Реферат по предмету "Государство и право"


Анализ функций юридической службы на предприятиях, организациях и учреждениях

Содержание
Введение
Глава 1. Понятие юридической службы
1.1 Сущность, задачи и значениеюридической службы.
1.2 Функции юридической службы.
Глава 2. Эффективная организация работы юридической службы
2.1 Почему плохо работают правовыеотделы?
2.2 Порядок работы юрисконсульта ФГУЗ«МСЧ №92»
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Актуальность выбраннойтемы заключается в том, что роль права во взаимоотношениях субъектовпредпринимательской и иной деятельности велика, поэтому для обеспечениянормальной работы предприятий, организаций и учреждений и нужна юридическаяслужба.
Юридическая службапредприятий, организаций и учреждений должна надежно обеспечивать защитусобственности предприятия, гарантировать соблюдение интересов администрации иработников. Главной обязанностью и профессиональным долгом каждогоюрисконсульта, на каком предприятии он бы не работал, является обеспечиватьсоблюдение закона. Сегодня ежегодно обновляется огромный массивнормативно-правовой базы, и юристу необходимо следить за изменениями взаконодательстве, искать новые формы и методы работы.
Настоящая курсовая работапосвящена теме «Основные направления организационной работы по обеспечениюэффективного функционирования юридической службы». Методом исследования носиттеоретический и практический характер.
Целью данной работыявляется изучение функций юридической службы на предприятиях, организациях иучреждениях.
Задачи курсовой работы:
1.  Раскрыть сущность, задачи и значениеюридической службы.
2.  Изучить функции юридической службы.
3.  Выявить причины неэффективной работыюридической службы.
4.  Дать рекомендации по улучшению работыюридической службы на примере учреждения.
При написании работы яиспользовала нормативно-правовой материал:
— Постановление СМ СССРот 22.06.1972г. «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро),главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства,исполнительного комитета, Совета депутатов трудящихся, предприятия,организации, учреждения»;
— Постановление СМ СССРот 21.12.1990г. №1332;
— Постановление СМ СССРот 1.12.1987г. №1367;
При работе я использовалаЮридический энциклопедический словарь и учебники Еремечева И.А., Хужокова И.М.,Куличенко Е.Н,, Демидова Л.А., Сергеев В.И., Чащин А., Щербачева Л.В., ИвановВ.П., Миронов А.Л.
Курсовая работа состоитиз двух глав первая глава «Понятие юридической службы», где рассматриваютсязадачи и значение юридической службы на современном этапе. Вторая главапосвящена выявлению причин неэффективной работы юридической службы исоответственно устранению этих причин. И на примере медицинскогогосударственного учреждения рассмотрим, как же все-таки работают юристы.

Глава 1. Понятие юридическойслужбы
 
1.1 Сущность задачи и значениеюридической службы
 
Понятие юридическойслужбы довольно объемное, поэтому я приведу три разных определения:
Юридическая служба – этота служба, без которой не предприятие не может работать эффективно.
Юридическая служба – этоважнейшая отрасль, которая включает в себя выполнение функций по предупреждениюправонарушений путем визирования решений, постановлений, приказов, распоряженийи иных документов правового характера, издаваемых органами управленияпредприятия, защите прав и законных интересов предприятий и конфликтныхситуациях с клиентами, а также выполнения работы по систематизации локальныхактов и участия в проведении конференций, совещаний, заседаний на правовуютематику в трудовых коллективах.
Юридическая служба — подразделение предприятия, организации, учреждения, компании, ведающееюридической, правовой стороной выпуска документов, заключения договоров,регулирования экономических отношений, предъявления претензий, возбужденияисков, составления положений. Такая служба юридически обосновывает иконтролирует юридическую правомочность, грамотность действий, связанных как сотношениями данной организации с другими организациями, так и внутри самойорганизации.
Работа юридической службына предприятии, организации заключается в профилактике, выявлении и устраненииправонарушений посредством визирования локальных нормативных актов, ихсистематизации, защите прав и законных интересов юридического лица. Основныенаправления деятельности юридической службы отражены в соответствующихположениях организации.
Трудно найти сферу социальнойжизни, которая могла бы обойтись без юристов. Они работаю в органах законодательной,исполнительной и судебной власти, в прокуратуре, адвокатуре и на предприятиях.
Юридическая службаявляется основной частью структуры предприятия, организации, учреждения,которая призвана обеспечить ведение хозяйственной деятельности, бизнеса всоответствии с действующим законодательством РФ и международным правом,положением о юридическом отделе, учредительными документами и иными локальныминормативными актами юридического лица. Назначение юридической службызаключается в улучшении показателей деятельности юридического лица правовымисредствами.
В современных условияхроль юридической службы на предприятии, учреждении, организации возросла, этосвязано с тем, что увеличилась потребность в квалифицированных юристах.
Не только на крупныхпредприятиях, но и средних целесообразно иметь юридические подразделения илиштатных юридических сотрудников, которые повседневной осуществляют комплексюридической работы. Это особенно необходимо на современном этапе, т.к. уровеньправовой культуры руководителей весьма низок и повседневная работа по защитеправ стала актуальной.
