Реферат по предмету "Государство и право"


Государственная атторнейская служба США

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНЕНИЯ США
§ 1.1Организационные особенности атторнейской службы
§1.2 Служба обвинения на федеральном уровне
§ 1.3Окружная служба обвинения
ГЛАВА2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ И США
§ 2.1Атторнейская службаСША
§ 2.2Прокурорская служба России
ГЛАВА3. УГОЛОВНЫЙПРОЦЕСС США
§ 3.1Стадия полицейского (внесудебного) расследования
§3.2 Досудебное исследование обстоятельств дела обвинением и защитой
§ 3.3Судебные стадии уголовного процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
ВВЕДЕНИЕ
 
Правовая система США формироваласьпод воздействием английских правовых традиций, и исторически является производнойот английской правовой системы. В процессе эволюции американской системы в заимствованныхиз Англии правовых институтах происходили изменения, появлялись новые правовые институты.Специфика современной американской правовой системы обусловлена федеральным устройствомгосударства, наличием писаных конституций (Конституции США и конституций штатов),особенностями политического и социально-экономического развития США.
После 30 апреля 1789 г., когдав должность первого президента США вступил Дж. Вашингтон, в спешном порядке создаетсяаппарат исполнительной власти. Принимаются законы о создании первых департаментов— государственного, военного и финансового. Учреждается должность Генерального атторнея.В феврале 1790 г. собирается на свое первое заседание Верховный суд.
В 1871 г. атторнейскую службунаделили полномочием по руководству федеральными тюрьмами. В 1909 г. в ее структуребыли учреждены уголовный отдел и бюро расследований (следственное подразделение),в 1931 г. — Федеральное Бюро Расследований, в 1940 г. ей передали службы иммиграциии натурализации, ранее входившие в состав Министерства труда. В ведении Генеральногоатторнея США находится контрразведка и политический сыск — функции, которые в другихстранах возложены на ведомства, организационно не связанные с прокуратурой. Сотрудникиэтих служб действуют как следователи и сыскные агенты.
Консультации предоставляютсяпо официальным запросам Президента и глав федеральных ведомств. Консультированиеправительства документально воплощается в “мнениях” Генерального атторнея США (толкованиянорм права применительно к конкретным обстоятельствам, в которых формулируются нормативныеположения). Мнение Генерального атторнея — единственное юридически властное толкованиезакона, поскольку из числа министров только глава министерства юстиции вправе представлятьПрезиденту консультативный документ, являющийся по существу нормативным актом исполнительнойвласти и приближающийся по юридической силе к судебному решению. На мнения Генеральногоатторнея ссылаются суды, адвокаты, они изучаются государственными органами и юристами.Мнения Генерального атторнея имеют юридическую силу до тех пор, пока не будет пересмотреноим самим либо изменено в результате решения суда. Они предоставлялись по таким вопросам,как военно-политические акции США против Кубы; использование вооруженных сил СШАв интервенции против Камбоджи; отсрочка выплаты Индонезией долга; применение ПрезидентомСША «карманного вето»; законность некоторых акций комитета Палаты представителейв связи с изучением возможностей импичмента Президента [3, c.42].
Государственная атторнейскаяслужба – ведомство исполнительной власти, совокупность федеральных, штатных и местныхучреждений, консультирующих правительство, представляющих его в судах, обеспечивающихисполнение законов в пределах своей территориальной и предметной юрисдикции, расследующихнарушения закона, возбуждающих уголовные преследования, предъявляющих обвиненияпо уголовным делам от имени своего “доверителя” (федерального правительства, правительстваштатов или органа местного самоуправления), решающих вопрос о предании суду, поддерживающихобвинение в судах. Дискреционная власть атторнея в системе уголовного правосудиястоль значительна, что позволяет сделать вывод о его доминировании над судом низшейинстанции. Атторней может ограничиться поддержанием собственного обвинения в суде,основываясь на доказательствах, собранных полицией, или провести расследование (полноелибо частичное) и дополнить доказательства, собранные полицией. Он вправе отказатьсяот обвинения, что означает прекращение уголовного преследования. Атторнеям предоставляетсявозможность обжаловать в вышестоящий суд приговоры по уголовным делам, кроме оправдательныхприговоров, вынесенных судом присяжных. Они выступают в судах первой инстанции,при рассмотрении апелляционных жалоб по гражданским делам, в которых стороной являютсяСША либо в разрешении которых заинтересованы американское государство (федеральныеатторнеи) или отдельные штаты, графства, города (атторнеи штатов или соответствующихтерриториальных единиц). В российской литературе термин “атторней” часто переводитсякак “прокурор”. Однако правильнее использовать термин “атторней” без перевода. Правовоеположение атторнея в системе государственных органов отличается от положения прокурорав государствах континентальной Европы, включая Российскую Федерацию. США не знаютинститута прокурорского надзора за законностью в сфере государственного управления(“общего надзора”). В отличие от профессиональной бюрократии, чиновников западноевропейскойпрокуратуры, американские атторнеи — активные политические фигуры, добивающиесяполитических постов с помощью избирательных кампаний, предвыборных собраний.
ГЛАВА1. СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНЕНИЯ США§ 1.1 Организационные особенности атторнейской службы
В США функция государственногообвинения возложена на атторнейскую службу. Обвинение по уголовным делам – важная,но не единственная функция государственной атторнейской службы, под которой понимаетсясовокупность правоприменяющих органов (федеральных, штатных и местных) исполнительнойвласти, выполняющих юридическое консультирование правительства, представляющих егоинтересы в судах и обеспечивающих исполнение закона. Реализуя третью функцию, атторнейскаяслужба действует как служба обвинения, управомоченная именем государства возбуждатьуголовные дела, расследовать нарушения законов, привлекать правонарушителей к уголовнойответственности, поддерживать обвинение в судах.
Атторнейская служба – типичныйдля США институт государственной власти, не имеющий точного аналога в правовых системахдругих стран. Полномочия атторнейской службы по уголовному преследованию аналогичныфункциям прокуратур других государств, поэтому в литературе американскую атторнейскуюслужбу обычно называют «прокуратурой», а самих атторнеев «прокурорами» [2, c.13].
Генерального атторнея США– главу федеральных органов обвинения – в российской литературе, однако, чаще именуют«министром юстиции», а не «генеральным прокурором». Это объясняется тем, что Генеральныйатторней США возглавляет Министерство юстиции – крупнейший, но не единственный компонентфедеральной атторнейской службы. Термин «министр юстиции» может вводить в заблуждениеотносительно функций Генерального атторнея и подчиненного ему Министерства юстиции,поскольку последнее никакого отношения к судебному управлению не имеет, а именноэта функция составляет основу компетенции министерств юстиции в других странах.
Генеральный атторней США, возглавляющий Министерство юстиции какприданный ему аппарат, выполняет такие функции, которые в других странах возложенына прокуратуру, министерство внутренних дел, органы контрразведки и уголовного розыска,тюремные ведомства. Сфера деятельности атторнейской службы в США, поэтому намногошире обычной для прокуратуры сферы уголовного преследования и государственного обвиненияи не совпадает с традиционной для министерств юстиции сферы судебного управления.
В организационных особенностяхатторнейской службы отражены конституционные принципы устройства всей государственноймашины США. Как совокупность правоприменяющих органов исполнительной власти атторнейскаяслужба подчинена только этой власти и в силу принципа разделения властей организационноне связана ни с судами, ни с законодателями. Федерализм США обусловил существованиетрех самостоятельных звеньев атторнейской службы: федерального, штатного и местного.Каждое звено имеет свои особенности в организации, комплектовании и компетенциии действует в пределах своей территориальной и предметной юрисдикции. Штат вправена основе собственной конституции или соответствующего законодательства устанавливатьорганизацию и определять объем полномочий атторнейской службы в штате, а федеральнаяслужба функционирует на основе законов, принимаемых конгрессом США. Ни Генеральныйатторней США, ни подчиненные ему органы не управомочены руководить атторнейскимислужбами в штатах [2, c.16].
К функциям государственнойатторнейской службы в США относятся:
·         уголовное преследованиелиц, совершивших преступления;
·         юридическое консультированиеправительства страны, отдельных штатов, других органов исполнительной власти;
·         представление в судеинтересов федерального правительства, администрации штатов по различным правоотношениям;
·         обеспечение исполнениязаконов;
·         участие в законодательноми судебном нормотворчестве;
·         координация деятельности,органов уголовного преследования;
·         участие в формированиисудейского корпуса.
При выполнении функций юридическогоконсультанта федерального правительства, губернатора или администрации органов исполнительнойвласти на местах, атторней консультирует их по широкому кругу вопросов правоприменительнойдеятельности, правовым аспектам политических решений. Оформленное в виде соответствующегоофициального документа, мнение (opinion) атторнея хотя и имеет по форме рекомендательныйхарактер (и в этом смысле имеет много общего с представлением прокурора в России),тем не менее, как правило, исполняется соответствующими службами администрации.Мнение Генерального атторнея США — официальное толкование нормы права применительнок конкретным обстоятельствам, изложенным в законе [7, c.41]. Мнение атторнея имеет юридическую силу, пока не будет пересмотреносамим Генеральным атторнеем, его преемником, либо признано недействительным (нуллифицировано)решением суда, установившем иную, исключающую действие «мнения» норму.
