Оглавление
Введение
1. Последнее десятилетие автомобилизации: руководитель иорганизация
2. Социологические исследования общественного мнения о ГАИ
3. Корректировка и урегулирование взаимоотношений междуобщественностью и Госавтоинспекцией
3.1Разъяснительно-пропагандистская деятельность
3.2 Работа с общественностью
3.3 Совершенствование деятельности Госавтоинспекции поборьбе с преступностью и охране общественного порядка
3.4 Кадровое обеспечение и воспитание личного состава.Развитие контрольно-профилактической службы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Необходимость установить на дорогах какой-то порядоквозникла с развитием гужевого транспорта. В России всерьез решили бороться запорядок на дорогах где-то в 17 веке. Принимались царские указы, издавалисьраспоряжения градоначальников, запрещающие «ездить на резвых лошадях, битьнерасторопных прохожих плетьми и скверно браниться, ездить скоро и чинитьвсякие свисты...» С тех пор минуло немало лет. Многое изменилось...
30-е годы — начало массовой автомобилизации в стране. Встаетвопрос о том, чтобы создать общесоюзный орган государственного надзора заэксплуатацией автомобильного транспорта. В июле 1936 года Совнарком утверждаетположение о ГАИ в составе главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВДСССР.
90-е года — в РФ отмечается рост дорожно-транспортныхпроисшествий и числа пострадавших в них людей. Использование органамивнутренних дел методов и форм влияния на обстановку с аварийностью,ориентированных на широкое применение мер административного воздействия, ккардинальным переменам не привело.
Возникла необходимость реформирования деятельностиГосавтоинспекции. В июне 2003 г. Президент в своем Указе потребовал «принятьмеры по установлению единой системы правил, стандартов, технических норм вобласти безопасности дорожного движения» и переименовывает ГАИ вгосударственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД), а такжеутверждает ее положение. И уже 1 июня министра МВД России издает приказ «Ореформировании деятельности госавтоинспекции МВД России».
После принятия столь революционных документов изменения влучшую сторону появились, но они пока малозаметны. По результатам изученияобщественного мнения можно выявить наиболее острые проблемы в деятельностислужбы и наметить пути их решения.
Цель данной работы: исследование общественного мнения оГАИ-ГИБДД
Соответственно цели поставлены и задачи:
изучить существующую ситуацию в органах Госавтоинспекции
определить проблемы в данной области
исследовать общественное мнение о ГАИ
наметить пути решения проблем и изменения ситуации.
Заявленная тема несомненно актуальна, поскольку одновременнос глобальной автомобилизацией появляются все новые проблемы и одна из самыхпервых — взаимоотношения населения с работниками ГАИ.
1. Последнее десятилетие автомобилизации: руководительи организация
Наверное, глупо и наивно по личности руководителя судить обовсей организации. Тем более, если речь идет о службе, действующей на территориивсей страны. Но куда денешься — привычка видеть в «начальстве» непросто штатную единицу, функцию, а нечто гораздо большее неискоренима. Может,кто и назовет это пережитком авторитаризма, но обывательское убеждение, что отруководителя зависит все и роль его определяющая, имеет под собой некотороеоснование. А сомневающиеся пусть ответят, почему у наших чиновников вдругвозникают повальные увлечения то теннисом, то горными лыжами...
Так или иначе, интересно поискать взаимосвязь между стилем ирезультатом руководства. Особенно применительно к автоинспекции, работа которойна виду у каждого автомобилиста. Есть и повод: бессменный руководитель ГАИ — ГИБДД,занимавший свой пост десять лет при пяти министрах внутренних дел, ушел вотставку. В прошедшее десятилетие перемен, метаний, реформ, происходивших встране, во главе автоинспекции стоял один человек. Куда вел он вверенное емуведомство и к чему привел?
Образ «главного гаишника», в 1992 годувозглавившего автоинспекцию России, — никак не вязался с ожидаемым. Непрямолинейный милиционер, нет — интеллигентный, остроумный, располагающий ксебе человек. Едва вступив в должность, генерал-лейтенант удивил страну,проехав по ней инкогнито, дабы поймать нечистых на руку подчиненных. Было многошума. Хотя если трезво прикинуть: руководителю службы стало известно то, чтознает в стране каждый автомобилист — немножко странная сенсация. И тем неменее, народ встрепенулся: неужели грядут перемены, неужели новый начальникнаведет порядок, избавит нас от взяточников в милицейских погонах?
