Оглавление
Введение
1.1 Подведомственность
1.2 Подсудность
2. Гражданские процессуальные отношение и ихособенности
3. Судебное разбирательство как основная стадиягражданского процесса
Заключение
Список использованной литературы
Задача № 1
Задача № 2
Введение
Правовой статусгражданина, а также других субъектов российского права включает в себямножество разнообразных прав и обязанностей, закрепленных правовыми нормами.Государство стремится обеспечить всемерную защиту субъективных прав. В этих целяхим создаются различные органы и компетенция которых включает деятельность позащите права. Кроме того, законы РФ предусматривают возможность создания ифункционирования, негосударственных органов, также осуществляющих такую защиту.
Так, всоответствии со ст. 11 ГК защита нарушенных или оспоренных гражданских правосуществляется судом арбитражным или третейским судом. Защита можетосуществляться и в административном порядке, но лишь в случаях, предусмотренныхзаконом и принятое при этом решение может быть обжаловано в суд.
Всоответствии со ст. 8 СК защита семейных прав осуществляется судом, а вслучаях, предусмотренных СК, государственными органами или органами опеки и попечительства.
Статья 382 ТКустанавливает, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями потрудовым спорам и судами. Особый многоступенчатый порядок предусмотрен длярассмотрения коллективных трудовых споров (гл. 61 ТК). Наряду с негосударственнымиорганами, специально создаваемыми в процессе разрешения коллективного трудовогоспора (примирительная комиссия посредник трудовой арбитраж), а также Службой поурегулированию коллективных трудовых споров, являющейся государственным органом(ст. 401, 407 ТК), на завершающем этапе такой спорполномочен рассматривать суд субъекта Федерации, выноси решение по заявлениюпрокурора или работодателя о признании забастовки незаконной (ст. 413 ТК).
Статьей 64 ЗКопределяется, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке, крометого, такие споры могут быть переданы сторонами на разрешение в третейский суд.
Едва ли некаждый нормативный акт материального права содержит нормы, указывающие навозможные формы защиты прав, и в РФ немало различных органов, компетентныхрешать гражданские дела. Это суды (общей юрисдикции и арбитражные), нотариат,КТС, третейские суды, Палата по патентным спорам, органы опеки ипопечительства, окружные и Центральная избирательные комиссии и другие. Приэтом одни органы, например суды, специально созданы для защиты прав и интересовпутем разрешения споров, другие осуществляют деятельность по разрешениюконфликтов как одну из своих функций, будучи органами исполнительной власти,например, органы опеки и попечительства, избирательные комиссии. Учитываяналичие различных органов, к компетенции которых относится защита прав иохраняемых законом интересов необходимо правильно и точно разграничивать ихполномочия в указанной сфере, чему и служит институт подведомственности.
1.1 Подведомственность
Традиционно подведомственность определяют какотносимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве ииных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных(государственно-общественных) органов и третейских судов. Иными словами, подведомственностьимеет задачей определение круга гражданских дел, разрешение которых закономотнесено к компетенции определенного государственного органа или общественнойорганизации.
Несмотря намножество различных государственных органов и общественных организаций,полномочных осуществлять защиту субъективных прав, следует выделять три формызащиты — судебную, административную иобщественную. В соответствии с этим различается подведомственность судебная(общему или арбитражному суду), административная, подведомственность делобщественным организациям (третейскому суду и др.).
Судебная подведомственностьочерчивает круг дел,входящих в компетенцию суда общей юрисдикции и арбитражного суда,рассматриваемых в рамках гражданского судопроизводства. В силу ст. 46Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита принадлежащих ему прав исвобод. Это конституционное положение является определяющим для закрепленияинститута подведомственности в гражданском процессуальном законодательстве.Подведомственность дел суду общей юрисдикции устанавливает ст. 22 ГПК, арбитражному суду — ст. 27—33 АПК.
Компетенциясудов общей юрисдикции установлена таким образом, что эти суды играютопределяющую роль в решении задачи защиты прав и охраняемых законом интересоввсех без исключения субъектов права, и в первую очередь граждан, во всехрегулируемых правом сферах общественной жизни, исключая предпринимательскуюдеятельность.
Закрепляяподведомственность гражданских дел общим судам, законодатель учитывалразграничение исковых (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК) и неисковых (п. 2 — 6 ч. 1 ст. 22ГПК) дел.
