Реферат по предмету "Культура и искусство"


Этническая классификация осетинов и балкарцев. Католические праздники. Ордалии в Русской правде

Сравните по 4 этническим классификациям: осетинов и балкарцев
Осети́ны (осет.  ирæттæ;собирательно ирон адæм, ир) — народ иранского происхождения,живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии: республик СевернаяОсетия — Алания и Южная Осетия. Живут также в других районах РоссийскойФедерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранскойгруппе индоевропейской семьи языков; большинство осетин двуязычны (двуязычие — осетинско-русское,реже — осетинско-грузинское или осетинско-турецкое). При этом за последниесоветские и постсоветские десятилетия увеличилось число осетин Северной Осетииплохо, либо совсем не владеющих родной речью. Языковую ассимиляцию, вчастности, можно наблюдать во Владикавказе, Беслане, Моздоке.
Общая численность — около 700тыс. человек, из них в Российской Федерации — 515 тыс.
Антропологически относятся к Кавкасионскомутипу Европеоидной расы.
Осетины — название народа,произошедшее от греческого — ос, названия алан, перешедшего в грузинский- оси, овси (груз.  ოსები),которое в свою очередь произошло от самоназвания части алан — асы. Врусском языке появился этноним осетины от грузинского названия Алании — Осети.Самоназвание осетин — «ирон». По одной из версий это слово восходит к«арии» (آریا, ārya, aryien — благородный).В византийских источниках осетин называли аланами, по-грузински овсы (осы),по-армянски осы (в некоторых древних источниках также аланы), по-русски ясы.
Осетины являются прямымипотомками сарматского племени алан, отсюда и название республики РСО-Алания.
Это подтверждается как языковымиданными, так и осетинской мифологией и генетическими исследованиями.
В более широком смысле, осетиныявляются единственным сохранившимся реликтом северо-иранского (скифо-сарматского)языкового мира.
Впервые, гипотеза иранскогопроисхождения осетин была выдвинута Ю. Клапортом в первой половине XIX века ивскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика финскогопроисхождения Андреаса Шёгрена.
Уже в середине XIX века русскийучёный немецкого происхождения В.Ф. Миллер писал: «Можно теперь считатьдоказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляетсобою последних потомков большого иранского племени, которое в средние векаизвестно было как аланы, в древние — как сарматы и понтийские скифы»
Балка́рцы (карач. — балк.  Таулула — дословно: «горцы») — северо-кавказский народ, коренное население Кабардино-Балкарии,населяющее в основном её горные и предгорные районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский(малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан(баксанцы или в прошлом — урусбиевцы) и Малка.
Фактически балкарцы составляютединый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. Ониотносятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорятна карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Диалектныеразличия незначительны.
Балкарский народ сформировалсяна территории Центрального Кавказа в результате необычайно сложного идлительного процесса смешения и поэтапного исторического развития трёхосновополагающих этнических компонентов:
а) потомков древнейшегоавтохтонно-кавказского населения медно-каменного, бронзового и раннежелезноговеков IV-I тыс. до н.э. (особенно племен кобанской культуры XII-IV вв. до н. э);
б) алан-асов или овсов (II-I ввдо н.э. — XIII в. н. э);
в) болгар или булгар (I тыс. н. э)и половцев-кыпчаков и/или куманов (XI-XIV).
Смешанный характер этногенезабалкарцев проявляется в разнообразии традиционно связанных с ними этническихнаименований и в особенностях их материальной и духовной культуры. Первыеупоминания балкарцев содержатся у автора IV в. Ибн А. Котины в связи с событиямиболее древнего периода (его сведения сохранились в «Истории Армении» МовсесаХоренаци, V в), а также в латинском «Анонимном Хронографе» 354 г.,хронике З. Ритора (VI в), «Армянской географии» А. Ширакаци (VII в). Врусских документах наиболее ранние упоминания балкарцев относятся к 1629 году. Вгрузинских источниках XIV-XVIII вв. балкарцы известны под именем «басианы».Осетины называли их асами (æссон, асиаг), сваны — «сауары» или«горцы», кабардинцы — «къушхьэ» (горцы).