Перемены, действительно, не заставили себя ждать. Забытыебыло в конце восьмидесятых штрафные талоны возродились в начале 1993-го в видевременных разрешений. Снова водителей стали наказывать дважды за одно нарушение:штрафом и баллами. Опять в руках нечестных автоинспекторов появился мощныйинструмент вымогательства взяток: за 15 баллов грозило лишение «прав»от трех месяцев до полугода и нарушители, чтобы избежать этого, готовы былираскошеливаться. И это решение инициировал человек, так убедительно говорившийо нарушениях в рядах ГАИ!
Кроме того, в КоАП РСФСР были внесены поправки, дающие вруки автоинспекции по сути дела неограниченные полномочия. Задержаниеавтомобиля, изъятие удостоверений до уплаты штрафа, платные штраф-стоянки. Забылводитель «права», его на полном основании можно выкинуть из машины, аее забрать на коммерческую стоянку, пока не привезет документы.
Началась мода на платные парковки. Автоинспекция, следуяраспоряжениям местных властей, расцветила наши города знаками, запрещающимиостановку. В 1994 году в демократической России узаконили «блатные номера».Так называемые федеральные регистрационные знаки давали индульгенциюпрактически на любое нарушение Правил. А потом ввели и милицейские синие. Приэтом в течение многих лет начальник Государственной автоинспекции выходил врейд. Сам генерал, как рядовой постовой, его заместители стояли на дороге и«тормозили» машины с «мигалками», федеральными номерами ивсякими хитрыми пропусками. Они, невзирая на липа и должности, ловилинезаконных «льготников».
Вообще, все, что происходило десять лет в нашейавтоинспекции, было не просто двойственным. Автомобильную жизнь страны трясло,как в лихорадке! Ужесточение требований приводило к произволу (или угрозепроизвола) со стороны автоинспекции, что, в свою очередь, вело к протестамводителей. В советские времена все ограничилось бы разговорами на кухне или вгараже. В девяностые на борьбу с неразумными или нарушающими праваавтомобилистов решениями поднимались журналисты, юристы, политики. И добивалисьсвоего.
Надо отдать должное автоинспекции, она не упорствовала. Призналарукописные, не заверенные нотариусом доверенности на управление автомобилем, непротивилась продаже автомобилей по договору в простой письменной форме,запретила техосмотр «на дороге», отменила принятые было талонытоксичности и многое другое, о чем сегодня, может быть, не вспоминают, но чтосущественно и безосновательно осложняло нашу жизнь. И это, пожалуй, лучшеесвидетельство движения ГАИ к демократичности, чем показательные ежегодные рейдыее начальника. Да, за прошедшее десятилетие Государственная автоинспекцияРоссии сделала заметные шаги к правовому устройству, хотя, кажется, стремиласьк противоположному.
В конце концов новый КоАП, принятый Госдумой, отменил ивременные разрешения, и эвакуаторы, и изъятие «прав», и многое,многое другое, что предлагали поборники закручивания гаек. И вот сегоднясотрудник ДПС организует движение и останавливает нарушителей, решение же об ихвиновности принимает суд. И это действительно настоящая революция в работеГосударственной автоинспекции. К ней самой, впрочем, имеющая очень малоотношения.
На наших глазах произошел и еще один переворот. Его можноназвать коммерциализацией ГАИ. В общем-то, с наступлением рыночной экономики вовсей стране деньги стали играть главную роль, все покупается и продается. Страннобыло бы ожидать иного от автоинспекции, сидящей на золотой жиле. Но такойразмах… Долго перечислять общеизвестное смысла нет: можно купить «права»и медицинскую справку для их получения, в любом мало-мальски известномавтосалоне приобрести регистрацию автомобиля, организовать «гаишное» сопровождение.А вот, пожалуй, самые масштабные решения: переименование в 2003 году ГАИ вГИБДД, названное реформой (в чем она состояла, до сих пор никто не может толкомобъяснить). И введение инструментального технического осмотра.
