Реферат по предмету "Банковское дело"


Методы регулирования деятельности коммерческих банков Национальным Банком

Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Экономический Университет
Кафедра банковского дела
Курсовая работа
На тему: «Методы регулирования деятельности коммерческихбанков Национальным Банком „
МИНСК 2008

Содержание
Введение
1. Необходимость и сущность регулирования деятельностикоммерческих банков
2. Механизм и инструментыНационального Банка по регулированию банковской деятельности
3. Перспективы развития системы банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Введение
Устойчивое экономическоеразвитие любой страны невозможно без функционирования надежной банковскойсистемы. Для обеспечения доверия вкладчиков и потенциальных кредиторовНациональный Банк Республики Беларусь проводит регулирование деятельностикоммерческих банков. Банковский надзор является неотъемлемой частьюденежно-кредитной политики центрального банка республики.
Банковская система странысформировалась за очень непродолжительный период времени. Этим обусловленынекоторые недостатки ее функционирования. Обеспечение устойчивости белорусских банков- приоритетное направление деятельности Национального Банка.
Национальный Банк представляетсобой монопольный орган регулирования. В курсовой работе уделяется немаловнимания тенденциям развития банковского надзора в республике.
Актуальность выбранной мною темыподтверждается многочисленностью нормативных актов Национального Банка иправительства Республики Беларусь. Целью курсовой работы является описаниесистемы банковского надзора на сегодняшний день. Исходя из определенной целиможно выделить следующие задачи — рассмотреть следующие аспекты:
состояние системы надзора на текущиймомент;
недостатки всей системы в целом;
необходимость продуманнойполитики регулирования деятельности коммерческих банков и важность развития еёметодики в будущем;
перспективы развития всоответствии с международными стандартами.
В первой главе курсовой работыуделяется внимание обоснованию необходимости такого контроля со стороныгосударства в лице Национального Банка, а также основным принципам и целямподобного регулирования деятельности коммерческих банков.
Во второй главе показаныосновные инструменты и методы, с помощью которых Национальный Банк осуществляетбанковский надзор. В ней также рассматривается то, каким образом, центральномубанку, имеющему полномочия на осуществление надзора за банковскойдеятельностью, необходим механизм оперативного контроля за деятельностьюкоммерческих банков.
В последней главе главное местозанимают тенденции в развитии банковской системы в целом и системы банковскогонадзора согласно Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на2001-2010 годы.
По данной проблематике запоследнее время появилось множество трудов и публикаций. В основу моей курсовойработы был положен Банковский кодекс Республики Беларусь. Кроме того мне оченьпомогли в написании работы ряд книг и научных публикаций как белорусских, так ироссийских авторов. Среди них мне бы хотелось отметить такие как статьи “Надзорза деятельностью финансовых институтов» А. Ковалевой и «Центральныйбанк в условиях рыночной экономики» О. Лаврушина.
1. Необходимость и сущность регулированиядеятельности коммерческих банков
Специфика деятельностикоммерческих банков как хранителей общественных сбережений и создателей денег вобращении и то влияние, которое они оказывают на экономику страны обусловливаютпредъявление законодателями ряда дополнительных, по сравнению с другимисубъектами, требований к этим организациям и усиливает роль и значение органа,осуществляющего надзор за их деятельностью. Цели, преследуемые при этомгосударством, можно сформулировать следующим образом:
поддержание стабильности идоверия к финансовой системе посредством обеспечения платежеспособности ифинансовой устойчивости её институтов (предотвращение т. н. системного риска, т.е.риска того, что банкротство одного или нескольких институтов могло бы привестик кризису всей финансовой системы);
защита инвесторов, заёмщиков идругих пользователей финансовой системы от ущерба, возникающего в результатебанкротства, мошенничества или других злоупотреблений со стороны финансовыхорганизаций (предотвращение индивидуального риска);
обеспечение бесперебойного,эффективного, надежного и результативного функционирования системыкредитно-финансовых организаций (стимулирование эффективности системы).
Безусловно все три целивзаимосвязаны друг с другом. Например, действия надзорных органов, направленныена обеспечение платежеспособности и ликвидности финансовых институтов,оказывают влияние на предотвращение банкротств и, следовательно, возникновениеубытков для индивидуальных клиентов. Эти действия могут также как стимулирующиеэффективность работы всей кредитно-финансовой системы. С другой стороны,возможны и противоречия между ними. К примеру, правила и нормативы,предназначенные для обеспечения стабильности банковской системы, зачастуюнаправлены на ограничение рыночных сил — и, следовательно, на конкуренции междубанками. Эти обстоятельства приводят к необходимости более тщательнопродумывать политику регулирования деятельности всех институтов финансовогорынка [1, с.26].