Выполняя функцию представления интересов соответствующих органов исполнительнойвласти, Президента и Правительства, атторней подготавливает, заявляет и поддерживаетв суде иски по широкому кругу гражданских правоотношений.
Генеральный атторней является«дланью Президента в принятии мер к тому, чтобы законы США по защите интересовСША в правовых процедурах и преследовании правонарушений точно исполнялись»,говорится в одном из решений Верховного суда США, имеющего силу прецедента.
Функция Генерального атторнея по представительству исполнительной власти в судахделегирована им генеральному солиситору США — третьему должностному лицу (последвух заместителей).
Генеральный солиситор назначаетсяПрезидентом по рекомендации Генерального атторнея и утверждается Сенатом. В составеМинистерства организуется служба генерального солиситора. Он решает вопрос об обжалованиях:решения федерального суда первой инстанции, вынесенного не в пользу Правительства;о наличии оснований для обжалования в Верховный суд, утверждает апелляционные ходатайстваи жалобы, заявляемые отделами (бюро) Министерства и юридическими службами другихорганов администрации [10, c.72].
Генеральный солиситор обязанпредставлять Соединённые Штаты по любому затрагивающему интересы правительства делу,подлежащему рассмотрению в Верховном суде США, во всех других федеральных судах,а также в любом суде штата. Обычно же защиту интересов правительства в нижестоящихсудах осуществляют атторней США или специально назначаемые Министерством юстицииатторнеи.
Генеральный солиситор вправетакже вступать в производство в любом федеральном апелляционном суде, включая Верховныйсуд, в качестве «arnicus curiae» — по собственной инициативе и по предписаниюсамого Верховного суда (буквально — в качестве «друга суда» — специалиста,консультанта по правовым вопросам. Не являясь стороной, солиситор в качестве «amicuscuriae» получает разрешение суда вступить в процесс и изложить свои суждения).В связи с ростом объема и усложнением содержания функций государства постоянно растетчисло дел, по которым служба генерального солиситора выступает в суде в качествестороны или специалиста по правовым вопросам [13, c.13]. В качестве специалиста солиситор оказывает большую помощьсуду путем представления информации, имеющей решающее значение для дела. В споре,не затрагивающем интересы правительства, он может предложить, компромиссное решение,устраивающее стороны и соответствующее нормам права.
Выполняя правозащитную функцию,атторнейская служба осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления.При этом атторнеи наделены полномочиями возбуждать уголовные дела, расследоватьпреступления, проводить проверки, привлекать к уголовной ответственности, поддерживатьобвинение в суде.
Генеральный атторнеи выступаетглавой федеральных органов уголовного преследования. В этом качестве он именуется«главным должностным лицом в федеральном правоприменении» (chief federallaw enforcement officer). Однако по существу это не вполне точно, поскольку Генеральныйатторнеи не имеет административной власти над всеми правоохранительными органамистраны. Тем не менее такое наименование отражает его фактическое положение. Министерствоявляется единственным федеративным органом, управомоченным осуществлять уголовноепреследование и поддерживать государственное обвинение по делам о нарушениях федеративногозаконодательства.
Генеральный атторнеи и егослужба контролирует правоохранительную деятельность на всех стадиях уголовного судопроизводстваи исполнения судебных решений по уголовным делам федеральной юрисдикции. Предварительноерасследование и оперативно-розыскные мероприятия выполняют ФБР и иные органы расследованияМинистерства юстиции.
Генеральный атторнеи вправепривлекать другие федеральные органы расследования для организации работы по борьбес преступностью на определенных направлениях. Он может давать всем органам предварительногоследствия указания, обязательные для исполнения. На Генерального атторнея возлагаетсязадача координировать все федеральные программы правоохранительной деятельностии предупреждения преступности.
Если расследование в соответствиис подведомственностью проводилось другими федеральными органами, материалы дел поступаютв министерство, где решается вопрос о достаточности доказательств и дальнейшем направлениидел. Во всех случаях наиболее важные процессуальные решения по уголовным делам (возбуждениедела, предание суду, поддержание государственного обвинения) находятся под контролемсоответствующих подразделений министерства.
В США последовательно осуществляютсямеры по развитию и усилению правового статуса прокуроров, введению в уголовном процессенорм, значительно усиливающих положение государственного обвинителя. В нем подчеркивается,что прокурор выполняет обвинительную функцию независимо от судебной власти. Послепринятия в 1984 г. мер по реформированию системы назначения приговора (акт о реформированиисистемы назначения приговора, Инструкции по назначению приговора) расширились основаниядля усмотрения прокурора в части вынесения вердиктов обвинения и принуждения гражданк сотрудничеству: исключительные полномочия обвинения в сокращении срока наказанияв обмен на сотрудничество обвиняемого; право прокурора отказаться от обвинения сцелью избежать процедурных и доказательственных препятствий в суде. Снижение наказанияпо мотивам содействия обвиняемого установлению истины, возможно исключительно толькопо ходатайству прокурора. Без такого ходатайства суд должен назначить наказание,предписываемое инструкциями.
Расширилось использованиесудами концепции несущественной ошибки на предварительном следствии и уменьшенияконтроля за ним. Важно отметить, что в США в уголовном процессе господствует презумпциядобросовестности прокурора, что делает его обвинительные полномочия недоступнымидля судебного надзора.
Участие атторнейской службыв нормотворческой деятельности выражается в подготовке официальных мнений, вносимыхадминистрацией, служебных меморандумов, как актов обязательного внесудебного толкованиязакона, разработке инструкций, приказов и директив руководителей атторнейских служб.В этих актах дается толкование действующего законодательства, а также устанавливаютсянормы права. Приказы и инструкции Генерального атторнея США регламентируют порядокрасследования и организацию обвинения по делам о преступлениях федеральной юрисдикции,организацию работы федеральных исправительных учреждений. Положения некоторых меморандумовГенерального атторнея включаются в свод законов США и подлежат применению вместес положениями основного законодательства.
Атторнеи дают заключения по законопроектам. Постоянное участие атторнеев в судопроизводственередко определяющим образом влияет на решение суда, устанавливающего прецеденткак норму общего права.
В США отсутствует единый законодательныйакт, который определял бы функции, порядок и правовые средства их реализации атторнейскойслужбой. Они во многом определяются общим правом, решениями судов [2, c.36].
Для того чтобы получить представлениео сложной и многогранной, многофункциональной деятельности американских прокуроров,важно рассмотреть структуру органов и содержание этой деятельности.
Структура департаментов атторнеевштатов сходна с соответствующей структурой министерства, но не единообразна. Онане является жесткой, и в значительной мере отражает существо деятельности атторнеевпо обеспечению законности.
Так, департамент атторнеяштата Нью-Йорк имеет на территории штата двенадцать районных отделений. Аппаратдепартамента прокуратуры (атторнейства) включает ряд структурных подразделений.В их числе бюро по гражданским правам. Оно занимается вопросами борьбы за равноправиемужчин и женщин в сфере труда, социальных гарантий и льгот, против расовой дискриминации;бюро уголовного преследования занимается расследованием преступлений, отнесенныхк подследственности атторнейской службы: преступлений, связанных с отмыванием денег,нажитых наркобизнесом и иным преступным путем; мошенничество, вымогательство и др.;антимонопольное бюро осуществляет уголовное преследование и заявляет гражданскиеиски в суде в связи с нарушениями антимонопольных законов (предъявляет иски корпорациям,монопольно производящим продукцию и произвольно поднимающим на нее цену) по деламо завышении; цен: на продукцию, стройматериалы, приобретаемую муниципальными органами,власти и т.п.).
Бюро по вопросам финансови недвижимости защищает интересы, граждан и штата в названной сфере правоотношении,в том числе путем предъявления исков (встречных исков) к соответствующим структурам.Так, прокурором штата предъявлен иск к Федеральной трастовой корпорации, котораяпыталась выселить квартиросъемщиков, нарушая при этом правила штата по взиманиюренты.
Бюро по защите окружающейсреды с использованием правовых средств в сфере уголовного и гражданского судопроизводствадействует в интересах граждан и общества по защите их экологических прав. При этомвозбуждаются производства в отношении физических и юридических лиц, привлекаютсявиновные в экологических правонарушениях к уголовной ответственности, взысканиюналагаемых за такие правонарушения штрафов. Бюро защиты потребителей охраняет праваграждан в различных сферах (например, принимает меры в отношении ипотечных компаний,которые принуждали держателей закладных бумаг выплачивать по ним значительные суммы;в отношении компаний, установивших высокие кредитные проценты, и заключает соглашенияс этими компаниями об ограничении процентов и др.) [4, c.28].
