Реферат по предмету "Менеджмент"


PR-кампания на примере Высшего учебного заведени

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЧЕБОКСАРСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра философии КУРСОВАЯ РАБОТА по Управлению общественными отношениями на тему PR-кампания на примере Высшего учебного заведения Выполнила студентка 4курса очного отделения группы М41 – 04 Шаймарданова Г. Н. Научный руководитель: Семенова


В. И. Чебоксары 2007 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Понятие PR-кампании как основополагающей в PR-деятельности 2. Понятие планирования PR-кампании, виды планирования 3. Разработка программы PR, основные этапы 4. Роль рекламы в PR 2. АНАЛИЗ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО


ЗАВЕДЕНИЯ 1. Анализ сложившейся ситуации на рынке данных услуг 2.1.1. По России 2.1.2. По Чувашии 2. Анализ опроса учащихся 11-х классов 2.3. PR-кампания 4. Разработка внутреннего PR ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ PR-кампания представляет комплексное и многократное исполь¬зование РR-средств, а также рекламных материалов в рамках еди¬ной концепции и общего проведения плана воздействия


на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации. РR-кампания в отличие от рекламной кампании готовит будущий рынок, создает потребителю благоприятную обстановку для принятия положительного решения относительно идеи, товаров или услуг. История происхождения и развития науки PR (паблик рилейшнз) ведет свое начало с древнейших времен, так как всегда в человеческом обществе возникали проблемы социального регулирования и установления норм


социального согласия. PR, как самостоятельная наука, зародился в США. В 1900 году Гарвардский университет уже имел собственное бюро паблисити. Офис паблисити также в 1904 году был создан в университете штата Пенсильвания. В 1912 году было создано первое крупное бюро PR при Американском телефонно-телеграфном объединении.


1945 - 1965 года - бум PR в Соединенных Штатах Америки. PR окончательно выделяется в самостоятельное направление в менеджменте и продолжает бурно развиваться. Университеты начинают выпускать бакалавров по PR. К 1965-му году число работников, занятый в сфере PR, превысило 100 тысяч человек. PR продолжает развиваться и сегодня. На сегодня в


США в области PR работает более 2-х тысяч компаний. В ней занято более 200 тысяч человек. Тема представленной курсовой работы «PR-кампания…» на сегодняшний день является актуальной, так как потребность благоприятного имиджа организации, правильная организация рекламной кампании высока. В данной работе большое внимание уделено анализу предшествующих PR-кампаний различных учебных заведений с целью выявления ошибок и составлению новой


PR-кампании с их учетом и устранением. Из всех предприятий, организаций и фирм объектом изучения были выбраны учебные заведения. Так как именно на них в настоящее время нацелено внимание большого числа населения, к ним относятся и абитуриенты, и студенты, и их родители, а также потенциальные и реальные работодатели. От положительного имиджа учебного заведения зависит спрос на них, и таким образом это будет влиять на их конкурентоспособность, что на данный момент при огромном рынке предложения данных


услуг (по данным Министерства Образования РФ, в стране неуклонно растет количество ВУЗов, за период с 1990 года по 2005 год их количество выросло с 514 до 1 068, и сегодня открываются филиалы, представительства, то есть с каждым годом увеличивается число учебных заведений) является очень важным. В практической части работы было уделено внимание разработке внутреннего и внешнего пиара. Цель курсовой работы – изучение главных аспектов организации проектирования


PR-кампании, разработка новой технологии PR-кампании на примере учебных заведений. В курсовой работе перед нами стоит задача закрепить и углубить теорети¬ческие знания, получить практическую подготовку по специальности на ос¬нове самостоятельного изучения литературы по PR: уметь практиче¬ски оценивать теоретические положения, делать объективные выводы и предложения, развить навыки самостоятельной творческой деятельности, овладеть методами современных научных исследований.