В настоящее время Банковскийкодекс концентрирует все функции по регулированию и надзору за деятельностьюкоммерческих банков в руках Национального Банка. В соответствии со статьей 34БК в целях поддержания стабильности банковской системы республики НациональныйБанк осуществляет надзорные функции в отношении банков, что является егоисключительной компетенцией. При этом законодательство устанавливает три группыполномочий:
во-первых, Национальный Банкпроверяет законность создания банков при рассмотрении вопроса о его регистрациии выдаче лицензии на право осуществления банковских операции;
во-вторых, разрабатывает иустанавливает банкам экономические нормативы, издает нормативные акты,регулирующие их деятельность, т.е. осуществляет так называемый пруденциальныйнадзор;
в-третьих, осуществляет непосредственныйконтроль за точным исполнением банковского законодательства и применяетсоответствующие санкции в отношении нарушителей.
Согласно ст.18 БКгосударственное регулирование деятельности банков и небанковскихкредитно-финансовых организаций осуществляется посредством:
государственной регистрациибанков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
лицензирования банковскихопераций;
установления запретов иограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
установления экономическихнормативов для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
надзора за деятельностью банкови небанковских кредитно-финансовых организаций, выявления нарушений банковскогозаконодательства и применения мер воздействия, установленных настоящим Кодексоми иным законодательством Республики Беларусь;
выявления случаев осуществлениябанковских операций без получения соответствующей лицензии и применения мерответственности к лицам, осуществляющим такие операции. [13]
Таким образом, в соответствии сдействующим законодательством Республики Беларусь полномочия НациональногоБанка в области регулирования банковской деятельности практически не ограничены.Сосредоточив в своих руках все функции по регистрации и выдаче лицензий,перерегистрации, установлению экономических нормативов, надзору задеятельностью банков, применению санкций и прекращению их деятельности,Национальный Банк фактически является единственным распорядительным банковскиморганом в республике.
Необходимость государственногоконтроля и регулирования банковской деятельности диктуется многимиобстоятельствами и подтверждаются уроками исторического развития. С точкизрения надзора, связанной с историческими традициями и национальнымиособенностями, принято выделять три группы стран:
Страны, в которых центральныйбанк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами (США,Германия, Франция и Япония);
Страны, где центральный банкмонопольно осуществляет надзор за деятельностью банков (Италия, Нидерланды,Беларусь);
Страны, в которых органы надзораотделены от центрального банка (Канала, Швейцария) [2, с.11].
Как уже отмечалось выше, в РеспубликаБеларусь Национальный Банк является единственным органом осуществляющимбанковское регулирование и надзор. Объясняется это прежде всего особенностямисоздания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формированиямеханизма надзора, которые происходили почти одновременно и в очень сжатыесроки.
Базельский комитет банковскогонадзора был создан в 1975 году и представляет собой Комитет национальныхорганов банковского надзора. В состав Комитета входят уполномоченныеруководители (senior representatives) органов банковского надзора и центральныхбанков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Люксембурга,Швеции, Швейцарии, Великобритании и Соединённых Штатов Америки. Постояннофункционирующий Секретариат расположен в Базеле. Базельский комитет являетсяорганизационно-методологическим центром по регулированию деятельности банков ибанковскому надзору.
В 1988 г. страны — членыБазельского комитета банковского надзора пришли к соглашению относительнометода обеспечения достаточности капитала банка. Многие другие страны принялиСоглашение о капитале или другие схожие с ним соглашения.
Переход к рыночной системе хозяйствованияпредполагает создание адекватной финансовой системы. Это означает радикальноепреобразование банковской системы и формирование новых принциповфункционирования финансовых рынков, в том числе денежного рынка, рынкамежбанковских кредитов, валютного рынка, рынка ценных бумаг и т.п. В связи сэтим странам с переходной экономикой предстоит перестроить системуэкономических, политических и социальных отношений, чтобы создать структуругосударства и экономики, позволяющую эффективно сформировать финансовую системуи войти в мировое сообщество [4, c.12].
2. Механизм и инструменты Национального Банка порегулированию банковской деятельности
Банковский надзор является однойиз форм регулирования банковской деятельности, и его совершенствование играетважную роль в развитии банковской системы.
Функции банковского надзораотличаются от других функций в системе общегосударственного надзора забанковской деятельностью по целям и задачам, а также по методам и инструментам.
Функции надзора предполагаютустановление нормативных требований к банкам при невмешательстве в ихоперативную деятельность. Контрольные функции включают в себя осуществленияконтроля за соблюдением законодательства и правильностью осуществлениябанковских операций. Функции государственного регулирования деятельности банковвключают в себя помимо изложенного установление правил осуществления банковскихоперации, порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности,установление норм обязательного резервирования, осуществление рефинансированиябанков и операций на открытом рынке в целях выполнения государственной денежно- кредитной политики [5, с.35].