Бюро по законности в сфереблаготворительности защищает законные права как жертвователей на благотворительныецели (освобождение от налогов, снижение размеров налогов и т.п. ), так и тех, вчью пользу эти пожертвования принимаются; проводит работу по выявлению и устранениюлжеблаготворительных организаций.
Бюро по законности в сферетрудовых отношений осуществляет меры уголовной и гражданско-правовой защиты трудовыхправ граждан. Бюро возбуждает уголовные дела в отношении работодателей, преступнонарушивших права граждан, предъявляет иски в суде к работодателям, причинившим ущербработникам нарушениями их прав, невыплатой, несвоевременной или неполной выплатойзаработной платы и т.п. Бюро также предъявляет иски к неплательщикам налогов и иныхфинансовых сборов в доход штата.
Бюро по искам специализируетсяна предъявлении исков в федеральном суде, в том числе в интересах штата. Диапазонсфер правовых отношений, в которых действует данное бюро, достаточно широк. Отделпо апелляциям поддерживает апелляционные иски в судах штата, а также в федеральныхсудах.
Бюро по недвижимости занимаетсяобеспечением законных прав отдельных граждан и общества (неопределенно значительногочисла граждан) при совершении сделок с недвижимостью, например, по проектам о приобретенииземель, необходимых для охраны окружающей среды и рекреационной деятельности в штате.
Бюро по возбуждению исковв суде подготавливает и поддерживает иски в защиту интересов штата и его граждан.При этом бюро выступает с исками к федеральным структурам, которыми приняты нормы,нарушающие сферу ведения штата. Например, бюро службы атторнея штата Нью-Йорк предъявилоиск к федеральному Департаменту здравоохранения о взыскании 73,1 млн. долл. в обеспечениепрограммы штата Нью-Йорк по оказанию помощи семьям, и особенно семьям, имеющим приемныхдетей, а также семьям с детьми, состоящими под опекой. В существенной мере обеспечениедеятельности названных подразделений осуществляется департаментом законодательства,принимающим участие и в подготовке проектов соответствующих законодательных и иныхправовых актов.
 § 1.2 Служба обвинения на федеральном уровне
Государственная атторнейскаяслужба на федеральном уровне – строго централизованная иерархия правоприменяющихорганов исполнительной власти, представленная Генеральным атторнеем США, АтторнеямиСША и Маршалами США.
Генеральный атторней США надзирает за Атторнеями США и МаршаламиСША и руководит ими. Общее политическое руководство самим Генеральным атторнеемосуществляет Президент США, на котором в силу статьи II Конституции США лежит обязанность«обеспечивать точное исполнение законов». Президент же назначает Генерального атторнея«по совету и с согласия» сената.
Должность Генерального атторнеяСША была учреждена на основании Закона о судоустройстве 1789 г. Первоначально онвыполнял свои функции почти единолично, не имея в подчинении министерства. Лишьв 1870 г. было учреждено Министерство юстиции, подчиненное Генеральному атторнею.
Основные обязанности Генеральногоатторнея США – представлять интересы правительства США в судах, консультироватьправительство по юридическим вопросам, обеспечивать исполнение федерального законодательства– реализуются через, соответствующим образом организованные, подразделения Министерстваюстиции и через Атторнеев США и Маршалов США [17].
Функции юрисконсульта правительствареализуются по официальным запросам Президента и глав федеральных министерств иведомств. Консультации документально оформляются как «Мнения Генерального атторнеяСША». «Мнение» представляет собой официальное толкование той или иной нормы праваприменительно к конкретным обстоятельствам.
Важной обязанностью Генеральногоатторнея является дача рекомендаций Президенту относительно кандидатов на должностифедеральных судей, включая членов Верховного суда США.
Функция Генерального атторнеяпо представительству интересов США в судах делегирована Генеральному солиситоруСША, одному из высших должностных лиц Министерства юстиции. Генеральный солиситорпредставляет США в Верховном суде по всем категориям дел, затрагивающим интересыамериканского государства в целом.
Функция Генерального атторнеяпо обеспечению исполнения федеральных законов делегирована различным подразделениямМинистерства юстиции (отделам, бюро, службам, советам), общее руководство которымивозложено на Первого заместителя Генерального атторнея США [17].
Заместитель Генерального атторнеякурирует лишь те подразделения, которые действуют преимущественно в сфере применениягражданско-правовых норм.
Функции отделов аналогичныпрокурорским. В пределах своей предметной юрисдикции отдел наблюдает за исполнениемзаконов, возбуждает уголовное преследование, осуществляет процессуальное руководствоследствием, поддерживает государственное обвинение в судах при рассмотрении уголовныхдел или представляет правительство в гражданской тяжбе [17]. В министерстве имеютсяследующие отделы: по уголовным делам, по гражданским делам, по делам о нарушенияхантитрестовского законодательства, по делам о нарушениях налогового законодательства,по делам о нарушениях законодательства об охране окружающей среды и природных ресурсов,по делам о нарушениях гражданских прав.
В отделе по уголовным деламимеется отделение по международным делам, занимающееся вопросами взаимной правовойпомощи, выдачи или депортации преступников, которые скрывались в США от правосудиясвоих стран.
Группу подразделений на правахбюро можно условно разделить на две категории: пользующиеся правом производстварасследования и выполняющие функции организационно-распорядительного характера.
Администрация по применениюзаконов о наркотиках проводитоперативно-розыскную и следственную работу по делам, связанным с преступным изготовлением,хранением, сбытом и употреблением наркотических средств. Поскольку торговля наркотикамив настоящее время в США почти целиком контролируется синдикатами организованнойпреступности и представляет одну из самых доходных для них отраслей преступногобизнеса, агенты по делам о наркотиках работают под руководством ФБР и в тесном контактесо следственными аппаратами других министерств [19].
Федеральное бюро расследований выполняет основной объем оперативно-розыскнойи следственной работы Министерства юстиции. ФБР – разветвленное, но строго централизованноеведомство во главе с директором и его помощниками. Имеет 56 отделений в крупныхгородах США, каждое из которых имеет филиалы, и посты связи в ряде зарубежных стран(в 1994 г. пост связи ФБР был открыт в Москве). Штаб-квартира в Вашингтоне. ЮрисдикцияФБР распространяется на большинство преступлений, преследуемых по федеральным законам.Проводя расследование и оперативные мероприятия в связи с возможными нарушениямизаконов об охране национальной безопасности, ФБР действует как орган контрразведки.Исполнительным приказом Президента, изданным в 1981 г., на ФБР была возложена координацияконтрразведывательных мероприятий всех правительственных ведомств США, включая ЦРУи Министерство обороны. Инструкциями Генерального атторнея 1983 г. ФБР было уполномоченопроводить так называемое разведывательное расследование деятельности групп граждан,подозреваемых в терроризме или угрожающих внутренней безопасности США.
Бюро тюрем занимается административным управлениемсистемой федеральных исправительных учреждений, в которых отбывают наказание лица,осужденные по федеральным законам.
Служба Маршалов США, имеющая в министерстве статус бюро,занимается координацией деятельности Маршалов США в федеральных судебных округах.
Национальное центральное бюроИнтерпола осуществляет связь с Интерполом и 136 странами – участницами этой международнойполицейской организации, а через общеамериканскую телекоммуникационную систему имеетвыходы на 20 тыс. правоприменяющих органов штатного и местного подчинения с цельюэффективного обеспечения розыска преступников. В состав бюро входят представителиФБР, Службы Маршалов США, Администрации по применению законов о наркотиках, Службыиммиграции и натурализации, отдела по уголовным делам Министерства юстиции, а такжепредставители органов Министерства финансов и Министерства внутренней безопасности.
Служба программ совершенствованияправосудия занимаетсяразработкой, реализацией и координацией программ содействия органам власти (федеральными штатов) в борьбе с преступностью, а также программ совершенствования судопроизводстваи деятельности учреждений уголовной юстиции. Под эгидой этой службы функционируютНациональный институт правосудия (исследовательский центр по изучению причин преступностии выработке мер ее предупреждения), бюро содействия органам уголовной юстиции (оказаниефинансового содействия органам уголовной юстиции в штатах), бюро судебной статистики,служба по проблемам предупреждения преступности несовершеннолетних и отправленияправосудия по делам несовершеннолетних.
В Министерстве юстиции существуютследующие подразделения на правах советов: Исполнительная служба по иммиграционнымделам (включает три подразделения – службу иммиграционных судей, службу главногоиммиграционного судьи и совет по рассмотрению апелляционных жалоб по иммиграционнымделам), Комиссия США по условно-досрочному освобождению (рассматривает и решаетвопросы об условно-досрочном освобождении лиц, отбывающих наказание за нарушениефедеральных законов), Комиссия США по урегулированию претензий к зарубежным государствам(оказывает содействие гражданам США, выдвигающим исковые требования к иностраннымправительствам о возмещении ущерба).
