Реферат по предмету "Государство и право"


Виды и правовые формы обеспечения занятости

Оглавление
Введение
Глава 1. Понятиезанятости. Виды и формы обеспечения занятости
Глава 2. Субъектыправоотношений в сфере занятости
Глава 3. Государственнаяполитика в области содействия занятости населения
Заключение
Библиографический список

Введение
Россия преобразуетсяв демократическое федеративное правовое государство. Вот уже 16 лет она живётпо новым законам.
Сбезработицей Россия вплотную соприкоснулась, начиная с 1992 г., когда послепринятия в 1991 г. Закона РФ о занятости населения службы занятости сталиофициально присваивать статус безработным людям, ищущим работу.
«Безработицанарушает одно из основополагающих прав человека- право на труд»- отмечаетДекларация прав человека. В Законе РФ «О занятости населения» (ст.5 гл.1) записано:«Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав гражданна полную, продуктивную и свободную избранную занятость».
Основнаязадача проводимой высшими органами власти России социальной политики — максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальнойзащите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственнаяпрограмма занятости населения, в которой предусмотрены организационные иэкономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынкетруда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управленияразного территориального подчинения в решении конкретных задач.
В рамках этойпрограммы в 1991 году и была создана Государственная служба занятостинаселения, функции и сферы деятельности которой будут сейчас рассмотрены.

Глава 1.Понятие занятости. Виды и формы обеспечения занятости
Занятость —это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественныхпотребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило,им заработок, трудовой доход.
Всоответствии с Законом о занятости можно выделить три признака занятости:
a) наличиетрудовой и общественно полезной деятельности;
б) законностьэтой деятельности;
в) какправило, наличие дохода, хотя дохода может и не быть, например, у студентавуза, обучающегося по дневной форме обучения. Гражданам принадлежитисключительное право распоряжаться своими способностями к производительному,творческому труду, поэтому занятость может быть выражена в различных видахдеятельности.
Видызанятости показывают, где занят гражданин, то есть указывают на формуприменения труда граждан.
Согласнозакону о занятости занятыми считаются граждане:
1) работающиепо трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение наусловиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие инуюоплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, заисключением общественных работ;
2)занимающиеся предпринимательской деятельностью, зарегистрированные в качествеиндивидуального предпринимателя;
3) занятые вподсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
4)выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметомкоторых является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам,заключенным с индивидуальными предпринимателями, а также работа по авторскимдоговорам;
5) являющиесячленами производственных кооперативов (артелей);
6) избранные,назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
7) проходящиевоенную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органахвнутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы;
8) проходящиеочный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начальногопрофессионального, среднего профессионального и высшего профессиональногообразования и других образовательных учреждениях, включая обучение понаправлению федеральной государственной службы занятости населения;
9) временноотсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском,переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызваннойзабастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связаннымс подготовкой к военной службе, альтернативной гражданской службе, исполнениемдругих государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
10)являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей(участников) общественных и религиозных организаций (объединений),благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций исоюзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Исходя изэтого можно выделить два вида занятости:
1) занятостькак трудовую деятельность;
2) занятостькак общественно полезную деятельность.
Под трудовойдеятельностью понимается работа по трудовому договору, по гражданско-правовомудоговору, деятельность по авторским договорам, сюда же можно отнестипредпринимательскую деятельность, службу в органах внутренних дел и ввооруженных силах. К общественно полезной деятельности, как приносящей, так неприносящей доход, относится обучение в общеобразовательных и профессиональныхучебных заведениях; уход за детьми в период нахождения женщин в отпуске поуходу за ребенком; период отсутствия на работе в связи с призывом на военные сборылибо привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе.
Формаобеспечения занятости показывает, при помощи каких средств государственнаяслужба занятости способствует тому, чтобы безработный гражданин приобрел статусзанятого.
Основнымиформами обеспечения занятости являются:
1.Информирование о рынке труда, то есть каждому безработному служба занятостипредоставляет информацию о возможности трудоустройства по имеющейся у негоспециальности, о динамике рынка труда.
2. Бесплатноеподыскание подходящей работы.
3.Предоставление возможности повышения квалификации, переобучения либо полученияновой профессии.
4. Занятостьв отъезд, то есть предоставление рабочего места в другом населенном пункте скомпенсацией расходов по переезду, что способствует осуществлениютерриториального перераспределения рабочей силы.