Подведомственностьисковых дел определяется по совокупности двухпризнаков: наличие спора о праве и отсутствие отнесения такого спора ккомпетенции арбитражных судов. При этом характер материальных правоотношений,из которых возник спор, не является определяющим фактором. Это могут быть гражданские, семейные, трудовые, жилищные,земельные, экологические и другие правоотношения. Круг лиц, чей спорподведомствен общим судам, обозначен в ГПК предельно широко и, следовательно,тоже не может выступать в качестве критерия подведомственности. Так, ст. 22перечисляет практически всех субъектов права, это: граждане, организации органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, а также иностранныеграждане, лица без гражданства, иностранные организации, организации с иностраннымиинвестициями, международные организации.
Подведомственныесуду общей юрисдикции неисковыедела — это указанные в ст. 245 ГПК дела,возникающие из публичных правоотношений; дела особого производства,перечисленные в ст. 262 ГПК, а также впервые упомянутые в статье оподведомственности, но и ранее рассматривавшиеся судами дела об оспариваниирешений третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительноеисполнение решений третейских судов, дела о признании и приведении в исполнениерешений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
К компетенциисудов общей юрисдикции отнесено также рассмотрение заявлений о выдаче судебногоприказа.
В научной иучебной литературе по гражданскому процессуальному праву высказаны различныеточки зрения в отношении видовсудебной подведомственности. Обычно выделяют исключительную, альтернативную,договорную и императивную подведомственность.
Исключительнаясудебнаяподведомственность означает, что данное гражданское дело может быть рассмотренотолько судом (общим или арбитражным) и решение дела иным органом исключается.
Например,только судом общей юрисдикции могут быть рассмотрены дела о расторжении бракасупругов имеющих общих несовершеннолетних детей, о восстановлении на работе опризнании недействительным ордера, выданного на жилое помещение, и множестводругих споров, возникших из гражданских, семейных, трудовых, жилищных и иныхправоотношений. Только арбитражным судом могут быть рассмотрены дела онесостоятельности (банкроте).
Альтернативнаядоговорная и императивная подведомственность является множественной, т. е. деломожет быть рассмотрено не только судом, но и другими органами.
Альтернативнойпринято называтьподведомственность, при которой спор о субъективном праве может быть рассмотренпо выбору заинтересованного лица как в суде, так и в ином государственном органе или общественной организации. Например,если гражданин считает, что действиями должностного лица нарушены его права исвободы, он вправе по своему усмотрению обратиться с жалобой как в суд, так и квышестоящему должностному лицу. При этом использование административногопорядка разрешения спора не лишает лицо права на последующее обращение в суд.
В литературевысказано мнение, что в настоящее время альтернативная подведомственностьпрактически утратила свое самостоятельное правовое значение итрансформировалась в смешанную подведомственность, поскольку альтернативавыступает не в чистом виде из-за сохранения права на последующее обращение всуд.
Эту позициюследует поддержать с той лишь оговоркой, что избран при выбореподведомственности сразу судебный порядок рассмотрения спора, заинтересованноелицо окончательно реализует альтернативу и будучи недовольным решением суда, невправе обращаться за разрешением тождественного спора в иной орган.
Договорная подведомственность схожа сальтернативной. По ней также есть возможность выбора органа, разрешающего спор,однако происходит это по взаимному согласию сторон, т. е. путем заключениядоговора о передаче спора на разрешение третейского суда.
В отдельныхслучаях, предусмотренных федеральным законом или договором, дело становитсябезусловно подведомственным судам лишь после соблюдения досудебного порядкаурегулирования спора. Такое правило характерно, в частности, для индивидуальныхтрудовых споров, большее число которых исключая предусмотренные в ч. 2 и Зст.391 ТК и некоторые другие, рассматриваются в суде лишь при условии ихпредварительного разрешения в КТС. Такую подведомственность называют условной или императивной. В теории существование императивнойподведомственности подвергалось критике с позиций противоречия ее ст. 46Конституции. Вместе с тем ГПК 2002 г. фактически вновь подтвердил ее наличие.
1.2 Подсудность
Обращение засудебной защитой прав и интересов возможно лишь в соответствующий поподсудности суд, т. е. в суд, компетентный рассмотреть и разрешить то или иноегражданское дело. При определении подсудности имеется в виду компетенциясудебных органов как судов первой инстанции.
В современнойсудебной системе РФ компетенцией в области разрешения отнесенных к их ведениюгражданских дел наделены суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Эти судыдействуют самостоятельно и независимо друг от друга (ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской федерации» (далее – ФКЗо судёбной системе)). К ним относятся:
— суды общей юрисдикции, возглавляемыеВерховным Судом РФ;
— арбитражные суды, возглавляемыеВысшим Арбитражным Судом РФ.