В работе использованы идеи как западных специалистов – Ньюсома Д Брума,– так и отечественных – Алешиной И.В, Чумикова А.Н. и др. Для того, чтобы творчески подойти к написанию работы необходимо не только изучить «книжный», то есть теоретический материал, но и познакомиться с журнальными публикациями на тему, а также изучить некоторую информацию в интернете. 1.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ PR-КАМПАНИИ 1.Понятие PR-кампании как основополагающей в PR-деятельности. PR-кампании соединяют в себе многие инструменты (акции, праздники, круглые столы, конкурсы) и являются очень эффективным методом продвижения определенного имиджа или идеи. Практически все PR-кампании проводятся по следующей схеме: • Исследование ситуации. Первичные и вторичные маркетинговые исследования; •


Анализ ситуации, постановка проблемы. Проблемное дерево; • Демография - Выбор целевой группы, определение ее основных характеристик; • Психография - Анализ значимого окружения (потенциальные союзники и противники) и выработка тактики работы с ним; • Постановка цели (чего мы можем реально достичь с учетом результатов анализа ситуации и наличия ресурсов); • Знание. Отношение. Поведение. Разработка общей стратегии кампании (какие средства мы будем


использовать); • Написание плана, определение показателей и ожидаемых результатов. Формулировка сообщения, которое мы хотим передать; • Тестирование разработанного сообщения (фокус-группы, глубинные интервью); • Осуществление кампании; • Оценка эффективности кампании (проведение заключительного исследования с целью замера результатов); Основной целью исследовательского этапа


PR-кампании является определение существующего отношения целевых аудиторий к имеющейся личности, организации, товару или услуге, а также их актуального (желаемого) состояния. Но этап “действие” (планирование действия) готовится концепция PR-кампании, определяются технология и перечень ключевых акций, принципы осуществления медиа-политики, разрабатывается поэтапный рабочий план реализации проекта.


На коммуникативном этапе происходит осуществление намеченных действий. Эта работа сопровождается регулярным мониторингом ситуации, динамичным реагированием на ее изменение. По итогам каждого из этапов осуществляется коррекция PR-стратегии, а по завершении всей кампании готовится аналитическая справка о ее эффективности и разрабатываются рекомендации на перспективу. 1.2. Понятие планирования


PR, виды планирования Планирование в условиях рыночных отношений можно опре¬делить как процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений в ситуации, когда пред¬полагается, что желаемое вряд ли наступит, если не принять ряд конструктивных мер по его реализации. Основными функциями планирования PR могут стать моде¬лирование будущих изменений этой сложной социально-эконо¬мической системы и ее среды с точки зрения желательного состоя¬ния и координация совокупных действий


всех элементов предпри¬нимательства для достижения желаемого коммерческого успеха. В процессе планирования для каждой коммерческой компа¬нии важно наличие стратегических целей, т.е. планирование це¬ленаправленного развития в долговременной перспективе. Для систем предпринимательского сектора, действующих в кон¬кретной среде, можно выделить такие основные виды планов, как долгосрочный и оперативный. Долгосрочный (перспективный) план, как правило, охватывает


период свыше 5 лет, в котором формируются главные цели фир¬мы на перспективу, конкретные задачи, указанные по времени и ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей. Перспективное планирование обусловливается необходимостью иметь четкие представления о направлениях развития компании. Перспективный план позволяет определить концепцию развития на будущий период, реальные возможности для ее осуществления, ресурсные ограничения, выявить количественные и качественные последствия


перспективного развития. Одновременно дается обо¬снование выбора средств для выполнения намеченных целей. Долгосрочное планирование формирует текущие направления деятельности. В системе связей с общественностью процесс пла¬нирования — это непрерывный процесс разработки форм, мето¬дов, оценочных показателей для достижения поставленных целей. Как правило, разработка PR-программ, PR-кампаний всегда на¬чинается с комплексной оценки факторов внутренней


и внешней маркетинговой среды функционирования коммерческой структуры. Разработка планов PR предполагает изначально исследование системы ценностей, духовных убеждений, уровня общественного мнения и реальных возможностей службы связей с общественно¬стью, создание эффективных коммуникаций с властными струк¬турами, выгодными инвесторами и партнерами. Оперативное планирование PR в коммерческой компании охва¬тывает годовой или более короткий период и


представляет собой основной вид планомерного воздействия на общественное мнение и общественные отношения. Годовой цикл PR настраивает целе¬вые аудитории на позитивное, благотворное восприятие деятельно¬сти фирмы, ее целей, способствующих достижению коммерческого успеха. Оперативный план служит реальным полигоном для дости¬жения стратегических идей. В целом план PR представляет органический синтез перспек¬тивного и оперативного планирования общественных