Обязанности юридическойслужбы, организации, учреждения:
·  Проверяет соответствие требованиямзаконодательства представляемых на подпись руководителю предприятия,организации, учреждения проектов приказов, инструкций положений и другихдокументов правового характера, а также визирует их;
·  Осуществляет контроль за соответствиетребований законодательства приказов и других актов, изданных руководителямиструктурных подразделений предприятия, организации, учрежедния, и принимаетмеры к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующегозаконодательства;
·  Подготавливает совместно с другимиподразделениями предложения об изменении действующих или отмене фактическиутративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии,организации, учреждении;
·  Принимает участие в подготовке изаключении коллективных договоров, а также в разработке и осуществлениимероприятий по укреплению трудовой дисциплины на предприятии, в организации,учреждении;
·  Организует совместно с другимиподразделениями работу по заключению хозяйственных договоров на предприятии, ворганизации, учреждении, участвует в подготовке указанных договоров и визируетих;
·  Организует и ведет претензионнуюработу; осуществляет методическое руководство этой работы, если она ведетсядругими подразделениями предприятия;
·  Участвует в рассмотрении вопросов очислящееся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженности ипринимает совместно с другими подразделениями меры к ликвидации этойзадолженности;
·  Осуществляет контроль за соблюдениина предприятии, в организации учреждении установленного действующим законодательствомпорядка приемки продукции товаров по количеству и качеству;
·  Представляет в установленном порядкеинтересы предприятия в суде, арбитраже, а также в других органах прирассмотрении правовых вопросов;
·  Обобщает анализирует результатырассмотрения судебных и арбитражных дел и совместно с другими структурнымиподразделениями результаты рассмотрения претензий, практику заключения иисполнения хозяйственных договоров; представляет руководителю предприятияпредложения об устранении выявленных недостатках;
·  Участвует в подготовке проектов,нормативных актов, разрабатываемых предприятием и в подготовке заключений попроектам нормативных актов, поступающим на отзыв предприятию.
·  Дает консультации, заключения.Справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия;
·  Принимает участие в разработкеположений по итогам работы комиссии по рассмотрению результатовфинансово-хозяйственнной деятельности предприятия;
·  Оказывает правовую помощь местномупрофсоюзу и другми общественным организациям на предприятии;
·  Подготавливает с участием другихподразделений материалы о хищениях, растратах, недостачах и об иныхправонарушениях для передачи следственным, судебным органам, а также принимаетмеры к возмещению ущерба, причиненного предприятию;
·  Организует систематизированный учет ихранение поступающих на предприятие и издаваемых нормативных актов;
·  Проводит информацию о действующемзаконодательстве, организует совместно с другими подразделениями изучениедолжностными лицами предприятия нормативных актов, относящихся к ихдеятельности;
·  Проводит работу по пропагандезаконодательства на предприятии.
Права юридической службыпредприятия:
·  Проверять соблюдение законностисоответственно в системе министерства, ведомства, в деятельности структурныхподразделений министерства, ведомства, предприятия, организации, учрежедния;
·  Получать от должностных лиц впорядке, установленном в министерстве, ведомстве, на предприятии, ворганизации, учреждении, документы, справки, расчеты и другие сведения,необходимые для выполнения своих обязанностей;
·  Привлекать с согласия руководителяструктурного подразделения, министерства, ведомства, руководителя предприятия,организации, учреждения работников для подготовки проектов нормативных актов идругих документов, а также для разработки и осуществления мероприятий,проводимых юридическим отделом, юрисконсультом в соответствии с возложенными нанего обязанностями.
Основные задачиюридической службы:
·  Защита прав и законных интересов;
·  Обеспечение правовыми средствами выполнениязадач и функций;
·  Активное использование правовыхсредств для укрепление финансового положения и улучшения экономическихпоказателей в работе;
·  Оказание помощи органам управленияпредприятия в деле обеспечения законности;
·  Организационное и методическоеруководство подготовкой локальных нормативных актов.
1.2 Функции юридическойслужбы
Под функциями юридическойслужбы понимают основные направления воздействия на общественные отношения длядостижения целей и задач, а также защиту нарушенного права и законных интересовпредприятий, организаций и учреждений.
Выполняемые функцииюридической службы можно разделить на социально – юридический и общие:
1. Специально –юридические функции
— укрепление законности вдеятельности министерства, ведомства, предприятия, организации, учреждения;
— активное использованиеправовых средств для улучшение экономических показателей работы предприятия, организаций,учреждений;
— обеспечение правовымисредствами сохранности собственности, повышения качества выпускаемой продукции,выполнение заданий, обязательств по поставкам, по договорам подряда накапитальное строительство и другим договорам;
— защиту прав и законныхинтересов предприятий, организаций, учреждений и граждан;
— пропагандузаконодательства.
2. Общие функции
— профилактикуправонарушений посредством визирования документов правого характера,принимаемых руководством юридических лиц;
— профилактику нарушенийправ и законных интересов юридического лица посредством участия в договорнойкомпании, правительства и правоохранительных органов;
— восстановлениенарушенных прав и законных интересов юридического лица посредством претензионно-исковой работы.
