МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра государственно-правовыхдисциплин
Курсовая работа по теории государстваи права
ТЕМА: «Верховенство правового законав правовом государстве»
Выполнил:
студент 1 курса, 1 группа
Косов Д.А.
Руководитель работы:
Соколов А.Н.,
доктор юридических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ,
действительный член-академик РАЕН
Калининград: 2009
ПЛАН:
Введение
1. Правовое государство: сущность, понятие, признаки
1.1 Становление и развитие идеи правового государства
1.2 Понятие правового государства и его признаки
2. Верховенство закона в правовом государстве
2.1 Сущность верховенства закона в правовом государстве
2.2 Верховенство закона в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы развития правового государства в России
Заключение
Список литературы
Введение
Проблемы правовогогосударства на протяжении многих веков волнуют прогрессивное человечество:начиная с древности, заканчивая современностью. И на сегодняшний день именноверховенство правового закона признается мировым сообществом как важнейшийпризнак демократического правового государства. Международно-правовые документыутверждают и охраняют этот принцип как базу для сотрудничества государств.
Российская Федерация, ещев недавнем историческом прошлом отличающаяся тоталитаризмом и диктатурой, наданном этапе своего развития находится на стадии построения демократическогоправового государства. Однако на пути перехода от административно-команднойсистемы к демократии международных стандартов наша страна также пережила исерьезное падение, которое привело упадку практически во всех сферах.
Таким образом, изучениесущности и принципов, зарубежного опыта и механизмов построения правовогогосударства, основанного, прежде всего, на верховенстве закона, и обуславливаетактуальность темы курсовой работы.
Целью данной работыявляется определение, является ли Российская Федерация правовым государством,что объявлено в Основном законе страны, и соблюдены ли все принципы,предусмотренные данным понятием.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решеныследующие задачи:
- рассмотрена история становления и развития идеиправового государства;
- дано определение и выявлены важнейшие признакиправового государства;
— определена сущность верховенства закона в правовомгосударстве;
- дана характеристика системы верховенства закона вРоссийской Федерации;
— определены проблемы и предложены перспективы развитияинститута правового государства для России.
Объектомисследования представленной курсовой работы является правовое государство сточки зрения современного теории государства и права.
Написаниекурсовой работы осуществлялось при помощи диалектического метода, методаанализа и синтеза, сравнительно-правового метода и метода обобщения всехполученных знаний по теме.
Приподготовке ответа на вопрос о правовом государстве и верховенстве закона авторкурсовой работы использовал законодательство Российской Федерации и комментариик нему (Конституция РФ, федеральные законы РФ, законы и другие нормативныеправовые акты), учебную литературу (научные работы и труды российских и зарубежныхавторов, посвященных изучению правового государства, в том числе верховенствазакона, в современном аспекте), и периодические издания. Наиболее полная иактуальная информация о теории правового государства и применения его принциповв Российской Федерации, а также о проблемах и перспективах дальнейшегоправового развития нашей страны почерпнута в монографии доктора юридическихнаук, профессора и академика РАЕН и РАГН, заслуженного деятеля науки РФСоколова Альфреда Ниловича «Правовое государство: от идеи до еёматериализации», а также учебном пособии, написанном вышеупомянутым авторомсовместно с Барановым П.П., — «Теория государства и права».
Структуракурсовой работы «Верховенство правового закона в правовом государстве» включаетв себя введение, основную часть и заключение. Структура основной части состоитиз трех глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы. Работа изложена на 29страницах.
1.Правовое государство: сущность, понятие, признаки
1.1 Становление и развитие идеиправового государства
Понятие правовогогосударства возникло на рубеже ХVΙΙΙ и ХΙХ веков. Идея иинституты относятся к глубоколежащим слоям европейского развития права инацелены на достижение мирного порядка, гарантируемого государством при помощиправа.
Истоки правовогогосударства можно отыскать еще во взглядах Сократа, Платона, Аристотеля,Цицерона.
Мысль о государствезакона в жизни народа, общества, государства родилась как противовессамовластию и произволу личности правителя. Так Платон писал: «Я вижу близкую гибельтого государства, где закон не имеет силы и находится под чьей–либо властью.Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, яусматриваю спасение государства и все блага, какие только могут дароватьгосударству боги» [9, с. 5]. Сходные взгляды развивались Аристотелем: «Там, гдеотсутствует власть закона, нет места (какой–либо) форме государственного строя.Закон должен властвовать над всеми…» [9, с. 5].
