Введение
Становление светскогофеодального права в Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходятк племенным Правдам восточных славян. Это были обычно-правовые системы,предназначенные для юридического регулирования всей совокупностисоциально-экономических и правовых отношений в каждом племени или союзе племен.
Ко второй половине IX в.в Среднем Поднепровье – Русской земле произошла унификация близких по составу исоциальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которогораспространилась на территорию государственного образования славян с центром вКиеве. Данной системой права руководствовались в судебной практике великиекиевские князья и контролируемые ими княжеские и местные общинные суды.
Закон Русский представлялсобой качественно новый этап развития русского устного права в условияхсуществования государства.[1]
Русская Правда былапервым дошедшим до нас русским писанным памятником обычного права.[2]
До наших дней дошло болееста списков Русской Правды, которые можно представить в трех основныхредакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе какКП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1—18), Правды Ярославичей (ст. 19—41), Покона вирного (ст.42).
Пространная редакция,возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяетсяна Суд Ярослава (ст. 1—52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53—121).
Сокращенная редакцияпоявилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции.[3]
Русская Правда как своддревнерусского феодального права представляла собой пример типичного кодексараннего феодализма: нормы права изложены в ней без четкой системы, казуально,открыто определены привилегии господствующего класса и неравное положениезависимых сословий.
Списки Русской Правдыотличались один от другого, что свидетельствовало о партикуляризме права, оботсутствии единой правовой системы. Источниками Русской Правды являлись нормыобычного права, законодательство князей и судебная практика.
Русская Правдаприменялась не только в XI-XII вв., но и позже, в период феодальнойраздробленности и в начальный период создания единого Русскогоцентрализованного государства. Она оказала большое влияние на право Новгорода иПскова, на последующее развитие русского права.[4]
Цель данной контрольнойработы рассмотреть гражданское и уголовное право по Русской Правде.
Глава 1. Основныечерты гражданского права по Русской Правде
1.1 Правособственности (вещное право)
Русская Правда и другиеисточники не знают единого общего термина для обозначения права собственности.Причина, очевидно, заключается в том, что содержание этого права было тогдаразличным в зависимости от того, кто был субъектом и что фигурировало вкачестве объекта права собственности.
В Русской Правде вподавляющем большинстве случаев речь идет о праве собственности людей надвижимое имущество, движимые вещи, носившие общее название «имения» (того, чтоможно взять, «имати»).
В качестве объекта«имения» фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда, торговыетовары и пр. Право частной собственности на них было полным и неограниченным.Собственник мог ими владеть (фактически обладать ими), пользоваться (извлекатьдоходы) и распоряжаться (определять юридическую судьбу вещей) до ихуничтожения, вступать в договоры, связанные с вещами, требовать защиты своихправ на вещи и др. То есть можно говорить, что собственность на Руси – весьмадревний институт, считавшийся во времена Русской Правды объектом полного господствасобственника.
Можно предполагать, чтосубъектами права собственности в указанное время были все свободные люди (безхолопов, ибо последние относились к разряду имущества). Собственник имел правона возврат своего имущества из чужого незаконного владения на основе строгоустановленной в Русской Правде процедуры.[5]
Гораздо сложнее обстоитдело с собственностью недвижимой и, в первую очередь, с земельнойсобственностью.
Собственность оформляетсяв виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данномукняжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции РусскойПравды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности.[6]
1.2 Обязательственноеправо
Что касаетсяобязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров иобязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятиемпреступления и называются обидой.
Для древнерусскогообязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество,но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Основными видамидоговоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма.
Договоры заключались вустной форме, но в присутствии свидетелей — послухов. Купля-продажа земли,по-видимому, требовала письменной формы.
При продаже краденнойвещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требоватьвозмещения убытков.
Наиболее полно в РусскойПравде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спастиположение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон ввиде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед.
Существуют три видазайма:
1) обычный (бытовой)заем,
2) заем, совершаемыймежду купцами (с упрощенными формальностями);
3) заем с самозакладом — закупничество.
Просматриваются различныевиды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничендвумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имелправо не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек засобой наиболее высокую процентную ставку.[7]
1.3 Брачно-семейноеправо
Развивалось в ДревнейРуси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовалиобычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака вязыческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой — покупка.Довольно широко было распространено многоженство. (Согласно «Повести временныхлет», тогдашние мужчины имели двух-трех жен, а великий князь ВладимирСвятославич до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц). С введениемхристианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия,затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания завнебрачные связи.