Проблема средневековыхалано-тюркских (половецких) связей впервые была освещена в трудах В. Миллера иМ. Ковалевского, совершивших в 80-х годах путешествие по Балкарии. Собранныеими в большом количестве топонимические материалы ставят перед исследователямивопрос о роли аланского компонента в формировании балкарского народа. Всоветское время исследование этой проблемы было продолжено В.И. Абаевым.
Еще в 30-х годах специальныеэкспедиции в Балкарию и Карачай обследовали почти всю западную частьисторической территории Алании, от Терека до верховьев Кубани, и собралиогромный материал, показывающий наличие близких черт в быту балкарцев икарачаевцев, с одной стороны, и осетин — с другой. В это время В.И. Абаевымвыявлено 200 осетинских слов, воспринятых предками балкарцев и карачаевцев всредневековый период; среди этих слов есть и такие, которые «в самомосетинском языке уже мало или вовсе не употребляются». «Этот материал- пишет В.И. Абаев, — вновь подтвердил, что осетинские элементы вбалкаро-карачаевском ни в коем случае не могут объясняться распространением изнынешней Осетии.
В этом случае количество такихэлементов резко убывало бы с востока на запад, и в таком отдаленном от Осетиирайоне, как Баксанский, не могло быть сколько-нибудь значительным. Вдействительности баксанский насыщен „осетизмами“ не меньше другихговоров, и что особенно показательно, в нем встречаются такие осетинскиеэлементы, которых нет в более близких к Осетии говорах — чегемском иверхнебалкарском. Вывод ясен — осетинские элементы в балкаро-карачаевском — нерезультат новейшего заимствования из современной Осетии, а наследие старогоалано-тюркского смешения, происходившего на территории всех ущелий, от Терекадо верхней Кубани».
Наряду с данными языка итопонимики весьма важным источником для выявления аланского субстрата вэтногенезе балкарцев и карачаевцев является этнографический материал, которыйраньше почти не привлекался. Полевой этнографический материал показал родствобалкарцев и карачаевцев с осетинами в хозяйстве, культуре, в обычаях, нравах и т.д.Эту близость во многом можно объяснить как этническим родством, так и общимитрадициями этих народов, сложившимися в период их пребывания в горах западнойАлании.
Несомненный интерес для наспредставляют фамильные предания, записанные еще Миллером и Ковалевским. Этот видустного народного творчества, каким бы тенденциозным он ни был, в какой-то мереотражает реальные исторические события и может помочь решению рассматриваемойпроблемы.
В преданиях упоминаются названиянекоторых осетинских родов: Саута (осет. — Черные), Мысаковы (осет. — Масуг,башня), — сталкивавшихся с пришлыми тюркоязычными племенами. Когда вгустонаселенное Черекское ущелье вторглась масса половцев, значительная частькоренных жителей — алан ушла в районы современной Осетии, в частности вДигорское ущелье. Многие носители дигорских фамилий считают своими предкамивыходцев из Балкарий.
О длительном существовании вВерхней Балкарии (Черекское ущелье) тюркоязычного и аланского населения и ихобщении с жителями Дигорского ущелья говорит предание о происхожденииродоначальников балкарских таубиев — Басиат и дигорских феодальных фамилий — Бадела. Басиат и Бадела считаются родными братьями. Покинув древний городМаджар на Куме, они сначала поселились в Дигорском ущелье, а затем Басиатпоссорился с младшим братом Бадела и ушел в верховья Черека.
Можно отметить большоеколичество браков между представителями осетин, балкарцев и карачаевцев. Многиеосетинские семьи переселялись в Балкарию, так же как и балкарские в Осетию.
