Реферат по предмету "Исторические личности"


П. Л. Сорокин

Содержание


1 "Русский" период жизни и творчества П. Сорокина


2. Юность


3 Революционная деятельность, студенческие годы.


4. Научная и преподавательская деятельность а) "Система социологии"


5. Последние годы жизни в России


6."Американский" период жизни П. Сорокина



П.

Л. Сорокин - крупный социолог XX века


Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был "американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой "десятке" ведущих социологов мира.


Родился П. А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми, крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели представители разных политических течений -эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. Мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор" В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. "зайцем" проехал Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как "Вестник Знания" , "Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма" .В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это было беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.


За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабо и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала; в Подолию, потом за границу. В 1913г. был арестован снова. За всё это время Сорокин был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга "Преступление и кара, подвиг и награда" , обратили на себя внимание, как русской, так и. европейской науки. В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, "Анатомия национальностей и единство государства" , "Формы правления" , "Проблему социального равенства" , "Основы будущего мира" и др.


В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорского званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится "приват-доцентом" . Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения.



России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг. Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяц;


скрываться в Северо-Двинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял политике, революции и самом себе и избавился от многих "соблазнительных иллюзий". Именно тогда, вероятно, им было написано его "отречение" - открытое письмо, в которое он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.


После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина "Ценные признания Питирима Сорокина" . По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден: На этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина "Система социологии" , которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.


В "Системе социологии" П. А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, глав её направления и основные задачи каждого из них.


"Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущие в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности" . "Социология изучает общество с трех главных точек зрения: 1) его строения и средства 2) данных в ней процессов или его жизнедеятельности 3) происхождения и развития, общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии" П. А. Сорокин писал: "Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество... Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого обществ. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями... Только знание здесь может указать как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение" .


Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую.. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки, зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на: социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, та и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которым оно вызывается и определяетсясоциальную генетику; "Задача генетической социологии - дать основные историческиетенденции в развитии общественной жизни людей"


Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.



В учении о строении общества П. А. Сорокин пишет: "Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде." Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются 1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих 2) взаимодействие сходных и несходных лиц взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное


Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых".


"Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процесс взаимодействия" . "Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство... Тесная причинная взаимозависимости их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих- лиц.Как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от просто суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы." "Всякую группу людей, взаимодействуя друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом" .


Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит г три группы:


космические или физико-химические


биологические


социально-психические


Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этойорганизации. "Общественная жизнь представляет не что иное, как непрерывный потоквозникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств. "Коллективное единствперестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между часть или всеми его членами". "Прекращение коллективного единства ведет к исчезновениюего организации. Но падение одной организации и замена её другой вовсе ещё неозначают исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что порядок и организация последнего изменилась!" Затем Сорокин рассматривает строение расслоение населения. Он подчеркивает, что "население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет. чего-то цельного единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом" . "Из множества групп, которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения: а) по семейной принадлежности б) по государственной в) по расовой д) по профессиональной е) по имущественной ж) по религиозной з) по объемно-правовой и) партийной. Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают: а) типичные и не типичные для данного населения.


Из типичных важны класс и национальность.


б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. "Судьба любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием, каких либо одних групп, а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов". Для объяснения исторических процессов "приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп".


Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. "Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам: 1. разряду космических (физико-химических) сил 2. разряду сил биологических 3. разряду сил социально-психических. К разряду космических сил П. А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.


К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие: 1. потребность питания 2. потребность половая 3. потребность индивидуальной самозащиты 4. потребность групповой самозащиты 5. бессознательное подражание 6. потребность движения другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и,т.п.)


Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит: 1. идеи 2. чувства-эмоции волнения людей.


К сложным относятся: 1. материальная культура, окружающая человека


2. духовная атмосфера социальной среды 3. Общественно-политическая организация групп, явлениевласти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.


В своей работе П. А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторе на поведение человека и общественную жизнь. "Человек, как и все явления мира не из-под действия законов необходимости, что "абсолютной свободы воли" нет... Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы... Зависимость нашего, поведения от социально - психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как "свобода воли" и поведения. Рост влияния социально-психических факторов "на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему "я". Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий "свободной воли". Единственный смысл, который может, означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения... С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша "свобода" . Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие "свободы воли" . "Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт


22 апреля 1922г. на диспуте тайным голосованием ученый Совет признал Сорокина заслуживающим степени доктора социологии. Он был первым в истории русской науки доктором социологии. К моменту защиты П. Сорокиным было опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской власти и марксистской теории, Ленин резко критиковал статью П. Сорокина "Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию", напечатанную в 1922г. в первом номере журнала "Экономист". В частности, в этой статье Сорокиным был дан статистический материал о развитии семейно-брачных отношений и разводах. Ленин писал, что Сороки "искажает правду в угоду реакции и буржуазии".


В 4)еврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь 103 годовщины Петербургского университета. Обращаясь к молодежи, он заявил, что "вера отцов" оказалась "банкротством". "Их опыт в форме традиционного мировоззрения интеллигенции оказался недостаточным, иначе трагедии не было бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться, он не спас нас, не спасет и вас. Он надолго исчез в зареве войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопи о неполноте опыта "отцов" и ошибочности их патентованных спасительных рецептов" . Советуя молодежи обрести "новую веру" , Сорокин прежде всего рекомендует ей "взять собой в дорогу" знания, чистую науку, любовь и волю к производительному труду.


В связи с тем, что после революции неомарксистские социологи продолжали работать т же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержании курсов по общественным наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе П. А. Сорокину, была запрещена преподавательская деятельность. Под натиском властей в сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е. П. Баратынская, навеки были вынуждены оставить Россию. "Что бы не случилось со мной в будущем, - написано в его дневнике, уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как ( не тяжела она была, - это самая высшая, самая прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества Сорокина - русский и американский. Для "американского" социолог Сорокина "русский период" творчества является своего рода инкубационным, "годами учения" , очень интересными и по - своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно обозначились те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение своей последующей жизни. Если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественно: макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа. П. Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации и уже летним семестром 1924г. Он приступил к чтению лекций в Миннисотском университете. В 1924г. Выходит его первая печатная книга "Листки из русского дневника", описывающая и анализирующая российские события 1917-1922гг. В 1925г выходит в свет его "Социология революции" , В 1927г. "Социальная мобильность. Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. П. Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1. Вертикальном - движения вверх и вниз, 2. горизонтальном - движения на одном и том же социальном уровне.


В 1928г. Вышла в свет книга "Современные социологические теории", в 1929г. - «основания городской и сельской социологии". В 1930г. Всемирно известный Гарвардский университет предлагает Сорокину возглавить учрежденный социологический факультет. П. Сорокин принял это предложение и проработал в университете до 1959г. В 1956г. Увидела свет его новая работа "Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук", в 1956г. вышла работа «"Современные социологические теории". В 1964г. в знак признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избирают председателем Американской социологической ассоциации.


11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П. А. Сорокин скончался. П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Кантом, Г. Спенсером, М. Вебером.



ЛИТЕРАТУРА


П. А. Сорокин, "Общедоступный учебник социологии" , Москва, Наука, 1994г.


И. Громов, А. Мацкевич, С. Семенов, "Западная социология" , Санкт-Петербург, 1997г.


С. Новикова, "История развития социологии в России" , Москва-Воронеж, 1996г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.