связей ком¬мерческой компании, направленный на достижение поставлен¬ных целей с помощью службы и специалистов PR. Формирование плана PR тесно связано с разработкой бюд¬жета мероприятий по связям с общественностью и вытекающего из них задач маркетинга, в котором представлены все статьи до¬ходов и затрат. Начальной точкой формирования бюджета службы РR являет¬ся определение генеральной стратегии маркетинга. Составление финансового плана может оказать содействие в правильной рас¬становке приоритетов стратегий


маркетинговой деятельности. Генеральная стратегия маркетинговой деятельности компа¬нии направлена на конкретизацию для каждого рынка цели раз¬вития фирмы. Эта стратегия осуществляется в тесной увязке с разработками стратегий РR: • осуществлением внутренних коммуникаций, т.е. созданием са¬мой дееспособной структуры управления, предупреждающей конф¬ликтные ситуации и легко адаптируемой к рыночным изменениям; • стратегией отношений


с партнерами, позволяющей устано¬вить гармонию взаимопонимания и доверия; • стратегией отношений с клиентами, предусматривающей и учитывающей их вкусы, требования, замечания и претензии, а так¬же достойное качество обслуживания; • стратегией построения отношений со средствами массовой информации и представителями органов исполнительной и зако¬нодательной власти, позволяющей осуществлять лоббирование соб¬ственных интересов, формировать достойный имидж в обществе.


Исходя из этого можно сделать вывод, что планирование РR должно представлять собой симбиоз коммерческого, инвестици¬онного и представительского планирования. Стратегический план используется для проверки смелых коммерческих идей как инст¬румент прогнозирования результатов предпринимательской дея¬тельности. В целом структура стратегического планирования должна позволить создать такую систему мер, которая своевре¬менно реагирует на возмущения внешней среды и предоставляет


органам управления возможность принимать действенные меры для решения возникающих проблем. Основными элементами процесса планирования являются та¬кие элементы как определение целей компании, планирование объема реализации товаров и услуг, маркетинговые исследования, планирование процесса РR и его программы, план маркетинга и финансовый план. Предложенная структура планирования включает все необхо¬димые элементы, связанные с требованиями рынка,


а также мо¬жет отражать обратную связь по взаимодействию с целевыми ауди¬ториями при коммерческой деятельности, поскольку каждый раздел обоснован планово-расчетными показателями, в которых фор¬мируются результативные итоги деятельности фирмы как на пер¬спективу, так и на текущий период. Результативность деятельности службы РR может быть при¬знана положительной только в том случае, когда все ее усилия направлены на достижение стратегических целей компании.


Оперативный план РR— система совокупных экономических, организационных и социальных мер, направленных на формиро¬вание общественного мнения за счет планомерного воздействия на основные группы целевой аудитории для достижения позитив¬ного, благотворного восприятия фирмы, ее целей, маркетинговых программ и проектов Структура оперативного плана включает: • изложение маркетинговых целей и задач в расчете на год; • расшифровку задач, которые необходимо решить непосред¬ственно средствами


РR; • обоснование и разработку заказа-задания; • концептуальное решение каждой поставленной задачи, т.е. формирование конкретной программы РR с включением в нее таких направлений как: меры по стабилизации корпоративных отношений внутри фирмы, разработка обращения РR и рассыл¬ка совокупных материалов в компании клиентов, СМИ, в орга¬ны государственной и исполнительной власти; выпуск видеоро¬ликов, организация пресс-конференций,


презентаций и других деловых встреч. Каждая из позиций оперативного плана РR получает деталь¬ную разработку в виде плана-графика посуточного взаимодей¬ствия со СМИ, теле- и радиопрограммами с даты прохождения по ним РR-обращений, время поступления готовой продукции на рынок. В практической части остановимся на разработке долгосрочного и оперативного плана более подробно.