Систему судовобщей юрисдикции составляют федеральные суды трехуровневой (трехзвенной)структуры и мировые судьи, являющиеся судами субъектов РФ (ст. 1 Ф3 «О мировыхсудьях в Российской Федерации» (далее — ФЗ о мировых судьях)).
В системеобщегражданских федеральных судов действуют суды трех уровней: 1) районныесуды; 2) Верховные суды республик, краевые, областные, суды городов Москвы иСанкт-Петербурга, суд Еврейской автономной области, суды автономных округов(далее — суды субъектов РФ) и 3) Верховный СудРФ. К федеральным судам общей юрисдикции относятся также военные суды (ст. 4, 22 ФКЗ о судебной системе) испециализированные суды.
Нормы оподсудности гражданских дел в основном содержатся в ГПК и АПК. Подсудностьгражданских дел, отнесенных к ведению общих судов, регулируется правиламиподсудности, установленными ГПК (ст. 23 – ЗЗ),которые разграничивают компетенцию между судами общей юрисдикции. Общим длявсех судов общей юрисдикции РФ является их право рассматривать гражданские делав качестве суда первой инстанции.
Подсудностьгражданских дел арбитражным судам определяется нормами АПК (ст. 24 – 31).
Каждый изсудов первой инстанции вправе разрешать лишь те гражданские дела, которыезаконом отнесены к его компетенции т.е. подсудны ему.
Подсудностьустанавливает объем (пределы) компетенции того или иного суда относительнокруга гражданских дел,которые он правомочен рассмотреть в качестве суда первой инстанции. Подсудность как средстворазграничения компетенции внутри каждой судебной системы следует отличать отподведомственности, которая позволяет отграничить компетенцию судов общейюрисдикции в целом как системы от иных судов, а также других юрисдикционныхорганов.
Разграничениекомпетенции между судами по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первойинстанции осуществляется с одной стороны по роду (характеру) дел подлежащихразрешению судами различного уровня, с другой – в соответствии с территориальной юрисдикцией однородных судов (одного итого же уровня).
По этимосновным признакам в процессуальной науке различают два вида подсудностиродовую и территориальную.
Нормы оподсудности, служащие разграничению правомочий судов различного уровня порассмотрению гражданских дел внутри системы судов общей юрисдикции (арбитражныхсудов) составляют родовуюподсудность, именуемуюиначе предметной.
Нормы оподсудности, территориально разграничивающие юрисдикцию одного и то же уровнясудов судебной системы, составляют территориальную подсудность, которую иногдаобозначают как местную или пространственную.
Соответственноэти правила призваны последовательно определить в системе судов общейюрисдикции (арбитражных судов) суд «в двух плоскостях» во-первых по вертикали,во-вторых, по горизонтали.
Современноепредставление о подсудности, в том числе в области гражданской юрисдикции,неразрывно связано с конституционными нормами, имеющими высшую юридическую силуи непосредственное действие. Действующая Конституция РФ впервые установилапринципиальные положения по рассматриваемому институту, закрепив право каждогона рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оноотнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией РФподсудность должна определяться законом, что неоднократно подчеркивал в своихрешениях КС РФ. Правовая позиция КС РФ по данному вопросу заключается в том,что в законе должны быть закреплены критерии, которые в нормативной форме (ввиде общего правила) предопределяли бы, вкаком суде подлежит рассмотрению то или иное дело, что позволяло бы суду(судье), сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этомвопросе.
Определениеподсудности дела не на основании закона, произвольное ее изменение, являетсянарушением ч. 1 ст. 47 Конституции РФ.
Реализацияконституционного права связана не только с содержанием, но и формойзаконодательного закрепления института подсудности. Так, в соответствии стребованиями ст. 128 Конституции РФ установление полномочий федеральных судовдолжно составлять предмет федерального конституционного закона.
Закреплениеинститута подсудности в Общей части ГПК и АПК дополнительно подтверждает егоосновополагающую роль, в гражданском судопроизводстве.
Итак,определить подсудность того или иного гражданского дела – значит установить компетентный, надлежащий суд по данному делу.
Определениенадлежащего суда, которому подсудно конкретное гражданское дело, необходимо каклицу, обращающемуся в суд, так и судье при принятии заявления. Судья прирешении вопроса о возбуждении производства по гражданскому делу долженпроверить соблюдение заинтересованным лицом, обращающимся в суд, правилподсудности, нарушение которых влечет возвращение искового заявления (п. 2 ч. 1ст. 135 ГПК, п. 1 ч. 1ст. 129 АПК).