5. Молодежнаяпрактика, то есть трудоустройство выпускников профессиональных учебныхзаведений, которые не могут найти работу с частичным покрытием затратработодателя на заработную плату за счет специальных средств.
6. Проведениеярмарок вакансий в целях обеспечения временной занятости подростков.
7.Привлечение к общественным работам.
8.Квотирование рабочих мест, то есть установление нормы обязательного приема наработу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, например,инвалидов. Квотирование позволяет обеспечивать занятость социально незащищеннымкатегориям граждан. Квота — это минимальное количество рабочих мест,установленное в процентах от среднестатистической численности работниковорганизаций, учреждений, для приема на работу определенных категорий граждан,особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы,которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количестворабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
9. Поддержкапредпринимательства и самостоятельной занятости граждан — органы службызанятости предоставляют возможность получить знания об основахпредпринимательской деятельности.
10. Поддержкарабочих мест, то есть работодатель может заключить со службой занятости договоро том, что не производит массовых увольнений в период определенного времени, агосударство на возвратной или безвозвратной основе предоставляет работникам,находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, пособия засчет средств государственного фонда занятости. Такая форма стимулирует скрытуюбезработицу и является негативной.
Глава 2.Субъекты правоотношений в сфере занятости
Субъектамиправоотношений в сфере занятости являются:
1) органыгосударственной власти;
2) органыфедеральной и государственной службы занятости;
3) профсоюзы;
4)работодатели;
5) граждане.
Средиполномочий органов государственной власти законодательство выделяет полномочияфедеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ иорганов местного самоуправления в сфере занятости.
К полномочиямфедеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФотносятся:
— реализацияосновных направлений государственной политики в сфере занятости, предупреждениемассовой безработицы;
— принятиезаконов, иных нормативных актов, устанавливающих общие принципы правовогорегулирования отношений в сфере занятости;
— разработкаи обеспечение федеральных целевых программ в области содействия занятости;
—формирование и контроль за целевым использованием средств на финансированиемероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержкибезработных граждан;
— определениеминимальных обязательных норм социальной и экономической защищенности гражданот безработицы;
— координациядеятельности органов государственной власти по вопросам занятости населения;
—формирование основных принципов социальной защиты работников несостоятельныхорганизаций.
Органыгосударственной власти субъектов РФ, учитывая осложнение ситуации в сферезанятости, имеют право установить новые критерии подходящей работы по сравнениюс теми, которые указаны в законодательстве, ввести упрощенную процедурупризнания гражданина безработным по сравнению с установленной процедурой взаконодательстве и упрощенный порядок регистрации и перерегистрации безработныхграждан, изменить порядок и условия назначения и выплаты пособия побезработице, при этом должен соблюдаться общий принцип регулирования трудовыхотношений — не допускается ухудшение положения работника по сравнению сдействующим законодательством.
Важнымполномочием органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местногосамоуправления является то, что по предложению органов службы занятости,профсоюзов или иных представительных органов работников они могут приостановитьна срок до 6 месяцев решение о массовом высвобождении работников или принятьрешение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляяфинансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.
ПолномочияФедеральной государственной службы занятости, которая является единойФедеральной системой органов и учреждений, регулируются Законом РФ «О занятостинаселения в РФ», Положением о федеральной государственной службе занятости,утвержденным Постановлением Верховного Совета от 08.06.1993 г., Положением одепартаменте федеральной государственной службы занятости населения,утвержденным Министерством труда от 14.08.1998 г., Конвенцией МОТ № 88 «Оборганизации служб занятости».
Основнымизадачами государственной службы занятости являются: реализация государственнойполитики занятости в целях предоставления безработным гражданам мер социальнойзащиты, осуществление анализа рынка труда, разработка и реализация федеральныхтерриториальных и иных целевых программ занятости населения.
Основнымнаправлением деятельности государственной службы занятости является содействиебезработным гражданам в поиске работы, работодателям — в подборе необходимыхработников, а также организация профессионального обучения, переобучения иповышения квалификации безработных граждан и реализация основных правбезработных граждан, то есть предоставление пособия по безработице, стипендий впериод обучения, организация общественных работ, предоставление дополнительнойпомощи отдельным категориям социально незащищенных граждан — инвалидам,несовершеннолетним гражданам, лицам, впервые ищущим работу, беженцам ипереселенцам, семьям, где оба трудоспособных родителя являются безработными,гражданам, уволенным из вооруженных сил, и членам их семей, гражданам,пострадавшим от воздействия радиации.
Субъектомправоотношений в сфере занятости являются профсоюзы.