Основной целью банковскогонадзора является обеспечение стабильности банковской системы и доверия к ней,сокращение риска потерь для кредиторов и вкладчиков. Исходя из указанной целидля банковского надзора характерны следующие принципы:
оперативная и финансоваянезависимость банковского надзора от других функций государственногорегулирования и управления, включая и осуществляемые и Национальным Банком. Целии задачи банковского надзора могут расходиться с целями и задачами другихфункций государственного регулирования. Исходя из специфики своих целей и задачи их важности для стабильности банковской системы и экономики в целом органбанковского надзора должен обладать достаточной независимостью в рамках своихполномочий по установлению пруденциальных норм банковской деятельности и равныхтребований ко всем банкам.
достаточность средств иполномочий органа банковского надзора для сбора и проверки сведений одеятельности банков, а также их учредителей и связанных с банками лиц, включаянадзорные проверки на местах, а также по принудительному осуществлению принятыхрешений в рамках надзорных функций. Надзорный орган должен иметь доступ к любойинформации об операциях банка для определения их сущности и составленияобоснованного суждения о рисках, принятых на себя банком при их осуществлении. Крометого, надзорный орган должен иметь доступ к сведениям об учредителях и другихлицах могущих оказать влияние на деятельность банков, чтобы избежать возможногонегативного влияния их на деятельность банка и ограничения доступа набанковский рынок недобросовестных участников;
невмешательство в оперативнуюдеятельность банков. Обладая достаточными полномочиями общих пруденциальныхтребований и ограничений, а также по применению корректирующих мер воздействияк банкам, их нарушающих, орган банковского надзора не должен вмешиваться воперативную деятельность банков, давать указания об их осуществлении илинеосуществления тех или иных операций с тем или иным клиентом, если онанаходится в пределах установленных требований;
создание равных условийдеятельности для всех банков; недопущения отклонения от общих пруденциальныхтребований для отдельных банков, создания им этим самым конкурентныхпреимуществ;
поощрение и обеспечение рыночнойдисциплины в банковской системе, поощрение эффективного корпоративногоуправления в банках, содействие в обеспечение прозрачности банковских операциидля участников рыночных отношений.
Национальный банк осуществляетрегулирование деятельности банков и надзор за нею. Национальный банкосуществляет постоянный контроль за соблюдением банковского законодательства. Национальныйбанк определяет правила публикации и содержание публикуемой информации,используемой для оценки степени надежности банка и небанковскойкредитно-финансовой организации.
Проверки деятельности банковпроводятся представителями Национального банка или по его поручению — аудиторскимиорганизациями (аудиторами), получившими лицензии Национального банка напроведение аудита.
Национальный банк вправепотребовать от банка сертификации внешней аудиторской организацией (аудитором) годовогои любого внутригодового отчета, иной отчетности и представления аудиторскогозаключения в полном объеме. Аудиторская проверка банка осуществляется всоответствии с законодательством Республики Беларусь. Аудиторская организация (аудитор)обязана составить заключение аудиторской проверки, содержащее сведения одостоверности финансовой отчетности банка или небанковской кредитно-финансовойорганизации, выполнении обязательных нормативов, установленных Национальнымбанком, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемыезаконодательством Республики Беларусь и уставом банка или небанковскойкредитно-финансовой организации. При проведении проверок деятельности банков инебанковских кредитно-финансовых организаций представители Национального банка,а также аудиторские организации (аудиторы), привлекаемые Национальным банком,вправе:
проверять счета и другиедокументы банка;
потребовать от администрации иработников банка представления информации по любому вопросу, относящемуся кдеятельности банка и осуществляемым ими операциям.
В целях выполнения надзорных функцийНациональный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовомположении и деловой репутации учредителей (участников) банка в случаеприобретения ими более десяти процентов акций (долей).
Полученная в порядке банковскогонадзора информация не подлежит разглашению, за исключением случаев,предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Порядок проведения проверокдеятельности банков устанавливается Национальным банком.
Национальный банк в целяхвыявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осуществляетанализ деятельности банков.
Согласно ст.35 БК Национальныйбанк вправе предъявлять иски в хозяйственный суд о признании недействительнымисделок банков, заключенных с нарушением законодательства Республики Беларусь.
Национальный банк вправепредъявить иск в хозяйственный суд о ликвидации банка по основаниям,установленным законодательством Республики Беларусь.
Национальный банк в пределахсвоей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполненияреспубликанскими органами государственного управления, органами местногоуправления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовымиорганизациями, иными юридическими лицами, действующими на территории РеспубликиБеларусь, а также физическими лицами.
Национальный банк вправепринимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с ПравительствомРеспублики Беларусь или по его поручению — совместно с республиканскимиорганами государственного управления.
Нормативные правовые акты Национальногобанка должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь. Вслучае противоречия нормативного правового акта Национального банказаконодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный актРеспублики Беларусь.
Одним из значимых инструментоврегулирования деятельности банков является лицензирование банков при ихсоздании, а также получение лицензий на оказание специфических услуг.