Дело,принятое судом к производству с нарушением правил подсудности, выявленным в процессерассмотрения, подлежит передаче в тот суд, которому оно подсудно (п. 3 ч. 2 ст.33 ГПК, п. 3 ч. 2 ст. 39 АПК).
2.Гражданские процессуальные отношения и их особенности
Впроизводстве по гражданскому делу между судом, с одной стороны и всеми лицами,участвующими в процессе рассмотрения и разрешения дела, а также исполнениярешения суда – с другой, возникают общественныеотношения (связи), регулируемые гражданским процессуальным правом. Этиотношения являются гражданскими процессуальными правоотношениями.
Законнаделяет суд и всех участников гражданского процесса соответствующими правами иобязанностями. Последовательная их реализация приводит к разрешению дела в судепервой инстанции путем вынесения судебного решения, а также к возбуждениюдругих стадий процесса с вынесением соответствующих постановлений.
Основаниемвозникновения гражданских процессуальных правоотношений являются юридическиефакты, предусмотренные процессуальным законом. Так, основанием возникновениягражданского процессуального правоотношения в суде первой инстанции являютсяследующие факты обращение в суд истца, принятие заявления судьей и вынесение имопределения о возбуждении гражданского дела. Это приводит к возникновениюправоотношения не только с истцом, но и с ответчиком, а также с другимиучастниками процесса в зависимости от характера и особенностей конкретногодела. Но отношения типа «суд – ответчик», «суд– третье лицо», «суд – свидетель», «суд – эксперт» и др. являются элементарными правоотношениями,входящими в состав единого сложного (комплексного) процессуальногоправоотношения. Все отдельные права и обязанности участников процесса,составляющие содержание элементарных правоотношений, имеют смысл только в общейих связи самостоятельного значения они не имеют.
Гражданскиепроцессуальные правоотношения существенно отличаются от материальных, вчастности гражданских, правоотношений. Основной предпосылкой возникновениягражданских процессуальных отношений является процессуальный закон, т.е. этиотношения возможны лишь в правовой форме. Субъекты гражданского процессуальногоправа (граждане и коллективные образования) могут вступать в процессуальныеправоотношения с судом по различным основаниям. В зависимости от цели участия вгражданском процессе они могут занять положение сторон, третьих лиц, заявителейили заинтересованных лиц, граждане – такжеположение представителей, свидетелей, экспертов переводчиков, понятых.
Все лица,участвующие в процессе, являются субъектами гражданского процессуальнуюправоотношения, в котором другая сторона – суд.
Всехсубъектов гражданского процессуального правоотношения в зависимости от того, накакой стороне правоотношения они выступают можно разделить на две группы:
1) суды: а)коллегиальные; б) судья единоличный;
2) участникипроцесса: а) лица, участвующие в деле; б) лица, содействующие правосудию.
Обязательнымисубъектами гражданского процессуального правоотношения являются суд, стороны висковом производстве и а производстве по делам, возникающим изпублично-правовых отношений, а также заявители и заинтересованные лица – в делах особого производства.
В предусмотренных законом случаяхобязательными субъектами гражданского процессуального правоотношения выступаютпрокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и другие организациии лица, по заявлению которых возбуждается гражданское дело в защиту прав другихли (ч. 2 ст. 4 ГПК).
Все другиеучастники процесса – необязательные субъекты гражданскогопроцессуального правоотношении.
Составсубъектов гражданского процессуального правоотношения не является неизменным ипостоянным. Он зависит от стадии процесса и характера совершаемых действий входе развития и движения процесса, оснований привлечения (вступления) в процесстех или иных участников, обстоятельств дела, предмета судебной защиты, вчастности от характера спорного материального правоотношения и состава егосубъектов.
Суд – орган власти, наделенный компетенцией (полномочиями) поосуществлению правосудия путем разрешения гражданских и уголовных дел. Поэтомусуд – не только обязательный, но и решающий субъект гражданскогопроцессуального правоотношения. Властные полномочия суда проявляютсяодновременно как его права и обязанности, для выполнения суды совершаютмногочисленные процессуальные действия.
Особоеположение суда как субъекта гражданских процессуальных правоотношенийопределяется конституционными принципами правосудия статусом судей.
В зависимостиот оснований классификации процессуальные права, обязанности и соответствующиеим действия суда могут различаться по стадиям процесса, по субъектам, имеющимправо или обязанным совершать соответствующие действия, и по условиям ихсовершения.
Стержнемгражданского судопроизводства является гражданское процессуальноеправоотношение с участием суда первой инстанций. Компетенция суда первойинстанции – совокупность предусмотренных закономправ, обязанностей и соотвётствующих им процессуальных действий – осуществляется, по ГПК 2002 г., судьей единолично.