Правапрофсоюзов в сфере занятости определены в Трудовом кодексе РФ, Законе РФ «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законе РФ «Озанятости населения в РФ», согласно которым профсоюзы имеют право:
1) приниматьучастие в разработке государственной политики в сфере занятости;
2) требоватьот работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечениюзанятости; 3) выступать с инициативой о принятии органами государственногоуправления и местного самоуправления решения о поэтапном проведении илиприостановлении массовых увольнений.
Работодатели,как участники правоотношений, имеют право:
a)самостоятельно решать вопрос о том, кто из работников будет принят на работу.То есть лица, имеющие направление от службы занятости, обладают такими жеправами при трудоустройстве, как и другие граждане, если только они ненаправлены на работу в счет квоты;
б) получатьбесплатную информацию о состоянии рынка труда;
в) подоговоренности со службой занятости на частичное возмещение затрат наопережающее обучение граждан, высвобождаемых из организации;
г) право наобжалование действий органов государственной службы занятости в вышестоящийорган или суд. [1]
Работодательобязан:
1)осуществлять учет мнения профсоюзной организации при увольнении работников,являющихся членами профсоюза по п. 2, 3, 5 ст. 81 Трудового кодекса;
2)предупреждать выборный профсоюзный орган в письменной форме о массовомувольнении не менее чем за 3 месяца, а о проведении увольнения в связи ссокращением численности и штата работников — за 1 месяц;
3)своевременно не менее, чем за 3 месяца представлять профсоюзу и органам службызанятости информацию о возможных массовых увольнениях с указанием численности икатегорий увольняемых с работы;
4)предоставлять в службу занятости информацию по поводу каждого работника,уволенного в связи с ликвидацией организации, сокращением им численности штата,в которой указывается специальность, квалификация, должность и размеры егосредней заработной платы;
5) ежемесячнопредставлять органам службы занятости сведения о применении в отношении даннойорганизации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимуюдля осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействиюзанятости инвалидов;
6) ежемесячнопредставлять в службу занятости информацию о наличии вакантных мест, выполненииквоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятостиобязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполненииили невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов;
7) ежемесячноотчислять в федеральный бюджет средства на финансирование мероприятий посодействию занятости и социальной поддержки безработных граждан.[2]
В случаеотказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускниковучреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшегопрофессионального образования, а также лиц, направленных в счет квоты,работодатели обязаны произвести целевые финансовые отчисления в федеральныйбюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год. Приприеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в5-дневный срок обязан возвратить в службу занятости направление с указанием дняприема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина,направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службызанятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу ивозвращает направление гражданину.
Наиболеедетально в законе о занятости разработан правовой статус граждан, импредоставлено право:
1) наинформацию, включая право на профессиональную консультацию;
2) пособие побезработице;
3) содействиев подыскании подходящей работы;
4) профессиональноеобучение, переобучение, повышение квалификации;
5) оказаниепсихологической поддержки;
6)общественные работы;
7)дополнительные меры социальной поддержки (социальную помощь).
Болееподробно правовой статус будет рассмотрен в 6 вопросе темы.
Глава 3.Государственная политика в области содействия занятости населения
СогласноКонституции Российская Федерация является социальным государством, политикакоторого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека, в котором каждый имеет право на защиту отбезработицы.
Отношения всфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативныхактов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иныминормативными актами, локальными нормативными актами.
Особую рольиграют международные акты — «Всеобщая Декларация прав человека», Международныйпакт «О экономических, социальных, и культурных правах», «Декларация прав исвобод человека и гражданина», предусматривающие полную, продуктивную исвободно избранную занятость. [3]
Трудовойкодекс РФ также регулирует отношения в сфере занятости и трудоустройства, таккак в нем зафиксированы основания заключения и прекращения трудовых договоров.Важнейшим источником правового регулирования отношений в сфере занятости итрудоустройства является закон РФ «О занятости населения в РоссийскойФедерации» от 14 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями(далее — Закон о занятости). В Закон «О занятости населения в РФ» 1991г.постоянно вносятся изменения и дополнения, в результате которых режим правовогорегулирования в сфере занятости становится более жестким. Во-первых,конкретизированы основания признания гражданина безработным. Во-вторых,постоянно снижается уровень социальной защиты безработных, показателем которогоявляется размер пособия по безработице. Если в первоначальной редакции неустанавливался максимальный размер по безработице, и это было обусловлено тем,что в фонд занятости работодатель производил отчисления в процентном отношениик оплате труда по всем основаниям, то в дальнейшем был установлен максимальныйразмер пособия по безработице на уровне средней заработной платы в регионе. Виюле 1999 г. максимальный размер пособия понижен до прожиточного минимума посубъекту РФ, в августе 2000 года уменьшен и минимальный размер пособия. Этосвидетельствует о том, что государственная политика в сфере занятостинаправлена на стимулирование поиска работы самим безработным гражданином. [4]
В законе озанятости установлены основы правового статуса безработного гражданина:основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основныемеры социальной защиты безработных, хотя по поводу каждой из них, как правило,есть самостоятельный нормативный акт, указаны основные полномочиягосударственной службы занятости и основные направления государственнойполитики в сфере занятости.