1.3. Разработка программы PR, основные этапы Любая программа РR должна быть детально разработанной, спланированной и непрерывной вплоть до окончательного дости¬жения намеченного, на основе системного исследования и сопо¬ставления прошлого, настоящего и намечаемой перспективы. Исследования в целях сохранения или улучшения имиджа предполагают осуществление следующих действий: • Проведение глубокого анализа совокупных мнений о деятель¬ности компании в различных кругах общественности,


т.е. у анали¬тиков, акционеров, партнеров, клиентов, инвесторов, средств мас¬совой информации; • Оценка соответствия прав и обязанностей каждого испол¬нителя внутрифирменных подразделений его должности. При этом производится ознакомление с коммерческими и экономически¬ми аспектами деятельности подразделений. Анализ внутренних факторов позволит определить сильные и слабые стороны фирмы; • Анализ внешних факторов способствует выявлению небла¬гоприятных ситуаций, которые могут возникнуть со


стороны как непосредственного рыночного взаимодействия, так и конкурентов; • Составление сметы расходов, позволяющей оценить рента¬бельность каждого предлагаемого предприятия; • Разработка системы конкретных мероприятий, направлен¬ных на решение маркетинговых и финансовых целей, а также осу¬ществление контроля совместно с руководством фирмы. Таким образом, формирование РR-программы выделяет такие основные этапы, как анализ и постановка целей


и задач, обосно¬вание сметы, обобщение и реализация программы (возможные доработки), оценка результатов исследования. Этап разработки сметы включает обоснование бюджета и ос¬новных направлений затрат. Большинство программ функционирует на ограниченном бюд¬жете. Поэтому следует использовать универсальные, адаптируе¬мые к различным изменениям программы. Телевидение, журналь¬ная и газетная реклама обычно слишком дороги для большинства бюджетов коммерческих


фирм и компаний. Однако, специальные события — прямая рассылка, личные контакты и продвигающаяся экспозиция — доступные средства коммуникации, легко воспро¬изводимые в различных вариантах. Заключительный этап позволяет оценить усилия структурного подразделения РR-компании в целом, дать ответ при этом на вопросы: достигнуты ли цели компании и в какой степени; обре¬тено ли признание общественности; насколько изменилось отно¬шение к компании со стороны потребителей,


партнеров, инвесто¬ров и общественности. В числе методов могут быть количественный анализ посеще¬ния, контент-анализ СМИ, опросы, замеры продаж, отчеты пер¬сонала. 1.4. Роль рекламы в PR Реклама как важный элемент паблик рилейшнз получила в Рос¬сии достаточно активное развитие благодаря организации всерос¬сийских торгово-промышленных ярмарок и выставок. В современных условиях реклама выступает как мощный дви¬гатель экономического и технического


прогресса. В России создана Российская ассоциация рекламодателей (РАР). С 1993 г. функционирует творческая рекламная группа «Форту¬на», объединяющая в своем составе профессиональных журна¬листов, маркетологов, художников и поэтов. Имеются собствен¬ные рекламные агентства у крупных российских компаний, бан¬ков, концернов. Только в одной Москве успешно работают бо¬лее 800 рекламных агентств.


Ежегодно организуются и прово¬дятся выставки, съезды, конференции и конкурсы производите¬лей рекламы в России. Рекламирование как процесс распространения информации на первых этапах своего становления проводилось через газеты, ра¬дио. Но сегодня в качестве главного рекламного канала использу¬ются телевидение и Интернет. Работники местных телестудий могут прийти на любую фир¬му и сделать рекламный ролик за определенное вознаграждение. Телевидение создает фирме известность с помощью «эффекта узна¬ваемости», что намного


эффективнее, чем реклама на радио или в газетах. Современное формирование концепции социально-этическо¬го маркетинга выделяет значимость социальной рекламы, кото¬рую реализуют, как правило, РR-кампании. Цель социальной рек¬ламы — это система мер, направленных на изменение отношений публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе — на выработку новых социальных ценностей (борьба с насилием, охрана окружающей среды, образование и здоровье нации и т.д.).


Хорошая реклама может быть создана только на стыке психо¬логии, журналистики, изобразительного и музыкального искусст¬ва, апеллируя при этом к эмоциям, сознанию. Социальная реклама как важнейший инструмент РR призвана удовлетворять запросы общественности, и в этом состоит ее суще¬ственное отличие от пропаганды и торговой рекламы, которые зачастую отвечают лишь интересам рекламодателей. Понятно, что и товарная реклама является составной частью


PR, поскольку она оказывает влияние на удовлетворение совокупных потребностей в обществе и прямо влияет на формирование взаимоотношений организации с различными сло¬ями общества. Даже хороший товар может «не пойти», если про¬изводитель неэффективно проводит РR-кампанию и ее непра¬вильно понимает общественность. Очень важно в рекламе разъяс¬нить пользу, которую должна получить от товара общественность.