Таким образом, уже вдревности мыслители искали принципы, формы и конструкции для установлениянадлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействияправа и власти. Тогда же сформировалась идея о разумности и справедливоститакой политической формы общественной жизни людей, когда в государствегосподствует право.
Идеи греческих философови римских юристов взял как основу для своей теории средневековый мыслитель ФомаАквинский, который делил законы на четыре категории:
1. вечный закон;
2. естественный закон;
3. человеческий закон;
4. божественный закон.
В период начавшегосяразложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзмаизложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовековогоопыта существования государства прошлого и настоящего предпринял попыткуобъяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политическойжизни с тем, чтобы набросать контуры идеального государства, наилучшим образомотвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободногопользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управлениемногими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит втом, чтобы обеспечить права и свободы.
В учениях раннебуржуазныхмыслителей Г. Гроция, Б. Спинозы, М. Вольтера, Ш-Л. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Т.Джефферсона, Т. Пейна, Дж. Локка и др. получило дальнейшее углубленное развитиеучение о необходимости осуществления государственной власти на основесправедливого закона. Вышеупомянутые мыслители создали классическуюестественную школу права. Согласно этой школе, естественное право- этотребование человеческого разума (право разума), коренящееся в природе человека,и законы государства должны отражать эти разумные требования [10, с. 234].
На качественно новуюступень обоснования идеала правового государства было поднято в теорииродоначальника классической немецкой философии И. Канта. Он обосновал и детальноразработал философскую основу теории правового государства, центральное место вкоторой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философсчитал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путемпринятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливаетсвободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, котороевыступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам» [7,с. 17].
Кант ввел в немецкуюфилософия и науку о государстве понятие правового государства и его идею, чтоявилось определяющим на последующие столетия. От работы к работе, понарастающие, Кант проводит идею господства правового закона в жизни народа,общества, государства, а в произведении «К вечному миру» (1795) он делаетакцент на необходимости того, «чтобы право получило, в конце концов, верховнуювласть» [4, с. 238].
Философская концепция Кантаоказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли ипрактику государственно-правового строительства цивилизованного общества.
Под влиянием его идей вГермании сформировалось представительное направление, сторонники которогососредоточили своё внимание на разработки теории правового государства. К числунаиболее видных представителей этого направления принадлежали: Роберт Фон Моль(1799-1875), Карл Теодор Велькер (1790-1869), Отто Бэр (1817-1895) и другие. Благодаря их трудам идеиправового государства обрели терминологическую определённость, а также получилиширокое распространение в Германии и за её пределами.
Термин «правовоегосударство» (по-немецки Rechtsstaat) впервые ввёл воборот Р. Моль. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывноразвивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счёту послепатриархального, патримониального, теократического и деспотическогогосударства.
Языки других наций неимеют подобного словосочетания, где бы так емко соединялись понятия права игосударства. Вместе с тем, языки других наций, безусловно, включают этотинститут: в англосаксонском ему соответствует “rule of law” (господства права), во французском- “renge de la lois” (царствование законов, господство законов) или “limitation des gouvernants” (ограничение правителей) [12, с.9].
Во второй половине XIX века в немецкой юриспруденциипоявились многочисленные публикации, посвящённые вопросам правовогогосударства. В ряде сочинений этот термин выносится в заголовок. Приобретая всёбольшее число сторонников в Германии, концепция правового государстваодновременно начинают проникать в другие страны.
В России, имевшей давниеи прочные связи с университетами Германии, немецкая юридическая терминологияиспользовалась вообще без перевода. Небезынтересно, в частности, что теоретиковправового государства у нас первое время называли «рехштатистами»,т.е. переиначив немецкое слово на русский лад.
К вопросам теорииправового государства обращались крупнейшие российские юристы, в том числе Б.Н.Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский,Г.Ф. Шершеневич. Специальные исследования посвятили этой теме А.С. Алексеев,В.М. Гессен, С.А. Котляревский и другие отечественные государство- и правоведы[12, с. 9].