Всегражданские дела по первой инстанции судами рассматриваются единолично, заисключением дел, предусмотренных абз. 2 ч. 3 ст. 260 ГПК разрешаемых вколлегиальном составе из трех профессиональных судей, что встрёчаетсячрезвычайно редко. Единоличное рассмотрение дела осуществляется судьей в общем порядке. При единоличном рассмотрении дела,как и при разрешении отдельных процессуальных вопросов, судья действует отимени суда (ст. 7 ГПК).
Судами первойинстанции являются мировые судьи и в основном федеральные районные суды; впредусмотренных законом случаях дела по первой инстанции рассматриваютсясудебными коллегиями по гражданским делам судов субъектов Федерации и Судебнойколлегии по гражданским делам Верховного Суда РФ (ст. 26 и 27 ГПК).
Суды второйинстанции (судебные коллегии по гражданским делам судов, вышестоящих поотношению к судам первой инстанции) и суды,рассматривающие дела в порядке надзора (президиумы судов субъектов Федерации,президиум и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ), проверяют законность иобоснованность решений по жалобам и представлениям прокурора толькоколлегиально в составе не менее трех профессиональных судей – членов соответствующего суда.
Исключениесоставляет рассмотрение дела в апелляционном порядке единолично судьейрайонного суда по жалобе на решение мирового судьи (ст. 326 327 ГПК).
Для тогочтобы суд мог успешно выполнить стоящие перед ним задачи, судья долженсовершить процессуальные действия, предусмотренные законом, прежде всегоправильно разрешить вопрос о принятии заявления (жалобы) и о возбуждении дела или об отказе в этом (ст. 133 – 135 ГПК).После возбуждения дела судья вправе и обязан совершить действия по подготовкедела к судебному разбирательству (ст. 150 ГПК) в ходе судебного разбирательства он совершает действия по управлению(руководству) заседанием и постановлению решения или определения (ст. 156 ГПК).После судебного разбирательства судья может совершить действия по завершениюпроцесса в суде первой инстанции (ст. 199, 214 230, 232 ГПК) обеспечениюрассмотрения дела в суде второй инстанции (ст. 325, ГПК) и по исполнениюрешения суда (разд. VII ГПК ст. 1, 17,24 и др. Закона об исполнительном производстве). На стадии исполнительногопроизводства стороны вступают в процессуальные отношения с судебнымприставом-исполнителем, который прямо (ст. 433, 434, 436, 439, 441 и др. ГПК)или косвенно (обязанность исполнения судёбного решения) связан с судом.
4.Судебное разбирательство как основная стадия гражданского процесса
Разрешениегражданского дела по существу осуществляется судом первой инстанции врезультате его разбирательства в судебном заседании.
Судебноеразбирательство является основной, центральной частью стадии производства всуде первой инстанции, в ходе которой осуществляются возложенные на суды задачипо защите прав, свобод и законных интересов субъектов российского права,укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений,формированию уважительного отношения к закону и суду (ст. 2 ГПК).
Процессуальноезаконодательство устанавливает строгий порядок рассмотрения и разрешениягражданских дел, при котором последовательность совершения процессуальныхдействий является одним из условий вынесения законного и обоснованногосудебного постановления.
На стадиисудебного разбирательства в полной мере реализуются принципы гражданскогопроцессуального права; устанавливаются фактические обстоятельства, имеющиезначение для дела, на основе всестороннего и полногоисследования доказательств; определяются права и обязанности, законные интересызаинтересованных лиц и именем Российской Федерации принимается решение суда,которым дело разрешается по существу.
Регламентируясудебное разбирательство гражданского дела, законодатель устанавливает, что онопроисходит в судебном заседании (ст. 155 ГПК).Возникает закономерный вопрос: идентичны ли понятия «судебное разбирательство и«судебное заседание»?
Судебноезаседание является формой судебного разбирательства гражданского дела в судепервой инстанции. Однако рассмотрение дела судами апелляционной, кассационной инадзорной инстанций, заявления о пересмотре по вновь открывшимсяобстоятельствам, решения, определения суда осуществляется также в судебномзаседании (ст. 327, 349, 386, 396 ГПК). Кроме того, для разрешения некоторыхпроцессуальных вопросов судом также проводятся судебные заседания (например,для выполнения судебного поручения, рассмотрения заявления о сложении или обуменьшении штрафа, об отмене обеспечения иска и др.). В ГПК закреплен порядок рассмотренияи разрешения гражданского дела судом первой инстанции отражающий действие всехпринципов гражданского судопроизводства, особенно диспозитивности,состязательности, непосредственности, устности, непрерывности и гласностисудебного разбирательства.