Государственной регистрацииподлежат:
вновь созданные (реорганизованные)банки;
изменения и дополнения, вносимыев учредительные документы банков.
Деятельность банка безгосударственной регистрации запрещается. Доходы, полученные банком,осуществляющим деятельность без государственной регистрации, взыскиваются вдоход республиканского бюджета. Органом, осуществляющим государственнуюрегистрацию банков, является Национальный банк.
Национальный банк до принятиярешения о государственной регистрации банка вправе запрашивать угосударственных и иных органов дополнительные сведения об учредителях регистрируемогобанка, о кандидатах на должности руководителей исполнительных органов иглавного бухгалтера банка, необходимые для решения вопроса о соблюдениизаконодательства Республики Беларусь при государственной регистрации. Специальнаяквалификационная комиссия Национального банка до принятия решения огосударственной регистрации банка проводит оценку профессиональной пригодностируководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка.
Лицензии на осуществлениебанковских операций выдаются Национальным банком в порядке, установленном в ст.93Банковского кодекса.
Банк приобретает право наосуществление банковских операций со дня получения лицензии, выданнойНациональным банком. В лицензии, выданной Национальным банком, указываютсябанковские операции, на осуществление которых данный банк имеет право, а такжевалюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Национальный банк выдаетследующие лицензии на осуществление банковских операций: общую, внутреннюю,генеральную, разовую, лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц,лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценнымикамнями.
Общая лицензия дает банку правоосуществлять указанные в ней банковские операции в белорусских рублях. Общаялицензия выдается банку во время его государственной регистрации.
Внутренняя лицензия дает банкуправо осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте натерритории Республики Беларусь. Внутренняя лицензия выдается по заявлению банкаво время или после его государственной регистрации.
Генеральная лицензия дает банкуправо осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте какна территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Генеральная лицензиявыдается по заявлению банка не ранее одного года после его государственнойрегистрации.
Разовая лицензия дает банкуправо осуществить отдельную банковскую операцию в иностранной валюте. Разоваялицензия выдается по заявлению банка в случае необходимости одноразовогоосуществления им отдельной банковской операции.
Национальный банк вправеотозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
установления недостоверностисведений, на основании которых она выдана;
неосуществления банковскихопераций, указанных в лицензии, в течение одного года со дня ее выдачи;
установления фактовнедостоверности отчетных данных, приведших к нарушению интересов вкладчиков икредиторов банка;
осуществления, в том числеоднократного, банковских операций, не указанных в лицензии, выданной Национальнымбанком;
невыполнения требованийбанковского законодательства;
неудовлетворительногофинансового положения банка, неисполнения им своих обязательств передвкладчиками и кредиторами;
реорганизации банка, если этопредусмотрено законодательством Республики Беларусь;
принятия решения о ликвидациибанка.
Одним из методов регулированиядеятельности коммерческих банков является пруденциальный (от англ. prudential — благоразумный) надзор, т.е.установление Национальным Банком экономических нормативов, которых обязаныпридерживаться банки. Согласно ст.32 БК Национальный банк в области кредитныхотношений устанавливает:
объем кредитов, предоставляемыхбанкам Национальным банком;
систему рефинансирования банков;
нормативы обязательных резервов,депонируемых в Национальном банке (резервные требования);
процентные ставки по кредитамНационального банка (ставку рефинансирования Национального банка).
Кроме того, Национальный Банквправе устанавливать нормативы по достаточности собственных средств и ихликвидности, которые способствуют диверсификации риска, а также поддержаниястабильности и надежности банковской системы в целом.
Национальный банк регулируетобщий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с направлениямиденежно-кредитной политики Республики Беларусь. Под рефинансированием банковпонимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условияхвозвратности и платности. Формы, порядок и условия рефинансированияустанавливаются Национальным банком.
Национальный банк для укреплениябелорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынкакредитных ресурсов устанавливает размеры процентных ставок по различным видамсвоих операций и в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные)размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физическихи юридических лиц.
Таким образом, сформироваласьсистема пруденциального регулирования, рекомендованная Базельским комитетом побанковскому надзору [5, c.35]. Эта система включает всебя следующие требования к банкам:
достаточности капитала дляпокрытия рисков банковской деятельности (в настоящее время учитывают в основномкредитный риск банка);
управления ликвидностью, включаясогласование требований и обязательств банка по срокам размещения и привлечения,а также требование к структуре активов банка по уровню ликвидности;
ограничение крупных кредитныхрисков, включая ограничения на одного клиента, группу взаимосвязанных клиентов,на одного связанного с банком клиента (инсайдера) и связанных с ним лиц, атакже ограничения общей суммы рисков на всех инсайдеров и общей суммы крупныхрисков;
создание резервов на возможноепокрытие убытков по активам, подверженным кредитному риску, а также резервов наобесценение ценных бумаг и др.