В министерстве имеется ряддругих подразделений: юрисконсультская служба (составление «мнений Генеральногоатторнея США»); служба по законодательным вопросам (разработка законопроектов);служба разработки курса Министерства юстиции; служба по вопросам взаимоотношенийв общинах (разработка внеправовых форм улаживания расовых и этнических конфликтов);отдел управления юстицией (выработка рекомендаций по организационным вопросам деятельностиподразделений министерства); служба профессиональной ответственности (проведениеслужебного расследования фактов злоупотребления должностью сотрудниками министерства);служба по делам разведки (правовой контроль за деятельностью разведорганов, подготовкаходатайств в специальный суд о прослушивании по делам национальной безопасности);исполнительная служба попечителей США (руководство попечителями по делам о банкротстве,отнесенным к федеральной юрисдикции); служба генерального инспектора (ревизии иаудиторские проверки с целью контроля за расходованием средств министерства); службапо связям с общественностью и средствами массовой информации; служба по исполнениюзаконов о свободе информации и охране частной жизни, – а также должностное лицо– атторней по вопросам помилования (выработка рекомендаций Президенту по вопросампомилования и снижения наказаний) [16, c.86]
Атторней США и Маршалы США– должностные лица федеральной атторнейской службы, представители Генерального атторнеяСША на местах. Каждый из них назначается Президентом с одобрения Сената и выполняетсвои функции в пределах одного из 94 федеральных судебных округов. Традиционно Президентвыбирает кандидатуру прокурора по рекомендации старшего сенатора или представителяпрезидентской партии того штата, в котором прокурор будет проходить службу.
Атторней США работает под общим контролем и руководствомГенерального атторнея США. На территории своего судебного округа он является главнымпредставителем Генерального атторнея в сфере применения закона. В рамках территориальнойюрисдикции он осуществляет уголовное преследование за нарушение федерального законодательстваи представляет федеральное правительство при рассмотрении судом гражданских дел,одной из сторон в которых выступают США [19].
Министерство юстиции США внеобходимых случаях может мобилизовать для выполнения специальных задач органы расследованияи полицию. Происходит это в форме организации так называемых ударных сил, сводныхпрокурорско-следственных бригад, предназначенных обычно для борьбы с терроризмом,организованной преступностью и преступным распространением наркотиков. Ударные силыобъединяют сотрудников ФБР, опытных обвинителей и следователей, лучших работниковТаможенного бюро и Службы внутренних доходов, Секретной службы и других федеральных,штатных и местных учреждений, имеющих опыт борьбы с различного рода преступлениями. § 1.3 Окружнаяслужба обвинения
В отличие от федеральной системыв штатах отсутствует централизация: генеральный атторней штата, как правило, неруководит атторнеями на местах и не контролирует их деятельность.
В большинстве штатов генеральныйатторней – выборное должностное лицо, объем его правомочий устанавливаетсязаконодательством и в разных штатах неодинаков. Обычно генеральный атторней консультируетгубернатора, должностных лиц штата и членов законодательного собрания по правовымвопросам, представляет штат в суде и возбуждает уголовные дела по фактам нарушениязаконодательства штата; именуется он «главным должностным лицом штата в сфере правоприменительнойдеятельности». Однако в очень немногих штабах подобный титул соответствует действительномуположению и власти генерального атторней: как правило, он не осуществляет надзораза полицией, а в отношении местных атторнеев он выполняет функции лишь координирующегооргана, предписания которого не имеют обязательной силы [18, c.41].
Законодательство большинстваштатов ограничивает компетенцию генерального атторнея вопросами гражданско-правовогохарактера: он – главный юрисконсульт губернатора и представитель администрации штатав судах при рассмотрении гражданских тяжб.
Что касается сферы примененияуголовного законодательства штата, то здесь функции генерального атторнея как представителяобвинительной власти в большинстве штатов ограничены: он выступает по наиболее сенсационнымделам, а его правомочия реализуются лишь в отношении нарушения отдельных административныхактов или налоговых законов [18, c.57].
В некоторых штатах, однако,титул «главного должностного лица в сфере правоприменительной деятельности» соответствуетстатусу и содержанию деятельности генерального атторнея. К примеру, в Калифорнии,в одном из самых больших и многонаселенных штатов, генеральный атторней, согласноконституции, управомочен надзирать за полицейскими органами на местах и координироватьих деятельность. Свои правомочия он реализует с помощью отделений подчиненного емудепартамента юстиции. Генеральный атторней Калифорнии, по сути дела, является «главнымполицейским штата», который при помощи аппарата департамента юстиции может мобилизоватьусилия всех низовых полицейских органов. В штатах Аляска, Делавэр и Род-Айленд генеральныйатторней – полноправный глава и обвинительной власти: на нем лежит ответственностьза всю работу по организации уголовного преследования в штате и контроль над атторнеямина местах.
Государственные атторнеи наместах в разных штатах именуются по-разному, как правило – окружной атторней.В большинстве штатов он избирается непосредственно населением из числа кандидатов,выдвинутых по партийным спискам. Правомочия окружного атторнея устанавливаются законодательствомштата или нормативными актами местных органов власти. В разных штатах предметнаяюрисдикция местного атторнея в сфере уголовного преследования неодинакова (она можетбыть ограничена, скажем, преследованием за тяжкие преступления), но в целом функцииокружного атторнея идентичны функциям атторнеев на штатном и федеральном уровнях.Он консультирует соответствующий местный орган власти по правовым вопросам, представляетместную администрацию в суде по ее искам или по искам, обращенным к ней, и осуществляетуголовное преследование [17, c.23].
На уровне отношений междуштатами деятельность атторнейской службы «в целях максимального сотрудничества»координируется Национальной ассоциацией окружных атторнеев (НАОА). Национальнаяассоциация генеральных атторнеев (НАГА) объединяет генеральных прокуроров штатови Генерального прокурора США. Они проводят ежегодные конференции, организуют заседаниякомитетов по различным аспектам правоприменения, издают бюллетени, журнал, своегорода методические рекомендации «Национальные стандарты уголовного преследования»и др.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ И США
 § 2.1 Атторнейская служба США
 
В отличие от российской прокуратурыамериканское ведомство не организовано на основе принципа централизации. В его структурепрослеживается три уровня органов: федеральный, уровень штата и местный. Федеральнаяслужба функционирует на основе законов, принимаемых Конгрессом. Штат на основе собственногозаконодательства вправе самостоятельно определять организацию и объем полномочийатторнейской службы. На местах также имеется атторнейская служба, функции которойв целом идентичны атторнейским службам штата и федерального уровня.
В состав федеральной прокуратурывключен Департамент юстиции США, возглавляемый Генеральным атторнеем. Он назначаетсяПрезидентом США с согласия Сената сроком на 4 года. Его аппарат имеет несколькоподразделений, организующих работу федеральных прокуратур на местах либо непосредственновыполняющих прокурорские функции, в том числе досудебную подготовку материалов обвинительногодосье, используемых при поддержании обвинения в суде. Основу местной федеральнойпрокуратуры образуют окружные прокуроры с аппаратом помощников. Порядок назначенияокружного прокурора такой же, как и Генерального атторнея США. Они осуществляютуголовное преследование на территориях распространения юрисдикции федеральных властей(территории парков и заповедников, военные объекты и др.) [4, c.172].
Прокуратуры штатов с подчиненнойслужбой, возглавляемые Генеральным атторнеем штата, осуществляют уголовное преследованиелиц, посягнувших на законы штата.
К местной прокуратуре относятсяпрокуроры, работающие под контролем и руководством органов местного самоуправления.Уголовное преследование они осуществляют по делам, в производстве которых не принимаетучастия аппарат Генерального атторнея штата. Генеральный атторней США и подчиненныеему органы не уполномочены руководить атторнейской службой в штате. Атторней штата,в свою очередь, не имеет административной власти над местными атторнеями. Не осуществляяпрокурорского надзора в нашем понимании, атторнейская служба с помощью конкретныхпроцессуальных функций воздействует на всю систему уголовной юстиции, а также наформирование политики этой системы.
В большинстве штатов Генеральныйатторней, в отличие от российской системы – выборная должность. Он избирается законодательнымсобранием или населением штата. В некоторых штатах Генерального атторнея назначаетгубернатор.
Местные прокуроры избираютсянаселением, а в отдельных штатах избираются или назначаются органами местного самоуправления[4, c.127].
Будучи избранным населением,прокурор отвечает перед ним за состояние борьбы с преступностью. Об эффективностиего пребывания в должности может свидетельствовать, помимо прочего, статистика привлеченияк уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, количество обвинительныхприговоров суда.
Свою «команду» избранный генеральныйатторней формирует самостоятельно. Он может расторгнуть трудовые отношения с сотрудникамисвоего предшественника и набрать себе новый штат, но на практике это происходитдовольно редко, так как профессионалы, занимающиеся уголовным преследованием в суде,ценятся высоко. Поскольку уголовное преследование не является единственной функциейизбранного должностного лица, он имеет заместителя, который и возглавляет соответствующуюслужбу.