То есть при организации РR-кампании необходимо решить дву¬единую задачу: с одной стороны, проинформировать обществен¬ность о том большом вкладе, который фирма вносит в благососто¬яние страны, с другой — суметь предоставить именно ту инфор¬мацию, которая интересует общественность. При этом важно оп¬ределить диапазон целевых аудиторий, на которые РR-кампания рассчитана. Особенно это необходимо учесть при осуществлении внешнеторговой деятельности.


Информационные сообщения должны быть привлекательными, заметными, легко воспринимаемыми, иметь некий «крючок» в виде творческой выдумки. Выделение продукта, его качества, степени полезности в обществе должно быть убедительным и оригинальным. Практика рекламного дела выделяет три основные группы рек¬ламных коммуникаций: средства прямого воздействия, косвенные средства рекламы, дополнительные средства. В основе проведе¬ния рекламных коммуникаций должны быть всегда четкие ответы на вопросы, каков минимальный


объем рекламы может оказать воздействие, каков должен быть объем, превышение которого не оправдано, какова степень оптимальной интенсивности проведе¬ния рекламной кампании (как часто надо повторять текст, в какое время, периодичность повтора). • Средства прямого воздействия предполагают непосредствен¬ное использование выставок, организацию специализированных салонов, проведение семинаров, пресс-конференций, презентаций. • Косвенные средства распространения рекламы включают раз¬личные виды экономической прессы


и прессы общего содержа¬ния, специализированные ежегодные справочники, представляю¬щие информацию в межотраслевом разрезе с рекламными вкла¬дышами, дополнительные информационные средства за счет по¬пулярных изданий, формационных буклетов, каталогов. • Дополнительные средства — это неофициальные встречи, кон¬такты, участие в приемах, а также в спортивных и телевизионных шоу. Существенным дополнительным средством РR-кампании являются спонсорская и благотворительная помощь,


которая дает неоценимый вклад в популяризацию фирмы. Реализация РR-кампаний способствует повышению не только имиджа фирмы, но и стимулирует многогранный процесс сбыта. Практически при любой форме рекламы надо платить налог в размере 5% от стоимости работ, услуг по изготовлению ее и рас¬пространению. Налогом не облагается социальная реклама. Структура любого рекламного агентства или подразделения по рекламе в коммерческих фирмах и компаниях


включает такие груп¬пы или отделы, как: творческий отдел (группа), отдел средств рек¬ламы, исследовательский отдел, коммерческий отдел. Специалисты рекламных отделов, бюро, групп являются, как правило, молодыми людьми, обладающими талантом, культурой, стремлением создать новое, необычное, оригинальное. Самым сложным направлением в успешной реализации РR-кампаний является творческая разработка содержания рекламных ма¬териалов, подготовка их к показу на телевидении, радио и в прессе.


Реклама на ТВ становится все более конкурентоспособной по мере возрастания количества телеканалов. Рекламируя, важно с самого начала захватить внимание. В пер¬вые две секунды зритель решает, смотреть рекламу или переклю¬читься на другой канал. Прежде всего назовите свою фирму или рекламируемый товар, а потом можно еще раз повторить. Каждое слово играет свою роль. Даже когда люди не смотрят на экран, они слушают текст.


Рекламный текст должен быть дока¬зательным, логичным и убедительным с соблюдением краткости и лаконичности. Поэтому продуманные рекламные тексты в сопро¬вождении закадрового голоса приносят огромную популярность. Желательно, чтобы рекламный текст преподносился и с чувством юмора. Бесконечная и частая повторяемость одной и той же рекламы в процессе показа кинофильма, спортивных соревнований, ин¬формационных и других передач делает ее излишне назойливой, раздражает телезрителей


и приносит противоположный результат. Во всем должна присутствовать мера. Теперь рассмотрим вопросы организации PR-кампании на примере высшего учебного заведения. 2. АНАЛИЗ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 2.1 Анализ сложившейся ситуации на рынке данных услуг 2.1.1. По России В России на сегодняшний день насчитывается более 1300 высших учебных заведений (половина из


них - негосударственные) и около 2200 филиалов высших учебных заведений, более 1000 средне-специализированных и около 5000 профессиональных технических училищ. Фонд «Общественное мнение» провел опрос россиян в 2003 году, в результате которого стало ясно, что 88% граждан России признают важность высшего образования в нынешних условиях, на сегодняшний день процент остается тем же и с того времени даже немного увеличился. Но проблема остается.


