/>Содержание
Введение
1. Правовой статус градообразующихпредприятий
2. Роль и значение институтапоручительства в банкротстве градообразующих предприятий
3. Применение договора купли-продажи впроцедуре банкротства градообразующих предприятий
Заключение
Список используемых источников
Введение
Проблема банкротстваградообразующих организаций (и связанное с ней выделение особенностей признанияих несостоятельными) характерна именно для российской экономики. В литературеотмечается, что понятие «градообразующая организация» как таковое отсутствует втерминологии других Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»одательств,в связи, с чем отсутствуют и какие-либо особенности признания несостоятельнымидолжников, которые по российскому Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»одательствумогут быть отнесены к градообразующим
Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом илиобъявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанностьпо уплате обязательных платежей.
Должник (гражданин или юридическое лицо) считается неспособным удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам (обязанность должника уплатитькредиторам определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и инымосцованиям, предусмотренным ГК РФ) и (или) исполнить обязанность по оплате обязательныхплатежей (налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и внебюджетныефонды — Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования РФ, Фонд социального страхования РФ и др.), если соответствующиеобязанности не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты ихисполнения.
Определяя особенности банкротства градообразующих организаций,Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»одатель учитываетвозможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовановключение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующейорганизации, соответствующего органа местного самоуправления.
Цель работы заключается визучении правового регулирования несостоятельности (банкротства)градообразующей организации.
Для этого решим следующиезадачи:
— выясним что такоеправовой статус градообразующего предприятия;
— роль и значениеинститута поручительства в банкротстве градообразующих предприятий
— применение договоракупли-продажи в процедуре банкротства градообразующих предприятий.
1. Правовой статус градообразующих предприятий
Подградообразующими организациями в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)»понимаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов ихсемей составляет не менее половины численности населения соответствующегонаселенного пункта (ст.132).
Решение вопроса оботнесении предприятия к градообразующим принимается в срок не более одногомесяца с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющимнеудовлетворительную структуру баланса. Указанное решение принимается органом,уполномоченным в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке продажигосударственных предприятий-должников, утвержденного Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 2 июня 1994 года N 1114, принимать решение обобязательной продаже (далее именуется уполномоченный орган).
Предприятие-должникподлежит отнесению к градообразующим, если оно соответствует одному изкритериев.
Для принятия решения оботнесении предприятия-должника к градообразующим соответствующий органисполнительной власти субъекта Российской Федерации, получивший уведомление опризнании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительнуюструктуру баланса, направляет уполномоченному органу заключение о необходимостиотнесения предприятия-должника к градообразующим.
Указанное заключение должно содержать предложения по применению особенностейпродажи государственного предприятия-должника. Заключение об отнесениифедерального государственного предприятия-должника к градообразующим должнобыть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, на который всоответствии законодательством Российской Федерации возложена координация ирегулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).
В случае, если в20-дневный срок соответствующий орган исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации не представил такого заключения, отнесение предприятия кградообразующим осуществляется уполномоченным органом самостоятельно.
Определяяособенности банкротства градообразующих организаций, Федеральный закон «Онесостоятельности (банкротстве)» учитывает возможные социальные последствия ихликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующихв деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органаместного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут бытьпривлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органыисполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
По ранеедействующему законодательству градообразующими организациями признавалисьюридические лица, численность работников которых с учетом членов их семейсоставляет не менее половины численности населения соответствующего населенногопункта (ст.132 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998года). Таким образом, в настоящее время, при определении организации какградообразующей не учитывается число членов семей работников, а их общееколичество снижено до двадцати пяти процентов.
На практикеможет возникнуть сложность с определением (для установления признаков градообразующейорганизации) численности работников должника, имеющего филиалы,представительства и иные обособленные подразделения. На наш взгляд, при ответена данный вопрос актуально обратиться к Информационному письму ПрезидиумаВысшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. №43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности»[2,85], в п.32 которогозакреплено: для установления признаков градообразующей организации приопределении численности работников должника, имеющего филиалы,представительства и иные обособленные подразделения, расположенные вне местанахождения юридического лица, учету подлежат работники должника, постояннопроживающие в городе, поселке, другом населенном пункте места нахожденияюридического лица. При определении численности работников организаций, ккоторым подлежат применению правила о градообразующей организации, учитываютсявсе работающие независимо от места их проживания.
Федеральныйзакон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает расширенный составлиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации. Учитываязначение таких предприятий для отдельного взятого населенного пункта, и, преждевсего, как предприятия с большим количеством рабочих мест, законодательустанавливает, что при рассмотрении дела о банкротстве градообразующейорганизации лицом, участвующим в деле признается соответствующий орган местногосамоуправления. Также к рассмотрению дела с участием градообразующейорганизации могут быть привлечены органы исполнительной власти (какфедеральные, так и субъекта).
Дляприменения арбитражным судом к должнику норм специального параграфа в процессепроизводства по делу о несостоятельности должника в арбитражный суд должны бытьпредставлены доказательства, подтверждающие его статус градообразующейорганизации или наличие у юридического лица не менее пяти тысяч работников.
Такимидоказательствами могут являться, например, статистические данные, данныеадминистрации, внутренние документы должника. Как подчеркивают эксперты,должником такие доказательства могут быть предоставлены на любой стадиибанкротстваhttp://www.allpravo.ru/diploma/doc21p0/instrum2662/item2673.html- _ftn3#_ftn3.
Особенностьдля градообразующих должников состоит в возможности введения внешнегоуправления под поручительство.
Всоответствии с п.1 ст.171 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»,в случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнегоуправления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнееуправление по основаниям, предусмотренным н Федеральный закон «Онесостоятельности (банкротстве)» (ст.75), а также по ходатайству органаместного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротствесоответствующего органа исполнительной власти при условии предоставленияпоручительства по обязательствам должника.
Поручительствопо обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектомРоссийской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченныхорганов.
Подпоручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшегопоручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежныхобязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательныхплатежей в бюджеты и внебюджетные фонды (п.1 ст.173 Федеральный закон «Онесостоятельности (банкротстве).
Такимобразом, поручителем выступает субъект публично-правовых отношений, которыйнесет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед егокредиторами. Специфика данного поручительства состоит в том, что субъектпублично-правовых отношений совершает одностороннее действие, предоставляяарбитражному суду поручительство. В этом случае не требуется заключениясоглашения ни с кредиторами, ни с должником, ни решения собрания кредиторов поэтому вопросу.
Цельюпоручительства, вытекающего из банкротства, является продление внешнегоуправления на градообразующей организации в интересах региона.
Поручительствопо обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменнойформе. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:
— суммаобязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательныхплатежей;
— графикпогашения задолженности.
Кпоручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательствпо поручительству в соответствующий бюджет на дату предоставленияпоручительства.