В деятельности по поддержаниюгосударственного обвинения практикуется специализация. Часть сотрудников специализируетсяна поддержании обвинения по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, другие— по делам о половых преступлениях, о кражах, о преступлениях на почве ненавистии т. д. Применение специализации в деятельности государственных обвинителей былобы полезно внедрить в отечественную практику, поскольку это позволит приобрестиобвинителям богатый опыт участия в рассмотрении дел определенных категорий и повысит,в конечном итоге, качество уголовного преследования.
Атторнейская служба контролируетпрактически все стадии правоприменения по уголовным делам.
В США государственный обвинитель,в силу правовых традиций, пользуется широкой дискреционной властью. Уголовное преследованиепреступника — право, но не обязанность обвинителя. Как указывает В. М. Николайчик,атторней является важной фигурой, действующей в системе правосудия. Он имеет правопо собственному усмотрению возбуждать уголовное преследование, может ограничитьсяподдержанием обвинения в суде, основываясь при этом на доказательствах, собранныхполицией, но вправе также провести собственное расследование. Атторней имеет правопо собственному усмотрению отказаться от обвинения, что влечет за собой прекращениедела.
В течение долгого времениправо обвинителя на немотивированный отказ от обвинения считалось неотъемлемым ине контролировалось судом. В настоящее время законодательством и судебной практикойтакое право признается абсолютным правом обвинителя на всех стадиях уголовного процесса.В некоторых штатах законодательство не устанавливает вообще никаких ограниченийна прекращение дела, а в большинстве штатов это право минимально ограничено требованиемизложить причины отказа от обвинения. Согласно федеральным правилам уголовного процессаСША, отказ от обвинения после предъявления обвинительного акта возможен только сразрешения суда. Практически разрешение суда выступает скорее потенциальным, а нереальным ограничением свободы усмотрения обвинителя.
Следует обратить вниманиена чрезвычайно широкие полномочия атторнея — обвинителя в решении вопроса о началеи продолжении уголовного преследования. Решение вопроса о возбуждении уголовногопреследования принимается обвинителем на основе материалов расследования, проведенногополицией и иными органами расследования, в том числе собственными. В атторнейскуюслужбу для неформального утверждения представляются ходатайства об аресте и обыске.Считается, что без согласия обвинителя обращение к судье-магистрату практическибесполезно, поскольку последующий отказ обвинителя осуществлять уголовное преследованиена основе ордера, выданного без его согласия, лишает смысла само получение ордерана обыск или арест. Ордер, выданный нейтральным магистратом, чаще всего выступаетлишь документом, автоматически подтверждающим решение обвинителя привлечь подозреваемогок уголовной ответственности.
Обвинитель проверяет законностьпроизведенных полицией действий, чтобы обеспечить успешное прохождение доказательствв суде. Он возбуждает дело только тогда, когда высока вероятность не только вины,но и осуждения. В американской практике поддержания обвинения часто можно встретитьтермин «выиграть дело» [4, c.48].
В основе такой уголовно-процессуальнойполитики лежит доктрина, в соответствии с которой уголовное судопроизводство — этоспор между обвинением и защитой, поэтому установление истины по делу не являетсяобязанностью суда. Суд обязан разрешить спор на основе собранных сторонами доказательств.Таким образом, если обвиняемый признает свою вину в совершении преступления, тоотсутствует предмет спора. Этот факт открывает возможность для упрощенного завершениядела с помощью, так называемой сделки на случай признания вины и в значительноймере определяет деятельность органов, осуществляющих уголовное преследование поделу (полиции, атторнейской службы).
После вынесения Большим жюриили магистратом постановления о предании суду обвинение документально оформляетсяи предъявляется обвиняемому. Затем обвиняемый вправе заявить ходатайство о признанииили непризнании вины. Заявление ходатайства о признании вины, как правило, являетсярезультатом «сделки» между обвиняемым и его защитником, с одной стороны, и государственнымобвинителем — с другой. По мнению ряда авторов, суть «сделки» сводится к следующему:обвиняемый признает свою вину в менее тяжком преступлении, чем ему вменялось первоначально,а государственный обвинитель в обмен на это обещает рекомендовать суду назначитьболее мягкое наказание [4, c.74].
Хотя формально правила требуютудостовериться, что никаких обещаний снисхождения обвиняемому не давалось, судьязнает, что без них «сделка» не имела бы смысла для обвиняемого. Решения судов, санкционирующихпрактику признания вины на основе «сделки», отражают заинтересованность основныхучастников уголовной юстиции в бесперебойном функционировании этой системы в условияхроста преступности. Следует согласиться с утверждением В. Н. Махова и М. А. Пешковао том, что существование в США именно такой формы осуществления правосудия позволяетпредставителям государственного обвинения экономить время и концентрировать усилияна делах, по которым обвиняемый не признает себя виновным и приговор выносится наосновании судебного следствия. Заключение указанной «сделки» возможно на многихэтапах рассмотрения дел в судах.
По опубликованным в США данным,удельный вес уголовных дел, разрешаемых с участием присяжных в судах общей юрисдикции,колеблется от 1 до 15 % и составляет в среднем около 5 % от общего количества дел,поступающих в суд. Именно на них атторнейская служба и концентрирует свои усилияпо поддержанию государственного обвинения в условиях состязательного процесса [4,c.84].
В Российской Федерации введениев УПК главы 40, предусматривающей особый порядок принятия решения в случае признанияобвиняемым своей вины, принципиально не изменило ситуацию. Наличие большого количествапроцессуальных условий для применения особого порядка принятия решений оставилопрактически неизменными существующие формы уголовного судопроизводства. Подавляющеебольшинство дел рассматривается в обычном порядке (т. е. проводится судебное следствие),поэтому экономии времени и средств суда и органов, осуществляющих уголовное преследование,не происходит.
В качестве положительногофактора, повышающего эффективность поддержания государственного обвинения в США,следует отметить влияние главы службы государственных обвинителей на принятие всехзначимых процессуальных решений по делу. Прослеживается строгая преемственностьв принятии таких решений. Изучая материалы расследования, произведенного полициейили иными следственными органами, принимая решение о целесообразности ареста илииных мер процессуального принуждения, проведения обыска, прокурор исходит, преждевсего, из судебной перспективы дела. Если дело по различным причинам не имеет судебнойперспективы, например, доказательств недостаточно или большая их часть полученаполицией с нарушением процедуры, прокурорский офис не будет проводить дальнейшеерасследование по делу и поддерживать обвинение в суде, а материалы расследованиявозвратит полиции. Таким образом, экономятся ресурсы для работы по более перспективнымделам.
Особенностью работы прокурора— обвинителя по делу является также его право самостоятельно собирать доказательстваобвинения, допрашивать свидетелей и потерпевших после допроса их полицией, подвергатьпроверке собранные ею доказательства. Фактически прокурор, поддерживающий обвинениев суде, готовит собственное дело, которое может существенно отличаться от материалов,представленных полицией или иными органами расследования. В результате он хорошознает содержание имеющихся по делу доказательств, поскольку сам участвовал в ихсобирании и проверке. Прокурор представляет себе, насколько устойчива позиция потерпевшегои свидетелей со стороны обвинения. Обладая правом допрашивать и общаться со свидетелямидо суда, он имеет возможность подготовить их к перекрестному допросу защиты, чтоуменьшает риск изменения ими показаний в суде и лжесвидетельства и повышает эффективностьподдержания государственного обвинения.
 § 2.2 Прокурорская служба России
 
В Российской Федерации процессуальноеруководство расследованием дела, надзор за проведением предварительного расследования,утверждение обвинительного заключения и поддержание обвинения в суде зачастую осуществляютразные должностные лица. Анализ практики участия прокурора в судебном рассмотренииуголовных дел показывает, что во втором полугодии 2007 г. 92 % уголовных дел рассмотренос участием помощников прокурора и только по 8 % уголовных дел обвинение поддерживалипрокуроры районов и их заместители. Помощник прокурора, которому, как правило, поручаетсяподдержание государственного обвинения в суде, получает материалы уголовного делапосле окончания расследования и утверждения обвинительного заключения. Таким образом,к формированию доказательственной базы он не имеет отношения и не анализирует еев ходе расследования или после его окончания с точки зрения судебной перспективы.Со свидетелями и потерпевшими он не общается и не имеет процессуальной возможностинепосредственно оценить их показания с точки зрения «относимости», допустимостии достоверности. Иногда доказательства, кажущиеся на первый взгляд достоверными,в суде подвергаются трансформации, объем обвинения изменяется, и государственныйобвинитель вынужден полностью или частично отказываться от обвинения, что снижаетэффективность уголовного преследования в суде.