Для выявленияосетино-балкаро-карачаевских связей интересен анализ этнонимов, которыми этинароды называют друг друга. Балкария издавна известна осетинам под именем Ассы,отсюда ассиаг, т.е. человек из страны Ассы. Это старое аланское самоназваниежителей Западной Алании сохранилось и в карачаево-балкарском языке, но внастоящее время оно означает — иноверец. Ассыдан туугъан — рожденный отбезбожника, т.е. от человека другой веры, какими были аланы для турок. В языкебалкарцев и карачаевцев есть слово алан: в значении товарищ, друг. Такоготолкования нет у других тюркских народов. Можно полагать, что несмотря насохранение ряда этнических особенностей аланы, оказавшиеся среди пришлыхтюркоязычных племен, сотрудничали с ними в мирное время и совместно отражалинабеги врага.
Жителей Карачая, возникшего,по-видимому, не ранее XVI в. в результате переселения балкарцев в верховьяКубани, осетины называют хъарасе, хъарасиаг — из страны Карачая. Балкарцыименовали осетин дигор. Карачаевцы именуют осетин-иранцев этнонимом тегей, адигорцев — дюгер.
Таким образом, можноконстатировать сохранение в языке изучаемых народов аланских этнонимов ассы идигори (дигорцы), отмеченные еще в «Армянской географии» VII в., гдепод именем дигор выступают, по-видимому, обитатели современного Дигорскогоущелья, ассы же — это жители остальных районов Западной Алании. Это даетоснование предположить, что существовали два самостоятельных аланских племени.
Близость рассматриваемых народовпрослеживается и в области материальной культуры. Несомненно, что половцы,попавшие в непривычные для них горные условия, унаследовали аланскиесельскохозяйственные орудия, в том числе и пахотные, а также некоторые навыки иприемы хозяйства. Это положение подтверждается сравнительным изучениемтрадиционных орудий у осетин, балкарцев и карачаевцев. Балкаро-карачаевскоепахотное орудие (сабан агъач) почти абсолютно идентично горному осетинскомупахотному орудию (дзыбыр) и особенно его дигорскому варианту. Однако мы ненаходим аналогии ему у других соседних народов — кабардинцев, чеченцев. Двеглавные части этого орудия — ручка и дугообразная стойка — имеют осетинскиеназвания; первая называется гулос, а вторая гина.
Общими у осетин, балкарцев икарачаевцев были своеобразная самодельная коса и деревянные грабли свертящимися вокруг оси зубьями. Ни одно из этих орудий не применялось в Кабарде.
Повсеместное распространениеимели в Осетии, Карачае, Балкарии земляные ямы, служившие для хранения зерна. Особенномного таких ям в средневековых поселениях, в оборонительных и культовыхсооружениях алан, например в аланских соборах Х-ХI вв. в верховьях Кубани (Хумаринский,Сентийский). Наконец, многие балкаро-карачаевские названия процессов уборкиурожая и заготовки сена, а также связанные с ними предметы и орудия трудасходны с осетинскими. Они вошли в язык указанных народов.
Большое сходство у осетин,балкарцев и карачаевцев имеет способ приготовления молочных продуктов, вчастности сыра и масла. Для приготовления масла применялась маслобойка одноготипа, представляющая собой цельный деревянный ствол. В качестве маслобойки и убалкарцев, и у карачаевцев использовался еще и бурдюк, который носит дигорскоеназвание и воспринят, по-видимому, также от алан. В отличие от изучаемых наминародов, кабардинцам известны только копченый сыр и топленое масло. У них маслоизготовлялось без применения маслобойки.