Законами,регулирующими отношения в сфере занятости и трудоустройства, являются также:Федеральный закон «О трудовых пенсиях» — он устанавливает основания выбытия изсреды занятых граждан в связи с уходом на пенсию; Федеральный закон «Обеженцах», «О вынужденных переселенцах»; Гражданский кодекс РФ, так какграждане, работающие по гражданско-правовому договору, занимающиесяпредпринимательской деятельностью, считаются занятыми и не могут быть признаныбезработными.
К источникамотносятся и Указы Президента РФ, постановления правительства, напримерПостановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «О порядке регистрациибезработных граждан», Положение «Об организации работ по содействию занятости вусловиях массового высвобождения», утвержденное постановлением Правительства РФот 5 февраля 1993 г., Положение «Об организации общественных работ»,утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. [5]
Вколлективных соглашениях и коллективных договорах, являющихся локальныминормативными актами, могут содержаться условия о предоставлении высвобождаемымработникам дополнительных льгот и гарантий.
Согласно ст.5 ФЗ «О занятости населения» государство проводит политику содействияреализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственнаяполитика в области содействия занятости населения направлена на:
— развитиетрудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
— обеспечениеравных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо отнациональности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений иотношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выборзанятости, данное направление обеспечивается и статьей 64 Трудового кодекса РФ,устанавливающей гарантии при приеме на работу;
— созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, вчастности государство гарантирует предоставление минимальной оплаты труда,гарантии при получении впервые профессионального образования без отрыва отпроизводства, гарантии при выполнении общественных обязанностей;
— поддержкутрудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамкахзаконности, содействие развитию их способностей к производительному,творческому труду, например, лицам, начинающим индивидуальнуюпредпринимательскую деятельность, должны предоставляться налоговые льготы вцелях поддержки их деятельности, запрещается отказ в приеме на работу для лиц,приглашенных в порядке перевода;
— обеспечениесоциальной защиты в области занятости населения, проведение специальныхмероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся всоциальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. К ним относятся:инвалиды, граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключениюуполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по не зависящим отних причинам; лица, освобожденные из учреждений по исполнению наказаний,несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, впервые ищущие работу; лицапредпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего правовыхода на трудовую пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденныепереселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие имногодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиесявоздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий икатастроф). Трудоустройство инвалидов осуществляется в счет квоты, заневыполнение которой работодатель привлекается к ответственности.Постановлением Минтруда от 10 февраля 1998 г.1 регулируется оказание содействияв трудоустройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
—предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года)безработицы: ст. 73 Трудового кодекса предусматривает, что в целяхпредотвращения массовых увольнений работодатель может установить режимнеполного рабочего времени;
— поощрениеработодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, преждевсего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающихтрудности в поиске работы. Порядок оказания помощи работодателям по организациидополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятостибезработных граждан.
— сочетаниесамостоятельности органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения ссогласованностью их действий при реализации федеральной программы,предусматривающей мероприятия по содействию занятости населения;
— координациюдеятельности в области занятости населения с деятельностью по другимнаправлениям экономической и социальной политики, включаяинвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование ростаи распределение доходов, предупреждение инфляции;
— координациюдеятельности государственных органов, профессиональных союзов, иныхпредставительных органов работников и работодателей в разработке и реализациимер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
— обеспечениезанятости в местах проживания коренных малочисленных народов и другихнациональных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных икультурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
—международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включаявопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации запределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территорииРоссийской Федерации, соблюдение международных трудовых норм. [6]
В зависимостиот содержания основных направлений государственной политики в сфере занятостиможно выделить два ее вида:
1) активнуюгосударственную политику в сфере занятости;
2) пассивнуюгосударственную политику в сфере занятости. [7]
Активнойполитике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных наскорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональноеобучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулыдля тех, кто пытается получить работу.