Согласно ч. 1ст. 154 ГПК гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом первойинстанции до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, амировым судьей – до истечения месяца с того жемомента. В отличие от ГПК 1964 г. закон не устанавливает отдельно сроковподготовки дела к судебному разбирательству, а закрепляет единые сроки,включающие подготовку и рассмотрение дела.
Сроки,предусмотренные ч. 1 ст. 154, являются общими для большинства гражданских дел.
В ч. 2 ст.154 ГПК предусмотрены сокращенные сроки (их называют специальными) длярассмотрения и разрешения дел о восстановлении на работе и дел о взысканииалиментов.
Сокращенныесроки могут устанавливаться федеральными законами и по другим категориямгражданских дел, затрагивающим жизненно важные субъективные права граждан инуждающимся в более быстрой защите либо представляющим общественный интерес (ч.2 ст. 252, ч. 1 ст. 257 ст. 260, 304 ГПК).
К порядку судебного разбирательстваотносится и определенный законом ритуал судебного заседания, которымобеспечивается уважение к суду и возможность благоприятного рассмотрения дела.
Поддержаниепорядка в судебном заседании возлагается на председательствующего. Осуществляяруководство судебным разбирательством, он обеспечивает и соответствующуюорганизацию процесса.
Особыйпорядок открытия судебного заседания, объявления судебных постановлений,обращения участников процесса к судье, другие установленные в законе правилагарантируют нормальную процессуальную деятельность суда, что в конечном счетеспособствует выполнению общих задач гражданского судопроизводства.
Всоответствии с ч. 1 ст. 158 ГПК при входе судей в зал судебного заседания всеприсутствующие в зале встают. Решения определения о прекращении производства поделу и об оставлении заявления без рассмотрения выслушиваются всеми стоя.
Лица,участвующие в деле, их представители, свидетели, эксперты, специалисты,переводчики свои объяснения и показания дают стоя, обращаясь к судьям сословами «Уважаемый суд!». Председательствующий может разрешить участникампроцесса давать свои показания и объяснения сидя в случае невозможностисоблюдения ими общего правила (например, по состоянию здоровья).
Судебноеразбирательство происходит в условиях обеспечивающих надлежащий порядок всудебном заседании и безопасность участников процесса. Обязанности повыполнению данных условий возложены на специальную службу судебных приставов(ФЗ от 3 июля 1997 г. «О судебных приставах»), а в ней – на судебных приставов по обеспечению установленного порядкадеятельности судов (ст. 11). В соответствии с принципом гласности судебногоразбирательства лица, участвующие в деле и граждане, присутствующие в открытомсудебном заседании, имеют право с помощью средств аудиозаписи фиксировать ходсудебного разбирательства(ст. 10 ГПК), не нарушая надлежащий порядок судебного заседания.
Этотребование относится и к лицам, осуществляющим разрешенные судом фотосъёмку ивидеозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению. Возможностьосуществления этих действий определяет суд с учетом мнения лиц, участвующих вделе (ч. 4 ст. 158 ГПК).
Судебнымзаседанием руководит судья, рассматривающий дело единолично, а приколлегиальном рассмотрении дела – один из трех профессиональных судей,выполняющий функции председательствующего, заключающиеся в:
1)руководстве судебным заседанием;
2) созданииусловий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельствдела;
3) устранениииз судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к рассматриваемомуделу;
4) принятиинеобходимых мер по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании.
Дляреализации данных функций законодатель наделяет председательствующегоспециальными полномочиями (ст. 156 ГПК). Осуществляя эти полномочия,председательствующий должен создавать в судебном заседании деловую атмосферу,соответствующую авторитету суда и способствующую правильному восприятиюпроцесса его участниками.
Участникипроцесса могут возражать относительно действий председательствующего. Подобныевозражения оформляются в письменной форме либо могут быть заявлены устно изаносятся в протокол судебного заседания.
В случаенарушения участниками процесса и другими лицами, присутствующими в судебномзаседании, порядка во время судебного разбирательства суд вправе применить кним меры принуждения. В круг лиц, к которым могут быть применены подобные меры,входят лица, участвующие в деле; их представители; свидетель, переводчик,эксперт, специалист; лица, присутствующие в судебном заседании, но неявляющиеся участниками процесса.
Нарушениепорядка в судебном заседании может проявиться в форме неподчиненияраспоряжениям председательствующего, игнорирования соответствующими лицамипорядка дачи объяснений или показаний; некорректном поведении как участниковпроцесса, так и присутствующих в зале заседания.