— правовое воспитаниеруководства и коллектива.
Деятельность юридическойслужбы и ее функция зависит от основного вида деятельности, размера предприятияи проводимой на нем работы. Небольшое предприятия, сталкивающееся однократно снеобходимостью привлечения юриста и не имеющее часть дохода пускать насодержание штатного специалиста, как правило, заключает договор об оказанииюридических услуг со специализированными юридическими фирмами. При этомприменяется сдельная форма оплаты услуг по договору. Юридические лица среднегоразмера вводят в штат юрисконсульта, что при высоком объеме работы экономическивыгоднее и имеет неоспоримое достоинство: работник в отличии от работникадругой фирмы несет как материальную, так и дисциплинарную ответственность за выполненийвозложенных на него обязанностей. Крупные фирмы, объем правовой работы которыхвыходят за рамки выполнения ее одним человеком, создаю специализированныподразделения: юридические службы, отделы, бюро, управления. Структура такогоподразделения может включать начальника, заместителей, ведущего, старшего и собственноюрисконсульта, а так же отдельные подразделения.
Конкретные функцииструктур юридической службы устанавливаются положениями о структурныхподразделениях центрального аппарата федерального органа исполнительной власти,территориальными органами федерального органа исполнительной власти и организациями,входящими в систему этого федерального органа. Функции юридической службыосуществляются с помощью правовых, экономических,организационно-распорядительных, социально – психологических методов.
Начальник юридическогоотдела в процессе своей работы выполняет следующие функции:
1.  Обеспечивает соблюдение законности вдеятельности предприятия и защиту его правовых интересов.
2.  Осуществляет правовую экспертизупроектов приказов, инструкций положений, стандартов и других актов правовогохарактера, подготавливаемых на предприятии, визирует их, а также участвует внеобходимых случаях подготовки этих документов.
3.  Принимает меры по изменению илиотменен правовых актов, изданных с нарушением действующего законодательства.
4.  Организует подготовку заключений поправовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, а также проектамнормативных актов, поступающим на отзыв предприятию.
5.  Обеспечивает методическое руководствоправовой работы на предприятии, разъяснение действующего законодательства ипорядок его применения, оказание правовой помощи структурным подразделениям впретензионной работе, подготовку и передачу необходимых материалов в судебные иарбитражные органы.
6.  Представляет интересы предприятия всуде, государственных и общественных организациях при рассмотрении правовыхвопросов.
7.  Участвует в подготовке и заключенииколлективных договоров, отраслевых тарифных соглашений, разработке иосуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, регулированиюсоциально-трудовых отношений на предприятии.
8.  Возглавляет работу по анализу иобобщению результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, атакже практики заключения и исполнения хозяйственных договоров, разрабатываетпредложения по улучшению контроля за соблюдением договорной дисциплины попоставкам продукции, устранению выявленных недостатков и улучшениюпроизводственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
9.  Руководит подготовкой материалов охищениях и растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной продукции,нарушении экологического законодательства и иных правонарушений для передачи ихследственным и судебным органам, принимает меры по возмещению ущерба,причиненного предприятию.
10.  Участвует в разработке иосуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовойдисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия.
11.  Подготавливает заключения попредложениям о привлечении работников предприятия к дисциплинарной иматериальной ответственности.
12.  Участвует в рассмотрении материалов осостоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующихпринудительного взыскания, обеспечивает подготовку заключений по предложениям осписании безнадежной задолженности.
13.  Осуществляет контроль за соблюдениемна предприятии установленного законодательством порядка сертификации продукции,приемки товаров и продукции по качеству и количеству.
14.  Организует систематизированный учет,хранение, внесение принятых изменений в законодательные и нормативные акты, поступающиена предприятие, издаваемые руководителем, обеспечивает доступ к нимпользователей на основе применения современных информационных технологий,средств вычислительной техники. Коммуникаций и связи.
15.  Обеспечивает информированиеработников предприятия о действующем законодательстве, а также организациюработы по изучению должностными лицами предприятия нормативных правовых актов,относящихся к их деятельности.
16.  Организует оказание юридическойпомощи общественным организациям предприятия, консультирование работников поправовым вопросам.
17.  Руководит работниками отдела.
Юрисконсульт в процессесвоей работы выполняет следующие функции:
1.  Разрабатывает и принимает участие вразработке документов правового характера.
2.  Осуществляет методическое руководствоправовой работы на предприятии, оказывает правовую помощь структурнымподразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различногорода правовых документов, участвует в подготовке обоснованных ответов приотклонении претензий.
3.  Подготавливает совместно с другими подразделениямипредприятия материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпускенедоброкачественной продукции и иных правонарушениях.
4.  Участвует в разработке иосуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовойдисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия.
5.  Проводит, изучение, анализ иобобщение результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел,практики заключения и и исполнения хозяйственных договоров с целью разработкиположений об устранении выявленных недостатков и улучшенияфинансово-хозяйственной деятельности.