С конца XIX века популярность идей правовогогосударства значительно возросла. Тому способствовало несколько взаимных междусобой причин. Утверждение отношений, свойственных зрелому капитализму,сопровождалось углублений общественных противоречий и резкой поляризациейсоциально-политических позиций, особенно по поводу того, какими путями испособами эти противоречия могут быть разрешены. Среди господствующих классов,а также в рабочем и коммунистическом движении обозначились две исключающие другдруга тенденции. Одна из них нацеливала на подавление классовых противниковсилой и удержание политической власти с помощью диктатуры, тогда как другаябыла сориентирована на поиски классовых компромиссов и разрешение социальныхконфликтов путём взаимных уступок. Распространение концепций правовогогосударства стимулировали, хотя и по-разному, обе названные тенденции.
Таким образом, идеяправового государства зародилась в очень давние времена и по мере развитияобщества и государства эта концепция претерпела множество критик и изменений. Взависимости от периода жизни разные мыслители пытались представить такую формугосударственности, где бы соблюдался баланс интересов государства, общества иличности. Эти попытки строились на основе собственных представлений о том, чтотакое «государство», «право», «власть» и каково их соотношение. Можно сказать,что концепция правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможноми желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливомразграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующимся на признаниисвободы личности.
2.2 Понятие правового государства иего признаки
В современной научнойюридической литературе правовое государство определяется неоднозначно, аразличными акцентами в его сущностной характеристике. Одни авторы считаютдоминантным в правовом государстве верховенство закона (а не господство права иверховенство правового закона), другие- государственный суверенитет народа,третьи- разделение властей, четвертые- основные права человека, пятые-отношение власти с индивидами на основе права. Есть и многие другие подходы ксущности правового государства [4, с. 241].
По мнению представителейфилософии, правовое государство – это государство, в котором не издаётсяникаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком пониманииправовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность напринципах права и справедливости.
В литературе пополитологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называтьсятакое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, азакону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующегослоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, чтоконцепция правового государства связывается с принципом верховенства закона,как акта, принятого законодательным органом, согласно специальнойдемократической процедуре.
А.Ф. Черданцевкратко выражает суть правового государства как «государство, деятельностькоторого осуществляется на основе и в рамках законов и, которое признаёт иохраняет права и свободы граждан» [11, с. 34].
Правовое государство по В.Д.Зорькину, это разумный способ соединения начал власти и свободы под угломзрения гуманизма.
По П.М. Рабиновичу,правовое государство- это государство, в котором юридическими средствамиреально обеспечены максимальное осуществление, охрана и защита основных правчеловека [4, с. 242].
Современное правовоегосударство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права исвободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или черезпредставителей) [13, с. 89]. Это предполагает высокий уровеньправовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовомгосударстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать ипропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, вчастности в формировании и функционировании политических партий, общественныхобъединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.
Смысл, сущность,предназначение правового государства познаются более глубоко не черезопределения его понятий, а через его принципы, тем более что нет универсальногоопределения понятия правового государства.
Принципы правового государства- это исходные, ориентирующие, основополагающие ируководящие начала, вытекающие из его природы. Единого подхода к классификациипринципов на сегодняшний день нет. Учитывая, что правовое государство являетсяисключительно многосторонним постулатом, можно выделить следующие основныепринципы:
1. верховенство закона вовсех сферах жизни общества;
2. разделениевластей на законодательную, исполнительную и судебную;
3. взаимная ответственностьличности и государства;
4. реальностьправ и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
5. политический и идеологическийплюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий,организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различныхидеологических концепций, течений, взглядов;
6.стабильность законности и правопорядка в обществе.
Кчислу дополнительных факторов и условий становления правового государства,видимо, можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной способности противостоятьпроизволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской системы управлениягосударством;
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовыхтрадиций, в том числе:
а) преодолениеузконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права какпродукта властно-принудительного нормотворчества;
б)отказ от догматического комментирования и апологии сложившегосязаконодательства;
в) преодоление декоративности идекларированности юридических норм;
г)выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениямогосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двумканалам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагаммогут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего родаполитические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия — реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманнаятехнократия — демагогически популистские силы) [14, с. 96].
Правовое государствоможет также рассматриваться в аспектах формальном, материальном и техническом,т.е. иметь тройной смысл [12, с. 12].
Формальный аспектподразумевает осуществление законов в государстве по специальному порядку,прописанному в Конституции.