К мерампринуждения, применяемым к нарушителям порядка в судебном заседании, относятсяпредупреждение, удаление из зала судебного заседания, штраф.
Предупреждениекак мера, применяемая к лицу, нарушающему порядок в судебном заседании,выражается в официальном порицании этого лица. Оно объявляетсяпредседательствующим от имени суда.
В связи с тем,что предупреждение является обязательной мерой, без применения которой суд невправе удалить лицо при повторном нарушении порядка, оно выносится в письменнойформе, т. е. заносится в протокол судебного заседания. Удаление из заласудебного заседания – мера, применяемая судом при повторномнарушении лицами порядка в судебном заседании.
Лица,участвующие в деле, их представители могут быть удалены из зала судебногозаседания на все время или часть его только на основании определения судавынесенного в соответствии с требованиями ст. 224, 225 ГПК. В случае, когда указанные субъекты удаляются только начасть судебного заседания,а затем вновьдопускаются в зал, где слушается дело председательствующий знакомит их спроцессуальными действиями совершенными в их отсутствие.
Граждане,присутствующие в судебном заседании, удаляются по распоряжениюпредседательствующего из зала заседания суда на все время слушания дела, о чемв протоколе судебного заседания делается запись (п. 7 ч. 2 ст. 229 ГПК).
В действующемГПК не регламентируются действия суда в случае если другие участники процесса – переводчик, эксперт свидетель специалист повторно нарушаютпорядок в судебном заседании. В Кодексе 1964 г. для данных субъектов были предусмотрены те же последствия, что и для лиц, участвующих в деле, и ихпредставителей – удаление из зала судебного заседанияпо определению суда (ч. 2 ст. 149).
Применяятакие меры принуждения, как предупреждение, удаление из зала заседания судтакже вправе наложить на лиц виновных в нарушении порядка в судебном заседании,штраф в размере до десяти установленных федеральным законом МРОТ. Определение оналожении штрафа выносится судом рассматривающим дело в том же заседании.
При наличии вдействиях лица, нарушающего порядок в судебном заседании признаков преступлениясуд не вправе возбуждать уголовное дело, как это было предусмотрено в ст. 149 ГПК 1964 г. Это правильно, поскольку наличие подобного полномочия судапротиворечило сути правосудия. Согласно ч. 4 ст. 159 ГПК 2002 г. при подобных обстоятельствах судья направляет соответствующие материалы прокурору длявозбуждения уголовного дела в отношении нарушителя.
В случаемассового нарушения порядка гражданами, присутствующими в судебном заседаниисуд может удалит из зала заседаний граждан, не являющихся участниками процессапо распоряжению председательствующего. Для этого не требуется повторногонарушения установленного порядка достаточно однократного нарушения, носовершенного несколькими гражданами, присутствующими в судебном заседаниидальнейшее рассмотрение дела осуществляется в закрытом судебном заседании, очем в соответствии с ч. 4 ст. 10 ГПК суд выносит мотивированное определениелибо разбирательство дела откладывается (ч. 5 ст. 159 ГПК).
Судебноеразбирательство гражданских дел состоит из последовательно сменяющих друг другачастей подготовительной рассмотрения дела по существу, судебных прений,вынесения и объявления решения. Каждая часть судебного разбирательства имеетсвою частную задачу и соответствующее ей содержание.
Заключение
Принятие Концепциисудебной правовой реформы Верховным Советом РСФСР 24 октября 1992 г. ознаменовало последние годы XX и начало XXI в. обновлением многих отраслей законодательства, втом числе и гражданского судопроизводства, с целью приведения его всоответствие с изменениями в общественно – политической и экономической жизнистраны.
2002 год ознаменовалсяреализацией судебной правовой реформы в области гражданского судопроизводствапринятием двух кодексов – Арбитражного и Гражданского процессуального,существенно обновивших соответственно законодательство, регулирующее порядокрассмотрения и разрешения гражданских дел (в широком смысле) арбитражнымисудами и судами общей юрисдикции. Проект ГПК РФ готовился представительнойрабочей группой, созданной приказом Минюста РФ от 23 мая 1993 г. В состав рабочей группы наряду с видными практическими работниками вошли ученые Москвы, Санкт– Петербурга, Екатеринбурга, Саратова.
В ГПК 2002 г. отражены изменения в общественных отношениях с учетом задач гражданского судопроизводства, атакже потребностей судебной практики в связи со значительным расширениемконституционного права на судебную защиту. Соответственно последовательнорешены такие вопросы, как:
— действие принципов диспозитивности,состязательности, объективной (судебной) истины;
— степень активностисуда;
— процессуальноеположение прокурора;
— подсудность делмировому судье;
— введение апелляционногосудопроизводства;
— рассмотрение жалоб насудебные постановления в порядке надзора;
— место исполнительногопроизводства в системе ГПК, и многие другие.