6.  В соответствии с установленнымпорядком оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной иматериальной ответственности
7.  Принимает участие в работе позаключению хозяйственных договоров, в проведении их экспертизы, разработкеусловий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, а такжерассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности. Контролируетсвоевременность предоставления структурными подразделениями справок, расчетов,объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии.
8.  Подготавливает совместно с другимиподразделениями предложения об изменении действующих или отмене утративших силуприказов и других нормативных актов, изданных на предприятии.
9.  Ведет работу по систематизированномуучету и хранению действующих законодательных нормативных актов, производитотметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливает справочную документациюна основе применения современных информационных технологий и вычислительныхсредств.
10.  Принимает участие в подготовкезаключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия,проектам нормативных актов, поступающим на отзыв.
11.  Осуществляет информированиеработников предприятия о девствующем законодательстве и изменений в нем,ознакомление должностных лиц предприятия с нормативно-правовыми актами,относящимися к их деятельности.
12.  Консультирует работников предприятияпо правовым и юридическим вопросам, подготавливает заключения, оказывает содействиев оформлении документов.

Глава 2. Эффективнаяорганизация работы юридической службы
 
2.1 Почемуплохо работают правовые отделы?
юридическаяправовая служба функция
Юрист напредприятии находится в одном из первых эшелонов ответственности. Однако вроссийской практике этот статус приобретается не в силу значимости правовогосопровождения всех аспектов деятельности предприятия, а в силу сложившейся«истины» – за все проблемы, существующие на предприятии в той или иной мереответственен юрист. Такая ситуация обусловлена двумя причинами. Первое, какправило к штатному юристу обращаются уже после возникновения негативнойситуации, а не до нее, т.е. вспоминают о нем только тогда, когда проблема ужевозникла. Очевидно, что не допустить ее гораздо легче, чем ее разрешить. Вот ивыходит, что когда из уже возникших ситуаций юрисконсульт не может найтиприемлемый для руководителя выход, юриста автоматически обвиняют внекомпетентности. Второй причиной, что юридическому отделу приходится решатьзадачи, лишь частично имеющих правовую составляющую, и решать которые должныфункциональные отделы. Их передача на исполнение в юридическую службу серьезноотвлекает ее ресурсы, сказывается на оперативности, что также являетсяоснованием для обвинения юристов в некомпетентности. Вместе с тем, проблема заключается не в уровнеграмотности юриста, а качестве управления им.
Получается,что на современных российских предприятиях функция штатных юристов чащесводится к «подчистке» работы остальных подразделений предприятия, в том числеруководителя и исправлении допущенных ими ошибок. При этом профилактическаяроль юриста не является приоритетной, и в остальной деятельности предприятия онпрактически не участвует. В силу вытекающих их этого проблем, такую практикуникак нельзя назвать успешной. Так, на зарубежных предприятиях деятельностьюристов настолько интегрирована в работу всего предприятия, что без них непринимается ни одного управленческого решения. Они являются участниками всехсовещаний и переговоров с партнерами. Более того, юристы являются основнымиинициаторами внутренних проверок в целях повышения эффективности работыподразделений предприятия? исключения как внутренних, так и внешних убытков.
Как же надоработать юристу, чтобы их работа была эффективной? Прежде всего, нужно четкоопределить функции юриста или юридического отдела, поставить правильныеприоритетные задачи и определить правильное место юридического отдела вструктуре предприятия.
1. Распределение полномочий юридического отдела иопределение места юридического отдела в структуре предприятия.
Чаще всегоправовой отдел носит характер придатка, о котором вспоминают в случаевозникновения правовых или смежных с ними вопросов. Роль юридического отдела вобщей организационной системе большинства компаний крайне неопределенная. Дажена большинстве схем подразделений предприятия правовой отдел стоит особнякомгде-то на уровне функциональных замов и редко увязывается с остальными подразделениями.Более того, многие компании даже не имеют положения о юридической службе,формально не определены формы ее взаимодействия с другими отделами, контрольныеполномочия и прочие важные вопросы.
Вместе с тем,от четкого интегрирования правового отдела в организацию зависит надлежащееправовое сопровождение деятельности всего предприятия. Более того, даже выборправильного места для юридической службы на карте согласований имеет крайневажное значение. Отсутствие регламентации деятельности юридической службызачастую вызывает обратную ситуацию — юридический отдел завален непрофильнымизадачами и разрабатывает должностные инструкции, положения и регламентыструктурных подразделений, производственные программы, бесконечные проекты ипрочие не совсем «юридические» документы. В правовой отдел «скидывают» все, и,зачастую, с одной целью — в случае невыполнения иметь возможность сослаться наюриста, как на единственную причину задержки проекта. Такая ситуация сводит нанет основную задачу правового отдела – осуществлять правовое сопровождениебизнеса, а не принимать на себя функции других отделов.  В результатеруководитель получает вечно загруженный и малоэффективный юридический отдел. Уработников этого подразделения напрочь испорчены отношения с другими отделами ивсе их обвиняют в торможении проектов. Решить проблему может детальнаярегламентация функций юридической службы, их места в структуре, порядкавзаимоотношений и согласования вопросов. Особое внимание следует уделитьразделению полномочий с другими службами, чтобы избежать «перекидывания» задачи дублирования полномочий.