Пассивнойполитике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иныхмер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненногоуровня граждан в период безработицы.
В РоссийскойФедерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеровпособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной,так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельнымпоиском работы.
Безработнымипризнаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка,зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы,ищут работу и готовы приступить к ней.
Исходя иззаконодательно закрепленного определения можно выделить следующие условияпризнания граждан безработными:
1)трудоспособность граждан;
2) отсутствиеработы и заработка;
3)регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
4) отсутствиеподходящей работы;
5) поискработы самим безработным и готовность приступить к ней. [8]
Безработнымимогут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнеговозраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначенатрудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет. Не относятся ктрудоспособным граждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.
Безработнымможет быть признан только гражданин, не имеющий работы и заработка: статусбезработного не присваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указаннойв ст. 2 Закона «О занятости населения в РФ», то есть работающим по трудовому,гражданско-правовому, авторскому договору, в кооперативе на основании членства,обучающимся на очном отделении в профессиональном учебном заведении и т. д.
В качествезаработка не учитывается выплата выходного пособия и сохраняемого среднегозаработка гражданам, уволенным из организаций либо с военной службы в связи сликвидацией, сокращением численности и штата.
Безработнымине могут быть признаны граждане, осужденные по решению суда к исправительнымработам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Женщина,ухаживающая за ребенком до 3-х лет, не может быть признана безработной, еслиона находится в отпуске по уходу за ребенком, так как состоит в трудовыхотношениях и может выйти на работу в любое время.
Безработнымимогут быть признаны только те граждане, которые зарегистрированы в органахслужбы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовыприступить к ней.
Решение опризнании гражданина безработным принимается органами службы занятости по местужительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службызанятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов,удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке попоследнему месту работы; для не имеющих профессии — паспорта и документа обобразовании. Если у гражданина имеются нетрудоспособные иждивенцы, то он долженпредоставить документ, подтверждающий совместное проживание с иждивенцем иналичие иждивенца для того, чтобы можно было получать дополнительную надбавку заиждивенцев. Статус безработного не приобретают граждане, представившиедокументы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы изаработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания ихбезработными. В то же время никакой ответственности за это законом о занятостине предусмотрено. [9]
Порядкомрегистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФот 22 апреля 1997 г., предусмотрены следующие виды регистрации безработныхграждан:
a) Первичнаярегистрация — в целях учета общей численности граждан, ищущих работу, ипредоставления им общей информации о рынке труда, о наличии свободных мест, овозможности профессиональной подготовки. Первичная регистрация осуществляетсябез предоставления безработным каких-либо документов.
б)Регистрация в целях поиска подходящей работы — предусмотрена для граждан,которые не могут самостоятельно реализовать поиск подходящей работы, нуждаютсяв помощи со стороны государства. Для данной регистрации гражданин обязанпредоставить перечисленные выше документы.
c)Регистрация в качестве безработного — осуществляется для граждан, в отношениикоторых служба занятости не может подыскать подходящую работу в течение 10 днейпосле регистрации в целях поиска подходящей работы.
д) Очереднаяперерегистрация — суть ее состоит в том, что безработный не менее 2-х раз вмесяц должен проходить перерегистрацию для подтверждения отсутствиятрудоустройства. [10]
Безработнымипризнаются только те граждане, которым служба занятости в течение 10 дней содня регистрации в целях поиска подходящей работы не подыскала более двухвариантов подходящей работы.
Подходящейсчитается работа, соответствующая следующим критериям:
а)профессиональному критерию, то есть если предлагаемая работа, в том числе ивременного характера, соответствует профессиональной пригодности работника сучетом уровня его профессиональной подготовки;
б)имущественному критерию, то есть предлагаемая работа соответствует условиямпоследнего места работы, в том числе и условию о заработной плате. Но какую бызаработную плату работник ни получал, подходящей будет считаться работа,которая оплачивается на уровне прожиточного минимума в субъекте РоссийскойФедерации;
в) критериютранспортной доступности, который устанавливается органами местногосамоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в даннойместности. Если населенный пункт небольшой, то есть можно добраться с однойчерты города до другой за один час, то подходящей будет считаться работа вчерте населенного пункта; если же населенный пункт большой, то время, в течениекоторого работник может добраться до работы, не должно превышать, как правило,40 минут;
г)предлагаемая работа должна соответствовать состоянию здоровья. Если угражданина имеются какие-либо заболевания, препятствующие работе в определенныхусловиях, то предлагаемая работа не должна содержать факторы, негативновлияющие на здоровье. Безработный сам заинтересован в том, чтобы предоставитьподтверждающие документы. Если он является инвалидом, то соответствующиедокументы обязана запросить служба занятости;
д) условиятруда по предлагаемой работе должны соответствовать правилам и нормам по охранетруда. [11]
Безработнымипризнаются граждане, которые сами активно ищут работу и готовы к нейприступить. Если безработный не ищет работу или его направили на работу и он неявился на переговоры с работодателем о трудоустройстве, то служба занятостиможет приостановить выплату пособия по безработице или лишить его статусабезработного.