Коммерческий банк как субъектденежно-кредитного регулирования обязан депонировать часть привлеченныхденежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в Национальномбанке [6, c.18].
Посредством фонда обязательных резервовпроизводится регулирование денежного обращения в соответствии с целями изадачами денежно-кредитной политики Республики Беларусь, а также страхуютсяликвидность и платежеспособность банка. В то же время депонирование частипривлеченных банками средств клиентов на платной основе происходит на беспроцентномсчете, открытом в Национальном банке, и не уменьшает на депонируемую суммуобязательства банков, а также уплату вознаграждения по ним, как правило, в видепроцента. Перед клиентами по этим привлеченным средствам банки по-прежнемунесут обязательства в полном объеме привлеченных средств. Одновременно средстваобязательных резервов, хранящиеся в Национальном банке, являются для последнегоресурсами, которыми он может воспользоваться в целях реализации функцийобязательных резервов, таких, например, как монетарный контроль, управлениебанковской ликвидностью, “эмиссионный” доход и буфер процентной ставки. Такжеследует отличать обязательные резервы, формируемые банками в Национальномбанке, от других видов резервов, направленных на обеспечение финансовой надежностибанков:
во-первых, резервы длякомпенсации финансовых потерь и резервы на покрытие убытков по проблемнымактивам формируются за счет чистой прибыли или относятся на расходы банка. Обязательныерезервы, депонируемые в Национальном банке, формируются за счет привлеченныхденежных средств клиентов.
во-вторых, формирование этихрезервов имеет различные цели. Резервы для компенсации финансовых потерь ирезервы на покрытие убытков по проблемным активам имеют целью компенсациюфинансовых потерь и покрытие убытков по проблемным активам. Обязательныерезервы имеют целью регулирование денежной массы в обращении и обеспечениеликвидности и платежеспособности банковской системы.
в-третьих, обязательные резервыдепонируются в Национальном банке, в то время как вышеназванные формируются всамом банке и вовне не перечисляются.
Все изложенное выше позволяетсделать вывод о том, что одним из ключевых инструментов, применявшихсяНациональным банком Республики Беларусь в области денежно-кредитногорегулирования, является политика минимальных обязательных резервов. С однойстороны, она успешно выполняет функции монетарного контроля, управлениябанковской ликвидностью и буфера процентной ставки, а с другой — оказываетсдерживающее влияние на снижение уровня процентных ставок по активнымоперациям, и в частности, по кредитам, а также на степень капитализациикоммерческих банков.
В экономической литературеликвидностью коммерческого банка называют способность банковской организации вполном объеме исполнять принятые на себя обязательства, которые заключаются нетолько в своевременном возвращении привлеченных средств, но и в обязанностивыплачивать вознаграждение по привлеченным средствам, а также предоставлятькредит в соответствии с заключенными договорами [7, c.10].
Формальность и сложностьпроцесса управления ликвидностью коммерческого банка зависят как от размерасамой банковской организации, так и от характера ее активов. Однако в любомбанке и с любым набором выполняемых операций для эффективного управленияликвидностью необходимо наличие развитых информационных систем, систем анализаинструментов и сроков привлечения и размещения денежных средств, анализаальтернативных сценариев развития рынков и планирования непредвиденныхобстоятельств. В связи с этим глубокая и всесторонняя оценка состоянияликвидности коммерческого банка выполняется органом надзора не только на основеинформации о структуре и качестве портфелей активов и пассивов банка, но ипутем изучения внутренних процедур и механизмов управления позицией ликвидности.
С развитием новых технологий исредств телекоммуникации, а также в связи с развивающимся процессомглобализации мировой экономики изменение ситуации на финансовых рынкахпроисходит стремительно и часто охватывает множество взаимосвязанных финансовыхинститутов. Таким образом, центральному банку или иному органу, имеющемуполномочия на осуществление надзора за банковской деятельностью, необходиммеханизм оперативного контроля за ликвидностью коммерческих банков. Какправило, в качестве такого механизма применяется нормативный метод контроляпозиции ликвидности. В этом случае надзорный орган определяет группуколичественных показателей ликвидности, которые вычисляются на основеинформации об активах и пассивах банковской организации по единым для всех банковалгоритмам. В зависимости от экономического содержания показателей органбанковского надзора устанавливает нормативы — допустимые максимальное либоминимальное значения. Выполнение пруденциальных нормативов ликвидности являетсяобязательным для коммерческих банков. Контроль за выполнением нормативовнадзорный орган осуществляет на основе периодически представляемой банкамиотчетности. Применение нормативного метода контроля позиции ликвидностикоммерческих банков имеет свои преимущества и недостатки. В качестве основныхпреимуществ применения обязательных нормативов можно назвать следующие:
1. Объективность. Оценкасостояния ликвидности банковской организации посредством вычисления значенийгруппы показателей по единому для всех банков алгоритму имеет объективныйхарактер и исключает субъективность подхода как со стороны надзорного органа,так и со стороны коммерческого банка.