ГПК РФ 2002 г. – третий кодекс России: первый действовал с 1923 по 1964 г.; второй – с 1964 по 1 июля 2002 г. Одной из особенностей ГПК 2002 г. является то, что многие положенияподготовительного проекта были внесены в ГПК РСФСР 1964 г. по инициативе Верховного Суда РФ в 1995 и в 2000 гг., что позволило проверить ихдейственность в судебной практике и учесть недостатки при окончательнойдоработке проекта ГПК, в частности, это коснулось таких новых институтов, каксудебный приказ и заочное решение. Следует отметить, что, несмотря назначительные изменения и дополнения, внесенные в ГПК 2002 г., по сравнению с ГПК 1964 г., между ними имеется преемственность по вопросам, традиционноразрешаемым единообразно, как то: отводы судей и других участников процесса,территориальная подсудность, судебные расходы, судебное разбирательство, особоепроизводство и др. Можно отметить также, что наряду с дифференциацией междуарбитражным и гражданским судопроизводством, связанно с различием в судебнойсистеме и дискуссионностью проблем подведомственности, произошло и значительноесближение между этими видами гражданского судопроизводства, что отразилось наединообразном решении большинства общих положений и производства в суде первойинстанции.
Задача № 1
По делу иску Пухова К.М.к Ситникову С.С. было рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочногопроизводства. Судья, исходил из того, что поскольку место пребывания ответчиканеизвестно и об этом у суда имеются сведения с последнего места жительстваСитникова, то судебные извещения направлялись по известному суду адресуответчика и, следовательно, считаются доставленными. В деле имелись почтовоеизвещение о том, что телеграмма, которой ответчику сообщалось о судебномзаседании не вручена, так как адресат отсутствует, и судебная повестка сотметкой о том, что по данному адресу Ситников С.С. не проживает и место егопребывания неизвестно.
Ситников обжаловалрешение суда, указав, что не мог участвовать в рассмотрении дела, поскольку судебныеизвещения направлялись по адресу его постоянной регистрации, который указанистцом в исковом заявлении, но он в течение нескольких лет по данному адресу непроживает.
Задание к задаче:
Постановление какогосодержания должен вынести суд?
Ответ: В соответствии сч. 2, ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, вотношении которого отсутствуют сведения о его извещении, разбирательство делаоткладывается. При отложении разбирательства дела назначается дата новогосудебного заседания (ч. 2, ст. 169 ГПК РФ).
Поэтому суд долженвынести постановление о назначении нового судебного разбирательства.
Задача № 2
Зайцев Ф.Л. подал нарешение мирового судьи апелляционную жалобу, в которой указал, что, являясьодном из соответчиков, не был надлежащим образом извещен о времени и местесудебного заседания у мирового судьи.
Судья районного суда,считая, что данное нарушение норм процессуального права, допущенное прирассмотрении дела в суде первой инстанции, не может быть исправлено в судеапелляционной инстанции, решение мирового судьи отменил и направил дело нановое рассмотрение тому же мировому судье.
Задание к задаче:
1. Каковы основания дляотмены решения мирового судьи в апелляционном порядке?
2. Каковы полномочия судаапелляционной инстанции?
3. Правильно ли поступилсудья в данной ситуации?
Ответ:
1. В соответствии с ч. 1,ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменении решения суда в кассационномпорядке являются:
1) неправильноеопределение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанностьустановленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводовсуда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение илинеправильное применение норм материального или норм процессуального права.
2. В соответствии с ч. 2,ст. 327 ГПК РФ рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится поправилам производства в суде первой инстанции.
Суд апелляционнойинстанции при рассмотрении апелляционных жалоб, представления вправе:
оставить решение мировогосудьи без изменения, жалобу, представления без удовлетворения;
изменить решение мировогосудьи или отменить его и принять новое решение;
отменить решение мировогосудьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставитьзаявление без рассмотрения.
3. В этой ситуации судьяпоступил правильно, потому что не извещение соответчика Зайцева Ф.Л. о времении месте судебного заседания у мирового судьи является нарушением нормпроцессуального права. Дело должно быть направленно в суд первой инстанции нановое рассмотрение.
Список использованнойлитературы
1. Гражданскоепроцессуальное право: учеб. / С.А. Алехина, В.В. Блажеев и др.; под ред. М.С.Шакарян. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 592 с.