Генерал Федоров рассказывал: суть реформы в том, чтоавтоинспекторы станут помогать водителям. И эти благостные, но оченьнеконкретные намерения осуществлялись на совершенно конкретные и совсем немаленькие деньги. Что стало с намерениями — мы видим, а что с деньгами — догадываемся.Впрочем, поскольку вынуты не из нашего кармана, считать их не хочется. Затотехосмотр влетел в копеечку автомобилистам. Да, здесь тоже на словах все былоправильно и разумно: состояние транспорта у нас — ни в какие ворота, надо заним следить, контролировать. А «инструменталка» этому поможет. Результат:ТО — в руках неких фирм, взятки, отсутствие объективных результатов осмотра. Соответственно,никаких улучшений в техническом состоянии автомобилей.
Коммерциализация автоинспекции происходила явно и еесобственными стараниями. Демократизация — в основном, вопреки ее воле. Зачастую,как это было, например, с временными разрешениями, ГИБДД подчинялась решениюВерховного суда. И в этом, вероятно, ответ на вопрос о том, что случилось в 2007году. Произошел грандиозный (хотя, может быть, на первый взгляд незаметный) провалв деятельности автоинспекции и безопасности дорожного движения. Все началось спринятия зимой прошлого года главы 12 Кодекса об административных нарушениях РФ.
Да, специалисты ГИБДД и Минтранса явно переборщили в своихпопытках вернуть новый КоАП во времена авторитаризма, предлагая врассматриваемый Думой кодекс возврат баллов, эвакуаторов и прочие «прелести».В нынешнее время эти решения пройти не могли. И не прошли. Что само по себе,конечно, хорошо. Плохо другое: из стройного, взаимоувязанного документа вырваликуски. И он стал противоречивым, трудноисполнимым, нелогичным (о чем ЗР писалне раз).
Наверное, наиболее существенным недостатком нового кодексастало отсутствие действенного механизма наказания нарушителей. Да, при старомкодексе этот механизм был бесконечно далек от нормального, правового.
Дисциплинированность водителей основывалась не на строгостии исполнимости Закона, а… на мздоимстве автоинспекторов. Главным рычагомоплаты штрафа было изъятие, по сути, в залог, «прав». В задержанииводительских удостоверений одинаково не заинтересованы были и автомобилисты, иинспекторы, которые, к обоюдному удовольствию, «договаривались». Водителихудо-бедно соблюдали Правила, материально заинтересованная автоинспекция ловиланарушителей.
И вдруг пусть и негодное, но более-менее устойчивоеравновесие было нарушено. Как сегодня заставить водителя платить штраф — неизвестно.А главное, непонятно, какой смысл инспектору останавливать нарушителей. Темболее, не продумана ни доказательная база нарушений, ни система рассмотрениядел о нарушении Правил в суде. Что делать в такой ситуации ГАИ? По логике вещей- срочно ликвидировать образовавшиеся пробелы и противоречия в законодательстве,разработать новую методику работы сотрудников ДПС. Имея серьезный научныйцентр, выходы в правительство и Думу, это не так уж проблематично.
Вместо этого Госавтоинспекция предпочла… саботаж! Безвсякой на то необходимости начальник ГУ ГИБДД запретил взимать штрафы на месте,хотя законодательство этого не требовало (до 1 МРОТ — пожалуйста!). Иполучилось, что наказать даже мелкого нарушителя можно только по протоколу. Писатьполчаса бумагу, по которой водитель, может, еще и платить потом не будет,патрульным не хочется. А денег «на месте» им никто не предлагает. Воти стала автоинспекция смотреть на нарушителей сквозь пальцы. У водителей,подстрекаемых иными СМИ и самой ситуацией на дороге, появилось чувство полнойбезнаказанности. Все это привело к провалу в безопасности движения. Впервые вистории Российской Федерации количество аварий за год настолько подскочило — сразуна двенадцать процентов.