Граждане,которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеютправо на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со днявынесения решения об отказе в признании их безработными.
Правовойстатус безработных граждан представляет собой комплекс законодательнозакрепленных прав и гарантий, обязанностей и ответственности безработныхграждан.
Государствопредоставляет безработным гражданам Российской Федерации следующие гарантии:
1) свободувыбора рода деятельности и места работы, в том числе работы с разными режимамитруда;
2) охрану труда,
3) правовуюзащиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме наработу в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
4) бесплатноесодействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничествеорганов службы занятости.
5) бесплатнуюпрофессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку иповышение квалификации по направлению органов службы занятости;
6) оказаниепсихологической поддержки;
7)обеспечение социальной поддержки;
8)компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерацииматериальных затрат с направлением на работу (обучение) в другую местность попредложению органов службы занятости;
9) бесплатноемедицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работуи направлении на обучение;
10)возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемыхобщественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностейграждан;
Безработныеграждане имеют право на:
a) выборместа работы в том числе и за пределами территории Российской Федерации;
б) бесплатнуюконсультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости вцелях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;
в) бесплатнуюпрофессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку иповышение квалификации по направлению органов службы занятости;
г) пособие побезработице;
д) стипендиюв период профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации;
е) участие воплачиваемых общественных работах;
ж)обжалование решения, действия или бездействия органов службы занятости идолжностных лиц в вышестоящий орган, а также в суд.
Отдельнымкатегориям граждан предоставлены дополнительные права и гарантии:
— женщинам,уволенным в связи с ликвидацией организации, — пособие по беременности и родам;
— гражданам,уволенным с связи с сокращением численности и штата или вследствие ликвидацииорганизации, при условии наличия требуемого трудового стажа может быть назначенадосрочная пенсия по старости;
— инвалидампредусмотрены дополнительные гарантии по трудоустройству в счет квоты;
— гражданам ввозрасте до 18 лет оказывается организационная помощь в трудоустройстве всвободное от учебы время.
В обязанностибезработного входит:
1)осуществление активного поиска работы;
2)предоставление подлинных документов;
3)прохождение перерегистрации;
4) явка кработодателю по направлению службы занятости на переговоры о трудоустройстве.
Ответственностьбезработных закон о занятости не оговаривает. Но в то же время в статье 35Закона о занятости предусмотрены следующие меры воздействия:
1. В случаепредоставления документов, содержащих недостоверные сведения, гражданинлишается статуса безработного.
2. Еслибезработный, направленный на переобучение или повышение квалификации,пропускает занятия по неуважительным причинам или не может сдать зачеты иэкзамены, то ему приостанавливается или сокращается размер стипендии на периодобучения.
3. Службазанятости может принять решение о прекращении, приостановке либо сниженииразмера пособия по безработице.
Выплатапособия прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработных вслучаях:
а) утратыправового статуса безработного;
б) длительной(то есть более 1 месяца) неявки безработного в органы службы занятости безуважительных причин;
в) переездабезработного в другую местность;
г) попыткиполучения либо получение пособия по безработице обманным путем;
д) осуждениябезработного к наказанию в виде лишения свободы;
е) назначениятрудовой пенсии по старости, в том числе и досрочной пенсии безработным, илипенсии за выслугу лет;
ж) отказа отпосредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлениюгражданина);
з) смертибезработного.