Материальная сторонапредполагает защиту личности и политические свободы человека.
Технический смыслподразумевает юридическую технику правотворчества и правоприменения.
Таким образом, в основныххарактеристиках правового государства концентрируются общечеловеческиеценности, сформированные в процессе длительного развитиягосударственно-организованного общества. Отсутствие единого подхода к понятиями признакам правового государства свидетельствует о том, что естественныйпрогресс человеческой жизни вносит, и будет далее вносить новые элементы втеорию и практику строительства правового государства.
2. Верховенство закона в правовомгосударстве
2.1 Сущность верховенства закона вправовом государстве
Первым, и одним изосновных признаком правового государства является верховенство закона.
Подчинившись правовымзаконам, государство превращается в одного из субъектов права, и в этомкачестве оно равноправно с другими субъектами, в первую очередь с индивидами. Безправового (формального) равенства государства и индивида не может существоватьни право, ни, стало быть, правовое государство.
Господствоправа и верховенство правового закона предполагают соответствующую правовуюорганизацию самой системы государственной власти. Верховенство закона связано санализом его содержательной стороны, т.е. что закрепляется в законах, посколькузаконы могут быть справедливыми и несправедливыми. Суть вопроса здесь состоит втом, чтобы закон соответствовал идее справедливости, приоритетуобщечеловеческих ценностей и таким образом соответствовал своей правовойприроде. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа.Для реального выявления воли большинства народа есть механизм — это наиболееполное отражение общественного мнения, гласность, свобода слова. Вгосударственной практике используются такие формы, как выборы, референдумы.Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волюнарода, и только такой закон является правовым.
Утверждение, чтогосударство связано в правом, означает, что оно не вправе издавать законов,противоречащих праву (свободе, равенству, справедливости, гуманизму,нравственности, правам человека и гражданина), и, напротив, обязано выражатьправо в идее законов. «Государственная власть не может издавать никакихзаконов, которые наносят ущерб или препятствуют осуществлению естественных илигражданских прав»,- говорится в частности, в Конституции Франции 1791 г.«Законодательная власть связана конституциональным строем, исполнительная исудебная власть — законом и правом»,- гласит часть 3 ст. 20 Конституции ФРГ [4,с. 254].
Суть рассматриваемого признака заключается в том, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. А за нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность, в виде уголовной, административной или гражданской ответственности. Так же недопустимо “обогащать” закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть проинформированы о его содержании. В нашей стране это положение закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции РФ, она гласит: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.” [1]
Верховенство законаозначает и определенную иерархию нормативных актов, исключающую противоречиемежду ними. В государстве законы должны соответствовать нормам международногоправа. Основной закон (Конституция) является главенствующей в этойиерархической лестнице и все остальные нормативные акты должны ейсоответствовать и не противоречить. Недопустимо ее постоянное изменение,дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства,обладающим долгосрочным характером. Если конституция выражает государственнуюволю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствиис ней. Отступление от конституции, пренебрежение к закону создают удобную атмосферудля различного рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растеторганизованная преступность.
Тщательный подход кразработке законодательных актов, с одной стороны, и готовность внести в нихнеобходимые исправления и поправки, вызванные реальной жизненной практикой, сдругой, — представляют собой те правила, которыми должен руководствоватьсязаконодатель.
По мнению проф. Г.Н.Манова, сама процедура принятия и принципы действия закона возвышают его надвсеми другими нормативными актами, определяют его особое место в любой системеправа. Уважение к закону есть неотъемлемая черта правового государства, атрибутсознания и поведения всех граждан [15, с. 32].
Законодательные акты,даже те, которые касаются важнейших сторон государственной и общественнойжизни, часто не отвечают требованиям нормативности и гарантированности. Притаких условиях эти акты не становятся реальными регуляторами общественныхотношений, не приводят к сколько-нибудь значительному социальному эффекту,несмотря на все призывы и даже борьбу за соблюдение и применение таких актов.Необходимо установить высокое качество законодательства, а также установитьмеханизм самореализации правовых норм, которые будут способствовать становлениюправового государства [8, с. 54].
Верховенство законаподразумевает не столько приоритет закона как разновидностинормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий аспектправ и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. Вправовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того,правовое государство обязано последовательно и неукоснительно обеспечитьреализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значениеприобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства.Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающихтакое равенство.