Год 2008-й начинается снова с ГАИ, но уже безгенерал-лейтенанта милиции Федорова во главе ее. Итог прошедшего бурногодесятилетия автомобилизации подвести очень не просто. Все мы, и водители, иавтоинспекция, стали другими, изменилась и страна Вместо полного слепогоподчинения человеку в милицейских погонах — недисциплинированность на дорогахВместо декларируемого взаимопонимания автомобилистов и ГАИ — противостояние,победу в котором одержать невозможно (что и показал, в частности, новый КоАП, врезультате борьбы ставший похожим на лоскутное одеяло). Вместо власти Закона — главенстводенег. И, несмотря ни на что — заметные шаги к демократизации взаимоотношенийна российских дорогах
Есть ли во всем этом заслуга или, наоборот, вина человека,десятилетие возглавлявшего Государственную автоинспекцию? Вопрос неправомерен. Даи так ли уж важно понять роль в происходящем конкретного лица. Главное,наверное, в другом: нынешняя ГАИ — на пороге перемен не только из-за сменыруководителя. Наша жизнь изменилась, и нужно, чтобы организация дорожногодвижения соответствовала ей. А еще лучше, направляла ее. И это — уже задачаавтоинспекции и ее нового начальника на будущее.
2. Социологические исследования общественногомнения о ГАИ
С начала реформирования ГАИ и переименования автоинспекции вГИБДД прошло достаточно много времени. И оно, это время, показало, что реформа,к которой поначалу скептично отнеслись как автовладельцы, так и самиинспекторы, уже дала свои первые положительные результаты. Об этомсвидетельствуют итоги опроса общественного мнения о деятельности ГИБДД. Порезультатам изучения общественного мнения можно выявить наиболее острыепроблемы в деятельности службы и наметить пути их решения.
По мнению большинства респондентов слишком суровые наказанияза нарушение правил дорожного движения являются основным недостатком вдеятельности ГИБДД. Всего 5 человек из 100 опрошенных удерживает от нарушенийправил боязнь быть наказанным.
Интересы дорожно-патрульной службы и водителя в сфередорожного движения пока совпадают лишь частично.
Мнение о сотрудниках госинспекции сложится действительно хорошее,если водитель будет видеть лицо инспектора как можно реже, а этого можнодостигнуть лишь тогда, когда блюститель законности и порядка для проверкидокументов будет останавливать водителя на стационарных постах при этомназывать причину беспокойства, и не будет проверять техническое состояниетранспортного средства при наличии талона о прохождении гостехосмотра.
Многое сделано, а предстоит сделать еще больше. Сегодняшниедела и заботы несравнимы с прежними ни по своим масштабам, ни по возможностям. ГАИпоменяла свое название, но от этого не изменилось ее предназначение. ГИБДД каки прежде подразделение милиции, а служба здесь особая. Призвана она защищатьправа и интересы участников дорожного движения.
С помощью анкеты, состоящей из девяти вопросов было опрошено800 респондентов.
На вопрос «Изменились ли отношения инспекторовдорожно-патрульной службы к участникам движения в связи с реформированиемдеятельности службы ГИБДД?», 56 процентов опрошенных ответилиположительно, 25 процентов считают, что отношения остались такими же, какпрежде, и 18 процентов респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
50 процентов отвечавших на этот вопрос видят отношениеинспекторов ДПС к участникам дорожного движения доброжелательным и вежливым, 18процентов — грубыми и нетактичными и 31 процент участников вопроса неопределились в своем мнении.
«Соответствует ли сейчас сотрудник ГИБДД образу,достойному подражанию?» — на этот, несколько провокационный вопрос,положительно ответили 43 процента опрошенных автовладельцев, 18 процентов такне считают, 31 процент счел, что инспекторы ГИБДД стали более грамотными ивежливыми в общении и восемь процентов по-прежнему считают «гибэдэдэшников»бескультурными людьми.
Эксплуатируют свой транспорт без прохождения техосмотра, а именноэтого касался один из вопросов анкеты, 25 процентов владельцев машин по причинеотсутствия времени для прохождения осмотра, 43 процента — из-за материальногозатруднения, шесть процентов не считают достойным своего внимания наказание заэтот вид нарушения, а 20 процентов не знают, почему они не проходят техосмотр. Кстати,всего у 25-ти процентов опрошенных сотрудники ГИБДД проверяли исправностьавтомобиля, прошедшего гостехосмотр.