Сходство культуры осетин,балкарцев и карачаевцев не менее ярко проявляется в архитектуре этих народов. Встречающиесяна территории Балкарии и в Карачае сторожевые, оборонительные, жилые башни, атакже целые замки типа осетинского галуана относятся по времени постройки каланской эпохе и к периоду позднего средневековья. В настоящее время уцелелитолько некоторые из этих памятников. Все башни, как правило, одного типа. Исключениесоставляет хорошо сохранившаяся трехэтажная сванская башня в Верхнем Чегеме,построенная сванскими мастерами не позднее XVII в. Подобной башни на СеверномКавказе больше нет. Балкарские башни очень сходны с осетинскими, что не разподчеркивалось исследователями. «Следует отметить, — писал В. Миллер, — башни, встречающиеся в этих местах не менее часто, чем в Осетии, в большинствесовершенно сходные с осетинскими по наружному виду.» Сходны также исклеповые сооружения осетин, балкарцев и карачаевцев. Это позволяет высказатьпредположение о том, что пришлые тюркоязычные племена, смешавшись с аланами,унаследовали существовавшую у них форму погребения.
Большую роль в общественнойжизни как балкаро-карачаевского, так и осетинского села играл ныгъыш (осет. — ныхас) — место, где собирались мужчины, в особенности сельские старейшины. Здесьмирили поссорившиеся семьи, решали вопросы о постройке и ремонте дорог, мостов,найме общественных пастухов и т.д. Здесь же устраивали спортивные игры, пелипесни, играли на музыкальных инструментах. В Осетии, так же как и Балкарии иКарачае, существовали сходные правила поведения в подобных местах. Деларешались главным образом стариками. Мужчины помоложе никогда не садились в ихприсутствии. Молодежь не имела права голоса, а женщины даже не могли пройтимимо ныгъыша во время мужских собраний.
Ныгъыш, как и осетинский ныхас,уходит корнями в аланскую эпоху [26]. Участие алан в этногенезе балкарцев икарачаевцев прослеживается также на материалах жилых построек и убранства домову этих народов. Главную часть балкаро-карачаевского дома составляла кухня. Подобноосетинскому хадзару она представляла собой огромное помещение, потолок которогоподдерживал массивный столб, находившийся в центре комнаты. На этот столбобычно вешали предметы домашнего обихода. Один из передних углов кухниотгораживали и превращали в кладовую (гуму), куда вел низкий вход. Такое жезначение имела и кладовая (къабиц) в осетинском доме. Старшая женщина юйбийче (осет.- афсин) всегда носила при себе ключи от кладовой и нож. Без ее разрешенияникто из членов семьи не мог войти в гуму. Молодая невестка, пожелавшаяпобывать в кладовой, по обычаю должна была делать подарки ее хозяйке.
Характерно, что многие важныеэлементы жилища балкарцев и карачаевцев имеют алано-осетинские наименования,усвоенные ими еще на заре становления этих народностей. Среди таких терминовхэ-рэк — большая продольная балка (осет. — аххараг), зэлмэ — хворост, которымпокрывают плоскую крышу дома (осет. — анзалм), чидинзди — столб (осет., дигор. — сагинза) и т.д. В Балкарии и Карачае существует немало осетинских названийпредметов домашней обстановки и утвари: тэрхэк — каменная скамья (осет. — тархаг); чэпдэк, чиндик — скамья, кресло (осет. — сынтаг), кровать; кутчел — кадка(осет., дигор, — кустеллау, чолпи — ковш, черпалка (осет. — солпи) и т.д.
Большая общность обнаруживаетсяи в традиционной пище у рассматриваемых народов. Наиболее распространенным илюбимым блюдом являются пироги с мясом и пироги с сыром (у балкарцев икарачаевцев — хэчэн), такие же пироги делаются с начинкой из картофеля,капусты, фасоли и т.д. Общие блюда для этих народов — это нэрна — своеобразнаякаша (осет. — зерна), кэрзэн, гырджын — хлеб, чурек (осет. — карзын), а такжераспространенное, особенно у осетин, блюдо дзыгка — кашица, приготовленная изсвежего растопленного сыра с добавлением небольшого количества муки.