Перечень прав и свободчеловека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится вмеждународных актах. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятаяГенеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданскихи политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря1966г.
В «Парижской хартии дляновой Европы» выделен раздел «Права человека, демократия и верховенствозакона», в котором государства-участники обязуются укреплять демократию путемутверждения верховенства закона как гаранта прав и свобод человека,недопустимости возвышения кого-либо над законом, ограничения властей законом,беспристрастного отправления правосудия, признания новых императивовмиропорядка.
Весьма поучителензарубежный опыт обеспечения верховенства закона. Если во Франции это достигаетсячетким определением круга объектов законодательной деятельности парламента, тов США упор делается на иные средства. На конференциях и семинарах по вопросамправа и сотрудничества России с иностранными государствами делается акцент наобщих процедурах подготовки проектов, на сходных правовых решениях, наобеспечении предварительного и последующего контроля за соответствием законаКонституции.
В качестве итога к этойглаве уместно представить высказывание известного французского государствоведа А. Эсмена, –«Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают правагосударства, но не требуют от него никаких положительных услуг, никаких жертв впользу граждан. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известныеобласти, предоставляя свободный простор личной деятельности, но индивидуумбольше ничего не может требовать на этой почве»[18. с. 110].
Иными словами,государство не несёт юридической обязанности по отношению к гражданам, заисключением одной: предусмотреть правовые механизмы защиты этих прав отпокушения со стороны государственных органов и их должностных лиц, общественныхобъединений, других граждан.
2.2 Верховенство закона в РоссийскойФедерации
В российской историизакону не повезло, ибо многовековое самодержавное правление не давало прорастизернам законодательной власти. Боярская дума, Земский собор, Государственныйсовет напоминали скорее «законосовещательные» органы. И тем не менеесказывалось влияние идей просветительства и народовластия, разделения властей.В первые годы XX в. была попытка Сперанского провестиреформу управления, гражданства и права. По его словам, смысл последнейзаключался в том, чтобы «.посредством законов учредить власть правительства наначалах постоянных и тем сообщить действию этой власти более достоинства иистинной силы».
Государственная ДумаРоссии начала XX в была шагом вперед в развитиипарламентаризма, законодательной власти, но водоворот событий и революцииоставили ей место лишь в истории Концепция соединения законодательства иуправления в первые годы советской власти не позволила вычленить закон в точномсмысле слова, что произошло позднее, с принятием Конституции СССР 1936 г, ибыло закреплено в Конституции СССР 1977 г. Кодификации законодательства 20-х,60-х гг. были заметными правовыми реформами, в результате которых закон«оттеснял» подзаконные акты и вводил новые регуляторы. Однако нужен был новыйпериод воскрешения идеи верховенства закона. И он наступил в условиях полногообновления законодательства не только Союза, но и республик с середины 80-х –начала 90-х гг. Закон стал приобретать значение первичного регулятораобщественных отношений, «переворачивая» тем самым всю правовую систему [16. с.231].
Сегодня КонституцияРоссийской Федерации провозглашает Россию в качестве правового государства (ч.1 ст. 1).
Конституция РоссийскойФедерации — юридическая база всего законодательства, в которой закрепленыосновы экономической, социальной и политической организации общества,устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права иобязанности граждан.
П. 1 статьи 15устанавливает высшую юридическую силу Конституции, её прямое действие иприменение на всей территории Российской Федерации. Также в ряде статейКонституции РФ (статьи 4, 15, 76 и др.) закреплено верховенство Конституции РФи федеральных законов на всей территории России.
Все правовые акты,издаваемые в Российской Федерации, не могут противоречить КонституцииРоссийской Федерации, федеральные законы не могут противоречить федеральнымконституционным законам (ст.76, ч.3). Законы и иные нормативные правовые актысубъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случаепротиворечия между федеральным законом и иным актом, изданным в РоссийскойФедерации, действует федеральный закон.
На территории Российской Федерации применяются только те федеральныеконституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания,которые официально опубликованы.
Датой принятия федерального закона считается день принятия его ГосударственнойДумой в окончательной редакции.
Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когдаон одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном КонституциейРоссийской Федерации.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежатофициальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписанияПрезидентом Российской Федерации.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней последня их принятия.
Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием,публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Правильное использованиеправовых актов предполагает знакомство с источниками их официальногоопубликования.Назовем некоторые наиболее важные источники. Федеральныеакты публикуются в «Российской газете» и газете «Российские вести». Регулярновыходят: «Собрание законодательства Российской Федерации» (в нем помещаютсяакты парламента, Президента и Правительства Российской Федерации), «Бюллетеньнормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации», «ВестникВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Бюллетень Верховного СудаРоссийской Федерации», «Бюллетень международных договоров». Представляютинтерес сборники нормативно-правовых актов: «Современные зарубежныеконституции» (Москва, 1992 г.), «Соединенные Штаты Америки. Конституция изаконодательные акты» (Москва, 1993 г.). В республиках и краях, областях,других субъектах Федерации выходят в свет официальные издания актов.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палатФедерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а такжедоведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланыгосударственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям,организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут бытьопубликованы также в виде отдельного издания.
При опубликовании федерального конституционного закона и федеральногозакона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения)Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее,место и дата его подписания, регистрационный номер.
В Российской Федерации внастоящее время нет более ходового лозунга и принципа, чем «верховенствозакона». С ним связывается разрешение насущных проблем в политике, экономике исоциальной сфере, в экологии, в укреплении правопорядка. Сохраняются надежды ина формирование демократического правового государства. Но в действительностивстречается немало проблем, связанных с упрощенными или неверными трактовками иоценками верховенства закона. На практике в процессе нормотворчества иправоприменения очень много отступлений от принципа верховенства законов, апорой трудно складываются и его реальное воплощение и защита.
3. Проблемы и перспективы развития правового государства вРоссии
Для формированияправового государства в России предприняты значительные шаги, но, к сожалению,утверждать, что на данный момент наша страна в полной мере является правовымгосударством ещё нельзя. Для этого нужны определённые предпосылки и дальнейшиепреобразования. К тому же является спорным вопрос, возможно ли в идеаледостижение этого понятия. Однако стремиться к этому можно и нужно.
Важным условием ипредпосылкой правового государства является создание внутренне единого инепротиворечивого законодательства, что не совсем актуально для России насегодняшний день.
Губернаторы и президенты,сознание которых осталось советским, восприняли ликвидациюпартийно-административной иерархии как полную свободу действий, каквседозволенность. Отсюда- издание нормативных актов без оглядки на федеральноезаконодательство; создание препятствий для перемещения товаров, услуг,капиталов; бесконтрольность в трате бюджетных средств; стремление управлятьвсем и вся (в том числе и частным сектором), вмешиваясь, не всегда бескорыстно,в деятельность экономических объектов; откровенные политические спекуляции [12,с. 343].
Наиболее опасным можносчитать правовой сепаратизм, подразумевающий открытое противостояние регионовединому правовому пространству и их стремление к полномугосударственно-правовому обособлению.
Проблемой является такжезаконодательная практика субъектов РФ по вопросам обеспечения безопасностигосударства.
Меры по обеспечениюбезопасности государства, включая кадровые вопросы, должно приниматьПравительство РФ, тогда как статья 72 пункт «л» Конституции РоссийскойФедерации относит «кадры судебных и правоохранительных органов» к совместномуведению РФ и субъектов РФ. В итоге в ряде субъектов РФ приняты законы обезопасности, созданы министерства и ведомства по вопросам безопасности, чтоявляется прямым нарушением Конституции РФ и федерального закона «Об органах федеральнойслужбы безопасности Российской Федерации», не допускающих их двойногоподчинения.
В целом Президент РФ В.В.Путин отмечал, что 25% всех законодательных актов субъектов Федерациинаходилось в противоречии с Конституцией России и федеральным законодательством[12, с. 344].
Вышеописанная проблема насегодняшний день решается путем создания (решение Президента РФ в мае 2000г.)семи федеральных округов, управление которыми осуществляет назначаемыйПрезидентом РФ полномочный представитель, что способствует укреплению вертикалиисполнительной власти и налаживанию правовой дисциплины.
Проблемными в Россииявляются и некоторые вопросы государственного строительства, в частности вопросформирования Совета Федераций. Согласно ФЗ «О порядке формирования СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г., вСовет Федерации в качестве представителей от каждого субъекта входит главазаконодательного (представительного) органа и глава исполнительного органагосударственной власти., что вызывает немало критики в связи с тем, что этотважный государственный орган должен работать на постоянной основе, а главы законодательногооргана субъектов РФ реализовать это не в состоянии.