Разумеется, государственныйобвинитель в Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе нормуголовного процесса, который по своей форме является смешанным. Стадия предварительногорасследования имеет иной вид, чем полицейское расследование в США. Поэтому слепоезаимствование американского опыта и перенесение его в российскую уголовно-процессуальнуюпрактику невозможно и не нужно [4, c.64]. В то же время кое-что из американской практики поддержания обвиненияможет быть использовано в Российской Федерации и позволит повысить его эффективность.
Представляется, что реформаинститута поддержания государственного обвинения в суде должна осуществляться понескольким направлениям:
1.        необходимо совершенствоватьее процессуальную регламентацию;
2.        необходимо ввестиспециализацию в деятельность государственных обвинителей;
3.        необходимо укрепитьпрокурорский корпус дополнительными профессиональными кадрами.
Прежде всего, речь идет обулучшении координации деятельности должностных лиц, ответственных за предварительноерасследование дела, за процессуальный контроль над расследованием и за поддержаниегосударственного обвинения в суде. Указанная координация может быть регламентированауголовно-процессуальным законодательством, Законом о прокуратуре РФ, соответствующимиинструкциями и приказами, исходящими от Генеральной прокуратуры РФ. Нужно признать,что на сегодняшний день такая координация надлежащим образом в законодательствене урегулирована, а работа в условиях нового УПК РФ этого требует. Это подтверждаютболее 90 % государственных обвинителей.
Некоторые меры по повышениюэффективности участия прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел предусмотреныв положениях Приказа Генерального прокурора № 7 от 20 февраля 2002 г. «Об организацииисполнения Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуальногокодекса Российской Федерации» и переходе органов прокуратуры к работе в новыхусловиях уголовного судопроизводства». Пункт 2.6 указанного Приказа предусматриваетукрепление службы государственных обвинителей дополнительными кадрами. Однако онине решают обозначенных выше проблем, возникающих при осуществлении деятельностипо поддержанию государственного обвинения.
Меры, предлагаемые в ПриказеГенерального прокурора РФ № 28 от 3 июня 2002 г. «Об организации работы прокуроровв судебных стадиях уголовного судопроизводства», представляются более действенными.В частности, п. 2.4 данного Приказа обязывает государственного обвинителя по окончаниирассмотрения уголовного дела судом не позднее следующего дня после провозглашениясудебного решения представлять прокурору рапорт о результатах исполнения поручения,копии решений приобщать к надзорному производству. В п. 5 государственному обвинителюпредлагается активно участвовать в исследовании доказательств в суде во взаимодействиис должностными лицами, проводившими предварительное расследование, используя имеющуюсяу них информацию в строгом соответствии с требованием закона.
Пункт 1.10 приведенного Приказакасается реализации права государственного обвинителя отказаться от обвинения. Учитывая,что ответственность за обоснованность возбуждения уголовного преследования возложенана прокурора, давшего согласие на возбуждение уголовного дела, именно он долженпринимать участие в решении вопроса об отказе от уголовного преследования.
Представляется, что прокурор-обвинительи прокурор, утвердивший обвинительное заключение, должны совместно решать вопрособ отказе от обвинения или об изменении объема обвинения.
В то же время, государственныйобвинитель мог бы более эффективно поддерживать государственное обвинение, еслизакон предоставит ему право совместно с прокурором, надзирающим за следствием, проверятьматериалы расследования в момент утверждения обвинительного заключения и даватьсогласие на его утверждение. Назначение государственного обвинителя в момент утвержденияобвинительного заключения, предоставление ему возможности наряду с надзирающим прокурором(когда эти две процессуальные фигуры не совпадают в одном лице) оценивать материалыдела с точки зрения судебной перспективы снизили бы число некачественно расследованныхдел, направляемых в суд.
Действующее уголовно-процессуальноезаконодательство не предусматривает права государственного обвинителя до судебногоразбирательства общаться с потерпевшими и свидетелями, изобличающими обвиняемогов совершении преступления, в то время как защитник вправе опрашивать лиц с их согласия,в том числе и после направления дела в суд. Предоставление такого права государственномуобвинителю на этапе утверждения обвинительного заключения и после этого позволилобы ему лучше представлять себе доказательственный материал, характер и степень произошедшихс ним изменений, вовремя устранить следственные ошибки и избежать необоснованногообвинения. Данное предложение нашло поддержку более чем у 60 % государственных обвинителей.
Было бы целесообразно предоставитьпрокурору соответствующего уровня право при расследовании наиболее сложных уголовныхдел о тяжких и особо тяжких преступлениях принимать решение о назначении потенциальногогосударственного обвинителя еще на этапе предварительного расследования, например,после предъявления обвинения. При этом будущий государственный обвинитель должениметь право совместно с надзирающим прокурором участвовать в проведении наиболееважных и значимых следственных действий, чтобы лично наблюдать за получением и проверкойсобираемых доказательств и оценивать судебную перспективу дела.
С одной стороны, это правоможно считать дополнительной гарантией соблюдения прав участников уголовного процессав ходе расследования, которое станет механизмом противодействия незаконным или необоснованнымдействиям лица, проводящего расследование, с другой стороны, от прокурора — государственногообвинителя следствие получит дополнительную помощь при осуществлении уголовногопреследования и разделит с ним ответственность за качество получаемых доказательств[5, c.17]. Такой подход уменьшит степень возможныхвзаимных претензий следователя и государственного обвинителя друг к другу по результатамуголовного преследования и позволит им провести совместную оценку возможности доказыванияпо конкретному делу в суде. Затрачивая время на участие в процессе расследования,государственный обвинитель сэкономит его при изучении материалов дела в процессесвоей деятельности в судебных стадиях, так как будет уже иметь о них достаточнополное представление. О понимании государственными обвинителями важности такогодополнения в уголовно-процессуальном законодательстве свидетельствуют статистическиеданные: 59 % поддерживают данное предложение.
Другим вариантом решения проблемыповышения уровня координации процессуальной деятельности между органами расследованияи поддержания государственного обвинения могло бы стать совмещение в одном должностномлице функций процессуального руководства расследованием и поддержания государственногообвинения в суде. В этом случае следует исходить из того, что прокурор, надзирающийза расследованием уголовного дела, будет обязан по общему правилу поддерживать понему государственное обвинение. Это повысит степень его ответственности при осуществлениипроцессуального руководства следствием, поскольку будет четко прослеживаться преемственностьмежду уголовным преследованием на досудебных и судебных стадиях уголовного процесса.
Казалось бы, предлагаемоесущественное изменение и расширение обязанностей помощников прокурора, отвечающихза поддержание государственного обвинения, в силу причин субъективного характеране должно найти широкой поддержки у работников прокуратуры, тем не менее, 30 % прокуроровприветствуют и такой подход к реформированию института поддержания государственногообвинения. Оба предлагаемых варианта могут служить механизмом, повышающим уровеньуголовного преследования как на следствии, так и в суде.
Важным направлением реформыинститута поддержания обвинения является также развитие специализации в деятельностигосударственных обвинителей. Специализация ускорит приобретение ими навыков поддержаниягосударственного обвинения по делам определенной категории, однако ее внедрениевозможно только после увеличения корпуса государственных обвинителей. В прокуратурерайонного звена количество сотрудников, систематически осуществляющих поддержаниеобвинения в суде, должно примерно соответствовать количеству составов суда, рассматривающихуголовные дела.
ГЛАВА 3. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС США
/>/>/>
Американские юристы выделяют19 этапов судопроизводства/>, которые можно объединить в трибольшие группы:
1.        стадию полицейскогорасследования;
2.        стадию досудебногоисследования обстоятельств дела обвинением и защитой;
3.        судебные стадии.
/>/>/>/>/>/>§ 3.1 Стадияполицейского (внесудебного) расследования
Первая стадия уголовного процессавключает в себя четыре этапа:
·         пресечение совершенияпреступления;
·         расследование до ареста;
·         арест;
·         регистрацию арестованногои полицейское расследование после ареста.
Сами американские юристы неотносят данную стадию к уголовному процессу. Деятельность на ней имеет административнуюприроду и неотличима от оперативно-розыскного производства. Действительно, предварительноерасследование в США можно назвать полицейским, учитывая следующие его черты.
Субъектом его осуществления,в основном, является полиция. Атторнеи в США также вправе осуществлять расследование,но данное право используется ими лишь по некоторым делам. Суд на данной стадии играетэпизодическую роль, связанную с применением мер процессуального принуждения [16,c.94].
В содержание данной деятельностивходят разведывательные, поисковые действия. В их числе использование специальныхагентов и осведомителей, а также другие специальные средства, необходимые для установленияпотенциальных преступников.
Полицейское расследованиеурегулировано ведомственными нормативными актами (в США) и непроцессуальными нормами.При этом существует ряд уголовно-процессуальных запретов на некоторые действия полиции/>, например, правило «об исключении», о котором будет сказанониже.
Для начала расследования ненужно какого-либо фактического обоснования или формального акта возбуждения дела/>. Подготовку материалов к судебному разбирательству, аналогичнуюполицейскому расследованию, вправе производить частные лица: потерпевший и обвиняемый,которые выступают сторонами.