2. Определение приоритетных функций правового отдела.
В большинствекомпаний святой обязанностью правового отдела является ведение хозяйственныхспоров. Вместе с тем, такая практика является крайне неэффективной, так какзадача юридического отдела – предотвращать арбитражные споры, а не решать их.
В среднем,ведение дел в суде у любого юриста занимает 70% его времени. Так, длякачественного ведения арбитражных споров юристу необходимо тратить время наподготовку и участие в судебных заседаниях, постоянно повышать своюквалификацию, ежедневно изучать новую судебную практику, осуществлятьмониторинг изменений в законодательстве, посещать не менее 3-х семинаров в годпо 3-5 дней. Занимаясь этим направлением, специалист просто не успеваетсправляться с текущей работой, в результате чего страдает качество всехрешаемых им задач.
Более того,учитывая, что судебные дела длятся от полугода до нескольких лет (включаяисполнительное производство), предприятие затрачивает много больше средств, чемесли бы он передал разрешение дела консалтинговой фирме. Также следуетучитывать мотивацию юриста — судебные дела всегда являются принципиальными дляфирмы, так как затрагивается его репутация, следовательно, они находятся наконтроле у руководства. Определяя приоритеты в задачах, юрист будет разрыватьсямежду текущей работой и непрофильным для него, но более важным для руководствасудебным делом. В конечном итоге положительный результат по судебному спору небудет достигнут, либо будет неустойчив, вследствие чего руководитель будетвынужден обратиться к специализированным консультантам, которые целенаправленнозанимаются судебными спорами и обеспечивают достижение положительногорезультата быстрее, качественнее и дешевле.
Предпринимаемоемногими компаниями увеличение штата в целях выделения узкоспециализированногоподотдела по претензионно-исковой работе также не решает проблему. Во-первых,для должного обеспечения договорной и претензионной работы юристы все равнобудут вынуждены выходить за рамки определенной им функции, а во-вторых,затраты, связанные с содержанием такого отдела, так или иначе значительно вышестоимости услуг профессиональных консультантов.
Выход из этойситуации в разделении компетенции и передаче хозяйственных споров компаниям,профессионально занимающимся арбитражными спорами. Высвободившееся время юристсможет потратить на полноценное правовое сопровождение деятельностипредприятия.
Руководителине должны забывать, что в задачи штатного юрисконсульта имеют внутреннюю ивнешнюю сторону. Внутренняя работа ориентирована на правовой контроль иправовое сопровождение бизнес-процессов внутри предприятия. Он обеспечиваетснижение потерь в виде убытков и ущерба, которые предприятие может причинитьсамому себе. Это направление неразрывно связано с вопросами управления. Внешняясоставляющая направлена на защиту предприятия от внешних угроз: отнедобросовестных контрагентов и конкурентов, враждебных поглощений,необоснованных притязаний налоговых, контролирующих, правоохранительныхорганов. Это направление обеспечивает устойчивость предприятия кнеблагоприятным внешним факторам.
Обесоставляющие взаимосвязаны и имеют крайне важное значение. В связи с этим,развиваться они должны одновременно, в соответствии с текущими потребностямипредприятия и с учетом стратегии его роста и поведения на рынке. В противномслучае, дисбаланс правовой защиты в одном из направлений может привести к ее«раскачиванию», то есть вынужденному и оперативному перераспределению ресурсовюридической службы с одной проблемы на другую. Сформированная ситуация, в своюочередь, приведет к потере устойчивости предприятия и серьезным негативнымпоследствиям.
3. Установление обратной связи.
К решениюбольшинства уже возникших проблем подключают правовой отдел. Приступая крешению задачи, юрист, конечно, обнаруживает и указывает руководителю причиныее возникновения. Например, конфликт с уволенными работниками в результатенарушения порядка его увольнения отделом кадров или спор с покупателем врезультате неправильного оформления товаросопроводительных документов отделомсбыта. Однако, как показывает практика, до системной работы по исключениюпричин возникновения ситуаций дело обычно не доходит.
Так,подразделение, допустившее оплошность, будет ссылаться на то, что именноправовой отдел во время не проконтролировал или не регламентировал егодействия. Возникнет конфликт, который выльется в дополнительную работу дляюриста, ухудшение отношений с «провинившимся» подразделением. Юристу, несомненно,будет поручено провести работу по ее недопущению в дальнейшем, однако поддержкуруководства по системности наведения порядка юрист не получит. Проиграв на нивесражений с функциональными директорами, юрист в лучшем случае решит только однупроблему, но не обеспечит системности. В связи с этим юрист предпочтетразрешать проблемы по факту их возникновения, чем будет пытаться изменить всюсистему, не имея на то ни полномочий, ни поддержки руководителя в условияхухудшения отношений с коллективом. Руководитель, в свою очередь, посчитает, чтопроблема решена, профилактика проведена, следовательно, ситуация не повторится.Однако, это не так: подобные ситуации будут повторяться и в дальнейшем.