75 процентов респондентов анкеты считают, что инспекторыГИБДД компетентны и профессиональны в выполнении своих служебных обязанностей,12, 5 процента имеют противоположное мнение и столько же не смогли ответить навопрос.
Самый же коварный вопрос анкеты — «Злоупотребляли лисотрудники ДПС при оформлении правонарушений своим положением?» — получилвсего шесть процентов положительных ответов против 94-х процентов отрицательных.Так что, резко негативное отношение курян к гаишникам за последний годсменилось на положительное — к инспекторам ГИБДД. И это не может не радовать,ведь от взаимоотношений всех участников дорожного движения зачастую зависятжизни сотен людей.
Фонд «Общественное мнение» констатирует тот факт,что в России не любят ГАИ — ГИБДД. Большинство россиян относятся к милициинегативно, передает российское информационное агентство «Интерфакс». Таковырезультаты всероссийского опроса городского и сельского населения, проведенного29 июня фондом «Общественное мнение».
Опросив 1500 человек, организаторы акции выяснили, что вкачестве типичного современного милиционера большинство россиян описываютчеловека, не соответствующего возложенным на него обязанностям. Так, 48процентов россиян считают, что отечественная милиция плохо справляется сосвоими обязанностями, 38 процентов — удовлетворительно, и только восемьпроцентов — хорошо.
При этом 20 процентов опрошенных считают, что современныйработник ГАИ — прежде всего взяточник, 11 процентов полагают, что он человек«наглый, беспардонный, грубый», «агрессивный, злой», «бездушный»,«беспринципный» и «бессовестный»; еще 11 процентов считаюттипичного сотрудника ГАИ «бездельником», «безынициативным» или«малограмотным и случайным человеком», а восемь процентов опрошенныхутверждают, что типичный гаишник сам является преступником, так как «несоблюдает закон», «участвует в преступных группировках», «воруетвсе что можно».
У 18 процентов из 25 процентов россиян, имевших в последниедва-три месяца дело с сотрудниками ГАИ, остались от этого общения в основномнеприятные воспоминания, и лишь семь из 25 процентов вспоминают об этом безнегативных эмоций.
Результаты социологического исследования на предметдеятельности ГИБДД с точки зрения общественного мнения.
Для того чтобы «народная картина» получиласьнаиболее полной и объективной, социологическая служба округа разработала анкетыи структуру выборки. Было опрошено 3000 человек от 18 лет и старше, средикоторых 1530 мужчины и 1470 женщин.
Любопытно, что по-прежнему твердый «неуд. », сточки зрения общественного мнения, заслуживает работа сотрудников теперешнейГИБДД. В «номинации» самых непопулярных они «завоевали» рекордноеколичество процентов — 27. (Хотя улучшение здесь все-таки есть: в февраленедовольных деятельностью ГИБДД было 35 процентов)
Конечно необходимо принять меры и провести более подробноеисследование общественного мнения, чтобы выяснить, что конкретно имели в видуграждане, когда ставили «неуд. », — качество несения службысотрудниками или грубость персонала, а может, график их работы или что-тодругое?
3. Корректировка и урегулирование взаимоотношениймежду общественностью и Госавтоинспекцией
С целью урегулирования отношений между общественностью иработниками ГИБДД следует провести ряд мероприятий, направленных на улучшениевнутриорганизационной структуры ГИБДД, а также на работу с общественностью. Вприложении 3 к приказу МВД России от 9 сентября 2002 г. №59 предложены основныеположения проекта концепции дальнейшего развития и совершенствованиядеятельности Госавтоинспекции на период 2002-2005 гг. Приведем некоторые изних, относящиеся к нашей теме.
Основные положения проекта Концепции развитияГосударственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации (далее — ГАИ) разработаны с учетом положений Концепции развития органоввнутренних дел и внутренних войск МВД России до 2005 года. Федеральной целевойпрограммы обеспечения безопасности дорожного движения в России, проектаКонцепции государственной транспортной политики Российской Федерации.