Близость осетин, балкарцев икарачаевцев проявляется в семейных обрядах, в частности в свадебных, а допринятия балкарцами и карачаевцами мусульманства сходство существовало и впохоронных обычаях. Свадебные обряды, записанные нами во многих селах Балкариии Карачая, поразительно похожи на осетинские. Сходство проявляется во всем: всватовстве, в заключении брака, в подборе дружков. Один из них (у балкарцев икарачаевцев он носит название улан-югер) играет такую же роль во всей свадебнойцеремонии, как в осетинской свадьбе къухыл-халцаг (букв. — держащий за руку). Схожив Балкарии и Карачае некоторые осетинские свадебные обычаи: домаконд — отправление невестки по воду и хызисан [32] — снятие платка с головы. Присовершении этого обряда желали молодой иметь девять мальчиков и одну девочку.
Можно упомянуть и о некоторыхобычаях избегания, соблюдавшихся молодыми и их родственниками, но онихарактерны и для других народов Кавказа. Отметим лишь один из них: у балкарцев,карачаевцев и осетин молодая не разговаривала со своим свекром и старшимиродственниками мужа до совершения обряда «раскрытия рта невесты» ивручения ей соответствующих подарков.
Полевой этнографический материалсвидетельствует о том, что до принятия ислама балкарцы и карачаевцы хоронилипокойника, соблюдая многие архаические обряды, совершенно аналогичныеосетинским и уходящие своими корнями в древнеиранский мир. К таким обычаямотносятся оплакивание покойника, устройство в его честь соревнований пострельбе в цель (къараатыу — осет. хъабахъ), скачки и т.д.
Большой интерес представляют идомусульманские верования балкарцев и карачаевцев. У них много общих сосетинами святых: Жеорги (св. Георгий, осет., дигор. Уасгергий), Тотур, Тотар (св.Федор, осет. Тутыр). Характерно, что до сих пор во многих селах Балкарии (ВерхняяБалкария, Безенги, Верхний Чегем и др.) сохранились святилища в честь Байрам,куда еще не так давно приходили женщины с приношениями. К Байрам чаше всегообращались те женщины, которые не имели детей. Среди языческих божеств убалкарцев и карачаевцев особенно почитались Апсаты (осет. — Афсати), обитавший,по поверью, высоко в горах и зорко охранявший свои стада. У осетин этоохотничье божество выступало в образе человека — старика с белой бородой, а убалкарцев и карачаевцев оно изображается в виде белого тура. Убить это животноесчиталось большим несчастьем для охотника.
Некоторые близкие параллели вэтикете, в частности соблюдение обычая старшинства за столом, выборе тамадойсамого старшего, указывают на давнее родство рассматриваемых народов. Сходнытакже обычаи распределения мяса жертвенного животного. У балкарцев икарачаевцев перед старшим обязательно ставят правую половину головы и частькурдюка. Среди кавказских народов подобные обычаи существуют только у осетин. Однакоу осетин ставят перед старшим голову целиком, курдюк, шею и некоторые другиечасти животного. Заметим, что этот обычай существует и у казахов в СреднейАзии, в формировании которых принимали большое участие также ираноязычныенароды — скифы, сарматы и аланы.
Близкое родство балкарцев,карачаевцев и осетин проявляется и в их музыкальном и хореографическомискусстве. Среди музыкальных инструментов особый интерес вызывает 12-струннаяарфа, имевшая значительное распространение и на территории Балкарии.
Подводя итог, отметим, чтопришлые тюркоязычные племена, поселившиеся в горах рядом с давно обитавшими тамаланами, постепенно сближались с ними, передали им свой язык и некоторыеобычаи, восприняв, в свою очередь, многие элементы аланской культуры. Изсинтеза этих различных по языку и культуре народов сформировались новыеэтнические общности — балкарцы, а затем и карачаевцы. Приведенный материалсвидетельствует о большой общности в культуре осетин, балкарцев и карачаевцев,что, несомненно, объясняется активным участием алан в этногенезе этих народов. Этоподтверждает выводы ряда дореволюционных и советских ученых.Укажите праздники в католицизме, отсутствующие в православной церкви
Разный подход между католическойи православной церковью существует и применительно к восприятию церковныхпраздников. Главным православным праздником по значимости является праздникПасхи, католическим — Рождество. После разделения церквей в католицизме былиустановлены праздники, которые не принимаются в православии.