Более того, ипервые руководители, и менеджеры структурных подразделений воспринимаютинициативу юристов по наведению порядка на предприятии как упрек в плохомуправлении и лишают их поддержки.
Решитьпроблему поможет всестороннее стимулирование предложений по системномуповышению эффективности предприятия. При этом руководитель, выслушавпредложение, не должен возлагать его внедрение или разработку только наинициатора, а должен сам принимать активное участие в этом, так как этот вопроснеизбежно будет затрагивать задачи управления. Также, с одной стороны, следуетисключить нездоровый климат, когда работники подразделений обвиняют друг другав плохой работе. С другой стороны нужно открыто поощрять здоровую активность повнесению конструктивных предложений по оптимизации производственных процессов.
Вышеизложенные причины слабой эффективности юридическихслужб являются основными, но не исчерпывающими. Вместе с тем правильноеинтеграция юридической службы в структуру предприятия, грамотное определение еефункций и приоритетных задач, установление обратной связи является главнымусловием должного правового сопровождения деятельности предприятия.
 
2.2 Порядок работы юрисконсульта ФГУЗ «Медико-санитарная часть №92»
 
На примере Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №92» Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской федерации. рассмотрю работу юридической службы и методы используемые для ее эффективного функционирования. МСЧ №92 расположено по адресу г.Миасс, Челябинская область, ул. Ильмен-Тау, дом 3. МСЧ №92 работает под контролем и надзором Федерального медико-биологического агентства России (ФМБА России), которое является федеральным органом исполнительной власти и находится во введении Министерства здравоохранения и социального развития. В своей работе МСЧ №92 руководствуется приказами, распоряжениями ФМБА России, источниками правового регулирования является конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс РФ. МСЧ № 92 работает на основании Устава и коллективного договора. Целью медико — санитарной части является оказание медицинских услуг. Штат учреждения составляет 30 человек, который состоит из медицинского и немедицинского персонала. В штатном расписании МСЧ №92 нет юридической службы, есть 1 ставка юрисконсульта. Ставку занимает специалист с высшим образованием с опытом работы в должности юрисконсульта 4 года. Сравнительно недавно в МСЧ работала другой юрисконсульт, которая работала на 0,5 ставки и приходила в МСЧ только по мере надобности. Соответственно у юриста не было своего кабинета, все документы приходилось собирать секретарю и отдавать на подпись юристу, та уносила их домой, что приводило иногда и к утере документов. Сейчас у юрисконсульта есть свой кабинет имеется хорошая нормативно-правовая база, которая представлена как в электронном так и в печатном виде. Особую роль в современном юридическом отделе занимает электронная правовая база, которая часто обновляется и позволяет быстро и точно найти требуемые нормативно-правовые акты, образцы документов, статьи в профильных журналах и иную информацию. Трудно переоценить значение такого серьезного подспорья в работе любого юриста. С помощью такой базы можно найти ответы на вопрос, которые возникают в процессе работы. Один – два раза в год юрисконсульт посещает семинары для юристов, что тоже не мало важно в работе. Для удобства, на рабочем месте юриста проведен Интернет.
Юрист медсанчасти относится к категории специалистов. На должность юриста назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы в должности юрисконсульта не менее (3 лет; 4 лет; др.)
Юрист должен знать:
— Нормативные и методические материалы, регламентирующие производственно- хозяйственную деятельность предприятия
— Профиль, специализацию и особенности структуры предприятия.
— Гражданское, предпринимательское, коммерческое, административное, трудовое, финансовое, налоговое, иные отрасли законодательства.
— Арбитражное процессуальное, гражданское процессуальное право, основы
— уголовно-процессуального права
— Стандарты делопроизводства по правовым документам
— Структуру государственных органов, органов местного самоуправления, судебных органов
— Порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий.
— Основы администрирования
— Этику делового общения
— Экономику и организацию производства, труда и управления
— Основы трудового законодательства
— Правила и нормы охраны труда
Назначение на должность юриста и освобождение от должности производятся приказом начальника МСЧ №92. Юрист подчиняется непосредственно начальнику МСЧ №92. На время отсутствия юриста (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
Юрисконсульт МСЧ №92:
1.  Проверяет соответствие требованиям законодательства представляемых на подпись начальнику проектов приказов, инструкций положений и др. документов. Юрисконсульт вносит изменения и визирует.
2.   Осуществляет контроль за проведением тендера (конкурсных торгах) о проведении ремонтных работ, закупку медицинского оборудования, медицинского инвентаря и т.д. Визирует протоколы. Проверяет договора подряда на соответствие их законодательству, принимает меры по разрешению разногласий по проектам договоров, анализирует договорную работу.
3.  Ведет претензионную работу на предприятии:
— обеспечивает учетпретензий, поступающих от контрагентов, их рассмотрение; — готовит ответы напоступившие претензии и принимает проекты решений об удовлетворении или оботказе в удовлетворении поступивших претензий; — осуществляет подготовкупретензий к контрагентам, их направление контрагентам и контроль заудовлетворением направленных контрагентам претензий.