По Церковному уставуЯрослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Членытакой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством.Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачныйвозраст был низким (14-15 лет для мужчины и 12-13 лет для женщины). Церковьтребовала венчания как непременного условия законности брака. ЗаконодательствоДревней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся,устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь безее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжениебрака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковномуставе.
Вопрос об имущественныхотношениях между супругами не совсем ясен. Очевидно, однако, что жена имелаопределенную имущественную самостоятельность. Закон допускал имущественныеспоры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое имогла передавать его по наследству.
Дети находились в полнойзависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почтибезграничную власть.
1.4 Наследственноеправо
Наследство в РусскойПравде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет послесебя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие кнаследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего неговоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землюнаходилось, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором законопределяет процедуру передачи собственности по наследству.
Наследованиеосуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю).Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования позакону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без неговступили в обладание имуществом. То есть завещание имело целью не изменениеобычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределениеимущества между законными наследниками.
Согласно выражению «еслибез языка умрет», завещания в древности выражались в словесной форме какколлективная воля всей семьи под руководством её главы – отца. А вообще правомделать завещание обладали в Русской Правде отец и мать по отношению к детям имуж по отношению к жене.
Кто же обладал правомнаследования? Исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье,завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всемисыновьями без преимуществ старшинства. Более того, младший сын пользовался тойпривилегией, что в его долю всегда входил дом с двором. Она объясняется,вероятно, тем обстоятельством, что старшие братья ко времени открытиянаследства успевали уже обзавестись собственным хозяйством.
Разрушение патриархальныхотношений рождает тенденцию к развитию свободы завещательных распоряжений, ноона не выходит за рамки права отца завещать одним сыновьям и лишать наследствадругих. Кроме того, христианские традиции заставляют включать в числонаследников церковь, получающую часть имущества «по душе» (на помин души).
Важно отметить, чтоматери располагали большей свободой распоряжения своим имуществом, чем отцы. «Аматерня часть детям ненадобна, – гласит закон, – кому мать захочет, тому иотдаст». Мать могла отдать добро одному из сыновей первого или второго мужа,если он был, отдать тому, кто был к ней «добр». Если же все сыновья оказывались«недобрыми», непочтительными («лихими»), то можно было отдавать имущество дочерям.Таково было наследование по завещанию.
В наследовании по законуучаствовали дети умершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществомили его частью только до смерти, после чего оно переходило к детям. Послематери наследовали те дети, у которых она проживала. К наследованию беззавещания призывались все сыновья. Дочери же при сыновьях исключались отнаследства, ибо, выйдя замуж, основав свою семью, они полностью переходили наобеспечение мужа. Единственное, на что они могли претендовать, это содержаниедо замужества и приданое при вступлении в брак.
Дочери смердов не моглинаследовать и при отсутствии сыновей-наследников. Имущество таких семейсчиталось выморочным и поступало в княжескую казну. «Аще смерд умре, то задницакнязю, аще будут дщери у него дома, то даяти ни нее, аще будут замужем, то недаяти части им». Только имущество бояр, не имевших сыновей, переходило понаследству к дочерям (ст. 91 Пр. Пр.).
От наследства исключалисьтакже незаконнорожденные дети (вне церковного брака) и дети от рабынь –наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу.
Итак, можно сделатьвывод, что наследование по древнерусскому праву ограничивалось тесным кругомсемьи. Боковые родичи не имели никаких прав на наследство. Этот принцип постепенноменяется, и можно говорить о том, что именно в расширении круга родственников,призываемых к наследованию, состоит, как мы увидим далее, сущностьисторического развития русского наследственного права. Этот процесс идетпараллельно с расширением прав частной собственности, с ростом индивидуализма изначения личности, с постепенным ослаблением связей между членами родственногосоюза – семьи.[8]
Глава 2. Уголовноеправо по Русской Правде
2.1 Преступление
Термин«преступление» хотя и известен был в эпоху Русской Правды, но самойРусской Правде не известен, ибо ей чуждо то понятие о преступлении, котороевыражается этим термином, т.е. нарушение закона.
В Древнерусскомгосударстве преступление именовалось обидой. Под этим подразумевалось нанесениекакого-либо вреда потерпевшему. Но вред, как известно, может быть причинен какпреступлением, так и гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом,Русская Правда не различала преступление и гражданско-правовое нарушение.