В последнее время в нашейстране наблюдается определенная девальвация законов, что может привести кнестабильности действующего законодательства, так как юридическая практика оцениваетпринятие законов о внесении изменений и дополнениях как определенный подрывустойчивости праворегулирования. Чтобы предотвратить эту проблему, необходимочетко определить, какие виды общественных отношений должны регулироватьсяименно законом, а также рационально было бы использовать в подобных случаяхделегированное законодательство.
Важно отметить, чтоправотворческая деятельность в Российской Федерации на сегодняшний деньхарактеризуется некоторыми антисоциальными явлениями, к которым, прежде всего,относится коррупция.
Особенности нынешнейкоррупции в современной России проявляются в следующем: 1) хищение бюджетныхсредств; 2) проникновение криминала во власть; 3) приватизация госсобственностив интересах организованных преступных сообществ [12, с. 356].
В плане борьбы скоррупцией предпочтителен метод бюрократического капитализма, где высшаягосударственная власть контролирует чиновничество.
Но проблемы становленияправового государства не ограничены уровнем законодателей. Так на текущиймомент можно наблюдать расслоение общества на очень богатых и очень бедных,тогда как правовое государство предполагает преобладание среднего класса.Результатом становится большой рост безработицы и неплатежей, что приводит кросту экономических преступлений (краж, грабежей), преступлений против личности(убийств), и низкий уровень заработной платы – к снижению исполнительскойдисциплины.
Стоит отметить, одним изусловий правового государства является достижение высокого уровня общей и, вчастности, правовой культуры населения, искоренение правового нигилизма,оздоровление нравственности общества. Граждане должны стремиться к исполнениюзаконов, принимать активное участие в управлении государством. На практике же вРоссии наблюдается разочарование населения в государственной власти, нежеланиеходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды. Причёмв правовом смысле большая часть населения России фактически не образована.Нельзя, сказать, что отсутствуют юридические разделы в средствах массовойинформации, но все они допускают досадные погрешности (начиная с опечаток иоговорок и заканчивая сознательным или неосознанным односторонним рассмотрениивопроса). Юридическая литература выпускается, но основной массе людей она недоступна в силу разного масштаба цен и заработной платы.
Граждане России не всегдамогут защитить свои права, отстоять свои законные интересы. До сих пор многиегосударственные и муниципальные органы власти ещё не могут привыкнуть к тому,что не только граждане, но и власть ограничена правом. Не адаптировались кновой обстановке, складывающейся в России и многие граждане, которые не знают,как отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных ситуациях, агосударственные и муниципальные органы не оказывают должной помощи гражданам вих ориентации в окружающей социальной среде.
Таким образом, дляформирования правового государства в РФ требуются преобразования вэкономической, политической, правовой и идеологической сферах.
В экономической сферепредстоит создание развитой рыночной экономики. Здесь сделаны значительныешаги: признано равенство разных форм собственности; большая частьгосударственной собственности приватизирована; сформировалась система субъектоврыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту.
Глубинные причины неустойчивостинашего экономического развития остаются прежними, медленно меняются базовыепринципы экономики. Это обусловлено чрезмерным вмешательством государства в тесферы, где его не должно быть, и отсутствием там, где оно необходимо. Сегодняучастие государства излишне в собственности, предпринимательстве, отчасти впотреблении. Государство остается пассивным в создании единого экономическогопространства страны, обязательном исполнении законов, защите прав собственности[12, с. 360].
Также экономическимипроблемами РФ является сырьевая направленность экономики, что обуславливаетдоходную часть бюджета и низкую конкурентоспособность на мировом рынке.
Препятствуютэкономическому развитию и неграмотная налоговая политика, высокий уровенькриминальности и неорганизованность деятельности чиновников, что возможнопреобразовать только на федеральном уровне.
В политической сференеобходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местногосамоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формированиеподлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа вполитических процессах и т.д.
В идеологической сференепременным условием для правового государства являются повышение уровняполитической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма, прежде всегов государственном аппарате, оздоровление нравственного климата в государстве.