Службазанятости может принять решение о приостановлении выплат пособий по безработицена срок до трех месяцев в случаях:
а) отказабезработного более 2-х раз от подходящей работы в течение всего периодабезработицы;
б) отказабезработного в течение трехмесячного периода безработицы от участия вобщественных оплачиваемых работах или от направления на обучение органамислужбы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и приэтом не имеющих профессии, стремящихся восстановить свою трудовую деятельностьпосле длительного (более 1 года) перерыва в работе, уволившихся по собственнойинициативе за исключением уволенных по причинам, указанным в ч. 2 ст. 29 Законао Занятости (то есть по уважительным причинам);
в) явкибезработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблениемалкоголя, наркотических средств и иных одурманивающих веществ;
г) увольнениябезработного с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины;
д) неявкибезработного без уважительных причин на очередную перерегистрацию в качествебезработного;
е)самовольного прекращения обучения гражданином по направлению органов службызанятости.
Размерпособия по безработице по решению службы занятости может быть сокращен на 25%до одного месяца в случаях:
а) неявки безуважительных причин на переговоры к работодателю о трудоустройстве в течение3-х дней со дня выдачи направления органами службы занятости;
б) отказа безуважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направленияна работу (учебу). С решением о приостановке, прекращении выплаты пособия побезработице или сокращения его размера служба занятости обязана безработногоознакомить.

Заключение
Безработица иинфляция — естественные спутники рынка труда, вызывающие социальную напряжённостьв стране, развитие забастовочного движения.
Безработные-часть экономически активного населения страны, которая не может применить свою рабочуюсилу, становится «излишним населением», лишённым возможности на различный по продолжительностисрок трудиться и получать трудовой доход.
Статусбезработного в России присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеютработы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поискаподходящей работы и готовы приступить к ней.
Негативными социально-экономическими последствиями безработицы являются: рост численности населения,относящегося к маргинальным группам; рост числа криминальных элементов в обществе;рост психологической подавленности безработных; рост числа самоубийств, численностиалкоголиков и наркоманов; снижение естественного прироста населения и продолжительностижизни.
Подсоциальной защитой населения от безработицы понимается комплекс мер пообеспечению гарантий в области занятости. Государство гарантирует безработному:выплату пособий по безработице, выплату стипендии в период профессиональной подготовки,возможность участия в оплачиваемых общественных работах, компенсацию затрат всвязи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости,оплату за счет службы занятости периода временной нетрудоспособности потерявшимработу и заработок. Основные формы материальной поддержки безработных — пособиепо безработице и доплаты на иждивенцев, компенсации работникам, высвобождаемымиз организации. Помощь безработным включает также посредничество втрудоустройстве.

Библиографическийсписок
Нормативные акты
1. КонституцияРоссийской Федерации, 1993 // ИПС Гарант, 2007
2. КонвенцияМОТ № 2 «О безработице» (1919 г.) // Сборник МОТ Конвенции и рекомендации1919—1956. Том 1.
2. Конвенция МОТ № 88 «Оборганизации службы занятости» (1948 г.) // Сборник МОТ Конвенции и рекомендации1919—1956. Том 1.
3. Конвенция МОТ № 122 «Ополитике в области занятости» (1964 г.) // Сборник МОТ Конвенции и рекомендации1957—1990. Том 2.
4. Конвенция МОТ № 158 «Опрекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) //Сборник МОТ Конвенции и рекомендации 1957—1990. Том 2.
5. Конвенция МОТ № 168 «Осодействии занятости и защите от безработицы» (Женева 1. 06. 88.) // СборникМОТ Конвенции и рекомендации 1957—1990. Том 2.
Федеральный закон РФ от19 февраля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»// ИПС Гарант,2007
10. Федеральный закон РФот 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» //ИПСГарант, 2007.
11. Федеральный закон РФот 12 января 1996г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантияхдеятельности». //ИПС Гарант, 2007.
12. Указ «Одополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации» от21 апреля 1993г. №471 //ИПС Гарант, 2007.
13. Указ Президента РФ от23 мая 1996 г. № 768 «О Комплексной программе мер по созданию и сохранениюрабочих мест на 1996—2000 годы» //ИПС Гарант, 2007…
14. Положение оФедеральной службе занятости России, утвержденное постановлением ПравительстваРФ от 19 января 1993г. № 42 //ИПС Гарант, 2007.
15. ПостановлениеПравительства РФ от 3 мая 1994 г. №432 «О мерах по обеспечению занятостинаселения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда вотдельных регионах Российской Федерации» //ИПС Гарант, 2007.
18. Порядок регистрациибезработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 апреля1997 г. № 458. //ИПС Гарант, 2007.
19. Положение оборганизации профессиональной подготовки, повышения квалификации ипереподготовки безработных граждан и незанятого населения (ПостановлениеМинтруда и Минобразования РФ от 13 марта 2000 г. № 3/1.) //ИПС Гарант, 2007.