Субъектами преступления,т.е. лицами, способными отвечать за криминальные действия, могли быть всесвободные люди при наличии у них ясного сознания. Злодеяния, совершенныехолопами, преступлениями не считались и не влекли за собой уголовных взысканий.За их деяния отвечали их хозяева, которые либо выкупали провинившегося, либовыдавали его «лицом» потерпевшему. По Правде Ярослава, раба, ударившего свободногомужа, можно было убить, но сыновья Ярослава это наказание «установили на куны»,т.е. перевели на денежный выкуп, разрешив при этом побить холопа.[9]
О возрасте при уголовномвменении ни Русская Правда, ни другие памятники публичного права не содержатданных вплоть до середины XVII в.
Зато Русская Правда знаето субъективной стороне преступления, относя к ней умысел или неосторожность. Ихотя четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности ещё несуществует, они уже намечаются в законе. Так, ст. 6 Пространной Правды говоритоб убийстве «в сваде или на пиру», по которому виновный наказывается штрафом.Другое дело, если убийство произошло в разбое, во время грабежа. Тогдапреступник вместе с семьей подвергается самому тяжкому наказанию – отдается напоток и разграбление. К отягчающим вину обстоятельствам закон относит корыстныйумысел, а к смягчающим вину, кроме опьянения («на пиру»), – состояние аффекта(«если кто ударит кого батогом, а тот, не стерпевши, ткнет мечом, то вины ему вэтом нет»).
Объекты преступления –это личность и имущество. Среди преступлений против личности Русская Правдазнает убийство, телесные повреждения, побои, оскорбления (преступления противчести).
Преступленияимущественные (против собственности) – это разбой, кража, нарушение земельныхграниц, незаконное завладение или пользование чужим имуществом.
Государственныепреступления в Русской Правде не просматриваются и скорее всего потому, чтоабстрактного понятия «государство» ещё не существовало, и интересы государстваотождествлялись с интересами князя. Поэтому жизнь представителей княжескойадминистрации (княжих мужей, огнищан, конюхов и других тиунов) защищена двойнойвирой.
Не из Русской Правды, аиз церковных уставов известно, что имели место и преступления против церкви:зелейничество и ведовство (т.е. чародеяние и волхование – знахарство иколдовство) остатки язычества. Кроме них преследовались моления в рощах и уводы, под овином, ограбления трупов, введение в церковь собак и птиц и т.п.
Объективная сторонапреступления распадалась на 2 стадии: покушение на преступление (вынул меч, ноне ударил) и оконченное преступление – действие (вынул меч и ударил).Наказание, естественно, разное (1 и 3 гривны кун). Знает Русская Правда и такоепонятие как соучастие, но роли соучастников в преступлении ещё не разделяет(ст. 40 Кр. Пр.). Закон требовал привлечения к одинаковой ответственности всехлиц, совершивших его (если 10 человек украли 1 овцу, то каждый платит по 60резан продажи).
Существует в РусскойПравде и представление о превышении пределов необходимой самообороны (нельзяубивать вора, если в его действиях нет непосредственной опасности).[10]
2.2 Наказание
Русская Правдаупотребляет разные термины, имеющие смысл «наказания»: казнь, месть, продажа идр. Начнем их характеристику с мести.
Месть в тесном смыслеесть возмездие за уголовную неправду, совершенное руками потерпевшего.
Месть обиженного иличленов его семьи полагалась за такие преступления, как убийство, увечье илинападение на здоровье и честь. Очевидно, месть не означала отдачу преступникана полный произвол мстителя.
Термин смирять,употреблявшийся для обозначения акта мести, означал, скорее всего, не тольколишение жизни, но и простое телесное наказание. Под влиянием христианства, вусловиях дальнейшего оформления государственных структур, месть постепенновымирала. Уже сыновья Ярослава отменили «убиение за голову», т.е. месть заубийство, и ввели денежный штраф.
Именно штрафы доминируютв системе наказаний Русской Правды как своеобразный денежный эквивалентпричиненного ущерба.
Штрафы делятся на:
1) уголовные (в пользуобщественной власти);
2) частное вознаграждениепотерпевшему.
За убийство уплачиваетсявира (в пользу князя) и половничество (родственникам потерпевшего). За прочиепреступления – продажа (князю) и урок (потерпевшему).
Уголовные штрафы запосягательство на личность, как уже отмечалось, носят ярко выраженный сословныйхарактер, при посягательстве на имущество это проявляется менее резко. Вира,взыскиваемая с общины – верви (мира), — это дикая вира (в случае, когдасовершено непредумышленное убийство, и преступник защищен круговой порукойобщины, или когда убийство умышленное, но община не ищет и не выдаетпреступника).