2. Универсальность. Оценкапозиции ликвидности банков, активных на различных сегментах финансового рынка иразличными способами формирующих свои портфели активов и пассивов, имеетуниверсальный характер, выполняется по единой методике и на основе единыхпринципов.
3. Сопоставимость. Применениеединого алгоритма вычисления пруденциальных нормативов и общих принципов оценкиполученных результатов позволяет сравнить позиции ликвидности как “мелких",так и “крупных” банков вне зависимости от сложности осуществляемых ими операций.
В то же время обязательныенормативы должны удовлетворять следующим требованиям: эффективность изначимость, адекватность подразумеваемым целям: показатели ликвидностидолжны реально отражать способность банка исполнять собственные обязательства,а потому ситуация, при которой банк, с одной стороны, выполняет пруденциальныенормативы ликвидности, а с другой — не способен исполнять собственныеобязательства своевременно и в полном объеме, должна быть исключена;
полнота и всесторонность: методикаисчисления обязательных нормативов должна охватывать все разновидноститребований и обязательств, учитывать все типы рисков, возникающие вдеятельности коммерческих банков;
научная обоснованность: методикиисчисления и значения пруденциальных нормативов должны соответствовать практикеведения банковского дела и в то же время иметь научное обоснование;
соответствие международнымстандартам: пруденциальные нормативы ликвидности методологически должнысоответствовать международным стандартам и общепринятым принципам; гибкость:обязательные нормативы ликвидности не должны ограничивать возможности банкав самостоятельном выборе стратегии развития, механизмов контроля и управленияпозицией ликвидности;
ясность и максимальновозможная простота: пруденциальные требования, предъявляемые органомнадзора к коммерческим банкам, и принципы оценки ликвидности должны бытьпредельно ясными и четкими, а методика исчисления показателей — простой;
открытость: учитывая, чтовыполнение пруденциальных нормативов ликвидности является обязательным для всехбанковских организаций, доступ к информации о фактических значениях показателейликвидности коммерческих банков должен быть свободным для всех заинтересованныхпользователей.
Необходимо отметить, что вусловиях, когда банковская система Беларуси еще не достигла в своем развитииуровня развитых стран, эффективность пруденциальных нормативов ликвидностиявляется важным фактором поддержания стабильности и безопасности банковскойсистемы.3. Перспективы развития системы банковского надзора
В настоящее время в Беларусиактивно обсуждается возможность создания специального контролирующего органа, вчьи функции входил бы надзор как за деятельностью кредитно-финансовыхорганизаций, так и за фондовым и страховым рынком. При этом предполагается, чтоорганы, в чью компетенцию эти полномочия входят сегодня (а это НациональныйБанк, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров и Министерство финансовсоответственно), в будущем их лишатся [1, c.17].
Альтернативой этому проектувыступает идея об объединении надзорных функций за финансовым, страховымрынками и рынком ценных бумаг в Национальном Банке.
Обсуждение возможности созданияв Беларуси специального органа, который объединил бы функции по надзору забанковской системой, страховым рынком и рынком ценных бумаг, делает актуальнымобращение к проблеме реформирования системы банковского надзора и, в частности,теории разделения властей на верхнем уровне банковской системы. Проблемыбанковского надзора можно разделить на две группы. Первая группа касаетсясодержательного аспекта надзора. Вторая носит организационный характер, но безее решения, на наш взгляд, невозможно осуществлять качественные перемены всистеме банковского надзора.
Система банковского надзора вРеспублике Беларусь также нуждается в реформировании. Прежде всего обратимся косновным целям деятельности Национального банка Республики Беларусь. Всоответствии со статьей 25 Банковского кодекса Республики Беларусь главнойцелью Национального банка является защита и обеспечение устойчивостибелорусского рубля. Надзор за деятельностью банков и небанковскихкредитно-финансовых организаций согласно статье 26 Банковского кодекса — этоодна из множества функций, выполнение которых возложено на Национальный банк. Поэтомунеобходимо сосредоточить усилия Национального банка на выполнении основнойзадачи — обеспечении устойчивости национальной денежной единицы, что позволитбесперебойно функционировать банковской и финансовой системам. Другой аспект,требующий законодательного пересмотра, состоит в разделении власти на верхнемуровне банковской системы. Обратимся к статье 34 Банковского кодекса РеспубликиБеларусь, которая гласит: «Для осуществления регулирования деятельностибанков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за неюНациональный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзорза их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков и небанковскихкредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания обустранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательствомРеспублики Беларусь санкции к нарушителям» [13].
