Реферат по предмету "Государство и право"


Полномочия президента России в законодательном процессе

КУРСОВАЯ РАБОТА
Полномочия президентаРоссии в законодательном процессе

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТРОССИИ: полномочия, место в системе органов власти
1.1     Основныеполномочия Президента РФ
1.2     МестоПрезидента РФ в системе органов государственной власти
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙПРОЦЕСС
2.1 Компетенция и полномочия ПрезидентаРФ в законодательном процессе
2.2 Юридическая природа правовых актовПрезидента РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Наша работа посвященаизучению роли президента России в законодательном процессе страны.
Президент РФ всоответствии с конституцией страны, обладает широким кругом полномочий,необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочиязатрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, иПрезидент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированнуюработу всех государственных структур.
 В настоящее время рольПрезидента РФ в системе органов государственной власти чрезвычайно высока, заметнатакже его роль в законодательном процессе, которая представляет собойисключительное для российского права явление. Этим определяется актуальностьнашей работы.
Цель нашей работы –раскрытие роли Президента России в законодательном процессе.
В соответствии с поставленнойцелью выделяются следующие задачи работы:
— рассмотреть рольПрезидента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;
— выявить компетенцию иполномочия Президента РФ в законодательном процессе; проанализироватьюридическую природу правовых актов Президента;
Настоящие задачиформируют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав (по двапараграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы.
При подготовкенастоящей работы мы пользовались специальной литературой таких авторов как В.Адамов, М. Баглай, Г. Виев, Е. Козлова, В. Круглова, В. Любарской, А. Мишарина,В. Таркова и других. Анализ этих трудов позволяет нам сделать вывод о том, чтороль президента России в законодательном процессе достаточно хорошо освящена вотечественном праве.
Кроме того мыпользовались текстами некоторых, важных для контекста нашей работы, нормативныхдокументов Российской Федерации.

ГЛАВАI. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти
1.1     Основныеполномочия Президента РФ
Для того, чтобы понятьроль и место полномочий президента России в законодательном процессе, нампредставляется необходимым вначале дать краткий обзор всем, конституционнозакрепленным, полномочиям этого должностного лица.
Итак, основныеполномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп[1]:
— полномочия Президента РФ, связанныес формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на ихдеятельность;
— полномочия Президента РФ, связанные с деятельностьюФедерального собрания;
— полномочия Президента РФ в области внутренней политики;
— полномочия президента РФ в областиобороны и внешней политики;
— другие полномочия Президента РФ.
Обозначим основныеполномочия Президента согласно действующим нормативным актам РоссийскойФедерации, к ним относятся[2]:
— назначениеПредседателя правительства РФ (с согласия нижней палаты парламента);
— правопредседательствовать на заседаниях Правительства РФ;
— право принятиярешения об отставке правительства РФ;
— представлениеГосударственной Думе кандидатуры для назначения на должность ПредседателяЦентрального банка Российской Федерации; постановка вопроса об освобождении егос должности;
— право назначенияна должность и освобождение от неё заместителей Председателя ПравительстваРоссии, а также федеральных министров;
— представление СоветуФедерации кандидатуры для назначения на должности судей Высших судов РоссийскойФедерации, а также кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации;
— внесение в Совет Федерациипредложения об освобождении от должности Генерального прокурора РоссийскойФедерации;
— право назначать судейдругих федеральных судов;
— формирование СоветаБезопасности;
— утверждение военнойдоктрины Российской Федерации;
— формированиеАдминистрации Президента РФ;
— назначение иосвобождение полномочных представителей РФ;
— назначение иосвобождение высшего командования Вооруженных сил РФ;
— назначениеи отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранныхгосударствах и международных организациях;
— назначение выборы вГосударственную Думу;
— право роспускаГосдумы РФ;
— право назначенияреферендума;
— право внесениязаконопроект в Государственную Думу;
— обращаетсяк Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, обосновных направлениях внутренней и внешней политики государства;
Кроме того действующимзаконодательством оговариваются отдельные вопросы, связанные с осуществлениемполномочий Президента РФ в сфере внутренней и внешней политики, в сфере обороны,а также другие полномочия Президента РФ[3].
Каждая из названныхсфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются имкак непосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральнымиорганами государственной власти и различными методами:
— в правовых формах,посредством издания указов и распоряжений, определения приоритетных направленийдеятельности всех государственных структур;
— разработкойфедеральных программ;
— проведении различногорода организационных мероприятий;
— встреч сруководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, спредставителями партий иных общественных объединений и др.[4].
Как мы видим,полномочия Президента РФ чрезвычайно широки и охватывают всестороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете,ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственныхструктур[5].
В целом, Конституцияпредоставила главе государства все необходимые полномочия для управлениягосударственными делами. В связи с этим фактом, можно говорить об особом местеПрезидента РФ, в системе органов государственной власти России, которое мырассмотрим в дальнейшем изложении.
1.2     МестоПрезидента РФ в системе органов государственной власти
Изучим место ПрезидентаРФ в системе органов государственной власти России.
Сразу оговоримся, что вКонституции РФ нет прямого определения характера государственной власти вРоссии, однако большинство специалистов склоняется к мысли о том, что в Россиисложилась система президентской республики.
Отметим здесь, чтопрезидентская республика подразумевает четкое разделение двух властей:сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, азаконодательной — в руках парламента. Исходя из того факта, что в руках ПрезидентаРФ, в том числе, сосредоточены и некоторые законодательные функции (о чем мыпоговорим ниже), Россию иногда называют «суперпрезидентской» республикой[6].
В то же время,наверное, нельзя говорить о том, что власть Президента в РФ, никем и ничем неограничена, напротив – действующее законодательство предусматривает рядмеханизмов, которые защищают Российский государственный строй от впадения вразличного рода деспотические режимы. В этом контексте важна, уже традиционнаядля современного российского права теория и практика разделения властей.
Итак, формулировкастатуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, чтопрезидент занимает особое место в системе органов государственной власти, невходит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей[7]власти.
Напомним, что всоответствии со статьей 10 Конституции РФ, в России закреплен принципосуществления государственной власти в России действует на основе ее разделенияна законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти неисключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечиваетсогласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,возлагаемое на Президента[8].
Статус президента РФкак главы государства проявляется во всех его конституционно и законодательноопределенных полномочиях. В обобщенной форме функции главы государствасформулированы в ст. 80 Конституции РФ, установившей его дефиницию как главыгосударства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека игражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушениеКонституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно[9].
 Конкретные полномочия Президента,закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать этуфункцию. Среди них – право вето, право законодательной инициативы, обращения сзапросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной думы, отставкиПравительства и многие др.
Таким образом, подведемосновные предварительные итоги нашего изложения:
— полномочия ПрезидентаРоссийской Федерации весьма многочисленны и закреплены, в основном в статьях 83– 90 Конституции России, а также в ряде законодательных актов, относящихся кдеятельности других государственных органов;
— основные полномочияПрезидента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием другихгосударственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанныес деятельностью Федерального собрания; в области внутреннейполитики; в области обороны и внешней политики идругие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательномпроцессе;
— дефиниция статусаПрезидента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, чтопрезидент занимает особое место в системе органов государственной власти, невходит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей;
— в России закрепленпринцип осуществления государственной власти в России действует на основе ее разделенияна законодательную, исполнительную и судебную.
 Выделение этих ветвейвласти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечиваетсогласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,возлагаемое на Президента.
Таким образом, мырассмотрели основные полномочия Президента России в его роль и место в сфереорганов государственной власти. Осуществление полномочий Президента РФпредполагает определенную его компетенцию в сфере правотворчества. Эту компетенциюмы рассмотрим в дальнейшем изложении.

ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1 Компетенция иполномочия Президента РФ в законодательном процессе
Изучим основныеполномочия Президента РФ в законодательном процессе и определим его компетенциюв нем.
Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства иисполнения законов. Как уже было отмечено выше, Президент имеет право законодательнойинициативы и отлагательного вето. Разберем подробнее эти права.
Право законодательнойинициативы представляет собой один из весомых рычагов влияния ПрезидентаРоссийской Федерации на политическую реальность – под этим правомподразумевается внесение в Государственную Думу законопроектов.
 Важно отметить, что вотличие от верховных судов Российской Федерации, которые наделяются правомзаконодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основнойзакон не ограничивает[10].Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе опоправках и пересмотре положений Конституции РФ. С момента принятия КонституцииРоссийской Федерации это право практикуется главой государства довольно широко[11].Для президента характерны законодательные инициативы, прежде всего по вопросам,касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает застабильное существование системы публичной власти, а также за еесовершенствование.
Право вето. Президентимеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путёмиспользования права вето, т. е. права, не подписывая, отклонить закон, принятыйФедеральным Собранием.
К сфере исключительнойкомпетенции Президента Российской Федерации относится право роспускаГосударственной Думы, предполагающее непосредственное воздействие главыгосударства на законодательный процесс, в этом плане это право можнорассматривать в контексте логического продолжения права вето[12].
Подписание Президентомпринятого Федеральным Собранием закона – еще одна форма его участия взаконодательной деятельности и завершающей стадии законодательного процесса[13].
Ежегодное посланиеПрезидента России – это особая разновидность официального политико-правовогодокумента и относится к актам президента, а значит, может трактоваться какопределенные полномочия Президента в законодательном процессе[14].
В целом, полномочия икомпетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента ворган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделениявластей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий Президента РФ какгаранта конституции и носят скорее уточняющий характер[15].
Также надо отметить,что юридическая природа указов и распоряжений Конституцией РФ не формализованаи потому нуждается в отдельном рассмотрении. Этому рассмотрению будет посвященаследующая часть нашей работы.