К числу праздников,отсутствующих в православии, относятся дни «Тела Христова», «СердцаИисуса», «Непорочного зачатия девы Марии» и др.
В то же время в православииотмечаются Сретение, Преображение, Воздвижение, отсутствующие в католическойцеркви. Неотъемлемой чертой православия являются посты, которые делятся намногодневные (весенний «великий», летний «петров», осенний«успенский» и зимний «рождественский») и однодневные — всегоболее 200 дней в году. Когда идет составление церковного календаря,православные церкви продолжают придерживаться юлианского календаря, в то времякак католический мир живет по григорианскому календарю.Как вы понимаете притчу изложенную в евангелие от Иоанна гл.10: 1-10: 5?
Притчи Иисуса Христа — изложенныев Евангелиях назидательные истории, рассказанные Иисусом Христом народу вовремя его проповеди. Притчи содержатся только в синоптических Евангелиях (в Евангелииот Иоанна содержится лишь одна притча о Добром пастыре).
Добрый Пастырь (греч.  ὁποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат.  pastor bonus)- символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из ВетхогоЗавета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своейроли учителя.
/>
Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
(Ин. 10: 11-16)
Речь Христа о Себе как о добромпастыре начинается притчею, в которой изображается противоположность междупастырем, которому овцы принадлежат как его собственность, ипастырем-наемником, который пренебрежительно относится к порученному ему стаду(1-6). Эту приточную речь Господь разъясняет далее, говоря о своем положении вЦарстве Божием: Он есть дверь, ведущая к овцам (7-10), и, с другой стороны, — добрыйпастырь (11-18). Но поводу этой речи среди иудеев началась распря: онинедоумевали, кто же такой Христос (19-21)?
Простой наемник никогда нежертвует своей жизнью для спасения овец, порученных его попечению. В минутуопасности он заботится о спасении только своей жизни: овцы ведь не емупринадлежат!
Но кто разумеется здесь подименем волка? Вероятнее всего, что Христос хотел так обозначить все враждебныеразвитию Царства Божия силы. А после этого легко понять, кого Христос разумеетпод именем наемника. Это те, попечению кого Христос поручил СвоюЦерковь, но которые часто не хотят отдать всю свою любовь на благо людей,порученных их попечению (ср.1 Пет.5: 2; Тит.1: 7 1 Тим.3: 8). В особенности жеэто относилось к тогдашней иерархии, которая не хотела ничем жертвовать длянарода, которому много вреда причиняли и Ироды — светская власть — и фарисеи.
В противоположность темненормальным отношениям, какие существуют между иудейскими пастырями-наемникамии народом, Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви,какие существуют между Ним и Его духовным стадом. Отношения эти Онуподобляет отношению, существующему между Ним и Отцом.
Знаю Моих, т.е. люблю ихи вхожу во все их нужды.
И жизнь Мою полагаю. ЕслиЕго овцам угрожает опасность, то Христос полагает или готов положить и жизньСвою за них. И близко уже было время, когда эти слова Христа должны были прийтив исполнение.
Но этим самопожертвованием дляблага и спасения овец не ограничивается деятельность Христа как пастыря. Онапростирается и на будущее время, когда Его уже не будет на земле, ипростирается за пределы, в каких пребывает стадо израильское. Христос долженпривести еще других Своих овец, которые странствуют далеко отИзраильского царства и дожидаются того момента, когда раздастся призывающий ихголос Христов. Таким образом, в едином дворе, т.е. в Церкви соединятся иверующие во Христа израильтяне и верующие язычники, под управлением ЕдинойГлавы — Христа (ср. Иез.37: 22,24). Господь Сам совершит это приведениеязычников после Своей смерти (ср.12: 32; 2: 19). Ясно отсюда, что смерть Его небудет окончанием Его деятельности по отношению к Его стаду, а только послужит кеще большему ее расширению.Опишите отношение к ростовщичеству, выраженное в Библии, кн. «Второзаконие»,гл.15? Укажите номер стиха и раскройте содержание
Обратимся к Библии. Берем её книгиВторозаконие 23: 19 и 28: 12 и книгу пророка Исаии 60: 10 и читаем.
