личности. Райхлин Э. Основы экономической теории.


М. Наука. 1995г. с. 273 Список литературы 1. Борисов А.С. Экономическая теория. М. Юрайт.1999г. 350с. 2. Валовой Д.В. Политэкономия. М. Интел-Синтез.1999г. 400с. 3. Гольперин В.М Игнатьев С.М Моргунов В.И. Микроэкономика.Т-2. М. Экономическая школа. 1998г. 421с. 4. Гриценко


А Соболев В. Рыночная инфраструктура сущность, функции, строение Экономика 4, 1998г. 38с. 5. Добрынин И.А Тарасевич А.С. Экономическая теория. С-П. Питер-публишенг. 1997г. 385с. 6. Задоя А.А Петруня Ю.Е. Основы экономики Учебное пособие. К. ДИС. 1998г. 402с. 7. Любимов Л.Л Раннева Н.А. Основы экономических знаний.


М. Вита-пресс, 1997г. 321с. 8. Пыркин Б.В. Микроэкономика в таблицах и графиках. М. ЮНИТИ. 1998г. 412с. 9. Райхлин Э. Основы экономической теории. М. Наука. 1995г. 505с. 10. Экономическая теорияполитэкономия Учебное пособие под редакцией В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой М. ИНФРА-М. 1999г. 540с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Публицистичность в романе Чернышевского "Что делать?"
Реферат Анализ эффективности использования внеоборотных активов в ОАО Червенский леспромхоз
Реферат Особливості цінностей студентської молоді з різним електоральним вибором
Реферат Учет и анализ операций с денежными средствами в кассах и на счетах в
Реферат Государственный кредит, его сущность и формы
Реферат Ракета-носитель "Энергия"
Реферат Дрозофила-объект научных исследований
Реферат Синтез изобутилового эфира уксусной кислоты реакцией этерификации
Реферат Организация, методика, техника проведения инвентаризации и отражение её в учете
Реферат Присоединение Неопатреи к Афинам
Реферат Фінансова система Болгарії
Реферат Полномочия президента России в законодательном процессе
Реферат Особенности миграции специалистов
Реферат Техніка безпеки при зварюванні
Реферат Создание автоматизированной информационной системы предприятия "Мебельный цех"