Федеральныйзакон «О несостоятельности (банкротстве)» пошел по пути некоторого выравниванияусловий банкротства градообразующих организаций и других юридических лиц. Всоответствии со ст.172 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»,финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующейорганизации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год приналичии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участиюв деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти при условиипредоставления поручительства по обязательствам должника.
По ранеедействующему законодательству максимальный срок продления составлял 10 лет. Приэтом была установлена необходимость начать осуществление расчетов не позднеечем через год с момента продления срока.
Учитывая, чтоФедеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года распространяетсвое действие на отношения, возникшие до введения в действие Федеральный закон«О несостоятельности (банкротстве)» за 2002 года, в настоящее время, по всейстране продолжаются процедуры банкротства с градообразующими организациямиоснованные на «старом законодательстве». 2. Роль и значение институтапоручительства в банкротстве градообразующих предприятий
Поручительство,предоставляемое местными органами самоуправления или федеральными органамиисполнительной власти либо органами исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации по обязательствам должника, регулируется соответствующими нормамиГражданского кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными законом«О несостоятельности (банкротстве)».
Согласнотребованиям статей 134 и 135 указанного Федерального Федеральный закон «Онесостоятельности (банкротстве)»а поручителем выступает субъектпублично-правовых отношений, который несет субсидиарную ответственность пообязательствам должника перед его кредиторами. Специфика данного поручительствасостоит в том, что субъект публично-правовых отношений совершает одностороннеедействие, предоставляя арбитражному суду поручительство. В этом случае нетребуется заключения соглашения ни с кредиторами, ни с должником, ни решениясобрания кредиторов по этому вопросу.
Цельюпоручительства, вытекающего из банкротства, является продление внешнегоуправления на градообразующей организации в интересах региона.
По своемухарактеру отношения, возникающие при продлении внешнего управления подпоручительство, являются длящимися (до 10 лет). Поэтому обязанностьсоответствующих органов исполнительной власти предусмотреть в бюджете необходимыесредства для погашения задолженности организации-должника возникает послепродления арбитражным судом внешнего управления под поручительство.
Согласнопункту 3 статьи 135 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вслучае продления срока внешнего управления градообразующей организацией до 10лет должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами непозднее сроков, то есть, не позднее 2 лет с момента введения внешнегоуправления.
Походатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управлениев отношении должника — градообразующей организации даже в том случае, когдасобрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытиеконкурсного производства. Но тогда соответствующие органы должны будут датьпоручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанностьнести субсидиарную ответственность перед его кредиторами.
Крометого, по ходатайству названных органов внешнее управление может быть продленоарбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительностьвнешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворениетребований кредиторов может составить два с половиной года. В этот периодсоответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровлениеградообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность,трудоустройства работников, создания новых рабочих мест. В исключительныхслучаях срок внешнего управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии,что должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже чемчерез два с половиной года после введения внешнего управления (ст.135).
РоссийскаяФедерация, субъект РФ либо муниципальное образование в лице их уполномоченныхорганов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться совсеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежнымобязательствам или обязательным платежам.
ВПоложения о банкротстве градообразующей организации будут применяться также и киным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.
/>В процессе внешнего управления должником — градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия какединого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимыедля расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а такжесохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органалибо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться поконкурсу, обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест дляне менее чем семидесяти процентов работников предприятия, а также обязанностьпокупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучениеили трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующейорганизации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будетпредложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И толькоесли на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получитвозможность продавать отдельные активы предприятия.
Федеральный закон«О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127 ФЗ ввел процедуру,ранее не использовавшуюся в российском законодательстве – финансовоеоздоровление, которое состоит в следующем: должник расплачивается с кредиторамипостепенно в соответствии с графиком погашения задолженности и планомфинансового оздоровления, причем требования кредиторов удовлетворяютсяпропорционально в установленной Федеральным законом очередности. Дляобеспечения исполнения должником графика могут использоваться все способыобеспечения исполнения обязательства, предусмотренные гражданским законодательством- это залог, поручительство, банковская гарантия и д.р., кроме, очевидно, неприменимых в такой ситуации (удержание, задаток, неустойка). По логике законодателяфинансовое оздоровление должно использоваться по окончании наблюдения, и вслучае не достижения успеха может быть применено внешнее управление либоконкурсное производство. Процедура финансового оздоровления вводитсяарбитражным судом по инициативе собственников предприятия-должника или третьихлиц. Предложение о применении финансового оздоровления представляется нарассмотрение и утверждение первого собрания кредиторов. Финансовое оздоровлениеможет быть введено судом и вопреки решению собрания кредиторов о необходимостивведения внешнего управления или признания должника банкротом. В этом случае вкачестве обеспечения исполнения обязательств должника представляется банковскаягарантия, а также предъявляются особые требования к размеру обеспечения исрокам погашения задолженности.
Хотелось быобратить внимание на следующее: некоторые формулировки закона № 127 – ФЗ[2,59] наводят на мысль, что применение обеспечения вданной процедуре по общему правилу не обязательно, однако при внимательномпрочтении можно прийти и к противоположному выводу. Оно обязательно, еслиинициатором финансового оздоровления выступает не собственник должника, атретье лицо. В случае если процедура применяется по предложению собственниковдолжника, они вправе (вроде бы не обязаны) предложить обеспечение, однако врешении об обращении к первому собранию кредиторов должна содержатьсяинформация о таком обеспечении, причем ни о каких исключениях не сказано.Возможно, мы имеем дело лишь с недостатком юридической техники, который тем неменее может стать основанием для обратного истолкования норм Федерального закона.В пользу вышеизложенной позиции свидетельствует также то, что применениеописываемой процедуры при отсутствии обеспечения невыгодно кредиторам и вряд лиустроит их собрание. Фактически это означало бы предоставление должникуотсрочки без каких-либо гарантий для кредиторов, что, скорее, всего, не найдетприменения.
Новаяпроцедура финансового оздоровления носит черты мирового соглашения (возможностьисполнения обязательства за должника и использование поручительства либо иногоспособа обеспечения исполнения обязательства), и внешнего управления(утверждение плана и графика погашения задолженности и т.д.) и наблюдения(схожесть роли административного управляющего с ролью временного управляющего,а также последствий введения процедур, например, запрет на выплату дивидендов).
По мнениюспециалистов, именно такая конструкция обеспечивает необходимый балансинтересов должника, его собственников и кредиторов. Исходя из этого можнонадеяться, что данная процедура может в будущем стать самым приемлемым выходомиз процесса банкротства. Однако существует ряд проблем.