Очевидно, что Национальномубанку Республики Беларусь принадлежат такие несовместимые функции, какнормотворческая, исполнительная и судебная (в части применения санкций кнарушителям). Представляется целесообразным, на наш взгляд, передать функциинадзора за банковской системой отдельному органу, создав своего рода системусдержек и противовесов в сфере воздействия на банковский сектор. В дальнейшемпо мере расширения финансового сектора за нынешние пределы, с появлением иныхоператоров финансового рынка (компаний по финансовому консалтингу и т.д.) возможнапередача этому органу функции надзора за финансовым сектором страны, как этосделано в Великобритании.
Верхний уровень банковскойсистемы могла бы дополнить резервная корпорация гарантирования возврата вкладовв банках — некоммерческая организация, учреждаемая Советом Министров иНациональным банком Республики Беларусь для аккумулирования взносов банков идругих средств и организации выплаты физическим лицам денежного возмещения поих вкладам. Участие в создаваемой системе гарантирования вкладов должно бытьобязательным для всех банков, имеющих лицензию на привлечение во вклады средствфизических лиц, выданную Национальным банком. Порядок принятия банков в членырезервной корпорации и исключения из нее, а также порядок расчета и уплатыобязательных взносов банков, взаимоотношения банков и резервной корпорации,взаимодействие с Национальным банком — все это будет закреплено в ЗаконеРеспублики Беларусь «О гарантировании возврата банковских вкладов физическихлиц», принятие которого в скором времени ожидается в Беларуси.
Будучи независимыми, друг отдруга по своему организационно правовому составу и положению, все этисамостоятельные органы должны быть неразрывно связаны между собой зависимостьювверенных им функций и общих целей, таких как защита и обеспечение устойчивостинациональной валюты, ее покупательной способности и курса к иностранным валютам;развитие и укрепление банковской системы; обеспечение бесперебойногофункционирования системы расчетов в интересах кредиторов и вкладчиков. Названныевыше органы распространяли бы свое действие на банки и небанковскиефинансово-кредитные организации и таким образом сдерживали и уравновешивалидруг друга. Вряд ли верно, что до сих пор вся полнота власти сконцентрирована вруках Национального банка Республики Беларусь.
Вместе с тем было бы не совсемверно акцентировать внимание исключительно на организационном аспекте реформынадзора. Зарубежный опыт, в том числе российский, говорит о необходимостигармоничного совмещения двух направлений: реорганизации структуры надзорногооргана и недопущении преобладания формального подхода в надзоре над егосодержанием.
В целом роль банковской системыреспублики в инвестиционном процессе значительна и разнообразна. Банки непосредственноучаствуют в инвестиционной деятельности в плане поиска, отработки икредитования проектов. В структуре их активов кредиты экономике составляютоколо 55%, из них более половины — долгосрочные. Банки развивают разнообразныеформы инвестиционного кредитования, включая лизинговую. [8, с.46]
Финансовый потенциал банковскойсистемы Беларуси постепенно возрастает. Так, отношение величины ее валовыхактивов к ВВП за прошедший год выросло на 4,5% и составило на 1 октября 45,7%. Важнымнаправлением повышения роли банковской системы в решениисоциально-экономических задач в республике является наращивание ее ресурсногопотенциала, включая собственный капитал и привлеченные средства. Так, в текущемгоду вся ресурсная база банков выросла в реальном выражении на 10,6%. Наиболеесущественно возросла сумма рублевых депозитов граждан, привлеченных вбанковскую систему, — на 55,5% в реальном выражении. Это являетсясвидетельством того, что банки действительно повышают уровень своей работы. [8,с.47]
Политика международногосотрудничества Национального банка Республики Беларусь строится на принципахвзаимного уважения позиций сторон, суверенитета различных государств. Подписаныи реализуются соглашения с соответствующими органами России, Казахстана, Кипра,Армении, Латвии, Украины, Молдовы, Литвы в области банковского надзора. Назавершающей стадии подготовки находится Меморандум о взаимопонимании повопросам сотрудничества в области банковского надзора между Национальным банкомРеспублики Беларусь и Национальным банком Польши.
Дальнейшая реализация стратегииразвития в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организацийбудет осуществляться по многим направлениям, из которых базовыми являются: интегрированиеденежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь сРоссийской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другимистранами, международными финансовыми организациями; проведениеденежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическомуразвитию страны; уменьшение участия государства в фондах банков; совершенствованиеналогообложения банков; совершенствование надзора и контроля над деятельностьюбанков; формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиямфункционирования банков [8, c.45].