Государственная система обеспечения безопасности дорожногодвижения включает в себя разработку и принятие соответствующих правил и другихнорм по безопасности, обучение соблюдению этих норм, убеждение вцелесообразности их соблюдения, а при необходимости — принуждение к соблюдениюэтих норм, опирающееся на силу закона. Положение о Государственнойавтомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерацииопределяет место и роль этой службы в государственной системе обеспечениябезопасности дорожного движения, устанавливая, что на ГАИ возлагаетсягосударственный контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов в сфереобеспечения безопасности дорожного движения. Концепция развития органоввнутренних дел и внутренних войск МВД России до 2005 года устанавливает, что втекущем периоде, ближайшей и отдаленной перспективе, предполагается в полномобъеме сохранить компетенцию ГАИ.
Цель предлагаемых мероприятий — укрепить и развить деловоесотрудничество со всеми субъектами обеспечения безопасности дорожного движения,расширить взаимовыгодное международное сотрудничество; повысить уровеньподготовки кадров, обеспечить высокий профессионализм и воспитание личногосостава ГАИ в духе непримиримости к правонарушителям, умышленно создающимугрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, справедливости вприменении мер правового воздействия, внимательного отношения к гражданам,оказание им всесторонней помощи.3.1 Разъяснительно-пропагандистская деятельность
Приоритетными направлениями развития и совершенствованияразъяснительно-пропагандистской деятельности на текущий период и ближайшуюперспективу должны стать:
организация системы правового дифференцированногоинформирования разных социальных и возрастных групп населения о действующемзаконодательстве, о решениях, принимаемых органами власти, по деятельности ГАИи в целом по обеспечению безопасности дорожного движения;
повышение эффективности профилактики детскогодорожно-транспортного травматизма (активизация деятельности отрядов юныхинспекторов движения, подготовка методических пособий, рекомендаций для детскихучреждений и школ, реализация планового механизма проведения профилактическихмероприятий в детских дошкольных учреждениях, школах, лицеях и т.д.);
проведение общегосударственных и региональных смотровбезопасности дорожного движения; образование под эгидой Правительственнойкомиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движенияпостоянного Комитета по проведению ежегодной “Недели безопасности дорожногодвижения в России”;
регулярное изучение с привлечением специализированныхорганизаций общественного мнения, разработка на основе этого изученияуправленческих решений по совершенствованию деятельности ГАИ;
создание специальной телепрограммы на Российском телевидениидля популяризации деятельности ГАИ, обсуждения наиболее острых и актуальныхпроблем общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения;
систематическое проведение региональных и общероссийскихконкурсов телерадиопрограмм и публикаций в прессе, а также тематическойпечатной продукции на лучшее освещение проблем в сфере обеспечения безопасностидорожного движения;
активизация внедрения новых форм пропаганды безопасностидорожного движения путем использования рекламы на городском пассажирскомтранспорте, улицах и дорогах, телевидении;
формирование постоянного актива представителей средствмассовой информации, творческих коллективов и организаций, объединившихся наоснове общности интересов для улучшения деятельности ГАИ, совершенствованияусловий и безопасности движения.3.2 Работа с общественностью
Наиболее приоритетными направлениями взаимодействия ГАИ собщественностью должны стать возрождение и дальнейшее развитие форм и методовсовместной деятельности.
В этих целях:
планируется подготовить предложения по решению вопросовпривлечения общественности, в том числе гаражно-строительных кооперативов,фондов и т.д., к совместной с ГАИ работе по предупреждению ДТП;
получат дальнейшее развитие общественные советы при ГУГАИМВД России и аппаратах ГАИ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации,институты общественных автоинспекторов, повысится их роль по подготовкерекомендаций при принятии управленческих решений по обеспечению безопасностидорожного движения и совершенствованию деятельности ГАИ;
будет активизировано взаимодействие с Всероссийскимобществом автомобилистов (разработка совместных планов работы по предупреждениюДТП среди индивидуальных владельцев автомототранспорта, проведение совместныхсеминаров-совещаний по актуальным проблемам обеспечения безопасности дорожногодвижения, организация массовых профилактических мероприятий, рейдов, “круглыхстолов” и т.д.).