Во-первых,обеспечение исполнения обязательств должником будет трудно применитьпрактически, поскольку тот, кто возьмется за такое обеспечение (назовем егогарантом), защищен законом не достаточно. На него возлагается груз выполненияобязательства за должника, и в случае не выполнения гарант несетгражданско-правовую ответственность. Но хуже то, что при принятии собраниемкредиторов решения о переходе в другую процедуру банкротству гарант не имеет никакого преимущества перед другими кредиторами. Например, должнику представленабанковская гарантия. Банк расплачивается с кредиторами вместо должника всоответствии с утвержденным графиком погашения задолженности. План финансовогооздоровления выполняется, но появляется еще один кредитор, неизвестный ранее, сбольшим объемом требований (голосующим объемом), которые включаются в реестр. Становитсянецелесообразность финансового оздоровления – кредиторы просят признатьдолжника банкротом. Требования банка (гаранта) будут удовлетворятся в порядкетретей очереди, как и требования всех остальных кредиторов. Вряд ли найдетсямного банков, желающих выступить гарантом. Причем законодатель указал, чтопредоставить обеспечение либо привлечь желающих предоставить его могут лишь теучредители (участники) должника, которые голосовали за введение финансовогооздоровления. Таким образом, круг потенциальных гарантов сокращается ещебольше.
Во-вторых, изфинансового оздоровления практически невозможно перейти во внешнее управление:очень жесткие временные рамки. Общий срок допустимый в соответствии с законодательствомна обе эти процедуры, не может превышать два года, причем по прошествиивосемнадцати месяцев с начала финансового оздоровления суд уже не можетназначить внешнее управление.
Среди общих положений о банкротстве важную роль играют егопроцедуры (так называемый процессуальный плюрализм).
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 19ноября 1992 г. делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировоесоглашение. Реорганизационные процедуры включали внешнее управление и санацию,а ликвидационные процедуры предполагались в процессе конкурсного производства. Федеральныйзакон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г не употребляет терминов «реорганизация» и «ликвидация». Вместе с тем в законодательствевыделяются четыре процедуры для юридических лиц и две — для должников-граждан.Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридическихлиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление:
Помимо вышеперечисленных, законом установлена возможностьосуществления мер по предупреждению банкротства — восстановительные процедуры. Мероприятияпо предупреждению несостоятельности участника имущественного оборота неявляются процедурой банкротства, но их своевременное применение существенновлияет на изменение финансового положения должника.
В действующем законе о банкротстве восстановительныепроцедуры подразделяются на два вида — досудебную санацию и внешнее управление(судебную санацию).
Важным моментом является то, что меры по предупреждениюбанкротства следует применить до момента подачи в арбитражный суд заявления опризнании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника можетисходить от кредиторов либо иного лица по соглашению с должником. Однакофинансовая и другая помощь возможна лишь с согласия должника.
Следует также учесть, что перечень возможных мер попредотвращению банкротства в законе не содержится. По смыслу законодателя, ктаким мерам следует отнести, в первую очередь, оказание финансовой помощидолжнику (как на возмездной, так и на безвозмездной основе), предоставлениеинвестиций под гарантии (залог, поручительство) учредителя (учредителей)должника, собственников имущества унитарного предприятия, организационные мерыпо укреплению руководства неплатежеспособных должников и др.
Досудебная санация представляет собой оказание финансовой помощи в размере,достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимомдля погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам.Соглашением о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотренопринятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользулиц, предоставивших финансовую помощь. Проведение досудебной санациипредприятий за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетныхфондов может иметь место согласно соответствующим положениям федеральногобюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов.
Процедура наблюдения не была предусмотрена ранее действовавшим законодательством онесостоятельности, которое не обеспечивало в необходимой мере баланс интересовсторон (должника и кредитора). Федеральный закон о банкротстве от 8 января 1998 г. принципиально изменил ситуацию в плане последовательной защиты прав должника, с одной стороны,и кредиторов — с другой. По общему правилу, процедура наблюдения вводится смомента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.Вместе с тем законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила. Так,наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации,должнику индивидуальному предпринимателю, отсутствующему должнику.
Законом установлены некоторые особенности для осуществленияданной процедуры в отношении отдельных категорий должников:сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств,профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Процедура наблюдения проводится в целях обеспечениясохранности имущества должника и анализа его финансового состояния.
Введение данной процедуры влечет за собой возникновениеопределенных правовых последствий.
К их числу прежде всего следует отнести:
невозможность предъявления имущественных требованийнепосредственно к должнику без направления их временному управляющему;
невозможность удовлетворения требований участников должника —юридического лица о выдаче доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом изсостава его участников (в случае выхода участника его требования должны бытьпредъявлены к временному управляющему и рассмотрены в общем порядке).
Поскольку должник ограничивается в распоряжении своимисредствами, после введения наблюдения определение об этом направляется в банкии иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковскогосчета (данные о счетах должника предоставляются самим должником либозапрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, налоговые и иныеуполномоченные органы.
Однако следует признать, что уже в самом начале даннойпроцедуры должник достаточно активно включается в работу. К примеру, впятидневный срок со дня получения определения о принятии заявления кредитора,налогового или иного уполномоченного органа, прокурора о признании должникабанкротом он обязан направить в арбитражный суд, заявителю и иным лицам,участвующим в деле о банкротстве, отзыв на такое заявление, а также уведомитьвсех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении в отношении него делао банкротстве.
Введение наблюдения влечет за собой появление в деле обанкротстве особой фигуры — временного управляющего. Временный управляющийдействует параллельно с руководством должника, поскольку осуществлениерассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителядолжника и иных органов управления, которые продолжают выполнять своиполномочия, однако с некоторыми ограничениями. Кандидатура временногоуправляющего выдвигается кредиторами.
Обращает на себя внимание следующее положение: должник лишенправа выдвигать кандидатуру временного управляющего, что едва ли можно признатьобоснованным, поскольку, как правило, должник более, чем кредиторы,заинтересован в восстановлении платежеспособности. При отсутствии предложенийкредиторов арбитражный суд выбирает временного управляющего из числа лиц,зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.
Деятельность временного управляющего осуществляется в двухосновных направлениях: во-первых, контроль за действиями руководства должника;во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определениявозможности и целесообразности проведения других процедур банкротства.
Наряду с этим законом определены вопросы, решения по которымв период проведения процедуры наблюдения не может принимать ни руководительдолжника, ни временный управляющий. Речь идет о вопросах, связанных с реорганизациейи ликвидацией должника, созданием юридических лиц (или участием в иныхюридических лицах), филиалов и представительств, выплатой дивидендов,размещением должником эмиссионных ценных бумаг, выходом из состава участниковдолжника и др.
Возможна такая ситуация, когда исполнение обязанностейруководителя должника возлагается на временного управляющего, если руководительдолжника не принимает мер по обеспечению сохранности имущества должника,препятствует осуществлению обязанностей временного управляющего либо инымобразом нарушает Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»достаточно подробно регламентирует осуществление внешнего управления (гл. 5),которое может быть установлено на срок до 12 месяцев с возможностью продленияеще на полгода (в отношении градообразующих организаций максимальный сроквнешнего управления может достигать 10 лет).
Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемаяк должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачейполномочий по управлению должником внешнему управляющему.
В отношении отдельных категорий должников процедура внешнегоуправления не подлежит применению. К таким должникам относятся: граждане, в томчисле индивидуальные предприниматели кредитные организаций, ликвидируемыйдолжник, отсутствующий должник.
Не применяется процедура внешнего управления также придобровольном объявлении должника о своем банкротстве.
Данная процедура вводится арбитражным судом на основаниирешения собрания кредиторов (ст. 68 закона «О несостоятельности(банкротстве)»).
Вместе с тем, устанавливая, что решение о введении внешнегоуправления принимается собранием кредиторов, Федеральный закон «Онесостоятельности (банкротстве)» допускает в ряде случаев возможность введенияданной процедуры по инициативе арбитражного суда. Причем арбитражный суд приопределенных условиях имеет право пойти вразрез с решением собрания кредиторов.В частности, когда имеются достаточные основания полагать, что решение первогособрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признаниидолжника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерббольшинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановленияплатежеспособности должника (п. 3 ст. 67 вышеназванного закона).
Одним из наиболее привлекательных для должника условийвнешнего управления является введение моратория на удовлетворение требованийкредиторов.
По действующему законодательству мораторий на удовлетворениетребований кредиторов означает не только приостановление исполнения судебныхрешений и иных исполнительных документов о взыскании с должника задолженности,возникшей по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введениявнешнего управления. В этот период также не начисляются неустойки (штрафы,пени) по денежным обязательствам и финансовые (экономические) санкции пообязательным платежам, проценты за пользование чужими денежными средствами.Вместо этого на основании ст. 395 ГК РФ начисляются проценты в размере учетнойставки банковского процента.
Однако следует учесть, что мораторий не распространяется наденежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения по которымнаступил после введения внешнего управления, а также на требования кредиторов овзыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений поавторским договорам, алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни издоровью. Последнее положение направлено, в основном, на обеспечение прав иинтересов работника должника.
Что касается правила о нераспространении моратория наденежные обязательства, срок исполнения по которым наступил после введениявнешнего управления, оно исходит из того, что внешнему управляющемупредоставлено право на отказ от исполнения денежных обязательств должника.Перечень обстоятельств, при которых такой отказ допускается, не являетсяисчерпывающим и предоставляет достаточно широкие возможности для принятиявнешним управляющим необходимого решения. Практически управляющий можетотказаться от исполнения любого договора, заключенного до введения внешнегоуправления, если докажет, что исполнение данного договора препятствуетвосстановлению платежеспособности (ст. 77 закона «О несостоятельности(банкротстве)»). Такая формулировка явно указывает, что законодатель в данномслучае признает приоритет интересов должника, заключающихся в восстановленииплатежеспособности, перед интересами отдельных кредиторов.
Внешнее управление включает в себя комплекс различныхмероприятий как финансово-экономического, так и организационного характера. Врамках внешнего управления может осуществляться, к примеру, продажа предприятия(бизнеса) должника, части имущества должника, уступка прав требования должникаи т.п.
Необходимо иметь в виду, что новый Федеральный закон «О несостоятельности(банкротстве)», сохранив единственную восстановительную процедуру, проводимую вформе внешнего управления, сделал неизбежным отстранение органов управлениядолжника от руководства организацией-должником. Внешний управляющий в отличиеот временного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к немупереходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числеполномочия по распоряжению имуществом, за исключением крупных сделок, стоимостькоторых превышает 20% балансовой стоимости активов и которые внешнийуправляющий вправе заключать только с согласия собрания (комитета) кредиторов,если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления.
Правовым последствием принятия арбитражным судом решения опризнании должника банкротом является открытие конкурсного производства.
Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанномуарбитражным судом банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требованийкредиторов.
Эта процедура, как и внешнее управление, не является новациейв законе. Однако Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»достаточно четко закрепляет особенности конкурсного производства по сравнению спрежним законодательством. Это касается, во-первых, правовых последствийоткрытия конкурсного производства, во-вторых, непосредственных действийконкурсного управляющего в процессе данной процедуры и, наконец, в-третьих,очередности удовлетворения требований кредиторов.
Открытие конкурсного производства означает прекращениеначисления неустоек (штрафов, пени), финансовых санкций и процентов по всемвидам задолженности должника, снятие всех ранее наложенных арестов на имуществодолжника и иных ограничений по распоряжению этим имуществом, предъявление всехтребований к должнику только в рамках конкурсного производства, наступлениесрока исполнения всех денежных обязательств и отсроченных обязательных платежейдолжника и др. С моментом открытия конкурсного производства законодательсвязывает наступление срока исполнения денежных обязательств. Что касаетсяобязательных платежей, то при открытии конкурсного производства речь идет лишьоб отсроченных ранее обязательных платежах.
Для осуществления конкурсного производства арбитражный судназначает конкурсного управляющего, к которому переходят все полномочия поуправлению делами должника, в том числе по распоряжению имуществом должника.
Полномочия конкурсного управляющего включают в себяполномочия органов управления должника, которые направлены на поддержаниедеятельности должника в этот период (к примеру, оценка и инвентаризацияимущества должника, уведомление работников должника о предстоящем увольнении ит.д.), а также полномочия, специфические именно для конкурсного управляющего, вчастности, касающиеся аккумулирования имущества должника и формированияконкурсной массы в целях продажи имущества и расчета с кредиторами. [8,94]
Конкурсный управляющий может предпринимать любые меры,направленные на возврат имущества должника: предъявлять иски о признаниинедействительными сделок, совершенных должником (ст. 166—181 ГК), обистребовании имущества должника у третьих лиц и т.д.
Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности,установленной соответствующими положениями ГК РФ (ст. 64). Вместе с тем следуетотметить, что вне очереди покрываются задолженность в бюджет и внебюджетныефонды, судебные расходы, требования кредиторов по обязательствам должника,возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства(речь идет, к примеру, о договорах, заключенных после возбуждения дела обанкротстве).
Процедура конкурсного производства считается завершеннойпосле продажи имущества должника, окончания расчетов с кредиторами исоставления отчета конкурсным управляющим.
Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадиирассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения обулаживании имущественного спора на определенных ими условиях.
Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочкуили рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника,исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п.,безусловно, наиболее желательный для должника способ окончания дела обанкротстве.
Основным обязательным условием утверждения арбитражным судоммирового соглашения является предварительное погашение должником задолженностиперед кредиторами I и II очередей: по требованиям граждан,перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни издоровью; по расчетам по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами,работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторскимдоговорам.