Количество желающих учиться в СУЗах и ПТУ с каждым годом сокращается. Скоро это коснется и высших учебных заведений. Поступающих в ВУЗы выпускников школ в России через три года станет вдвое меньше, чем сейчас: «В 2010 году количество абитуриентов сократится вдвое. В первую очередь это связано с мощным демографическим спадом. Количество молодежи в стране сейчас стремительно сокращается.


Так, в 2006 году был последний нормальный набор в вузы по количеству абитуриентов» Уже в 2007 году количество желающих поступить в высшее учебное заведение сократилось на 10 %. Сокращение абитуриентов в российских вузах будет связано не только с демографическим спадом, но и с так называемым "отложенным вопросом", когда молодые люди не сразу шли учиться в вузы, а откладывали дальнейшее образовании "на потом". Что будет тогда происходить с научной школой в связи со


снижением количества абитуриентов в ВУЗах, это тяжелый вопрос, к которому мы должны подготовиться уже сегодня. Конкуренция на данном рынке услуг будет стремительно расти. И чтобы не затеряться в огромном количестве университетов, техникумах и училищах следует начать разработку как оперативного, то есть на предстоящий год, так и долгосрочного планирования. Также необходимо определить действия внутреннего PR.


2.1.2. По Чувашии В Чувашии ситуация немногим отличается чем в целом по России. По количеству высших учебных заведений Чебоксары находится на 12 месте среди крупных городов России, для сравнения в соседнем Нижнем-Новгороде – городе-миллионере их 22, что всего на два заведения больше. В Чебоксарах расположены следующие ВУЗы: • Волжский филиал Московского государственного автомобильно-дорожного института (Государственного технического


университета) • Институт туризма и сервиса • Региональный Институт Психологии и Гуманитарных Наук • Филиал Волго-Вятской академии государственной службы в г. Чебоксары Чувашской Республики • Филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления» в г. Чебоксары • Филиал Российского государственного социального университета в г.


Чебоксары • Чебоксарский институт экономики и менеджмента • Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» • Чебоксарский Кооперативный Институт Московского Университета Потребительской Кооперации • Чебоксарский филиал Современного


Гуманитарного Института • Чебоксарский филиал Академии Права и Управления • Чебоксарский филиал Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова • Чебоксарский филиал Московского Государственного Открытого Университета • Чебоксарский филиал Московского Государственного Социального Университета •


Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД РФ • Чебоксарский филиал Санкт-Петербургского Государственного Инженерно-Экономического Университета • Чебоксарский филиал Современной гуманитарной академии • Чувашская Государственная Сельскохозяйственная Академия • Чувашский государственный институт культуры и искусств •


Чувашский Государственный Педагогический Университет • Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова • Чувашский филиал Московского гуманитарно-экономического института Из этого можно сделать вывод о том, что конкуренция по данному виду услуг в Чувашии является более обостренной, чем в среднем по стране.


Поэтому вопрос создания благоприятного имиджа учебного заведения является более чем актуальным на сегодняшний день. 2.2. Анализ опроса учащихся 11-х классов Для дальнейшего исследования данной проблемы и составления эффективной PR-кампании высшего учебного заведения необходимо проанализировать мнения «покупателей» данных услуг. Были опрошены учащиеся 11-х классов средней общеобразовательной школы №1 города Волжска республики Марий Эл. Опросные листы можно найти в приложении данной курсовой работы.


Было опрошено 35 школьников. Из них 17 мальчиков и 18 девочек в возрасте от 15 (2человека), 16 (23 человека) и 17 лет (10 человек). На первый вопрос: «Задумываются ли они сейчас, в какое учебное заведение они пойдут учиться дальше» 34 че



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.