4.   Ведет исковую работу:
— принимает меры пособлюдению доарбитражного порядка урегулирования договорных споров;
— подготавливает исковыезаявления и материалы и передает их в арбитражные суды;
— изучает копии исковыхзаявлений по искам к предприятию;
— обеспечивает ведениебанка данных по исковой работе;
— представляет интересыпредприятия в арбитражных судах;
5.   Осуществляет проверку законности увольнения и перевода работников, наложения на них дисциплинарных взысканий.
6.   Осуществляет письменное и устное консультирование работников предприятия по различным правовым вопросам, оказывает правовую помощь в составлении юридических документов.
7.   Запрашивает и получает от структурных подразделений сведения, справочные и другие материалы, необходимые для выполнения обязанностей, предусмотренных Должностной инструкцией.
8.   Ведет переписку с судебными органами по правовым вопросам.
9.   Представляет в установленном порядке учреждение в органах государственной власти, иных учреждениях и организациях по юридическим вопросам.
10.   Дает структурным подразделениям и отдельным специалистам обязательные для исполнения указания по правовым вопросам.
11.   Принимает меры при обнаружении нарушений законности в учреждении и докладывает об этих нарушениях начальнику МСЧ для привлечения виновных к ответственности.
12.   Вносит на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы.
13.   Требует от начальника МСЧ обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Юрисконсульт несет ответственность:
1. За ненадлежащееисполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренныхдолжностной инструкцией, в пределах, определенных действующим законодательствомРФ.
2. За совершенные впроцессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенныхадминистративным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
3. За причинениематериального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательствомРФ.
В своей работеюрисконсульт руководствуется действующим законодательством, указаниями иприказами начальника МСЧ №92. Основная часть работы юрисконсульта уходит напроверку, подготовку и оформление различного рода документов.

Заключение
 
Юридическая служба не может обойтись без юриста. Профессия юриста является одной из самых древних. Она появилась вместе с правом, и роль этой профессии возрастала по мере развития законодательства. На современном этапе стоит острая необходимость в квалифицированных юристах. Квалифицированный юрист – это юрист с высшим юридическим образованием. А главное с большим опытом работы, он должен юристом широкого профиля. Но не только от опыта и квалификации юриста зависит работа юридического отдела. Важно также отношение руководителя предприятия к юридическому отделу. Какое место занимает юридический отдел в структуре предприятия, правильно ли определены функции, поставлены задачи юридического отдела, важно постоянно обновлять юридические знания, т.к. законодательство постоянно изменяется.
Юридическая службапредприятия – является важнейшим звеном в структуре предприятия. Заключениедоговоров, разрешение административных и иных конфликтов — это все юридическаясфера. Осуществление всех функций требует знаний в области юриспруденции исоответствующей практики и навыков. Мерыповышения эффективности работы юридической службы.
По результату работыможно сделать вывод, что первоочередное внимание необходимо обратить наследующие вопросы организации и деятельности юридической службы: 1) В настоящеевремя цели, задачи, функции, права и обязанности юридической службы должны бытьзафиксированы в законодательных актах, что создало бы возможность более успешноосуществлять правовую работу на предприятии. Необходимо принятие специальногоЗакона о юридической службе вместо устаревшего Общего положения о юридическомотделе. В новом Законе следует более детально определить правовой статусюридической службы применительно к новым экономическим условиям. 2) Для того,чтобы о компетенции юридической службы были осведомлены не только юридическиеработники, но и руководители предприятий, другие должностные лица, текстПоложения о юридическом отделе данного предприятия необходимо размножить ивручить соответствующим должностным лицам и всем структурным подразделениямэтого предприятия. 3) Необходимо правильно определить нужное количествоработников юридической службы. Численность персонала юридической службы зависитот следующих факторов: а) Объем деятельности организации, выраженный в годовыхпоказателях (стоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанныхуслуг). То есть имеется прямая зависимость между объемом производственнойдеятельности и масштабами правовой работы; б) Численность рабочих и служащих ворганизации. Естественно, что с увеличением числа работающих на предприятиивозрастает необходимость в консультировании, хотя бы по вопросам организациитруда, заработной платы, охраны труда; в) Наличие или отсутствие подчиненныхпредприятий или учреждений, наличие или отсутствие в их аппарате юридическойслужбы. Если, например, в подчиненных предприятиях, расположенных в пределахтой же административно-территориальной единицы, что и вышестоящий орган, нетсобственной юридической службы, юридической службе вышестоящей организацииприходится обслуживать подчиненные организации; г) Количество обслуживаемыхсубъектов (клиентов, абонентов, покупателей и т.п.), с возрастанием которого,как правило, увеличивается число претензий, заявлений, жалоб; по большинству изних необходима предварительная консультация юридической службы. Раньшеминистерства и ведомства разрабатывали специальные рекомендации для определенияоптимальной численности персонала юридической службы с учетом специфики работысоответствующих отраслей.  Практика показывает, что основной состав персоналапредприятий тратит только на делопроизводственные операции от 35 % до 50 %своего рабочего времени. Поэтому один из наиболее существенных путей повышенияэффективности работы служащих основного состава — организация выполнениямалопроизводительных и несложных управленческих функций вспомогательнымперсоналом, не имеющим специальной (в данном случае — юридической) подготовки. Подобноерешение вопроса о составе персонала юридических подразделений в организацияхпозволяет достигнуть рационального распределения обязанностей между персоналомподразделений, обеспечить полный охват правовой работой всех сторондеятельности организаций. Правовой формой распределения компетенции междуюридическим и вспомогательным персоналом является должностная инструкция. Онасоставляется по каждой должности и содержит следующие реквизиты: наименованиедолжности, функции, обязанности и права, указание на то, кем исполняютсяобязанности в случае временного отсутствия работника. Инструкции утверждаютсяначальником юридического отдела. Возможно утверждение ее руководителеморганизации. Начальник юридического подразделения призван осуществлять нетолько общее руководство отделом, но и некоторые функции юридическогообслуживания. За ним целесообразно закреплять такие функции, как визированиепроектов нормативных актов, издаваемых администрацией или органом управления,подготовка заключений по просьбе администрации. Руководитель юридической службыосуществляет и контроль за деятельностью работников отдела. Распределениеобязанностей между работниками юридического отдела желательно довести досведения руководителей организации и структурных подразделений. 4) Служебныеобязанности юрисконсультов должны касаться только правовой работы.