3. Применение договора купли-продажи в процедуре банкротстваградообразующих предприятий
В соответствиис Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», должник и егопоручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами в соответствии сграфиком погашения задолженности, предусмотренным поручительством (п.3 ст.173 закона).В случае их неисполнения может быть реализовано право кредиторов иуполномоченных органов на предъявление к поручителю требования о взысканииневыплаченных сумм в установленном законодательством порядке, под которымпонимаются прежде всего соответствующие нормы гражданского Федеральный закон «Онесостоятельности законодательства и арбитражно-процессуального Федеральныйзакон «О несостоятельности законодательства.
Нарушениепоручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов,которые обладают 1/3 частью всех требований к должнику — градообразующейорганизации, может служить основанием для решения арбитражного суда о досрочномпрекращении финансового оздоровления или внешнего управления и, соответственно,о признании градообразующей организации банкротом и открытии конкурсногопроизводства. По мнению законодателя, необеспеченность поручительства именно вразмере 1/3 части всех требований к должнику является достаточным основаниемдля принятия арбитражным судом соответствующего решения.
Полномочныйисполнительный орган в любое время до окончания финансового оздоровленияградообразующей организации или внешнего управления вправе рассчитаться совсеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежнымобязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным Федеральнымзаконом «О несостоятельности (банкротстве)» способом. Так, например, сторонамиможет быть в т.ч. заключено соглашение сторон об отступном (ст. 409 ГК РФ),новация (ст. 414 ГК РФ) и т.д.
В случаеудовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплатеобязательных платежей, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
В ходеосуществления процедур банкротства может быть осуществлена продажа предприятия,как на стадии финансового оздоровления и внешнего управления, так и уже послепризнания предприятия банкротом.
При этомнеобходимо учитывать, что при наличии ходатайства органа местногосамоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротствесоответствующего органа исполнительной власти существенным условием договоракупли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранениерабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такогопредприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чемв течение трех лет с момента вступления договора в силу (п.2 ст.175 Федеральныйзакон «О несостоятельности (банкротстве)»).
Федеральнымзаконом «О несостоятельности (банкротстве)» установлены дополнительные гарантииисполнения названных условий:
Договоркупли-продажи в случае неисполнения таких условий покупателем в целях защитысоциально-экономических интересов определенного населенного пункта или регионав целом подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органаместного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, илиоргана исполнительной власти субъекта Федерации, т.е. органов, по ходатайствукоторых проводился конкурс.
В этом случаепокупателю предприятия градообразующей организации за счет средств соответствующегобюджета возвращаются не только затраченные на покупку предприятия средства, нои осуществленные в этот период инвестиции, а предприятие градообразующейорганизации передается муниципальному образованию по месту нахождения этогопредприятия.
В случае жеесли полномочными органами не было подано соответствующее ходатайство, то втаких случаях порядок и условия продажи предприятия градообразующей организацииустанавливаются ст. 110, 111, 139 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»,то есть по правилам продажи предприятия должника.
При продаже имуществадолжника, признанного банкротом, арбитражный управляющий должен выставить напродажу на первых торгах предприятие как единый имущественный комплекс.
Если имущество должникане было продано, продажа имущества должника осуществляется по правилам,предусмотренным закона.
Инициатива в принятиирешения об обязательной продаже может принадлежать Федеральному управлению,кредиторам, имеющим просроченные обязательства предприятия, прокурору, а такжеГосударственному комитету РФ по управлению государственным имуществом или еготерриториальному агентству.
Правом участия вконкурсах или аукционах обладают любые физические и юридические лица (в томчисле иностранные) лица, не являющиеся ограниченными лицами своевременноподавшие документы и внесение в установленном порядке залог (задаток) в размере100 процентов от начальной цены предприятия. Обязательными условиями конкурсовявляются: погашение не менее 20 процентов кредиторской задолженности предприятия;обязательства по реорганизации предприятия в месячный срок с момента заключениядоговора купли-продажи. Так же в условия могут входить и сохранениедеятельности предприятия, сохранение численности рабочих мест, объем инвестицийв предприятие. В соответствии с главой 8 закона «О несостоятельности(банкротстве)» градообразующие комплексы, численность работников которых сучетам членов их семей составляет не менее половины численности населениясоответствующего населенного пункта или численность работников превышает пятьтысяч человек, всегда являются условия:
— сохранение рабочих местдля не менее чем 70 процентов работников, занятых на предприятии на момент егопродажи;
— обязанность покупателяв случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить илитрудоустроить указанных работников;
Если конкурс или аукционпо продаже предприятия признан несостоявшимся, либо результаты аннулированы, тоимущество предприятия (активов) и долей (паев, акций) находящихся вгосударственной собственности продается по частям, с применением конкурса илиаукциона.
Продажу предприятий, атакже имущества (активов), долей (паев, активов) предприятий осуществляютсоответствующие фонды имущества или уполномоченные ими лица.
По результатам продажикаждого имущесвтонного лота, между продавцом и покупателем заключается договоркупли-продажи. Право собственности переходит к покупателю с момента заключениядоговора купли-продажи. Договор, как говорилось выше, подлежит регистрацииРоссийским фондом федерального имущества.
Элементы договора
Стороны договора продажиградообразующего предприятия – обычно граждане, коммерческие организации,государство.
Предмет договора продажипредприятия является его существенным условием. Аналогично ст.554 ГК законодательустановил повышенные требования к определению предмета этого договора: в немобязательно должен определяется состав продаваемого предприятия, которыйопределяется на основе его полной инвентаризации.
Вслед за германской цивилистикой российская доктрина традиционно выделяет всоставе предприятия материальные и нематериальные элементы. Объектом продажиявляется единый имущественный комплекс предприятия, в состав которого входятосновные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальныеактивы), оборотные средства и финансовые активы (за исключением имуществапредприятия, не подлежащего продаже), пассивы, его имущественные права, правана промышленной и интеллектуальной собственности, земельные участки и иныеобъекты, а также личные неимущественные права. Под нематериальными элементамипредприятия понимают имущественные права и обязанности обязательственногохарактера (в том числе кредиторскую и дебиторскую задолженность),исключительные права в отношении средств индивидуализации продавца и еготоваров. Все указанные элементы входят в состав предприятия и, по общемуправилу, переходят по договору к покупателю. В состав имущества предприятия, неподлежащее продаже в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вэто имущество входит, имущество специального назначения, объектысоциально-коммунальной сферы (жилищный фонд, детские дошкольные учреждения и посогласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ илиорганами местного самоуправления иные жизненно важные для данного регионаобъекты социальной и коммунальной инфраструктуры). При продаже предприятия изсостава его имущественного комплекса также могут быть исключены объекты, незавершенные строительством. Объекты, не завершенные строительством, подлежатпродаже исключительно на аукционах за деньги.