2.2 Юридическая природаправовых актов Президента РФ
Исключительноезаконодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. КромеПрезидента РФ указы и распоряжения не могут издавать ни один из органовгосударственной власти.
Указы ираспоряжения Президента — это властные акты, обязательные для исполнения навсей территории России.
Нормативныеакты Президента имеют особое значение для функционирования единой системыисполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией ифедеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базойиздания Правительством его актов.
Частьпервая статьи 90 Конституции РФ точно определяет виды актов, издаваемыхПрезидентом страны, в которые облекаются его властные решения. Они могут бытьнормативными и индивидуальными.
К нормативнымактам Президента, относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы — общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
Киндивидуальным актам относятся указы и распоряжения Президента, которыекасаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента оназначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.
Указами главыгосударства оформляются:
— решения нормативногохарактера;
— решения о назначениии освобождении от должности руководителей в системе федеральной исполнительнойвласти и некоторых должностных лиц в составе Администрации ПрезидентаРоссийской Федерации;
— о гражданстве;
— предоставлении политическогоубежища;
— награждениигосударственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, РоссийскойФедерации;
о помиловании[16].
РаспоряжениямиПрезидента оформляются, как правило, решения по текущим – кадровым, оперативным,кадровым вопросам, а также по вопросам функционирования АдминистрацииПрезидента Российской Федерации[17].
Такое разграничениемежду указами и распоряжениями установлено распоряжением Президента РоссийскойФедерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп, которым утвержден также «Порядокподготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента РоссийскойФедерации». Кроме этого, некоторые вопросы подготовки актов Президента, а такжесвязанные с его правом внесения законодательных инициатив, урегулированы Указомот 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента РоссийскойФедерации и Правительства Российской Федерации»[18].
Можно сделатьвывод, о том, что в условиях недостаточности правовой базы нормативные актыПрезидента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов вроссийском законодательстве[19].
 Исправлятьэто положение приходится Президенту страны, разумеется, при соблюдении принципанепротиворечия его актов Конституции Российской Федерации и федеральнымзаконам.
Таким образом, подведемочередные промежуточные выводы нашей работы:
— законодательные полномочияПрезидента связаны со сферами законодательства и исполнения законов.Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативыи отлагательного вето;
— вцелом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, непревращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречатпринципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочийПрезидента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер;
— исключительноезаконодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. Указы ираспоряжения Президента — это властные акты, они обязательны для исполнения навсей территории Российской Федерации;
— издаваемыеПрезидентом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции ифедеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконностьправотворческой деятельности Президента;
— в условияхнедостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации,направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. В рядеслучаев, законодательный орган, ввиду длительности процесса законотворчества,не успевает регулировать все актуальные проблемы. Это приходится делатьПрезиденту страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь, всоответствии с поставленными целями и задачами, подведем основные выводынастоящей курсовой работы.
Основные полномочияПрезидента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные сформированием других государственных органов и по оказанию воздействия на ихдеятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания; в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики идругие полномочия Президента РФ. Осуществление этихполномочий предполагает определенные права и функции президента взаконодательном процессе.
Формулировка статусаПрезидента РФ, содержащаяся в конституции РФ, означает, что президент занимаетособое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую,непосредственно ни в одну из трех ветвей. Таким образом, Президент обеспечиваетфункционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Осуществлениеполномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию и полномочияв сфере правотворчества.
Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства иисполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательнойинициативы и отлагательного вето. В целом, полномочия икомпетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента ворган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделениявластей. Они, направлены на обеспечение осуществления полномочий Президента РФкак гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер.
Исключительноезаконодательное право Президента — издавать указы и распоряжения, причем они недолжны противоречить Конституции и федеральным законам. Это требованиеКонституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента.
В то же время, вусловиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента РоссийскойФедерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. Вряде случаев, законодательный орган, не успевает регулировать все актуальные длястраны проблемы. В этом случае это делает Президент.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
I.         Нормативныеакты
1.        КонституцияРоссийской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. — № 4. – ст. 445.
II.       Специальнаялитература.
1.        АдамовВ.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. – 346 с.
2.        АлисоваГ.А. История государства и права. – М.: Спутник+, 2006. – 230 с.
3.        БаглайМ. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Юрист, 2006. – 340 с.
4.        ВиевГ.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. – 280 с.
5.        КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. –420 с.
6.        КашанинаТ.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. – 390 с.
7.        КашинБ.В. Российское конституционное право. – М.: Факт, 2007. – 340 с.
8.        КругловВ.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. – 140с.
9.        ЛюбарскаяВ.П. Законодательные органы Российской Федерации. – М.: ВИРТ, 2007. – 210 с.
10.      МишаринА. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. – 280 с.
11.     СмоленскийМ.Б. Основы права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 450 с.
12.     ТарковВ.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. – 170 с.
13.     ЯковлевВ.П. К вопросу о полномочиях Президента РФ // Российское Право. – 2007. — № 5.– С. 34-39.
14.     ЯринГ.О. Российское право. – М.: АРТ-ПРОФ, 2008. – 450 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.