В результате полицейскогорасследования не появляются судебные доказательства и полицией не принимаются решенияпо предмету уголовно-правового спора между обвиняемым и государством. На даннойстадии происходит лишь отыскание, обнаружение носителей доказательственной информации,которые будут впоследствии представлены в суд. Вот почему офицеры полиции не составляютпротоколов, а пишут отчеты. Эта информация станет содержанием доказательств тольков судебном заседании, например, после допроса офицера или эксперта в качестве свидетеляобвинения/>.
Правило об исключении
Обвинительный приговор можетбыть основан только на допустимых доказательствах, поэтому из сферы судопроизводстваисключаются все данные, полученные с нарушением «должной правовой процедуры» (Dueprocess of Law)/>. Нормативно данное положение закреплено,в частности, IV, V, VI и XIV поправками к Конституции США. Согласно принципу «плодыотравленного дерева» все последующие сведения, полученные на основе недопустимогодоказательства (если они не были обнаружены без его помощи), также исключаются израссмотрения. Например, недопустимым будет допрос свидетеля, который установленв результате вынужденного признания обвиняемого. Если обыск был проведен незаконно,то изъятые предметы, их осмотр, экспертное исследование, а также другие основанныена этих данных действия признаются не имеющими юридического значения.
По общему правилу не допускаютсяв суде «показания по слуху» (производные доказательства). Однако из него есть множествоисключений, в том числе для показаний полицейского о признании задержанного в моментили после ареста, о результатах обыска или прослушивания переговоров.
/>/>/>Привилегияпротив самообвинения и допустимость признания обвиняемого
Интересным является правилопривилегии против самообвинения, которое считается одним из основных принципов уголовнойпроцедуры/>. Коротко оно звучит так: никто не обязан свидетельствоватьпротив себя. Происхождение данного правила объясняется следующими причинами. Обвиняемый(подозреваемый, подсудимый) имеет двойственное положение в процессе. Он одновременноявляется стороной и источником доказательственной информации. Если розыскной процессвидит в нем лишь последнее (объект исследования, из которого необходимо извлечьдостоверные сведения даже посредством пытки), то состязательный признает в обвиняемомсубъект спора, от которого зависит исход дела. Следовательно, дача показаний предстаетне как его обязанность, а как право, которое ему предварительно разъясняется. Приэтом обвиняемый выступает в качестве стороны (когда он представляет объяснения –версию защиты) и в качестве источника доказательств (когда он дает показания попредмету доказывания).
Признание арестованного можетбыть использовано для обоснования обвинительного приговора посредством показанийо нем полицейского в суде, если оно дано добровольно. Другими словами, добровольностьпризнания определяет его допустимость [19].
Знаменитое правило Миранды(Miranda v. Arizona, 1966) установило должную правовую процедуру получения признания/>. До любого допроса лицо должно быть предупреждено понятнымии недвусмысленными терминами о том, что оно имеет право хранить молчание, что любоесказанное им может быть обращено против него и что он имеет право на присутствиеадвоката (в том числе бесплатного). Это правило не распространяется на подозреваемых,если они в момент допроса не находились под арестом/>. Обвиняемыйможет отказаться от реального осуществления этих прав, но должен сделать это добровольно,понимая и осознавая свои действия. Если он любым способом и на любой стадии процессауказывает во время допроса на желание посоветоваться со своим адвокатом перед ответами,то допрос должен быть прерван, поскольку присутствие адвоката при допросе служитодной из гарантий добровольности признания обвиняемого.
Правила, регулирующие процедуруразъяснения прав, не закреплены подробно в Конституции. Они находятся в компетенцииШтатов и Конгресса. Общепринято, что лицо не может потерпеть какие-либо неблагоприятныепоследствия по причине использования права на молчание или на привилегию противсамообвинения. В силу этого прокурор не может использовать в суде факт молчанияподозреваемого/>.
Заявление подозреваемого,полученное без соблюдения правила Миранды, может быть использовано в суде в случае,если оно оправдательное. Таким образом, нейтрализуется принудительность со стороныполиции. Посредством предоставления процессуальных преимуществ фактически неравныестороны обвинения и защиты уравниваются.
В целом, важно подчеркнутьнеслучайное происхождение правила об исключении доказательств. Его значение обусловленотем, что предварительное расследование не имеет строгой процессуальной регламентации.Угроза признания доказательств недопустимыми удерживает полицию от несанкционированныхдействий. Особо следует отметить два обстоятельства: во-первых, понимание ничтожностидоказательств как процессуальной санкции для стороны, нарушившей правила игры; во-вторых,отказ от стремления к объективной истине как цели процесса/>.Они объясняют и возможность исключения из разбирательства даже не вызывающих сомненийв своей достоверности данных, и необходимость ограничительного применения данногоправила. В противном случае санкция ничтожности будет применяться не к стороне,а к правосудию. Этим объясняется наличие целого ряда исключений из данного правила.Следует также учитывать, что среди американских юристов правило об исключении являетсяпредметом острой дискуссии/>.
В следующую стадию американскогоуголовного судопроизводства входят подготовительные к судебному разбирательствуэтапы, в которых место полиции и подозреваемого занимают обвинение и защита. С этогомомента вступает в полную силу судебный метод правового регулирования и возникаеттрехстороннее правоотношение [17].
/>/>/>/>/>/>§ 3.2 Досудебное исследование обстоятельств дела обвинениеми защитой
/>/>/>Даннуюстадию составляют три этапа: принятие решения об обвинении, подача обвинительногодокумента в суд и рассмотрение его судьей.
Если по делу арест производилсябез судебного ордера (при получении которого улики рассматриваются и оцениваютсямагистратом), то в большинстве штатов дело передается в атторнейскую службу дляпринятия решения об обвинении. (Обвинителем по делу может выступать и частное лицоили частный адвокат, что особенно распространено в Англии). Характерной особенностьюпроцесса является практика, согласно которой атторней при выдвижении обвинения обладаетзначительной дискреционной властью. Он более руководствуется началом целесообразности,чем нормами статутного права.
Атторней направляет обвинительныйдокумент (проект постановления о привлечении в качестве обвиняемого)/> в суд для санкционирования состоявшегося ареста магистратом,который проверяет его законность и обоснованность без участия арестованного. В случаепризнания ареста и обвинения обоснованными арестованный должен без задержки личнопредстать перед судом для предъявления обвинения. Данный этап производства по делуназывается первоначальной явкой обвиняемого в суд.
Процедура первоначальной явкисостоит в следующем. Суд устанавливает личность обвиняемого, информирует его о сущностиобвинения. Суд разъясняет принадлежащие ему права, в том числе право хранить молчаниеи предупреждение том, что все сказанное им в суде или в полиции может быть использованопротив него, право на помощь защитника. По каждому арестованному судья обязан рассмотретьвопрос о применении залога. Залог является основной мерой пресечения, посколькуобвиняемому (как субъекту процесса, стороне) необходимо собирать оправдательныедоказательства для своей защиты.
Смомента первоначальной явки арестованного в суд чаще всего и появляется другой важнейшийучастник судопроизводства – защитник. Он может вступить в процесс сразу после ареста.Если обвиняемый желает иметь частного, а не государственного защитника, то его назначениеможет затянуться до следующей стадии – предварительного слушания дела [5, c.36].
Процессуальное значение данногоэтапа состоит в том, что суд утверждает обвинительный документ после его проверкипосредством состязательной процедуры. Прокурор предъявляет первоначальное обвинениеподозреваемому, привлекая его в качестве обвиняемого. Именно суд, а не обвинитель,выслушав доводы сторон, избирает меру пресечения.
/>/>/>/>/>/>/>/>§ 3.3Судебные стадии уголовного процесса
До начала судебного следствиясуд зачитывает обвинительный акт (или информацию) обвиняемому и спрашивает его посуществу обвинения, признает ли он себя виновным, невиновным или отказывается оспариватьобвинение. Ответ обвиняемого играет существенную роль для дальнейшего производства.
Если подсудимый признает винуили отказывается оспаривать обвинение, то дело сразу направляется для вынесенияприговора, минуя стадию слушания дела. Только при заявлении о своей невиновностихотя бы в части предъявленного уголовного иска происходит судебное исследованиеобстоятельств дела.
Сделки о признании вины(plea-bargain)
Данное явление представляетсобой соглашение стороны обвинения со стороной защиты, по которому обвиняемый признаетсебя виновным по всему или части предъявленного обвинения в обмен на уменьшениевозможного наказания/>. Уменьшить возможное наказание атторнейможет следующими способами: переквалификацией на менее тяжкое преступление, исключениемотдельных пунктов из обвинения, изменением формы соучастия или стадии преступления,исключением ссылок на отягчающие вину обстоятельства/>, заявлениемсуду рекомендации о более мягком наказании. Данное соглашение не всегда являетсярезультатом действительных переговоров, иногда таковые лишь предполагаются.