По общему правилу, невходят в предмет договора и не могут передаваться покупателю права, которымипродавец обладает на основании специального разрешения (лицензии). Строгоговоря, эти правомочия являются не субъективными гражданскими правами, а элементамиправосубъектности продавца. Если же продавец все – таки передал указанные правапокупателю, не имеющему соответствующей лицензии, стороны договора несутсолидарную ответственность перед кредиторами по обязательствам, возникшим всвязи с лицензируемой деятельностью п.3 ст.559 ГК.
Предметом договора можетбыть не только предприятие в полном составе, находящееся в собственностипокупателя, но и часть этого предприятия (например, имущество, закрепленное зафилиалом, цехом). В то же время продажа отдельных элементов, входящих в составпредприятия (здание, станок, имущественное право и т.д.), осуществляется наоснове общих норм о купле-продаже, поставке или продаже недвижимости. Как жеразграничить предметы этих договоров? Ответ следует искать в самом понятиипредприятия. Если отчуждаемый имущественный комплекс пригоден для веденияпредпринимательской деятельности, т.е. образует технологически единое целое,замкнутый производственный цикл, его следует считать предприятием, а продажурегулировать нормами №8 главы 30 ГК. Все другие сочетания (комплекты) вещей, необладающие этими свойствами, предмета указанного договора не образуют.
Одной из важнейших особенностей предмета договора является наличие в егосоставе обязанностей (долгов) продавца перед третьими лицами. Продажапредприятия – это единственный вид купли-продажи, допускающий возмездноеотчуждение субъективных обязанностей. Продажа обязанности означает в то жевремя перевод долга (перед третьим лицом – кредитором) с продавца напокупателя, что возможно лишь с согласия кредитора (п.1 ст.391 ГК). Поэтомуст.562 ГК подробно регулирует обязанности сторон договора по уведомлениюкредиторов и соответствующие права последних.
Существенным условиемдоговора продажи предприятия является его цена, т.е. стоимость предприятия,которая определяемся соглашением сторон. Из ст.485 ГК РФ, регламентирующей ценутовара по договору купли продажи, вытекает, что покупатель обязан оплатитьстоимость предприятия по цене, предусмотренной договором. Однако п.2 ст.561 ГКговорит о необходимости до подписания договора подготовить ряд документов,непосредственно влияющих на определение цены. Означает ли это, что стороны приустановлении цены связаны содержанием этих документов? Думается, нет.Во-первых, договор купли-продажи является возмездной, но не обязательноэквивалентной сделкой. Поэтому ничто не препятствует стороне договора продатьили купить предприятие себе в убыток. Кроме того, на цену предприятия могутвлиять различные факторы, не поддающиеся прямой оценке (перспективы рынка,надежность должников и др.). Наконец, продажа предприятия может обусловливатьсяличными мотивами сторон, не имеющих ничего с экономикой и финансами. Такимобразом, документы, предусмотренные ст.561 ГК, служат вспомогательным средствомопределения цены и не имеют для сторон обязательного значения.
Срок договора продажипредприятия законодательством специально не нормируется и устанавливаетсясоглашением сторон.
Форма договора продажипредприятия определяется аналогично правилами продажи недвижимости. Договордолжен заключаться в письменной форме путем составления одного документа (п.1ст.560 ГК). Кроме того, к договору обязательно прилагаются: акт инвестиции,бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимостипредприятия, а также перечень всех долгов, включаемых в состав предприятия, суказанием кредиторов, характера, размера и сроков обязательств (п.2 ст.561 ГК).
Несоблюдение этихформальных требований влечет недействительность договора. Однако представлениеуказанных документов нельзя считать существенным условием договора: ведь формасделки не относится к числу ее условий.
Так же как и продажажилых помещений, договора продажи предприятия подлежит государственнойрегистрации и вступает в силу с момента ее совершения (п.3 ст.560 ГК).
Содержание договора
Содержание договорасоставляют условия, по которым достигнуто соглашение. Условия подразделяются насущественные, обычные и случайные.
Существенными признаютсяусловия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. К нимотносятся условия о предмете договора (п.1 ст.432 ГК РФ). Без предметаневозможен договор купли-продажи.
К существенным условиямдоговора относят и те условия, которые прямо указаны в законе и других правовыхактах именно как существенные.
Существенными признакамипризнаются и те условия, которые необходимы для договоров определенного, именноданного вида.
Обычными условиямидоговора называют те, которые не нуждаются в согласовании. Независимо от волиучастников договора они уже предусмотрены в соответствующих нормативных актах ивступают в действие в момент заключения договора, т.е. автоматически.
Согласно действующему законодательствудоговор в письменной форме заключается путем составления одного документа,подписанного сторонами, а так же путем обмена документами.
Поскольку всякий договорявляется сделкой, то законом, иными правовыми актами и соглашения сторонустанавливаются дополнительные требования, которым должна соответствовать формасделки, и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Еслитакие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюденияпростой формы сделки. В этом случае в связи со спорными правоотношениямистороны лишены права в подтверждение сделки ссылаться на свидетельскиепоказания, а в случаях, прямо указанных в законе или соглашении сторон,несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (п.2ст.162 ГК РФ).
Следует отметить и такойфакт. В правоотношениях между юридическими лицами и гражданами зачастуюприменяются типовые бланки, призванные лишь облегчить сам процесс оформленияписьменного договора. Однако от типовых бланков следует отличать типовыедоговоры, утвержденные Правительством РФ в случаях, прямо указанных законом(п.4 ст.4276 ГК РФ). Условия указанных типовых договоров становятсяобязательными для их участников, и их нарушение ведет к признанию ихничтожными.
Смысл формы договорасостоит, прежде всего, в правильном закреплении волеизъявления сторон. Причем,волеизъявление должно отражать согласование и добровольные действия всехучастников договора. Однако на практике зачастую бывает так, что содержаниедоговора вызывает разночтение в токовании, что порождает в свою очередь спорнымежду контрагентами правоотношений. Для разрешения споров в ст.431 ГК РФсформулированы правила толкования договора. Главное в вопросе о толкованиидоговора – это выявление буквального значения содержащихся в нем слов ипредложений, вытекающего из них смысла и взаимоотношений. При этом допускаетсяпривлечение к исследованию не только самого договора, но и другихобстоятельств: переговоров, переписки, практики взаимоотношений, обычаевделового оборота, последующего поведения сторон (сч.2 ст.431 ГК РФ).
Обязанности продавцапредприятия заключается в перенесении на покупателя права собственности ипередаче ему товара в определенном количестве, комплекте, установленногокачества и свободным от прав третьих лиц.
Продавец обязанподготовить предприятие к передаче, в том числе – составить и представить наподписание покупателю передаточный акт (п. Ст.536 ГК). В передаточном актефиксируются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о егопродаже, сведения о выявленных недостатках переданного имущества и переченьимущества, которое не может быть передано ввиду его утраты (п.1 ст.563 ГК).