Литература
1. АлимоваН.А. Условия труда в Российской Федерации / Н.А. Алимова. — М.: Упр.персоналом, 2005. — 160 с.
2. БессоновЮ.П. Трудовой кодекс в вопросах и ответах / Ю. П. Бессонов. — М.: Ось-89, 2005.- 240 с.
3. БорисовА.Б. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) спрактическими комментариями и разъяснениями официальных органов / А. Б.Борисов. — М.: Книж. мир, 2005. — 1172 с.
4. ГорбачеваЖ. Закрепление в новом трудовом кодексе России гарантий прав граждан в сфересодействия занятости и трудоустройства // Трудовое право. 2000. № 2. С. 24—31.
5. ГлазыринВ.В. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / В. В. Глазырин [идр.]. — М.: Экзамен, 2005. — 799 с.
6. ГубенкоМ.И. Государственный контроль и надзор за осуществлением трудовых правнесовершеннолетних//Вестник Челябинского университета. Серия 9. Право,2002 г. N1(3) С. 101-106
7. ГубенкоМ.И. Правовая регламентация деятельности государственной инспекциитруда//Вестник Челябинского университета. Серия 9. Право,2003 г. N 2(1) С.76-82
8. ЖарковВ., Смирнов С. Инфраструктура общественных работ: как изучать и развивать //Человек и труд. 2001. № 1. С. 65—67.
9. КабалинаВ., Козина И. Посредничество в трудоустройстве: сравнение эффективностигосударственных и частных структур // Человек и труд. 2000. № 12. С. 47—49.
10.  Кисилев И. Я.Сравнительное и международное трудовое право. М.: Дело, 1999. 563 с.
11.  Колесникова О.Осовершенствовании правовой базы обеспечения занятости населения // Человек итруд. 1999. № 2. С. 44—47.
12.  Комментарий к Трудовомукодексу Российской Федерации / под ред. М. Ю. Тихомирова. — М.: Изд-воТихомирова, 2005. — 937 с.
13.  Комментарий к Трудовомукодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. О.В. Смирнова. — М.:Проспект, 2005. — 824 с.
14.  Комментарий к ТрудовомуКодексу Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2005. — 992 с.
15.  Корнийчук Г.А. Практическийкомментарий к изменениям в трудовом законодательстве Российской Федерации / Г.А. Корнийчук. — М.: Альфа-Пресс, 2005. — 128 с.
16.  Марко Бьяджи, МикелеТирабоски «Создание новых рынков труда и новых рабочих мест: проблемыорганизации помощи на дому престарелым и инвалидам». // Правоведение, 2002 год,№ 1.
17.  Медведев О.Трудоустройство на общественные работы // Трудовое право. 1999. № 4. С. 37—43.
18.  Опыт совместнойдеятельности служб занятости и социальной защиты населения Орловской области /Упр. Федер. Гос. службы занятости населения по Орлов. обл., АдминистрацияОрлов. обл., Упр. соц. защиты населения Орел: ОАО Тип. 2005 – 46 с.
19.  Правовое регулированиесодействия занятости населения в Российской Федерации: Учеб. пособие: / В.Ш.Шайхатдинов, А.Ю. Бондарь, П. П. Зуб [и др.] Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,2003 – 172 с.
20.  Разумова Т. Подростки нарынке труда // Человек и труд. 1998. № 4. С. 76—79.
21.  Рекомендации поприменению законодательства о занятости:: В помощь специалистам службы занятости/ Департамент федер. гос. службы занятости по Респ. Мордовия Саранск: Изд-воМордов. ун-та, 2003, 40 с.
22.  Смирнов С. Как улучшитьзакон о занятости населения // Человек и труд. 1999. № И. С. 16—18.
23.  Спрос и предложение нарынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России:: сб. докл. поматериалам Второй Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. с междунар. участием(26-27 окт. 2005 г.) / [под ред. В.А. Гуртова] Петрозаводск: Петрозавод. гос.ун-т, 2005- 158 с.
24.  Служба занятости населения:профориентационная работа:: учебное пособие / С.Н. Испулова; Магнитогорскийгос. ун-т Магнитогорск: МаГУ, 2005 — 111 с.
25.  Труханович Л.В.Применение Трудового кодекса Российской Федерации Верховным Судом РоссийскойФедерации: разъяснения, практика, коммент. / Л.В. Труханович. — М.: Финпресс,2005. — 160 с.
26.  Чепик А.С. Новое втрудовом законодательстве / А.С. Чепик. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 133с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.