5) Планирование работы. Планированиеработы юридической службы проводится для целенаправленного охвата ею всехсторон многообразной деятельности организации, устранения ненужной поспешностии дублирования. Планирование необходимо особенно когда в подчинении данногопредприятия находится несколько других организаций. Планируя работу,юридический отдел вышестоящей организации может отразить на предстоящий периоднаиболее важные стороны собственной деятельности, акцентировать вниманиеюридических служб подчиненных предприятий на наиболее существенных вопросахюридической практики. Это тем более необходимо, поскольку юридическая службавышестоящей организации осуществляет методическое руководство деятельностьюсоответствующих служб подчиненных организаций. Планирование работы юридическойслужбы предпочтительно во всех случаях с точки зрения взаимной увязки,координации деятельности структурных подразделений предприятия. Например,совместно с экономической службой юридический отдел может предусмотретьпроверку практики проведения в организации мероприятий в рамках еехозяйственной деятельности, причем, естественно, экономическая служба будетинтересоваться экономическими вопросами, а юридическая — правовыми. Всовместной справке (приказе или ином документе) обе службы могут отразить неизмеримобольший круг вопросов, чем если бы каждая из них составляла отдельный документ.Понятно, что совместный документ такого рода гораздо глубже осветитдействительное положение дел. По характеру содержащихся в плане мероприятийразличают общие и специальные планы. Общие охватывают мероприятия по всемнаправлениям правовой работы в организации. Специальные утверждаются обычно дляисполнения акта вышестоящего органа, они составляются, как правило, после того,как общие планы (на год, полугодие) уже утверждены, в них содержатся болееуглубленные мероприятия по сравнению с мероприятиями общих планов. Планы работыюридической службы утверждаются руководителем организации, что делает ихобязательными не только для юридического отдела и юрисконсультов, но и для другихслужб. Поскольку планы работы юридической службы так или иначе затрагиваютдеятельность других подразделений, постольку копии их необходимо направить всемзаинтересованным подразделениям и должностным лицам. Востребованы будут толькоспециалисты высокого класса с престижным образованием и наработанными связями.Молодым юристам, особенно выпускникам вузов без опыта работы, устроиться будетдостаточно сложно — в целом рынок ими уже перенасыщен. Остается приобретатьэтот самый опыт в государственных учреждениях типа прокуратуры или работаяпомощником у юриста .

Список используемой литературы
1. Еремечев И.А., Хужокова И.М., Куличенко Е.Н.«Корпоративное право» — М: ЮНИТИ-ДАНА 2005;
2. Демидова Л.А., Сергеев В.И. «Адвокатура в России» — М:Юстицинформ 2006;
3. Журнал «Справочник юриста» №10 2009;
4. Чащин А. «Юридическая служба в РФ» — Дело и сервис, 2005;
5. www/urka/ru Юридические новости
6. Щербачева Л.В., Иванов В.П., Миронов А.Л. «Юридическаяслужба в государственных органах и на предприятии» — М: ЮНИТИ-ДАНА 2006:
7. Марченко Михаил «Юридический энциклопедический словарь» — Проспект, 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Соціально педагогічна робота як нагальна потреба розвитку українського суспільства
Реферат Управление оборотными средствами 2
Реферат Управление себестоимостью предприятия ХК ОАО «ПРИВОД»
Реферат Правления независимых государств в Латинской Америке
Реферат Управление качеством продукции 8
Реферат Управление финансовой деятельностью предприятия
Реферат Управление и развитие предприятия (магазин)
Реферат Управління системою контролінгу на підприємстві
Реферат Управление проектом система персонального радиовызова
Реферат Управління прибутком підприємства
Реферат Ultimate Love In Like Water Fo Chocolate
Реферат Управление затратами предприятия на примере ОАО РЖД локомотивного депо станции Вихорев
Реферат Анализ финансовых результатов деятельности коммерческого банка
Реферат Религия 6
Реферат Управление прибылью на примере деятельности АО