Особое знаниепередаточного акта для исполнителя договора продажи предприятия состоит в том,что с момента его подписания предприятие считается переданным покупателю (п.2ст.563 ГК). С этого же момента на покупателя переходит риск случайной гибелиили повреждения имущества, составляющего предприятие (но не правособственности).
Передача предприятияпокупателю путем подписания передаточного акта является важной обязанностьюпродавца. Однако правило п.2 ст.563 ГК нельзя толковать буквально. Ведьподписание передаточного акта –действие сугубо формальное, не исчерпывающеевсех обязанностей продавца по передаче предприятия. Между тем обязанность пофактической передаче вещи покупателю – едва ли не главная обязанность продавцаво всех договорах купли – продажи.
Разумеется, логика законодателяпонятна: предприятия – сложный имущественный комплекс, состоящий из множестваэлементов. Осуществить их фактическую передачу (например, путем вручения)покупателю не всегда возможно, тем более – одновременно. Поэтому закон иустанавливает специальную процедуру, являющуюся своеобразным аналогомсимволической передачи вещи. Однако и игнорировать обязанность продавцафактически ввести покупателя во владение вещью нельзя. Таким образом,предприятие считается переданным покупателю с момента подписания передаточногоакта при условии, что продавец к этому времени обеспечил фактическуювозможность покупателю беспрепятственно принять предприятие («в натуре»).
Обязанность перенести напокупателя право собственности прямо вытекает из легального определениядоговора продажи предприятия. В соответствии с п.1,2 ст. 564 ГК непосредственнопосле передачи предприятия покупателю право собственности на предприятие(переход права собственности) должно быть зарегистрировано за покупателем, еслииное не предусмотрено договором. Здесь, в отличие от продажи недвижимости, закончетко разграничивает государственную регистрацию договора и регистрацию права(перехода права), возникающего из договора. В результате выстраивается стройнаяпоследовательность действий по перенесению на покупателя права собственности:подписание и государственная регистрация договора, подписание передаточногоакта (т.е. передача предприятия), регистрация права собственности.
С момента перехода кпокупателю права собственности продавец считается исполнившим своеобязательство по договору. Моменты перехода права собственности и рисковслучайной гибели предприятия определены законом императивно и не совпадают вовремени. В отношении права собственности это объясняется общим правилом п.2ст.223 ГК. Тогда как определение момента перехода рисков, приуроченного кпередаче предприятия, вероятно, имеет другое обоснование. Дело в том, чтопокупатель, получивший предприятие по передаточному акту, до моментаприобретения права собственности отнюдь не лишен всех прав в отношениипредприятия. Как следует из п.3 ст.564 ГК, покупатель, даже не обладая правомсобственности, может распоряжаться предприятием в той мере, в какой этонеобходимо для целей, ради которых оно приобретено. Это право покупателя весьмасхоже с правом собственности, хотя и является вторичным вещным правом. Выбираямежду собственником и носителем вещного права, законодатель возлагает рискслучайной гибели на последнего, вероятно, потому что он в состоянии реальновлиять на сохранность имущества.
Количество (комплект) икачество имущества, подлежащего передаче, определяются документами,прилагаемыми к договору продажи (п.2 ст.561 ГК). Эти же показатели, но только вотношении фактически передаваемого предприятия, фиксируются передаточным актом.
В силу прямого указанияп.1 ст.565 ГК последствия нарушения продавцом условий о количестве (комплекте)и качестве определяются аналогично общим положениям о купле — продажи. Однако вп.2 той же статьи содержится норма, резко сужающая права покупателя,получившего имущество ненадлежащего качества либо в меньшем количестве(некомплекте): он вправе требовать только соответствующего уменьшения покупнойцены предприятия. Между тем в сходной ситуации продавец по договорукупли-продажи дополнительно имеет права требовать: восполнения илидоукомплектования недостающих вещей (п.1 ст.466 и п.1 ст.480 ГК),безвозмездного устранения недостатков, возмещения собственных расходов наустранение недостатков (п.1 ст.475 ГК), замены недоброкачественных товаров (п.2ст.475 ГК).
Как же следует пониматьправило п.2 ст.565 ГК? Вероятно, право требовать уменьшения покупной ценыявляется единственным способом защиты покупателя только тогда, когда недостаткиили отсутствие отдельных вещей были оговорены в передаточном акте (т.е. былиизвестны покупателю на момент передачи предприятия). Если же указанныенарушения не были известны покупателю и обнаружены уже после передачипредприятия, он обладает всеми указанными выше средствами защиты по общимнормам о купле — продаже.
Передача покупателюимущества, не пригодного для целей, названных в договоре продажи (вследствиенедостатков, за которые отвечает продавец), дает покупателю право требоватьрасторжения или изменения договора (аналогично общим положениям о купле –продаже: п.1 ст.466, п.2 ст.475, п.2 ст.480 ГК). Однако это право (всоответствии со ст.483 ГК) возникает, только если покупатель своевременноизвестит продавца о нарушении договора, а последний, тем нем менее, не устранитпосле этого недостатки предприятия.
При определении последствий нарушения условий договора продажи предприятиянеобходимо учитывать требования ст.566 ГК. Так, требования одной или обеихсторон о возврате или взыскании в натуре полученного по договору подлежитудовлетворению, только если это не нарушает существенно право и интересовкредиторов сторон (других лиц) и не противоречит общественным интересам.
Продавец обязан передатьпокупателю имущество свободным от прав третьих лиц. Специфика этой обязанностипри продаже предприятия обусловлена тем, что предмет договора, как правило,включает в себя обязательства перед третьими лицами. Значит, говорить о полнойсвободе предприятия от юридических обременений не приходится. В данном случаепродавец должен предупредить покупателя обо всех имеющихся правах третьих лицна предприятие и перевести на последнего свои долги надлежащим образом.Подписывая передаточный акт, в котором зафиксирован перечень всех долгов,продавец одновременно и извещает о них покупателя, и передает ему долги.Поэтому трудно объяснить правило п.3 ст.565 ГК, которое определяет последствияпередачи покупателю долгов, не указанных в передаточном акте. Ведь, если долгине упомянуты в передаточном акте, они просто не могли перейти к покупателю, очем, в частности, свидетельствует формулировка ст.563 ГК.
Надлежащее совершениеперевода долга по договору продажи предприятия требует обязательногоуведомления и получения согласия кредиторов (ст.562 ГК).
Кредиторы должны бытьизвещены о предполагаемом переводе долгов до передачи предприятия покупателю,т.е. до момента подписания сторонами передаточного акта, в письменной форме.Обязанность такого уведомления лежит на продавце, поскольку именно он долженпередать к предприятие (в том числе и долги) покупателю.