Таким образом, несмотряна то, что на уровне Конституции Российской Федерации объявлено о том, что нашастрана является правовым государством, полностью согласиться с этимутверждением нельзя. Однако стоит отметить, что предположительно эффективные ицелесообразные действия предпринимаются, однако скорость достижения результатовоставляет желать лучшего, что обусловлено глубокой безграмотностью ихалатностью предыдущих управленцев и чиновников.
Заключение
Многие учёные и мыслителина протяжении сотен лет вырабатывали определённые концепции, связанные с идеейправового государства. Такие видные люди своих времён как, Аристотель, Платон, Боден, Монтескье, Локк, Кант и многие другие говорили всвоих работах о неком государстве, где право стоит во главе его. Но так как ониещё не знали понятия правового государства – это были лишь предпосылки и основак большой теории, которой было суждено занять умы большого количества людей в XVIII-XX веках. Официальную свою историю правовое государство нашло вработах немецких учёных начала XIXвека, где впервые и встречается. А уже в 1832 г. Роберт фон Моль делает первыйюридический анализ данного термина и вводит его в научный оборот.
Обобщив использованный материал можно сказать, что правовое государство — это, государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующего общества, то есть обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. По всей сущности правовое государство — это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей, социальных благ и вообще участников социального обмена — индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идет речь, определяются объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
В качестве одной изважнейших задач, связанной с формированием правового государства, следуетрассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новойпо существу правовой системы.
Российская Федерация наданном этапе развития не является правовым государством, так как вышеупомянутыепризнаки не реализуются в полной степени.
Сейчасна территории РФ происходят сложные процессы в развитии государства и права — становление в новых «независимых государствах» государственных иправовых систем, соответствующих требованиям современного гражданскогообщества. Это развитие все более осложняется из-за того, что обществопереживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенноотразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативныепоследствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своегогосподства и глубокий упадок после распада административно- командного строя внашей стране.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;2. Федеральныйзакон «Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 03.04.1995N 40-ФЗ (ред. от 10.01.2003);
3. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов». — 6-е изд., изм. и доп., Москва: Норма, 2007. — 784 с.;
4. Баранов П.П., Соколов А.Н. «Теория государства и права: Учебное пособие», Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2007.- 280 с.;
5. Дмитриев М.Э. «Обзор и перспективыреформ в РФ», Леонтьевские чтения, выпуск 3 – 2005.;
6. Венгеров А.Б. «Теория государстваи права: Учебник для юридических вузов»- 3-е изд., Москва: Юриспруденция, 2000.– 528 с.;
7. Козлихин И.Ю. «Идея правовогогосударства. История и современность», Санкт-Петербург: ИздательствоС.-Петербургского университета, 1993.- 152 с.;
8. «Конституция, закон,подзаконный акт.»/ Под редакцией Ю.А. Тихомирова, Москва: Юридическая литература,1994.- 136 с.;
9. Нерсесянц В.С. «История идейправовой государственности», Москва: НОРМА — ИНФРА-М, 1993 г., 108 с.;
10. НерсесянцВ.С. «Правовое государство, личность, законность», Москва: Рос. правоваяакадемия Минюста РФ, 1997.- 438 с.;
11. «Общая теория права.Учебник для юридических вузов», под общ. ред. А.С. Пиголкина — второеиздание, исправленное и дополненное. — Москва: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996. — 384 с.;
12. Соколов А.Н.«Правовое государство: от идеи до её материализации», Калининград: ФГУИПП«Янтарный сказ», 2002.- 456 с.;
13. Спиридонов Л.И.«Теория государства и права: учебник», Москва: Проспектъ-Н ООО, 1995.- 298 с;
14. «Теория государства и права. Курс лекций»/ Под ред.М.Н.Марченко, Москва: Зерцало, 1996.- 640 с.;
15. «Теория права и государства. Подред. проф Г.Н. Манова. Учебник для вузов», Москва: Бек, 1995- 336 с.;
16. Тихомиров Ю.А. «Публичное право: учебник»,Москва: БЕК, 1995. 496 с.;
17. Четверин В. А. «Демократическое правовое государство: введение в Теорию». — Москва: Институт государства и права РАН, 1993. — 142 с.;
18. Эбзеев Б.С. «Конституция.Правовое государство. Конституционный суд», Москва: Закон и право, ЮНИТИ,1997.- 349 с.