«Не отдавай в рост братутвоему ни серебра, ни хлеба, ни чего‑либо другого, что можно отдавать врост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Второзаконие,23: 19);
"… и будешь давать взаймымногим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать надмногими народами, а они над тобою не будут господствовать] " (Второзаконие28: 12).
«Тогда сыновья иноземцевбудут строить стены твои, и цари их — служить тебе…, народ и царства, которыене захотят служить тебе — погибнут, и такие народы совершенно истребятся»(Исаия 60: 10‑12).
В книге «Исход» говорится:"Если серебро дашь в долг кому-нибудь из Моего народа, бедняку, которыйс тобой, не требуй от него уплаты, не налагай на него роста".
В книге «Второзаконие»вводится характерное разграничение между «своим братом» и «чужаком»,согласно которому запрет на взимание процента с отдаваемого в долг касаетсятолько «своих». Не довольствуясь одним лишь запретом, древнийзаконодатель предусматривает также периодические отпущения долгов: "Вконце седьмого года… пусть отпустит всякий заимодавец заем, который он далсвоему ближнему". В тот же срок надлежало освободить проданного врабство. Каждый пятидесятый («юбилейный») год рабам-соплеменникам иих детям должны были возвращаться не только личная свобода, но и родовыевладения, прежде всего земля.
Отношение Библии к кредитунепростое. Дело в том, что долг в Библии — символ греха, который отнимает учеловека наибольшее богатство — свободу. Долги были той единственной причиной,из-за которой израильтяне могли попасть в рабство к своим братьям.
Раскройте содержание статьи 21 Русской Правды (пространная редакция, поТроицкому I списку) и почему именно эти действия используются как ордалии, а не,например испытание землей или воздухом?
Орда́лии (от англосакс.  ordol,латинский ordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и«Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалиисчитаются одним из видов архаического права.
При испытании водой нужно былодостать кольцо из кипятка, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т.п.
Испытание огнём состояло в том,что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костёр,держать руками раскалённое железо, прыгнуть в реку (в те времена малоеколичество людей умело плавать, особенно в быстрых реках).
Выдержавший эти испытанияпризнавался оправданным, не выдержавший — виновным. На Руси утонувший в рекесчитался оправданным — бог его забрал в лучший мир, он раньше попал на небо.
Ордалии имели распространение умногих народов, встречались и в период Высокого Средневековья.
Русская Правда упоминаетиспытание железом и водою. Русской Правде испытание водой применялось в искахот двух гривен серебра до полугривны золотом; ордалии применялись в исках обубийстве, а также и во всех тяжбах поклепных, т.е. когда обвинитель не могпредставить никаких доказательств, кроме своего утверждения; кроме татьбы, сюдаотносились иски об истреблении чужого имущества, но не иски, возникающие издоговоров.
Испытание железом применялосьтогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях,чем испытание водой. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, нераскрывает техники их проведения. Более поздние источники сообщают, чтоиспытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причемесли он тонул, то считался выигравшим дело.
Статья 17. Если ответчикаобвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть ихиспытанию (раскаленным) железом. Так поступать и во всех тяжбах, в воровстве (илив другом) обвинении; если (обвинитель) не предъявит поличного, а сумма искасоставляет до полугривны золотом, то подвергнуть его испытанию железом в неволю;если же сумма иска меньше, до двух гривен (серебра), то подвергнуть егоиспытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денегпринесет клятву. Славяне (русины) знали также и такую форму «божьего суда»,как состязание мечами: кто одержит верх над своим противником, в пользу того решаетсяспор.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.