Значениесделок о признании вины трудно переоценить. По различным данным от 75 до 90% всехдел в США разрешаются именно таким способом/>. Если в английском процессе переговорыобвинителя и защитника о признании обвиняемого считаются недостойными профессиональногоюриста и не афишируются/>, то в Америке, напротив, они охраняютсяофициальными правилами. Так, решение по делу Bordenkircherv. Hayes (1978 г.) установило прецедент, согласно которому данные прокуроромобещания после начала переговоров о признании вины должны быть выполнены, несмотряна отказ подсудимого заявить о виновности/>. Кроме того,Федеральные правила уголовного процесса в окружных судах США прямо регулируют процедурусоглашений обвинения и защиты (раздел IV)/>.
Сделки о признании вины являютсяхарактерной чертой островного уголовного процесса, а особенно – американского.
Итак, когда подсудимый заявило своей невиновности, после подготовительных процедур (ознакомления с доказательствамипротивной стороны (discovery) или опровержения обвинения: заявление ходатайств опризнании недопустимыми отдельных доказательств или необоснованным всего обвинения)начинается слушание дела.
/>/>/>Особоевнимание хотелось бы уделить расследованию фактов коррупции в государственном аппаратештата и на местном уровне, которое осуществляют органы полиции штата и генеральныйатторней штата. Они не подчиняются федеральным органам полиции и обвинения, хотямогут с ними сотрудничать. Эксперты, исследовавшие антикоррупционную политику США,отмечают, что в штатах и на местах не уделяют должного внимания выявлению фактовкоррупции и привлечению виновных к ответственности. В связи с этим увеличиваетсянагрузка на правоохранительные органы федерального уровня.
Исследователей правоохранительнойсистемы США обычно поражает большое количество органов, на которые возложена обязанностьвыявлять и расследовать коррупционные правонарушения, применять иные меры противодействиякоррупции. Иногда расследованием одного дела занимаются сразу несколько государственныхорганов, деятельность которых координируется обвинителем. С одной стороны, это приводитк распылению сил и средств, а с другой — мешает процессам монополизации в этой сфере,создает конкуренцию между органами правоохраны. США не придерживаются рекомендациимеждународных институтов о формировании единого органа, обеспечивающего расследованиефактов коррупции.
Система организации обвиненияпо уголовным делам в США совершенно не соответствует основным требованиям теорииорганизации эффективной контрольной и правоохранительной деятельности. Департаментюстиции США, возглавляемый Генеральным Атторнеем и выполняющий функции обвиненияпо уголовным делам, не является независимым от исполнительной власти. Он сам являетсячастью исполнительной ветви власти. Это иерархическая бюрократическая организация,где должностное лицо, осуществляющее обвинение, могут без всяких объяснений перемещатьпо службе, оказывать на него воздействие в связи с делом, которое он ведет. От произволаначальников спасает, видимо, высокая профессиональная этика должностных лиц этогодепартамента и наличие в стране всеведущих и свободных журналистов, которые моментальномогут поднять скандал в прессе, если чиновники Департамента юстиции постараютсязамять дело, связанное с коррупцией, в особенности в высших эшелонах власти [17,c.172].
Для нас странно, что атторнеиДепартамента юстиции поддерживали обвинение против должностных лиц, за которымистоял Президент страны, назначающий Генерального атторнея с согласия Конгресса.В нашей стране такое невозможно. Введение системы, включающей прокуратуру в исполнительнуюветвь власти, негативно сказалось на организации правоохраны в Польше.
С целью обеспечения независимостиорганов следствия от исполнительной ветви власти, возглавляемой Президентом, директорФБР назначается Президентом с согласия Сената на 10 лет. Учитывая, что в США высшаявласть систематически переходит от одной партии к другой, директор ФБР имеет определеннуюнезависимость от тех, кто его назначил на должность.
Избранный атторней штата самостоятельноопределяет направление своей политики и приоритеты в правоохране. Все это не мешаетвыборному атторнею вести бескомпромиссную борьбу с коррупцией в государственномаппарате. Причина этого в том, что, в отличие от стран Востока, американцы не сочувствуютпреступникам. Законы здесь не навязываются бюрократией сверху, и нарушение их рассматриваетбольшинством людей как посягательство на их собственные права. Кроме того, в СШАне любят бюрократию, и чтобы завоевать доверие населения штата, атторней долженне скрывать факты коррупции, а выявлять их вне зависимости от того, представителькакой партии их совершает. Каждый молодой атторней, как отмечают исследователи,пытается построить свою карьеру на уголовном преследовании должностных лиц, нарушающихзаконы.
Положительно зарекомендовалсебя в США институт независимого прокурора (Independent Counsel), который назначалсядля расследования особо важных дел в отношении высших должностных лиц страны.
Он был создан после уотергейтскогоскандала, в котором был замешан президент страны Ричард Никсон. Летом 1974 годаНиксон ушел в отставку, а спустя четыре года институт был оформлен юридически. Завремя существования института там проработали 17 прокуроров. В 1999 году конгрессСША отказался продлить срок действия закона о «независимых прокурорах», так какрасследование независимого прокурора Кеннета Стара об отношениях Билла Клинтонаи Моники Левински показало, насколько далеко может войти следователь в частную жизньофициального лица. Теперь в США парламентскими расследованиями занимаются различныенезависимые комиссии. Например, для расследования обстоятельств терактов 11 сентябряконгрессом была сформирована двухпартийная комиссия, которую возглавил бывший губернаторштата Нью-Джерси республиканец Томас Кейн, а его заместителем стал бывший конгрессмендемократ Ли Хэмилтон. В частности, именно эта комиссия провела 8 апреля 2004 годапубличный допрос советника президента Кондолизы Райс в связи с выяснением причинначала войны в Ираке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из изученного материала,можно отметить основные характеристики атторнейской службы США.
Во-первых, прокуратура СШАна федеральном уровне – строго централизованная иерархия правоприменяющих органовисполнительной власти, представленная Генеральным прокурором и Прокурорами штатови районов.
Во-вторых, в отличие от российскойсистемы, важной обязанностью Генерального прокурора США является дача рекомендацийпрезиденту относительно кандидатов на должности федеральных судей, включая членовВерховного суда.
Как уже было отмечено, некоторыемоменты американской практики поддержания обвинения желательно использовать в РоссийскойФедерации, что позволит повысить эффективность прокурорской службы (специализацияв деятельности государственных обвинителей, укрепление прокурорского корпуса дополнительнымипрофессиональными кадрами, совмещение в одном должностном лице функций процессуальногоруководства расследованием и поддержания государственного обвинения в суде).
Все вышеперечисленное должноповысить степень ответственности при осуществлении процессуального руководства следствием,поскольку будет четко прослеживаться преемственность между уголовным преследованиемна досудебных и судебных стадиях уголовного процесса, а также эффективность службыобвинения.
Довольно интересным и эффективнымявляется феномен сделки о признании вины, когда обвиняемый признает себя виновнымпо всему или части предъявленного обвинения в обмен на уменьшение возможного наказания.Данное явление позволяет снизить трансакционные издержки и уделить внимание болеесложным делам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Федеральный Закон“О прокуратуре Российской Федерации” от 17 января 1992 г.
2.        Алексеев А.И.Профессия– прокурор М.: ИНФРА-М, 2006.
3.        Бельсон Я. М. Суд,прокуратура и тюрьмы в современном буржуазном государстве: Учебное пособие. М.,1992.
4.        Буянский С.Г. Правовыеосновы функционирования прокуратуры как органа контрольной власти.// Закон. — 2005.- № 5.
5.        Власихин В. А. Службаобвинения в Америке: Закон и политика. М., 1981.
6.        Гуценко К. Ф., ГоловкоЛ. В., Филимонов Б. А. Уголовный процесс западных государств. М., 2002.
7.        Додонов В. Н., КрутскихВ. Е. Прокуратура В России и за рубежом: Сравнительное исследование. М., 2001.
8.        Махов В. Н., ПешковМ. А. Уголовный процесс США: Досудебные стадии: Учебное пособие. М., 1998.
9.        Николайчик В. Н. Уголовныйпроцесс США. М., 2001.
10.     Нимеллер М. Уголовноесудопроизводство и роль прокуратуры // Российская юстиция. 2005
11.     Отчеты о работе прокурораза 2007-2009 гг. Форма «П» / Прокуратура г. Москвы.
12.     Прокурорский надзорв Российской Федерации /Под ред. А.А.Чувилева. М., 2000.
13.     Решетников Ф. М. Правовыесистемы стран мира: Энциклопедический справочник. М., 2003.
14.     Уилшир А.-М. Уголовныйпроцесс / Пер. с англ. М., 2007.
15.      Прокуратура – GZT // www.gzt.ru
16.      Attorney General // www.genattorney.com
17.     DisputesAbout Corruption // www.korrup.info
18.     Attorneys’List // www.attorusa.com
19.      Prosecuting Attorneys, DistrictAttorneys, Attorneys General & US Attorneys on the Web // www.eatoncounty.org


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.