Важнейшими направлениямиразвития структуры банковской системы в ближайший период будут:
снижение удельного веса активов(пассивов), концентрируемых системообразующими банками, и доведение уровняданного параметра в 2010 году до 50-60% и, соответственно, повышение долинесистемообразующих банков;
формирование основы банковскойсистемы посредством развития банков в рамках универсального статуса,позволяющего снизить риски путем диверсификации услуг, обеспечить комплексностьобслуживания клиентов;
уменьшение участия государства вбанках;
развитие альтернативных банкамкредитных и других организаций
ссудоберегательных ассоциаций,кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, инвестиционных,пенсионных, медицинских и иных структур;
организация банков с участиеминостранного капитала, иностранных банков и их структур. (Органыгосударственной власти и управления не будут вводить количественные ограниченияна участие иностранного капитала в банковском секторе. Тем не менее в целяхпредотвращения возможности появления на белорусском рынке банковских услугкредитных организаций, контролируемых иностранными учредителями с сомнительнойрепутацией, должен быть сохранен разрешительный принцип допуска иностранногокапитала в банковскую систему Беларуси);
повышение самостоятельностибанков в своем стратегическом развитии и осуществлении деятельности на основепринципа коммерческой эффективности и ответственности за конечные результаты. Взаключение необходимо подчеркнуть, что стратегия развития и денежно-кредитнаяполитика, как и деятельность всей банковской системы, осуществляются в рамкахреализации единой государственной стратегии и в соответствии с Концепциейразвития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы.
Заключение
Таким образом, важное место вфункционировании Национального Банка занимает надзор за деятельностьюкоммерческих банков. Этим обеспечивается устойчивое функционирование банковскойсистемы страны.
В курсовой работе были отмеченыосновные методы регулирования, применяемые по отношению к коммерческим банкам. Этопрежде всего экономические нормативы, устанавливаемые Национальным Банком, атакже система лицензирования банковской деятельности и другие инструментынадзора. Причем в соответствии с действующим законодательством РеспубликиБеларусь полномочия Национального Банка в области регулирования банковскойдеятельности практически не ограничены. Национальный банк в пределах своейкомпетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполненияреспубликанскими органами государственного управления, органами местногоуправления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовымиорганизациями, иными юридическими лицами, действующими на территории РеспубликиБеларусь, а также физическими лицами.
В настоящий моментобнаруживаются тенденции сближения системы банковского надзора с международнымистандартами в данной области, в частности с решениями Базельского комитета побанковской деятельности. Зарубежный опыт говорит о необходимости гармоничногосовмещения двух направлений: реорганизации структуры надзорного органа инедопущении преобладания формального подхода в надзоре над его содержанием.
Нужно иметь в виду, что недостаткифункционирования системы банковского надзора страны прежде всего связаны смонопольным правом Национального Банка регулирования банковской деятельности,но эти недостатки преодолимы. Возможен вариант, при котором Национальный Банкобъединит за собой все функции регулирования не только банков, но и другихфинансовых институтов, а также страхового рынка.
Список использованных источников
1. Кульчицкий А. Деятельностьюфинансовых институтов // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2003. № 18. С.17-29.
2. Хохленкова М.А. Банк России какорган банковского регулирования и надзора. // Банковское дело. 2002. №8. С.11-15.
3. Устинович А. Подходы креформированию системы банковского надзора: зарубежный опыт. // Банковскийвестник. Октябрь 2003. С.40-47.
4. Заева М. Денежно-кредитнойполитики в переходных экономиках. // Банковский вестник. Апрель 2003.12-17.
5. Постановление правленияНационального Банка Республики Беларусь от 31.01.03. №19 «Об утвержденииКонцепции развития и совершенствования банковского надзора в РеспубликеБеларусь и Плана мероприятий по внедрению международных стандартов банковскогонадзора». // Банковский вестник. №6.2003. С.33-36.
6. Бойченко А. Фонд обязательныхрезервов: его влияние на политику банка. // Банковский вестник. Март 2003. С.16-24.
7. Ушицкая К. Контроля ликвидности коммерческихбанков. Октябрь 2003. С.10-17.
8. Алымов А. Стратегия развитиябелорусской банковской системы. // Банковский вестник. 2002.С.45-47.
9. Винник В. Регулирование банковскойдеятельности в рамках СНГ и ЕврАзЭс. // Банковский вестник. Январь 2004. С.52-56.
10. Внучко Р. Рыкова Л. Конформностьмонетарного и пруденциального регулирования. Апрель 2003.38-42.
11. ГоликоваЮ.С. Современные задачи и условия проведения Банком России денежно-кредитнойполитики. // Банковское дело. 2004. №1.С.7-11.
12. Деньги, кредит, банки. / Подобщей редакцией Г.И. Кравцовой. Мн.: ООО «Мисанта», 1997.
13. Банковский кодекс РБ — Принят Палатойпредставителей 3 окт. 2000г; Одобр. Советом Республики 12 окт. 2000г.: Мн.: ”Регистр",2000
14. Моисеев С.Р. Политика финансовыхрепрессий. // Банковское дело. 2003. №8. С.5
15. Организации деятельностикоммерческих банков: Учеб. / Под общ. ред.Г.И. Кравцовой. Мн.: БГЭУ, 2002.
16. Тихонов А. Современнаяденежно-кредитная политика. // Банковский вестник. Январь 2003.С.11-13.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.