На втором этапе (до 2005 г) предполагается разработкапредложений о проведении Всероссийского съезда общественных формирований длявыработки долгосрочной Программы взаимодействия с ГАИ по предупреждениюдорожно-транспортного травматизма.3.3 Совершенствование деятельности Госавтоинспекциипо борьбе с преступностью и охране общественного порядка
На текущий период и ближайшую перспективу деятельность ГАИдолжна быть ориентирована на повышение роли службы в борьбе с преступностью,организации и проведении работы по розыску транспортных средств.
На первом этапе планируется: обеспечить повышениерезультативности целевых и специальных мероприятий по обеспечению общественнойбезопасности в сфере дорожного движения, борьбы с преступностью, связанной сиспользованием автомототранспортных средств; сосредоточить усилия личногосостава ГАИ и контрольных постов милиции на проверке разыскиваемогоавтомототранспорта, выявлении поддельных и похищенных документов,государственных регистрационных знаков, а также лиц, находящихся в розыске; создатьна федеральном и региональном уровнях эффективную систему анализа процессов всфере преступных посягательств на транспортные средства и перевозимые грузы,грабежей и разбойных нападений на водителей.
До 2005 г. намечается: завершить создание межрегиональнойоперативно-поисковой заградительной системы контрольных постов милиции,межрегиональных и региональных центров автоматизированнойинформационно-поисковой системы розыска автотранспортных средств. Обеспечитькаждый контрольный пост компьютерной техникой, средствами связи, позволяющиминаряду с решением задач по обнаружению разыскиваемого транспорта, использоватьбазы данных криминальной информации о разыскиваемых лицах и оружии; внести вдействующее законодательство нормы, устанавливающие порядок задержания,изъятия, хранения и возврата транспортных средств, а также порядок лишенияфизических и юридических лиц права собственности на транспортные средства сизмененной или уничтоженной заводской маркировкой с их изъятием в доходгосударства либо утилизацией, установление более простого правового механизмапризнания бесхозным такого автомототранспорта, а также его реализацию илиутилизацию; нормативно урегулировать вопросы нанесения обязательнойдополнительной маркировки транспортных средств и агрегатов с уничтоженной,измененной или неустановленной маркировкой.
3.4 Кадровое обеспечение и воспитание личногосостава. Развитие контрольно-профилактической службы
На текущий период и ближайшую перспективу предстоиткачественно улучшить состояние кадровой работы.
Приоритетными направлениями должны быть:
организация расстановки кадров в соответствии сквалификационными требованиями, повышение ответственности руководителей всехуровней за организацию работы личного состава, значительное повышениеэффективности работы с резервом кадров на выдвижение и совершенствование работыс руководящим составом;
поэтапное доведение штатной численности подразделений ГАИ доуровня научно обоснованных нормативов;
повышение эффективности первоначальной подготовки рядового имладшего начальствующего состава путем создания целевых учебных центров ГАИМВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, организации обучения по новымучебным планам, предусматривающим специфику службы и знания в области права,психологии, педагогики, организации дорожного движения, автотехники, борьбы спреступностью;
проработка вопроса о создании на первом этапе (до 2005 г) трехфакультетов ГАИ в образовательных учреждениях высшего профессиональногообразования МВД России с перспективой увеличения их количества до десяти;
повышение квалификации руководящего состава ГАИ, особенно попсихолого-педагогической и управленческой подготовке, на базе Академииуправления МВД России, Орловского юридического института МВД России и Ижевскогофилиала Российского института повышения квалификации МВД России. Планируетсяввести спецкурс “Основы организации воспитательной работы с личным составом” иразработать тему по социальной психологии и социологии (в том числе подготовитьметодики по изучению общественного мнения о деятельности ГАИ);
разработка программ психологической подготовки работниковГАИ, в том числе на базе специальных учебных полигонов по практическойотработке действий в экстремальных ситуациях, организация кабинетовпсихологической разгрузки;
расширение тематики учебных планов курсов переподготовки и повышенияквалификации специалистов ГАИ как в образовательных учреждениях МВД России, таки в гражданских высших учебных заведениях;
разработка и внедрение в практику дифференцированной системыстимулирования деятельности каждого сотрудника. Внедрение механизмасостязательности, проведение соревнований, конкурсов на звание лучшегоработника по линиям деятельности, обеспечение оптимальных условий для развитиянаставничества, активизация деятельности общественных формирований (ветеранскихорганизаций, судов чести, фондов и союзов) для работы с кадрами;
проведение гласных, негласных проверок и целевых операций поконтролю за выполнением личным составом должностных обязанностей, выявление идокументирование неправомерных действий;
установка в подразделениях ГАИ телефонов доверия синформированием об этом населения;
повышение эффективности служебных расследований по каждомуфакту неправомерных действий;
обеспечение реализации в полном объеме установленныхзаконодательством социальных и правовых гарантий сотрудников ГАИ, инициированиерешения вопросов по совершенствованию системы социальной защиты личного состава.