Кредиторы, которые неизъявили согласия на перевод долга, вправе потребовать либо прекращения илидосрочного исполнения обязательства (возмещения убытков), либо признаниядоговора недействительным полностью или в соответствующей части. Однакодлительность и характер сроков, в течение которых можно осуществить указанныетребования, различны. Для кредиторов, извещенных о переводе долга, этот срокравен трем месяцам (с момента получения уведомления) и относится к числу сроковсуществования гражданских прав. По его истечении, погашает право кредитора заявитьсоответствующие требования продавцу. Для защиты прав кредиторов, не извещенныхо переводе, установлен годичный срок исковой давности. Он начинает течь смомента, когда кредитор узнал или должен был знать о передаче предприятия (исоответственно о нарушении его прав).
В случае переводе на покупателя долгов без согласия кредитора стороны договоранесут солидарную ответственность по включенным в состав переданного предприятияобязательствам (п.4 ст.562 ГК).
Основная обязанностьпокупателя по договору – оплата полученного предприятия. Порядок и сроки оплатыопределяются аналогично общим положениям о купле – продаже.
Обязанность принять товарприменительно к продаже предприятий ГК специально не регулируется. Однако такаяобязанность существует. Она выражается в совершении покупателем действий,необходимых для того, чтобы продавец мог считать исполнившим свою обязанностьпо передаче предприятия. Соответственно покупатель не может неосновательноотказываться от подписания передаточного акта (если он соответствует условиямдоговора) ил уклоняться от государственной регистрации права собственности напредприятие. В первом случае продавец сможет требовать от покупателя принятияпредприятия (п.3 ст.484 ГК) путем подписания передаточного акта либорасторжения договора. Во втором – потребовать государственной регистрацииперехода права собственности через суд (п.3 ст. 551 ГК). Все эти требованиямогут сопровождаться исками о взыскании с покупателя причиненных убытков.Договор купли – продажи подлежит регистрации Российским фондом федеральногоимущества в течении трех дней с момента поступления средств на счет продавца.
Заключение
Подградообразующими организациями понимаются юридические лица, численностьработников которых с учетом членов их семей составляет не менее половинычисленности населения соответствующего населенного пункта.
Решение вопроса оботнесении предприятия к градообразующим принимается в срок не более одногомесяца с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющимнеудовлетворительную структуру баланса. Указанное решение принимается органом,уполномоченным в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке продажигосударственных предприятий-должников, утвержденного Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 2 июня 1994 года N 1114, принимать решение обобязательной продаже (далее именуется уполномоченный орган).
Федеральныйзакон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает расширенный составлиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации. Учитываязначение таких предприятий для отдельного взятого населенного пункта, и, преждевсего, как предприятия с большим количеством рабочих мест, Федеральный закон «Онесостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что при рассмотрении дела обанкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле признаетсясоответствующий орган местного самоуправления. Также к рассмотрению дела сучастием градообразующей организации могут быть привлечены органыисполнительной власти .
Подпоручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшегопоручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежныхобязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательныхплатежей в бюджеты и внебюджетные фонды (п.1 ст.173 Федеральный закон «Онесостоятельности (банкротстве).
Поручительство,предоставляемое местными органами самоуправления или федеральными органамиисполнительной власти либо органами исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации по обязательствам должника, регулируется соответствующими нормамиГражданского кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными законом«О несостоятельности (банкротстве)».
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»достаточно подробно регламентирует осуществление внешнего управления (гл. 5),которое может быть установлено на срок до 12 месяцев с возможностью продленияеще на полгода (в отношении градообразующих организаций максимальный сроквнешнего управления может достигать 10 лет).
/>/>/>/>/>Списокиспользуемых источников
1. Вещунова Н. Л.,Фомина Л. Ф. «Бухгалтерскийучет на предприятиях различной формы собственности». М., 1999- 152 С.
2. ГорфинкельВ.Я. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА, 2002.-527 с.
3. ЗадорновМ.М. «Бюджет жесткий, но реальный»// Финансы.- 2002.- N3с.3
4. Задорнов М.М. Финансовая политикагосударства и возможности ее реализации// Финансы.-2002.- N 1 — с.6
5. Иванова Н.Г. Казначейская системаисполнения бюджетов. – Спб: Питер, 2001. – 208 с.: ил.
6. Миловицина Н.Г. Казначейская системаисполнения бюджетов. – Спб: Питер, 2005. – 208 с.: ил.
7. Ивантер А. «На пол пути к оживлению»// Эксперт – 2001. — №46.с.10
8. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы.:М.: Экономисть, 2003. – 330 с.,
9. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы.:М.: Экономисть, 2003. – 330 с.
10. ИлларионовА. «Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг.», «Вопросыэкономики» №2, 2000- 129 С.
11. Ковалев А.П. «Финансовый анализ» /М.: финансы и статистика, 2004- 84
12. Ковалев В.В. Финансы: Учебник. – М.:ПБОЮЛ, 2001 – 256 С.
13. Ковалева А.М. Финансы: Учебноепособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,2003 – 657 С.
14. Колчина Н.В. Финансы предприятий:Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001 – 450 С.
15. Кондраков Н.П. Основы финансовогоанализа. – М.: Главбух, 1998 – 210С.
16. Кондраков Я. П., Кондраков ИЛ. «Бухгалтерскийучет в бюджетных организациях». — М., «Проспект» — 2001 -450 С..
17. Корчагина Л.М. «Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия» // Бухгалтерский учет –2003г.-№10
18. Курс экономической теории / Под. ред.М.Н. Чупирина – Киров: «АСА», 2000. – 264 с.
19. М. И. Ходорович «Бюджет и бюджетная система»: Учебное пособие /ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 2004 -320 С.
20. Мураховская И. С. «Бухгалтерский учет и отчетность2000». Сборник нормативных документов и справочных материалов, М., 2000 – 870С.
21. ПавловаЛ. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист» №1, 2002
22. Покропивный С.Ф. Экономикапредприятия. – Киев, 2001.-249 с.
23. Пошерстняк Е.Б. «Кассовые операции». М., 2003 – 150С.
24. Раицкий К.А. Экономика пердприятия. –М.: ЮНИТИ, 2004.-260 с.
25. Романовский М.В., Финансыпредприятий: Учебник. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса»», 2000 – 220 С.
26. Сабанти Б.М. Теория финансов М.:Менеджер. 2000. -168 с.
27. Терехова Л.В. Управление финансамипредприятия, — М.: 2000 – 651 С.
28. Токарев И.Н. «Бухгалтерский учет в бюджетныхучреждениях». М., «ИД ФБК Пресс», 2002 – 340 С.
29. Финансоваястабилизация в России. М.: «Прогресс- Академия», 2004 – 150 С.
30. Финансы, денежное обращение, кредит./ Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 2003 – 514 с.
31. Финансы, денежное обращение, кредит./ Л.А. Дробышева и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 2002 – 250 с..
32. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методикафинансового анализа» / М.: ИНФРА, 2003 – 470 С.
33. Шеремет А.Д. Управленческий учет:Учебное пособие. М.: ИД ФБК- ПРЕСС, 2000- 290 С.