Третий вид наказания –поток и разграбление. Он назначался в 3 случаях: за кражу коня, поджег дома илигумна, профессиональный разбой.
Поток и разграбление – нечто иное, как лишение всех прав, как личных, так и имущественных, которое вусловиях дикой природы обрекало человека на неминуемую смерть. Известны такжеслучаи убийства и полного уничтожения имущества, отданных на поток иразграбление людей. «Заутра убиша Семена Борисовца, – говорит источник, – и домего весь разграбиша и села и жену его яша». Имущество осужденного делилосьмежду общинниками либо отходило к князю. Во времена Русской Правды возможнобыло и обращение такого человека в рабство.
Из других видов наказанийизвестны также наказания, обращенные на свободу, и наказания, обращенные наздоровье.
К первым относились:изгнание, ссылка, заключение (в железо – цепи, и более тяжёлое – в погребе),заточение (заключение, соединённое со ссылкой), обращение в рабство.
Ко вторым –членовредительство (битье кнутом, вырывание ноздрей), широко распространившеесяпозднее как заменяющее денежные выкупы в случае имущественной несостоятельностивиновного.
Глава 3. Суд и процесспо Русской Правде
В Древнерусскомгосударстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностныелица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж,взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами — участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был великий князь.
Помимо судагосударственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активноформировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Онформируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св.Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также судобщины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функцияхэтого суда сведений в источниках не сохранилось.
Судопроизводство сдревнейших времен включало в себя 3 стадии:
1) установление сторон;
2)производство суда;
3)исполнение приговора.
Обе стороны именовалисьистцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора).
Государство в качествеистца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицув преследовании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданскимпроцессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) иобвинительным (состязательным).
Сторонами во всех делахвыступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собоймассовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочихпособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайствосемьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на местепреступления.
О самом древнем периодеизвестно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич – публичноеобъявление о преступлении (пропаже имущества, к примеру) и начале поискапреступника. Давался трёхдневный срок для возврата похищенного, после чеголицо, у которого обнаруживалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязановернуть похищенное имущество и доказать законность его приобретения. Если этоудавалось сделать, начинался свод – продолжение поиска похитителя. Последний всводе, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюдапоследствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) сводшёл до последнего лица, при выходе на чужую территорию – до лица третьего,которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по местусвоего проживания (ст. 35–39. Пр. Пр.).
Другое процессуальноедействие – гонение следа – розыск преступника по следам. Если это был убийца,то обнаружение его следов на территории общины обязывало её членов платить«дикую виру» или искать виновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах идорогах, поиски прекращались (ст. 77 Пр. Пр.).
Суд был состязательным, aэто значит, что обе стороны «тягались» на равных условиях, собирали ипредставляли доказательства и улики. В судебном процессе использовалисьразличные виды доказательств устные, письменные, свидетельские показания.Очевидцы происшествия назывались видоками, кроме них выступали послухи –свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители. Послухом мог быть толькосвободный человек, в качестве видоков привлекались закупы («в малой тяжбе») ибоярские тиуны (холопы) – (ст. 66 Пр. Пр.).
При ограниченном количествесудебных доказательств по решению суда применялись присяги («роты») и ордалии(испытания железом и водой). О последних мы знаем лишь по западным источникам,ибо прямых свидетельств об ордалиях на Руси нет. При испытании железом овиновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; прииспытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду,если он не тонул, то признавался виновным. Ордалии – это разновидности судабожьего. Возможно, что уже в древности на Руси при недостаточностидоказательств для окончательного выяснения истины применялся судебный поединок,но сведения о нём сохранились лишь от более позднего времени (поле). Мывернемся к нему в свое время.
Такие общие представленияо древнерусском праве, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правдаи другие источники. Мы видим, что законодатель руководствовался принципомказуальности (ссылкой на конкретный случай) и не прибегал к теоретическимобобщениям. Целый ряд правовых норм только намечается в законодательстве, иразработка их является делом будущего.
Заключение
Бесспорно,Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясьпервым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватываетвесьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой сводразвитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного игражданского права и процесса.
РусскаяПравда является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания накнязей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, ВладимирМономах).
РусскаяПравда – памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересыгосподствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободныхтружеников – холопов, челяди.