Заключение
ГИБДД — служба особая и, безусловно, нужная. И цели,преследуемые сотрудниками инспекции, самые благородные. Но так как решениеинспектора касается каждого водителя непосредственно, отношение общества кГИБДД, мягко говоря, довольно сложное. В народе существуют тысячи историй, такили иначе связанных с ГАИ. ГИБДД должна помогать, а не карать. Вряд ли ктосомневается, что ГИБДД — необходимая служба. Кто-то же должен следить запорядком на дорогах, управлять движением, решать возникающие проблемы натрассах. Но, к сожалению, в последнее время в ГИБДД пришло очень многобеспринципных и бесхарактерных. Они считают, что любой водитель или пешеход,которого они остановили, заведомо ниже их по положению, едва ли не второсортнаяличность. Хамство, очевидное мздоимство, практикуемые сейчас, недопустимы. Образработника ГИБДД стал нарицательным: не случайно герои анекдотов — ГИБДДэшники — сплошь алчные вымогатели и беспредельщики.
Дело в том, что количество машин на наших улицах увеличилосьмногократно. А сами дороги остались прежними. Работникам ГИБДД уследить закаждым нарушителем практически невозможно. Многие этим и пользуются, чувствуясвою безнаказанность. Ужесточать карательные меры — бесполезно. Этот способ ниу нас не работает, ни за рубежом. Класть «лежачего полицейского» тожене следует. Их и так уже очень много: и где надо, и где не надо. А вот плотнейработать с дорожной службой — необходимо. Ведь очень много аварий происходитиз-за плохого состояния дорог.
Список использованных источников и литературы
1. Бычковских И.В. Я сама… или как общаться с гаишником // Автомобилист — Новосибирск, 2007, №7.
2. Варшавская Е. Десятилетие имени Федорова. Госавтоинспекция России: попыткаретроспективы // За рулем. — М., 2008, №3. С.16-18.
3. Дементьев В.А. Женщина за рулем // Автомобилист — Новосибирск, 2007, №4.
4. Демин П.А. Социологическое исследование. — Екатеринбург, 2004.
5. Зыкова А.С. Госавтоинспеция: проблемы и перспективы. Сборник текстов — Екатеринбург, 2007.
6. Косолапова А.В. Общественное мнение о работе Госавтоинспекции. Сборниктекстов — Екатеринбург, 2007.
7. Куренкова О.С. ГАИ-ГИБДД: за и против // Альянс-Пресс — Южноуральск, 2007,№10.
8. Макеенко А.А. ГАИ: прошлое и будущее. Сборник текстов — Екатеринбург, 2007.
9. Максимова Е.И. Автомобилизация — быть или не быть? — Нижний Новгород, 2006.
10. Мендра А. Основы социологии: Учебное пособие для вузов/ Пер. с фр. ПучковойЕ.О. — М.: Nota Bene, 2005. — Глава 9.
11. Общественное мнение. Социологические исследования 2007 г. / Под ред. ЯкубоваМ.Н. — М., 2007.
12. Шукшин С.Н. Руководство для автолюбителя — Новосибирск, 2005.